ЧУВСТВО

Самонаделнные фапгистокие
выдвигая план «молниеносной ii
войны»
против Советского Союза, учитывали мно-
гов, но не учли и не могли учесть, глав-
ного — особенностей советского строя

Великую, непреоборимую силу дал на-
шему народу, нашей армии советский со-
цизлистический строй, рожденный Ок-
тябрьской революцией.

Для каждого советского человека борь-
6 с фатистской Германией, вероломно
иапавшей на напгу страну, стала вопро-
сом кровным, личным. Речь шла о суще-
ствовании, о чести и независимости Ро-
Дины -—— социалистичесного отечества,
построенного нашими руками, нашей не-
усыпной заботой, нашим самоотвержен-
ным трудом и олицетворяюнщего реально
завоеванное человеческое счастье. Во имя
великой советской отчизны творили чу-
дса воины Красной Армии, защитая
родную землю; во имя победы героичес-
ки трудился весь советский народ.
Гражданское самосознание нашего на-
   [Юда за время войны стало еще более

зрелым, оно удесятеряло силы советских
\ людей и направляло их энергию к одной
  общей цели — разгрому врага,

Товарищ Статин xan исчерпывающую
характеристику высокому патриотическому
сознанию налтего народа, которое рождено
п воопитано советеким строем.

«Трудовые подвиги советских людей в
тылу, равно как и немеркнущие ратные
подвиги наших воинов на фронте, имеют
своим источником горячий и © RWROTBOD-
НЫЙ советский патриотизм.

Сила советского патриотизма состоит в
том, что он имеет своей основой не ра-
вые или националистические предрае-
судки, а глубокую преданность и Bep-
ность народа своей советской Родине,
бралекое содружество трудящихся всех
наций нашей страны. В советеком патри-
отизме гармонически сочетаютея напио-
нальные традиции народов и общие жиз-
ненные интересы всех трудящихся Совет-
ском Союза. Советский патриотизм не раз’-
единяет, а, наоборот, сплачивает все на-
ции и народности нашей страны в единую
братокую семью».

Горячий и животворный` советский па-
триотизм — вот та сила, которая нали-
ла гневом и презрением к палачам  по-
следние слова восемнадцатилетней герои-
ни Зои Космодемьянской, стоически при-
нявшей мученическую смерть от руки
фапкистов.

Горячий м животворный советский па-
триотизм — вот та сила, которая дала
юным героям Краснодона  непоколебимое
мужество в неравной борьбе\ е инозем-
ными поработителями.

Горячий и животворный советский  па-

] трибтизм был неисосянаемьгм источником

эпической стойкости миллионов еолдат и

офицеров Красной Армии в трудный, обо-
рюнительный период войны.

Горячий и мивотворный советский па-

триотизм стал могучим источником силы

ПРасной Армии в пору ее победоносного
наступления.

Горячий и мивотверный советский па-

триотизм был и остается неисчерпаемым
  источником трудового героизма советских

стратеги,

ne

sas a - 9

рабочих, колхозников, интеллигентов,
  ержавших экономическую победу над
  врагом, fi e

К 250-ЛЕТИЮ 60 ДНЯ
РОЖДЕНИЯ ВОЛЬТЕРА.

Президиум Академии наук СССР прово-

дит сегодня в Московском Доме ученых
торжественное заседание, посвященное
250-лелию со дня рождения великого
французского просветителя Франсуа Мари
Вольтера.

После вступительного слова президента
  Академии наук СССР акад. В. Комарова
выступят с докладами акад. В. Волгин —

«Историческое значение Вольтера» и проф.
М. Нечкина — «Вольтер и русское искус-
ство».

A

`

В Государственной центральной библи-

отеке инострайной литературы ‘открыта
выставка, посвященная Вольтеру. Тща-
экспонаты,

тельно подобранные книжные
а также иконография освещают жизненный.
и творческий путь великого французского

i

писателя.

Выставка состоит из пяти разделов. Пер-
  вый — «Жизнь Вольтера» — представлен

мемуарами самого Вольтера и‘’его совре-
менников и восьмитомным трудом Денуар-
тера «Жизнь Вольтера». Во втором  разде-
ле дана переписка Вольтера. Раздел. тре-
  ий ‘показывает Вольтера — обличителя
  реакции, мастера философского романа,
сатирика, историка, поэта и драматуюга, В
четвертом разделе—«Вюльтер за пределами
Франции». выставлены все русские изда-
  ния Вольтера, начиная с ХУШ века, ан
  глийские издания, в том числе. последнии
перевод «Кандила» на английский язык,
сделанный Р. Олдингтоном. В. пятом раз-
деле — собрана литература о Вольтере.
’

Ne ac a i eaten ne

а a

A. K

ликого баснописца. На. скимке:
советских писателей.

ТАН

РОДИНЫ

В скупых и, как
точных формулировках
дан ключ к раскрытию того нового, что
я ен жизнь народа двадца-

\ ee ii
a существование советской

о высоты сталинского определения
природы‘ советского патриотизма нам, со-
ветским писателям, открываются подлин-
но поэтические, бессмертные стороны co-
ветской жизни, характера советских лю-
дей.

Щажлый из Нас, внимательно вдумав-
шись в слова товарища Сталина, пой-
мег, что советский патриотизм — это
не только одна из тем творчества. Совет
свии патриотизм — это атмосфера, это воз-
дух любого произведения, на страницах

всегда, предельно

которого живут и действуют советекае
люди.
Естественно, что в годы великой бит-

вы © немецко-фашистскими захватчиками
за свободу и независимость Родины дух
советского патриотизма особенно глубоко
пронизывает всю нашу литературу.
Безраздельной любовью к великой Ро-
дине, ‚преображенной Октябрьской — 0ево-
люцией, питается писательская публици-
стика военных лет. Статьи Алексея Тол-
стего, Ильи Эренбурга, Николая Тихоно-
ва, Константина Симонова и других на-
гих писателей духовным истоком своим

имеют животворный советский  патрио-
TH3M. :
Проза военных лет: «Народ  бесемер-

тен» Василия Гроссмана, «Радуга» Ван-
ды Василевской, «Они сражались за Ро-
дину» Михаила Шолохова, «Непокорен-
ные» Бориса Горбатова, «Морская душа»
Леонида Соболева, нервые произведения,
посвященные героике советекого тыла —
все они при различии стиля-зи художе-
ственного уровня рисуют нам образы но-
вых советских людей, пламенных — пат-
риотов, по-новому почувствовавших свое
место на войне, действенных творцов
истории.

То же самое надо сказать и о первых
попытках советских драматуртов вопло-
тить в сценических образах пафос вели-
кого подвига наших современников.

Чувством животворного советского па-
триотизма насыщена советская лирика
военных лет. Никогда так широко, какв
военные голы, не звучала в нашей поэ-
зии тема Родины, воспегой на всех язы-
ках народов Советского Союза. Никогда
гражданское патриотическое/ начало He
пронизывало так глубоко советекую ли-
рику, как в грозные годы войны.

Близится победоносное завершение ве-
ликой войны. Блистательная победа при-
дет к налпему народу, как  величествен-
ный итог эпических подвигов во имя и
во. славу. Родины. (С особой. гордостью мы
произнбсим неумирающие слова Маяков-
; CRODO: -

— Читайте,
завидуйте,

Я

гражданин
Советского Союза...

Писатели должны мобилизовать все свой

силы, мастерство, знания, чтобы в произ-
ведениях, посвященных нафоду-победителю,
с предельной полнотой выфазить гордое,
‚светлое, животворное чувство советского
патриотизма. 3

ДВАДЦАТИЛЕТИЕ
ЖУРНАЛА «ПИОНЕР»

‚ Исполнилось 20 лет <о дня выхода пер-
вого номера ‹ журнала «Пионер». Этой
  славной годовщине был посвящен 19 ноя-
`бря пионерский слет в Московском Доме
пионеров, куда пришли авторы и многочи-
сленные ‘читатели журнала. м.

Многие популярные детские книги впер-
‘вые публиковались в журнале «Пмонер».
  Первое произведение, с которым  при-
щел в «Пионер» любимый детский писатель
Аркадий Гайдар, были «Синие звезды».
Ему сразу понравилось работать в «ве-
селом, боевом журнале с крепким  чита-
тельскам активом», и он стал постоянным
автором «Пионера». Со страниц журнала
впервые знакомились дети с широко попу-
лярными теперь героями повести Гайдара
«Тимур и его команда».

На протяжении многих лет тесно связа-
ee с журналом писатели Р. Фраерман, С.
Григорьев, Л. Успенский, М. Пришвин,
С. Михалков, Л. Квитко, Е. Благинина и
многие другие i
>Почти все произведения Л. Кассиля до
выхода в свет отдельными книжками п®-
чатались в «Гшонере».

За последние голы в журнале опубли-
кованы такие снискавшие себе любовь У
юных читателей произведения, как «Рас-
  сказы из жизни» А. Яковлева, «Александр
Суворов» `и «Победители моря» С. Гри-
горьева, «Таня Слесарева» и «Семиклассни-

цы» М. Прилежаевой.

COLO err ee a ee es

в некропоме Александро-Невской

рылова

В день столетия со дня смерти И. об венности почтить память ве-
; едставители щест :

лавры (Ленинград) собрались о аложение на могилу Крылова венка от Союза

Фото В. КЕДООЕЕВА. -

сталинской речи

ЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

MITERPATY PHA 9

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

выставки, р
летием со дня смерти И. А, Крылова. Слева стенд — Крылов об Отечественной

Стенды

войне 1812 г., справа—современники
личной библиотеке.

у

открывающейся в Литературном музее в связи с сто-

- 9900

B Совнаркоме COCP

Войска ЛЕНИНГРАДСКОГО фронта при поддержке кораблей Красно-
знаменного Балтийского флота, в. результате упорных боев, 24 ноября
завершили очищение от противника острова САРЕМА (ЭЗЕЛЬ), превращенного
немцами в опорный пункт, прикрывавший подступы к РИЖСКОМУ заливу.
Тем самым территория Советской ЭСТОНИИ полностью освобождена от

немецких захватчиков.

МУЗЕЙ, ЯНКИ КУПАЛЫ

-. МИНСК. (От, нашего корреспондента).
 Немцы сожгли дом Янки Купалы в
Минске, сожгли. ценнейшие = рукописи.
хранившиеся в библиотеке поэта. Фа-
шисты выкрали рукописи поэта из To-
сударственной библиотеки имени Ленина.

Крылова и работа его в Императорской Пуб-

Фото К. КЛЕМЕНТЬЕВОКОГО.

мероприятиях по увеновечению памяти И, А. Крылова
в связи 60 столетием со дня ero смерти.

В связи с исполняющимся 21 ноября
1944 г. столетием со дня смерти великого’
русского поэта-баснописца Ивана Андре-

‚евича Крылова, Совет Народных Komuc-

саров Союза ССР постановил:

1. Воздвигнуть в г. Калинине памятник
И. А. Крылову.

2. Переименовать Толмазов переулок в
г. Ленинграде в переулок Крылова.

3. Переименовать Вольную ‘улицу г.
Калинине в улицу Крылова.

4. Установить в читальном зале библио-
теки им. Салтыкозва-Щедрина в Ленингра-
де бронзовый бюст И. А. Крылова. _

5. Присвоить имя И. А. Крылова:

а) районной детской библиотеке Фрун-
зенского района г. Ленинграда;

6) семилетней мужской школе № 74
г. Ленинграда.

6. Установить ме! ю доску на
доме № 18 по Садовой улице в г. Ле-
нинграде, где жил И. А. Крылов.

=

7. Учредить стипендии имени И. А. Кры-
лова в следующих учебных заведениях:

а) Московском ордена Ленина Госудао-
ственном университете им. М. В. Ломоно-
сова — 2 стипендии по 400 рублей в ме-
CAL каждая для студентов филологическо-
га факультета и 1 стипендию в размере
800 рублей в месяц для аспирантов ка-
федры русской литературы;

6) Ленинградском ордена. Ленина Госу-
дарственном университете—9 стипендии по
400 рублей в месяц каждая для студен-
тов филологического факультета и 1 сти-
пендию в размере 800 рублей в месяц для
аспирантов кафедры русской литературы;

в) Литературном институте Союза co-
ветских писателей — 4 стипендии для
студентов по 400 рублей в месяц каждая;

г) Калининском Государственном педа-
гогическом институте им. М. И. Калинина
— 2 стипендии по 400 рублей в месяц
каждая для студентов факультета языка и
литературы.

—__ >

Крыловские

В школах, на заводах и в открытых ау-
диториях Риги состоялись вечера, доклада
лекции и утренники, посвященные столе-
тию со дня смерти Крылова. В пионерских
организациях были устроены «костры» с
рассказами о Крылове и инсценировками
басен.

Большое внимание уделила 100-летию со
дня смерти Крылова латвийская пресса.
В газетах появились статьи и басни Кры-
лова в переводах на латьмиский язык. Га-
зеты «Циня» и «Советская Латвия» напе-
чатали статьи А. Упитса и Я. Судрабкалн-
са о Крылове. Газета «Советская моло-
дежь» выпустила специальное литератур-
ное приложение со статьями, популяризу-
ющими творчество Крылова, и переводами
его басен. Радиокомитет посвятил Крылову

‘несколько специальных радиопередач.

Кукольный театр Латвийской ССР под-

` готовил крыловский спектакль, состоящий

из инсценировок басен «Пустынник и мед-
ведь» и «Две собаки».

Памяти великого

Торжественное заседание

дни в Риге

В день юбилея-—91 ноября—в Государ-
ственном театре оперы и балета в Риге
состоялся торжественный вечер памяти
Крылова, устроенный Республиканским ко-
митетом по проведению столетия со дня
смерти поэта. После вступительного слова
народного комиссара просвещения Латвии
К. Страздиньш с докладом на тему «Кры-
лов и его басни» выступил председатель
Республиканского комитета народный поэт
Латвии А. Упитс. Затем состоялся кон-
церт’ с инсценированным исполнением ба-
сен Крылова.

В Риге выходит сборник, включающий
100 избранных басен Крылова, в переводе,
главным образом, поэта Ф. Адамовича. Над
переводом басен Крылова покойный поэт
работал еще в прошлом столетии. Им пе-
реведено 123 басни. „Сборник вышел с
предисловием А. Упитса и под редакцией
Я. Судрабкалнса. В 1945 году предусмот-
рено издание полного собрания басен Кры-
лова в переводах Ф. Адамовича и совре-
менных поэтов Латвии.

в Большом театре

Общественность столицы отмечает сто-
летие со дня смерти великого русского
баснописца, В зрительном зале Большого
театра — писатели, ученые, артисты, ге-
нералы и офицеры Красной Армии, pado-
чне-стахановцы, представители советской
печати. На вечере присутствуют члены
дипломатического корпуса.

На сцене, за большим столом, члены
Всесоюзного комитета по. проведению сто-
летия со дня смерти И. А. Крылова’ —
Демьян Бедный, М Эренбург, П. Бажов,
Н. Тихонов; М. Исаковский, А. Яблочки-
на, И. Москвин и др.

Открывая торжественное
Демьян Бедный сказал: з

— Мы собраликь здесь сегодня «пля
торжественного чествования памяти одно-
гс из величайших сынов нашей родины.
Басня была основным офужием Крылова.
Эту литературную форму он довел до тат
кого совершенства, что превратил ее в бу-
лат особой высококачественной стали:
Отточенное Крыловым юружие служит
нам и сегодня в борьбе со всеми теми си-
Лами, которые мешают нашему созида-
тельному труду, мешают нашему велико-
му делу победы. Крыловская поэзия —
алмаз, сверкающий в драгоценной короне
великой русской литературы. Слава его
не померкнет в веках! Да здравствует на-

заседание,

рол, в среде которого родятся гении, по-

добные Крылову! Такой народ непобедим:

С обширным докладом о жизни и дея-
тельности великого баснописца выступает
Н. Тихонов.

— Издавна наш народ, говорит Н. Ти-
хснов, — называет великого  баснописца
«ледушкой Крыловым». В этом скрыт
большой, смысл, — Крылов не просто по-
эт, ом велик, как народ.
‘существовала литературная форма
Но он возвел ее на такую высоту, дал ей
такое звучание и смысл, какие не в силах
были дать другие, Весь образный мир

`` В концертной части были

‚ Крылова, вся система ` его  иносказаний

близки природе ‘русского человека. Демо-
крат и моралист, Крылов оружием слова
обличает бюрократов, плутов, захребетни-
ков. Разя и высмеивая человеческие поро-
ки, он восхваляет благородные свойства
души русского народа. :
Докладчик полробно останавливается на
языке басен Крылова, подлинно ‘народном
н полном поэтической силы. Каждое сло-
во в нем чеканно, речь резко индивидуа-
лизирована, На многочисленных поимерах
из басен Н. Тихонов показывает, как глу-
боко внедрились в язык народа образы и
выражения великого баснописца. Н; Тихо-
нов указывает на огромную популярность
бзкен Крылова не только в СССР, но и

далеко за его пределами. Они стоят в
первом ряду лучших творений мировых
баснописцев.

—— Образы Крылова бессмертны, — 3a.

канчивает свой доклад Н. Тихонов —Се-
годня они приобретают новое звучание.
Они оживают в применении к новой те-
ме. Накануне полной победы нал врагом,
накануне конца черного гитлеризма, в дни
исторических подвигов нашего великого
народа мы приносим свое Яреклонение чу-
десному русскому таланту, так любивше-
му народ, жившему верой в его будущее,
‘горячо служившему ему. f

Затем < речами и чтением стихов, по-
священных великому баснописцу, выступа-
ют М. Исаковский, `В. Лебедев-Кумач,
А. Сурков. -

Торжествемное заседание заканчивается
т Государственного Гимна Со-
ветского Союза.
исполнены
олноактная пьеса Крылова «Урок дочкам»
и басни, с чтением котофых выступили
И. Ильинский, В. Рыжова,  Д. Журавлев,
артисты Государственного театра кукол
и др. Был исполнен также ряд музыкальных
произведений на тексты Крылова,

я

—
Юбилейные выставки

В помещении главного читального зала
Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина
открыта выставка, посвященная Крылову.

Выставка построена по разделам, харак-
теризующим деятельность Крылова, как
сатирика-журналиста, драматурга, ’басно-
писца, а также библиотекаря Император-
ской Публичной библиотеки.

В разделе «Крылов — сатирик-журна-
лист» полно представлены журналы
ХУШ века, в которых печатался Крылов.

В отдельной витрине выставки собраны

произведения Ленина и Сталина, в кото-
рых использованы образы и цитаты из
Крылова. у
: ыы
В Ашхабаде на выставке, посвященной
юбилею Крылова, ежедневно ‘собираются
группами “осетители, с большим внимани-
ем знакомящиеся с жизнью и  творчест-
вом баснопиеца. Богато представлена об-
тирная литература о Крылове, иконогра-
фия, иллюстрации к басням Крылова.

‚начались работы по созданию музея

русског

Имя Янки Купалы во временно оккупи-

рованном немцами Минске было под
строжайшим запретом. Но никакие ка-
ры не могли убить ` любви народа к

своему певцу. Произведения Янки Купа-
‚лы в тысячах экземпляров размножались

в партизанской печати. И как только
был освобожден Минск — город, где
столько времени прожил Янка Купала,

его
имени. Для музея отведено помещение в
наиболее вместительном из ‘уцелевших в.
городе домов, в бывшем Дворце труда.
Организационными работами, сбором
материалов для музея руководит жена
поэта — литературовед В. Луцевич.
Уже собрано много интересных  мате-
риалов неонубликованные — стихи
статьи поэта, редкие, малоизвестные из-
дания, письма к Я. Купале и самого
Я., Купалы, многочисленные фото, orpa-
жающие различные этапы жизни поэта,
переводы произведений Купалы, воспомиз
нания современников, отзывы читателей. _

ТЕЛЕГРАММЫ М. НЕКСЕ
и Дж: ПРИСТЛИ

Председатель ‚правления ВОКС В. Ке-
MeHOB Hu председатели ряда секций
BOKC Н. Бурденко, К. Алабян, А
Герасимов, В. Пудовкин в день 75-летия
известного датского писателя Мартина
Андерсен Нексе послали ему сердечную
пруветственную телеграмму.

На-днях Мартин Андерсен Нексе при-
слал из Стокгольма на имя В. Кеменова
ответную телеграмму, в которой
кренне благодарит за приветствие и тепло
вспоминает свое пребывание в Москве и
дружеские встречи в ВОКС.

° М.А, Нексе в своей телеграмме привет-

ствует «молодой советский народ, самый
молодой в мире, и блестящую Красную.

Армию, первое в мире народное войско».
. т
ж

Президент литературной секции ВОКС
Алексей Толстой получил на-днях теле-
грамму от Джона Б. Пристли.

«Рады сообщить Вам, говорится в

телеграмме, — что под председательством :

Джона Б. Пристли \учреждена секция пи-
сателей, поддерживающая Лондонское об-
щество культурной связи с СССР, для
обмена идеями между британскими и с0-
ветскими писателями».

По сообщению Пристли, в секцию вошли
Роберт Гринвуд, Сторм Джеймсон, Уол-
тер Де Ла Мара, Луис Голдинг, Шон
О’Кейси, А. Дж. Кэминге, Розамунд Ле-
ман и др. =

Алексей Толстой и вице-президенты С.
Маршак и Б. Горбатов отправили Пристли
ответную телеграмму:

«Горячо приветствуем создание секции
писателей при Обществе культурной связи
< СССР. Надеемся, что наш взаимный об-

мен мнениями и опытом будет плодотвор-

ным для обеих сторон и будет способство-
вать дальнейшему расширению и углубле-
нию культурной связи между нашими на-
родами». :

Вчера получена от Пристли телеграмма
на имя Алексея Толстого:

«Ваше прекрасное приветствие было  за-
читано под шумныё аплодисменты на ус-
пешно прошедием учредительном собрании
секции писателей. Уверены в нашем пло-
дотворном сотрудничестве. Шлем самые
лучшие пожелания».

в Академии

23-24 ноября состоялась сессия отделения
Литературы и языка Академии наук СССР,
посвященная 100-летию co дня смерти
Крылова.

Вступительный доклад сделал член-кор-
респондент Академии наук СССР П. Лебе-
дев-Полянский. Набрасывая контуры би-
ографии Крылова; П. Лебедев-Йолянский
говорит о долге литературной науки.

До сих пор не написано более полной би-
ографии Крылова, :
_Плетневым, не создана еще научная моно-
графия о его творчестве. Мы не имеем и
исследования, всесторонне рРаскрывающего
народность” Крылова,

Большой интерес вызвала процитирован-
`ная П. Лебедевым-Полянским характери-
стика, данная Крылову Жуковским в кон-
спекте по истории русской литературы,
‘составленном Жуковским Ha французском
языке по просьбе А. И. Тургенева. Кон-
спект обнаружен в архиве Пушкинского
дома и подготовляется к печати проф.
Модзалевским. Жуковский писал:

«Крылов — настоящий поэт. В своем жан-
те он так же, как Державин, является  поед-
ставителем народной  ноэзии.
него издал свои басни, но он
время не как баснонисен. а
изящного стиля в поэтическом языке.
басни Bee подражательны, Басни Крылова
почти все оригинальны. Они не имеют той.
безупречности языка, которой обладает его
предшественник: но он более великий XY.
дожник, Многие из его стихов сделались
пословинами. Он является Ффилесофом-наблю.-

влиял на свое

дателем ‘и чудесно рисует то. что проходит  .

перед его глазами. Ето басни — богатая
сокровищнина’ идей и опыта С этой сторо-
ны они мотрут выдержать сравненйе со всем,
что есть наиболее совершенного во всех ли-:
тературах. Державин в своих одах выразил
блестящую стооону своего века. Крылов в
своих баснях изобразил смешную сторону и
прозаические нравы своего времени: благо-
даря этому он может быть назван поэтом —
представителем своего времени».

Н. Степанов в своем докладе о. Крылове-
баснописце также останавливается Ha
задачах, стоящих перед исследователем ли-
тературного наследства баснописца. °

До вих пор не уточнена датировка басен

Крылова, не раскрыты < исчерпывающей
полнотой конкретные исторические поводы,

H

OH WC.

чем оставленная нам.

Дмитриев до. :

как создатель  .
Его

ДРАМАТУРГИЯ Н. СИМОНОВА

Кабинет современной драматургии Все-
российского театрального общества орга=
низует серию обсуждений творчества CO.
ветских драматургов.

Первое обсуждение, состоявшееся 20 но“
ября, было посвяшено драматургии К. Сиз
монова. С докладом выступил А. Глебов,
в прениях приняли Участие И. Берсенев,
И. Крути, Х. Херсонский, 3. Кедрина и
А. Файко.

Участники обсуждения единодунно
подчеркивали художественное и обше-
ственное’ значение пьес Симонова «Русч
ские люди» и «Парень из нашего roz
‘рода». Обсуждалась также новая пьеса
К. Симонова «Так и будет», принятая к
постановке Театром им. Ленинского ком-
сомола.

ДОРОГАМИ ПОБЕД

Вчера в Московском Доме актера состо-
ялся вечер выступлений писателей и воен=
ных корреспондентов, поделившихея сво-
ими впечатлениями ‘о победоносном осво-
бодительном марше героической Красной
Армии по Румынии,’ Болгарии, Югославии,
Венгрии, Норвегии и Польше.

Председательствовал на вечере Борис
Горбатов. С° сообщениями выступили’
А. Ерусалимский — о Румынии и Болга-
рии, В. Кожевников — о Болгарии, кино-
оператор В. Ешурин — о Югославии, зам.
начальника военного отдела «Правды» ка-
`питан Г ранга И. Золин — о Норвегии.

23 ноября состоялся пленум Союза co
ветских писателей Узбекистана, обсудив.
°ший мероприятия по проведению 20-летия
  Узбекской ССР.

Издается альманах, который расскажет
о развитии национальной литературы 3a
20 лет, об участии узбекского народа в
  Великой отечественной войне. Будут опу-
бликованы неизданные произведения Xa-
мида Алимджана, роман «Солнце не по-
меркнет»—Айбека, «Да здравствует Моск-
ва» народного поэта Ислам Шаира, произ-
‘ведения Гафур Гуляма, Шейх-Зале, Уйгу-
на, Чусти. :

ВЕЧЕР ПОЭЗИИ НА
Н-СКОМ ЗАВОДЕ

20 ноября коллектив Н.-ского завода,
‘где парторгом ЦК ВКП(б) тов. Коровкин,
а. отметил День артиллерии.
На вечере выступил поэт А. Жаров, рас-
сказавший ряд интересных эпизодов из
боевой жизни североморцев, Затем . поэт
прочитал несколько стихотворений, напи-
‚санных им‘в дни Отечественной войныы—
«Севастопольская блокада», «Гвардейская
катюша» и др.

НА МОГИЛЕ Г. СКОВОРОДЫ
Село СКОВОРОДИНОВКА. Проведена
  сессия Золочевского районного Совета де-

путатов трудящихся, посвященная 150-ле-
  Tino со дня смерти украинского философа-
демократа Григория Саввича Сковороды.

° Вще с утра 23 ноября в Сковородинова
ку начали с’езжаться гости — представи“
‚тели областных, партийных и советских
  организаций, работники литературы, науки
  и ‘искусства, стахановцы харьковских за=
  Bonn. Делерации посетили могилу uso.
софа. é

© 6acnonucua

Научная сессия

наук СССР

- Барельеф И. А. Крылова: г
7 eS) Работа xym. №. ФИТИПЕРА. ,
‚ которые лежат в основе многих его басен.
Между тем социальная и политическая’
сатира’ Крылова чрезвычайно конкретна, и
‚в особенности это относится к циклу баз
сен, в которых выражено его отношение к
‘Александру 1. : Е

_:Н, Степанов подробно говорит о народных
истоках творчества Крылова, связи его с
‘фольклором; оно идет не только от по-
словиц и народной сказки, но и от русских
сатирических повестей ХУП века, народных
раешников, лубка, и т. д.

_В заключение Н. Степанов прослеживает
влияние Крылова на всю последующую ли-
тературу, вплоть до Маяковского и Демья-
на Белного. :

_ Сессия заслушала также доклады проф.
`В. Виноградова” о языке басен Крылова и
проф. Д. Благого о’ Крылове-сатирике.

se В клубе писателей

В Московском клубе писателей состоял:

ся вечер, посвященный памяти великого
баснописца. 4
Вечер открыл вступительным словом

Демьян Бедный. Доклад о жизни и твор-
честве Крылова сделал Д. Благой. Затем
с чтением басен Крылова выступили Игорь

Ильинский, Д. Орлов, Н. Эфрос и П. Яро-

славцев.

В концерте приняли участие артистка Е.
Андреева-Рябова, исполнившая ряд произ-
ведений композиторов, современников Кры-
люва, и квартет Московской государственз
ной филармонии.

ПЛЕНУМ ССП УЗБЕКИСТАНА

waka wae

ti

Se