Письмо участников ХУ пленума ЦК ВЛКСМ

СТАЛИНУ.

товарищу

Дорогой товарищ Сталин! :

Участники торжественного заседания
XIV пленума ЦВ ВАСОМ обращаются к
Вам, любимый товарищ. Сталин, вдохнови-
телю и организатору великих побед на-
шего народа, родному отцу, мудрому учи-
телю, лучшему другу советской молодежи.

Сегодня мы принимаем высокую Hal-
раду — орден Ленина. Этим орденом ком-
сомол награжден за выдающиеся заслуги,
перед Родиной в годы Великой Отечествен-
ной войны и за большую работу по вос-
питанию советской молодежи в духе без-
заветной преданности Отечеству.

Великая Отечественная война Советеко-
го Союза завершена полной победой над
немецко-фашистскими захватчиками И
японскими империзлистами. Героический
советский народ завоевал эту великую

победу над ненавистным вратом потому,

что он тверло и непоколебимо шел за сво-
ей родной большевиствкой партией. Сча-
стьем всего нашего народа было т9, что в
трудное для Родины время Вы, наш род-
ной отец и учитель, мудрый и испытан-
ный вождь Советокого Союза, руководили
борьбой созетекого народа.

Историческая победа, одержанная
ветским народом и его славной Красной
Армией, спасла настоящее и будущее на-
шей молодежи. Перед ней вновь раскры-
лись широкие горизонты творческого тру-
да, учения, своболного развития Своих
способностей и талантов. Только в нашей
стране; гле люди труда избавлены от эк-
сплоатации, а все богатства принадлежат
народу, молодому поколению предоставле-
ны все возможности подняться к сияющим
вершинам науки, искусства, культуры, до-
стичь высоких образцов духовного разви-
тия и нравственной красоты. Многие по-
коления будут < восхищением и глубокой
признательностью вепомннать героические
полвиги советекой молодежи в тоды Ве-
ликой Отечественной войны. Наше поколе-
ние гордится тем, что в годину тяжелых
испытаний оно с честью выполнило ‹в0й
долг перед сониалистическим Отечеством.

Высока честь и велика  ответотвен-
ность получить OT советекого народа
третью натраду — третий орден, которым
‘награжден комсомол.

(С этой высокой наградой для миллио-
нов советской молодежи всегда будут свя-
заны воспоминания © годах величайнтето
напряжения ее духовных в физических
сил, о тяжелом и полном опасностей тру-
де солдата, о горечи временных неудач и
радости великих побед, о бессонных н0-
чах у станков заволов и у койки ранено-
то бойца, о субботниках и зоскресниках
пе изготовлению дополнительного воору-
жения и вывозке хлеба для Красной Ат-
мии, о напряженных днях учения и
поисков новых  метохов труда, о лесах
новостроек военного времени, о коротких
минутах отдыха.

Принимая великую натраду, мы ©кло-
няем свои знамена перед светлой памятью
наних сверстников, верных сынов и до-
черей народа, отдавитих жизнь в борьбе ¢

В Москве 27—29 ноября ©. г. состоял-

ся очерехной XIV пленум Центрального   председатель Президиума
Комитета BIRCM с участием секретарей   вета СССР тов.

обкомов, крайкомов, ЦЬ комсомола ©0ю3-
ных республик.

стиий молодежи в выборах в Верховный
Совет СССР; 2) организационные вопросы.
C докладом по вопросу
_ молодежи в выборах в Верховный Совет
СССР» выступил секретарь ЦЕ ВЛВСМ
тов. Михайлов Н. А. Иленум принял co
ответствующее постановление.

co-

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
05 ОЧЕРЕДНОМ ПЛЕНУМЕ ПЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВЛКСМ

скому Союзу Молодежи орден Ленина, ко-
Пленум обсудил вопросы: №) 0б Уча- торым комсомол награжден за вылающие-

«06 участии тив гитлеровской Германии и за большую

_!в духе беззаветной преданности Отечеству.

СТАЛИНСК

Боевой путь полка

Славный боевой путь совершили  лет-
чики твардейекого истребительного Нико-

врагами. Вечная слава героям, павшим в
‘боях за свободу и независимость нашей
Родины!

Мы принимаем орден Ленина ве только
как награду за прошлые заслуги, но и
как обязательство впредь и всегда бевза-
ветно и самоотверженно служить своему
Отечеству, своэму народу, Ленинеко-Ста-
IMECKOH партии.

Принимая орден Ленина, мы клянемся
Вам, товарищ Сталин, отдать все наши
силы и знания делу дальнейшего укреп-
ления  военно-экономического могущества
Советской державы. Мы будем неустанно
трудиться, чтобы быстрее залечить раны,
нанесенные войной, обеспечить новый
под’ем всех отраслей народного хозяйства
и культуры.

Йз суровых испытаний войны поколе-
ние молодых советоких людей вышло еще
более стойким, закаленным, сильным. Ни-
какие трудности не остановят нас на пу-
ти к заветной цели, указанной больше-
вистекой партией.

Принимая орден Ленина, мы от липз
всей советской молодежи клянемся Вам,
товарищ Сталин, беззаветно бороться 38
великое дело коммунизма — дело, которо-
му посвятил всю свою светлую жизнь
великий Ленин, дело, которому беззаветео
служите Вы, товарищ Сталин!

Идейность, принципиальность, мужест-
во и бесстрашие — благородные каче-
ства, присущие великим борцам за комму-
низм. Эти качества мы будем неустанно
развивать и воспитывать в себе.

Принимая орден Ленина, мы обещаем
Вам, товариш Сталин, неуклонно выпол-
нять Ваши указания, воспитывать под-
растающее поколение в духе преданности
Ленинской партии, помогать молодежи ов-
ладевать достижениями науки и культу-
ры, поднимать силы юных патриотов на
борьбу за дальнейший расшвет нашей ве-
ликой Родины. Наши силы, наши сердца,
нати разум принадлежат любимой Родине.
Мы повторяем <егодня слова великого
русекого поэта Пушкина: «Мой друг, от-
чизне посвятим души прекрасные поры-

победой доли’ до города Брно

вакия). В боях за освобождение  Совет-

удостоены звания Героя Советского Сою-

орденами и медалями. Люди этого полка
упорно учатся, осваивая богатый боевой
опыт, приобретенный в годы войны.

В ленянской комнате имеется огромный
стану, на котором ярко показан боевой
путь полка. Над картой, отражающей
этот путь, висит плакат: «Они завоева-
au гвардейскую славу!» Мы видим здесь
фотографии летчиков, наиболее отличив-
шихся в боях за Родину. Это Герои
ветского Союза Алексей Решетов, Игорь
Нестеров, Фотий Морозов, Иван Пешков,
Николай Глазов, летчики Николай Выд-
риган, сбивший 16` вражеских самолетов,
Валентин Шапиро, уничтоживший в в0з-
тухе 12 самолетов протизника, Иван Бо-.
ровой, имеющий на личном счету 9 не-
мецких самолетов, и друтие.

Ha стене красуются орден Красного
Знамени и орлен Суворова 2-й степени.
Пол ними-—Указы Верховного Совета С0-‹
юза ССР о натраждении полка этими вы-
сокими натрадами. Рядом — выписка и
приказов Верховного Главнокомандующего
о присвоении полку звания гвардейского
п наименования «Никопольский».

Злесь часто собираются бывалые BOH-
ны. Вономиная славный путь победы,
оаесказывают они молодым летчикам и
механикам о том, как они сражались за
Родину. Гордостью наполняются сердца
‘молодых воинов от сознания, что им вы-
тала выесская честь служить в тварлей-
ской части, имеющей замечательные 00е-
вые тралиции. На этих традициях вете-
раны полка воспитывают молодежь, учат
ве босбому мастерстзу.

(От каш. корр. по телеграфу).

Подарки подшефным

ВЫ». Вомеомольцы авиационных частей
Ленинско-сталинский комсомол всегда   Н-ского гарнизона взяли шефство над
был, есть и останется верным своей ма-  детьми, родители которых погибли в

тери-—большевистекой партии. Мы кая-
Hevea Bam, товарищ Сталин, свято хранить
ий беречь высокое звание комсомольцев,
всегда и во всем быть верными и поедан-
ными помошниками налией родной Всесо-
юзной Коммунистической партии (больше-
BHKOB).

Да злравствует наша великая Родина—
Cows Советских Социалистических Рес-
публик!

Да здравствует партия большевиков:
влохновитель и  ортанизатор великих
побед советского народа!

От всей души желаем Bam, дорогой
Иосиф Виссарионович, доброго здоровья
на долгие, долгие годы, на радость всего
человечества. 2

Ла здравствует наш родной и любимый
товарищ Сталин!

войне против  неменко-фанеиетских  зах-
ватчиков. Ребята сейчас находятся в дет-
ском доме. Молодые воины часто’ бывают
у них в гостях, читают им книги, про-.
водят беседы, рассказывают эпизодыг из.
своей боевой жизни. =

`Недавно комсомольцы авиационных ча-
стей провели сбор средств для подарков
своим подшефным. Дети получили белье,
обувь, школьные принадлежности.

(От наш. корр. по телеграфу).

В родном доме

Пять лет не был дома Герой Советского
Союза подполковник В. А. Хорошилов.
В канун октябрьеких праздников Вла-
димир Алексанирович Хорошилоз приехал
в железнодорожный поселок г. Одессы;
тде он родился, провел детство и юность.
Ето родители Алексанлр  Федотович И
Елена Соменовна не моли  налюбо-
`ваться на своего сына, за эти годы вырос-
шего из рядового летчика в командира
бомбарчировочного полка. Они поведали
ему сб ужасах, которые им прешлось Te-
реносить во вромя неменко-румьнской
оккутеции Одессы.
Подполковник встретил ‹в0ю  <6ветру
Maputo — агронома Веесоюеното инелиту-
та, селекции и тенетики, Он также: посе-
тит этот институт, где до ухола в Врас-
ную Армию работал секретарем комо0-
мольской ортанизации, x
Побывал Владимир Алексанлрович в Го-
сударственном театре оперы и балета ‘На

На торжественном заседании пленума
Верховного Co-
Калинин М. И. вручил
Всесоюзному Ленинскому  Вюммунвистиче-

ся заслуги перед Родиной в годы Великой
Отечественной войны Советското Союза про-

работу по воспитанию советокой молодежи

С большим воодушевлением участники

Пленум избрал вторым секретарем ЦЕ пленума приняли письмо товарищу   премьере опевы «Иван Сусанин».
Оталину. (От наш. спен. корр.).

BIRCM т. Иванова В:

a AO Ea

( воспитании внимания у молодых летчиков

Быстрая и точная координация дейст-
вий и движений летчика составляет 06-
нову пилотирования любого типа самоле-
та. Натренированность отдельных экипа-
ей в этом направленни существенно
сказывается и в групповом полете, где
особенно необхолимы взаимопонимание и
согласованность. Координировать евои дей-
ствия и движения в воздухе — значит
непрерывно охватывать сознанием все мо-
менты, влияющие Ha полет, мгновенно
опенивать их Значение и принимать Ha-
иболее пелесообразное решение. Эта важ-
вая сторона прифеесизнальной подготовки
уезчинка прежде всего зависит от его уме-
ния чравильно ралпрелелять и переклю-
чать свое вничание. Поэтому еще в шко-
ле нужно систематически прививать кур-
сантан тверлые навыки в волевом контро-
ле вал. процессом наблюдения, т. е. при-
учать к разумной организапни внимания.

Восприятие нашим сознанием окружаю-
ших предметов и явлений протекает в on-
ределенной закономерности. Наши органы
чуветв беспрерывно получают массу раз-
дражений. Сетчатка глаз отражает все ви-
димое пространство. ухо улавливает вее
звуки, ное ощущает все запахи и т, д,
HO до сознания доходит не все, что мы
omymoest. Изтестно, что человек, увле-
ченный своими мыслями или внутренними
переживаниями, может смотреть на пред-
мет, но не видеть его; утаубившись в
чтение, человек может не услышать во-
проеа, обращенного к нему. Это происхо-
дит оттого, что наше внимание в это вре-
мя занято другнм:

Направлению внимания отвечают опре-
деленные  приспособительные  двияения.
По ‹«отсутетвующему» вэтлялу, по позе,
показывающей безразличие к окружающе-
му, нетрудно заключить, что внимание
человека направлено в данный момент на
внутренние о’екты. Наоборот, желая луч-
пе рассмотреть какой-либо предмет, мы
поворачиваем голову тАдим образом, что-
бы обокт нашего ввимания был виден
наиболее отчетливо и полно; чтобы луч-
ше сльппать, мы тавже совершаем ря?
движений, закрываем глаза ит. д. Имея
в виду эту особенность налшего возприя-
` тия, надо приучать молодого летчика
наиболее рапиональным приепосооител:
ным движениям при наблюдении в пол:
те.

Известно, например, что в момент по-
садки обобенно важно следить за стро-
тим выдерживанием режима полета, по
высоте. Известно также, что всего проще
и надежнее в этот момент определять вы-
COTY, глядя на землю на определенном
расстоянии впереди крыла, под некоторым
углом от фюзеляжа, повернув в этом на-
правлении голову. Между тем курсанты
зачастую забывают это простое правило и
ограничиваются тем, что скашивают гла-
за. В результате мышцы глаз  екоро
устают, зрачки непроизвольно становят-
ся на место и смотрят не туда, куда на-
до. Таким образом, это уевоенное летчи-
ком. неправильное приспособительное дви-
жение может отвлечь внимание от нужно-
TO об’екта и принести вред.

В практике воспитания молодого лет-
чика следует также учитывать особеннос-
TH ненроизвольного и произвольного вни-
мания. Непроизвольное внимание является
результатом пассивного реагирования на-
шего сознания на раздражение и не тре-
dyer поэтому никаких усилий. Мроиз-
вольное внимание, наоборот, вызывается
усилием воли, сознанием пели и поддер-
живается только при постоянном волевом
усилении, а потому быстро приводит к
утомлению.

Непроизвольное внимание вызывается и
удерживается на об’ектах в тех случаях,
ROTA OH или действуют на нах внезап-
HO н сильно, или, например, обладают
большими размерами, или по своим приз-
некам резко выделяются среди окружаю-
шей обстановки. Кроме того, нате внима-
ние может непроизвольно привлекаться и
K таким об’ектам, которые интересуют
нас или возбуждают приятные чуветва.

_ Формируя в молодом летчике необходи-
чые профессиональные качества, следует
особенно упорно совершенствовать различ-
ные свойства и элементы ето внимания
— 0б’ем, распределение, переключаемость,
хонцентрацию, устойчивость и отвлекае-
мость.

03’ем. внимания определяется количест-
зом об’ектов, на которые человек может
лновременно направить Boe сознание.
Опыты показали, что человек способен
хвалить своим вниманием от 3 40 4, в
едких случаях до 6 об’ектов, лишенных
‘огической ‘стязи, — фяд цифр, букв или
ригур. Еели же об’екты знакомы наи и

легко ассоциируются, то 0б°ем внимания
становится несколько большим.

Исключительно важное значение имеет
для летчика тренировка в распределении
внимания между несколькими об’ектами..

Распределение внимания заключается в
сосредоточении нашего сознания на ряде
разнородных 0б’ектов в течение более или
менее продолжительного времени. Иссле-
дуя этот вопросе, мы установили, что вни-
мание не может распределяться между
большим количеством 0б’ектов, лишенных
смысловой связи. Однако при определен-
ных условиях внимание может быть pac-
пространено на большое число об’ектов.

Исследования показали, что внимание
летчика на взлете распределяется между
3—5 об’ектами: 1) работа мотора— дача
газа и контроль работы мотора; 2) шря-
дание самолету взлетногмо положения —
под’ем хвоста; 3) сохранение прямоли-
нейности взлета; 4) наблюдение за пре-
пятетвиями; 5) наблюдение за ведущим
при взлете строем.

В момент посадки в поле внимания лет-
чика находится еще большее количество
0б’ектов.

Курсанты в начале обучения, не умея
наблюдать олновременно з& несколькими
об’ектами, чаще всего прибегают к пере-
ключению внимания. Но практика пока-
зывает, что прием этот пользы не прино-
CHT и легко может послужить причиной
грубой ошибки в управлении самолетом.

Количество об’ектов, между которыми
может распределяться наше внимание, за-
висит от того, сколько органов чувств
принимает участие в процессе восприя-
тия. Мы не можем в одно и то. же мгно-
вение внимательно рассматривать много
об’ектов. Но мы можем одновременно ви-
деть, слышать, ощущать, тяжесть в руке
итд. Чем больше органов чуветв участ-
зует в восприятии раздражений, посыла-
емых об’ектами, тем большее количество
об’ектов может находиться в поле нашего
внимания. На взлете в контроле над ра-
ботой материальной части участвуют:
зрение и слух летчика, ощущения мышеч-
ных наптяжений, кинестетические ощу-
щения движения тела (вверх, в стороны).
Это дазт возможность распределять вни-
мание межлу большим количеством 0б’ек-
тов. 3

ской Украины, Польши, Румьзии, Вент-  «П-2» ночью Ha
рии, Чехословакии шесть летчиков полка   задания, нужно все

за, весь личный состав части награжден   помня, что «

то помещения ни в ем случае нельзя.

‘ зрение, поэтому рекомендую при

ЕЕ

В то

Полет

В некоторых операциях во время вой-

польского Краснознаменного ордена Суво-  ны нашему штурмовому полку приходи-
рова 2-й степени авиационного полка. На-   лось действовать :
чав наступление под Сталинградом, они с   тотовки ий осуществления тажих полетов я
(Чехосло- и хочу поделиться на

ночью. Опытом под
страницах газеты.
вылететь на самолете
выполнение боевого
элементы техники
отработать днем,
имеет ©вои 060-

Прежде чем

пилотирования хорошо
Ильюшин»
бенности.

Не менее важным условием
пенного ночного полета являются подго-
товка и приспособление материальной 9ча-
сти. Осмотр самолета, устранение дефек-
тов, ‹ проверка электрооборудования --
вее это должно быть проделано CO всей
тщательностью, Tak kaw малейший дефект
материальной части при полезе ночью.
более ‹ерьезен, Чем днем: Помимо этого,
необходимо выполнить дополнительные
работы: покрыть фосфором «солдатики»
(указатели выпуска шасси), подвести во
внутрь приборной доски дополнительное
освешение компаса, проверить фосфорное
покрытие стрелок приборов в кабине, 3а-
врыть темной бумагой или закрасить
легким слоем краски контрольные лам-
почки выпуска и уборки шасси, так как
свет от них в кабине резкий и мешает
таботать, влияя на зрение.

Техника пилотирования ночью  пред-
являет повышенные требования к  летчи-
ку. Выполнять каждый полет необходимо
< большой точностью, не допуская ника-
ких отклонений в элементах пилотажа.
Для подтверждения этого довода, COMMOCE
Ha случай, котда один летчик, вылетая в
безлунную ночь, неправильно поставил
самолет для взлета. Световой ориентир 7
него оказался не елева по борту самолета,
& справа. Во время взлета летчик отело-
suites влево на 10—15°, выпустил ue
поля зрения световой ориентир, потерял
направление взлета и повредил самолет.
Днем при подобном отклонении взлететь
Южно, тах как видны горизонт и ориен-
Тиры.

Перед полетом необходимо освоиться ©
темнотой на аэродроме. Садиться в каби-
ну самолета сразу по выходе из светло-

Самолет следует поставить точно на CBe-
товой ориентир, который выставляется на
границе аэродрома на шесте или на BOS-
зышенном месте, с расчетом, чтобы он
проектировалея слева по борту самолета.
В кабине выключить свет или реостатом
довести до минимума.

Разбег до поднятия хвоста самолета в
трехточечном положении ночью нужно
увеличить, чтобы предупредить разворот
‘на взлете.

Когда выхлопные патрубки мотора не
приспособлены для ночных полетов, №
на взлете при полной даче газа из них
вылетает большое пламя со значительным
количеством искр, что сильно влияет на
i взле-
те взгляд переносить выше патрубков.

Скорость набора высоты нужно всегда
увеличивать на 5—10 км. Шри достиже-
нии заланной выюоты важно как можно
быстрее уменьшить налдув и обороты,
так как таким образом ослабляется иск-
рение из выхлопных патрубков. После
этого, уже в горизонтальном полете, мож-
но осветить кабину плавным прибавлени-
eM реостата, но свет должен быть мягким
ий не резким, так как он отражается на
перелнем бронестекле и затрудняет 1о-
смотр. В основном накал нужно давать на
подсветку приборной доски.

Полет строем ночью представляет боль-
шие трудности. В условиях боевой ра-
боты взлетать и продолжительное время
находиться © зажженными аэроотнями не
было возможности, и все же лелчики у -
пешно пристраивалиеь друг к другу. Ве-
томому ночью необходимо держаться Ba
6—8 метров. ниже командира, все время
наблюхая за ним енизу сзади, так как в
тажом положении силуэт самолета хорошо

ЕЕ ЕЕ

i
В результате исследований установлено,
что распределение внимания сопровождает-
ся неравномерной концентрацией ero Ha
различных об’ектах. Пояеним это на том
же примере взлета.

Летчик знает, что в момент дачи газа
самолет легко теряет направление. Поэтому
внимание сперва концентрируется на даче
газа (и контроле работы мотора на слух)
й на удержании направления. Руль высоты
в это время ввиду небольшой скорости
еще мало эффективен, поэтому положению
хвоста на первой половине взлета, внимз-
ния уделяется гораздо меньше. Вотда же
дача, газа закончена, мотор в основном про-
слушан-и направление на большюй скорос-
ти при неизменном числе оборотов мотора
удерживается легко. внимание концентри-
руется главным образом на под’еме хвоста,
так как руль высоты уже приобрел боль-
шую эффективность. Но все же и на вто-
рой. половине разбега часть внимания 06-
тается прикованной в работе мотора и
удержанию направления.

Как видим, внимание летчика концент-
рируетея на различных об’ектах в раз-
личные промежутки времени неодинаково:
степень концентраций внимания на том
или ином об’екте зависит of значения

об’екта в тот или иной промежуток вре-
мени, :

Отеюда следует вывод, что, прививая
стройную и’ продуманную систему органи-
зации внимания, инструктор должен нау-
чить курсанта быстро и безошибочно on-
ределять, во-первых, на какие об’екты
должно быть устремлено внимание в каж-
дом отдельном случае и какое

значение
приобретает каждый из них на данном
этапе; во-вторых, какие органы чуветв

должны участвовать в контроле над 06’-
октами и, наконец, в какие промежутки
времени и на каких об’ектах должно
быть сконцентрировано основное внимание,
Надо помнить также, что только при яе-
ном понимании цели и твердом стремле-
нии добиться результата можно  вырабо-
тать в cele умение распределять внима-
ние на большое количество об’ектов.

Не менее важное значение в полете
имеет быстрое и правильное переключение
внимания с одного об’екта на другой. Яр-
вии пример переключения внимания ум
можем наблюдать в момент разворота. Ин-
структор предупреждает курезата o том
что для правильного выполнения pasBapo-
та необходимо контролировать положение

для УС

бых приспособлений для стрельбы ночью.

сирующими, так как

стрельбой надо избегать;
вать короткими «клевками»,

чем. днем, но моральное

противодействия с земли).

зая темноту ночи отненными шарами, ©03-

ночью в большинстве случаев ведут загра-

легче, чем днем. Прежде всего ночью лет-
че определить систему зенитного огня про-

огня резким изменением направления (же-
лательно
и зайти с другой стороны на цель, изме-

ели
самолет или rpyumy отнем ЗА задолго до

степени облегчает подход к цели и сокра-

Е a МЫ Е

динабря 1945 г._№ 96 (394).

1.

НОЧЬЮ

0т пулеметных трасс ра
нов» * необходимо уходить резким
том в Сторону. 60 евижением.

Мне несколько раз приходилось быт
«тойманным» прожекторами противника
При попадании В 7

на «“ИЛ-2>

Герой Советского’ Союза
’ майор А. КОЛБЕЕВ

+>

ий трасс «Эрлико-
разворо-

быть
учи прожектора само-
темной его

6 Г а я белым (даже при

о. aa ee ie ae ere). Воли смотреть В сторону р
аа ИТТИ a интервалом,   прожектора или же ee ee set

io : . J нции   свет ослепляет: поэтом  ледует  взгля:
к ме т рн Помедленно перебрасывать з fs Sek Res
roam seus ee ae at приборы, Ре RaOALITO OC BEML
ay og aes аа в если есть Матерчатые шторки,
eee occa a ведомого   задернуть их. Наиболее проверенный ©по-
их “a pn своей террито-   соб ухода из лучей прожектора, Боторых
HO ee ayia” i лами мы пользовались, ——~ изменение направле-
рии) ИЛИ. другими wee _  ния полета C0 снижением В сторону Ha

а. о полной мощности мотора. Еели есть по-

ев. з 060-
сти огонь из бортового оружия без 06 близости облачность,

пилотировать по приборам.
Для соблюдения выбранного
успешного отыскания цели и
свой аэродром необходимо отлично
район полета. 0собое внимание
быть уделено при изучении

Патроны и снаряды для пулеметов и пу-
шек необходимо заряжать, чередуя © трас-
единственный  KOHT-
роль поражения цели — трасса. Стрельбу
нужно вести короткими очередями, бросая
взглял вперед, а не ловить хотя бы даже

маршрута,
выхода, на

ЗНАТЬ
должно
маригрута ха-

следует уйги в нее и

мельком трассу при выходе из ствола пу-   рактерным ориентирам: озерам, ыы
‘ леметов или вблизи, так как это шоссейным дорогам (которые в лунну
а > ночь хорошо просматриваются) — и нам

ослепляет.

. 10
Продолжительното

планирования со знать их напамять, так как ночь

следует действо-

1 ем это днем.
имея высоту нежели мы дела

ло, HYMHO TOTO

ола 600—500 метров © выводом Ha Карту, как правило, кн

200.300 метров о того, что про-  вить крупного масштаба (желательно
должительное планирование 0 стрельбой   1: 200.000).

действует на зрение и затрудняет опреде-
ление высоты вывода.

Ночью при стрельбе © самолета «ИЛ-2»
эффективность огня, естественно, ниже,
воздействие Ha
противника исключительно велико.

димых ночью ориентиров.
Желательно

Вомбометание лучше производить ® терных ориентиров, видимых ночью, для
горизонтального полета, © высоты 500 —   более легкого отыскания его возвращаю-
600 метров (при отеутетвии сильного щимися экипажами.

Надо сказать, Что ночью зенитный
отонь больше действует на летный  coc-
тав, чем днем, особенно на «необстрелян-
ные» экипажи. Зенитные снаряды, проре-

им приходится тянуть на малой

дат впечатление, что зенитчики пристре-
лялись и велут прицельный огонь, так
как ночью все источники света, а особен-

ближе, чем Ha самом деле).

но разрывы зенитных Фварядов, КАЖУТСЯ   вести до минимума накала. Подкрыльная
более близкими. фара дает освещение на планировании с
Практика показала, YO  зенитчики  высоты 30—40 метров, поэтому вклю-

дительный отонь, Который сильно отли-
чаелея от прицельного. 0б этом всегда
должны помнить экипажи. :

Я склонен думать, что ночью произво-
ДИТЬ противозенитный маневр значительно’

высоте, но © таким расчетом, чтобы 3pe-

под плоскости самолета.

При световом «Т»
садка 060б0й трудности не представляет,
но никогда не нужно стремиться посадить

тивника и район наибольшего его насы-
щения. Нужно выйти из зоны зенитного рые трудно исправить, особенно если са-
молет вышел из освещенной полосы. Ни
© задросселированным  мотором) в коем случае не нужно стремиться доса-
HAS при этом выюоту и скорость полета.
днем противник может звотретить

ми земли.

Большую помощь при посадке оказыва-
ют ракеты, выпущенные с борта самолета
воздушным стрелком или © земли.
кету нужно давать не в сторону
летчика (вперед влево), а вверх при про-

полхола к пели, то ночью обычно ветре-
чают самолет в непосредственной близости
к цели или над нею. ITO B достаточной

щает время пребывания в зоне
го огня.

Несколько. осложняется  противозенит-
ный маневр, если противник ведет зенит-
ный огонь по высотам. Но и в этом елу-
чае положение экипажа облегчается тем,
что отонь ЗА - раосредоточен и менее мас-
сирован по количеству разрывов, чем при
однослойной системе. Нужно примерно оп-
ределить глубину обстрела по высоте и,
находясь ближе к нижней или верхней
границе  простреливаемото пространства,
изменить высоту полета.

зенитно-   вираво от взгляда летчика,

луч нужно направить так, чтобы наилуч-
шее освещение земли совпадало ©

рования, так как это один
ных моментов посадки. Дальнейший про-

мендую выставлять на границе
3—4 световых ориентира на расстоянии

выдержать направление,

SSeS

капота мотора относительно горизонта,
угловое вращение, величину крена CaM-
лета, указатель скольжения и скорость (в
указанной  последовательности). Возмож-
ность распределить внимание В Чанном
случае исключена, так как все об’екты
контролируются глазами, а расположены
они в разных местах и одновременно ох-
ватить их взглядом невозможно.

В процессе обучения надо также отчет-
ливо различать значение так называемого
блуждающего и фиксирующего виимания.
Эти формы восприятия внешних pasipame-
ний играют важную роль при поиске про-

веренностью или боязнью. У опытного
летчика в первой половине полета внима
ние обострено, переключаемость и распре
деление протекают легко. Ho затем и у
него, как пезультат общего утомления, мо
гут появиться признаки отвлекаемости и
расбеянности. Если же к концу полета
летчик вступает в воздушный бой, то уси:
лием воли он обычно повышает внима»
тельность до предела. На посадке, как
правило, внимательнюеть повышается но-

зависимо от физического и психического
состояния летчика,

Многосторонность процесса восприятия
и разнообразие задач, решаемых летчиком
в полете, наютоятельно требуют проведе“
ae ts определенной системы 306

i урсанта внимания.
ая всего’ курсант-летчик должен

HO стремитьея к приобретению
знаний, опыта, наблюдательноети, Веесто-
роннее изучение об’ектов и наличие боль

гивника и для сохранения ориентировки,
Блуждающее внимание характеризуется ох-
ватом большого пространства, но отли-
Чается отсутствием концентрации. Фикеи-
фующее внимание, наоборот,  направаено-
на узкое пространство, причем предметы,
охватываемые им, воспринимаются  на-
шим сознанием особенно отчетливо.

Так, при поиске воздушного противни-

Moro опыта в в
ка в Л : ыполнении определенны?
6 ae ea а сразу боль-   действий значительно а ЩИ
ся в поле 3 i 1 ишь появить-   сы распределения и переключет i
рения подозрительной точке,   мания.   Cima, вн

как внимание сконцентрируется только на
ней. Нри ведении общей ориентировки в
поле наблюдения находится большая часть
видимого пространства, при определении
деиствительного местонахождения внима-
ние сосредоточено на узком пространотве
под самолетом и т. д.

Вонцентрации внимания часто сопутет-
вуют отвлекаемость и рассеянность, за-
трухняющие сосредоточение Внимания. Or-
влекаемость наблюдается при утомлении
при сильных переживаниях, под влиянием
Ех раздражений.

ассеянность может быть, -
результатом чрезмерного они
HO дело, сильного сосредоточения внима-
ния на одном об’екте, не на том, на ко-
тором следует сконцентрировать внимание
и. во-вторых,  веледствие неспособности
сосредоточитьея. Причиной последней яв-
ляются общее физическое и пеихическое
утомление или отеутетвие мобилизованио-
сти, волевого усилия. 0ба вида рассеян
ности в полете вредны, Л 4

Надо иметь в виду, что условия полета

ss prope ae разработать простые и я:
еды распределения внимания и 10*
ое ee переключения внимания,
ce а, систематической трениров»
eck “a i У курсантов навыки в дей
Ae этим ехемам.
а также вырабатывать  наиболе
альные приспособительные дзиже-
ния, которые значительно ‘снизят отвлеха
мость внимания.

д оматизированные навыки  исклюЮма
а Meth ‚Участия внимания пря

нении каких-либо действий. Поэт
му неооходимо автоматизировать большие
ство летных навыков, чтобы
внимание летчика в полете. _

в воспитывая внимание кури

овать м должны иемоль

какие ob fan и случай, чтобы указать, №

внимание eee следует в полете обращать

НУЮ mikes ут же определяя сравнитель”
ажность тех или иных

4 об’ектов,
оспитание вниман ИЯ
OCHOBHOM

разгрузить

курсанта
В

долж
В заключаться

оказывают разнообразное= Внаботке 1

эноооразн у 7 летчик а зырасотке }

а ibe: Peel ani на Te- oe, способности подчинять poaevol

a ‘3 : внешних paz- лю пропесе воргилиая FS ae

дражений. Инс К ра: восприятия и Ab TOA
труктор. чаето сталкивается ния, так как только

произвольное
волевом усилии
CITT IO залач,
в полете,
Старший лейтенант А.

BHI

woe когда начинающие

реа че могут в полете cocp

кур у Te eloroun

ет постоянио отвлекаются. Это 06”.
HACTCH повышенной возбудимостью, Hey-

Manne, основанное wa
сооетву т активному р
TOT TX перед летчиком

В

аще

КА 1

реже
приходится прибегать к просмотру карты,

Маршрут следует выбирать возможно
более прямой, избегая частых изломов;»
если же они необходимы, то рекомендует
ся строить их у характерных, хорошо Ви»

аэродром вылета при ноч-
ных полетах располагать вблизи харак-

Обычно при посадке ночью летчики де-
пают расчет с недотягиванием, после чего
высоте
(об’ясняется это обманчивым расстоянием
до светового «Т»; как мы уже сказали,
все световые ориентиры ночью кажутся

При посадке необходимо реостат кабин-
ного освещения вывести совсем или до-

чать ее необходимо при подходе к этой

ние свыклось © новым светом, идущим из-

и прожекторах по-

самолет на три точки © полным добором
ручки. Это влечет за собой ошибки, кото-

живать самолет, если он коснулся колеса-

Ра-
ВЗГЛЯДА

лете самолетом посадочного «Т» или вверх
Если старт обеспечен прожектором, oro

MOMCHe
TOM выравнивания самолета после плани-
Из ОТВвететвен-

бег самолета может происходить в темно-
те. Для выдерживания направления ]еко-
aaporpoma

10—15 метров®один от другом на шес-
тах или возвышенных местах, чтобы пос-
ле приземления на пробеге можно было

‘al