Процесс главных
преступников

(Начало на 3-й стр.).

ния. Такого соглашения нет, хотя, по мне-
нию Дикса, оно должно быть. Он просит
суд обязать обвинение предоставлять 3a-
щите возможность знакомиться с доку-
ментами заблаговременно, как это было,
например, с показом фильма о концентра-
ционных лагерях.`

Трибунал советует обвинению  показы-
вать защитникам всё, что можно, и как
можно раньше. Что же касается свидетеля
Лахузена, то Трибунал решает позволить
обвинению вызвать его для допроса на
сегодняшнем заседании. Вводят Лахузена.
Лахузен, отвечая на вопросы обвинителя
Эмина, показывает, что он родился в
1897 году в Австрии, окончил военную

школу и в прошлой войне воевал в каче“.

стве лейтенанта. После войны он продол-
жал службу в австрийской армии, дослу-
жившись к 1930 году до чина капитана.
В 1930 году поступил в академию  гене-
рального штаба, по’ окончаний которой в
1933 г. был назначен офицером разведки
второй дивизии. Тогда же он получил чин
майора. В 1935 году Лахузен был назначен
в разведывательный отдел генштаба. По-
сле «аншлюса» он был автоматически пе-
реведен в разведывательный отдел. вер-
хозного командования германских  воору-
женных сил, начальником которого был
адмирал Канарис. JlaxyseH был назначен
начальником одного из отделов контрраз*
ведки, который собирал информацию © се-
кретных связях.  Лахузен признал, что
пользовался особым расположением своего
шефа — Канариса, который во многих <лу-
цаях назначал его своим личным предста-
вителем на различные совещания и даже
доверял ему вести его дневник. Лахузен
имел частый контакт с подсудимым Кей-
телем и подсудимым Модлем. Он присут-
ствовал на военных совещаниях и конфе-
ренциях у Гитлера.

Обвинитель Эмин задает свидетелю воп-
рос: знали ли работники отдела контр-
разведки о военных планах? Вместо пря-
мого ответа на этот воирос свидетель об’-
ясняет, что работники разведки нахюди-
лись год влиянием самого Канариса. При
этом свидетель всячески выгораживает
Канариса‚ утверждая, будто  Канарис
пытался предотвратить войну с Польшей
и вообще войну. Заявление это встре-
чается открытым смехом Гесса.

Эмин спрашивает свидетеля Лахузена,
помнит ли он © совещании у Гитлера
близ Варшавы. Свидетель заявляет, что
это совешание происходило 12 сентября
1939 года. На этом совещании, которое
свидетель называет серией собеседований
по военным и политическим вопросам, при-
сутствовали, помимо Гитлера, Риббентроп,
Кейтель, Иодль, Канарис и Лахузен. Со-
беседования происходили в поезде Гитле-
ра, в купе, занимаемом Кейтелем. Перед
совещанием Канарис говорил <’ Риббентро-
пом относительно политики в Польше.
Как явствует из показаний Лахузена,
Риббентроп дал директиву об организации
в Польше «восстания» немецко-украинских
националистов для ‘уничтожения нежела-
тельных немцам поляков и ослабления во-
ли польского народа к сопротивлению.

Канарис спросил Кейтеля, — говорит Ла-
хузен, — кто дал указание разрушить <

воздуха Варшаву. Кейтель ответил, что об
этой мере, как и о всех других мерах в
Польше, Гитлер и Геринг имели догово-
ренность между собой. По. его словам,
«фюрер» и Геринг часто звонили и справ-
лялись об исполнении их указаний.

Эмин ставит вопрос, что было сказано
на совещании о сотрудничестве с кругами
украинских националистов.

Лахузен отвечает: Кейтель уточнил ди-
рективу Риббентропа об организации Вос-
станий украинских грулн < целью облег-
чения задачи уничтожения поляков и
евреев.

Эмин: Гитлер и Модль были на сове-
шании?

Лахузен: Гитлер и Иодль пришли после
созешания или к самому концу совещания.
Канарие сразу же начал докладывать ему

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 30 НОЯБРЯ

НЮРНБЕРГ, 30 ноября. (ТАСС). На
вечернем заседании 30 ноября  продол-
жался допрос свидетеля Лахузена.

Вторая половина заседания была посвя-
щена обсуждению вопроса о состоянии
здоровья и вменяемости подсудимого Гес-
са. В ходе обсуждения, длившегося около
двух часов, были оглашены заключения
медицинских экспертов, признавших у Гес-
са потерю памяти. Суд выслушал также

Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге приковал к Ce-
бе всеобщее внимание во веех странах
мира. В выетуплениях представителей 00-
винения, в многочисленных документах,
фигурирующих на <уде, раскрывается
картина гнуснейшего заговора против мира
и безопасности народов. Осуществление
этого затовора гитлеровекими преступни-
ками, главные из которых сейчас  нахо-
дятся на скамье подеудимых в Нюрнберге,
угрожало миру порабощением всех народов

В Подготовительной
комиссии 06‘единенных

наций
ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Вчера на

Номецких военных
в Нюрноерге

о положении на западе, о приготовлениях

Франции. утреннем заседании комитета № 4 (Совет
Эмин: Что было сказано о Франции? по опеке) Подготовительной комиссии ‘ор-
Лахузен: О Франции шли разговоры в ганизации Об’единенных наций обсужда-

купе Кейтеля. Канарис доложил, что фран-   лась рекомендация исполнительного коми-
цузская армия готовится к наступлению в тета © ‹оздании временного комитета по
одном из районов. В этот момент вошел  опеке, Раздел отчета исполкома, касаю-
Гитлер, взял руководство совещанием не- щийся этого вопроса, был представлен ав-
медленно в свои руки и заявил, что Кана-   стралийским делегатом Хэзлаком. В отче-
рис ошибается. те указывалось, что состав Совета по
Лахузен показывает далее, что шифром   опеке определяется 1-м параграфом 86-й
для польской кампании было слово   статьи устава Об’единенных наций. В на-
«Гиммлер». Отвечая на вопрос обвинителя, стоящее время, указывается в отчете, нет
он заявляет: «Летом 1939 года в контр-  территорий под опекой и их не будет
разведке происходило что-то таинственное.  до тех пор, пока соглашение 06 опеке
В середине августа первая секция контр- над отдельными территориями не будет
разведки — моя секция — получила при- одобрено Генеральной ассамблеей или же,
каз приготовить польскую форму и поль- если дело идет о стратегических районах,
ские документы и доставить их Гиммлеру. Советом безопасности. «Следовательно, —
Этот приказ был получен от штаба Гит-   говорится в отчете, — в настоящее вре-
лера. Мы не знали тогда, что это значит,   мя нет таких членов Об’единенных наций,
хотя имя Гиммлера об’ясняло многое». которые управляли бы территориями под
Эмин: Кто получил эту форму и доку-  опекой, и поэтому Совет по опеке в таком
менты? А виде, как он предусмотрен в статье 86-й
Лахузен: Какой-то представитель СД устава Об’единенных наций, He может
(службы безопасности СС) по имени Сист.  ‘быть сформирован». Поэтому исполком ре-
Эмин: Как всё это должно было быть  комендовал, чтобы Генеральная ассамблея,
использовано? действуя в духе статьи 22-й устава Об’-
Лахузен: Мы не знали деталей, хотя   единенных наций, создала временный коми-
имели подозрения, что что-то готовится.  тет по опеке.
Эмин: Знал ли Канарис, что именно го-  В отчете указывается, что чехословац-
TOBUTCH? 5 кая, советская и югославская делегации
Лахузен: Когда появился первый бюл-   возражали против предложения создать
летень, сообщавший о нападении польских   временный комитет по опеке на том осно-
войск на немецкую территорию, мы обна- вании, что такие действия не. санкциони-
ружили среди захваченных материалов те   рованы уставом Об’единенных наций и
материалы, которые были приготовлены! будут поэтому неконституционными. *
моей секцией по. заданию штаба Гитлера
для Гиммлера. Канарис выяснил Тогда,
что из концлагерей были взяты люди, ко-
торые и были олеты в приготовленную
нами форму и снабжены нашими докумен:
тами. Они совершили нападение на погра-
ничный пункт Глейвиц. Генерал Остер хо-
тел получить. подробности всего этого де-
‘ла, но ему не удалось получить их.
Эмин; Что случилось с ЛЮДЬМИ ИЗ мыко, может на первой же своей сессии
концлагерей, одетыми в польскую форму? принять практические меры для того, что-
Лахузен: Много позже я говорил С бы разработать и. гарантировать выполне-
СС-групненфюрером Бюркелем, который ние положений устава, касающихся опеки.
сообщил. мне, что это дело знала ЛИШЬ   Она может привлечь внимание некоторых
группа людей из службы безопасности, но государств к тому факту, что они должны
все они после этого дела были расстре-  выполнять положения устава. Было бы же-
ляны, так что история этого дела УнНе-  лательно принимать практические меры
сена ими в могилу: а для осуществления этих положений уста-
Обвинитель просит свидетеля рассказать   ва, а He дискутировать этот вопрос ме-
Трибуналу о специальном совещании, На сяцами и даже годами. Временный коми-
котором обсуждался вопрос о нодготовке   тет по опеке, вместо того, чтобы являть-
убийства генерала Вейгана. Лахузен рас- ся органом, который способствовал бы и

Тов. Громыко изложил точку зрения де-
легации СССР в вопросе о создании вре-
менного комитета по опеке. Он заявил,
что в уставе Об’единенных наций не пре-
дусматривается создание какого-либо вре-
менного органа по онеке. Поэтому ero cos-
дание не будет соответствовать уставу.

сказывает, что это совещание происходило   ускорял бы обеспечение выполнения поло-

в середине зимы 1940 года. Приказ 0б  жений устава, мог бы только оттянуть
убийстве был отдан Канарису подсудимым   его осуществление.

Кейтелем и исполнение было поручено 10 с :
секции, которую возглавлял свидетель. гсславский делегат поддержал точку

зрения советской делегации и заявил, что
никто не говорил о ‹роках функциониро-
вания временного комитета по опеке. В
уставе не имелось в виду, что этот воп-
сил его о ходе выполнения приказа. Наи-   9 будет оставаться открытым до беско-
более страшная страница истории гитле-   Нечности. Он потребовал, чтобы те держа:
ровских преступлений раскрывается, когда   ЗЫ, Которые управляют манлатными тер.
Лахузен начинает рассказывать о совеща-   РИТОРиями, раз яснили свою точку зрения,
нии по вопросу об отношении к советским Южно-африканский делегат Никольс вы*
военнопленным, которое ` состоялось  в СКавался за предложение исполкома.

июле 1941 года, В этом совещании при-
нимали участие: генерал Рейнике, началь-
ник общего отдела верховного командова-

Работники контрразведки, по словам Jla-
хузена, будто отказались выполнить этот
приказ, хотя свидетель не решился заявить
об этом Кейтелю, когда последний спро-

Делегат Новой Зеландии заявил, что,
согласно точке зрения его правительства,
система опеки должна начать функциони-
ния германских вооруженных сил, СС-груп-   ровать по. возможности скорее в соответ-
пенфюрер Мюллер, из «службы безопас-   ствии с положениями устава. Правительст-
ности», полковник Брайер, руководивший   во Нювой Зеландии несколько сомневает-
делами военнопленных, и свидетель Jlaxy- ся в том, что предложение исполкома
зен: : - было рассчитано прежде всего на стремле-

— Какие приказы были по этому во-  ние достигнуть таких результатов. Поэто-

просу? — спрашивает обвинитель. му Новая Зеландия остается при своем
Лахузен: Намечались две категории мер:   мнении в данном вопросе.

первая — Убийство всех русских комисса`  Целегат США Грин и делегат Соединен-

ров, вторая — убийство всех пленных, ко-   ого Королевства Крич Джонс высказа:

торые могли рассматриваться как больше-
вики или как их сторонники.

На вопрос обвинителя, является ли сви-
детель единственным из оставшихся в жи-
вых представителей «круга Канариса», сви-   высказался в пользу предложения Испол-
детель отвечает заявлением, что, помимо   нительного комитета, а египетский делегат
него, осталось двое или трое, остальные   Д-Р Абдель Хамид Бадави заявил о том,
уничтожены после неудачного покушения что он остается при своем мнении, засе-
на Гитлера летом прошлого года. лание комитета было отлюжено до 30 HO-

Продолжение допроса свидетеля Лаху- ября. ‘
зена переносится на вечернее заседание.

лись в пользу создания временного ко-
митета по опеке,

После того, как австралийский делегат

НАГРАЖДЕНИЕ МАРШАЛА ТИТО
ея защиты. дохазывавшей неъмение:   ВЫСШИМ ЮГОСЛАВСКИМ ОРДЕНОМ

мость Гесса и в связи с этим невозмож-  БЕЛГРАД, 29 ноября. (ТАСС). Бел-
ность продолжать суд над ним. После   градское радио сообщает, что президиум

этого Трибунал предоставил возможность югославской скупшины постановил: за
высказаться самому Гессу. Последний за-   чрезвычайные заслуги перед народами
читал свою декларацию, в которой он Югославии в  народно-освободительной

борьбе, и за самоотверженную работу по`
восстановлению страны наградить марша-
ла Югославии Иосипа Броз-Тито орденом.
«За заслуги перед народом» 1-й степени.

признает, что намеренно симулировал по-
терю памяти из тактических соображений,
в том числе перед своим защитником,

военных преступников, не найдут стоерон-
ников среди десятков и сотен миллионов
людей на всем земном шаре, которые ждут
скорого и правого суда над немецкими ви-
для Нновниками войны. Характерно, что «