57 пилотов подготовила лётчик-инструктор

налетала без единой аварии и поломки маших i }
НА, ны 1040 часов, На снимке: старшина

комсомолка Людмила Скрыгина. Она

Фото А. НИКИФОРОВА: и Г. ЕПИФАНОВА.

Y CHIT

THES JHA, SI

cin WIA TERT ARS @EBOLA

В селе, где росла Лиза Маштакова, ни-
кома не было комсомольской организации.
{isa стала первой комсомолкой. И вокоре
после того, как девушке вручили заветную

ерую книжечку, ее избрали ‹ секретарём.
^ ряд ли в те дни Лиза сознавала, какую
ответственность она приняла на себя.

(Собственно, никто даже не мог вразуми-
тельно растолковать девушке, чем. теперь
te жизнь будет отличаться от прежней. В

is райкоме сказали лишь одну Фразу, запом-

Ц
)

if]

cro’.

tt

NM,

Noe
(il

„

Унившуюся особенно отчетливо:

/ Работай сама хороше, будь примером
ругим, создай молодежное звено и добей-
и, чтобы оно получило самый высокий
урожай в колхозе.

ВИ ли, трудолюбивой крестьянской де-
зушке, было не понять этого немудрого на-
путствия. Если действительно только это
но требуется от секретаря, то, пожалуй,
10 так уж трудно справиться с новым де-
dow.

90 был канун прошлой весны. Лиза
cama стала звеньевой. Два тектара земли
(вели звену. Шесть девушек усердно тру-
лись в поле, прислушиваясь к хозяй-
ивенным советам бригадира Попкова. Он-
пи помог колхозницам возделать землю
умно, с толком. Урожай порадовал. Девушки
38 910 получили дополнительно порядочно
1008. Колхозники теперь поглядывали’ на
mx ¢ уважением. С той поры работа на
ROMCOMOIBCKOM участке всем ставилась в
пример.

Чиза и её подруги гордились этим заслу-
хенным уважением. То и дело колхоз на-
мщали гости из соседних ‘артелей, › инте-
еуясь достижениями высоковских моло-
ых хлеборобов.

За лето еще несколько человек вступило
в комсомол. И райком поспешил включить
вомсомольсвую организацию колхоза имени
Лирову в число передовых. Это казалось
ReeM встественным, ведь колхоз издавна
был на хорошем счету, им умело управлял

Зкомунист Александр Григорьевич Гриша-

Г кв, И стоило нескольким комсомольцам

колхоза отличиться на работе в поле, как

этого оказалось достаточно, чтобы вся орга-
низация приняла на себя трудовую славу
уолодежного звена.

Но хотя в комсомольской организации
олхоза. состояло Уже пятнадцать юношей
и девушек и все они старательно выпол-
пали колхозную работу, единого коллектива
еще не было.

Комсомольцы не стали еще той боль-
ОЙ, самостоятельной силой, которая влия-
€T Ha ход колхозных дел.

_ Прошло уже около года с того дня, как

за Маштакова стала секретарем. И за

тот большой срок она не приобрела тех
организаторских навыков, которыми отли-

Чдется настоящий вожак молодёжи.

Редко в колхозе бывают комсомольские
‹брания. Только два из них за год Ausa
провела самостоятельно. Все остальные
изывал представитель из района, Недаром
в Высокове обычно всякого приезжего че-
ловега спрашивают: «Вы приехали прове-
сти собрание?» Лиза, застенчивая от при-
роды, очень робеет перед товарищами, когда
она появляется за столом президиума. Она
о научилась еще по-леловому ‘вести собра-
ние, но знает, какой вопрос выдвинуть для
обсуждения, теряется, когда ей нужно даже
по бумажке прочесть несколько слов. Уве-
ренная и смелая в поле, она в коллективе
приходит в такое замешательство, что
только с помощью представителей из рай-
она доводит собрание до благополучного
вонца. }

=

0бычно председатель колхоза’ Гришанов
говорит Маштаковой, какие предстоят х0-
мйственные дела, что он ‘поручает сделать

Юмсомольцам. Дисциплина в колхозе от-

мнная, И, услышав распоряжения предсе-

Цателя или бригадира, все мололые колхоз-

пики добросовестно их исполняют. Чаще

№60 секретарь лишь послушно передает
комеомольцам слова председателя, не пони-

Мал, что ес роль иная, что она должна при-

мочь организацию к серьезному обеужле-

нию хозяйственных дел. Если и бывает

Маштакова на заседании. правления кол-

13а, то голоса 6ё там никто не слышит. Да

и вообще-то никто из комсомольцев не 0б-

Мил внимания ‘колхозников на вакие-

2160 непорядки в хозяйстле, ие внес тол-
‹ koporo предложения.

Поэтому и смотрят пока на комсомоль-
eB как на молодую, неокрепшую силу,
(№6 способную оказать серьёзного влияния
13 решение хозяйственных дел.

Пока весело шла работа в поле, Лизу
1 одолевали никакие сомнения. Все были
‚ мпяты большими и важными делами, все
Румали лишь о том, кав бы получше обра-
^ботать землю, и молодежь вместе со всеми
трудилась, не разгибая спины.

(кобенно отчетливо Малтакова осознала
во беспомощность, когда хлеб с полей был
убран и в колхозе работы  поубавилось.
Миновало то время, когда стоило лишь
показать пример в труде, чтобы вести за
б0й всю молодежь. Теперь. даже самая
Мятельная подготовка к весеннему севу
отнимала сравнительно мало времени, и
тавались свободными долгие зимние Be-
чера. Никто не подсказал секретарю, как
#8 строить работу зимой, как использовать
Часы досуга, чтобы и самим было интерес-
но, и дружба комсомольцев окрепла, и зна-
uh нужных больше приобрести. Никто не
посоветовал, а Лиза. сама ме могла. доду-

в

мер,

маться, хотя уже хорошс понимала, что
бездействовать ей тепер» нельзя.

Между тем из сельсовета, из района ста-
ли приходить залания, одно сложнее дру-
гого. Лиза все старалась выполнить сама,
суетилась,. бралась одновременно за не-
сколько дел, приходила в отчаяние. А ком-
сомольцы видели, как мечется секретарь, и
считали это в порядке вещей,—они не при-
выкли выполнять поручевия организации,
делить сообща все заботы. ‘Собраний не
было, распределения обязанностей не су-
ществовало. Дисциплина расшаталась. Вся-
кое предложение секретаря комсомольцы
стали почитать за ее личную просьбу. А
раз так, то никто не осудит, если они от-
кажут в этой просьбе.

Надо, например, провести подписку на
вещевую лотерею или заем. Попросит
Лиза, в виде личного одолжения, какую-
нибуль комсомолку пройти с ней по. селу и
слышит в ответ неизменное:

— Мне некогда.

А то вмешается в разговор мать и ска-
жет:

—- Не пущу Фаю, у меня белье не сти-
рано.

И пойдет Лиза из этого дома, затаив
обиду, по пе понимая, что подходит она Е
делу с неверной стороны. Она, конечно,
провела подписку среди колхозников на
заем и вещевую лотерею. Кировцы не по-
срамились ни по сельсовету, ни по району,
отдали стране на вооружение немалые свои
сбережения. Но провела эту работу сама
Лиза Маштакова, без помощи комсомольцев.

Заговорила ‘было Лиза с Александром
Григорьевичем о том, чтобы он позволил
собираться молодежи в одной из простор-
ных комнат правления колхоза. Председа-
тель угрюмо ответил:

— Шумите вы слишком, а под полом
у нас ульи спрятаны, пчехам покой нужен.

Так и ушла она от председателя ни 6
чем, не попыталась возразить, что пчелы
расположены далеко от той комнаты, где
удобно собираться, не обратилась за под-
держкой в район. Попросту рухнули вее
мечты ‘молодежи о драматическом кружке,
спектаклях, о дружных, веселых вечерах
за книгой или песней. А стоило лишь не
спасовать перед этой первой неудачей,
быть настойчивой, и жизнь высоковских де-
вушек и парней потекла бы совсем по-дру-
TOMY.

# ¢ *

Большие и очень серьезные задачи стоят
в канун третьей фронтовой весны перед
сельскими комсомольскими организациями.
Поэтому еще более высокой и ответствен-
ной становится роль секретаря. Многие из
них страдают теми же недостатками, кото-
рые присущи Лизе Маштаковой. А путь
для исправления этих недостатков один:
нужно учить секретарей умению воспиты-
вать молодежь, учить вдумчиво, постоян-
но, пользуясь для этого любыми способами.
Большую пользу, очевидно, принесли ше-
стихневные семинары ‹ секретарей первич-
ных организаций. Но это далеко не все,
это только начало. Работники райкомов
комсомола обязаны глубже вникать в жизнь
каждой комсомольской организации и на-
Правлять ее деятельность не по стандарту,
& исходя именно из условий данного села,
данного ‘колхоза.

Каждое посещение работника райкома
должна запомнить молодежь. Ни секре-
тарь райкома, ни инстоуктор не может
уехать из колхоза, пока он не убедится,
что секретарь. знает, чем ему заниматься
завтра, через неделю, пока все комсомоль-
ды не булут привлечены к работе своей
организации, пока не распрелелят среди
пих поручений, не об’яснят, как важно их
точно исполнить. :

Встречи в райкоме. Ва часто здесь ве-
дутся пустые разговоры. Приедет, напри-
Колхозный секретарь в райком. Его
«Как дела; что новенького? » И
удовлетворятся ничего’ не значащими от-
ветами. Любое такое посещение работники
райкома должны использовать для тлубо-
кого знакомства с организацией. Обетоя-
тельных и деловых советов — вот чего
ждет секретарь от каждой такой беседы.
И он их получит лишь в том райкоме, где
по-настоящему понимают нужлы и требо-
вания секретаря.

Наконец, отчеты секретарей на бюро
райкома. Как часто они превращаются в
статистическую сводку о данпой сельско-
хозяйственной кампании. Не говорится
злось ни о роли комсомольцев в хозяйст-
венных делах, ни 0 сомнениях, которые му-
чают секретаря, ни о тех хрудностях, какие
ему встречаются на пути, После своего от-
чета секретарь должен вернуться домой,
ясно представляя себе, в чем он заблуждал-
ся, что ему надо исправить, чтобы органи-
зация окрепла, стала еще более дружной.

Все это очень простые истины, видимо,
известные большинству секретареи райко-
мов комсомола. Но бела заключается в том,
что они забывают 0б этих простых исти-
нах и на деле мало помогают секретарям
колхозных организаций, не воспитывают
ая порой, что’ от умения, энергии

их, забыв:
и настойчивости” секретаря зависит плодо-

ая работа всей организании.
И ; С. ЛАПИСОВА.

спросят:

Савинский pafion
Ивановской области,

,

‘  Районные комеомольские

конференции в Москве

В Москве начались районные отчетно-
выборные конференции ВЛКСМ. 4 и 5
марта проходили конференции Кировского
и Сокольничесного районов.

Ниже мы публикуем краткий отчет о
конференции ВЛКСМ Кировского райзна,

# ek *

В обигирном зале одного из клубов собра-
лось около 400 делегатов комсомольских
организаций Кировского района — одного
из крупяейших промышленных районов
столицы. Среди делегатов немало ордено-
носцев, знатных стахановцев, участников
Отечественной войны.

С отчетным докладом о работе Киров-
ского районного комитета ВЛЕСМ высту-
пила секретарь райкома тов. Иванова.

За время между конференциями комсо-
мольская организация района выросла более
чем влвое. Комсомольцы сытрали большую
роль в выполнении плана промышленно-
стью района. На предприятиях работает
600 комсомольско-молодежных бригад, в
которые входит более четырех тысяч мо-
лодых рабочих. В районе широко раснро-
странилось движение по примеру Барыш-
никовой. Так, например, на одном заводе
из 22 комсомольско-молодежных бригад вы-
свобождено 76 рабочих.

Больнгую ‘работу ведут комсомольские о7-
танизации по политическому просвещению
молодежи. В районе работают 443 агитато-
ра-комсомольца. Многих из них любит не
только молодежь, но и пожилые рабочие.

Тов. Иванова отмечает далее, что одним
из серЕезных недостатков в работе комсо-
мольских организаций района является сла-
бая пабота с подростками. недостаточная
культурно-массовая работа среди рабочей
молодежи. Не всегда комсомольские органи-
зации знают. как живут молодые рабочие,
каковы их бытовые условия.

Докладчик останавливается также на не-
достатках внутрисоюзной работы, говорит о
задачах дальнейшего укрепления комсо-
мольских организаций.

По отчетному докладу райкома разверну-
лись оживленные прения. Многие высту-
павшие товорили о том, что комсомольским
организациям необходимо более энергично
бороться за повышение технических зна-
ний молодых рабочих.

— Ha нашем заводе, — говорит леле-
тат тов. Сотенова (Н-ский завод), — была
широко известна как лучшая бригада Во-
робьевой. Теперь эту бригаду обогнали дру-
гие. Почему это произошло? Потому, что
члены ее не ‘учились и дали перегнать се-
бя более квалифицированным рабочим.

Тов. Дорофеева, секретарь комитета
комсомола железнодорожного узла, высту-
пила с резкой критикой райкома за недо-
статочное руководство комсомольскими ор-
ганизапиями железнодорожного транспорта.

— Комсомольцы еще не всегда являют-
ся хорошим примером для молодежи — го-
ворит тов. Кобяшова (Н-сквй завод)—
Только всесторонняя учеба может поднять
культурный уровень молодого человека, по-
ставить его в первые ряды молодых рабо-
ЧИХ:

Тов. Корнеева (1-я ситценабивная фаб-
рика) рассказала, как комсомольская орга-
низация фабрики помогла организовать во-
скресник в помощь детям фронтовиков. За
один день фабрика выдала в фонд помощи
детям 130 тысяч метров ткани в счет
сверхплановой продукции.

Конференция избрала тайным голосова-
нием новый состав райкома ВЛЕСМ и ре-
визионной Комиссии. Е

В работе конференции приняли участие
секретари МГК ВКП(б) тт. Попов и Пав-
люков, секретарь ЦК ВЛЕСМ тов. Харла-
мов и секретарь МК и МГК ВЛКСМ тов.

Красавченна.

Делегаты конференции с большим под’в-
MOM приняли приветствие товарищу
Сталину. _

—о—-

бтахановекая вахта бригады
Людмилы Гречиной

ЛЕНИНГРАД. 6 марта. (ТАСС). Бригадир
одного из заводов Валентина Зыкова по-
гибла от вражеского снаряда. Подруги по
цеху организовали комсомольско-молодёж-
ную бригаду ее имени. Стех пор эта брига-
да, возглавляемая (Людмилой Гречиной,
идёт в рядах передовиков завода. Недавно
бригада получила задание изготовить за
4 дня тысячу деталей. Комсомолки сдали
заказ на два дня раныше срока. Вскоре
было получено новое задание. Члены брига-
ды, применив различные приспособления,
добились выполнения норм на 300 процен-

С 1 марта бригада встала на стаханов-
скую вахту в честь Международного жен-
ского дня. Рабочий день стахановки закон-
чили выполнением нормы на 180 процентов.
Заводу срочно потребовались 200 деталей.
Изготовить их взялась бригада имени Зы-
ковой, она не ушла из цеха, пока не выпол-
нила задания.

УКЦ ХХХ

ПЕРВЫЕ

Как-то в отделе народного образования,
засиделась группа молодых учительниц. Со-
вещание ‘уже окончилось, но. расходиться
никому не хотелось. Вместе они встречались
редко, главным образом на совещаниях, и то
за делами почти никогда не успевали по-
говорить. А мало ли о чем хочется погово-
path! И о работе, и о планах, и, наконец,
просто поделаться своими мыслями, забота-
ми, надеждами...

— Ну, как, девушки, живете? — подойдя
к молодым ‘учительницам, спросила Cepa-
фима Владимировна Поляковская, 3aBe-
дующая районо.

Девушки переглянулись.

— Да вот говорим, что живем скучно, —
зыразила общее настроение учительница
Артемьева. Постепенно разговорились и дру-
гие.

—- Как-то не так рисовалась нам в инсти-
туте будущая работв и. жизнь, — говорила
учительница Думнова.

— А все происходит потому, — продол-
жала её мысль учительница: Шебалкова,—
что мы редко общаемся, мало знаем о рабо-
те своих товарищей. Взять хотя бы подго-
товку к урокам. Это же очень интегесно,
как каждый аз нас, молодых учателей, ис-
пользует опыт старших. Кроме того, если
говорить откровенно, так иной’ раз и потан-
поваль, хочется, вместе провести вечер, по-
веселиться.

Серафима Владимировна слушала
внимательно;

— Ну, что ж?— сказала она наконец.—
Многое вель и от нас самих зависит. Давай-
те попробуем жить веселей,

В тот вечер молодые учительницы вместе

всех

Деву щите я рота нииети _

В историю борьбы советского народа
против иноземных захватчиков вписаны
славные имена женщин-патриоток, которые
плечом к плечу со своими отцами, мужьями
и братьями отстаивают свободу, незавиеи-
мость нашей Отчизны. Советские женщины
не только унаследовали героические тради-
ции своих предков, но и во много крат

умножили их. Никогда еще ни олин народ.
не выдвигал из своей срелы столько заме-

чательных женщин-воинов:

Когда по призыву товарища Сталина на-
селение временно оккупированных районов
поднялось на борьбу против немецких за-
хватчиков, вместе с. мужчинами в отряды
народных мстителей пошли и молодые пат-
риотки. Достаточно сказать, что за время
Отечественной войны около 2.500 девушек-
партизанок награждены орхенами и меда-
лями Союза ССР, чтобы понять, какое место
занимают женщины в налей борьбе.

Нелегко далось девушкам воинское
уменье, но они преодолели трудности, и те-
перь в партизанских отрядах можно встре-
тить немало. девушек — отличных стрел-
‘ков, пулемётчиков, подрывников, мино-
мётчиков, разведчиков и даже командиров
взводов и рот. Смелые, решительные, они
по праву занимают своё место в боевом
строю рядом с мужчинами.

Комсомолка Люда Герасимова пришла в
партизанский отряд в октябре 1941 года.
Немцы сожгли её дом, убили еб отца и
мать. С трудом удалось Люде избежать рас-
правы и уйти в лес, Здесь она нашла пар-
тизан и попросила принять её в отряд. Изму-
ченную девушку накормили, обогрели. Ей
предложили нетрудную работу: следить за
хозяйством партизан. Но Люда хотела сра-
жаться. Она достала лве гранаты и упро-
сила командира взять её на операцию.

..Группа партизан сидела в засаде у
шоссе. Векоре послышался гул машин. Пар-
тизаны приготовились уже встретить вра-
га,’ но в это время таздались выстрелы.
Оказалось, что немцы обнаружили засаду и
зашли во фланг партизанам.  Гитле-
ровцы открыли сильный огонь, кругом
свистели пули, ‘рвались мины. Тогда Люда,
взяв в руки две свои гранаты, поползла
вперёл. Двумя гранатами Шюда вывела из
строя немецкий пулемётный расчет, вско-
чила и с криком «ура» побежала вперед.
За ней поднялись все партизаны. Они оше-
ломили немцев внезапным ‘натиском и за-
ставили их обратиться в бегство. Партиза-
ны долго преследовали немцев, а затем
сожгли 8 автомашин и с трофеями верну-
лись в отряд. Так Люда завоевала право
быть бойцом.

Таких примеров можно привести немало.

Комсомольск®е организации партизан-
ских отрядов помогают девушкам освоить
военные специальности. Они создают спе-
циальные кружки девушек по изучению
винтовки, пулемета, подрывного и разведы-
вательного дела. Так, партизанка Надежда
К. изучила в кружке пулемёт. И, очевидно,
изучила хорошо, если меньше чем за ме-
сяц, участвуя в боевых операциях, истре-
била больше 100 гитлеровских солдат и
офицеров. В Брянских лесах действовал
партизанский отряд имени Н. В. Врупской.
Все бойцы этого отряда были обучены ком-
сомольскими партизанскими организация=
ми. Партизанки отряда имени Крупской на-
несли врагу тяжёлые потери.

Настойчиво, терпеливо учила своих по-
круг воинскому мастеретву секретарь ком-
сомольской организации белорусского пар-
тизанского отряда Аня К. После большого
трудового дня (одни девушки работали на
кухне, другие — в лазарете) тесным круж-
ком собирались молодые партизанки и до
поздней ночи разбирали и собирали ору-

жие, изучали карты, слушали рассказы
бывалых воинов. Аня — лучшая развед-
чица отряда — сама обучила лвух комсо-

молок искусству разведки. Многие девушки
этого отряда овладели и полрывным делом.

Известно, что немцы тщалельно охраня-
ют железные дороги, простреливают под-
ступы к полотну, ставят десятки постов.
Искусство  подрывника-партизана заклю-
чается не только в умении заложить мину,
подстеречь вражеский поезд и подорвать
его, но прежде всего’ в том, чтобы неза-
метно пробраться к железной дороге, обма-
нув бдительность часовых. Девушек He
остановили трудности этого дела.

Партизанке Ане Думшенковой 20 лет.
Она вместе с группой товарищей-подрыв-
ников пустила под откос 6 немецких эше-
лонов. Седьмой эшелон был подорван Аней
и её подругой Женей Леоновой. Вот что рас-
  auagersacit 06 этом секретарь комсомольской
  организации отряда:

^.

ШАГИ

с тов. Поляковской решили организовать в
районе учительский клуб.

На следующий день девушки с
взялись за дело. Оборудовали клуб в 407-й
школе: там большюй, хороший зал. В одном
из классов устроили комнату отдыха. В ней
и стали собираться молодые учителя всего
района. По субботам ‘кто-нибудь из них
делал небольшюй обзор военных действий
За неделю, читал наиболее значительные ма-
териалы из газет. В гости к учителям при-
ходили партийные и ‘комсомольские работ-
ники, офицеры, артисты, ученые. Слушали
доклалы и лекции, обсуждали новые книги,
танцовали.

Заведующая клубом, учительница Алек-
сеева организовала несколько экскурсий на
выставки.

Молодые учительницы и пионервожатые
оживили лекционную работу для школьни-
ков района. Они стали приглашать ква-
лифицированных докладчиков из Централъ-
ного лекционного бюро. Лекции © Чай-
ковском, Тургеневе, Римском-Корсакове со-
провождались концертами,

Деятельность учительского клуба еще
болыше оживилась после‘ того, как учите-
хя-юомсомольцы и пионервожатые образо-
вали свою комсомольскую организацию при
районном отделе народного образования.
В ней 25 человек. В комитет комсо-
Mona избраны наиболее деятельные, энер-
гичные Комсомолки: Думнова, Маслова,
Чернова, Артемьева, Шебалкова. Организа-
ция эта-—— новая, и райком комсомола уде-
ляет ей большое внимание. На комсомоль-
ских! собраниях всегда присутствуют работ-
ники райкома, с ними часто советуется се-
кретарь ‘комитета Думнова.

— Вначале Аня и Женя хорошенько ра-
зузнали, где стоят посты, целый день про-
сидели возле железной дороги. Когда начало
смеркаться, девушки выползли на полотно.
Только они успели выкопать ямку, уложи-
ли тол, начали подгонку мины, как из-за
поворота показался поезд. Бросить работу
было нельзя: ночью эшелоны по этой доро-
ге не ходили. Действуя с лихорадочной бы-
стротой, Аня и Женя сумели поставить
мину. Едва девушки отбежали на 20 мет-
ров, как раздался оглушительный взрыв.
Вражаский эшелон ыюшел под откос...

’ Девушки-подрывники принимают актив-
ное участие в ожесточенной «рельсовой
войне»,. которую ведут партизаны. №омсо-
мольцы и молодежь одной группы парти-
занских отрядов Белоруссии подорвали
4.000 рельсов, в результате чего важней-
шая для немцев железная дорога не рабо-
тала два с половиной месяца. Значитель-
ное количество рельсов на этой дороге по-
дорвали девушки.

Молодые партизаны и партизанки Ленин-
традской области взорвали более 15.000
рельсов, разрушили тысячи метров желез-
нодорожного полотна и оказали этим нема-
лую услугу войскам Ленинградского и Вол-
XOBCKOrO фронтов.

Девушки-партизанки зарекомендовали
себя как отличные разведчины. Они умело
проникают в расположение неприятельских
гарнизонов, добывают ценнейшие сведения,
приволят «языков». По дачным своих раз-
ведчиц партизанские отряды осуществили
много удачных операций по подрыву эше-
лонов и складов, разгрому вражеских гар-
низонов, аэродромов, опорных узлов и т. п.

Среди партизан Смоленщины широкой
понулярностью пользовались разведчицы-
комсомолки Вера Жаркеева, Саша Ивлева,
Роза 0борникова, которые сумели взять в
плен и привести в отряд совершенно 0собо-
го «языка» — командира крупной немец-
кой карательной экспедиции, присланной
для ликвидации партизанского движения в
целом районе.

Партизанское движение вырастило и во-
спитало не только отважных женщин-
бойцов, но и замечательных командиров-
женщин,

Простая русская девушка Татьяна Лань-
вова стала партизанкой, когда ей едва ми-
нуло 18 лет. Суровую школу довелось прой-
ти юной партизанке. Она была разведчи-
цей, стрелком, потом овладела подрывным
делом, вместе с группой товарищей пусти-
ла под откос несколько эшелонов. Весной
1943 года отряд, где сражалась Ланькова,
вел жестокие бои с «карателями». Несмот-
ря на это, ряды партизан непрерыв-
но росли. Воодушевленные победами Врас-
ной Армии, мужчины и женщины, кре-
стьяне, рабочие, интеллигенты  стано-
вились на путь вооруженной борьбы с
оккупантами. Татьяна Ланькова получила
задание сформировать новый отряд, обучить
молодых партизан и стать их командиром.
Бои не прекращались ни на один день. В
свободные от боев минуты, по ночам учила
молодежь отважная девушка, и вскоре ee
отряд вырос в серьезную силу. Однажды
в бою партизаны Ланьковой отбили атаку
400 немцев. Истрёбив до половины гитле-
ровцев и не потеряв при этом ни одного
своего человека, отряд ночью покинул свои
позиции и скрылся...

За время Отечественной войны 8 комсо-
молкам-партизанкам присвоено высокое зва-

ленинградская партизанка-

Отважная
комсомолка Мария ВАСИЛЬЕВА, подо-
рвавшая эшелон с живой силой против- «
ника, мост и 35 немецких автомашин
с войсками.

Фото специального корреспондента
«Комсомольской правды» Б. КУДОЯРОВА.

Одно из собраний учителей-комсомоль-
цев было посвящено работе среди детей.
В cpoem докладе тов. Думнова отметила,
что учителя-комсомольцы до сих пор очень
мало внимания уделяли комсомольским и
пионерским организациям в школах.

— У нас нет опыта пионерской работы,—
сказал кто-то с мэста.

Учительница Румянцева возразила:

— Скажите лучше, что пионерской рабо-
той мы не занимались, считали ее делом
одних пионервожатых!

Собрание обязало учителей-комсомольцев
глубоко вникать во все комсомольские и
пионерские дела в школе. Учитель-комсо-
молец ‘должен помогать пионервожатым и
комсомольским группоргам в классах, дол-
жен присутствовать на заседаниях комите-
та комсомола школы, помогать ему в по-
вседневных делах. Об’единенные в своей ор-
ганизации, учителя-комсомольцы могут сде-
лать много. Нужно будет только строго
следить за выполнением собственных реше-
ний — таково было общее мнение.

Работа комсомольской организации учи-
телей принесла хорошие плоды. Пионерво-
жатая 403-й женской школы тов. Артемова
с удовлетворением отмечает:

— Теперь я чувствую помощь комсомола
в своей работе. Учителя стали больше по-
могать школьным’ организациям. Всегда
присутствует на заседании комитета ком-
сомола учительница Маслова. Недавно, гля-
дя на нее, на пионерский сбор пришли и
другие учителя.

Учительская организация оживила твор-
ческую работу мололых педагогоз. Они. ак-
куратно посещают методические семинары,
на которых получают ценные консультации,
делятся ‘опытом. Благодаря ‘этому. учитель-
Hana 412-й школы тов. Чернова (да и многие
другие) за сравчительно короткий срок до-
стигла зчачительяых успехов в учебной и
воспитательной работе. Точная и аккуратная

ние Героя Советского Союза. Это героини
Краснодона, украинские комсомолки Люба
Шевцова и Ульяна Громова, белорусская
комсомолка тов. Т., карельские девушки
Лисицина и Мелентьева, ленинградка Тоня
Петрова, секретарь Пеновского райкома ком-
сомола Калининской области Лиза Чайкина,
московская школьница Зоя Космодемьян-
ская. Ато из советских девушек не знает
этих имен? Кто не стремится во всем похо-
дить на бессмертную Зою, на героинь «М -
TOMO гвардии», на ‘пламенного агитатора
Лизу Чайкину?

В жестокой и суровой борьбе возмужали
молодые партизанки. За многие месяцы
борьбы они стали испытанными войнами.
Частые переходы, постоянная угроза опас-
ности закалили их волю, сделали твердым
их характер. 63:

Одна молодая партизанка в первые дни
войны записала в своем дневнике:

«Как изменилась моя жизнь! Вместо Ten-
лой уютной квартиры — тесная землянка,
вместо электрического света -— плошка ©
салом да фитиль из ниток, дощатые нары
вместо мягкой постели, да и на них спать
приходится так мало».

В трудных походных условиях девушки
не опустили рук. Они оказались исключи-
тельно выносливыми и сильными, умеющи-
ми стойко переносить все лишения парти-
занского быта.

Приготовить в лесу хороший обед, до-
биться, чтобы каждый мартизан был сыт,/—
нелегкое дело. Продукты ведь не валяются
под каждым деревом. Даже хорошая вода не
всегда есть под руками, особенно, если за
тобой по пятам идут «каратели». Нет соли.
Нехватает самой необходимой утвари. И де-
вушки проявляют замечательную находчи-
вость, изобретательность, а порой подлин-
ный героизм, чтобы накормить бойцов.

“Еще труднее ухаживать за больными, за
ранеными. Нет медикаментов. В лесу He
найдешь ни бинта, ни ваты. Сколько само-
отверженности проявляют ежедневно меди-
цинские сестры, врачи-партизанки, чтобы
выходить больных товарищей! B лесных
землянках заботливые руки устраивают
уютные госпитали, не уступающие по чи-
стоте и порядку госпиталям Красной Ар-
мии. Характерно, что в отряде, где началь-
ником санчасти Софья Ефимова, из 120
больных и раненых партизан не умер ни
один. Все они вернулись в строй благодаря
медицинскому искусству и неустанной за-
боте «сестры Сони».

Тяжелая боевая жизнь не убила веселого
нрава советского человека. В свободное от
боевых операций время молодежь. танцует,
даже ставит спектакли на лесных полянах.

Секретарь Невельского райкома комеомо-
ла партизанка Татьяна Киселева стала ор-
танизатором хорового и музыкального круж-
вов в партизанском отряде. Таня Плешкова
провела в своем отряде 8 вечеров художе-
ственной самодеятельности, а у партизан
Брянских лесов был даже большой ансамбль
песни и пляски,

С большой теплотой говорят партизаны ©
своих славных боевых подругах, посвяща-
ют им стихи. В рукоцисном журнале «На-
родный мститель», выходящем в партизан-
ском отряде «Дяди Коли», были помещены
такие теплые строки, обращенные к девупг=
ке:

Может быть, в часы привала,
Отдыхая у костра,

Веномним мы, как ты шагала
С нами, друг наш и сестра.

По лугам и по просекам
Партизанскою тропой
Ты ходила по болотам,
Наш товарищ боевой.

Может быть, промчатся годы,
Снова встретимся в боях. —
Не страшны нам все вевзгоды —
Нам, не знавшим в жизни страх.

В день 26-й годовщины Красной Армии
BCH нала страна с огромным воодушевлени-
ем встретила приказ Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина. Товари Сталин обра-
щается в этом приказе к красноармейцам
и краснофлотцам, сержантам, офицерам и
генералам, партизанам и партизанкам., Наш
вождь и учитель обращается к партизан-
Кам ЕЗЕ Е части великой советской 0свобо-
дительной армии. Это высокая оценка роли
и значения женщин в партизанском движе-
нии, в борьбе советского народа против

немецких захватчиков.
О. СЫСОЕВА.

ЗК ХХХ Х

во всем, она прививает эти качества и каж-
дому своему ученику. Очень ‘умело, органи-
чески она связывает программный материал
по истории, литературе, географии с теку-
щами событиями в стране. Учительница
424-й школы тов. Смирнова с успехом
использует наглядные пособия. Молодые
учительницы, которые в начале учебного
года приходили на ‘методические совещания
и очень робко, стесняясь, высказывали свои
мысли, сейчас сами делают доклады на с®е-
минарах. Недавно содержательный доклад
о методике решения задач сделала молодая
учительница Блохина.

Заслугой районо является организация
при районном методическом кабинете учи-
тельской библиотеки. Там собраны книги
классиков марксизма-ленинизма, художе-
ственная литература, пособия по педагогике,
литературные и общественно-политические
журналы. Комсомольцы — частые посетите-
ли библиотеки.

Молодые учителя чаще стали бывать в
театрах; комсомольская организация органи-
зует коллективные просмотры. В последнее
время они посмотрели: «Укрощение стропти-
вой», «Девушку из Барселоны», «Сирано
де-Бержерак». Жизнь молодых педагогов
стала интересней, содержательней.

Учительская комсомольская организация
постепенно становится более значительной
культурной силой в районе.

К. ЕЛЬНИЦКАЯ.

Москва,

“Первомайский район.

овиров со вооон о носа нановосове и

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
3 стр.

7 марта 1944 г.