_ ции Полбин всегла поучал евоих питом-

Учиться военному мастерству на опыте гвардей

С

еражемий на полях Великой Отечественной

войны. : :

Сегодня мы рассказываем о делах и людях Н-ского гвардейского истребительного

авиационного полка, заслужившего это высокое наименование четыре года назад, в Е

памятные декабрьские дни 1941 года. В те

грозные дни, когда только еще занималась

заря нашей грядущей победы, когда начинался разгром немцев под Москвой, родился

Н-ский гвардейский авиационный полк. .

Сколько’ их сегодня — гвардейцев сталинской авиации! Честь им и слава! Пусть
здравствует, крепнет и совершенствуется гвардия советской авиации!

Традиции крылатой гвардии

` буровой зимой 1941 года a нии дать; отличала, гвардей-
на полях сражений Великой Гвардии полковник ПВ Ha всех этапах ВОЙНЫ.
Отечественной войны впервые Ф. ДОБЫШ Помнится удар звена, летчика
появились советские воины, : , Аксенова и его штурмана Ма-
получившие право носить Командир Н-ской yah Oro звено одним захо-
высокое наименование твар- гвардейской авиадивизии тоу разрушило два моста.
дейцев. Норма вероятности попадания

6 декабря 1941 года твар-
дейекое звание получили несколько авиа-
пионных полков. В числе их был Н-ский
тварлейский бомбатлировочеьуй полк,
которыми я команловал в то время. Н-екий
тварлейский одним из первых встретил
пемпев на запалной границе нашей Po-
длины, Его бомбовые удары ‘по танкам
Тудернана нанесли чувствительный урон
немцам. Летчиви полка дрались, не щадя
сил и жизни, и воегла побеждали.

Я часто задавал себе вопрос: какое
основное качество помогало личному со-
ставу №01 полка в самые первые дни
войны «толь успешно бить неприятеля?
Это прежде Beero беспредельная,  моту-
чая вера в победу, в правоту нашего
дела. Везде и всегда, в самых тяжелых
условиях твердо верить в победу — Tako-
Ba первейшая традиция гвардейцев.

Но кроме этого великолепного морально-
политического качества, гвардейские части
обладают другой отличительной чертой.

>

была перекрыта в 300 pas.
Когда в дни войны говорили: «Они де-
PYTCH по-гвардейски», это означало выс-
шую похвалу, вызывало прелетавление об
исключительном мужестве, отвате,  0бес-
странии. Привожу пример: самолет лет-
чика-гварлейна Пузнецова заторелея во
время боя. Летчик сбил пламя и вышел
из атаки. He лохоля линии фронта, эки-
паж отразил еще два нападения истреби-
телей противника. Почти у самой линии
фронта маптиня стала плохо слушаться
летчика. Итурман сказал:
— Не миновать беды!
— Неправда! — воскликнул Кузнецов.
— С патронами не умирают, а дерутся!
Он повел израненную машину на вра-
жеские траншеи и беспощадно  расстре-
ливал немцев из пулемета. Во время одной
из эволюций ему удалось выравнять ‹а-
молет, благополучно перетянуть его через
линию фронта и вернуться в ©вою часть.

Крылатые гвардейцы — это подлинные
мастера своего дела, в совершенстве вла-
леющие оружием, которое им вручила
Ролина. Буль то бомбардировщик, истреби-
тель или штурмовик, они веегда лучшие
знатоки
рых, а многие ныне здравствуют, в06-
кресают в памяти воздушные бои, кото-
рые полк вел сначала на дальних и ближ-
них полетупах к Москве, потом в районе
Ленинграда в дни прорыва блокады ве-
ликого города, в орловско-курекой опера-
ции, пот Сандомиром и, наконен, в дни
великой битвы за Берлин.

Вот «мотрит на нас ео страниц альбома
младитий лейтенант Юхимович. Красивое
юное лицо. Ясный взгляд. Упрямо сдвину-
тые брови. Полуоткрытые тубы. Так и
кажется, Юхимович ‹ейчае повторит ©ло-
ва, произнесенные когда-то Валерием Чка-
ловым: «Нели вепыхнет война, я бум
первым летчиком, который врежетея во
вражеские эскадрильн». И Юхимовия 17
июля 1941 года первый в полку над
своим аэродромом открыл длинный пол-
KOBOH счет сбитых немецких самолетов—
один уничтожил бомбардировшик, шедший
под прикрытием четырех «Меесершмит-
тов». .

Высокий класе пилотирования, чуветво
дружбы неизменно жили в сердцах. летчи-
вов полка. Сколько можно было бы вепом-
нить имен, озаренных яркими подвигами!
Еще в первых воздушных ехвалках Ra
Летчика полка — Пыбин и Муравицкай,
повторив подвиг Нестерова,  таранили
немецкие самолеты, а сами благополучно
приземлилиеь на парапиотах.  Впоследете
вии они стали  прославленными асами и
Героями Советского Союза.

В полку < нежностью и гордостье про-
износят имена канитана Тормезьва г лей-
тенанта Дулина — мастеров первого уда-
pa. Они получили приказ прикрывать пе-
реправу и разведать передний край 039р9-
ны противника, Внезапно на обоих pu-
нулась четверка вражеских самолетов. На
первой минуте боя Дудин короткой очере-
зью сбивает «Мессериимитт». Неожиданно
ой принимает острый оборот: загорелась
машина Тормозова.  Дудин, стремительно
развернув свой самолет, мчится на ви-

ЛАВ

фучву товарищу. Тем временем смелый и

ЕГОДНЯ мы рассказываем о крылатой гвардии нашей страны, о тех, кто стоял
у ее колыбели, о тех, кто с честью пронес гвардейские знамена сквозь огон

Н. Выдриган.

Перед тем как покинуть казармы

на Шпрее,
Куда полк наш пришел в сорок пятом
- : году,
Полигоны пройду, обойду батареи
И к гвардейскому знамени я подойду:

Перед ним на земле пвеклоню я колени
И в молчаньи припомню былые пути,

Но каким довелось моему поколенью
От Москвы до Берлина пройти;

Я припомню декабрьское хмурое утро
И полянку в сосновом лесу
ne под Москвой...
Падал хлопьями снег, все туманом
скутав,
Словно дымкой, лесной сикевой.
И мы знамени клятву тогда приносили,
Неподкупную клятву от сердца всего,
Дети матери нашей — великой России,
Все солдаты — один в одного.
На снегу трепетало гвардейское знамя,
Словно алый тюльпан, на пороше цвело,
А потом поднялось, полыхнуло над нами,
И на запад бойнев повело!
..Я стою перед ним. Ветер ленты.
колышет,
Знаки славы его, что висят у древка.
Стяг гвардейский алеет, он золотем
вышит,
И ему не померкнуть, сияя в веках.

`Всех побед не назвать, их нельзя
перечислить,
Были все на яву, повторяются в снах...
Только помню, оно отражалось
на Висле
В обагренных варшавским пожаром

Е ` волнах,

Помню, в битве стяжая солдатскую
: славу,
От квартала к кварталу сквозь пламя
стремясь,
Трепетало на пепле, на камнях Бреслау,
Над затихшим сраженьем в полуденный
час,

Я стою пред тобой, преклонивши колени,
Как когда-то в холодном тумане зимы.
Клятву дали тогда, что тебе не изменим.
`От нее никогда не откажемся мы.

Перед тем, как уйти за родную границу,
Выбрав путь на широкой гражданской
тропе,
Я пришел, чтоб тебе до земли
. : : поклониться,
Чтоб, прощаясь, коснуться губами к тебе:

Анатолий САФРОНОВ.

=

находчивый Тормозов успевает сильным,
скольжением сбить пламя и опять вету-
пает в бой, На ого самолете обторели пло-
скость, элерон, стабилизатор, но летчик
$ возрастающим упорством продолжает
бой. На помощь врагу мчитея пятый «Mec-
сетиемитт». Двое нротив пятерых! Вот
один из «Мессериоеиттов» уже «прилиц» Е
хвосту маншны Дудина. Но взаимная вы-
ручка в бою — закон советских воинов.
Тормозов, видя тяжелое положение това-
рища, летит ему на помощь и удачным
уаневром сбивает «Мессерпеуитт».

Обозленные, два фашистских летчика
никируют на Дудина. Тот, энергично раз-
вернувшись, направляет свою машину в
лобовую атаку. Лобовая атака, знаменитая
чкаловская атака! Немец не выдержал, он
круто берет вверх. Но второй враг еще не
далея — продолжает стрелять по само-
лету Дудина. Вторая лобовая атака —
машины сближаются: 700, 600, 500 мет-
ров... У Дудина замолкли пулеметы. Но и
здесь в критическое мгновенье выручи-
ла чкаловекая выучка — Дудин идет на
таран. Фашист хочет свернуть в сторону.
Ноздно: пропеллер советского истребителя
рубит-центроплан вражеской машины. Не-
мец убит. Дудин приземлилея, выпрыгнув
с паралиютом, Цел и Тормозов. Он отразил
последнего хищника и мастерски ‹ажает
машину на свой аэролром.

Так в напряженных боях летчики полка
завоевывали гвардейское звание. Это был
Н-екий авиационный полк, заслуживиий
эту высокую честь. 6 декабря 1941 гола
—историческая лата: лля Родины = на-
Yano разгрома немцев под Москвой, для
полка — присвоение гвардейското звания.

На аэродроме, среди заснеженных ¢co-
сен; около маленького подмосковного полу-
станка «Чкаловская», летчикам полка бы-
10 вручено священное гвардейское знамя,
Скупо товорилось в приказе:

«За период © 121 1941 гъю
1/Х 1941 г. полк произвел 3.200 боевых
вылетов, летным составом полка сбито в
воздушных боях 47 самолетов противника,
MITYPMOBBIME налетами рассеянно и уни-

Se See

цев

_ Наша дивизия за тоды Великой Оте-
чественной войны прошла славный боевой
путь. Летчики высоко держали честь ©во-
ето боевого гвардейского знамени, мастер-
ки сражаясь в небе над Сталинградом,
участвуя в освобождении Ростова, Дон-
бабса, Крыма, областей Западной Украи-
ны; ‘Они изтоняли фашистеких  стервят-
ников и из Румынии, Венгрии, Австрии
и Чехословакии. Гвардейцы-истробители в
боях < врагом выросли в настоящих мас-
теров своего дела.

Боевые дни кончились. Началаеь мир-

ная жизнь. Как только отгремели послед-

пие выстрелы Великой Отечественной
войны, перед нами стала задача-—учить-
ся и учиться, чтобы продолжать совер-
шенствовать BOG мастерство на основе
боевого опыта, накопленного в жестоких
битвах < врагом.

` Не будем скрывать, что на первых но-
рах, во время планирования занятий по
учебно-боевой подготовке, мы столкнулись
 < некоторыми затруднениями. Черед нами

возникли вопросы: как и чему учить лет-  дивидуальная подготовка была организова-
на так, чтобы каждый летчик мог совер-
пренствовать свое мастерство.

чиков, у которых за плечами по несколь-
ку сот боевых вылетов.

~~ 8a годы Великой Отечественной войны
летчикам нашей дивизии приходилось вы-
полнять самые разнообразные задачи: ло-
биваться господетва в воздухе, сопровож-
Дать штурмовиков, осуществлять «евобод-
ную охоту», разведку и, другие виды 0ое-
вой деятельности, присущие летчикам-
истребителям. Ни сложность метеорологи-
ческой обстановки, ни трудные условия
полевых аэродромов — ничто не удержи-
вало летчиков от выполнения боевых за-
даний. К дням мирной учебы твардейцы-
истребители нашей дивизии пришли, хоро-
шо владея техникой пилотирования, © вы-
ким. огневым мастерством и пониманием
тактики боя. :

Включать в план учебно-боевой. подго-
товки простейшие элементы ‘или начинать
© азов было бы, безусловно, ошибочным.

`Первым делом, к которому мы приету-
пили, было выявление знаний каждого
летчика. Проверялись буквально все эле-
менты подготовки летного состава: и зна-
ние материальной части хамолета, и тех-
ника пилотирования, и искусство стрель-
бы, и степень усвоения тактических при-

ЕЕ

тиллерии, 2 колонны кавалерии, уничто-

_жено 2 склада и 4 цистерны © горючим.

- В воответотвии с постановлением Прези-
диума Верховного Совета Союза ССР ука-
занному полку вручить Гвардейское зна-
мя». ° :

‚ 47 ебитых полком немецких самолетов
противника в первые месяцы войны... В
последний день войны, в последний день
великой битвы за Берлин, полк увеличил
эту цифру ровно на триста — ебил пос-
ледний, триста сорок сельмой самолет над
поверженной в прах Германией.

Таковы дела Н-екого  гварлейского.
Летчикам-гвардейцам пришлось  номало
поработать в ходе Отечественной войны,
узмерить всю тяжесть битв, прежде чем
добыть. победу.

...Ленинград зажат в кольцо. Великий
город отрезан or «Большой земли».
Прорвать вражескую блокаду — таков
приказ. Родины. Гвардейцы Н-еком  пол-
ка вылетают на задание. Враг противо-
действует, бросает в бой хваленые «Фок-
ке-Вульф-190». В их кабинах сидят от-
`борные летчики Берлинской авиацион-
ной школы. Но, накопив боевой опыт,
твардейцы Ищенко, Сенченко, Лаухин в
неравных схватках наносят противнику
жестокие удары. В истории полка почти
протокольно записано: «24 янвафя Jay-
хин, Сенченко, Полион и Григорьев при-
крывали штурмовиков, Встретив восемь
«ФВ-190», нални летчики смело ветупили
x бой. Лаухин, умело произведя маневр
га вираже, атаковал один «Фокке-
Вульф» и на пикировании вогнал его в
землю. Сенченко, атакуя снизу в 106 с
последующим заходом в хвост, сбил вто-
poi «Фокке-Вульф», который ‘горящим
упал в лес».

’ Душа гвардейца, вся его преданность
и любовь к Родине, ео высокое мастер-
ство — в этих строках.

Что значит советская воздушная гвар-
дия, показали врагу под Орлом сталин
ские соколы Н-ского гвардейского. 87
немецких самолетов сожгли они в ходе
знаменитой орловско-курской операции.

Я пишу эти строки за тысячи  кило-
метров от мест тех исторических боев, в
уаленьком венгерском селе. Со мной в
комнате дома, что напротив кирхи, живет

чтожено 12 мотомехколони, 4 колонны ар-  участник этих бев — гвардии майор

_ИВЕТ НАШ

—полг всех частей сталинской авиации

Славные сталинские соколы, отважные сыны героического народа в жестоких битвах с врагом отстояли родное небо и род
и заслуженно разделили гордость Победы со всей Красной Армией. В первых рядах
бителей. Смелые и умелые, они уничтожили в воздушных боях 123 вражеских
ского Союза гвардии майор М. Зуев, Герой Советского Союза гвардии капитан И.
А. Решетов, Герой Советского Союза гвардии майор И. Пишкан, гвардии старши

Истребители совершенств

победителей всегда шла сталинская гвардия.
самолета. Слава их мужеству и мастерству! На сн
Нестеров, гвардии капитан И. Кастыгин, Герой
й лейтенант Г. Мельницкий, гвардии капитан А. Плеханов,

ную землю,

`8 лонабря 1945 г. № 98 (396).

завоевали господство в воздухе
Перед нами восемь гвардейцев-истре-
имке (слева направо); Герой Совет-
Советского. Союза гвардии майор
гвардии старший лейтенант

©

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Т. Мельнака.

>

Герой Советского Союза
гвардии полковник И. ГЕЙБО
>

емов ведения воздушного боя, и умение
репать наиболее важные для летчика-
‘истребителя задачи. На основе получен-
ных данных, определивигих лицо летного
состава, нами и были составлены инди-
видуальные планы дальнейшего юовер-
шенетвования. Мри этом мы исходили из
персональной подготовленности и ©10е0б-
ностей летчиков. В индивидуальном пла-
не предусматривалось количество упраж-
нений по основным разделам летной рабо-
ты и необходимое для них время.

Преобладающея часть летного состава
дивизии была хорошо подготовлена по
технике пилотирования и штурманскому
делу, грамотно выполняла вертикальный
маневр, умело использовала большие ско-
рости и освоила радиосвязь. Поэтому ин-

Тактическая подготовка летного состава
являелея одним из найболее важных раз-

делов обучения. Этому вопржу у Hat

‘придавалось большое значение. Обучению

различным элементам тактнки в воздухе
предиествовала  углубленная учеба на
земле, в классе. Так, при изучении 610-
©0бов обеспечения штурмовой авиации
истребителями при действиях по аэродро-
мам противника или прикрытия истреби-
Телями бомбардировщиков, наносящих удар
по скоплению живой силы и техники
врата, летный состав прежде всего про-
слушивал лекции  квалифицированного
офицера; после этого штаб разрабаты-
вал задания на Фоме тактической 00-
становки. Летчики, получив задание, изу-
чали его, нановили обстановку на карты,
работали над рекомендованной литерату-
рой, уставами, наставлениями, вепомина-
ли хорошие примеры из личной
практики.
Исходя из плана, коман-?р части со
своим штабом проводил тг. иповые упраж-
‘нения. Здесь разбирались различные во-
просы,

боевой

связанные с изучением созданной

ИЕН %;

Serie

Василий Ищенко. Он Герой Советско-
го Союза, один из многих, кто творил
историю полка. Я встречалея е Ищенко
еще на Калининском фронте в лето 1942
года. Тогда он был не командиром эс-
кадрильи, а только рядовым летчиком. И
BOT сейчас мы вспоминаем с
родные поля и леса средней части Рос-
сии, тревожные рассветы под Орлом, не-
60, солротающееся от гула сотен немец-
ких бомбардировщиков и истребителей.
Ищенко рассказывает о подвигах своих
товарищей и ни слова о себе, Это —
еще одно качество гвардейца — великая
Фкромноеть.

Но я-то знало, как дрался в те жаркие
летные дыни Василий Ищенко. Он сутками
‘не вылезал из кабины своей машины.
Официантка из ВАО подавала ему прямо
в кабину тарелку со щами, и он не усие-
вал ее опорожнить: он вылетал на оче-
редное срочное боевое задание. Иной раз,
бывало, к нему на стоянке
парторт эскадрильи и просил:
Вася, расскажи нашим
стам, как ты утром ©бил немца,

Ищенко коротко отвечал:

— Друг, единственно, что скажи ком-
мунистам: сбил, мол, Ищенко. — Сейчае
некогда, поверь, улетаю. Вот вернусь, рас-
скажу подробней.

Так в напряженном труде, забыв Bee
личное, одержимый одной
страстью воздушного бойда, завоевывал
Василий Ищенко славу ролному полку.

Летчики Н-ского гвардейского встрети-
ли последние

подбегал

коммуни-

страстью —

THM ВОЙНЫ

умудренные

опымюм, научивиись мастерски веети раз-
ведку, расчиству поля боя, свободный по-
иск, управлять воздунтным боем по ралио,
охранять бомбардировщиков и штурмовиков.

Разгоралась

стеким лотовом. В первый же день сраже-

вия Герой Советокого Союза твардии стар-

щий лейтенант Московенко сбил Hay Bep-
лином самолет, а в последующие дни нал
руинами бывшей
бил еще пять.
Неотвратимо приближался
долгожданный
Й чем сильней разгоралась
RBM поднимались

германской столицы

час победы,

Hal

уют мастерство

нами ‘«боевой» обстановки, проводилась
подготовка к вылету, отрабатывалась 0}
танизация вылета, Изучалиеь способы выч
шолнения «боевого» задания;

Следует отметить, что тактические ле-
тучки и групповые упражнения для. кам
тегории подготовленных летчиков, & чем
более для летного ‘состава, имеющего 90-
гатый боевой опыт, являются наиболев
приемлемой формой учебы и наиболее эд-
фективным способом Усвоения задач. Так-
тические летучки, групповые упражне“
ния, Kak правило, проходят живо, при
активности их участников, так как такой
метод занятий по тактике заставляет
каждого летчика творчески мыслить, при-
нимать конкретные решения, исходя из

определенной оботановки. В этих случаях

боевому летчику предеотавляетея полная
возможность проявить свои знания и 00-
гатый опыт и на этой основе искать но-
вые с10собы ведения боя, т. е. расти и
совершенствоваться.

Как правилю, цикл изучения темы на
земле, в клаюсе, завершается проведением
небольшого летно-тактического учения в
масштабах полка. Иногда в качестве
«противника» привлекаются летчики дру-
гой части: Во время’ летно=тактического
учения старшие команлиры о эжжательно
следят за тем, чтобы отдельные летчики
не пренебрегали созданной обстановкой и
ве пытались действовать так, как они
наверняка He действовали бы в боевой

ВИ ВО

Ищенко’

схватка за Берлин. Дым и
гарь оплошной стеной повисли нат фаши-

час всемирного торжества.
битва, Чем оправдали его любовь И

a городом столбы
дыма и огня, тем с большим упорством и ! графу).

обстановке.

В задания на летно-тактических уче-
ниях мы обязательно включаем  воздуш-
ные стрельбы, маршрутные полеты, тре-
буем применения радиосвязи и глазных
образом  обравтаем внимание на умение
командиров Упрамлять группой. Мы всо-
гда стремимея во время летно-тактичееких
учений создавать обстановку, максималь“
но ‘приближенную к боевой. С этой целью
на Участке действий истребителей близ
«линии Фрожта» обязательно организуется
пункт управления, широко используютея
радиостанции, пеленгаторы и другие’ ерел-
ства, способотвующие успеху выполнения
задания.

Так учатея гварлейцы-истробители, ис-
пользуют свой боевой

опыт  и передают
его молодежи.

АЯ СВЧ КМВ
страстью дрались летчики-гвардейцы.
$ мая 1945 года гвардии старший лей-
тенант Свиридов В Tape € NOMLOIRORNUMROM
[cOopnin в воздушном бою над Берлином
бил последний по счету немецкий само-

лет из уничтоженных гвардейнами полка»

Bee ‚было вложено в этот меткий гвар-
денокии удар: и совершенная выучка, и
Тасплата за, все страдания и муки, и bees
страшие, и большевистекая воля к победе;

и ясный, холодный  рассу LOK, MW горячее
сердце — Bee TO, что можно вложить в
слово «твардеен». Он, этот удар, как бы
подводил итог боевого пути полка.

Боевой счет. закрыт. но раздвинулиеь
перспективы дальнейшей деятельности
полка: началась ото учебно-боевая жизнь,
Искания, Стремление к COBCDINEHCTBOBA=
НИЮ, к НОВЫМ высотам мастерства — та-
ков девиз полка, и гвардейцы учатся
свичае упорно, добросовестно.

На схемах, na которых запечатлены

воздушные бои, ветераны полка в классах
оу чают молодых летчико в, передают свой
огатыи опыт; так

творится в дни мира
повая история полка,

„_ Шестого декабря твардейцы во честь
тетвертой годовщины ©о JHA присвоения
полку 5 гвардейского звания собрались
дружной семьей за торарищееким ужи-
ном, вепомнили боевые дела минувших
днеи и говорили oO НОВЫХ путях. К CORED
IMCHCTBOBAN IO,

В этой дружной гварлейской семье сей
Чаю не осталось летчиков из Н-ской крае-
нознаменной  эЭбвалрильи — участников
гражданекой войны. Но гвардейцы вепом=
HUI WM про возлушиые бои, которые на
стареньких заплатанных машинах велись
за Пазань, Вубань, Кавказ. Полк И поны-
ве сохраняет память 0 тех днях — пер-
вую награду at pe ион нов краенов
знамя.

Через десятилетия люди полка пронес-

ли свои знамена славы, Вотиые repouue-
CRAM традициям, гвархойцы ‘H-exoro rap
TOUCKOTO B жестоких — битвах с фашист
ря Германией осуществили ayumne
on и мечты ‘евоих предшественников.
\, подняли они славу своего народа,
доверие.

Венгрия, (От i: корр.

J, спец, по теле-