8 декабря 1945 г.,

Ne 98 (396).

СТАЛИНСК

О культуре речи преподавателя

«Надо не только знать предмет, но и
уметь изложить его так, чтобы он хо-
роню воспринимался слушателями».

М. И. КАЛИНИН.

Важнейшим элементом методики обуче-
ния является речь, язык преподавателя.
Or того, как излагается материал, в боль-
шой степени зависит усвоение ем кур-
сантами,

Преподаватели и инструктора авиаци-
_@нных училищ и школ должны серьезно
заняться вопросами культуры и техники
речи.

Юноши, которые приходят в армию ча-
ше всего из средней школы, как правило,
имеют очень смутное представление о ©во-
ей булушей профессии авнамеханика. Нуж-
HO < первых шатов привить куреанту ин-
торес к преподаваемым ему дисциплинам,
к технике вообще. Шоэтому каждая лек-
пия должна быть интересней, насыщенной
физическихи понятиями, примерами, 06-
разами. Искусство преподавания состэйт в
том, чтобы облечь сухой теоретический
материгл в форму живото рассказа, легко
Зоступного пониманию слушателей и с1о-
собном их заинтересовать. А если курсант
заннтересовалея предметом, он поймет его
и глубоко изучит.

Как же слелать лекнию интересной?

Обратимся к примерам: можно пренод-
‚ нести аудитории закон Ома, об’яснить
’ формулу, решить несколько примеров и
этим ограничиться. Но можно кратко рас-
сказать о том, как и в каких иеториче-
ских условиях Ом сформулировал свой за-
KOH, что нового внес этот закон в науку
06 электричестве, & затем уже перейти к
его изложению. В последнем случае эф-
фект, без сомнения, будет тораздо боль-
ШИМ.

Можно 06 условиях обтекания крыла
потоком воздуха или, например, о суще-
ствовании тидравлических сопротивлений
в системе всасывания авиадвигателя рас-
сказать сухо, казенно, и тогда курсанты
будут слушать лекцию без 060б0го энту-
зиазма. Но эти же темы можно подать
живо и увлекательно. С этой целью по-
лезно заглянуть в книгу Джордана «Ва-
ши крылья», книгу Церельмана «Занима-
тельная физика» и др., взять оттуда с0ч-
ные, интересные примеры.

При этом, разумеетея, нельзя препода-
вать по методу Джордана, нельзя переги-
бать палку и в погоне за популярностью
изложения  опошлять,  вульгаризировать
науку. Но сделать лекцию интересной и
доходчивой можно и нужно.

Элому способствует использование ил-
люстраций, наглядных пособий, хорошо
поставленных опытов. «Длинен путь че-
7ез наставления, краток путь через при-
меры», — говорил философ древности
Сенека.

Интерес и доходчивоеть лекции во мно-
том зависят от речи преподавателя. Мно-
тие из нас еще грешат «сутубой научно-
стью» ^ изложения, говорят готовыми,
штампованными фразами из учебника.

«А знаете, —. товорит.М. И. Балинин,
— что значит товорить. готовой фразой?
Это значит, что ваша мыюль не работает,
а работает лишь язык. Готовой фразой вы
впечатления на людей не произведете...
Это формализирует речь. Каждый должен
стремиться говорить своим языком, язы-
хом, какой ему мать дала...»

Нужно говорить живо и понятно, & это
возможно лишь при условии глубокого
знания излатаемого материала.

Возникает вопрос: нужны ли так назы-
заемые «формулировки»? Нужны, но как
вывод Из того или иного раздела темы.
Они Стакозятея понятными лишь после то-
то, как материал детально раз’яенен. От
точенная, законченная, общепринятая фоз-
мулировка в этом случае необходима.
Курсанту полезно заучить ее: таким 00-
разом он привыкает точно излагать мые-
ЛИ.

Но сначала понять, & том  заучить,

ибо «определениость мысли вызывает,— «видите ли» и т. н. «Борьба за чистоту,

` Инженер-полполковник
П. МАРКЕЛЛОВ

~~

и есть сама по’ себе, — определенность
слова. Если вы точно знаете, что вы хо-
тите сказать, вы это скажете  хоропю»
(Флобер).

«Ученость» языка, искусственное ус-
ложнение речи, которыми некоторые лек-
торы стремязея произвести «06060е» впе-
чатление на слушалелей. должны быть

1 изгнаны из обихода преподавателей. Такие

например, выражения, как «степень от-
KPBITOLTH шторок водоралиатора»,  «cTe-
пень созлания давления в пневматике»,
грешат против правил русского
и прелотавляют собой образцы
вкуса. Стремление выражатьея «ученым»
языком часто приводит к абоурду. Tax,
один преподаватель убеждал аудиторию в
TOM, что педали самолета (пикировщика)
выполнены из тестолита для того, чтобы
не было «переохлаждения» ног летчика.

Приходится только удивляться, как
‘могла ролиться Такая фраза: «резкая ©те-
пень понижения торможения движения об-
ратного хода пориня»...

Й этакой тарабаритеной по непонятным
соображениям заменяются простые куль-
турные фразы. Ведь, кажется, доказано,
что, чем выше культура автора, педаго-
га, тем проше и понятнее излатает он
CBOI0 MBICIb.

Достаточно обратиться к произведениям

и публичным выступлениям В. И. Ленина,

иИ. В. Сталина, чтобы убедиться в епра-

ведливости этого положения. Товарищ
Сталин так охарактеризовал особенности
денинекого стиля:  «Необычайная сила

Убеждения, простота и ясность аргумента-
ции, короткие и всем понятные фразы,
отсутствие рисовки, отсутствие голово-
кружительных жестов и эффектных фраз,
бьющих на впечатление, — все это вы-
тодно отличало речи Ленина or речей
обычных «парламентеких» ораторов».

Характер изложения материала должен
быть приспособлен к YPOBHIO аудитории.
Преподаватель должен знать, каким язы-
ком следует говорить с слушателями, что-
бы быть понятым. .

Нало обдумывать каждую фразу, сде-
лать ее короткой, точной, понятной. Ина-
че рождаются такие определения, как, на-
пример: «Распорное кольцо тавровой фор-
мы овального сечения». Попробуйте пред-
ставить себе это кольцо!

Еще пример. Один преподаватель «из-
яенялся» так: «В работе бензиновой пом-
пы бывают три случая. Первый, — когда
помпа не работает»(!). :

Появление подобных фраз можно 0б яс-
HUTS только тем, что преподаватель недо-
статочно’ работает над собой, плохо гото-
витоя к занятиям, :

Нередко можно встретить слова и фра-
зы технически ‘неграмотные. Например:
«Пространетво рабочето 0б’ема», «На сне-
ту остаются следы руления от киля(!) и

языка
дурного

за смысловую точность, 82 остроту язы-
ка: есть борьба за
(А. М. Горький). °
Надо твердо помнить, т
«плоскостя», «HOTOCTAY, «ередетва»,
«поршня», а есть «плеекости»,  «лопа-
сти», «поршни» и «рёдетва»; что «маг-
нем» (слово греческое) произносится
магнёто, а не «магнето» и как иностран-
ное слово не склоняется; поэтому нельзя
творить: «расположение магнет..,».
Слово «наюси» = французское. Про-
HsHOCHTCa не «псси», а «шасси». Равно
не «рёборла» и не «ребордё», а «реббрда».
Следует категорически запретить ноль-
зоватьея произвольными сокращениями,
например: «коленвал» . вместо «коленча-
TH вал».
Чтобы избежать путаницы, необходимо
  выработать твердую терминологию. В на-
стоящее время преподаватели и авторы
различных учебников часто одним и тем
же понятиям и вещам присваивают раз-
личные наименования.
Мы остановились на некоторых недо-

что нет слов

нами примеры получены в
‘наблюдений.

Обратимся к вопросу о том, как выра-
боталь правильный язык, точную, краеи-
вую фразу.

Прежде всего надо как можно боль
ше читать. Читать Шушкина, Лермонтова;
Готоля, Льва Толстого, Тургенева, Гонча-
рова, Чехова, Горького, Алексея Толетото,
Шолохова: влумываться в прочитанное,
изучать елог, конструкцию фразы. Иногда
следует читать велух. Это позволяет
вслушаться в музыку слова, добиться вы-
разительности речи.

Читая техническую литературу, необхо-
димо останавливаться на новых, непонят-
ных словах ин терминах, заглядывать В
словари: встретив новое слово, уточнять
для себя его смыел, правописание и про-
изношение. Все трудно произносимые ©ло-
ва и новые термины в ходе лекции выши-
сывать на доске и требовать от курсан-
тов, чтобы они запомивали их.

Нужно тщательно готовиться к лекции,
вести конепект; оттачивать свою фечь
сначала в письменной форме, затем про-

результате

ных слов, а, применяя, обязательно 0б’-
ясняйте каждое из них.

Помните, что речь должна быть живой,
динамичной. Длинные, запутанные фразы,
утомляют слушателя. Вороткая фраза в0с-
принимаетея легче. Нримером такого поз
строения речи мотут служить поучения
Суворова, изложенные в его книге «Нау-
ка побеждать». —

Утомляет и раздражает привычка не-
которых преподавателей повторять отдель-
ные слова или конпы фраз. Иногда быва-
ет необходимо повторить слово, фразу,
чтобы подчеркнуть их значение или дать
возможность законопектировать. Но это не
имеет ничего общето с бесемыеленным поз
вторением отдельных слов, которым гре-

лыж».

Нужно уделять максимум внимания
правильному употреблению «лов. В отве-
тах курсантов мы обнаружили однажды
такое выражение: «Обжатие амортизаця-
онной стойки». Выяснилось, что пренода-
ватель употреблял слово «обжатие» вме-
сто ‹спросалка». К сожалению, курсанты,
как правило, очень быстро усваивают та-
кие фразы.

Нужно помнить, что слово преподавате-
ля, обращенное к коллективу, является
авторитетным для слушателей. Его зало-
минают, им пользуются и будут пользо-
ваться в дальнейшем,

Жак правило, крепче веето запоминают-
CH слова так, как они услышаны виер-
вые, и отучиться от неправильного произ-
нонения бывает чрезвычайно трудно.

Не еледует. засорять свою речь такими
словами, как «недопонимание», «проработ-
Kay, «лавайте», _ «значит», «понятно»,
«в целом», «Tak сказать», «понимаете»,

шат отдельные лекторы.

ми паузами, действует утомительно.

Вольное значение имеет голое препода-
вателя. Иной кричит так, что его слыш-
но в соседних аудиториях. Другого. еле
слышно в первых рядах. Й 10 и другое
врелно. Нужно товорнть так, чтобы каж-
дый курсант слушал преподавателя без
напряжения и не утомлялея криком.

Выразительность речи достигается  TAR-
же интонационной окраской. Преподава-
тель должен вылелять голосом главное в
содержании излатаемой им темы.

В заключение мне хочется  привестн
слова Некрасова, сказанные им по пово-
Ду стиха:

Речь

«RAK монету, чекань

Строго, отчетливо, честно,

Правилу слелуй упорно:

Чтобы словам было тесно, -

мыеслям-—проеторно».

Кома в полку,

`вать рапорты © просьбой
  я
‘еверхерочную службу.

‘ky. За годы войны он

‘стером своего дела, полюбил
`деном Красной Звезды и тремя медалями

‘ев пишет:

‘буду обучать молодых радистов».

‘вания в Ерасной Армии были для него
замечательной школой. Ратников в ©овер

правительственные награды.
«Прошу зачислить меня на сверхероч

OUBIT молодому. пополнению».

командованию
шины, подлежащие демобилизации.

‘ника старшины Лапина, радиста старши
‘ны Чернова,
  сержанта Авдеева. Каждый из них имее

В полку уже осталось

TOK рапортов на имя командира полк
растет © каждым днем.

жж

Армии.

Старшина Михаил Захарович Исаев на-
  ходится в рядах Ерасной Армии © 1937
‘rola, a ¢ 1940 года служит в этом пол-
сроднилея ©’
‘частью, приобрел боевой опыт, стал ма-
  профессию
`радиста. Командование наградило его ор-

В рапорте на имя командира части Иса-,

«fl желаю продолжать службу в слав-
` ной, родной мне части. С большой охотой

Олним из первых из’явил желание 0с-
  татьея на сверхерочную елужбу и crap-
  шина В. М: Ратников. Девять лет пребы-

‚нелстве, владеет специальностью авиапи-
‘онного бортмеханика. Его грудь украшают

ную службу, — написал Ратников коман-
лиру полка, — чтобы я мог передать Mol

С подобными рапортами обращаются к 5
многие CePRARTHE MU CTap-  wowHoR B GoeBoh yuebe IMTHOTD соста-

Хорошие боевые биографии у бортмеха-
<трелка-радиста старшего

по нескольку правительственных наград.
на сверхсроч-.
ную службу десять лучших воинов. При-

В авиационном полку, которым коман-
дует майор Миклушевский, состоялось ‹0б-
рание бойцов, сержантов и старшин, под-
лежащих демобилизации из рядов Красной

Политработники рассказали собравииеу-
  ся о задачах дальнейшего укрепления м0-

Остаются на сверхсрочную —
которым командует

ОН Азафъев, началаюь демобили-,
зация второй очереди, воины тали пода-
оставить на

i
щи Красной Армии, о роли бывалых

ва. Было раз’яснено положение о сверх-
срочниках и преимуществах, которые
-  им предоставляются. Командир части
обратилея к демобилизуемым с призы-
т  вом остаться ва сверхорочную службу.
Авиамеханики  Горячо откликнулись
на это обращение. Старигина Григорий
Никитенко сказал:
a — Около тринадцати лет я црослу-
жил в авиации. Двадпатилетним юно-
шей пришел в армию. Никакой специ-
альности я тогда не имел. Красная Ap-
мия воспитала меня, дала мне знания,
жизненный опыт. Военная служба ста-
ла лая ‘меня профессией, я приобрел
спепиальность авиамеханика. № полку
я привык, как в родной семье. Ме
трудно; мои боевые друзья, расстаться

ЕЕ IR ELITE EISELE

полком, с Halt pameua-
тельными самолетами. Из’являю жела-
ние остаться на сверхерочную службу.

Подали рапорты с просьбой об оетав-
лений на сверхорочную службу стар-
ий сержант Кулаков, окончивиий в

«= вами, ©

полку школу младших специалистов,
авиамеханик Гурбенко, прослуживитий
десять лет в Ирасной Армии, старши-
на Окотнов и многие хругие.

Первыми остаются на сверхорочную
службу коммунисты и комсомольцы. Из
17 сверхерочников — шесть коммуни-

остов. и семь комсомольцев,
Е x eK й

На снимке (слева направо): сидят —
сверхерочники старшина М. Исаев, гвар-
дии старший сержант Л. Павлов; стоят—
старщина А. Лапин, старшина С. Чернов.

Снимок Т. Тимофеева.

орудие культуры»  }

статках речи преподавателей. Приведенные

слушать. самого, себя, произнося. фразы.
велух. 4 Gig
Избегайте по возможности иностран-

Говорять слелует неспегта, так Kak He)
все усваивают быструю речь. Но и тя-
гучий рассказ, прерываетый длительны-  :

ий сокол

1рочесс главных неменких военных
преступников в Нюрнберге

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 6 ДЕКАБРЯ.

НЮРНБЕРГ, 6 декабря. (ТАСС). Вечер-
нее заседание Трибунала 6 декабря Haua-
лось ‘сообщением представителя американ-
ского обвинения о том, что вечером за-
щитникам будут показаны фильмы, кото-
рые американское обвинение собирается
пред’явить суду. Глава защитников защит-
ник Шахта Дикс заявил, что защитники
не желают терять времени на предвари-
тельный. просмотр фильмов и поэтому они
просят показывать их на заседании Три-
бунала. Американский обвинитель сказал:
«Как им это удобнее. Мы это делаем для
них».

После этого слово предоставляется cHO-
ва представителю английского обвинения
подполковнику Гриффитсу Джонсу. Обви-
нитель напоминает, что в августе 1939
года. тогдашний английский премьер-ми-
нистр. Чемберлен и затем французский
премьер-министр Даладье предлагали Гит-
леру вступить в прямые переговоры <
Польшей. :

вельт обратился к Гитлеру и одновременно
к президенту Польской республики с
‘просьбой мирным путем урегулировать
спорные вопросы. Обвинитель читает пер-
вый абзац этого послания: «В своем пись-
`ме от 24 апреля я утверждал, что во
власти руководителей великих народов
Госвободить свои народы от грядущих не-
счастий. Но если немедленно не будут
предприняты меры и усилия с полным чув-
ством доброй воли ‹о всех сторон для
того, чтобы найти мирное и удачное реше-
ние существующих противоречий, кризис,
который стоял перед миром, должен был
бы иначе окончиться катастрофой. Сегодня
эта катастрофа кажется очень близкой».
Рузвельт обращается с предостереже-
нием, что нависающая над миром война
‘сулит миллионам людей несчислимые стра-
дания. Рузвельт обращается к Гитлеру и
президенту Польской республики, ‘чтобы
правительства Германии и Полыши согла-
сились по-добрососедски разрешить проти-
воречия, которые возникли между ними.
25 августа, когда ответ от германского
правительства еще не был получен, Руз-
вельт снова написал письмо Гитлеру. Об-
винитель цитирует те абзацы этого письма,
в котором Рузвельт сообщает, что поль-
ское правительство хочет урегулировать
все вопросы на основах, предложенных в
письме Рузвельта. Рузвельт обращается к
‘германскому правительству: «Мы надеем-
ся, что современные нации даже и теперь
могут создать основы для мирных и с<част-
ливых взаимоотношений, если вы и гер-
‚манское правительство согласитесь на мир-
ные методы разрешения вопросов, приня-
тых польским правительством».
Обвинитель напоминает Трибуналу, что
титлеровская Германия не приняла этих
предложений. В эту пору Германия инте-
ресовалась лишь тем, ‘чтобы  замаскиро-
вать атаку против Польши. Обвинитель
суммирует последующие события. Он со-
‘общает Трибуналу, что 24 августа герман-
ской армии были даны приказы вступить
в Польшу. Вслед за этим германское пра-
вительство получило известие, что британ-
ское и польское правительства только что
подписали пакт о ненападении и взаимной
помощи. Обвинитель напоминает, что еще
‘ранее английский премьер-министр высту-
пил в парламенте и затем было напечатано
об’единенное коммюнике от 26 апреля о
‘том, что Полына и Англия будут помогать
друг другу, если любая из стран подверг-
`нется нападению. Вторжение в Польшу
было отложено, однако только Лишь для
‘того, говорит обвинитель, чтобы сделать

эще одну попытку удержать Англию и

Францию от участия в войне. Гитлер сде-
‘зал 95 августа заявление английскому по-
олу Гендерсону. Это заявление, замечает
‘обвинитель, содержит смесь угроз и под-
<упов. 28 августа Гендерсон ответил Гер-
мании, что разногласия с Польшей должны
быть урегулированы мирным образом.

29 августа в 7 часов 15 мин. вечера,

‘продолжал обвинитель, Гитлер ответил
Гендерсону, что германское правительство

готово начать переговоры, однако ©. тем

условием, ‘что эти переговоры будут ве-
‘стись Ha основе возвращения Германии
Ианцига и Польского коридора.
утверждал, что Польша нарушила договор

1934 года. Одновременно было выставлено
‘совершенно невыполнимое требование, а

‘именно, чтобы Польша прислала для пере-
‘говоров чрезвычайного уполномоченного не
позднее 12 час. ночи 30 августа. Это тре-

бование было выставлено в’ расчете на TO,

что оно не будет принято, ибо оно было
физически невыполнимо. Гендерсон сказал,
что фактически это требование Германии
означает ультиматум. В 12 часов ночи на

‚130 августа Гендерсон встретился < Риб-

бентропом. Риббентроп быстро прочел по-
немецки германские предложения, которые
должны были бы обсуждаться, если бы
переговоры между Германией и польским
правительством имели бы место. Вручить
копию этих предложений британскому по-
слу Риббентроп отказался. Таким образом,

‚замечает обвинитель, поляки не имели ни-

какой возможности даже прочитать возра-
жения, которые Германия предлагала им
для обсуждения. 31 августа польский по’

`сол Линский встретился < Риббентропом.

Когла Риббентроп узнал, что  Лийский не
является чрезвычайным уполномоченным,
он сказал, что изложит положение вещей
Гитлеру. Но фактически, замечает обвини-
тёль, было слишком поздно рассказывать
что-либо Гитлеру, ибо 31 августа Гитлер
уже дал свою директиву № 1, а именно
‘прикав о войне, в котором он назначил
время наступления на 4 часа 45 мин. Ве-
чером 31 августа германское радио начало
передачу предложений, которые за день до
этого Риббентроп показывал Гендерсону.

_ 24 августа американский президент Руз-.

Гитлер

В радиопередаче говорилось, что это те
предложения, которые предлагались для
обсуждения, но, говорилось в радиопере-
даче, поскольку нет полномочного предста-
вителя Полыши, Германия считает, что эти
предложения отвергаются Польшей. Поля-
кн же, говорит обвинитель, только в этот
вечер впервые услышали O TOM, каковы
были германские предложения,

Представитель английского обвиненчя
предлагает Трибуналу обратить внимание
еще на один документ — выдержку из
протокола допроса Геринга.

Обвинитель цитирует выдержку из до-
проса Геринга, показывающую, что Гит-
лер не верил в то, что Англия выполнит
свои обязательства, данные Польше. Ге-
ринг, между прочим, признает, что в те
чение кризиса летом 1939 г. он поддер-
живал постоянный контакт с лордом Га:
лифаксом через специального курьера, на-
ходившегося вне обычных дипломатических
каналов, :

Обвинитель процитировал некоторые ya-
сти речи Гитлера, номещенной в Голубой
британской книге. Из этой речи следует,
что Гитлер стремился к тому, чтобы
Англия не выполнила своих обязательств
по отношению к Польше, Е

После короткого перерыва подполков-
ник Джонс продолжал разоблачать перед
Трибуналом детали гитлеровского загово-
ра против Полыши. Многочисленными до-
кументами-записками, составленными в гер-
манском министерстве иностранных дел,
донесениями послов и официальными де’
кларациями, которые в основном уже
опубликованы в английской Голубой кни-
ге, во французской Желтой книге и в
официальных публикациях польского пра-
`вительства, обвинитель показывает,
германское правительство преднамеренно
развязывало мировую войну. Польша рас-
сматривалась гитлеровскими руководите-
лями Германии как удобная позиция, с
одной стороны, прикрывающая германский
удар на запад и, с другой стороны, прел-
ставляющая собой плацдарм для нанаде-
ния на Советский Союз. Последовательно,
день за днем обвинитель анализирует не-
мецкие приготовления в августе 1939 r.,
плохо прикрытые различными дипломати-

что по мере роста готовности Польши,
поддержанной Великобританией, к уступ-
кам, росли требования гитлеровских руко-
водителей Германии. Чтобы замаскировать
лихорадочные военные приготовления, гер-
манское правительство и особенно подсу-
димый Риббентрон делали предложения о
ведении переговоров с Польшей, хотя в
большей части эти предложения носили
ультимативный характер. т

Обвинитель заявляет, что Гитлер отдал
приказ и назначил дату нападения на
Польшу задолго до того, когда немцы
полностью сформировали свои требования
Нольше. Обвинитель цитирует следующий
секретный приказ Гитлера, отданный им
31 августа 1939 года.

«Директива № 1 для ведения войны.

1. Теперь, когда исчерпаны все полити-
ческие возможности разрешения мирными
средствами положения на восточной гра-

нице, которое стало невыносимым для
Германии, я намерен добиться решения
силой.

2. Нападение на Польшу должно быть
проведено в соответствии с приготовле-
виями, сделанными по «Белому плану».
Оперативные цели, намеченные для от-
дельных соединений, остаются неизмен-
HEIMH,

Дата атаки — 1 сентября 1939 г. Вре-
мя атаки — 4 часа 45 минут. Это же
зремя распространяется на операции про-
тив Гдыни, в Данцигском заливе и про-
тив моста Диршау.

3. Весьма важно, чтобы ответственность
за начало враждебных операций на за-
чаде была возложена на Францию и Ан-
глию: Сначала должны быть проведены
только операции местного характера про-
гив незначительных нарушений наших гра-
чиц. Германская сухопутная граница на
западе не должна быть пересечена ни в
эдиом пункте без моего одобрения. То же
самое относится к военным операциям на
‘ope, a также к операциям, которые мо-
гут быть и должны быть ограничены
исключительно охраной границ о против
зоажеских атак». Карандашом помечено:
«Согласно этому атлантические подвод-
чые лодки должны находиться в состоя-
нии выжидательной готовности для оне

] раций», z :

Этот приказ Гитлера, говорит обвини-
тель, был последним в целой цепи воен-
ноподготовительных мероприятий. И даже
после этого‘ приказа германское радио с
явно провокационной целью обнародовало
немецкие условия мира с Польшей. Усло-
вия были сформулированы так, что ни
их обсуждение, ни принятие не было воз-
МОЖныЫМ.

Обвинитель напоминает историю об’яв-
ления войны Германии со стороны Англии
и Франции. Действия Англии и Франции,
говорит обвинитель, не были агрессивны
ми, поскольку Англия и Франция лишь
выполняли свои обязанности по догово-
рам, заключенным раньше. Он цитирует
английский ультиматум. германскому пра-
вительству с требованием прекратить воен:
ные действия и отозвать германские вой-
ска с польской территории. В этом уль
тиматуме английское правительство ука-
‘зывало, что. оно намерено выполнить свои`
обязательства по договору с Польшей о
взаимной помоши. Германское правитель-
ство отвергло ультиматум. 3 сентября
1939 г. Англия и Франция об’явили войну
Германии. :

Обвинитель приводит письмо Муссолини
Гитлеру от 2 сентября. Муссолини пред-
лагал «созвать конференцию с участием
Германии, Италии, Франции, Англии и
Польши на следующем базисе: 1) об’яв-

ЧТО  -

ческими трюками. Обвинитель доказывает, .

ление перемирия с оставлением армии
там, где она есть; 2) созыв конференции
в течение 2—3 дней; 3) решение польеко-
германского спора, которое должно быть
определенно благоприятным для Германии.

Данциг уже германский, и Германия
уже захватила такие позиции, которые
гарантируют выполнение болышей части ее
требований. Кроме того, Германия уже
получила ° «моральное удовлетворение».
Если бы она приняла план созыва кон-
ференцин, она достигла бы всех своих це“
лей и в то же время предотвратила бы
борьбу, которая уже сегодня принимает
универсальный характер и обешает быть
исключительно долгой».

Итальянский посол, препровождая rep-
манскому правительству эти условия Мус:
солини, добавил: «Дуче не настаивает на
этом, однако он подчеркивает, чтобы это

предложение было немедленно передано
Риббентропу и фюреру».
В своем ответе в адрес Муссолини

Гитлер писал 3 сентября, что он He наз
мерен останавливат: военных отераций,
поскольку он рассчитывает добиться во-
енными средствами значительно больше-
го, чем он мог бы добиться путем пере-
говоров. «Настоящий момент, писал
Гитлер, лучше для сопротивления.
Сейчас превосходство терманских воору-
женных сил в Нольше настолько велико,
что польская армия распадется в весьма
короткое время. Я сомневаюсь, чтобы
этот успех мог быть достигнут в год или
два. Англия и Франция вооружили бы
своих союзников в такой мере, что сок-
рушающее техническое превосходство гер-
манских вооруженных сил никогда бы He
было таким выдающимся». —

Процитировав переписку Мусеолини и
Гитлера, подполковник Джонс заканчи-
вает анализ ‘немецкого заговора протиз
Полыши и его реализации.

Трибунал предоставляет слово следую“
щему представителю английского обвине-
ния майору Эльвин Джонс (однофамилен
первого), который анализирует и разобла-
чает немецкий план агрессивной войны
протяв Дании и Норвегии. Обвинитель
заявляет, . что Германия напала на эти
страны 9 апреля 1940 года в прямое на-
рушение Гаагской конвенции и многочис-
ленных договоров и соглашений, заключен-
ных между Германией и этими странами.
Германия заключила с Норвегией два спе-
циальных договора, по которым она гаран-
тировала  неприкосновенность Норвегии.
Германия заключила специальный договор
о ненападении с Данией. Договор был на-
рушен немцами меньше чем через год.
2 сентября 1939 года, на второй день пос-
ле нападения на Полышу, германское пра-
вительство нашло нужным специальным ме-
морандумом известить правительство Нор-
вегии о том, что Германия обязуется свя-
то считаться с нейтралитетом Норвегии и
соблюдать неприкосновенность ее границ,
6 октября 1939 г. Гитлер в своей речи
еще раз повторил эти заверения и обяза-
тельства. Все эти шаги, говорит обвини-
‚тель, были лишь маскировкой подготовки
германской агрессии против этих стран.
Уже.в октябре 1939 года подсудимый Ре-
дер составил специальную записку о на-
правлении и об’ектах военных операций
против. Норвегия. В то время как подсуди-
мый Редер ведал. военной стороной подго-
товки нападения на Норвегию, подсудимый
Розенберг занимался политической подго-
товкой этого нападения. Обвинитель
пред’являет суду несколько серьезных до-
кументов, подробно освещающих военную
подготовку. Он приводит письмо подсуди-
мого Редера адмиралу Асману — официаль-
ному историографу германского  военно-
морского флота. Из этого письма Редера
видно, что Редер был инициатором и авто-
ром плана нападения на Норвегию. Другой
документ — меморандум подсудимого Де-
ница подтверждает письмо Редера и одно-
временно разоблачает активную роль под-
судимого Деница в деле подготовки на-
падения на Норвегию.

После оглашения писем Редера к Розен-
бергу и Розенберга к Редеру, из которых
между прочим выясняется, что Редер пер-
вым представил Квислинга Гитлеру и пред-
ложил использовать ero, обвинитель
пред’являет Трибуналу весьма ‘интересный
документ, который называется «Краткий
отчет о деятельности внешнеполитического
департамента национал-социалистской пар-
тии с 1933 года по 1943 год». Документ
составлен и поднисан подсудимым Розен-
бергом. Из документа явствует, чЮ этот
«внешнеполитический департамент» был
гнездом шпионажа и подготовки диверсион-
ных и шпионских кадров лля стран, облю-
бованных немцами в качестве об’екта их
агрессии, Глава, посвященная Норвегии, но-
сит знаменательное название: «Политиче-
ские приготовления для военной оккупации
Норвегии». В этой главе раскрывается пре-
дательская деятельность Квислинга и его
партии. Эта’ партия и особенно Квислинг
снабдили германское командование всем
необходимым, в том числе и шпионскими
данными, о состоянии вооруженных сил
Норвегии, и помогали германскому коман-
дованию разработать план неожиданной
атаки. -

Подчеркнув тесное сотрудничество не-
мецкого генералитета с гитлеровскими ру-
ководителями в деле подготовки агрессив-
ной войны против скандинавских стран, ©6-
винитель заявляет, что пред’явленные им
документы  неопровержимо = доказывают
«тесную связь военных лидеров Германии
с ее политическими лидерами, тесное сот-
рудничество профессиональных солдат с
профессиональными мошенниками и заго-
ворщиками».

На этом вечерчее заседание Трибунала
закрывается.

. УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 7 ДЕКАБРЯ

НЮРНБЕРГ, 7 декабря. (ТАСС). Сегод-
ня на утреннем заседании продолжалось
выступление представителя английского
обвинения майора Эльвина Джонса, кото-
рый приводил документы, относящиеся к
германской агрессии против Норвегии и Да-
нии, Шитируя ряд секретных документов,
захваченных в архивах германского верхов-
ного командования, обвинитель доказывает
тесную связь, полное единомыслие между
политическим руководством гитлеровской
Германии и военной кликой, представлен-
ной на процессе Кейтелем, Иодлем, Реде-
ром и Деницем. Представители германской
милитаристской клики пытались после по-
ражения Германии доказать, что они не
имеют никакого отношения к внешнеполи-
тической линии, проводившейся Гитлером и
руководителями гитлеровской партии, что
они были лишь дисциплинированными сол-
датами, лойяльно проводившими в жизнь
приказы своего правительства. _

Обвинитель приводит документы, KOTO-
рые. устанавливают полную солидарность
руководства германскими вооруженными
силами со всеми коварными, замыслами
Гитлера и его шайки и их активное уча-

стие в нарушении международных догово-
ров и правил ведения войны. Несмотря на
ряд заверений и обязательств, которые
Германия дала Норвегии и Дании, она
тотчас же после начала войны в 1939 году
активно стала готовиться. к нападению на
эти страны. 12 декабря 1989 года состоя-
лось советнание Гитлера с морским  шта-
бом. На этом совешании присутствовали
также Кейтель, Иодль. и адмирал Путтка-
мер. Главнокомандующий  военно-морским
флотом Редер сообщил на этом заседании,
что он видел Квислинга и Хагелина. Квис-
линг передал Редеру, что он имеет хоро-
шие связи со многими офицерами норвеж-
ской армии и имеет сторонников, занимаю-
щих важные посты, например, на желез-
ных дорогах. Квислинг был готов взять
власть в правительстве и призвать Герма-
нию на помощь. Он также был готов об-
судить приготовления военного характера с
представителями германских вооруженных
сил. Гитлер, как явствует из документов,
хотел лично переговорить с Квислингом,
чтобы составить себе представление о нем.
Он хотел также повидать еще раз Розен-
берга; поскольку последний давно уже

знал Квислинга. Главнокомандующий фло-
том заявил, что в случае, если Гитлер вы-
несет благоприятное впечатление из встре-
чи с Квислингом, штаб верховного коман-
дования должен получить указание вырабо-
тать вместе с Квислингом план оккупации
страны. Эта оккупация может произойти
двояким способом: или мирным путем, или
же военным путем (Гитлер согласился
с этим). Затем обвинитель ссылается на
меморандум адмирала Асмана, на котором
имеется подпись Редера. 3 этом меморан-
думе, в частности, говорится:

«Морской атташе в Осло Шрейбер нахо-
дится в Контакте с организацией Розен-
берга. Таким образом мы получили возмож-
ность связаться с Квислингом и Хагелином,
которые прибыли в начале декабря в Бер-
лин и были мной представлены фюреру ©
одобрения рейхслейтера Розенберга. На ос-
нове переговоров фюрера с Квислингом и
Хагелином 14 декабря 1939 года фюрер
дал приказ о подготовке норвежекой опе-
рации верховным командованием вооружен-
ных сил».

(Окончание на 4-й стр.)