¥

Аи

об пр процесс по де
зверствах в г. Смоленске и’ Смоленской области.

На вечернем заседании суда 19 декабря
слово было предоставлено алвокатам С. H.
 Казначееву, Н. П. Белову, Н. Т. Сидоренко
a A. A. Луговскому, залщищавигим нодеу-
димых по назначению суда.

Алвокаты, признавая  чудовищность
преступлений своих подзащитных,  про-
сили суд о снисхождении, указывая на
то, что злодеяния обвиняемых были в

значительной степени результатом гитле-! т.

ровской пропаганды, уничтожавшей в нем-
Wax совесть и человечность.

После речей защиты  председатель-
ствующий предоставил последнее слову
подсудимым. Все подсудимые, признавая
свою вину, просили о смягчении наказа-
ния, принимая во внимание их искреннее
раскаяние.

Выслушав последние слова подсудимых,
суд удалился на совещание для вынесения
приговора.

$ **

В ночь на 20 лекабря председательст-
вующий — председатель военного ‘трибу-
нала генерал-майор юстиции А. Д. Горячев
огласил приговор по настоящему делу.

Лу 0 номецко-фашистских

Военный трибунал признал доказанной
виновность подсудимых Киршфельд Ребер-
та, Молиш Рудольфа, Вайс Вилли, Гауди
ян Курта, Генчке Фрица, Мюллер Эриха,
Краузе Вилли, Эверте Эриха, Райшман
Иозефа, Винклер Гейнца в совершении
зверств и насилий над мирным советским
населением и пленными красноармейцами,
т. е. в преступлениях, предусмотренных
1 Указа Президиума Верховного Сове-
та Союза COP or 19 апреля 1943 года.

Руководствуясь статьей 4 YR PCOCP
й ст. ст. 319 и 320 YOR PCOCP u
учитывая степень виновности каждого,
военный трибунал приговорил: Вирштфельх
Роберта, Молиш Рудольфа, Вайс Вилли,
Гаудиян Курта, Геичке Фрица, Мюллер
Эриха, Краузе Вилли — к смертной
казни через повешение.

Райшман Иозефа — н 20 годам каз
таршных работ, Эвертс Эриха — к 15 го-
дам наторжных работ, Випилер Гейнца —
к 12 голам каторжных работ.

Приговор был ветречен присутетвующи-
ми в зале суда трудящимися г. Смоленска
единодушным одобрением.

Приговор по делу о немецко-фашистских зверствах

в городе Смоленске и
приведен в

СМОЛЕНСКЕ, 20 декабря. (ТАСС). 20 де-
кабря с. г. в 12 часов в г. Смоленске на
тородской площади был приведен в испол-
нение приговор Военного Трибунала окру-

та над приговоренными к смертной казни  .

через повешение  немецко-фашистскими
злодеями Модишом Рудольфом, Биритфель-
дом Робертом, Вайсом Вилли, Гаудияном
Куртом, Генчке Фрипом, Мюллером Эрихом,

Смоленской области.
исполнение

Враузе Вилли за зверское — истребление
мирных советских граждан, в том числе
женщин, детей и стариков, в г. Coenen
ий Смоленской области.

Приведение в исполнение приговора
было встречено присутствовавшими мно-

гочисленными трулящимися единолушным
олобрением.

i

Авиамеханики остаются на сверхерочную

С первых хней вместе служат старши-
ны Захаров и Кузнецов. Их полк проделал
боевой путь от Кавказа до Берлина. Этот
путь прошли © полком и механики само-
летов Захаров и Вузнепов.

Старитина Кузнецов обслуживал само-
лет летчика Егорова, ныне майора, замес-
тителя командира полка. Часто приходи-
лось работаль круглые сутки без сна, в
#0003 и слякоть, зато летчик никогда не
имел никаких претензий к своему мехави-
ку. Боевая. дружба между механиком и
летчиком сохранилась и после войны.
Самолет, который обслуживает старигина,
отлично подготовлен сейчае ® зиме.

Когла прицью время ухолить из армий
по хемобилизации, Кузнецов решил не pac-
ставаться © родным полком и подал ра-
порт на имя командира © просьбой ocra-
вить его Ha сверхерочную службу.

Вримеру механика. последовал и его
друг старитина Захаров. 0ба они второй
раз остаются нз сверхерочную. Первый   ги
раз они были зачислены на сверхерочную
службу в 1940 году.

Учитывая их безукоризненную службу
за время пребывания в рядах Красной Ар-
мии, командование удовлетворило просьбу
ветеранов полка. В полку уже зачислено
на сверхерочную службу шесть лучиих
авиамехаников. 2 i

В другом гвардейском полку сверхероч-
ником стал гвардии сталишина Сеченых.
За годы Отечественной войны 9н обелу-
хил свыше тысячи боевых вылетов, вос-
остановил ‘несколько поврежденных в боях

самолетов. В полку тов. Сеченых был при-
нят в ряды партии и является одним из
лучитих агитаторов.

” В. KOPYATHH
Северная груши войск.
Oe нашего корр. ис телеграфу).

+

С большой радостью остаются на сверх-
срочную службу механики полка, где ко-
маидиром Герой Советского Союза твардии
подполковник Дизобабин.

Механик по вооружению гвардии стар-
шина Омельченко еще до войны служил
на сверхерочной в этой части. Он воевал
под Москвой, на Ленинградском и Придал-
тийском фронтах, стал  гварлейцем. Тов.
Омельченко показал себя отличным масто-
ром овоего дела. На его самолетах. воору-
жение всегда действовало безотказно. Ов
обелужил более 1000 боевых вылетов.
Командование наградило его брденом Врас-
= Звезлы и медалью «За боевые 3acay-

Сейчас гвардии старшина вторично
р. на сверхерочную службу.

Во второй раз осталея на сверхерочную
службу и авиамеханик гвардии старинина
Валигин. Его груль украшена тремя пра-
вительственными награжами.

На сверхсрочную службу остались так-
же механики гвардии старшины Заричев,
Сарин и другие. Все они участвовали в
боях за освобождение Белоруссии, Прибал-
тики, сражались в Восточной Пруссии.

Гвардии младший лейтенант
П. УЛЫБЬШЕВ.
Особый военный округ.

ой

——— Скульптурный

Известный
Г. И. Кепинов заканчивает работу над

московский скульптор
бюстом  летчика-истребителя трижды
Героя Советского Союза гвардии майо-
ра И. Н..Кожедуба.

— С чувством болышого творческо-
гф волнения, — сказал Г. И. Кепинов
в беседе с корреспондентом газеты
«Сталинский сокол», — я приступил
к работе над бюстом И. Н. Коже-
дуба.

Воплотить в скульптуре ‘образ про-
славленного аса, увековечившего свое
имя в Великой Отечественной войне,—
какая это почетная и благородная за-
дача для советского художника!

Скульнтор лепил бюст И. Н. Коже-
дуба с натуры. В течение более четы»
рех месяцев Г. И. Кепинов имел воз-
можность регулярно встречаться ©. ге-
роем, и это тесное творческое обще-
ние помогло художнику блестяще
справиться с трудным и чрезвычайно
ответственным заданием.
` Отлитый в бронзе бюст И. Н. Ко-
жедуба будет установлен в Москве и
на родине героя — в г. Шостке.

В настоящее время Г. И; Кепинов
деятельно готовится к участию в пред.
стоящей Всесоюзной художественной

_ проектом

портрет героя

выставке. В числе работ, которые
скульптор предполагает экспонировать
на выставке, бюсты И. Н. Кожедуба,
Героя Советского Союза генерал-пол-
ковника авиации М. М. Громова, во-
жака брянских партизан Героя Совет-
ского юза генерал-майора М.
Дука’и др. Кроме того, Г. И. Кепи-
нов усиленио работает сейчас над
памятника — авиационному
конструктору Н. Н. Поликарпову.
На-днях мастерскую скульптора по-
сетил конструктор авиационного в0-
оружения Герой Социалистического
Труда Б. Г. Шпитальный, осмотрев-
ший бюст И. Н. Кожедуба и другие

` работы BE i ae Б. Г. Шпитально-

го и И. Кожедуба связывает дол-
гая и сердечная дружба; из пушек
конструктора, установленных на «Ла-
вочкине», Кожедуб сбил десятки Ффа-
шистских самолетов.

В дружеской беседе скульптор рас-
сказал Б. Г. Шпитальному о своей
работе’ над бюстом трижды Героя.

На снимке: Б. Шпитальный и И. Ко-
жедуб осматривают бюст Кожедуба
‘работы Г. Кепинова.

Текст и снимок А. ЛЕССА.

eee

СТАЛИНСКИЙ сокол

В тбилисской грузинской республиканской газете ‚«Коммунисти» 14 декабря опубликовано письмо в
редакцию академиков Джанашиа и Бердзенишвили под заголовком «О наших законных претензиях
к Турции». Ниже приводится перевод этого письма:

ео 8. iene газеты „Коммунисти“

освободи-
демократия

С успешным
тельной войны.

завершением
победившая

организуетея в оплот мира и безопасности.
В этой организации свободолюбивые нато-

себе места,
заветных

{ы хотят занять достойные
ишут осуществления своих
чаяний.

Грузинский народ, внесший значитель-
ный вклад в дело разгрома фашизма, за-
служил также право пред’явить свои за-
конные требования.

Мы апеллируем к мировому обществен-
ному мнению по поводу  отторгнутых
Турцией напих ‘исконных земель.

Речь илет не о незначительном терри-
ториальном ущемлении, а © захваченной
колыбели нашей народной индивидуально-
сти, о преступления, рассекщем надвое
живое национальное тело. -

Речь идет о предмете вековой борБбы
грузинекого” народа.

C глубочайшей древности грузинский
народ жил, трудился и боролся на этой
своей территории — от Большого Тавра
10 Большого Вавказа. Созидая всё новые
й новые пентры цивилизации и государ-
ственности, грузинский народ показал по-
разительную жизненную и творческую
способность, упорную привязанность к
родной земле, непоколебимую волю от-
стоять свое достояние.

Во втором тысячелетии до нашей эры.

хаты и  субары — непоередотвенные
предки грузинского народа — первенству-
ют в Передней Азии. В великой излучине
реки, известной всему древнему миру пол
свопи грузинеким названием Гали
Визыл-Ирмак), в верхней части  бассей-
нов рек Тигра и Евфрата они создают вы-
сокие очаги земледельческой и металлур-
гической культуры.

В первой половине первого тысячеле-
тия 1ю нашей эры государство Урарту
Зостойно лержит знамя  хетто-субарской
цивилизации, развивая ee хальше;

Степные завоеватбли положили коней
государству халдов. Но ‘грузинский  нарол
находит в 65бе жизненные зилы для бес-
прерывнюго развития многовековой пиви-
лизации в новых государственных п
культурных центрах, котовые постепенно
перемещаются к северу. На счену Урарту
выетупают два новых государственных об-
разования грузинского народа — Иберия
на востоке и Колхида — на запале.

Эти вновь образовавшиеся античные
грузннскяе государства, органически вы-
роешие на общенародном стволе, еще за-
нимают значительнейшую часть древней
национальной территории. По достоверным
указаниям древне-греческих авторов, 1о-
CYIAPCTBO сасперов, т. 6. иберов, — одно
из четырех крупнейшних госуларств Перед-
ней Азии к середине шестого века до на-
шей эры — простирается до Калахены и
Адиабены ), т. е до. хребта Гларный (в0-
сточный) Тавр.

Еще в начале второго века хо нашей
эры Иберии принадлежит горный округ
ПЦариалра?) — восточный сектор нынеш-
ней Сивасекой области, один из основных
районов древнего хеттского паретва. Злесь
Иберия выходила к Черному. морю, на
что указывает название Тибарании,  Ко-
Topoe носила страна к востоку от устья
Галнеа еще во времена Страбона. Бежав-
ший от Помпея в 66 голу ло нашей эры
Митрилат Поятийский пришел ‘в. столкно-
вение в верховьях Евфрата © местными
пберами, аборигенами лревне-грузинсгой
` провиндии Хурдзена — Хотена *).

Ё востоку от Тибарании, по побережью
Черного моря, тянулась друтая грузинекая
держава — Колхида, одно из четырех
крупнейших государственных образований
Передней Азии в б веке, как об этом сви-
детельетвует «отец истории» — Tepo-
дот“).

Наука располагает столь же достовер-
ными данными 9 границах царства Вол-
‘хиты. — по-грузински называвшейся
Эгрися. Известный греческий писатель
полководен Асенофонт, лично побывавший
в Колхиде в 400 году до нашей эры,
сообщает, что Трапезунт и Керасунт (ныне
Гиресун) — города Колхиды, что вокруг
Транезунта живут колхи. Со своим десяти-
тысячным отрядом Вкенофонт пробыл ne-
лый месяь в колхских деревнях близ
Трапезунта и отсюда совершал опустоши-
тельные набеги на другие части Вол-
хиЩЫ 5).

Вея территория южной, вернее  Юго-
от устья реки Чорохи и Иберии к югу %т
истоков реки. Буры и Чиллырекого озера,
© глубокой древности была сплошь. заселе-
на грузинскими племенами, позднее
0б’единившимися в грузинскую ` напию..

30 веков: дрался грузинекий народ за
свое постояние и ‹вои_ позиции с враждеб-
ными силами, стремившимися вытеснить
его со всемирно-исторической арены. Но
никогда грузинский народ не терял нацио-
нального. самосознания. и нерушимой свя-
зи 60 своим великим прошлым, ‘не отка-
зывалея OT своих священных праз. Вы-

1) а География, кн. 11, гл. 14,
$ 12—13

2) Страбон, там же, кн. Ш, гл. 14, $ 5;
Плиний, Естественная история, кн. 6,
$ 28—29.

8) Аппиан, Войны Митридата, 101;
бон, География, кн. 12, гл. 3,

4) Геродот 437, 440, 1104, 1110.

5) «Анабазис», кн. 4, гл. 8; кн. 5, ra. 3.

Стра-

(ныне:

западной Грузии, т. е. Колхиды к западу

нужленное под напором превосходящих сил
отступление оказывалось временным. Гру-
зинский народ вновь собиралея е силами
й атаковывал врата, громил захватчиков
в возвращал себе свои земли.

В начале нашей эры римлянам удается
завосвать Колхилу. Позднее, в 4-м веке.
из Воеточной  Колхиды образуется ` Ла3*
ское царство, которое у грузин продолжа-
ло именоваться древним национальным
названием Эгриси. Что Лазика — на-
следница Колхиды и что сами лазы явля-
ются прямыми потомками колхов, никем
пе оспаривается. 06 этом свидетельствует
византийский историк 6-го века [lpoKo-
пий Кессарийский: «Невозможно, чтобы
колхи не были те же лазы... Имя колхов
изменилось в настоящее время в имя ла-
зов, как это было и со многими другими
народами» 68). Еще определеннее  выска-
зывается младший современник и сооте-
нественник Прокопия Агафий: «Что лазы
в древности назывались колхами и дейст-
вательно являются ими, в этом. никто не
будет сомневаться, кто
населением Фазиса, Кавказа и окрестных
стран». «Лазы, — говорит тот же визан-
тийский писатель, — являются сильных
и храбрым народом, господствующим над
другими сильными народами. Они чрез-
вычайно гордятся древним именем колхов,
быть может и не без основания»... 7).

Но ведь была не только восточная,
так сказать — Рионокая Колхида, но и
Западная, Чорохско-Трапезунтекая. Имен-
0 поэтому имя лазов переносится на на-
селение Западной Колхиды, хотя послед-
Hid так и не успела воссоединиться в
едином государстве се Лазикой.

Это имя остаелея за населением 3a-
Taino Колхиды на всё последующее вре-
MA наряду с именами чаны, халды. Гру-
зинский писатель 10-го века выражение
вазантийского автора: «Город Лазики
Трапезунт». закономерно передает на род-
ном языке так: «Город страны мегрелев—
Трапезунт».

Властителей  трапезунтокой — империй
(1204—1461 гг.) в Константинополе назы-
вали «повелителями лазов», а их влаления
— то Лазикой, то Колхидой. Для уяене-
ния же пределов исторического расселения
этого лазского племени интересно  с00б-
щение академика Марра:
поле лазами называют всех жителей
Турции с берегов о моря, даже caM-
сунцев и синопцев, ..а эрзерумпы лазами
называют, с одной “стороны — ГЮмиш-
ханнев, © другой стороны — всех  при-
брежных жителей»5). =

_Ядром политического и культурного
об’елинения Грузии в средние века суж-
дено было стать Картли, основной обла-
сти. Иберии. Знаменательные усилия в
‚Этом направлении мы видим при преслав-
ленном восточно-грузинеком паре Вахтанге
Topracaze (умер в 502 гр, но его попыт-
ви были сведены на-нет персидским гос-
подетвом в УГ веке. Возрождение грузин-
ской государственноети; уже ‘на феоталь-
ной основе (конен УТ века), ее первые
успехи в долине реки Вуры были задер-
жаны арабским завоеванием. Главный
пентр сопротивления захватчикам и орга-
низации национальных сил перемещается
на южно-грузинекую территорию.

Достойно внимания, что именно владете-
ли южно-грузинской провинпии.Спер (ны:
не — Испир) в верхнем течении реки
Чорохи Багратионы, имевитие собственный
домен в области горола Байбурт, и яви-
лись основателями общенациональной ди-
настии, об’едивившей всю Грузию в кон-
це Х века. Но еще перед об’единением

Багратионы, будучи” князьями одной лишь

части Грузии — Тао-Кларджети, отвоевы-
вают значительную часть  южно-грузин-
ских земель. Так, царь Давила Ш в

979 моду вынуждает императора Василия’

Болгаробойпа уступить Ррузии ряд ранёе

оттергнутых от нее областей: Карин: (96-

лають гор. Эрзерума), Харк и Апахуник
(области к северо-западу от Ванского 03е-

ра, тогда уже населенные армянами), важ-.

нейшую крепость Халдо-Арич (что зна-
чит халдское поселение) ий Влисуры (mpo-
хол) на магистральном пути из Эрзерума
в Трапезунт, Чор-Майри в
реки Чорохи и др. В 80-х годах Давил
выдвинул гравицы еще дальше к юго-

западу, отвоевав области Дерджан (ныне—

Терджан) и Тарон. ав 997 голу он Взял
город Манаскерт (Мелязгерд).

Таким образом южная пограничная ли-
ния Грузии была протянута от озера Ван
до порода Эрзинджан.

В. южно-грузинских княжествах в В:

Х веках пышно расцветает грузинская
культура, теснимая в долине Куры apa-
Gama, На всей территории бассейна Чоро-
хи; верховьях Куры и Евфрата воздвигают-
ся монументальные строения, блестящие
памятники самобытной грузинской архи-
тектуры — Бана (в районе Олтиси, ны-
не Ольты), Хахули (близ Тортума), Ошки
(там же), Ишхани, Цкарос-Тави, Тбети,
Ханлзт, Анча со своими двенадцатью оби-
телями («Грузинский Синай»), Опиза,
Долис-Кана, Шатберди, Панаскерти и др.

Большой размах получает в Тао-Ёлар-
джети развитие грузинского литературно-

6) «О войне с готтами», 82.

7): 218: 35.

8) Из
стр. 608.

©

a

‘a др. Именно здесь получает законченную

‘протяжении ХГ-ХШ веков южная Грузия

Петрипи, выдающихея филологов и исто-

‚ознакомится с

-и сильная в то время Грузия на

га. Более того: верное понимание навис-

«В Конетантино-

верховьях.

поездки в турецкий  Паойстан,

1%

го языка, представленное такими выдаю-
щимися деятелями, как Георгий Мерчули,
Микаэль Модрекили (гимнотраф и. ком-
позитор), Иоанэ и Евфимии Мтапмилели к

форму сознание единства Грузия феодаль-
ной эпохи.

В великолепном раскрытии культурных
творческих сил грузинского народа на

занимает одно из самых первых мест.
Достаточно назвать великого Руставели,
несравненных  мастеров-художников Бека
Опизари, Бенткена Опизари, гордость тру-
зинской философской мысли — Иоанэ

риков Георгия Мтапмидели и Эфрема
Мцирэ, чтобы понять, каких сынов дала
южная Грузия нматери-родине.

„Естественное развитие Грузии было
Прервано монгольским нашествием, Почти
„два столетия, е перерывами, = самоотвер-
женно боролся грузинский народ, защи-
шая свою свободу и культуру.

Западный мир должен помнить © бла-
годарностью, что великая Русь на севере
pre
послужили основным барьером, ослабив-
шим страшный натиск кочевых завоева-
телей: Но грузинскому народу это стоило
невозместимых потерь. ХУ столетие, па-
мятное в истории человечества важней-
‘шими событиями, Грузия ветретила истер-
занной, истекающей кровью. 910 в тот
момент, когда на Ближнем Востоке вместо
татар заступают новые кочевники-завое-
ватели — турки-османы.

В ХУ веке турки вплотную подходят Е
Грузни. В этому времени Грузия B pe-
зультате внешних и внутренних небла-
топриятных условий представляет собой
ряд отлельных феодальных образований.
Но п в этом состоянии южно-грузинское
княжество — Самцхе, еше простиравшее
свои владения ло Эрзинджана и до под-
ступов к Трапезунту, героически отби-
вается OT населающего кровожадного вра-

шей над всем культурным миром опас-
ности создает единую  внешнеполитиче-
скую линию грузинских царей и князей.
два раза пытавшихся организовать ши-
`рокую коалицию европейских и ближне-
восточных тосуларств против турок-осма-
нов. Неудача этого предприятия не’ ослаб-
пяет энергии грузин: соединенными кар-
талинскими, имеретинскими и южно-гру-
зинскими силами они дают не один кро-
вавый урок захвалчиком. Так, например.
в ‘1545 г. грузины олерживают блестя-

щую победу над вторынейся огромной ту-

рецкой армией в Баснани (близ Эрзерума).

C невиданным ожесточением сопротив-
лялея грузинский народ намерению турок,
захвативших к этому времени большую
часть Ближнего Востока и Балканский п0-
остров, завоевать всю Грузию. Изтнан-
пым из центральных и западных районов
Грузии. туркам всё же удается закрепить-
ся в южной Грузии, оторвав ее от MaTe-
ри-родины.

Однако в дальнейшем Ses me прек-
рашалась. Сознание елинства Грузии ни-
когда не умирало.  Грузинекий историк
XVII века Горгибжанилзе выражает на-
строение своих соотечественников, когда
говорит, что «исповедывавитие христову
веру» грузины, зажатые между двумя
большими мусульманскими государствами
—=0османской Турцией и Ираном, «много по-
старалиеь: долго рубились они на одной
стороне и Ha другой стороне, много пов-
редили своим врагам, но не одолели их;
султан и шах поделили Грузию между co-
бой (автор имеет в виду ирано-турецкий
договор 1555 гола) — Самцхе, Картли и
Кахети — были признаны за шахом, а
Имерети, Одиши, Гурия, Абхазия и зем
ля лазов — за султаном»,

Грузия, однако, никогда не признавала
Г лележа, учиненного хищниками, и Ни-
котла не отказывалась от свойх южных
я юго-западных земель. ШУ сепаратный
артикул русско-грузинского трактата о
дружбе 1783 г. гласит: иуператор «0бе-
щает в случае войны употребить всевоз-
можное старание пособием оружия, а в
‘случае мира — настоянием © возвраше-
нии земель и мест, излавна к паретву
Жарталинокому принадлежащих».

Грузины принимают активное участие
“BO всех войнах МХ — ХХ вв. России с
Турпией, возлагая на них надежды, свя-
занные © возможностью об’елинения. Луч-
шие сыны грузинского народа — И. Чавча-

вететвовали возвращение каждого нового
грузинского района из числа захваченных
Турцией. Военародным ликованием было
отмечено ‘отнятие у турок Батумской об-
ласти, Ардаганекого и Артвинского окру-
гов, занятие Эрзерума, Лазистана, Трапе-
зунта. Народ видел B  9TOM воплощение
своей вековой мечты.

Много завоевателей видела Ор Typ-
ки по праву заслужили звание наихуд-
щих из них. Только смерть, разрушение
й оличание приносили они веюду, куда
ни появлялись, ^ Развитая материальная
культура в захваченных грузинских об-

Грузинской ССР.

`вадзе, А. Перетели, Г. Перетели, Гр. 0р-
‘белиани, Д. Кипиани, — восторженно при-

К ТУРЕ

поставлена на несколько
ступеней ниже. Городская жизнь полно-
стью заглохла там, гле раныше онз била
ключом. Исчезли интенсивные. сельскохо-
зяйственные культуры — виноделие, шел-
коволство. Обнищало наседение. Самому
зверскому, бесчеловечному гонению была
подвергнута святая святых грузинского
народа — его язык, его законы и тради-
ций, культура и вера  отпов. Огнем и
иечом  насаждались турецкий язык &
ислам.

Непокорное население массами  изго-
нялось в насиженных мест. Там, ге в
УШ веке был построен храм Бана, один
из самых выдающихся памятников миро-^
вого христианского зодчества, там, откуда
в УП веке раздался бессмертный голое
Руставели, где в ХГУ веке были сооруже-
ны великолепные храмы Чуле и Сафара,
< нашествием турок и на воем протяже-
ний их господства не было ‘создано ниче-
го положительного. Под мечети были при-
способлены грузинские храмы; еще в на-
nate XX Beka население пользовалось.
лишь мостами, weeny) при рта
Тамаре.

‚ Охнако трузинское население, ‘попаз- о
шее под иго ‘турецкого господства, про-
должало всегда бороться против угнетале-
лей. Не удалось туркам, несмотря на все
вой старания, искоренить былое органи-
ческое единство оторванных южных рай-
онов с Грузией. Вее факты, мировое ©б-
щественное мнение, наука, подтверждали
й подтверждают это единство. Саши тур-
ки вынуждены его признать. Захватив в
1578 г. южио-грузинское — княжество
Самцхе, турецкое правительство назвало
это Гюрджистанским, т. е. Грузинским
вилайетом. Сохранилея и  излан Трузин-
ской Академией наук турецкий официаль-
вый документ 1595 года — «Простран-
ный реестр грузинского вилайета» («Лев-
тери Муфассал Вилайети Гюрджистан»), в
одной своей части описывающий. в чи-
сле других, районы Чилдири, Попхови,
Паняки (Бана), Ардаган.

Друтой вилайет — оневуатоний —
в 60-х годах прошлого века включал в
себя всю территорию ло реки Кизыл-
Ирмак (древний Галис) и был разделен
на четыре ‹санджака: 1) Лазистан, от
русской границы до г. Ризе, 2) Трапе-
зунтекий — от Ризе до гор. Орду, 3) Джа-
ник, от Opzy лю реки Кизыл-Ирмак, ©
центром в гороле Самсуа и 4) Гючииха-
на 9). Таким образом еще в ковте ХХ
века турецкая официальная номенклатура
свидетельствовала, что даже область го-
рода Самсун, вплоть да  Визыл-Ирмака,
есть Джаник — страна чанов, т. е. тех
же лазов.

Турецкая энциклопедия  «Гаамус-Уль-
Алам» сообщает: «Лазы живут на юго-
восточном побережье Черного моря, в Тра-
пезунтеком вилайете... считаются кавказ-
еким народом и имеют родство © грузина-
ми... даже внешность их говорит 06” их
кавказеком происхождении и расе».

Ло ХХ века сохранила южная  Готатя
большое количество грузинских географи-
ческих названий. На картах %1Х и начала
ХХ столетия значится много таких чисто
грузиноких названий, как Имера (к ce-
веро-востоку от Гютиюшанз), Дзара, Го-
риана, Малжара; Шува, Мирзани. Мохо-
ра, Дори, Боршиани, Натехилеби, Вханта,
Китра, Чорогма, Харти, Чумовани, Ориве-
ри и др. Сейчас турецкие власти усилен-
Н0° стирают грузинские. географические
имена, разрушают грузинские историчес-
кие памятники — шедевры архитектуры.
Они снова массами переселяют грузинское
население в отдаленные районы, изгоняя
WX © родных мест, обильно политых
кровью и потом сотен ПОХ наших
предков.

В тяжелое время, которое переживал
грузинский народ в 1920 году и в нача-
ле 1921. года, турки вторглись и окку-
пировали `на территорий Грузии Арлаган-
ский, Олтинский и Артвинекий округа и
южный сектор Батумского округа в\оба-
вок к ранее захваченным исконным тру-
зинеким землям.

В период Великой Отечественной войны
‘советского народа с фашистской Германией
Турдия, оставаясь фактически на стороне
немепких захватчиков, вновь зарилась на
наши территории. 06 этом откровенно
‘писала турецкая печать. Еще раз Тур-
ция добровольно пошла на службу импе-
`риалистической Германии, ‘нанося ушерб
антигитлеровской коалиции.

А мы? Есть ли веобходимость напеми-
нать миру о том, какой велал внее гру-
зинский народ в священное дело 06’еди-
ненных наций? _

Грузинский народ должен. получить o6-

ратно свои земли, от которых он никогда
не отказывался и отказаться не может,
Мы имеем в вилу районы Ардагана, &р-
твина, Олты; Тортума, Йсенира, Байбурта,
Тюуюшщанэ и Восточный Лазистан, вклю-
чая районы Трабзона и Гиресуна, т. e.
лишь Часть территарий, оттортнутых от
Грузии.

9) Отчет английского консула В. Джиф-
форда Пальгрева. Том 7, приложение.

ластях была

С. Джанашиа, доктор исторических наук, действительный
член Академии наук Грузинской ССР.
Н.. Бердзенишвили, действительный член Aenaeuad наук

БРИГАДА ИМЕНИ
ЛЕТЧИКА-ГЕРОЯ

Герой Советского Союза твардий майор
Арсентий Мален до службы в Красной
Армии работал на шахте № 30 8 Po-
веньках (Донбасс). Недавно on посетил
родные края. В тостях У шахтеров гвар-
дии майор пробыл несколько дней. Он

спускалея в шахту, выступал перед ome-
нами. Герой рассказал своим землякам о
подвигах летчиков гвардейского полка.

По инициативе комеомольнев на шахте
была  созлана  комсомольско-молодежная
бригада имени Героя Советского Союза
гвардии майора Малена.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ЗА ШТУРВАЛОМ САМОЛЕТА

Офицеры, бойцы и сержанты Н-ского
авиационного полка недавно чествовали
своего командира HODUORSORENKA Николая
Андриановича  Боровкова, ° удостоенного
многих правительственных наград.

Двадцать лет служит в авиации тов.
Боровков. В 1925 году он поступил в
Ленинградокую авиашколу, затем про-
должал учебу в школе военных летни-
ков. Закончив школу, он остался в ней
в качестве ‘инструктора. Много сил и
знаний отдал. Николай Андрианович обу-
чению молодых летчиков. = ©

Долгое время он работал в Осоавиа-
химе, немало сделал для развития авиа-
ционного спорта ереди молодежи нашей

страны и был награжден значком
активную оборонную работу». Потом тов.
Боровков служил в Гражданском воз-
душном флоте. Общий налет его состав-

ляет 5.700 часов. Ов совершил более де-
CATH тысяч посадок.

С первых дней войны тов. Боровков
ушел на фронт. Сначала служил в са-
нитарной авиации, затем был назначен
командиром легкобомбардировочного пол-
ка. Полк, которым командует подполков-
ник Боровков, неоднократно отличался
в боях против немецко-фащистских зах-
ватчиков.

«За

‘графирования, о негативном процессе

УЧЕБА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ФОТООБОРУДОВАНИЮ

Несколько дней в Н-ском авиационном
соединении проходили учебные сборы
техников и механиков по фотооборудова-
MW.

Участники сборов прослушали ряд лек-
ций о негативных материалах для фото-
pee и.
другие.

В Фотолаборатории под руководством
старшего техника-лейтенанта Васильева
техники и механики на практике закрен-
ляли полученные знания.

(От наш. корр. по телеграфу).