«т

к

диф

ку

_——=—=——

(398).

15 декабря 1945 г., № 109

СТАЛИНСК

ЖИВОЙ ЧКАЛОВ.

Сегодня исполняется семь лет со дня

трагической смерти Валерия Павловича
Чкалова. Я вопоминаю своего любимого
друга, этакого пироченного человека с
душой, готовой об’ять мир, © сердцем,

так лкФившим жизнь, простор и ечастье,
и все больше убеждаюсь в том, что вре-
ия неспособно заслонить этот замечатель-
вый образ в памяти .народа.

Чем же об’яенить такую популярность
В. П Чкалова? Почему наша молодежь
подражает Чкалову, а наши молодые лет-

‚ чики стремятся быть во веем похожими

на Чкалова?

Несомненно, что в этом роелом чело-
веке с Волги было воплощено множество
черт характера, присущего всему рувеко-
му народу, и потому Чкалов был так
близок и понятен всем, кто его знал
и даже видел впервые. 4

Bea его 34-летняя жизнь была неот-
рызна от жизни Редины, которую он так
торячо любил. 1юбой шаг евоих действий
он сочетал < высоким долгом служения
народу, делая это свободно и просто, без
всякой рекламы и хвастоветва.

Я вепоминаю  добровольчеекие  народ-
ные дружины ополчения московских ра-
бочих, ученых, служащих, которые
осенью сорок первого года уходили на
фронт против немцев. С каким спокойст-
вием эти простые люли шли на смерть,
на подвиг, выполняя высший долг перед
Родиной! Они не кричали о своем долге,
они как истинно русские люди были в0с-
питаны хладнокровно встречать °онас-
ность. Таким же был и Чкалов.

Опасна была его профессия летчика-ис-
пытателя, но он не искал другой, более
легкой, более безопасной работы даже
после того, как стал всемирно известным
пилотом.

«Я буду летать до тех пер, пока рука
держит штурвал, & глаза видят землю»-—
эту клятву Чкалов дал товарищу Сталину
в ответ на его отечеокую заботу о JeT-
чиках, п он был верен своей  клятее.
Смерть  ‘оборвала жизнь Валерия Павло-
вича за штурвалом нового истребителя,
который он испытывал затем, чтобы 39-
оружить Красную Армию могучей боевой
техникой. г

Искреннее служение народу — одна из
тлазнейших черт жизни и деятельности
В. П Чкалова. Чкалов любил людей и
их жизнь и потому в любой среде стано-
вилея сердечным собеседником и дорогим
тостем. Непринужденность и искренность
Чкалова в разговоре и действиях завоевы-
Bain любую аулиторию, какова бы она
ни была по своей численности и составу.

Вот он. совершив знаменитый перелет,
зыступает на’ огромном митинге своих
земляков-волтарей. Он говорит of Амери-
ке. Многотысячная аудитория  затаила
дыхание. Чкалов, крепко окая, рассказы

>

Е epoii Советского Союза
генерал-лейтенант° авиации
Г. БАЙДУКОВ
>

вает о том, что он богаче caMoro BpyI-
ного мчллионева, и вхруг в трибуне под-
ходит полелеповатая бабка и шепчет: «Ах,
вое какой Валерка-то стал». Чкалов у3-
нает свою давнишнюю знакомую, Opoca-
ется с трибуны и на глазах у всех дол-
тои с чувством целуется по-русеки креет-
накрест и`тут же вопоминает, как одна-
жды эта бабушка отлупила его за какую-
то проделку. Аудитория буквально потря-
CHa: аплодисменты, крики восторга.

Но вот Валерий. снова на трибуне, и
через несколько минут он ‘зовет волгарей
к строительству новой жизни.

играет главенствующую роль. Ни. в воем
случае не свернуть первому — таков. чка-
ловекий закон лобовой атаки. №то первый
сделал вираж, тот будет бит. Вот почему
Чкалов товорил, что он никогда не свер-
нет, если даже нарвется на такого упор-
ного летчика. как он сам. «Отольнусь
грудью, но первый не сверну».

Наши летчики-истребители своими дет8-
кими, подлинно чкаловокими  лобовыми
атаками наводили страх на немцев, били
их беспощално. Нам известны десятки
случаев, когда наши летчики шли. на_19-
бовой таран и ‹окрушали врага. Чкалов
разработал до изумительного совершгенст-
ва полеты на бреющем, тогда почти не-
известные и не применягшиеся в авиа”
ции. Он был тверло убежден в целесооб-
разности таких полетов на  НиЗких ВЫ-
сотах: для военных целей. За. эти 649-
ine изобретения. Чкалову В ТУ пору. 10-
ставалось. но-ов был. ппзавлан , временем.

Однажды московские писатели детекой

ий сокол

.‚ По поводу демонстрации
в Стамбуле

Как уже сообщалось в нашей печати,
4 декабря в Стамбуле имела место де-
монстрация из нескольких тысяч студен-
тов, учащихся военных училиш и лицеев
и других элементов. Во время этой де-
монстрации были разгромлены помещения
всех демократических газет в Стамбуле.
Также бели разгромлены два магазина,
торговазшие советской литературой и
другими изданиями демократического ха-
рактера. Во время демонстрации раздава-
лись враждебные - Советскому Союзу вы-
крики, что признавали на другой день
после демонстрации и представители
высшей турецкой администрации в Стам-
буле. -

8 лекабря Советский Посол в Анкаре
т. Виноградов вручил турецкому минист-
ру иностранных дел г-ну Хасан Сака’ нво-
ту, в которой было сказано, что, по све

Суд над виновниками

войны в Финляндии

ХЕЛЬСИНКИ, 14 декабря. (ТАСС). Се-
годня суд по делу финских виновников вой*
ны заслушал защитную речь обвиняемого
бывшего премьер-министра Рангеля, кото-
рый обвиняется в действиях, указанных В
пунктах 1—4 обвинительного заключения,
т.е. в вовлечении Финляндии в войну с Со-
ветским Союзом-и Великобританией и вне-
использовании возможностей для заключе-
ния мира. Сул заслушал также речь защит“
ника Рангеля. На вопрос председателя су-
да о том, знал ли Рангель o пребывании
германских войск в Северной Финляндии,
Рангель ответил, что правительство якобы
не получало об этом никаких сведений. .

11 декабря Турецкое Правительетво
в своей ответной ноте заявило, что в ре
зультате расследования турецких властей
установлено, что стамбульская демонстра-
ция имела «чисто внутренний характер» и
что эта демонстрация «означает просто
реакцию одной части общественного мне-
ния на теории, исповедуемые некоторыми
турецкими журналистами».

Сделав ссылку Ha какое-то дополни-
тельно произведенное расследование, но-
та заявляет, что «демонстрация 4 декаб-
ря не носила, ни вследствие криков, ни
вследствие действий, никакого враждеб-
ного-` какой-либо иностранной державе
характера» и что «не может быть речи ни
о служебной провинности со стороны по-
лицейских сил, ни тем более о какой-либо
ответственности со стороны Турецкого
Правительства».

В турецкой ноте содержится также по-
пытка опровергнуть сообщение  коррес-
понлента ТАСС о демонстрации 4 декаб-

ЗАСЕДАНИЕ СОЮЗНОЙ
КОМЕНДАТУРЫ БЕРЛИНА
БЕРЛИН, 12 декабря. (ТАСС). М де-

ря, хотя в советекой ноте не было ника-

литературы пригласили Валерия -- Павло-
вича на вечер и попросили его  обяза-
тельно выступить. Чкалов весьма оетро-
умно и просто построил речь, раесказав,
как он ходил C сыном по книжным ма-
газинам Москвы и ые нашел в них дд-

статочного количества детских книг. Свою  .

речь он закончил пожеланием, чтобы

книг было столько, сколько здесь прн-
сутствует писателей. Многие были ‘ему-

щены краткостью выктупления, HO от-
кровенноеть и ясность речи были ветре-
чены аудиторией с большим  под’емом.
Таков был Чкалов.

Валерий Павлович с малых лет стре-
милея в азианию, добилея своего и стал
летчиком. Изо ‘дня в день совершенетву-
ясь, он быстро вырастает в мастера в03-
хушного боя,” виртуозното летчика. Jer-
ная биография Валерия Павловича настоль-
ко пелеустремленна, что о его жизни мо-
жно судить по ето: полетам. On никогда
не любил плестись в хвосте. В летной
школе лучший ученик, в истребител BHO
зкалрилье—лучиеий истребитель, в Ha-
учно-испытательном  институте-испыта-
тель самых ответственных и сложней-
птих об’ектоз. на. авиационном заводе —
первоклассный. летчик-испытатель, блес-
TIMER знаток своего дела.

Чкалов был безпранично смел. Смелость
в сочетании с ем высоким летным Mac-
теретвом,  доститнутым © систематической
тренировкой, создали того прекрасного ис-
требителя, с которым было весьма труд-
но тягаться даже ето Учителям. Любозна-
тельность, пытливость Валерия привели К
ряху существенных выводов по истользо-
ванию воздущЕного оружия.

Так, лобовые атаки в воздушном бою
он считал возможными лишь при наличии

огромной вытержки летчика и точного
расчета маневра, веледствие того, что
моральный фактор при таких встречах

лов,

В Отечественную войну тысячи 6ро-
нированных «ИЛ’ов» громили ‘немцев имен-
но с боеющих выеот, которые Чкалов де-

1 монстрировал много лет назад. Вак лет-

чик-иепытатель Чкалов был  частоящим
помонникох конструктора, без которого
трудно обойтиеь. :

Таков же был Чкалов и как иселедо-
ватель новых воздушных путей мира.
Неизвестное, труднопроходимое — его сти-
хия, и в ней он чувствовал себя опокой-
но и деловито. Перелет через Ледовитый
океан из Москвы на Камчатку, & затем
перелет из Москвы через полюс в Аме-
фику—в сложности и необычайности
этих полетов сказывается чкаловокий ха-
рактер трезвого исследователя, человека,
активно влияющего на окружающую 06-
CTAHOBKY, человека, который He только не
боится стихии, HO M pak ee обуздать.
Таков был этот человек, всю жизнь стре-
упешийся к новому, человек, воспитан
‘ный нашей страной и великим Сталиным.

Я вспоминаю, © какой отеческой теп-
лотой на кремлевских приемах товари
Сталит часто обнимал Валерия Павловича.
Йосиф Виссарионович любил беседовать <
Чкаловым и постоянно советовал ему
быть осторожным в своих полетах, а Чка-
безгранично любивший товарища
Сталина, постоянно просил разрешения на
новые перелёты, на новые сталинские
хатииоутьы. «Шарик», как любовно прозвал
Валерий Павлович наш земной шар, ча-
стенько привлекал его внимание. «Эх,
вот бы вокруг шазика 0ез посадки мах-
нуть.— говорил Валерий Павлович, 3a-
думчиво поглядывая Ha тлобуе. Ив этой
неосуществленной мечте, прерванной
емертью, я вижу живого Чкалова, ибо
эта мечта олицетворяет наше непрерыв-
ное движение виеред, к новой жизни, к
новым вершинам.

Ленинград. (По телеграфу}.

д

Вчера в Центральном офицерском доме
летчика состоялось торжественно-траур-
ное собрание, посвященное — памяти
великого летчика нашего времени Вале-
рия Павловича Чкалова.

На собрание пришли тенералы и офи-
перы авиации, летчики, инженеры и тех-
ники, представители московских предприя-
тий авиационной промышленности.

В президиуме — заместитель народного
комиссара иностранных дел СССР
И. М Майский, генерал-полковник авиа-
mun Н. С. Шиманов, генерал-полковник
авиации М. М. Громов. генерал-лейтенант
авиации А. В. Беляков, генерал-майор
авиации А. Б. Юмашев, трижды Герой
Советского Союза гвардии майор
И. Н. Кожедуб, 0. 9. Чкалова.

Собрание открывает генерал-майор ави-
ации А. Б. Юмашев.

Верховный Совет ССОР — высший ор-
тан государственной власти в нашей стрз-
не. Он <остоит из двух палат — Совета
Союза и Совета Национальностей. В этой
двухпалатной системе нашел свое отраже-
ние многонациональный характер нашего
государства. Е

Совет Союза — это «верховный орган,
rie представлены общие интересы всех
трудящихся СССР, независимо 0T HX Ha-
пиональности» (Сталин). Рабочие, кресть-
“He, трудовая интеллигенция нашей стра-
ны, руководимые большевистской партией,
заинтересованы прежде всего в постоянном
укреплении экономичеекого, политического
и военного могущества веего социалисти-
ческого тосуларетва в целом, в повыше
вин материального благополучия и КУулЬ-
туры советского народа. Они хотят, что-
бы советская Родина неуклонно Шла и
развивалась по ленинско-сталинскому пу”
ти, чтобы это развитее направлялось и
обеспечивалось общесоюзными законами.
Вот эти общие, коренные интересы совет-
ских граждан и представляет в Верхов-
ном Совете CCCP Совет Союза.

Выборы в Совет Союза проводятся на
основе всеобщего, равного и прямого из-
бирательного права при тайном голосова-
нии. Выдвижение кандидатов И выборы
происходят по избирательным округам, 09-
`азуемым по норме —300 тысяч населе-
ния на округ. Избиратели каждого изби-
рательного округа по ‘выборам в Совет
Союза. выбирают одного депутата. Указом
Президиума Верховного Совета CCCP от
16 октября 1945 года создано 656 изби-
рательных округов по выборам в Совет
Союза. Кроме этого, созданы особые изби-
рательные округа в соединениях Rpacnoli
Армни, находящихся в данное время 3а
пределами нашей страны, — из расчета
100 тысяч избирателей на округ.

Совет Союза, как сказано выше, пред”
ставляет общие интересы трудящихся на-
шей страны независимо от их националь-
ности. «Но У национальностей Е
товорил товарищ Сталин в докладео про-
екте новой Конетитуции, — кроме общих
интересов имеются еще свон особые, епе-
цифические интересы, связанные с их Ham
пиональными особенностями. Momo ли
пренебрегать этими специфическими ивте-

— Сегодня —товорит тов. Юмашев, —
мы отмечаем седьмую годовщину 00 дня
смерти великого летчика нашей Родины
натего незабываемого друга Валерия
Павловича Чкалова. Имя Валерия Павло-
вича дорого всему советскому народу как
имя летчика-ботатыря, прославившего на
зесь мир советскую авиацию.

Памяти великого летчика

чик-новатор, пламенный патриот нашей
Ролины, образен беззаветного служения
отчизне, партии Тенина-— Сталина.
Затем выступил генерал-лейтенант ави-
апии М. М. Тромов. Он полелилея воспо-
минаниями о том периоде, когда Валерий
Павлович училея в Серпуховском учили-
me, me М. М. Громов был виструктером.

дениям, полученны: -

и, i. ие ких ссылок на такого рода ‘сообщения.
Стамбуле демонстрация сопровождалась При вручении Советскому Послу в
многочисленными враждебными Советско-  Турции ноты от 11 декабря турецкий
oo seg es разгромом двух ма-  ‘министр иностранных дел предложил
о nexatn oxepHahHe
ских книг, что придавало этой memon-   2°TCKOH @ TYPCIKON HOT.

страции враждебный Советскому Союзу В ответ на это предложение Советский

Посол сообщил министру, что Советское
Правительство не возражает против опуб-
ликования советской ноты и ответной ту-
рецкой ноты по поводу демонстрации 4
декабря в Стамбуле, если Турецкое Пра-
вительство считает это необходимым. Од-
нако Созетское Правительство находит
нужным заявить, что ответ Турецкого
Правительства является ‘ неудовлетвори-
тельным, ввиду его необоснованности и
отрицания очевидных фактов. (ТАСС).

характер. Указанные враждебные проявле-
ния CO стороны демонстрантов имели
место при отсутствии какого-либо проти-
водействия о стороны турецкой поли-
ции, охранявшей демонстрацию. Далее в
ноте указывалось, что Советское Прази-
тельство не может пройти мимо таких
провокационных действий в отношении
CCCP и было заявлено, что ответствен-
ность за указанные действия ложится на
Турецкое Правительство. Е

ОБСУЖДЕНИЕ РОЕКТА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ
В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 14 декабря. (ТАСС). 11 де-   крестьянства наряду с прогрессом рабо-
кабря состоялись заседания конституцион- чих и интеллигенции. Чубрилович за-
ных комиссий обеих палат Учредительного ‘явил, что он ‹о своей группой будет го-
собрания, на которых обсуждался проект   лосовать за предложенный проект, Ми-
новой конституции. В комиссии Союзной   нистр юстиции Франьо Фрол заявил, что
Скупщины от имени народной крестьянской  он будет голосовать за проект конститу-
партии выступил Драголюб Мованович, ции, в которой выражена суверенная во-
который заявил, что он в принципе согла- (ля народов Югославии и которая закреп-
сен с предложенным проектом конститу-   ляет завоевания освободительной борьбы.
ции, и выразил пожелание, чтобы в KOH-   Член конституционной комиссии поэт
ституции было сильнее подчеркнуто значе-   Радован Загович подчеркнул огромное
ние кооперации и было указано, что труд   значение конституции для дальнейшего
язляется не только обязанностью, но и  прогресса страны. Депутат от Воеводины
правом гражданина. Выступивший затем   член народно-республаканской партии Ду-
председатель президиума Народной Скуп-   шан Братич отметил, что новая консти-
щины Черногории Милош Рашович также туция будет гарантировать подлинную
выразил свое согласие с предложенным автономию автономным краям и областям
проектом конституции. г и полное равноправие национальным мень-

На заседании конституционной комис-   шанствам.
сии Скупшины Национальностей от име-  Проект новой конституции обсуждается
Ни — ba ee выступил Де-  также на предприятиях, в учреждениях,
путат Проданович. Он заявил, что прел- :
ложенный ° проект содержит осно La pre [Ha сельских COONS в организациях
принцапы республиканской партии, кото- Народного фронта, Об’единенного союза
рую он представляет, и потому он в антифашистокой молодежи, в профсоюз-
принципе согласен с ним. Бранко Чубри-   ных организациях и на страницах печа-
лович, выступивший от имени группы   ти. Все мнения и предложения по проек-

ту конституции передаются в KOHCTHTY-

депутатов земледельческой партии,  за-
явил, что он согласен © проектом конт   ционные комиссии Учредительного ‹собра-
НИЯ,

ституции, которая обеспечивает прогресс

Торжества в Плевене по случаю 68-й годовщины

освобождения города русскими войсками
СОФИЯ, 14 декабря. (ТАСС) 11 декаб-   выстроенном в память русских воинов,

бригадного

Слово для доклада о жизни и деятель-
ности В. П. Чкалова предоставляется его
другу и соратнику Герою Советского Co-
юза генерал-лейтенанту авиации А. В. Бе-
лякову. 3

— Семь лег назад несчастный случай
вырвал из нашей семьи Валерия Павло-
вича Чкалова, в самом расцвете его сил и
способностей, —начал свой доклад тов. Бе-
ляков. :

Валерий Павлович вошел в память и

C большим вниманием аудитория про-
слушала выступление трижды Героя Co-
nereroro Cow3a И. Romeqyda. On pacena-
зал о том, как армия советских летчиков
чтит память Чкалова, воспитывает в с9бе
его черты — дерзновенную волю, знание
и большевиетекое упорство.

Затем был просмотрен документальный
фильм © Чкалове. Вечер закончился кон-

сознание советских авиаторов и веего’ с0-

цертом с участием лучших артистических
вил столицы: :

se Абиья

ДВУХПАЛАТНАЯ С!

ЕРХОВНОГС

ветекого- народа как вамечательный лет-

ЕЕ Ss ЕЕ

СОВЕТА СССР

<— тельства, HO и определяются республики

т Т и области, где, исходя из потребностей
КОНСУЛЬТАЦИЯ экономического и культурного под’ема на-
= родов, должны быть построены новые про-

мышленные предприятия, открыты новые
школь, больницы и театры. Верховный 00-
вет СССР, расематривая и утверждая пла-

ресами? Нет, нельзя. Нужен ли спепиаль-
ный верховный орган, который отражал

ря в городе Плевен (Плевна) была тэр-
жественно отпразднована 68-я годовщина
от турецкого ига. Накануне вечером в
городском театре состоялось собрание
представителей местных общественных,
партийных, культурных организаций и
болгарской армии. Кмет города Генов вы-
ступил с докладом о значении освобо-
дительной миссии русской армии и роли
Красной Армии, освободившей Болгарию
от фашистского рабства. Собрание посла-
ло. приветственную благодарственную Te
леграмму Генералиссимусу И. В. Сталину.

Утром 11 декабря в храме-мавзолее,

ЕЕ СЕБЕ НЕЙ

территории находится более 60 проц. 0б-
шессюзных запасов медных руд.

(советское правительство и большевиет-
ская партия, возглавляемые великим вож-
дем народов товарищем Сталиным, своей
умелой политикой обеспечили экономиче-
ский и культурный под’ем всех респуо-
лик, автономных областей и националь-
ных округов. Многие национальности
лишь при советской власти получили
свою тосударетвенность и прочно стали
на путь национального возрождения И
быстрого развития.

Выборы в Совет Национальностей про-

павших в боях за освобождение города,
состоялось молебствие, на Котором при
сутетвовали министр без портфеля Tep-
пешев, министр без портфеля Обов, re-
нерал-полковник Бирюзов, советский по-
‹ланник Кирсанов, директор Плевенской
области Симов, кмет города Генов и’дру-
гае официальные лица и представители
общественности. После молебствия генерал-
полковник Бирюзоз и посланник Кирса-
нов возложили венки на могилы павших
за освобождение ПНлевена русских сол”
Затем

кабря под председательством исполняюще-
го обязанности американского ^ коменданта
генерала Рансон состоялось
21-е заседание Союзной комендатуры
Берлина.
Присутствовали: британский комендант
генерал-майор Нейрс, советский комендант
генерал-лейтенант Смирнов и заместитель
французского коменданта генерала де Бо-
шен капитан первого ранга Шердел.
Коменданты решили послать обер-бурго-
мистру приказ, запрещающий жителям
переселяться из одного сектора города в
другой, за исключением случаев, когда на

это имеется разрешение военного управле-

ния соответствующего сектора.

Коменданты одобрили назначение Эриха
Вендланд на должность бургомистра рай-
сна’ Шенеберг. 3

Коменланты ‘решили послать главному
прокурору города Берлина директиву от-
носительно принципов управления немецки-
ми тюрьмами.

Коменданты одобрили решение. о смеще-
нии доктора -Ломайера с_.поста бургомистра
района Тиргартен. В 1939 году Ломайер
написал книгу, в которой выразил взгляды,
сочувствующие гитлеровскому режиму.

Коменданты приняли предложение Меж-
дународного Красного Креста об оказании
помощи больным и детям города Берлина.
Отделом здравоохранения магистрата будет
роздано ограниченное количество продо-
вольствия и одежды.

Коменданты одобрили распоряжение ма-
гистрата относительно обеспечения рабочей
силой существенно важных работ.

Коменданты одобрили также приказ
сбер-бургомистру, разрешающий  добавоч-
ную норму потребления газа некоторым
категориям населения.

Коменданты одобрили приказ обер-бурго-
мистру, в котором выражают неудовлетво-
рение продолжающимся увеличением по-
требления электроэнергии свыше норм,
установленных ими в своих приказах. Ко-
менданты предупреждают, что- все лица и
немецкие ‘учреждения, перерасходующие
норму потребления электроэнергии, будут
наказаны. Коменданты одобрили предло-
жение о создании бюро контроля по эко-
номини электроэнергии. Бюро подчиняется
непосредственно энергетическому подкоми-
тету Союзной комендатуры.

НАЛЕТ НА ШТАБ ФАШИСТСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ В АНГЛИИ

ЛОНДОН, 14 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает сообщение газеты
«Дейли экспресс» о том, что вечером 13 де-
кабря 12 мужчин и 2 женшины совершили
налет на Кингдом-хауз — штабквартиру фа-
шистской организации, известной под на-
званием «Легиона христианских реформи-
стов», находящуюся в Сассексе.

Участники налета оставили в Кингдом-ха-
узе записку, в которой говорится, что эта
операция была проведена группой молодых
английских офицеров, служивших в заоке-
анских частях, «потому что власти, повиди-

дат. на площади у мавзолея <о- peony, ничего не предпринимают против вве-
стоялся массовый митинг. дения гитлеровского культа в Англии».

Равноправие палат характеризуется также: графов, заседающих в палате лордов по

тем, что обе они выбираются на основе
всеобщего, равного и прямого избиратель-
ного права при тайном голосовании и на
одинаковый, четырехгодичный, <рок пол-
номочий. Сессии их начинаются и Закан-
чиваются одновременно. На сессиях  рас-
сматриваются одни и те же вопросы, при-
нимаются олни и те же законы. Тобой
закон считается утвержденным только в
том случае, еели он принят обеими пала-
тами. Ни решение Совета Союза, ни реше-
ние Совета Национальностей не имеет
преимущественного значения. Сила реше-

бы эти именно специфические интересы?
Везусловно нужен. Не может быть сомне-
ния, что без такого органа невозможно
было бы управлять таким многонацио-
нальным государством, как СССР. Таким
органом является вторая палата, Совет
Напиональностей СССР».

Советский (Союз — мнотонациональное
государство. В нем на добровольных рав-
ноправных началах  об’единилиеь 16 Co-
юзных Советеких Социалистических Рес-
публик, в составе которых имеется 16 ав-
тономных советских фреспублик, 9 авто-
номных областей и 10 национальных ок-

ны развития народного хозяйства, преду-
сматризает на осуществление их не0бхо-
химые денежные ассигнования.

В результате такого разумното плани-
рования, в котором всегда находила и на-
ходит конкретное воплощение ленинеко-
сталинская национальная политика, ранее
отсталые республики вышли. на широкий
путь  экономического и культурного раз-
BUTUSA. : :

Взять, к примеру, Казахстан. До рево-
люции это была отсталая окрамна цар-
ской России. Существовали даже буржу-

ний обеих палат сотершенно одинакова. В
случае какого-либо разногласия между
Советом Союза и Советом Национальностей
вопрос передается на разрешение сотласи-
тельной комиссии, образованной Ha Tapu-
летных (равных) началах. Воли же сот-
ласительная комиссия He сможет притти
1х единому решению, вопрос вторично пе-
реносится на тасемотрение в палатах. При
отсутетвии сотласното решения двух па-
лат Президиум Верховного Совета распус-
хает Верховный Совет СССР и назначает
новые выборы.

‘Роспуск Верховного Совета СССР и но-

водятся так же, каки в Совет Союза, 1
избирательным округам на основе в6е0б-
щего, ‘равного и прямого избирательного
права при тайном ‘толосовании. Но изби-
рательные округа по выборам в Совет
Пациональностей создаются по дрУтому
принципу. В кажлой союзной советской
республике, независимо от численности ee
населения, образуется 25 избирательных
округов 10 выборам в Совет Националь-
ностей- Избиратели каждого округа вы-
бирают в Совет Национальностей одного
депутата. Таким образом, союзные рестуб-

азные теоретики, которые проповедывали
«бесперопективность» Казахстана. Совет-
ская власть опрокинула это старое пред-
ставление. За годы сталинеких пятиле-
ток в Казахекой СОР созданы и получили
птирокое развитие утольная, нефтяная, по-
лиметаллическая, медеплавильная и лет-
кая промышленность. Большие успехи до-
ститнуты в развитии сельского хозяйства
и животноводетва рестублиеи.
Промышленная продукция Казахской
CCP к концу второй пятилетки выросла
по сравнению © 1928 годом в 12 раз,
тогла как продувция промышленности
РСФСР и Украины за это время увеличи-
лась в 5,7 раза. Высокие темпы ‘инду-

ругов. У каждой республики, автономной
области и национального округа, кроме o0-
щесоюзных интересов, есть свои особые
потребности. Каждое национальное госу-
дарственное образование заинтересовано в
развитии своей экономики, в строительст-
ве фабрик и заводов на территории своей
республики или автономной области, в
под’еме сельского хозяйства, развитии на-
пиональной культуры, в повышении обра-
зования и материального блатополучия.
трудящихся. Вот эти 0с0бые интересы
различных национальностей нашей стра-
ны и отражает Совет Напиональностей,
являющийся второй палатой Верховного
Совета СССР. Наличие этой палаты в
высшем органе государственной власти
нашей страны дает возможность разраба-
THBATh и принимать такие законы, в Ко-
торых учитываются не только обесоюз-
ные интересы наших народов, но и их
специфические, национальные запреы и
потребности,

(оставляя планы  тазвития народного
хозяйства, наше правительство и больше-
вистская партия во всех деталях Учиты-
рают и общесоюзные интересы и интере-
сы отдельных нащиональных республик и
областей: умело сочетая их, наше прави’
тельство утверждает такие пятилетние
‘планы, в которых‘ намечаются не толек”
общие размеры нового капитального строй

к тому, что он по своему промыигленно-
му раэзитию вышел в ряды передовых
республик Союза. А Широкое развитие

ских пятилеток обеспечило быстрый под’ем
народного образования и
культуры казахского народа.
Каратандинокий
годы Великой Отечественной войны, 060-
бенно в период времонной оккупации Дон-

ших баз обеспечения

стриального под’ема Казахстана привели

IDKOABHOLO строительства в годы сталин-

общий роет

угольный бассейн в

баса немпами. явилея одной из важней-
страны топливом.
По медным рудам Казахстан стал бога-
‚ойшеим районом Советского Союза, На его

лики, независимо от количества наееле-

вете Напиональностей т
депутатов. В РСФСР проживает
100 миллионов человек, а в

ду
публика выбирает в Совет Национально-
стей mo 25 депутатов.

В Совете Национальностей прелставле-
ны народы не только союзных республик,
но также и народы автономных советских
социалистических республик, автономных
областей и национальных округов. Жаждая
артономная республика выбирает в Совет
Напиональностей 11 депутатов,
автономная облаль — 5 и каждый на-
циональный округ выбирает 1 депутата.

Исходя из установленной Конституцией
нормы предетавительства, Презихнум Вер-
ховного Совета СССР своим Указом от
16 октября 1945 года образовал 631 из-
бирательный округ по выборам в Совет
Напиональностей. Юроме этото, создано
несколько избирательных округов в <06-
тинениях Впасной Армии, находящихся за
прелелами Советского Сотоза.

06е палаты Верховного Совета СССР
Совет Союза и Совет Напиональностей —
равнопрарны, им в отинаковой мере при-
надлежит законодательная

ния, проживающего в чих, имеют в бо-
одинаковое число
свыше
Эстонской:
ССР — немного более 1 миллиона. Меж-
тем и 1% ий Apyrad созная рес

кажлая

инициатива.

вые выборы означают, что спорный вопрос
передается на’ разрешение самих избира-
телей, на суд самого народа. Ни одна кон-
ституция буржуазных стран не знала и
не знает такого демократического порядка
разрешения разнотласий, возникающих ме-
жду палатами.

Двухпалатная система существует и во
многих капиталистических странах. Но
там они созлаютея по другому принципу.
`В Антлии, например, парламент состоит из
‘палаты общин и палаты лордов. Выборной
является только нижняя палата — пала-
та общин. Депутаты в нее выбираются по
округем, но последние создаются далеко
не равномерно: количество избирателей в
округах колеблется от 30 тысяч до 100
тысяч. Причем меньшее количество изби-
рателей воегта оказывается в округах, где
проживают буржуа, финаноовые дельцы и
крупные собственники. А каждый избира-
тельный округ посылает в палату общин
только отного депутата. Таким образом,
принцип разных выборов явно нарушает-
«я, буржуазия получает преимущество пе-
ред трудовыми’ слоями народа.

Верхней палатой английского парламен-
та является палата лордов. Большинетво

членов ее состоит из герцогов, маркизов и

наследственному принцину. В палату лор-
дов Входят также архиепиекопы и епис-
копы (духовные лорлы) и судебные лорлы.
Эти господа занимают свои места в па-
лате лорлов по должностному принципу.
Й только незначительная Часть членов
этой палаты является выборной от Шот-
ландии и Ирландии. Таким образом, пала-
та лордов в Англии являетея дворянским,
аристократическим ортаном, выражающих
интересы консервативной верхушки круп-
ных земельных ‹обетвенников.. Она суше-
ствует как орулие влияния аристократи-
ческой знати на государственные ‘дела;
средство давления на нижнюю палату. Ва-
кой бы  либерально-лемократической ни
оказалаеь палата общин, палата лордов
всегла остаелея неизменной и оказывает
свое влияние на государственные дела.

В буржуазных парламентах между па-
татами царит вражда. существует посто-
янная борьба политических и экономи-
ческих интересов. Это асобенно проявля-
ется тогда, когда нижняя палата mo с2о-
ему составу и своей политике оказьыза-
ется более или менее демократичной.

Совершенно иначе строятся взаимоот-
ношения между палатами Верховного Co-
вета СССР. Между ними нет ни разногла-
cuit, ни вражды. Являясь подлинно де-
мократическими, отражая интересы и ча-
яния многонацщиональното созетекото Ha-
рода, Совет Союза и Совет Национально-
стей работают в полном сотласии и еди-
нодушии. В их взаимоотношениях нахо-
IAT свое государственное выражение дру-
жа народов Советского Союза, их м№-
рально-политическое единство и еплочен-
ность вокруг большевистской партии, яв-
ляющейся руководящей и Напразляющей
силой советекото государства.

(Советский народ, его героическая ЕВрас-
ная Армия идут к предстоящим выборам
в Верховный Совет СССР, воолущевленные
победой нат фашистской  Tepmaruct и
агрессивной Японией. Они знают, «Td
своей победой наша Родина обязана боль-
певистекой партии, советскому преси-
пельству, великому вождю и полковохиу
товарищу Сталину, их мудрой и дальго-
витной внутренней и внешней политике.
Советекий народ, приля 10 феэроля 1946
гола к ‘избирательным  утнам, еще 123
продемонетрирует свое единство, свое до-
вере и преданность великой партии
Ленина— Сталина. .

И. БАЙКАЛСВ.