19 декабря 1945 r.,

Контроль за уч

Советский офицер не только командир,

Но и воспитатель своих подчиненных. Пов-
седневное политическое и военное воспи-
тание бойцов — важнейшая служебная
обязанность каждого офлиера. Опираясь на
передовое большевиетское мировоззрение, он
повышает политическую сознательность
бойцов, прививает им высокие моральные
качеетва, безграничную преданность Рохи-
не и партии Ленина Сталина, несгибае-

мую стойкость, Gecerpamime и героизм, на-

саждает в частях и подразделениях поря-
док и воинскую дисциплину.

Чтобы угпепено воспитывать полчинен-
ных, советекий офицер холжен сам обла-
дать высоким уровнем знаний и культу-
ры, неустанно овладевать наукой всех
наук — маркеистеко-ленинской теорией.
Еще Марке в тезисах o Фейербахе писал,
что «обстоятельства изменяются именно
люлнмя и что воспитателя самого надо
воспитывать»,

«Краткий кую истории ВКП)» и
книга товариша Сталина «0 Великой Оте-
чественной войне Советокого Союза» —
основные источники, из которых наши
офицеры должны черпать необходимые
для практической работы знания основ
марксизма-ленинизма, получать изейную
большевистскую закалку. Опыт  показы-
вает, чм, чем выше идейная  вооружен-
ность офицеров, тем эффективнее и плодо-
творнее их практическая работа по обу-
чению и воспитанию личного состава.

Офтцеры, которые легкомысленно отно-
exTCH к марксистско-ленинской учебе,
обычно оправдывают свою отсталость не-
хваткой времени, нерегрузкой и шочими
об’ективными причинами. Эти офицеры
считают, что’ наркеистоко-ленинская учеба
— дело сезонное, что, добившись опреде-
ленных успехов в теоретической полготов-
ке, можно почить на лаврах и прекра-
ить дальнейшую работу нал собой.
‚ Кое-кто из офицеров до сих пор оши-
бочно полатает, что для того, чтобы овла-
теть марксистоко-ленинской наукой, лоста-
точно прослушать десяток  теоретичёских
лекций, бегло прочесть «Краткий курс
истории ВЁШ(б)» и несколько  популяр-
ных брошюр. Подобные рассуждения оши-
бочны и вредны.

При желании и достаточной настойчи-
вости офицер даже в самых трулных усло-
виях найлет время лля политического са-
мообразования, для систематического изу-
чения маркоистско-ленинекой теории, и это
`не помешает его работе, а, наоборот, но-
может ему правильнее и увереннее pe-
тать самые сложные практические  3a-
дачи.

Возьмем, к поимеру, двух комантиров
por 2-й Вольской школы авиамехаников—
офицеров Бурлакова и Меркулова. Оба они
работают почти в одинаковых Условиях,
но свой служебный долг и обязанности
выполняют по-разному. Тов. Бурлаков на-
стойчиво занимается, аккуратно посещает
лекции и локлалы, устраиваемые полит-
отделом в помощь офицерам, самостоятель-
но изучающим историю и` теорию больше-
визма. Ненонятные ‘вопроеы, возникаюнтче
в пропессе работы, Бурлаков стремится
разрентить самостоятельно, используя епра-
вочную литературу, произведения Ленина
— Сталина, а в особых случаях прибе-

>

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАМИИ
МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ
АВИАШКОЛЫ

>

гает в помощи более UORTOTOBNCHHEIX и
опытных товарищей. f
Повышая свою нлейную вооруженность,
накапливая опыт и знания, Бурлаков ча-
10 сам выступает с политическими ин-
формациями, лекциями и докладами, увязы-

Г вая свои выступления и агитационно-про-
: пагандиетскую работу © жизнью и зада-

Чами роты. В своей практической деятель-
ности он повседневно опирается на пар-
тийную и
целеустремленно ставит перед ними зада-
чи, вовлекает коммунистов и актив юом-
сомольской организации в работу по 1о-
литическому воспитанию курсантов.
Вомандуя ротой, Бурлаков одновременно
вынолняет обязанности парторга первич-

ментает ему политически расти, олновре-
именно удерживая первенство. рты в шко-

ле по всем показателям боевой полготовки.

Совсем другое видим мы у Меркулова.
Он относится пренебрежительно к овлахе-
нию марисистеко-ленинской теорией, ук-
лоняется от офиперокой политической уче-
бы, не бывает на лекциях и докладах,
не готовится к семинарам. Неудивительно,
что Меркулов ‹лабо ориентируелея He
только в области теории, но даже и в
элементарных вопросах текущей политики.
Меркулов не справляется и со служебными
обязанностями, Его рота — одно из <а-
мых отстающих подразделений в школе.

В сожалению, Меркулов не одинок. От-
дельные наши офицеры забыли решение
НЕ ВЕП(б) от 14 ноября 1938 года «0
постановке партийной пропатанлы в связи
се выпуском «Краткого курса истории
ВЕЛ)». В этом решении сказано, что
«главным методом обучения кадров марк-
сизму-ленинизму является испытанный на
опыте старшего поколения большевиков
метод самостоятельного изучения истории
й теории большевистской партии»,

Недавно пюлитотдел школы провел To-
варишеские собеседования © офицерами,
изучающими УП, УТ и [Х главы «Крат-
кого курка истории ВКП(б)». В собесело-
ваниях приняли участие 98 офицеров, и
среди них 11 не сумели ответить на за-
данные им вопросы. В беседах с этими
офицерами выявилось, что некоторые . He
уделяют внимания политическому  само-
образованию, не изучают 90енов марксист-
ско-ленинской теории. Капитан Воронин,
например, прямо заявил, что на протяже-
нии всего учебном гота он «Жраткого
курса истории ВЕП(б)» в руки не брал
и отвечать на какие-либо вопросы не в
состоянии. А когда его спросили; «Околь-
ко же вам нужно, чтобы изучить УП—
[Х главы «Краткото курса истории
ВЕП(б)», он, не задумываясь, ответил:
«Олин-два дня».

Итоги товарищеских собеседований 3а-
ставили нае поглубже вникнуть в причи-

ебой оф

комеомольскую организации,

ной партийной организации батальона. дн
загружен более, чем любой другой из рот-
ных” командиров, и тем не менее это не

2 СТАЛИНСКИ

a
ны, порождающие теоретическую отста-
лость некоторых офицеров. Надо признать-
ся, что политотдел слабо боролся © этим
недостатком. Политотдел и партийные 0]-
танизации школы не оказывали достаточ-
ной помощи офицерам, ‹амостоятельно
изучающим  марксистеко-ленинокую Te0-
рию, редко проводили квалифипированные
консультации, теоретические собеседова-

ния; доваады и т. д.
Векрыв недочеты в организации марк-

отдел школы наметил практические  ме-
роприятия к их устранению. Вопрос этот
был обеужден на специальном
партийного актива.
качеством  самообразовательной
офицера. -

Важнейшим средством повьнения каче-

работы

партийно-политических работников с офи-
перами, = товарицтеские
теоретические
лекнии по основам марксизма-ленинизма,
истории Великой Отечественной войны,
нетории СССР,

тосударства. За
время прочитаны доклады
книгах В. И. Ленина

«Две тактики  социал-демократии в 6yp-
жуазно-лемократической революции»,

и лекции 9

подготовленные
PT.

частей и школ.

В авиашколе состоялись пятнадцати-

низаций — офицеры. Во
парторги прослушали 39 лекций по исто-

вопросам партийного строительства и праж-

Армни.

Опыт нашей работы показывает, что
иаркеистеко-ленинекую учебу нельзя or-
раничизвать часами,  отведенными на
комантирскую подготовку.
скую Учебу офицеров школы по плану
выделяетея всего лишь четыфе часа В
месяц. Этого недостаточно. На

водить четыре дня в месяц и два полных

мостоятельной работы. Желательно, что-
бы учебный план был построен, исхотя из
двухголичного ерока обучения, и чтобы

изучить «Йраткий куре истории ВЁП(6)»,
книгу товарища Сталина «0 Великой
Отечественной войне Советского Союза»,
важнейшие вопросы партийного строитель-

и партийной работы в Красной Армия.
Подполковник Т. ГРЕБЕНЧУН.

НА СОБРАНИЯХ ПАРТИИНОГО АКТИВА
АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ

В Краснознаменной военной академия
командного и штурманекого состава с0б-
ралея партийный актив академии и ча-
стей гарнизона. С докладом «0 задачах
ортанизационной и агитадионно-протаган-
дистской работы в связи с предстоящими
тыборами в Верховный Совет СССР» вы-
ступил генерал-майор авиации Иваненко.

Доклалчек рассказал активу © работе
партийных организаций в период подго-
TORBEN к выборам. Для офицеров еже
во проводятся политические информации,
& для сержантов и рядовых — доклады и
беседы. Созданы кружки, в которых воль-
нонаемные сотрудники изучают «Положе-
ние о выборах» и Оталинскую Конститу-
ЦИЮ.

Наряду с положительными моментами в
деятельности партийных ортанизаций до-
кладчик указал и на имеющиеся недоче-
ты. Так, в подразделении, где заместите-
лем командира пю политчасти майор Ани-
кин, не проведена еще ни одна беседа <
избирателями. И в некоторых других под-
разлелениях отдельные атиталоры не уде-.
ляют должного внимания звозложенным на
Hux ям.

Е собравшимся обратился © большой
речью Герой Советского Союза геверал-
лейтенант авиации Беляков.

— Выборы в Верховный Совет, —
сказал он, — являются важнейшим поли-
тическим событием в жизни нашего нао-
да. Они состоямя в дни, котла нана
страна выполняет исторические задачи
мирного строительства.

В прениях приняли участие председа-
тель окружной избирательной комиссии
Ногинского избирательного округа по вы-
борам в Совет Союз» Герой Советекого
Союза полковник Федоров и член участ-

ковой избирательной комисеии тенерал-
майор интендантекой службы Афанаюьев.

В решениях, принятых собранием, на-
мечены конкретные мероприятия 10
улучшению организационной и атитацион-
но-пропагандистской работы. -

Капитан 3. ТУЖИНОВ.
ххх

Состоявшееся на-днях собрание партий-
ного актива авиачастей и подразделений
Охесского гарнизона заслушало доклад ге-
нерал-лейтенанта авиации Смирнова, по-
священный задачам коммунистов в изби-
рательной кампании,

Выступивший в прениях парторг пегаба
Н-ской части майор Садовский остановил-
ся на недостатках в пропагандистской и
атитационной работе. -

Генерал-майор авиации Ловцов поделил-
ся опытом своей работы на избиратель-
ном участке ри выборах в Верховный
Совет СОСР первого созыва.

Генерал-майор авиации Борман осветил
тюль коллективов краснозрмейской самоде-
ятельноети. Популяризация лостижений
нашей Родины в годы Великой Отечест-
венной войны, пропаганда Сталинской
Конституции, агитация за, кандидатов В
депутатьь которые будут вытвинуты в хо-
де избирательной кампании, — почетная
и ответственная задача клубов и красно-
армейской самодеятельности.

Майор Нерсесов говорил об опыте opra-
низатии политических занятий по изуче-
нию Сталинской Конституции и избира-
тельного закона. Старитий лейтенант ®ле-
манов коснулся роли и значения красно-
эрмейских боевых листков в избиратель-
ной кампании. : :
Майор Д. ЛОБАНОВ.

Одесский военный округ.

Комсомольцы— активисты избирательной кампании

На собрании комсомольского актива
Н-ского авизгарнизона, посвященном под-
тотовке к выборам в Верховный Совет

ОССР, выетупил © докладом заместитель  ‘

начальника политотдела майор Шпитон-
ков. Докладчик подчеркнул роль 6омсо-
мола в проведении избирательной кампа-
НИИ.

На избирательных участках уже рабо-
тают 250 зтитаторов гарнизона. В боль-
ргинстве своем это члены ВЛЕСМ. Оня
раз’ясняют Конституцию СССР, «Положе-
ние о выборах». Долг комсомольских ор-
танизаций — повседневно руководить дея-
тельностью агиталоров, обобщать их опыт.
Особым вниманием нообходимо окружить
молодых избирателей, заботиться о TOM,
чтобы они хороню знали систему выборов,
порядок голосования.

Комсорг эскадрильи ‘тов. Базий расска-
вал 0 том, что почти во всех лениноких
комнатах подразделений оборудованы угол-
ки избирателей. Обычно в таком уголке
на видном месте вывешены тексты «По-
ложения 0 выборах» и отдельных статей
Сталинской Конституции, схемы админи-
стративного деления СССР. Имлется one-

циальный стонт «Что. нужно знать воину,
впервые принимающему участие в г№20с0-
вании». !

—-0 помощи, которую пармаиные opra-
низации оказывают комсомолу, сообщил
активу парторг эскадрильи старший cep-
жант Хашинин. Сталипий лейтенант Алек-
севнко, например, провел инструктивный
доклад для молодых агитаторов. Rommy-
нисты эскадрильи просматривают кон-
спекты б6сед комсомольцев, указывают
на недостатки, дают ценные советы.

Курсанты Н-екой авиапшколы Морозов,
Никулин, Высоцкий и другие говорили 0
под’еме политической активности молоде-
жи, вызванном, подготовкой к выборам.
Мы отметим день выёоров — день
всенародного торжества — новыми уепе-
хами в боевой и политической подготов-
ке, — заявили они,
Собрание актива приняло решение, в
котором намечены конкретные задачи
комсомольских организаций гарнизона в
предвыборной — агитащионно-пропагандист-
ской работе,

(От наш. с0б. корр. по телеграфу).

В ПОИСКАХ: КНИГИ

Над аэродромом опустились сумерки.
лин за другим приземляются самолеты.
Вырулив. манны в месту стоянки, лет-
чики вылезают из кабин. Техники и ме-
ханики убирают самолеты. Учебный день
кончился.

Командир  аокалрильи капитан Фокин
отправился в библиотеку батальона
аэродремного обелуживания.

— Дайте ине что-нибудь почитать, —
обратилея он к начальнику клуба младите-
уу лейтенанту Венгражановокому.

— Вниг у нае нет. Риблиотеку раете-
ряли еще во время войны, & новых книг
не приобрели.

— Может быть, есль журналы?

— Яурналов тоже нет. .

— Тогда дайте хоть свежую централь-
ную газету. ;

Но и газет не оказалось.

Фокин решил обратиться в библиотеку
гарнизонного Лома офицеров.

— Летчиков мы’ не обелуживаем, =—
заявил ему сотрудник Дома офицеров, —
библиотека эта для офицеров стрелкового
соединения: :

Не лучше обстоит дело и ¢ друтими
видами культурного обслуживания. Кино,
концерты, лекции здесь — тедкое явле-
пие. Летчики лишены возможности куль-
турно проводить свой досут. р

Политработники гарнизона проявляют
полную = бездеятельность. Заместитель
командира по политчасти майор Приходь-
ко считает создавшееся положение безвы-
XOTHHIM. Е

— Нет средств, негде хостать книг, —
равнодушно заявляет о,

А между тем имеются средетва, и мож-
но найти все, что требуется для создания
гарнизонного клуба и собетвенной библио-
тени. Rana продаются в городских ма-
тазинах. У многих бойшов и офи-
церв есть прочитанные ими книги,
которые они охотно сдали бы в библиоте-
ву. Но руководители политработы боятся
проявить малейшую инициативу и все
свои чаяния возлаталот на центоализован-
ное снабжение. -

В части есть кинонередвижка, но из-
за отсутствия киномеханика чрезвычайно
редко демонстрируются картины. Замести-
тель командира по политчасти и полити-
ческий отдел
нового пополнения, в котором, может быть,
случайно окажется киномеханик.

При клубе части в свое время был 603-
лан неплохой кружов художественной са-
модеятельности. Теперь многие члены
гружка ушли из Ерасной Армии по де-
мобилизации, и кружок распался. НужнА
укрепить этот кружок новыми учёстника-
ми, но никто этим не хочет заняться.

Полная бездеятельность и беспомощ-
ность — BOT что характеризует руководи-
телей политработы этой части.

Налитан И, ЛОЖКИН,
(От наш, спеш. корр. по телеграфу).

систско-ленинекой учебы офицеров, полит-

собрании
Усилен контроль 38

ства учебы стали инливидуальные беседы

собеседования,
конференции си семинары,

истории международных
отношений и внешней политики советского
сравнительно короткое

«Ч  делать?»,

работе И. В. Сталина «Октябрьская рево-
люция и тактика русских коммунистов».

В чтению лекций привлечены хоропто
пропагандисты — школы’
Соловьев, Соколов и друтие. В по-
следнее время мы стали приглалтать тахк-
же лучших пропагандистов из соседних

дневные сборы парторгов тотных парт
организаций. Кютати сказать, все наши
‘ парторги ротных и первичных парторга-
время сбора
рии и теории большевистской партии, по

тики партийно-политической и атиталион-
‘по-пропатандистекой работы в расовой

Ha политиче-
коман-
дирекую подготовку офицеров следует от-

лня — на марксистеко-ленинскую учебу.
Учебу нато организовать так, чтобы офи-
цер имел хотя минимум времени для са-

каждый офицер мог за это время глубоко

ства и практики политико-воспитательной

Н-ского соединения ждут’

15 декабря в г. Смоленске в военном
трибунале округа началось слутанием де-
ло группы бывших военноелужащих тер-
манской армии, обвиняемых в массовых
убийствах. и истязаниях гражданекого на-
селения и пленных красноармейцев в ие-
риод временной оккупации Смоленска и
Смоленской области в 1941 — 1943 гг.

В ответственности привлечены 10 чело-
век. военнослужащие охранных батальо-
нов германской армии Вайс Вилли, Гау-
диян Бурт, Генчке Фриц, Мюллер Эрих,
Краузе’ Вилли, Винклер Тейни, Эвертс

их, лекарский ‘помощник германского

военного лазарета Модиш Рудольф, пере-

волчик омоленской германской военной
коменхатурь: Киршфельд Роберт и воен-
нослужащий 350-го пехотного полка гер-
манской армии Райшман Иозеф.

Дело рассматривается ‘вобнным трибу-
налом в открытом судебном заседании пох
председательством  тенерал-майора юсти-
ции Горячева, Государственное  обвине-
ние поддерживает старииий советник юсти-
пии Смирнов. Защитниками подсудимых
по назначению от сула выступают алво-
каты тт. Назначеев, Белов, Луговской и
Сидоренно.

обвинительном заключении указы-
вается, что, совершив вероломное нападе-
ние на Советский (Союз и оккупировав
г. Смоленск и Смоленскую область, не-
‚мецео-фалиистекие войска приступили К
планомерному  истреблению — советских
граждан: расстреливали, вешали и умер-
щвляли газами мирных жителей, в том
числе женщин, стариков и детей, звер-
ки уничтожали советских  военноплен-
вых, сжигали и разрушали города ‘и де-
ревни, грабили и уничтожали промыш-
ленные предприятия, колхозы и культур-
ные учреждения, & также угоняли в не-
\епкое рабство советских людей. —

Опециальная комиссия пол руководет-
вом академика Н. Бурденко, выезжавшая в
Смоленск и производившея раскопки ям-
могил и изучавшая участки территорий
масеовых? погребений, установила, что
период че оАменной оккупации немцами г.
Смоленсй® и Смоленской области немеп-
ко-фаптиетекими ‚ злодеями умерщвлено
свъыте 135.000 советских граждан.

Материалами следствия установлено,
что система истребления немцами мирных
советских граждан в г. Смоленске и Смо-
ленской области была такой же, каки

СМОЛЕНСК, 18 декабря. (ТАСС). Ce-
годня на утреннем заседании продолжал-
ся допрос свидетелей, которые приводили
всё новые и новые факты чудовищных
злодеяний гитлеровцев.

Овидетельница Т. И. Чихиркина пока-
зывает, что уже перед отступлением в
сентябре 1943 года немецкие солдаты и
офицеры затнали в колхозное овощехрани-
лище села Дудино свыше 170 мирных.
жителей и сожгли их заживо.

Свидетель. С. Г. Антман показывает,
что немецкие военнослужащие без при-
чины хватали мирных жителей независи-
мо от их пола и возраста, доставляли в
вомендатуру или другие германские кара-
тельные органы, где во время допросов
подвергали мучительным пыткам и затем
уничтожали. Антман сам подвергалея пыт-
кам в гестапо и лишь случайно спасся от
смерти. В селе Каспля немцы повесили
3 мужчин, запепив крючьями за челюсти
Люди погибли медленной смертью в страш-
вых муках. .

Свидетельницы А, П. Гришанова п
П. Е. Денисова в своих показаниях до-
полнили новыми фактами картину страш-

Вечернее заседание начинается оглаште-
нием акта судебно-медицинекой экеперти-
зы, который является ответом на вопросы,
поставленные государственным обвините-
лем. Судебно-медицинская экенертная ко:
миссля, на основании эксгумации и ис-
следования трупов из 87 мест захороне-
ний, установила, чм количество  умер-

Речь государственного
Свою речь государственный обвинитель

начинает с характеристики чудовищных.
преступлений, содеянных немецко-фашист-

скими захватчиками в древнем,  исконЕо
русском городе Смоленске.
— Мы слушали на судебном  следет-

вии, — говорит он, —- показания свиде-
телей, устанавливающие факты преднаме-
ренного уничтожения немцами города
Смоленска. 06 этом свихетельствуют сами
развалины Смоленека. За 2 года оккупа-
ции фашисты разрушили больше, чем
9/10 зданий города, взорвали электростан-
цию, разрушили мосты ‘через Днепр, вы-
рубили парк культуры и отдыха, увезли в
Германию исторический памятник М. И,
Кутузова, сожтли Дом Красной Армин,

ний смоленский кремль.
Государственный обвинитель приводит
выдержку из акта судебно-медицинокой
экспертизы при вокрытии мест захороне-
ния 5 тысяч советских людей, злолейски
умерщвленных немцами близ здания pa-
диостанции. Нрофессора Прозоровский и
Смольянинов и старейший  судебно-мели-
цинский экоперт доктор Семеновский ма
вопрос обвинения экспертизе указывают,
что число жертв немепких злодеяний зна-
чительно превышает 135 тысяч человек.
— Совершив нападение на нашу Po-
Дину, -—— говорит далее тозударственный

ЛЕКЦИИ ПО ИСКУССТВУ
КЛУБ Н-ского. авиагарнизона . организо-

искусства. К чтению лекций привлечены
искусствоведы, профессора и преподавате-
ли местного художественного института.

С болышим успехом прошла “лекция для
офицеров на тему «Русское изобразитель-
ное искусство ХУШ и первой половины
XIX столетия»: Прочитала ее член Союза
советских художников тов; Медведева.

Вслед за этим состоялась вторая лек-
ция из’ того жё’ никла. Лектор посвятил
ее крупнейшим художникам русской pea
листической живописи — Крамскому, Ре
пину, Сурикову. и Левитану. («Боевая тре-
вога»).

В.

- о УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ: 18 ДЕКАБРЯ

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 18 ДЕКАБРЯ.

советника юстиции Л. Н. Смирнова

взопвали обсервалорию, осквернили  древ-

вал несколько лекций по истории русского  .
гвардии старшего

Судебный процесе по делу о нелецио-фашистемих
_ зверствах в гор, Сиполенске и Стлоленской. области

на всей друтой оккупированной террито-  потрясающие своей холодной жестокостью
рии Советекого Союза. случаи умерщвления людей во время мез

Показания обвиняемых свидетельствуют   дициноких экспериментов, умышленное
0 TOM, что истребление советских людей   заражение их разного рода инфекдиями,
производилось по прямым указаниям гит-  умерщвление 5-летних детей путем obec-
леровекого правительства и командования  кровлизания. В этом повинны сидящие
терманекой армии. перед нами 10 немецких злодеев. За это

После отлашения обвинительного за-  же отвечают и преступники на нюрнберг-
каючения началея допрое  подсудимых.  ском процессе. Rak те, так и другие яв=
Первым быш допрошен подсудимый Мо-  ляются участниками одного и ‘того же
диш Рудольф. Являясь лекарским помощ-  сообщничества, как те, такои другие в
ником в 551-м германском военном лаза-   неравных ролях, но в течение длительного
рете в г. Смоленске с сентября 1941 г.  времени состояли в одной и той же пре-
по апрель 1943 г., он. принимал участие   ступной шайке. 10. предетавших перед
в истреблении пленных раненьих бойцов и  военным трибуналом обвиняемых през
офицеров Красной Армии. Он лично умер-  ступную волю своего начальства неизмен=
твил не менее 23 советских военноплея- но дополняли собственной преступной ини-
ных. Модиш призная себя виновным  в  Циативой, стараясь превзойти друг друга B
том, чю брал кровь т советских детей   зверствах и издевательствах над’ 66338
для лечения германских военноснужащих   Щитными хзюдьми,

H WTO в целью так называемых метицин-  Обращаясь в истории расстрела 30 ты
ских экспериментов участвовал в искуе- сяч советских военнопленных,  конвоиро-
ственном заражении кровн у раненых 0-   вавшихея из Вязымы в Смоленек, и уча-
ветеких воинов. стия в этом черном деле обвиняемых TO

На допросе подсудимого  Кирифельла
Роберта, переводчика германской военвюй
комендатуры в Смоленске, выяснилось,
что он был неоднократным участником
карательных экспедиций, лично расстре-
ливал советских граждан, сжигал совет-
ские села и деревни,

Допраптизаемый подсудимый — Зверте
Эрих показал суду 0 чудовищных злоле-
яниях карательных экспедиций, участни-
ком которых он был, и о расетреле труп-
пы маленьких детей, подозреваемых в
(BABE в партизанами.

- Подсудимый Вайс показал: :

— Под моим рувоводетвоу солдаты под-
вергали расстрелу, повелению и сжига-
нию заживо советских людей.

На; заседании 16 декабря были хотю-
шены подсудимые Краузе, Гаулиян, Ген-
чке, Мюллер, Винклер. Из показаний об-
виняемых выявляется жуткая картина ео-
вершенных ими преступлений. -

17 лекабря на утреннем закехании был
допрошен подсудимый Райшмав. После
этого суд перешел к допросу многочис-
ленных свидетелей, которые давали свои
показания в течение всего дня. Показа-
ния свицетелей рисуют чудовищную кар-
тину массовото истребления советеких во-
еннопленных и гражланокого населения
Смоленска и Смоленской области,

ствия, заявляет:

— Вай, Мюллер, Ёраузе и другие;
подобаые им, вполне сознательно, 6:
каких-либо принуждений приняли Ha ce-
бя роль палачей, совершали убийства без-
оружных советских военнопленных, нахо-
дЯ в этом удовольствие для себя. Мы во-
очию увидели здесь, как осуществлялись
действиями подсудимых  каннибальские
установки фапистских тлаварей. Профес-
сионалы  криминалисты встречаются со
-  многими тятчайшими престунлениями. Но
редкие из преступлений по своему циниз-
му и общественной опасности полобны
тем, которые были совершены Райшманом
и друтими подесудимыми.

Обвинительное заключение к» нюрн-

fepreKom процессе особенно отмечает фаж-
ты бесчеловечных экспериментов нах во-
еннопленными и мирными жителями, ©6-
верпаемых немецкими врачами. Анализи-
руя в этом свете преступную  деятель-
ность полевого лазарета № 551; в ко:
тором работал лекарским помощником пол-
судимый Молиш, государственный  обви-
нитель подробно рассказал 06 участии
подсудимого в преступных  экоперимен-
тах. Уголовная история не знала еще
полобного рода преступлений!
’ Подеудимые по данному лелу пытались.
утверждать, что, совершая свой злодея-
ния, OHH лишь выполняли преступную
волю начальства Материалы судебного
слелствия © бесопорностью показали, что
военный трибунал судит  изотенных,
хлалнокровных, исключительно опасных
преступников, каждый из которых прек-
расно сознавал, что совершает тягчайшие
преступления.

Считая полностью установленной, юря-
дически обоснованной ответетвеннють пе-
рех утоловным законом веех подсудимых,
государственный обвинитель дал подробную
характеристику преступлений отдельных
обвиняемых. Модиш, награжденный 3a
усердие в кровавых и тнусных престун-
лениях железным крестом второй степе-
ни, не просто убивал советских людей, &
стараля увеличить физическую и MO-
ральную боль пюлвергавитихся невероятным
мукам советских людей. Уничтожение по-
‘ступавших на излечение советеких воен-
нопленных и малолетних, детей, превра-
шенных в лоноров, было сознательным и
преднамеренных. Лично Модиш, Жак 970
он сам признал, умертвил не менее 24
советских ‘граждан.

Каждый из подсудимых принимал уча-
етие в карательных экспедициях, кото-
рые по-существу явились зверской pac-
правой над беззащитным мирным населе-
нием, в расстрелах советских звоеннонлен-
ных и гражданского населения, сожже-
нии заживо советских людей, в грабежах.

Увичтожение мирного населения бм-
ленска, как и других тородово Советского
Союза, производилось также путем при-
менения так называемых «газен-ватенов»
или «душегубок». a

Государственный обвинитель пред’являет
обвинения всем подсудимым в преступле-
ниях, предусмотренных ‘указом Президи-
ума Верховного Совета СССР от 19 ап-
реля 1943 г. Судебное следствие `пол-
ностью установило преступность каждого
подсудимого в отдельности, и все они дол-
жны понести суровое наказание. Их путь,
начатый 22 июня 1941‘ года, может окон-.
читьея только на виселице.. :

— С чувством презрения и гнева ем0-
трят на подсудимых присутствующие в
зале жители многострадальном Смолен-
ска, — говорит прокурор т, Смирнов, —

ных злодеяний, совершенных фашистски-
ми бандитами на территории Смоленской
области. Пытки, расстрелы мирных жи:
телей, грабежи, сожжение домов— всё это
осуществляли гитлеровские палачи в каж-
дом населенном пункте. о

В суд поступило заявление Е. М. Чер-
НЫШТОВОЙ, которая явилась жертвой пре-
ступных экспериментов немецких врачей-
извергов из лазарета № 551, о котором
TORODHT B CBOWX показаниях подсудимый:
Модит. Военный трибунал постановил
вызвать Черныпюву в суд для допроса в
качестве свидетеля. Е, М. Чернышова по-
казала, что фашистский профессор Мюл-
лер произвел над ней эксперимент, в ре:
зультате которого она лишилась глаза.

Допрос свидетелей закончен. Председа-
тельствующий и государственный — обви-
нитель ставят в заключение ряд вопросов
перед  судебно-медицинской экспертизой
для. уточнения обстоятельств умершвления
гитлеровцами советских военнопленных и
мирных жителей. :

На этом утреннее заседание заканчи-
ваетея.

щвленных советеких гражхан на террито-
рии Смоленска и Смоленской области за
период их временной овкупации немпами,
несомненно, превышает 135 тысяч чело-
век. :

После короткого перерыва е речью вы-
ступил государственный обвинитель, етар-
ший советник юстиции Л. Н. Смирнов.

обвинителя, старшего Га

обвинитель, —= гитлеровокие разбойники
одной из оеновных своих целей поставили
физическое истребление наролов Совет-
ского Союза. Это находилось в полном
соответствии с преступными так называе-
мыми «расислекими теориями» фапиет-
ских главарей, представших сейчас перед
судом в Нюрнберге. Материалами дела
полностью ‘установлено, что мабсовое, си-
стематическое и бесчеловечное уничтоже-
ние советских людей проводилось на Смо-
ленщине по прямым приказам начальника
тыла армейской группировки «Центр»
генерала фон Шенкендорф, в соответствии
с общими установками и планами  вер-
  XOBHOTO гитлеровского командования.

10 титлеровеких убийц. находящихся
ныне на скамье подсудимых, пришли на
советскую землю вместе с миллионами тпо-
лобных им гитлеровеких солдат — подлых  твх смотрят на обезвреженных ядовитых
преступников, 623 сердца. и 6e3 чести, адин
спустившихея, как справедливо сказал в- :
свое время товарищ Сталин, «ло состоя-.
ния животных», прежде всего, для Toro,
чтобы физически уничтожить народы (-
ветекого Союза. —

На судебном следотвии экспертами, про-
должает обвинитель, был полноетью оха-
рактеризован арсенал зверских, недостой-
ных человека приемов, которыми немецкие
изверги уничтожали советских людей. В
этом ареенале — сожжение людей заживо,

Весь советский народ ждет вашего при-
говора, граждане судьи. Злодеи достойны
емерти, и пусть смерть падет на их голо-
вы в0 имя святой памяти советских лю-
‚дей, злодейски умерщвленных немепко-
фалтистекими преступниками, во имя тор
жества права и справедливости!

После речи прокурора об’являетея пе-
рерыв де следующего дня..

По страницам авиационных газет

РАБОТЫ МОЛОДОГО

ХУДОЖНИКА

В ЛЕНИНОКОЙ комнате эскалильи
лейтенанта Алексеева
висят портреты Генералиссимуса  Совет-
ского Союза товариша Сталина, маршала
Советского Союза Конева, Главного марша-
ла авиации Новикова. Эти портреты › на-
писал акварелью летчик эскадрильи гвар-
дии младший лейтенант Газаров.

Летчик Газаров все свободное время от-
дает любимому делу. Вечерами молодой
художник работает над портретами своих
товарищей — гвардейцев-истребителей. Ху-
дожник намерен написать несколько кар-
THH, отображающих боевые эпизоды из
жизни эскадрильи. («Крылья победы»).

НА ЭКСКУРСИИ

В БУНЦЛАУ

КУЛЬТУРНО к весело проходят вы-
ходные дни у бойцов и сержантов подраз-
деления капитана Бахия. Личный состав
смотрит кинокартины, слушает концерты и
содержательные лекции. \

Часто в выходные дни бойцы и офице-
ры выезжают на экскурсию в места про-
шедших боев. Недавно группа  сержант-
ского сбстава под руководством офицера
Тарассва посетила в Бунцлау могилу, где
похоронено сердне великого русского пол-
коьодна М. И. Кутузова, побывала в ис
торическом музее, осмотрела выставку,
посвященную Жизни фельдмаршала,
(«Крылья Советов»). = :

данному процессу, государственный ofan -
нитель, основываясь на материалах след

i