ae

нии, ——ыы—ы—_——-_-
фе

yl

*

*

PABCTBYH, ПРАВОБЕРЕЖНАЯ

КРАИНА!

Поблестные войска Красной ` Армим перешли Днепр

Реки в свете все перехолимы

*

В тишине, бесконечной и странной степ-
пой тишине, то вольхивает, то замирает ка:
понада. У поворота дороги на одиноко стоя:
ще верстовом стодбе стрелка; «До Днш-
ра» — аккуратно выведено на ней; Нескон-
завхый поток людей, машин, грузов устрем.
ллется к берегам великой украинской рекл.
Персдовые подразделения с боями прошати
По этим местам день-два, назад, и сейчас к
реке подтягиваются обозы в боеприпасами и
продовольствием, кухни, бани, инженерные
батальоны, похолные мастерские -— всё то
уногообразное и сложное хозяйство войны,
fe3 готарого немыслим успех простейшей
операции.

Воиона подступах к Днепру отличались
особенной жестокостью и упоретвом. Пред-
принимая десятки контратак. неприятель
пыталея отбросмть наши части, Разбитый,
устощёняый потерями, он откатился. 3A
Днепр. Десятки танков, машин и орудий,
сожженных и разбитых, валяются по obo-
чинам дорог-—безвольные, на, красноречи-
вые свидетели разыгравшихея здесь кро-
зазых Gots.

Услех этой операции тепгили не только
пелеустремлённость частей и отличная ма-
невренность, но и чёткая организация боя,
слаженная работа штабов. Каждый офи-
цер—учаетние наступления—яено пред-
стзвлял поставленную перед ним задачу,
знал, кто у него соседи, имел с ними бес-
прерызную связь, благодаря хорошо по-
ставленной фазведке знал силы неприяте-
ля, Опыт (Сейма и Десны позволил быстро
навести переправы, наладить чёткуло- пере:
возку боеприпасов, зацепиться за правый
берег и тотчае начать бои 3a расширение
плаидаруа.

Подраздедение гвардии майора Владимира
Понозаленко ме только первым вышло к
Днепру, но и первым фороировало его на
этом участке. Владимир Коноваленко! Ук-
раинцы запомнят имя этого молодого совет-
лого офицева, первым перелтатнуетего че-
рез Днепр, Он выптел со своими боевыми
друзьями к великой реке после продолжи-
тельного и кровопролитного бол. Это было
на расслете. котда кончалась осенняя ночь,
Тускнел, сливаясь © синеющим небом, хо-
IOI месяц, зеличазо и спокойно несла
своя волы великая река Украины,

— Хлопци, Динню! — воскликнул Reno
валенко и снял © головы шапку.

Какими словалги описать волнение и
радость воинов, увидавших перед собой
inemposorne воды! Родной диепровекий ве-
лер облувал разгорячённые боем лица, об-
тоешие усталые лица солдат. Они стояли
молча на берегу Днепра, еняв IaH, и пе
верилось, что перед ними заветный Днепр
с ето голубыми далями, чудесными, уже
иелтеющими, перелесками, подбрнутыми
тонкой дымкой утреннем тумана. И хоте-
лось в эти минуты петь, и Тадоваться, и
плясать, несмотря на усталость, потому что
эм был Днепр, это была победа.

Но вот кончилась короткая минута пере-
дышки, Снова завязался бой. Самбры пол
огнёу наводили понтонный мост, На паро-
мы трузились мамины и, орудия. Crpon-
лись плоты на бочках, из плащ-палаток, из
досок, брбвен, жерлей. Спускалиеь на воду
надувные лодки. Третий батальон начал
фожировать Днепр.

Вот бойцы сколачивают ‹ досками две
шлюпки, устапавливают на этот само-
дельный «корабль» лёгкую пушку. Рядом
сколачивают другие две лодки, в них
зтаюкивают. передок от подводы — еб пере-
возят по частям: Только оттолкнулиеь лод-
ви от берега, как появились девять
«Мессеримитгов». Они пикируют на па-
Pov, обстреливают его из пушек и пуле-
убтов. Они бьют. и по берегу, но там. со-
таняется полный пофялок. Маленький па-
ох бесстрашно тодвитаетел вмерёд, на-
втуечу огню и буре.

Но вот дно лодок, на которые была по-
тружена пушка, пробито осколками сналя-
jos. Вода медленно затопляет их. Всё
тлубже уходит B BOTY и пушка... «Meccep-
Шмитты» ‘улетели. Бойцы сопрыгивают в
воду, вытаскивают лодки ‘и пушку, заде-
лыззют дыры и, слова оттолкнувшиеь
багром, плывут к правому берегу,

ПАРТИЗАНЫ ГОМЕЛЬЩИНЫ

нале-   цы, Много уменья, дерзости, бесстрашия про-

Партизаны Гомельщины внезапно
тают на отступающего врага, громят его
обозы, уничтожают технику, взрывают MO-
сты и переправы. Партизаны освобождают
белорусские сёла, истребляют вражеские
гарнизоны,

У одного укрепленного населённого пункта
емцы решили во что бы то ни стало задер*
жать наши войска. Они вели яростный огонь
из миномётов, пушек и автоматов. Тогда
группа гомельских партизан во главе с ком-
сомольцем Александром Т. незаметно, с за-
падчой стороны, подошла к населённому
пункту. и ворвалась в него, В уличном бою
зарюдные мстители истребили 60 немцев,
остальные в панике бежали:

Вместе с продвижением наших войск рас-
Тёт и боевая активность партизан Белорус-
ии.

Храбро, самоотверженно истребляют не-
мецких захватчиков партизачы-комсомоль-

о IN
$ Е ar es

#

OB ROO RARER So. by PR BO

СЕВЕРНЕЕ КИЕВА.

Вл

На снимке:

a

ШЕРЕШРАВА

От военного корреспондента «Комсомольской правды»

бьёг наша артиллерия. На огневых пози-
циях дизизнона катитана Меткерякова ки-
пит ‘боевая. работа: артиллеристы

*

С (А. Суворов).

Бойцы переправляются ‘через реку пе-
большими группами. Пока одна группа пе-
ребираетея на правый берег, остальных
вехут огонь. Переправившиеся быстро при-
нимают боевой порядок и накапливаются
на исходном рубеже для атаки. Благодаря
умелому сочетанию огня и движения тре-
тий батальон во время переправы почти
не несбт потерь. Также без потерь пере-
правляются и другие батальоны полка.

Здесь, за Днепром, завязываются снова
кровопродитные схватки. Немцы сопротив-
ляются яростно, и сломить их тупое упор-
ство нелегко. Они бросают против наших
частей всё, что у них под руками, — ока-
завшиеся неподалёку танки и самоходные
пушки, разбитые в прошлых. боях подраз-
делепия  могопехоты, Авиация, стянутахт
во всего фронта, непрерывно внент над
наступающими. Схватки в мало кому из-
вестной бухте Острый Рог, на озере, войдут
в историю твархейских полков, как самые
тяжёлью из всех, какие когда-либо им
приходилось вести.

Штаб разместился в только что отбитом
у немцев блиндаже. Коноваленко вошел в
блиндаж, метало отлянулея вокруг, при-
сел на стул, да так и заснул — впервые
за последние двое суток. Но спать ему
долго но приходится. Ювязисты быстро
устанавливают связь’ с третьим батальоном,
и рот уже командир этого батальона Бер-
бешкии вызывает майора к аппарату. Ко-
новаленко поднимает бледные, усталые ве-
КИ. «Бербешкин? — живо спрашивает
он.—= Давайте, буду говорить». On бербт
трубку, ив блиндажетремит его сильный
лос:

—- Бербешкин, куда ж ты пропал? Мы
уж подумали, ты за... (майор пазывает
географическую точку). Что? Ты и вправду
гам? Ну, молодец, дружище. Поздравляю!
Только одно помни — не давай немцу за-
кропляться, ие давай ему закрепляться!
Ты слышишь маня, Бербешкин? Это тлав-
ное — гопи и гони...

Полки наступают методически и настой-
чиво, Передовые отряды Коноваленко дви-
жутся всё дальше. Постоянный спутник
подразделения Коноваленко — подразделе-
ние Фёдола Неченюк не отстаёт ни на шаг.
Оно почти одновременно © подразделением
Коноваленко форсировало Днепр и первым
приняло на себя удары озверевших гитле-
ровцев, Печенюк не имел ни одного пора-
жения, а лето принесло ему столько побед,
что их хватило бы на прославление целого
корпуса. Только за один день его бойцы
отбили 11 вражеских контратак!..

} утра без перерыва из прибрежного леса

ЧЕТВЕРО

примером для всех воинов.

побождаете.

успехов!»

Гвардии-рядовые Иван Семёнов и Васи-
лий Изанов-—двое из этой отважной чет
вёрки-— передали с правого берега Днепра

сказали;
— Мы шли, спешили к Днепру, забы-

и уничтожали проклятую немчуру.

И вот впереди Днепр—могучая река, Е
которой мы все так рвались,

— Кто первым? — спросил комбат. 0то-
звались все. Разрешение переправиться
первыми получили четверо—Николай ДПе-
тухов, Василий Сысолятин и мы.

Начали было строить плот. В это вре-
мя мы заметиди, что с противоположного
берега, несколько левее ‘нас, отделилась
чёрная точка: Скоро стало видно, что кто-
то едет на лодке и, размахивая руками,
подаёт сигналы. Мы спуетилиеь ниже к
воде. Лодка подошла к берегу, и мы уви-
дели человека с красной ленточкой, на
шапке. То был партизан из отряда, дей-
ствовавшего в этом районе.

Он сказал:

— Немцы в деревнв на ‘том, берегу. Вот
там их штаб!

Он об’яснил, где лучше можно перепра-
витьея, и предложил свою лодку. Мы сели
в лодку и поплыли вместе с партизаном.
Каждая минута быдла дорога. Наш новый
знакомый и Сысолятин усиленно налегаля
на весла. Мы держали свои автоматы на
боевом взводе и были готовы в любую
секунду открыть огонь.

Незамеченными добрались до заросшего
бурьяном островка. Обогнули его и про-
должали путь дальше. Но здесь немцы за-
метили нас и открыли огонь. Они поздно
спохватились,—мы уже причаливали к бе-
регу. Первым ступил на землю Петухов.
За ним соекочили мы,

`— Вперёд. друзья комсомольцы! —
крикнул Петухов и, бросившиеь вперёд,
скрылся в кустах.
‚ Мы залегли и повели огонь по перебе-
тавшим немцам, не давая ‘им приблизиться

ведут
огонь по вражеским укренлениям. В корот-
кую минуту отдыха здесь же. на берегу
Днепра, открызается заседание дивизион-
ной партийной комиссии. На повестке
дня — приби в партию отличивиеихея ком-
сомольцев.

Первым разбираю заявление артиллери-
ста Александра Чичканова. Парторг батареи
Кармальский зачитывает заявление тов.
Чичканова: «Желаю коммунистом драться
с врагом. Клянусь в боях за Днепром
оправдать это высокое звание». Команди-
ры орудий Николай Попов и Даниил Вол-
ков выступают на заседании. Они хорошо
зпают комсомольца Чичканова: он проявил
себя’ отважным, умелым. артиллеристом.
Они рекомендуют его кандидатом в члены
ВВП (6). ‘

Алексунир Чичкалюв единогласно призи-
мается кандидатом в члены ВКП(б). Диви-
зион. снова открывает огонь: идут немец-
кие танки; Три из них подбиты первым
же залпом. В этом заслуга и воспитанника
комоомола Чичканова...

Над берегами Днепра гремит калюонада,
Полыхающий огнём Днепр ‘пенитея и ревёт.
и иногда сБвозь грохот взрывов сльшгитея,
плеск его могучих волн, На берегах Днепра

идёт бой.
к. Непомнящий.

Севернее Киева.

мы тем самым дали возможность нашей
являют они в боевых операциях. [OTe полностью и без потерь перебраться
Узнав, что среди отступающих на запад на правый берег. Когда все переправились,
немецких частей находятся штабные машины   командир роты старший лейтенант Сенаш-
с немецкими офицерами, комсомолен-парти-  кин отдал приказ:
зан С. решил захватить «языка». Вместе с Seay атаку!
товаришами он задержал на дороге легко- f pvka: - (i
вую и с тремя немецкими ‘офицерами, м АЕ a ae TROT MBE HO: AEM
обезоружил их и доставил в штаб партТи- . МЦЫ.
занского отряда.
Ня днём, (ни ночью’ не ‘утихает работа
партизан-подрывников. То и дело летят под

откосы эшелоны врага. Гремит слава о. под- м
рывчике комсомольце Наколае С. На его та Ушакова — шёл в в доревце. Сна-

счету 6 пущенных под откос немецких эше-   ЧаЛа мы пе воли огня, а пробиралиеь TH-
лопов. Недавно Николай С. взорвал ешё хо, от укрытия в укрытию, Так незам?-
один вражеский ‘эшелон © бозприпасами. ченными подобрались вплотную к самой де-
следовавший в Гомель. ревие.
; Капитан 8. ГОРБАНЕВ. Немецкий часовой увидел советских
Действующая армия. ° твардейцев, котда они уже были у самой

ню $ тыла. Другой взвод под командова-
нием гвардии лейтенанта Денисова насту-
пал вдоль роки. Третий взвод — лейтенан-

бойцы Н-ского подразделения переправляются через Днепр.

подробности перенравы. Вот что они

НА БЕРЕГУ ДНЕПРА. Жители Кременчуга рассказывают
которые они претерпели в дни немецкого нашествия.
Фото военного корреспондента «Комсомольской правды» Б. БОРИСОВА,

Бали 0 сне и отдыхе, день’ и ночь гнали В

к переправе. Отвлекая огонь врага на себя,

Взвод лейтенанта Щелко обходил дерев-  .

бойцам о муках,

СМЕЛЫХ

О ТЕХ, КТО ПЕРВЫМИ ВЫШЛИ НА ПРАВЫЙ БЕРЕГ ДНЕПРА
Or военного корреспондента «Комсомольской правды» т

Четыре комсомольца гвардии рядовые Николай Петухов, Иван Семёнов, Ваеплий
Сысолятин и Василий Иванов совершили бесемертный подвиг. Они первыми. перенра-
вились на правый берег Днепра и обеспечили переправу подразделения.

Весть ‘0 самоотверженном, поступке четырёх гвардейцев облетела части, штур-
мующие переправы и ведущие упорные бони на правом берегу Днепра.

Герои получили следующую телеграмму командования фронта: Е

«Гвардии рядовым, комсомольцам Николаю, Петухову, Ивану Соменову,

Василию Сысолятину, Василию Иванову. ie

Горячо позлравляем вас с замечательным подвигом. ;
; Ваша геройсная переправа- через Днепр, цепкое закрепление на правом
берегу, готовность, не щадя жизни, отстаивать каждый илочон отвобванной
родной земли и неукротимо двигаться всё дальше вперёд — на запад — служит

Тан надо выполнять воинсний долг, нашу священную присягу Родине!

Нам выпала велиная честь — вызволять родную Украину, славный Киез
из гитлеровской неволи, сражаться на Днепре — решающем рубеме, где мы
должны сломать хребет фашистскому зверю.

Вы действуете, кан суворовцы, —

смело, ловко, стремительно и поэтому

Благодарим за’ честную, солдатсную службу. Желаем дальнейших боевых

деревни. Он поднял истошный крик. Из
щелей выекочило ещё. семь пемцев.. Коман-
дир роты, гвардии лейтенант Сенашкии и
гвархии рядовой Семёнов дали одновремен-
по по очереди из автоматов.

Немцы повалились, прошитью пулями.
это время сверху застрочил немецкий
пулемёт.

— Разрешите мне,— попровил коман-
лира Петухов, и стал взбираться в гору,
прячась за-камни, Оц обрушился ‘на не-
мецкого пулемётчика и ‘заставил замолк-
нуть. вражескую огневую точку, но упал,
раненный. }

Мы поклялись жестоко отомстить врату
3& нашего товарища.

Захватив переправу, мы дали возмож-
ность ‘своболно переправиться. на правый
берег. остальныйе ротам.

Немцы были ‘зажаты в кольцо. Они
яростно сопротивлялись. В деревне шла
ожесточённая схватка з& каждую хату.
Здесь мы разгромили и пемецкий штаб, на-
ходившийся в одном из лучших зданий.

Заняв © хода несколько выгодных вы-
сот. мы закрепилиеь на них.

Противник лвх раза переходил зв коитр-
атаки, но безуспешно, №ы крепко стояли
на отбитых позициях, на. нравом берегу
Днепра. )

На лругой день немцы не раз повторяли
контратаки, но каждый раз откатывались,
пенеся большие потери. Мы так зарылись
в землю, что никакая сила ‘не могла нас
сдвинуть с места.

Жаль, на второй день был ранен наш
друг Василий Сысолятин. Мы перевязаля
сму рану и отправили на медпункт.

Прощаясь, Сыколятин сказал:

— Суютрите, держитесь, APY3bA,
скоро вернусь!

Мы удержали высоты на правом бере-

гу. пока но полошло подкрепление, и хви-
нулись дальше, вперёд.
% *

На правом берегу Днепра теперь уже

уного рот и батальонов. Кеть там и пуш-
ти и танки. Полностью очистив левый бе-
рег Днепра от врата, наши части раеши-
ряют плапдармы на правом берегу, очи-
Mawr и его от немцев, Эдесь разгорелись
жестокие бои с немецкой мотопехотой 1
танками, со свежими частями, брошенны-
ип в бой врагом. День и ночь не умол-
хает шум битвы над Днепром.

Cerepree Киева и южнее Переяслава
наши войска ведут бой на правом берегу
Лнепра, расцгиряя занятые пландармьь, Пе-
реправа через  Днепр — большая победа. И
©. этой великой победой навечно связаны
имена четырёх комсомольцев, четытех
трардейцев, четырёх героев: Николая Пе-
тухова. Ивана Семёнова, Василия Сысоля-

i Иванова.
Tents РАЯ, 9 А. КАРТАШОВ.

Южнее города Переяслав.

Фото К. ЛИШКО, (ТАС).

Налеты нашей авиации на железнодорожные Узлы
Минск, Гомель, Джанкой, станции Мелитополь и Быхов

Днём би в ночь на 7 октября наша торели вагоны, платформы, цистерны, &
авнация бомбарлировала скопления немец- также склады противника. Пожары сопро-
ких воинских эшелонов и военные склады   вождались сильными взрывами. На многих
противника на железнодорожных  Узлах  участках в результале бомбардировки раз-

что «академию кончал в степях Дона и Ук-

ая

Минск, Гомель, Джанкой, станциях Мели-
тополь и Быхов.
прямые попадалия бомб в железнодорожные

Наблюдением отмечены

ушены железнодорожные пути,
Три налиих самолёта не вернулись на

составы. Возникло большое чиело пожаров,  ‹вои азролромы.

ЗА PEK O i

Генерал не опгибся. Он сделал правиль-
ный выбор. Он много думал, прежде чем на-
звать имя Плешкова: речь шла о чести всей
дивизии. Генерал заметно волновалея. На-
<тупательные марши приходилось ему. с9-
вершать и зимою, в лютые морозы, но няко-
гдз небыли так нахмурены его брови, ни-
Kora глаза тав не блестели, как в тот час,
когда комашдир полка передал по проводу:
«Подошёл к Днепру». ;

Генерал закурил папиросу, и сизый ды-
MOK расползся колечками по комнате, где
заседал штаб.

— Яверю в него, — говорил генерал.
Я помню его в обороне. Бывало, увидит тан-
ки, только спросит: «А сколько их ползбт?»
Вы знаете все, как он ластупал, Мы всем
говорили: «Бейтесь, как Нлешков». Прав-
да, он молод. Но это не мешает ему быть
храбрым и порывиетым, как ветер. Плеш-
ков, прежде чем сделает какой-либо шаг,
86 облумает, всё предусмотрит...

Судьба Плепиюва напоминает судьбу мно-
гих наших офицеров. закалившихся в гор-
ниле войны, Ему! сейчас 26 дет. Когда на-
чалась война, он командовал взводом, Сей»
час он командует полком. Сам он говорит,

раины». Он впитал в себя всё дерзкое, сме-
л0е, хитрое, что помогает выигрывать
современные бои. Мало сказать, что он был
находчив. Он, казалось, предугадывал пла-
ны и замыслы неприятеля. 0 нём ходила
молва, что «он умеет раскусить манёвр про-
тивника и выбить у него из рук все ко-
зыри».

Ето полк с тяжёлыми боями устремлял-
ся к Днепру, Даже сам тенерал, когда ему
доносили о силах неприятеля, о его танках,
брошенных в контратаку против полка
Цлешкова, высказывал мысль о «чрезмерной
азартности» молодого офицера. Были дни,
когда солдаты этого полка отражали по 7—
8 контратак, но неудержимо рвались вие-
рёд, помня, что там их ждёт Днепр.

В одном из хуторов комсомольцы полка
выпустили «боевой листок», который
взволноБал всех до глубины души. Вверху
небольшого листка бумаги стояли крупно
написанные слова из песни:

«Ой, Днепро, Днепро, ты течёшь вдали,

И волна. твоя, как слеза»...

Двигаясь к Днепру, полк освобождал де-
сятки сёл. В одном селе к полку присоеди-
нилась группа украинских жителей, бежав-
пгих из немецкой. неволи.  Вожак этой груп-
пы Шаповалов сказал командиру полка:

‚ — Мы знаем здесь все тропки, Мы зна-
ем, где в.камышах прячут немцы. баржи.

Трудно ‹ейчае сказать, котла началась
переправа. Трудно установить фамилию бой-
ца, кто первым вступил на правый берег на
этом участке. Напиг артиллериеты огненным
валом прикрывали Днепр. Были здесь и
понтоны, и баржи. захваченные у немцев,
ч резиновые лолки. Веб служило средством
для переправы: и пустые бочки, и брёвна,
и старые рыбачьи судёнышки. Немпы пали-
ли ‹ того берега. Били их пушки и миномё-
ты. Немцы не рассчитывали, что русские
способны на такую неслыханную дерзость.
И тепепь они силились огибм остановить на-
ших бойцов, неудержимо перепразлявшихся
через реку.

Сумрак ночи разрезали яркие BCID.
Нал рекой немпы © самолётов сбрасывали
ракеты-«люстры», которые как бы 3a-
мирали в воздухе, озаряя на несколько ви-
лометров течную гладь, камыши, лиманы и
берега. черневштие во мгле. А наша пехота—
взвод за взводом, рота за ротой—перепра-
влялась через реку. Сам Плепазов стоял на
берегу. К нему подходили офицеры, тихие
же молодые, как и он. Плешков неуклюже
обнимал каждого за плечи и говорил:

— Плавать все хлопцы умеют? Ну. и
чудесно. На понтон надейся. а сам не пло-
шай! Веб может быть. Дойдёшь до середи-
ны реки, а тут мина хлобыенет. Что тогда?

— Дальше рванбём, — елеловал ответ.

— Правильно! Только дальше, Больше
нам нет пути!

Только вперёд! Эта мысль сверлила M03!
каждого солдата и офицера мужественного
полка. Этим жил каждый, кто думал о судь-
бе своей земли, о своей семье. о своей мате
ри. дочке. сыме. *

Днепр был суровым экзаменом для всех
наших войнов. и каждый держал его с че-
сетью. Сергей Тихомиров не достиг праото
берега. Проклятая мина попала в его лодку.
Он погиб, Но он вёл за собой целую эскадру
лодок, которая причалила к берегу. Бойцы
высадилиеь на берег и понеслиеь вперёд,
Рассказывают, что ребята, налетая на He-
приятеля. неистово кричали: «За Тихоми
рова!»

Рядовой Белкин, бывший рабочий Серпу-
хозской фабрики, уже на рассвете напал на
блиндаж, в котором помещался шгаб немеп
кого полка. Вместе с боевыми друзьями оп
опепил блиндаж, перебил часовых. В блин-
даже они застали врасплох двух ‘немецких
офицеров, которые собирались в пгтаб ливи-
зии «просить помощи». Высокий худой
обер-лейтенант был настолько отарашен.
что вслух произнес: <Как вы прошли? Вы
сбросились на парашютах?..»

&

На запад в лнловом тумане
Дорога победы ведёт.

Мы там, за Днепром, мы у грани,
Где Киев сынов своих ждёт.

Малиновый блещет платочек
Под яркой далёкой звездой...
Вот Днепр под горою рокочет,
Вот Лавры огонь золотой.

8 октября 1943 г.

Нет, солдаты полка Плешкова обошлись
без парашютов. Они не только сами пере-
правлялись под шквальным огнём противни-
ка на правый берег, но и тащили туда пу-
лемёты, пушки, ящики ©о снарядами, по-
ходные кухни, К утру полк уже имел боль-
шой плацдарм на правом берегу и вёл жесто-
Бие бои за его расттирение.

Сержант Льяконов говорил:

— Нам лишь бы одной ногой ступить
здесь. вторую уж мы поставих!

Когда Ha другой берег перебрались ещб
два батальона, немцы стянули с соседних
участков автоматчиков И бросили их на
«усмирение русских» — так говорилось в
приказе пемецкого генерала. Немцы не до-
пускали мысли, что наши войска могут
высадиться на правый берег, форсировав
широкий Днепр. Два часа шёл бой. Пьяные
немцы пробовали итти на штурм во весь
рост, но после первого же удара вынужде-
ны были «пригнуться к земле».

Немцам помогали танки. Но и они не
имели успеха. На буг ярко пылало нё-
сколько немецких машин, а на траве в ка-
навах валялись ‘немецкие трупы. После
этого боя противник потерял только убиты-
ми 150 солдат,

Спустя несколько часов майор Плешков
передал через Днепр донесение’ генералу,
в котором, между прочим, было сказано:
«Неприятель подтягивает резервы. Возмож-
ны сильные контратаки. Постарземея в
вечеру расширить пландарм. Продолжаю
переправлять боеприпасы». Предположения
вго сбылись, Немецкое командование зада:
лось целью стереть в лица земли плацдарм,

захваченный нашими войсками, Оно экст-.

ренно начало стягивать сюда крупные
силы. Но в самую тяжблую минуту, котда,
казалось,* смерть нависла над всеми, кто
переправился сюда, бойцы услышали голос
майора Нлешкова, Из-за грохота битвы мно-
гие не слышали слов командира, но пони-
мал его каждый. Пётр Антонович Пленгков
призывал своих еолдат драться до поелед-
ней капли крови. но’ ни на вершов не от-
ступать, какие бы силы’ враг ни бросал на
НИХ. ?

— На нае смотрят ¢ toro берега. Ha
нае смогрит вся Россия!

И никто не ушёл с завобванного берега.
Бойцы дрались, как львы. Вместе с ними
бился Пётр Плешков. Он появлялея в са-
мых опасных местах, Бывали мрнуты, ко-
тда он командовал пулемётчиками, когда
он корректировал огонь миномётов. И, гля-
if Ha Hero, храбро сражались его бойцы,
не только те, ‘которые сотни километров
прошли с ним по полям сражений, но и
те, кто нелавно встал под знамя полка.

Иван Шаповалов прибым в полк 25 сен-
тября из Кобелядекого района Полтавекой
области. Почти два гола он находилея под
немецкой пятой. В первый же день 0сво-
бождения он пришёл в полк и заявил:

— Немцы разорили мое родное село,
растоптали мою молодость. Они не считали
нас за людей. Для них мы были ` рабы,
скоты... Я пойду с вами. Я‹булу метить...

А через три дня весь полк говорил о
подвиге рядового ‘Ивана Шаповалова,
Он возглавил отряд бойцов и поздним
вечером скрытно проник в стан неприяте-
ля. Ему была хорошо знакома местность.
Он знал, где ‚замаскировались вражеские
пулемётчики, Его налёт был чувствитель-
ным для противника. Отряд уничтожил три
пулемётных расчёта врага, захватил два
станковых пулемёта и несколько десятков
пулемётных лент. В этой схватке П(апо-
валов лично убил восьмерых немцев. В тот
же лень о Шаповалове бойцы сказали:
«Этот нам полходит, Хватка у него наша,
Этот и Плешкову понтавится». Командиру
полка он лействительно понравилея. Он
сказал ему: «Вы злорово бились за пере-
праву. Вы настоящий солдат!»

Быстрее ветра летит молва о рядовом
Степанове. который в рукопаминой схватке
уничтожил расчёт неприятельского ротно-
го миномёта. захватил миномёт и открыл
из него яростный огонь по убегающему
противнику, о комсомольце Ешеве, который
заменил в бою раненого команхира взвода.

На фронте солдаты скупы на похвалы

Но послушайте, что ‘говорят, например, о
‘варлии сержанте Булакове! Он бывалый
артиллерист. Только 38 эти. горячие хни
его орудие, как он сам рассказывает,
«оборвало жизнь» 80 немцам. А сейчас,
если где-нибудь на марше бойцы увидят
сожжбнного или подбитого «Ферлинанла»,
To все спрашивают: «А не этого ли стук-
нул Кулаков?» !
- 0 поединке мололото артиллериста с не-
мецкой самоходной пушкой узнали и те,
кто ещё паходилея на левом берегу, кто
переправлялея через бурный Днепр. Й у
каждого этот подвиг вызызал то большое,
светлое чувство, которым охвачены вое
озвободители украинской земли, —стромле-
‘ио вперёд, к полной победе.

, В; ЛЯСКОВСКИЙ.
Юго-восточнее Кременчуга.

Мы ЗА`ДНЕПРОМ

И сердце забилось, как птица,

В родных, незабытых местах,

И вспыхнула снова зарница

`В бессмертных днепровских волнах.

Владимир СОСЮРА.

Перевод с украинского
Марии ЗАМАХОВСКОЙ,

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
3 стр.