и

£

ГС жение был обсужден на совещании пар-

О: общее полковое партийное со-

_271 онтября_ 1945 г. № 86 (384),

a San ii

КОММУНИСТЫ — ПЕРЕДОВИКИ УЧЕБЫ

Почти все коммунисты и комсомольцы
нашем твардейского полка ночных  бом-
бардировщиков прошли суровую школу
войны, накопили богатый боевой опыт. ^

(. первых же дней послевоенной учебы

циплины, епособствуют повышению каче-
ства учебы. Недавно в полку проводились
учебные ночные полеты. Тщательно и
серьезно готовились к ним коммунисты
офицеры, сержанты и тядовые. Гвардии

парторганизация полка поставила своей ставший лейтенант коммунист  КучаноР
задачей добиться такого положения, что-  тренировался в полетах в закрытой
бы каждый коммунист был передовиком   каблне, а затем тренировал команди-

боевой подготовки.

Вопрос 0 задачах парторганизации в
Я связи с переходом части на мирное поло-

ров экипажей. С каждым летчиком он под-
нимался в воздух, изучал его полет, от-
мечал недостатки, пояснял, как их уст-
ранять. Ночные полеты звено Кучанова
провело успенено. Отличной оценки удосто-
илея командир другого звена коммунист
старший лейтенант Самойлов.

В звене, которым командует член пар”
тии старший лейтенант Васильев, молодые
летчики Пивоваров и Балакирев  до-
пускали ошибки во время  трениро-
вок перед ночными полетами. Они, напри-
мер, не выдерживали направления с&мо-
лета при взлете. Пивоваров начинал ле-
лать первый разворот еще до набора поло-
женной высоты. Старший лейтенант Ba-
сильев терпеливо тренировал молодых пи-
лотов и добился того, что они в совершен-
стве отработали технику пилотирования.
В учебных ночных полетах звено Василье-
ва показало хорошую выучку.

Воммуниеты — летчики и техники,
участвовавшие в учебных ночных  поле-
тах, добились высоких показателей: все
они получили оценки хорошие или отлич-
ные, плохих или посредственных оценок
не было. Это способствовало успехам ©с-
тальных летчиков и техников.

Однако было бы ошибочным утверждать,
что у нас все обстоит хорошо, что все без
исключения коммунисты справляются ©
новыми требованиями. Некоторые члены я
кандидаты партии еще He прониклись
сознанием партийной ответственности за
боевую учебу. Так, например, слабо учил-
ся офицер Соловьев, Часто пропускал
командирокие занятия, не требовал от
своих подчиненных серьезного отношения
к Учебе. Звено, в котором находился Co-
ловьев, считалось отстающим. Грубое на-
рушение дисциплины допустил
техник-лейтенант Ерофеев.

Партийное
этих коммунистов и сделало им предупре:
ждение. На заседании бюро товарищам
дали понять, что никто не отрицает их
боевых заслуг на фронте, где они мужест”
венно сражались и искусно руководили
своими бойцами. Теперь же они обязаны
столь же бтарательно и умело учиться и
учить своих подчиненных боевому ма-

тийного актива,
хкОНЧания военных

созванном вскоре после
действий, а затем

брание. Этому собранию предшествовала
большая подготовительная работа, в ходе
тоторой на совещаниях коммунистов эс-
задрилий подводились итоги первых дней
учебы, выявлялись причины недостатков.

На полковом партийном собрании с док-
адом о задачах коммунистов в боевой и
политической подготовке выступил коман-
р части твардии подполковник Яхние.

— В битвах против титлеровских за-
хватчиков, — сказал докладчик, — боль-
тевики нашего полка выдержали ©уро-
вый‘экзамен, доказав на деле свою. пре-
данность партии Ленина— Сталина. Ком-
уунисты первыми шли на боевое задание,
своей самоотверженностью ‘увлекая бес-
партийных товарищей. Члены и кандида-
ты-партии всегда являлись образцом дис-
циплинированности и организованности,
мужества и отвати в выполнении заданий
командования.

Коммунисты сыграли большую роль В
хостижении победы над врагом, в завое-
Banu наших полком права носить
почетное звание гвардейского. Будем
же хранить славные традиции гвардей-
цев, будем упорно добиваться дальней-
ттего боевого совершенствования части.

; Докладчик сформулировал конкретные

` вадачи коммунистов--летчиков, штурма-
нов, техников, стрелков,  мотористов.
Стать отличником боевой и политической
подготовки — вот что потребовал коман-
1ир части от каждого коммуниста.

В центре внимания партийного собрания
стоял вопрос о качестве боевой и полити-
ческой подготовки. В соответствии с этим
мы, проводя совещание коммунистов“ати-
чаторов, прикрепленных к звеньям, раз’-.
менили им их задачи в новых YyeJ0-
виях и подчеркнули их роль в борьбе за
высокое качество учебы. Парторги эскад-
рилий гвардии старший лейтенант Ма-
лышев; твардии лейтенант Втулочкина и
твардии старший лейтенант Таврилов со-

были представители командования,

твардии.

бюро обсудило повеление

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ 2

По страницам
авиационных газет

Генерал М. И. Дратомиров — один из

ГРАМОТЫ
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ выдающихея русских военных теоретиков
вождя второй ‘половины ХХ и начала ХХ века.

Дежурный офицер лейтенант Комарчук Он начал свою деятельность на военном
четко отрапортовал командиру подразделе-  поприще в то время, когда печальный
ния: опыт Ирымекой войны 1853—1856 ит.

— Личный состав собран для вручения   поставил русскую военную мысль перед
pes ©. oo Верховного Глав-   необходимостью `репительно пересмотреть

о. =
ея текст приказа. Первым по- DE ИВО в русской ар-
лучает грамоту младший лейтенант Брже- мии при Николае I.
зовский. Вместе со своими бойцами он Реакция, царившая тогда во всех облас-
прошел по дорогам Маньчжурии, внеся   ТЯХ тосударственной жизни, нашла ©в0е
свою долю труда и воинской доблести в   отражение и в военном деле. Формализм.
ле победы` над Японией. es палочная дисциплина, подавление всякой
о име ок оо
ший сержант Алексеев, ефрейтор Звигин,   Hep таковы привципы, которые
а за ними все бойцы и сержанты подраз- культивировались в армии в пиколаев.
деления («Боевой курс»). скую эпоху. Реавционный николаевокий
режим, затормозив экономическое развитие

КОСО страны, обусловил техническую отсталость.
ЗНАМЕНИ _ армии. Последствия всего этого и сказа-

В жестоких. битвах у берегов Черного   ТСР В ходе Крымской кампании.
моря; у стен Ленинграда, на белорусской Исхол Крымской войны знаменовал собой
земле, в Силезии и под. Берлином отважно   крах николаевской военной системы, по-
сражались < врагом летчики-штурмовики  строенной на немецких образцах. Но одно-
О
ee ный ее отизод. — севастопольская оборона

чтобы 2
вручить штурмовикам гвардейское знамя. — показали торжество русекой нацио-

Принимая полковую святыню, гвардии нальной военной школы, основы которой
майор Стародумов от имени полка поклял: были заложены Петром Первым и в даль-
ся высоко держать гвардейскую честь, В нейшем творчески  претворены” в жизнь
упорной учебе следовать боевым традициям  Суворовым, Кутузовым, Ушаковым, Нахи-
части и хранить ее славу. После вручения   уовым и их соратниками,
знамени на аэродроме состоялея парад
(«Крылья победы»).

ГОДОВОЙ ПЛАН

ВЫПОЛНЕН

Дружно, по-стахановски трудятся бойцы,
сержанты и офицеры Н-ских мастерских.
Особенно отличились они на сборке авто-
машин и самолетов. Старшины Мельник, ского военного искусства.
Зубрилов, старшие сержанты Тарасов, Под- Научно-исследовательские работы Дра-
кин, Бондаренко, младшие сержанты Бели-   гомирова, его статьй, помещенные во мно-
мов, Филиппов и многие другие ежедневно гих журналах и газетах, — ценнейший.
ee нормы выработки eae вклад в сокровищницу русской военной
центов. В результате честного,   о -
женного отношения к труду коллектив И ое

ВЫПОЛНИЛ © годовой план по выпуску про- ae -
дукции на 3 месяца раньше срока («Со- тики сохраняют свое значение и в наше
время.

ветский летчик»).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ В понимании Драгомирова вопросы так-
МАСТЕРСКАЯ тики тесно связаны с вопросами востита-
ния и обучения войск. В развитии и по-

В Н-ской гвардейской авиачасти с08-
дана хупожественная мастерская, в KO- пуляризации этого принципа им сделано

торой работают художники-любители. ‘С  очень много.
помошью офицера Мельчицкого они изу-   Исходным положением Дратомирова, как

wasoT теоретические вопросы живописи, И: ies   vik
Зо же время выполняют большую ра- всей русской военной школы, является

боту. оформляя картинами, портретами, _
плакатами и лозунгами ленинские комнаты
и общежития. («Доблесть»).

шее развитие этих принципов и выступил
Михаил Иванович Дратомиров. Крупней-
ший военный теоретик, человек огром-
ных знаний, глубокого и яеноо ума,
он посвятил свою жизнь развитию pyc-

ка-солдата. Этот ‘тезис остается неизмен-
  ным при любом уровне техники. Несомнен-

Последовательные борщом за дальней-

тезис.о решающей роли Ha войне челове-.

*

К 40-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ
М_И. ДРАГОМИРОВА
>

приказов командира — вот качества, не-
обходимые бойцу. Боец должен быть
способным длительно переносить лишения
военного времени, искусно владеть своим
оружием и уметь действовать согласован-
но © товарищами.

Наконец, солдат обязан уметь ловко
преодолевать преграды я пользоваться ими
для защиты от. наблюдения и действий
врага, сохраняя в то же время возмож-
ность наблюлаль за противником и пора-
жать ero.

Для всего этого требуются умелое в06-
питание и обучение солдал.

Драгомиров в своей книге «Тактика»
требует от воина большой энергии, упор-
ства и гибкости, той энергии, которая He
хопускает сомнения в уснехе даже тогда,
когла кажется, что нет надежды на спасе-
вие; того упорства, благодаря которому
боец не отступит ни перед чем; той гиб-
‘кости, которая в одно мгновение, с измене-
нием обстоятельств, епособна найти  дру-
тие средства для достижения цели.

Выдающийся военный теоретик

Что касается теоретической учебы, то офи

‚цер, закончив школу, должен непрерывно

совершенствовать свои знания и расши-
рять свой военный кругозор.

Чтобы стать боевым руководителем и
воспиталелем, офицеру нужно прежде все
го иметь те качества, которые он обязан
развивать в солдате. Офицер должен не.
только превосходить солдата широтой и
глубиной своих военных познаний, но и
обладать такими моральными свойствами,
благодаря которым он сможет выполнять
роль командира. Важнейпгим из них яв-
ляется тверхая воля.

Необходимым качеством офицера, являет
ся также способность, принимать и OCy-
ществлять самостоятельные решения. Н®
всякий офицер может: быстро найти зуч-
шее решение, но всякий должен воститать
B cede способность быктро находить пра
вильные решения, з также последователь-
но их осуществлять. Быстрые решения,
даже если они. не самые совершенные из
возможных, все же неизмеримо лучите, чем
колебания, бездействие, потеря времени и
инициативы.

Для Драгомирова солдат — прежде вое-
po человек. Хорошим воспитателем может
быть лишь тот офицер, который видит в
солдате не строевую единицу, & человека;
отдающего Родине все свои силы, тотово-
ге итти на подвиг и пожертвовать жизнью
во имя военното долга.

Замечалельное учение Драгомирова ©
дисциплине развивает принципы Петра №
Суворова и Кутузова.

Начальник обязан требовать от своих
подчиненных безусловного выполнения
служебного долта. Было бы неверно, одна-
ко, думать, что диспиплина насаждается
только мерами строгости. Она внедряется
прежде всего постоянством и разумностью
требований, с одной стороны; еправедливо-
стью и заботой в солдате и его нуждах—=
с друтой. «Лисциплина, — говорит Драго-
миров, — дело обоюдное, она не только
дает старшему права, но и обязывает его;
она, крепка только ‘тогда, когда суще-
ствует не только снизу вверх, но и свер-
ху вниз».

«Фельдфебельщина», несправедливые
требования, самодурство начальника -дей-
ствуют разлатающе на дисциплину. Пови-

бирали в своих подразделениях коммуни-
стов-сержантов и беседовалй © ними 0
том, каким должен быть сержант Врас-
ной Армии. Проведены беседы с коммуни-
стами-офицерами на тему © чести и до-
стоинетве советского офицера, о его роли
в боевом и политическом воспитании лич-
ного состава.

Партийная организация неустанно на-
поминает коммунистам о том, что победо-

стерству на основе опыта войны.

Выполняя решение собрания, партбюро
взяло за правило не оставлять без внима”
ния ни одного факта нарушения коммуни-
стами диспиплины или их отставания. Мы
нередко ставим Ha заседаниях бюро или
на партийных собраниях отчеты отдель-
ных коммунистов 06 их учебе. Добиться,
чтобы все члены и кандидаты партий
были отличниками,— дело нелегкое. Чле-

новение солдать «не должно собою нато-
уинать повиновение хоропю  выезженной
лошади, — пишет  Драгомиров, a
должно быть разумным, сознательным».
Только при таком понимании дисципли-
ны может развиваться военная инициати-
ва каждого офицера и сочлата.
Дисциплина тем крепче, чем выше сто-
собности и качества начальников. Очень
часто, особенно в боевой обстановке, дис-

но, что чем более совершенствуется о©ру-
жие, тем эффективнее действие пользую-
щегося им человека.

Человек, вооруженный  усовершенство-
ванной винтовкой, конечно, сильнее чело-
века; вооруженного берданкой. Если, одна-
ко, первый окажется трусливым, лишен-
ным инициативы, & второй — смелым,
настойчивым,  изобретательным, TO B этой
неравной по силе оружия схватке второй

Во второй части «Тактики» Драгомиров
пишет: «Победа будет в руках той армии,
з которой солдаты проникнуты рептимо-
стью добыть ее, хотя бы ценой собетвен-
ной гибели, ибо тот только может победить,
т. е. погубить другого, кто сам способен
решиться на погибель».

На основе долголетнего. опыта Дратоми-
ров установил, что в военном обучении

носное завершение. войны против. Германии
и Японии не снимает с повестки дня 3а-
дачи дальнейшего ‘укрепления мощи. Крас-
ной Армии, что долг каждого члена и
кандидата партии состоит в том, чтобы
и вирель настойчиво и упорно учиться,
точно и неуклонно соблюдать уставы и

ны партбюро и парторги эскахпилий вии-
мательно изучают людей и, когда требует”
ся, оказывают помощь. .... =
Опыт показывает, что, если паттбюро и
парторганизании эскадрилий бутут по-нас-
лоящему, по-большевистски обеспечивать

ведушую роль коммунистов в боевой и
политической подготовке, ‘они тем самым
окажут неоценимую помощь командованию.

Гвардии капитан И. ЕЗРУБИЛЬСКИЙ.

} наставления Красной Армии, внутренний
распорядок подразделения.

Пример коммунистов, товарищеская вва-

пмопомещь содействуют укреплению дис-

20 ЛЕТ АВИАЦИОННОЙ ШКОЛЫ

7 ноября исполнится 20 лет со дия орт   TOBA самолеты к боевым вылетам, они не-

может оказаться победителем.

Личные качества бойца приобретают
еще большее значение при пользовании
хотя бы приблизителькю равноценным ору-
жием. E

Творчески развивая суворовские прин-
ципь, Драгомиров пришел к чрезвычайно
важному выводу об огромном значении на
войне морального состояния армии. Поэто-
му важнейшей задачей воинского воепи-
тания Дратомиров считал развитие у бой-
ца высоких моральных качеств, репгимо-
сти, упорства, смелости, находчивости, &
тлавное — непоколебимой воли к победе.

Самоотверженность, готовность в любую
минуту жертвовать собой во имя Родины

школе. Школа должна дать своему воспи-

необходимо итти от анализа к синтезу,

т. е. «обучать делу по частям, но на этом

не останавливаться, а непременно соеди-

нять эти части в юдно, так как они соеди-

няютея при действии против неприятеля».
& =

Для исхода войны огромное и даже ре-
шающее значение имеют качества лично-
го состава войск, причем особенно выео-
кие требования пред’являются в офице-
рам — боевым руководителям и воспита-
телям своих подчиненных.

Воспитание офицера начинается еще в

таннику начатки воевных знаний и навы-
ков. Но это только предварительная ету-

пиплина зависит отморального состояния
войск. Офицер, &тем более старший офи-
цер, холжен поддерживать высокий мораль-
ный дух среди своих воинов.

Учение Драгомирова поивлекает нае си-
Лой и четкостью мысли, чгаротой диапазо-
на. Трудно найти такую область военного
дела, в которую он не сделал бы ценного
научного вклада.

Научная деятельность генерала Дратоми-
рева была органически связана с практи-
ческими военными задачами. Теоретиче-
ские работы этого выдающегося военного
специалиста и ученого оказали неопени-
мую услугу в деле развития русского во-

` только тогда, котда командование

танизации Ч-ской школы млалших авиа-
специалистов Военно-Воздушных Сил Врас-
ной Армии.

Школа располагает коллективом квали-
фицированных преподавателей и инструк”
торев, которые при решении стоящих
перед ними задач пгироко используют 60-
татый опыт. накопленный за 20 лет.

За годы Отечественной войны здесь
были подготовлены тысячи авиаспециали-
cron для Лействующей армии. He было,
пожалуй, такого аэродрома или посадоч-
ной плошадки на в6ем  советско-герман-
ском фронте, где не работали бы воспи-
танники школы. Быстре и тщательно го-

a ——————— SS

мало содействовали победам сталинской

авиации.
Сейчас развернулась подготовка к пред-

стоящему празднику. В подразделениях про-
водятся беседы о традициях школы, о под-
вигах воспитанников школы — УЧастни-
ков Отечественной войны. Курсанты пи-
шут лозунги, плажаты, празднично оформ-
ляют общежития, учебные помещения.
Свое славное двадцатилетие коллектив
школы отмечает новыми успехами в изуче-
нии авиационной техники.
Подполковник А. ЦУНАНОВ.

КРУПНЕЙШАЯ ВОЗДУШНАЯ БИТВА

(Окончание. Начало на 2-й‘ стр.).

авиационного наступления во взаимодей-
ствии с наземными частями, он подчерк-
нул. что при прорыве линий вражеской
обороны и штурме торода воздушные CH
лы, несмотря на широкий фронт насту-
пления, должны действовать исключитель-
но массированно. Надо не распылять
авиацию, а направлять ее «кулаками»
на главные направления — туда, Te
необходиме добиться решающих успехов.
Тогда применение авиации будет действи-
тельно эф®ективным. ae

Указание маршала Жукова о массиро-
ванности действий и определило, если
можно так выразиться, Стиль работы
авиации в ходе всей берлинской опера-
ции. Честно говоря, иной раз приходилось
преодолевать искушение: хотелось «под
бросить» помощь с воздуха и тому, й
другому, и третьему. Но, памятуя указа-
ния маршала, мы этого He делали. Основ-
ной «авиакулак», сосредоточенный в моих
руках, маршал Жуков и Тлавный  мар-
maa авиации Новиков бросали только
туда, где решался успех операции, и
фронта
поелвидело на этом участке кризие боя.
Маршал Жуков с исключительной прозор-
ливостью определял моменты такого кри-

H Eckope добились решающих успехов р
боях за рейхстаг. —

Часть воздушных сил мы выделили для
тактического взаимодействия с наступаю-
шими наземными частями. Основной же
«кулак» неизменно обслуживал фактиче-
ски решающие в данный период направ-
ления главного удара.
прорыве вражеской обороны ‹тая очевид-

войск: Перхоровича и Вузнецотга,
же маршал позвонил мне и сказал:
Кузнецова дела идут успешно. Нанесите
и вы хороший удар,
успели ничего
указание: «На ‘левом фланге Перхоровия
добился: успеха.
дейпев. Хорошенько пособите им, чтобы
они вырвались в 166 Ha Эберевальде!»

их с центральных участков. фронта и бро-
сили на фланги. Как известно, фланго-
вые прорывы дали прекрасные
таты.

ми птурмовиками. He
чением сказать, что штурмовики насту-
пали вместе с танками и пехотой.

Так, когда при

ным успех действовавиих Ha флангах
тотчас
«у

чтобы немцы не
подвезти, не сумели даже
опомниться...». Векоре последовало второе

Бросаю туда конногвар-

Й мы, перегруппировав-свои силы, сняли

резуль-

Эти прорывы были поддержаны наши-
будет преувели-

Героический ратный труд был проделан

енного искусства.

пень в военной подготовке; завершение ee :
Профессор Н. КОРОБНОВ.

доститается уже на действительной службе.

ee
ЦЕННАЯ ИНИЦИАТИВА КОМСОМОЛЬЦЕВ

Коммунисты и комсомольцы  Н-ской  военкомате индивидуальные консультации   тель командира полка по политчасти май-
у раз’ясняют личному составу   по всем ea связанным ¢ UpekcTod- op Свириденко. Комсорг полка старший
избирательный закон, используя различ-  щими выборами. одесь постоянно деж AT
ные формы агитационно-массовой работы: о. - УТ  сержант. Дозженков еее лы
лекции, беседы, консультации. В подраз-  Важное место в массовой работе зани- рильи старший сержант Еремин ознакоми-
делениях ежедневно проходят громкие   мают беселы. На-днях парторг старший   Ли молодых избирателей © государетвен-
читки «Положения о выборах в Верхов-  лейтенант Смертин провел ‹ сержантоким  ным устройством СССР.
ный Совет СССР». : составом беседу 0б избирательном законе.   Агитационно-массовая работа проводит-

Ценную инициативу проявили комсо-  На эту же тему состоялась беседа с офи- ся также в общежитиях рядового и сер-
церским составом, руководил ею замести-! жантекого состава.

ИДЕЕ = SS SS ЕЕ a> ЕЕ ЕЕ Ee

и для спасения товарища, неустрашимость,
находчивость, беспрекословное вылюлнение

В

Гвардии лейтенант
М. Савенко (справа) и гвардии млад-
ший лейтенант А. Силкин за чтением

часы отдыха.

КНИГИ.
Снимок нашего спец. фотокорр.
капитана Т, Мельника.

ЕЕ ЕЕ

наблюдали. Чувство отчаяния толкало их
Ha 10, к чему раньше они были неспо-
собны.

В берлинском небе ната авиация столк-
нулась @ опасным противником, чье соп-
ротивление к исходу битвы становилось
все более и более яростным. Вот почему
от наших летчиков в воздушных боях 38
Берлин требовались высокое мастерство,
отвага и совершенное владение боевой тех-
никой. Без этого победа досталась бы нам
ценою несравненно больших жертв.

Й второе, что сделало воздушную бит-
ву за Берлин особенно сложной, — 910
необычайная насыщенность сравнительно
неглубокого фронта нашими наземными
частями, в сочетании и взаимодействии ©
которыми летчикам приходилось проводить
все свои операции по преодолению и
уничтожению вражеской обороны.

Таким образом, в битве за Берлин на-
шим летчикам пришлось держать серьез-
ный и трудный экзамен. Этот экзамен
выдержан с честью, как и подобает под-
линным сталинцам, не знающим преград
в достижений цели. № древкам знамен де-
сятков наших авиационных частей при-
креплены ордена, которыми Родина на-
градила эти части за мужественную б9е-
вую работу в берлинской операции. Неко-
торые наши полки, боевая слава которых
родилась на Волге, сейчае с честью носят
наименование  Сталинградеко-Берлинских:
И наградой из наград для всех нае была

которой предстояло двинуться танкам и Такой просчет немецкого командования
пехоте. Тогла летчики, выискивая на  хал возможность авиации впоследствии
этом направлении цели и сокрушая их,   действовать над Берлином на малых высо-
‚расчищали дорогу. тах. А это было очень важно в пору улич-

Котда этого требовала обстановка, я  ных боев, когда летчикам приходилось
нацеливал большие группы  шШтурмови-   считаться буквально е десятками метров,
ков на одно направление, и они обруши-  отделявших наши войска от немецких.
вали туда грозный массированный удар.   Что же касается зенитной артиллерии на
В этом емысле мне запомнились бои за   рубежах обороны, то результаты грозното
овладение важным узлом сопротивления   прорыва говорят сами 3a себя.
на берлинских подступах — Франкфур-  Как известно, во время операции, Еро-
том. Когда войска генерала  Колпакчи ме 900 с лишним немецких самолетов,
подошли вилотную к городу, я бросил сбитых в воздушных боях, мы уничто-
туда твардейцев-штурмовиков Смирнова И жили около 100 самолетов на земле. Это
бомбардировщиков Бузылева и Пушкин“. тоже заслуга штурмовиков. Такие опера-
Они предавали огню укрепленные пункты   ции, как массированный удар штурмови-
п очаги сопротивления, которыми изоби-  ков Токарева по крупнейшему  берлин-
ловал франкфуртский узел. Йз наземных   скому аэродрому Ной-Руппин, по праву
частей, овладевших на следующий день войдут яркими страницами в слав.
городом, посыпались благодарности хлетчи-  ную ‚боевую историю нашей штурмовой
кам за энергичную помощь. авиации. -`

В разгар боев тесная <вязь и взаимо Наши бомбардировщики, сумевшие В
действие штурмовиков с наземными вой-  первые же минуты авиационной подготов-
сками были не меньшими, чем при про-   ки обрушить из немцев удар  отромной
рыве вражеской обороны. В пору стреми-  силы, продолжали действовать и в ходе
тельного рывка от Мюнхеберга ло Бер-  всего наступления. В одних только мас-
лина особенно ярко проявились не только сированных налетах они сбросили па
взаимодействие тамковых и звиационно- район Берлина шесть тысяч тони бомбо-
штурмовых груп, BO и старен- вого груза. Бомбардировщики Свока, Ка-
ность отдельных экипажей танков и равацкого и других командиров очень
самолетов. Из могучих  броневых  Ма-  смело и результативно действовали днем.   приберегавшихся командованием на край-
шин, неумолимо приближавшихея к Бер-   Достаточно сказать, что количество днев- ний случай.
лину, в эфир неслись задания, адрес0-  ных  самолето-вылетов бомбардировочной  Нет, речь идет прежде всего о поведе-
ванные лично Героям Советского (033   звиации достигло семи тысяч. Это, есте- нии немецких летчиков в воздушном бою.

Легкие бомбардировщики «По-2», сни-
скавшие большую любовь наших воинов
всех родов оружия, сделали большой
вклад и в работу по пропаганде среди
войск противника. Они сбросили на вра-
‘жеские позиции свыше пяти миллионов
листовок.

Всегда будут гордиться летчики «По-2»
тем, что на их долю выпала честь до-
нести проникновенное сталинское слово в
день Первого мая наземным частям, вкли-
нившимся в районы Берлина, еще заня-
тые немцами. Над огневыми позициями,
куда не могли принести rasery, Tye He
было радиоустановки, появлялись «Шо-2»
ий на глазах у немцев сбрасывали нашим
бойцам листовки с приказом Верховного
Главнокомандующего. :

Победа в берлинском небе была добыта
именно так, как это было предначертано
стратегическим замыслом Верховного Глав-
нокомандования и намечено планом коман-
‘дования фронтом. Значит ли это, что она
была добыта легко? Отнюдь нет! И не
только потому, что в разгар сражений в
воздухе .с обеих сторон действовало свыше
тысячи самолетов одновременно. Не только
потому, что мы над Берлином встретились
‘с костяком немецких летных кадров, имев-
ших опыт обороны крупных центров и

в берлинской операции штурмовиками.
Любимцы пехоты и танкистов,
й предполагалось по плану, неотстунио
прокладывали дорогу наземным частям.
«Авиация шла над полем боя волнами»,
— сказал маршал Жуков на пресс-ком-
ференции. Эт6 в значительной степени
относится к штурмовикам.
ликвидировать так называемое
время» в полетах штурмовиков.
чит, что штурмовики не ждали на своих

зиса и с большим оперативным предви-
дением указывал цели, достойные круп-
ного удара с воздуха.

Характерный случай произошел в
пору решающих боев 3a рейхстаг. В
самый последний момент маршал Жуков
отменил массированную бсмбардировку
района Тиргартена ий приказал держать в
Тотовности бомбардировщики для ‚ другой,
более важной цели. Ход уличных. боев
показывал, что вскоре может представить-
ся более удобное направление для про-
рыва к pelixerary. действительно,
вскоре же мы перенацелили бомбовый
удар на район Альгдамекого вокзала, где
части ‘тёнерала  Вузнецова добивались

лялись на
наступающими частями. Й с земли им
указывали, что именно нужно подавить,
или же попросту обозначали дорогу, мо

они, как

Нам удалось
«мертвое
Это зна-

аэродромах вызова на боевую работу, 8
по заранее расписанному графику появ-
определенных участках над

Хохлачеву, Румянцеву, Фалакиреву, Гав- ственно, возложило большие задачи и Оно намного отличалось от того, как они

рилову, Писаревскому и другим летчикам,   из истребителей, которым доверено было  вели себя во время предыдущих наступа-
составляющим цвет наших штурмовых   сопровождение бомбардировочных  армад. тельных операций наших войск. Тогда они

были верны своей давнишней привычке:
принимать бой только в явно выгодной
обстановке при своем численном превос-
ходстве. В трудные же минуты они от-
ступали. Над Берлином обстановка ©лб-
жилась по-иному. У немецких летчиков
‘не было тыла для отступления. Зачастую,
поднимаясь в воздух, они знали, что Е
моменту возвращения аэродром уже будет
в наших руках. Эта безвыходность и по-
влекла за собой дерзость и стремление
драться до конца, которых мы раньше в
геринговских выкормышах, пожалуй, He

частей. Задания эти мосили предельно   Много и напряженно работали в этом
конкоетный характер, например, «убрать   направлении истребители полковника
недобитую пушку справа .за амбаром У   Сталина, обеспечившие бомбардировщикам
речонки — одна она осталась, сиротимка, полную возможность точного. прицельного
из всей батареи!» a бомбометания.

В первые дни наступления появление Бомбардировщики неизменно действо-
наших самолетов над Берлином вотреча-   вали большими массами на главных Ha-
лось плотным огием немецкой зенитной! правлениях прорыва и наступления. Кон-
артиллерии. Штурмокики` сумели подавить   трольно-пропускные пункты, расположен-
208 зенитных батарей. Это было про-  ные на направлениях тлавноге удара,
делано в очень короткий срок, так как   точно корректировали действия бомбарди-
немцы вскоре перебросили почти всю  ровщиков, когда те массированными rpyu-
зенитную артиллерию на рубежи обороны. ‘паий выходили на цель,

благодарность Верховного Главнокомандую-
щего в его приказе о победном заверие-
нии берлинской операции.

В этих строках я не назвал даже 05-
той доли героев воздушной битвы за Бер-
лин, завершающей битвы Отечественной
войны, в Которой советский народ отстоял
исторические завоевания Великой Октябть-
ской социалистической революции. Имя
тероев этой воздушной битвы — легион.
И на их опыте будут учитьея поколения
летчиков нашей Родины. Уже сейчас этот
опыт становится ценнейшим  достоянисм
летной молодежи, стремящейся непрерыв-
ной и энергичной учебой крепить мсгу-
щество нашей авиации.

&

о bettie