ато м <->: a al
== ee ee -
(eT SSSA мм

. -

Е

> ‹ oo oe ww

= —————

Ae oc ee

eo ee <> в зэ
И

ee

к =

‚ Культуры.

Я Сезраля 1944 г. 1@ 33 (4819)

ми 5 Зы ’

ro went oe и tented hc bed hie, Lae ee ee

ОРУДИЕ КУЛЬТУРЫ

Самодеятельность — серьезное орудие

Нах, работникам искусств, надлежит
велческя помогать самодеятельности. Это
nam свящептый долг. Вот почему призыв
В. В, Барсовюй и И, М. Москвина к ма-
стерам искусств имел громадный успех
среди профессиональных работпиков театра.

Рога мы сначала в порядке obme-
стопой обязанности, в порядке «пагруз-
м» пошли в клубы, в кружки, мы были
увлечены и захвачены огромным интеро-
сом, Который пролвляли Участники само-
тельности в искусству. Мы увидели и
изого сухбурных, пеорганизованных, 6ез-
вкуслых представлений, прививающих са-
модеятельности самое дурное. Но мы
PM M подлинный энтузиазм, серьез-
noo хелатие работать, постигать тайны
туожествопного мастерства, мы увидели
питоящую любовь к искусству.

В свов время родоначальник реалистиче-
ского театра М. С. Щепкин, обращаясь
вактеру, говорил, что мало только любить
искусство. «Надо уважать, добросовестно
изучать свое искусство. Строгое изучение
делает нас грешных нравственцее».

Ум‘ относится не только в профессио-
иальтому театру, но и к работникам ¢a-
мотеятельности. Они обязаны изучить и
понять, что представляет собой профес-
ия актора. Руководители самодеятельно-
ми обязаны воспитать свои коллективы
} любви к искусству. В огромной массе
молодежи, запимающейся самодеятельно-
(Th, есть много одаренных, талантливых
аюдей, которые могут стать настоящими
профессионалами. Наша задача — искать
этих людей.

Тома закончится  всесоюзный смотр
ахиелтельноети, ом песомпенно даст нам
пботытный материал и приведет к ново-
\/ злу дальнейшего развития самодея-
ммлыии, Ужо возпик ряд вопросов, ко-
торые мгут быть спорлыми. Над чем на-
10 работать самодеятельности? Следует ли
сзуотельности браться 3& Шекспира, за
‘ИадОИКВ.   КоКорыо” представляют огром-
НыЫю трудности, требуют огромпого профес-
стопальною ‘умения, культуры, знаний?
т пухло браться тлавным образом за
1, TM MONO легко осуществить? Г

Мне хично кажется, что так ставить в9-
приы пельзя. В первую , очередь важно
Мзатть углубденную работу вокруг ма-
териала. Если беротся классик, то. уже
хорошо, что © пим знакомятся, узнают о
ух произведениях, написалтных этим
автором, читают его, делятся  впечатле-
нияуи, обнаруживают способность прочув-
ствовать и воспринять его образы. Это, ©
моей точки зрения, чрезвычайно важно.

Туг многое зависит и от руководителя.
Руководитель холжен быть культурным,
понимающим человеком, © большим вку-
М — это несомненно.

Мке пригодилось слышать от одного мо-
го кружковца, работающего кузнецом и
игравшего вочерюм в пьесе Шекспира
«Илубелии» придворного в опале, что он

ae ale Pr и,

“Чаи. а aaa
eT ий

Sepia

с тех пор, как начал работать над созда-
пием образа благородного, честного челове-
Ka, сам стал другим в своем быту. «Мне
труднее стало представить, что я могу грубо
выругаться. Неухобно, ne выходит как-то.

думаю о каких-то больших, благород-
ных чувствах, о каком-то прямом челове-
ке, который пе согнул свою шею перед ти-
рапом, & в лицо бросил ему всю правду,
3» что и был изтнан. Эти чувства меня
воспитывают, оказывают сильное влия-
ние», — говорил он.

Это чрезвычайно показательный пример.

Молодежи пужно особенно прививать
серьезное отношение в делу. Серьезное от-
ношение — это не погоня з& быстрым э6-
Фоктом, быстрой похвалой. От этого каг
раз и пужно оберегать. Только пред’явив
5 работе высокие ‘требовалия, пожно полу-
чтить большое удовлетворение от ев резуль-
татов.

Похвала, так ме каг и браль, пиме
так по ответственна, как при самодеятель-
ности. Умение делать критические заме
чания — очень большое дело. Нужно при
замечалтии раскрыть правильную точку
зрения на искусство. А у нас иногда бы-
васт так, что либо безответственно бра-
пят, либо пред’являют совершенно неесте-
ственные требования, либо без меры хва-
INT, TOM лискрехитируют все дело, самый
подход к этему делу.

Й последнее — 0$ оргализации метохи-
ческой комисоии по театральной самодея-
тельности. Она должна разрешить много
принципиальных вопросов, которые будут
служить какими-то хирективами для всех
руководителей кружков. В данное время
происходит полная неразбериха. Как об-
стоит вопроз © репертуаром? Какие взаимо-
отношения между. руководителем и круж-
ковцами? Как обстоит дело с выпуском
спектаклей, © ‘материальной ответствен-
ностью за спектакль? В целом ряде слу-
чаев из-за выпуска спектаклей председа-
тель клуба вступает в. прерокатия с ху-
дхожественным руководителем, торопит его,
хотя иногда спектакль и пе готов. Все эти
вопросы должны быть урегулированы.

Особенно вадклю определить липию ре-
пертуара. Олни считают, что нужно ста-
вить класоику, а другие — современный
репертуар. Самодеятельность пе может ог-
раничиваться только одной работой нал
классической пьесой, она должиа воспи-
тывать политически и идейно на тех про-
блемах, которые волнуют нас всех Ce-
гмдня.

Неизвестно, сколько еще Щепкиных, Ер-
моловых, Станиславских и Москвиных и02-
но воспитать ов среде людей, занимающих -
ся самодеятельностью, но олно бесспорно:
в народе их очень много, и наша задача—
их находить и воспитываль,

И. БЕРСЕНЕВ,
заслуженный деятель искусств,
орденоносец.

oa

NEO, BIAV3KOE KOMCOMOSIY

Созетстая деревня совсем но похожа на
убогие, заброшенные селения, © которых
писал Пекрасов. Колхозный строй обеспе-
Чи кретьянству зажиточную и культур-
RYO ЖИЗНЬ,

В Ленинградской области-—4.143 шко-
ТЫ, 410 лоуов культуры и районных клу-
бов, 1.558 сельских клубов и изб-чита-
тен, около 2.000 библиотек. Тяга парола,
уолоежи к культуре и искусству. прояв-
ля в расцветь художественной само-
двлтельноети.

В области работаст свыше 1.000 само-
твятельных ‘драматических коллективов,
Которые в ‘успехом ставят в клубах и из-
(ат-читальнях пьесы классиков и совет-
ких драматургов.

Например, в репертуаре драматического
YRS колхоза «Животновох» Сосновского
льсовога Псковского района —«Вишие-
ВЫЙ сад» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Свои
люли сочтемся» Островского и другие.

Разнообразны жанры самодеятельности.

области свьипе 550 хоровых коллекти-
803, духовых оркестров и оркестров народ-
ых инструментов. В хореографических
Бружках, кружках художественного слова,
пружках’ изобразительного искусства за-
Вимаюмя тысячи колхозников.

Большой любовью пользуются в Волхов-
ском, Гловском, Иростецком, Залучеком и
Фугих районах области кукольные кол-
локтивы, А сколько еще олиночек-музы-
антов, чтецов ‘и плясунов!

Участники самодеятельности в подавля-
Ющех большинство молодежь. Это наибо-
169 ярко проявилось во время недавней

Y

ne
a
wy

и),

лекадлы показа  Театрально-музыкального
искусства и художественной самодеятель-
ности области трудящимся Ленинграда.
Хор Боровичекого клуба «Красный Ke-
рамик» состоит целиком из молодежи. Пре-
красное исполнение классических музы-
кальных произведений, & также песен с0-
вотских композиторов заслуженно полу-
чило высокую оценку ленинтралцев. Много
молодежи и’ в коллективах Ехдровского и
Валлайского сельсоветов. .
Роль художественной самодеятельности
в дело коммунистического воспитания
огромна. Драматические, хоровые, музы-
кальные кружки, особенно в херевне,— это
проводники культуры. Самодеятельность
прививает вкус к классической и совет-
ской драматургии, к поэзии и музыке,
Сотни самолеятельных коллективов CO
своей залачей справляются хоропю. В пе-
риод уборочно-полевых работ осенью 1940
гола, около 200 драматических и хоровых
кружков области, выступая перед колхоз-
никами, обслужило свыше 200.000 чело-
ек.
г Болыпую помощь самодеятельности ока-
зывают передвижные, & также стационар-
ные театры в районах и горохах области.
Художественные руководители и актеры
Псковского, Новгородского, Боровичекого и
других театров часто встречаются с руко-
водителями кружков, инструктируют их,

учат. Областной Дом художественной са-
модеятельности также немало сделал для
руководетва основными крупными коллек-

тивами,
Роль комсомола в развитии самодея-

(

доктор медицины -— молодая,

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПР

тост чт и тн О АВ Ао мо EO ER ee

ABTA —

nnn tonne cial ad al

es dh ek ee

Драматический самодеятельный коллок-
тив при клубе Центрального универизга
существует уже четыре года. Работники
торговли хорошо. помнят его прошлые по-
становки: «Хозяйка гостиницы», «Без ви-
ны виноватые» и другие.

В октябре прошлого года под руководством
артиста Малого театра тов. К. Михитарова
и тов. М. Суворова (руководитель драм-
коллектива) кружковцы начали работать
над постановкой пьесы П. Жаткина и Г.
Вечоры «Сильнее смерти».

Эта пьеса рассказывает о героизме лю-
дей советской науки. Героиня пьесы —
энергичная
Марина Страхова, не задумываясь, тото-
ва отдать свою жизнь, чтобы спасти
тысячи жиэней от проклятой болезни —
чумы.

Принимаясь за постановку этой пьжы.
члены драматического коллектива хорошо
знали, какую трудную задачу придется им
разрешить. Они работали с большим эн-
тузназмом и добросовеетностью, без скид-
ки на самодеятельность, на неопытность,

Много пришлось потрудиться нах подбо-
ром исполнителей. Три раза менялись

исполнители роли парторга Снежко. Круж-   Москва.

Хх

Владимир БУШУЙ —- стахановец,

вовцы читали труды знаменитых микро-
биологов. В процессе репетиций они зна-
комились с книгами Поля хе Врюи, Меч-
никова и других ученых. Важлый участ-
ник спектакля влохновенно и упорно ра-
ботал нал своей ролью.

В дни репетиций в зрительном зале клу-
ба» далеко за полночь не гасли огни. Рз-
ботая над пьесой, кружковцы-—плановики,
шоферы, продавцы-—забывали © сне,

Спектакль прошел с болылим успехом.
Xopomo исполнила роль Марины Crpa-
ховой Н. Воздухова. Исключительное по
силе впечатление произвела сцена в изо-
ляторе, Н. Воздухова сумела создать
образ передовой советской женщины, Ha
достаточно высоком художественном уровне
провел Н. Павлов роль микробиолога Акку-
ратова. Хорошо играли М. Фролова, испол-
нявшая роль Алепки — дочери Страховой,
и В. Курносов в роли служителя проти-
вочумной станции. is

Театральный коллектив Центрального
универмага и его руководители М. Суворов
и В. Михитаров создали удачный спек-

такль.
С. КУЛИКОВ.

орошю работает драматический кружок колхоза «Радянське село» Лозовского
района Харьковской области. На снимке: руководитель драматического кружка
учетчик тракторной бригады — гримируется

для исполнения роли администратора гостиницы в спектакле «Свинарка». Этот

спектакль утвержден для показа на районном смотре.

тельности состоит не только в том, что-
бы организовать молодежь в кружки. Ком-
COMOA должен руководить самодеятельно-
стью, заниматься репертуаром, подбором
руководителей, использовать специалистов
и в первую очередь интеллигенцию села-—
учителей, врачей, агрономов.

34 последнее время горкомы и райкомы
области стали уделять болыпе внимания
художественной самодеятельности. Куль-
турно-массовая комиссия Пековского гор-
кома ВЛЕСМ часто собирает руковохителей
кружков, организует концертьх,

‚Часто на заседаниях бюро Парголовско-
го, Новгородского, Боровичекого и многих
других райкомов обсуждается работа круж-
ков и коллективов.

Й все же работ» по самодеятельности
еще страдает крупнейшими недостатками.
Нередко работа самодеятельных кружков
находится на низком идейно-политическом

Фото М. АНАНЬИНА.

и художественном уровне, Отсутствует
творческая учеба. Еще низок уровень ху-
дожественного руководства. В колхозах
слишком мало кружков, особенно драма-
тических и хоровых. В Боровичеком, Всее-
воложеком, Красносельском и других рай-
онах нет ни одного колхозного хора. Во
всем Парголовском районе только 12 xzpa-
матических кружков.

Мы поставили перед собой задачу—в бли-
жайшее рремя создать в каждом районе и
городе не меньше двух-трех полноценных
хоровых коллективов. 4

Сейчас почему-то незаслуженно забыты
конкурсы и олимпиады плясунов, гармо-
нистов, рассказчиков, позволяющие выя-
вить индивидуальные дарования.

Мало у нас в области таких коллекти-
вов, как коллектив Шумского сельсовета
Мгинского района и «Гловская старина»
Гловского района, гдо кружковцы тщатель-

стоять из 70 лучших кружковцев,

По специальности я химик — старшая
даборантка Научно-исслеховательског ин-
ститута плодо-овощной промышленности.
Помимо работы, занимаюсь в заочном ин-
CTHTYTO по повышению квалификадии.
Специальность свою люблю, Но есть ещо
одно любимое млою занятие — игра на
сцене.

Уже несколько лет я участвую в поста-
новках нашего украинского. драматического

‚кружка киевского Дома культуры пищеви-

ков. Мы даем спектакли перех самой раз-
нообразной аудиторией — рабочими заво-
дов, фабрик, красноармейцами, школьника-
ми, интеллигенцией, учениками ремеслен-
ных училищ. На концертах, на вечерах, на
избирательных участках я часто выступала
с художественным чтением. Лучше всето
мне удаются хдотские рассказы, Искусству
чтения я научилась в драмкружке.

З& последнее время я ‘играла в пьесах:
«Бесталанна» Тобилевича, «Огни маяка»
Карасева, в нескольких украинских коми-
ческих водевилях,

_ Роль Софии в пьесе Тобилевича — моя

любимая. Мне она нравится большим коли-
чеством драматических ситуаций, сценит-
ностью и полногой душевных переживаний,
которыми автор насытил этот образ. Tpa-
гическая судьба этой женщины дореволю-
ционного украинского села, всегда волнует
зрителя. Мы долго разучивали пьесу, мно-
го раз старательно репетировали. Ее успех
доставил всему коллективу большое удо-
влетворение.

Лиза, из «Огней маяка» — рядовая co-
ветская девушка. Ona paboraer телегра-
фисткой на далеком маяке, честно отно-
ситея к своему делу. Лиза полюбила чело-
Бека, оказавшегося врагом. Когда она это
узнает, то мужественно борется со своими
чувствами и помогает обезвредить дивер-
сантов.

Эту роль я также играю с удоволь-
ствием, хотя образ Софии мне нравится
больше: .

Последней нашей работой был украин-

ЛЮБИМЫЕ РОЛИ _

ский водевиль-шутка «Кум Мирошник, або
сатана в бочщ». Это очень красочное, бо-
гатое музыкой, танцами и песнями про-
изведение. В нем много комических мо-
ментов. В этом волевиле я играю Decry.

Трудно передать, какое наслаждение
приносят занятия в драматическом круж-
ке. Искусств» притягивает, увлекает всех
участников. Бывают так, что негде. репе-
тировать — клубная сцен» вечером. заня-
та. Тогдь мы приходим после окончания
спектакля и репетируем ночью.

абота нах ролью проходит очень. серь-
езно. Ни руководитель, ни весь коллектив
художественной салодеятельности. не. хо-
пустят дегкого отношения в роли, хотя
бы п пезнзчительтой. Мы чурствуе от
вететвенноеть перед зрителем и стараемся
добиться простоты, правдивости в язобра-
жении сценических образов,

смотру наш кружок тотозит пъесу
класенка укралтнской драматургии Кратив-
ницкого «Глитзй 260 паук». В пей я 6у-
ду играть роль Стехи.

Сейчас идет большая работа над раз-
учиванием текста, ознакомлением с бытом,
костюузми, обстановкой того времени. Мы
‘специально побываем в Театральном му-
зее ‚ посмотрим эскизы декораций,
костюмы, которыми пользовалась труппа
Саксаганского при постановке этой пьесы.

Радостно играть на сцене,  созна-
вая, что приносишь удовлетворение ты-
сячам зрителей. Каждый из лрамкружков-
цев стремится как можно лучше‘ препод-
нести зрителю 0браз своего героя; Хуло-
зкественное самодеятельное искусство вос-
питывает людей, расширяет их кругозор,
облагораживает. Изучая драматургию миро-
вых классиков и советских писателей, я.
сталь на голову выще. НИЕ:

В нашей стране созданы сотни клубов,
домов культуры. Молодежь получила пол-
ную возможность для творческого, куль-
турного отдых и роста.

Евгения БАБИЦКАЯ.
Киев.

`В ГОРОЛАХ
И КОЛХОЗАХ

В 54 районах Башкирской автономной
республики начался второй тур смотра са-
модеятельности. В первом туре участво-
вало больше 450 драматических кружков,
которые показали такие пьесы, как «Павел
Греков», «Платон Кречет», «Слава», «Без
вины виноватые», и пьесы на башкирском
языке «Кара юзляр», «Башмагым», «Ба-
хатсиз жигит» и другие. Лучше других
смотр проходит в Аургазинском, Бижбу-
лякском и Аскииском районах.

++

В Киеве Центральный дом народного
творчества вместе с мастерами искусств
организовал городской театр самодеятель-
рости. Коллектив этого театра будет со-

0-
ABHBINHX себя во время всесоюзного ied
тра. Театральным коллективом будет руко-
БОДИТЬ В ee шефства народный ap-
тист СССР Г. Ц. Юра.

но изучают фольклор. А это очень важно.
Молодежь, познавая богалства народной
поэзии, приобщитея к могучему источни-
ку. творчества. Она будет лучше знать
свою страну; свой край.

Все это требует от комсомольских орга-
низаций усиленного внимания к художе-
ственной самодеятельности. Комсомольские
руководители городов и районов области
должны добиться того, чтобы каждый Дом
культурь, каждый клуб стали центрами
методической и организационной работы
самодеятельности и оказывали помощь
кружковцам в подборе репертуара, изго-
товлении костюмов, декораций.

Огромное содействие развитию самодея-
тельности деревни могут оказать театры
области. При ‘каждом театре в городах
Боровичи, Новгороде, Пеково необходимо
организовать театральные студии для с3-
зодеятельного актива,

Встречи, творческие беседы  актеров-
профессионалов ¢ участниками  самодея-
тельности помогут театральной молодежи
совершенствовать свое мастерство.

Велика» в этом деле роль районных и
сельских библиотек. Библиотеки могут и
холжины подбирать для кружков пьесы,
рассказы, стихотворения,

Ленинград—крупнейший центр передо-
вого советского искусства. Наша область
имеет все условия для дальнейшего широ-
кого развития художественной  самолея-
тельности, Дело только в нас, в комсо-
мольцах, в нашем внимании к этому важ-
нейшему участку коммунистического вос-
питания молодежи. ie

И. БУЧУРИН,

секретарь Ленинградского обкома
ВЛКСМ по пропаганде.

т ee

‘ТЕАТР СЕЛА’
КУЛЯБОВКИ

Самодеятельный тезтр села Кулябовки
Шапкинского района Тамбовской области
зародился недавно.

Первой пьбсой для ‘постановки была
выбрана «Земля» Н. Вирты. Признаться,
сперва было страшновато браться 3a эту
вещь. А время близилось к ХХИШ годов-
щине Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. Начали готовиться. Тру-
дов было положено много.

Наконец настал долгожданный день.
Все готово. Актеры загримированы.` Зри-
тели — & их болыше трехсот — ждут
‘третьего звонка. т

Он прозвучал, и занавес бесптумно pa3-
хвинулся, открыв сцену, Здесь — часть
дома кулака Сторожева; деревянизя заго-
polka, из-за которой величаво тянется
вверх ствол большого дуба. Вдали видны
озеро, лес.

Зритель поражен. Он никогда ничего
подобного не видел. На сцене все так

‚похоже на действительность!

Через несколько картин перед зрителем
предстала ветхая, полуразваленная хижина
Листрата. Как не похожа она ‘на дом
Сторожева! Хижина до того стара, что ка-
жется, вот-вот неожиданно рухнет.

В шестой, финальной, картине перед
нами расстилаетея поле ¢ богатым. уро-
жаем, принадлежавшее когда-то. кулаку
Сторожеву. Теперь на это поле выходят
бедняки © косами. Вдалеке виден лес, ту-
да ушел Антонов; с противоположной сто-
роны беспрерывно слышатся песни, таи—
деревня.

Земля! Всегда заветными были у наро-
да мечты о ней. И она стала действитель-
но народным достоянием.

Рождение театра было встречено бур-
ной радостью всех колхозников. Это обод-
рило. После пьесы «Земля» в репертуар
колхозного самодеятельного театра. вошла
пьеса «Платон Кречет» А. Корнейчука.
5 декабря, в день Сталинской. Конетиту-
ции, она была поставлена. Borée двухсот
пятидесяти колхозников с большим волне-
нием смотрело эту пьесу. Она заставила
кулябовский  храмколлектив потратить
много времени и много сил. Но спектакль
Bee оправдал. Труды оказались плодотвор-
ными. Пьеса прошла © большим успехом.

Комсомолец Ф. РЕДКОЗУБОВ.

Село Кулябовка.
ААА 4
wey
wk \