‘

Л. ДМИТРИЕВ

ФИЛЬМ О ЛЮБВИ И Д

‚„В шесть часов ве

Размышляя о качествах советского че-

ловека, благодаря которым он выходит
победителем из величайшей войны, мы
прежде всего вспоминаем особенно важ-
ные черты его духовного облика, как бы
дающие ключ к верному пониманию всего
характера. Они общеизвестны. Это глубо-
кая преданность советской родине, пламен-
ная ненависть к ее врагам, твердость в
суровых испытаниях, верность в дружбе
и любви, неиссякающий оптимизм, вера
в победу, основанная на живом ощу-
щении непреоборимой силы народа, под-
нявшегося на защиту родной. земли.
У каждого человека эти черты  при-
нимают «необщий», свой оттенок, свою
окраску, но моральная основа характера
остается незыблемой; и в этом кроется од-
во из об’яснений «чуда», над которым. ло-
мают головы некоторые западные наблю-
датели, силясь понять, как советский
народ выстоял в схватке со страшными си-
лами мрака, грозившими покорить весь
мир, и не только выстоял, но и победил
и вместе со своими союзниками стоит в
` преддверии полной победы.
_` Несомненная заслуга И. Пырьева и
всего. творческого. коллектива, создавав-
шего фильм «В шесть Часов вечера после
войны», состоит в том, что им удалось. —
в пределах избранного ими жанра — яс-
во и правдиво передать именно эти, суще-
ственно важные духовные черты совет-
ского воина.

Нет надобности излагать здесь ход сю-
жетных событий нового фильма: тому, кто
видел картину, такой пересказ неинтересен,
а тому, кто не видел, он вряд ли что-ни-
будь об’яснит. Скажем кратко: это от-
рывки из биографии наших современни-
ков, рядовых, советских людей — двух
неразлучных  прузей,  офицеров-артилле-
ристов, и девушки, воспитательницы из
детдома, — идущих вместе со всей. стра-
-вой по трудной дороге войны через самые
тяжелые испытания, через бои, через горе
‚разлук — к светлому часу окончательной
победы, в которой есть большая доля их
труда и мужества.
-- Сценарий В. Гусева дал исполнителям и
постановщику трудный, но благодарный
материал. В поэтическом тексте фильма
легко уловить особенности творческой ма-

> Hepp  Гусева-драматурга: здесь ясно
ошушаются отзвуки и «Славы», и по-
смертной тезтральной работы талантливо-
го поэта — «Сыновья трех рек»: Здесь и
лиризи и непосредственность чувства,
‘стремление к ясности характеров. разго:
ворная плавность и простота диалога. В
стихах-репликах часто применяется при-
ем, который на языке литературной тех-
ники называется «enjambement> — OKOH-
чание фразы в середине ‘стихотворной
строки. Этим почти стираются грани меж-
ду стихотворным и прозаическим диало-
том: и вместе с тем речи героев свой-
ственна некая возвышенная простота, при-
поднятость, пеликом отвечающая харак-
теру их чувств. :
И. Пырьев на протяжении многих лет

РУЖБЕ

чера после войны“

И:

Варя: А я Кудряшова никогда уже
больше не увижу...

чертой — ‘все они (кроме «Секретаря рай-
кома», сделанного в драматическом жан-
ре) представляют попытки создания и Ут-
верждения нового вида кинозрелища, со-
четающего элементы музыки и драмы,
юмор и патетику, веселое и возвышенное.
Здесь И. Пырьев чутко откликается на
запросы широких кругов зрителей, стремя-
шихся найти в новых фильмах и героику
нашей современности, и веселую. шутку,
и песню, которую можно было. бы запом-
нить и унести с собой из зала кинотеатра.
Новая картина, поставленная по сценарию
Виктора Гусева (так же, как «Свинарка и
пастух»), интересно и успешно. развивает
новый жанр, которому, бесспорно, принад-
лежит больнюе будущее. и

Во вступительных титрах фильм назван
«музыкально-поэтическим». ‘Этот обязы-
вающий подзаголовок обоснован художе-
ственным строем картины. Удачная музы-
ка Т. Хренникова и отлично снятые
В. Павловым пейзажи (в особенности лю-
бовно запечатленные картины осенней и
зимней русской природы, пейзажи Моск-
вы) органично сочетаются с драматиче-
скими эпизодами; обычный диалог легко
и естественно переходит в стихотворный, в
ресню; пляска также не превращается в
самостоятельный «вставной» номер, как
это часто случается в картинах, а\ стано-
вится необходимой частью общего художе-
ственного целого.

Режиссером найдены интересные и eae
гообещающие пути решения многих вопр
сов, которые служили. в кинематографии

р

Корней ЧУКОВСКИЙ

Ленинградским
детям
Промчатся над вами

Года за годами,
И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы, ~
Молодые,

А будете лысые вы

И седые.

И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,

И Татка наденет большие очки

И будет вязать своим внукам перчатки.

И даже двухлетнему Пете

Будет когда-нибудь семьдесят лет,
И все дети, все дети на свете
Будут называть его: дед.

И до пояса будет тогда
Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками,
И чтоб размять свои старые кости,
Пойдете. куда-нибуль в гости, —
(Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку),
Или тогда же, —в две тысячи двадцать
четвертом году —
На лавочку сядете в Летнем саду,
Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
р маленьком скверике
В Новой Зеландии или в Америке, —
Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
везде, одинаково,
Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
к и Кракова —
На вас молчаливо укажут :
И тихо, почтительно скажут: Г
«Он был в Ленинграде... во время
1 : осады...
В те годы... вы знаете... в годы =
: блокады» —
И снимут пред вами шляпы. р
—>—

Дом. Александра Грина
в Старом Крыму

Небольшой трехкомнатный дом по ул.
Карла Либкнехта, 44, в Старом Крыму.

предметом ожесточенного творческого спо-  Здесь работал и провел последние годы
ра. Приходилось не раз слышать, напри-  жизни Александр Степанович Грин. До
„Мер, что кино по природе своей не терпит войны в’этом доме-музее было бережно

условности и что ему противопоказаны
стихотворный диалог или даже целые жан-

ры — такие, как опера. В картине «В   творчеству автора «Алых парусов».

несть часов вечера после войны» кад-
ры, где Кудряшов, простившиеь с неве-
стой, скачет вдоль лесной опушки и по
широкому полю, создают песенный образ,
и рядом с ним легко находит себе место

собрано все, что относится к биографии и
Вскоре
после оккупации немцы в этом старинном
особняке, утопавшнем в зелени, устроили
KOHIO WHO.

Есть тупое однообразие в методике

песня девушки, провожающей ‘зозлюблен:-   «деяний» фашистских захватчиков. Музеи,

ного на битву.

церкви, дома писателей и художников,

И в общем решении фильма, и в тРак-  все, что связано с национальной культу-
товке ролей И. Пырьев не боится резкого   рой народа и его искусством, они неиз-

плакатного мазка, прямого хода, отказа   менно старались

выступает как смелый новатор темы и
жанра. Его картины «Богатая невеста»,
«Трактористы»,  «Свинарка и  частух»,
«Секретарь райкома» были живым и не-
медленным откликом на то, что состав-
ляло самую основу жизни народа в пофу,
когда эти ленты создавались. И в новой
своей работе И. Пырьев обращается к
совремённости и даже пытается  приот-
крыть завесу булушего. В этом смысле он
всей своей творческой деятельностью как
бы полемизирует < теми деятелями искус-
ства, которые просят отсрочки у своего
времени и даже выработали «теорию» ©
мнимой неизбежности разрыва между эпо-
хой и творчеством художника, берущего-
ся за ее изображение. 5 =

Картины И. Пырьева, о которых мы
вспомнили выше, об’единены и другой

-..До встречи, до встречи,
_Ле нашей победы,
До вечера после войны...

> С. ДУРЫЛИН

Островский считал «Бесприданницу»
лучшей своей пьесой Он прав в этой
оценке.

Подобно Пушкину в маленьких трагеди-
ях, Островский в «Бесприданнице» строит
драму, как эпилог: это последний акт
пелой жизни, лишь разделенный на че-
тыре картины. За сценой остается не-
сколько актов драмы, переживаемой Ла-
рисой: ее ранняя юность, ‘первая любовь,
шум «пыганщины», «разуверение во всем»,
попытка вырваться из омута жизни, ухва-
тившись за слабую руку Карандышева, —
все это остается за сценой. Все это только
проступает ожившими тенями в эпилоге —
в новой встрече с Паратовым, которая и
составляет содержание драмы. Враги,
друзья, близкие, свои, чужие — все тол-
кает Ларису к. гибели, и весь драматизм
«Бесприданницы», строгий, ясный, в том
и состоит, что кольцо жизни крепче и
крепче сжимается вокруг Ларисы. Чело-
век с большой, вольной душой, с любящим
смелым серднем, Лариса убеждается, что
она только предмет торга, купли и про-
дажи. :

Островский не писал трагедий, но в
«Бесприданнице» он был великим траги-
KOM. $

`Нельзя без удивления отнестись к
тому факту, что лучшая пьеса Остров-
ского давным-давно исчезла из репертуара
«Лома Островского» — Малого театра, а
в репертуаре другого ведущего театра —
МХАТ — не бывала никогда.

Центральный театр транспорта прекрас-
но сделал, что вернул «Бесприданницу» на
московскую сцену (постановщик — В.
Гольдфельд, художник — М. Варпех, му-
зыкальное оформление — Н. Кручинина).

Можно порадоваться, что постановщик
внимательно, бережно, любяще отнесся к
пьесе Островского, прежде всего —к ее
тексту- So ‘

Впрочем, в одном месте — и очень важ-
ном — театр погрешил против Островского.

ana EE EOE Enea

Литературная газета _
4 Ne 4

woe

Адрес редакции и Издат У ства: Москва, ул. Станиславского, 24. (Для телеграмм —Москва,

511501

от нюансов и полутонов,
скажем, камерной психологической драме.
Фильм очень прямолинеен, все эпизоды,
поступки героев, все изобразительные
элементы картины устремлены к ясной
цели.

У Марины Ладыниной — трудная роль.
Встречи Вари с любимым, и разлуки, и
снова встречи — вплоть до последнего
радостного свидания, «на мосту в шесть

запачкать, осквернить,

свойственных, превращали в конюшни и свиные хлевы.

Старый Крым — город партизан, город
живых традиций. Здесь партизанские сое-
динения ни на один день не прекращали
своих действий. Вот почему разгул фа-
ныистских оккупантов здесь был особенно
яростным. › —

Многие культурные учреждения Старого

В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.

Стихи Юрия Капралова

Молодой поэт Ю. Капралов (Новоси-
бирск) еще в 1934 году прислал свои
стихи «Первый паровоз», «Письмо к от-
цу» и другие ва литературный кон-
курс в Ленинград. Стихи тринадцатилет-
него мальчика. обратили на себя внимание
жюри и были год спустя напечатаны в
сборнике детских стихов, выпущенном в
Ленинграде под редакцией С. Маршака.

На-днях Ю. Капралов выступил на оче-
федном заседании Областной комиссии
президиума ССИ СССР с новыми своими
произведениями. Молодому поэту при-
шлось выслушать немало суровых слов от
писателей, Участвовавших в обсуждении.
С. Маршак и’Т. Габбе, знающие его дет-
ские стихи, и Н. Замошкин, С. Марков,
Л. Мартынов, В. Шкловский, И. Розанов,
М. Голодный, М. Слонимский, Г. Ершов
и А. Карцев, познакомившиеся с ним лиш,
теперь, указывали на то, что свежесть и
оригинальность детских стихов оказались
утраченными, а мужественность, накоплен-
ная за эти годы, еще не дает себя чув-
ствовать в новых вещах.

— В юности у Капралова было больше
смелости, — говорит С. Маршак. — Задор
и своеобразие первых стихов уступили ме-
сто традиционности. Новые стихи несом-

ненно талантливого поэта: Юрия ат»
ралова легковесны по мысли, нло
бытны по форме. Поэт должен чувств
вать больше ответственности за каждую
свою строку, за каждую вложенную в sas
мысль. Тяжело пахать землю плугом,
если вдруг во время пахоты делается лег-
ко, — это значит, что плуг пошел но по
верхности и не вспахивает землю. a
поэту пишется легко, значит он пишет.
верхностно.

г Перевал от детской даровитости К
поэзии очень сложен, — сказал В. Шклов-
ский, — и он лежит в.большинстве слу-
чаев через биографию поэта. Литература
не делается без жизни. Зерно таланта, Зы
пав в плодородную почву, должно пройти
свой «период яровизации» — обработки
холодом, тогда оно даст богатые всходы.
В стихах Капралова не чувствуется ere
биографии, прикосновения к Жизни, пере
житого. ‘

С. Марков, Л. Мартынов, М. Слоним-
ский и др. указывали на то, что в стихах
Капралова нет своего. видения вещей, яв-
лений: в них чувствуются литературные
способности, но это еще не. поэзия. Пови-
димому, Ю. Капралов находится на творче-
ском переломе.

Краткие биографии великих людей

Dro treme было посвящено 18-е coOpa-
ние секции  художественно-исторического
жанра Союза писателей. Обсуждалась ce-
рия «Великие русские люди», издаваемая
«Молодой гвардией».
°С докладом выступил Борис Агапов. По
его. мнению, в такой биографической
книжке необходимо создать художествен-
ный образ’ героя, сжато и занимательно о03-

накомить читателя с его профессией и с
  узловыми моментами жизни.

° Исходя из этих положений, докладчик
‘считает, что авторы биографий, выпушен-
ных «Молодой гвардией», неясно пред-

ставляли себе свои задачи, и потому боль-

пгинство книжек не удовлетворяет нашим

‘требованиям. Докладчик тщательно  разо-
‘брал книги К. Черного и Е. Черной ‚©
Чайковском и А.-Сидорова о Ренине, ко-
торые кажутся ему крайне неудачными, и
лал положительную оценку биографиям:
металлурга Чернова, написанной Л. Гуми-
левским, и Тимирязева — В. Сафоновым.

Почти все участники прений согласи-

‚лись с положениями, выдвинутыми док-

В секции поэтов

_ На состоявшемся на-днях У
ном заседании секции поэтов ССИ СССР
были обсуждены основные задачи и ‘план
работы секции. Для первых творческих ве-
черов, которые будут устраиваться в клу-
бе ежедекадно по нятым числам, намече-
ны выступления М. Светлова, М. Алигер,
М. Матусовскогф, Л. Мартынова и др.

В первых числах декабря бюро секции
совместно с Государственной филармонией

ладчиком. Е. Ланн указал на трудности,
стоящие перед автором краткой, художе-
ственной биографии, и предостерегал ре-
хакнию серии от дублирования  статен
энниклопелического словаря. С. Дурылин
рассказал о своей работе над биография-
ми Пепкина и Лермонтова. Н. Бельчиков,
Н. Анциферов, Л. Рубинштейн, С. Кржи-
жановский проанализировали книжки Н.
Водовозова о Белинском, М. Ильина о
Казакове, -С. Дурылина о ’ШЩепкине, С:
Бугославского ©  Глинке, К. Черного и Ee
Черной о Чайковском. К созданию био-
графий замечательных ученых, путешест-
венников, малоязвестных широким массам,
призывали Л. Мартынов и С. Марков. Осо-
бенностям биографий научных деятелей по-
святили свои выступления О. Писаржев-
ский, В. Перцов и К. Осипов, говорившие
о необхолимости соблюдения пропорции
между популяризацией самой научной кон-
цепции и жизнеописанием героя.

В. Сафонов, выступивший от имени ре-
дакции серии, признал правильность мно-
гих критических замечаний.

устраивает открытый вечер памяти И. Ут-
кина.

На-днях бюро секции и ЦК ВЛКСМ со-
зывают совместное совещание, посвящен-

ное обсуждению сборников стихов, вышед-

ших в издательстве «Молодая гвардия».

Сегодня первый вечер секции поэтов. В
сообщение председателя
бюро секции П. Антокольского и обсуж-

повестке дня

дение поэмы С. Васильева «На Урале».

——_ ee

Радиопостановки на исторические темы

Литературно-драматический отдел Все-
союзного радиокомитета посвящает серию
радиопостановок выдающимся людям рус-
ской истории, нашим великим предкам. Не
раз уж передавались по радио специаль-
ные постановки © замечательных русских
полководцах— «Суворов», «Багратион».

Теперь заканчивается работа над радио-
постановкой «Дмитрий Донской» по рома-

Крыма фашисты сожгли дотла. Они пы-  ВУ С. Бородина. Авторы этой ралиокомпо-

часов вечера после войны». Но артистка   тались уничтожить старейшую, единствен-

умеет не повторяться и простыми сред-
ствами создает убедительный образ рус-
ской, советской женщины,
участницы войны. `

Е. Самойлов. в творческой

ную в Старом Крыму библиотеку.‘ Заве-
дующая библиотекой тов. Горбатова, не-

героической   взирая на грозившую ей опасность, обе-

регла от покушений бандитов болыное ко-

биографии   личество книг. Ей также удалось сохра-

которого есть и такие работы, как заглав-  нить и наиболее ценные книги и рукопил
ная роль в «Шорсе» и менее удачные по-   си А. Грина, Я видел у нее аккуратно

пытки
ходит в новом фильме

создания комедийных ролей, на-  сложенные стопки первых книг писателя,
удачное приме-  гранки, фотографии, записные
нение своему актерскому дарованию. В   среди них — пачка

книжки и
потемневших _ писем.

роли Кудрянюва он хорошо передает и Много писем Паустовского к Грину. Все
романтические черты героя, и ту внутрен-   бережно перевязано, лежит в полной сох-

нюю улыбку, которой освещен этот образ,   ранности.

я силу большого, трагического пережива-

~

Истерзанный врагами городок залечивает

ния в тех сценах, где Кудряшов, потеряв:   свои раны, воскресают культурные очаги.
ший ногу на войне, ищет решения своей   Надо восстановить и дом-музей А. С. Гри:

судьбы. С большим умением и тактом

проводит он психологически сл ный

на, чье имя особенно дорого крымчанам.
Пора увековечить память писателя пере-

эпизод, где ad eae opus a ee a именованием одной из улиц Старого Кры-
мелодраматическо анальности ма, где жил писатель, в улицу Грина.

ши,—сцену, в которой ставший инвалидом
Кудряшов просит друга сообщить неве-
сте, будто он убит. Е

В роли боевого соратника Кудрянюва—
лейтенанта Демидова—И. Любезнов раду-
ет хорошим и точным комедийным мастер-
ством, без гротескных нажимов и наро-
читого комикования.

Стоит особо отметить, что актерам уда-
лись эпизолы боев: в батальных кадрах
участники событий не теряются в дыму и
гпрохоте сражений — они все время оста-
ются в центре внимания авторов и зрите-
лей. га

«В шесть часов вечера после войны» —
удача советской кинематографии, которая
в голы войны ищет творческого рашения
новых тем, выдвинутых жизнью и борьбой
советского народа.

В третьем действия Лариса поет романс
«со стороны». Это — старая и очень пе-
чальная традищия, идущая против твор-
ческой воли драматурга. У Островского
Лариса поет:

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности своей.

Это не просто пение романса Глинки на
слова Боратынского. Это ответ Ларисы
Паратову, покинувшему ее и теперь до-
бивающемуся «возврата» ее «нежности».
Лариса словами романса дает прямой, му-
чительный для нее ответ Паратову:

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не хочу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям.

Можно ли зачеркнуть эту трагическую
‚реплику Ларисы, реплику, которая давно
зрела в ее душе (недаром и во втором дей-
ствии эти же слова-звуки не сходят с ее
  уст), и заменить эту трагическую. реплику,
  необходимую для действия, ничего не вы-
ражающим, чужим романсом, произвольно
  включенным в пьесу?

Трудно играть «Бесприданницу». Быть
может, из всех пьес Островского oHa —
труднейшая. Сознавая, что сила Остров-
ского прежде всего —в живой действен-
ности его изумительного’ слова, постанов-
щик дает простор этому слову, и тогда,
когда актер обладает чутьем к слову Ос-
тровского, получается прекрасный резуль-
тат.

}

Обычно Кнуров редко удается в спек-
таклях «Бесприланницы». В спектакле Те-
атра транспорта Кнуров—наиболее закон-
ченный, художественно цельный образ.
А. Дорошевич отказался от резких штри-
хов, от нарочито ярких красок. Его Кну-
ров благообразен, вежлив, полон собствен-
ного достоинства; это тот самый человек,
про которого Гаврила говорит: «Как же
ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли У
него миллионы?» Но именно из внешней
мягкости Кнурова, из этой его важной
молчаливости, так резко. отличающей. его
от Диких и Курослеповых, и вырисовы-
вается у Дорошевича большой хищник,

Литгазета). Телефоны: секретариат — К 4-60-02, отделы критики,

Эдвард ШОЛОК.
СТАРЫЙ КРЫМ.

НОВАЯ РЕДАНЦИЯ
ЖУРНАЛА «ЗВЕЗДА»

Ленинградское отделение Союза совет-
ских писателей утвердило новый состав
редакционной коллегии журнала «Звезда».
В ее состав вошли: В. Саянов  (ответст-
венный редактор), И. Груздев, В. Орлов,
`А. Прокофьев, проф. В. Мавродин. В жур-
нале вводится ряд новых отделов, при-
влекаются новые авторы. }

Сцена из четвертого акта. Арт. Л. Скопина в роли Ларисы
и А. Дорошевич в роли Кнурова.

Фото А ЛАЗАРЕВА.

всегда предпочитающий тихий ход к жерт-
ве, которую он облюбовал.

Наоборот, играющему Вожеватова
Д. Черневскому при верном замысле роли
нехватает разнообразия жизненных оттен-
ков в речи его «Васи»: этот будущий
Кнуров у Островского. умнее, острее, а в
конечном счете опаснее и  зловредней,
чем тот пустой, несколько фатоватый «ев-
ропейчик», которого мы видим на сцене.
Вожеватова надо сыграть так, чтобы мы
согльсились с Гаврилой: «В лета войдет,
такой же идол будет».

То же случилось с Паратовым. У Ост-
ровского он сложнее, чем в спектакле.
Артист Лл Бордуков придал ему айломб,
дерзость, даже наглость: этими качества-
ми его Паратов, так сказать, штурмует
  людей — всех без исключения, от Воже-
  ватова до Робинзона. Все это, конечно,
; есть в Паратове, но есть у него и другое:
  широкая натура, размах, действительная
  способность увлекаться и потому увлекать
  других. Вот за эту способность увлечения,
  32 этот талант жизненного размаха полю-
била его Лариса, эту удаль чувствуют В
нем-цыгане, которым нужны не только
его деньги (их у Кнурова куда больше!),
ню ин размах его в песне, в разгуле.

Такого размаха вовсе лишен Каранды-
  шев. В нем нет ни силы души, ни силы
  ума. Он не чувствует поэзии, не звучит
‚ для него музыка. Эту нервную сухова-

издательство —К 4-64-61

зинии—С. и А. Бородины, музыка Б. Мок-
соусова. Роль Дмитрия Донского исполня-
ет Б. Ливанов.

НОВЫЕ

ГОСЛИТИЗДАТ

ep
@ И. Никитин — «Стихотворения» вышли в
серии «Писатели—патриоты великой родины».
В’ сборник включены наиболее популярные
стихи поэта: «Русь». «Бурлак». «Песня бобы-
ля» и др. В вступительной статье проф.
И. Розанова говорится о значении натриоти-
ческой лирики Никитина. t

© Ф. Гладков «Избранное». В однотомник
вошли «Цемент». «Боец Назар Оуелов» и
<Мать», Е
‚ © Стихи современного молдавского поэта
Е. Букова «Весна на Днестре» выпущены в пе-
реводе В. Державина, @. Олендера. ©, Map
и др.

@ «Избранное» испанского поэта Федерико
Гарсия Лорка. трагически погибшего от рук
фаптиетов. включает стихи из сборников
«Книга стихов». «Песни». «Канте Хондо» и лр.,
a также 4 пьесы: «Мариа Пинеда», «Вол-
шебная башмачница», «Кровавая свальба» и
«Иерма». Вступительная статья написана
Ф. Кельиным,

© Исторический роман о. де-Бальзака
«ИПуаны». открывающий «Человеческую ко-
медию». выпупен в переводе Н, Немчиновой.
Пуедисловие И. Анисимова. ` :

ДЕТГИЗ

© Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»
въишла е иллюстрациями народного художни-
ка СССР Б. Иогансона. В небольшом преди-
словии А. Дерман знакомит юных читателей
с историей создания комедии и постановкой
ее на сцене МХАТ.

© Рассказ В. Гвоссмана «Жизнь» выпущен в

серии «Военная библиотека школьника» для
детей старшего возраета„-

© С. Мнихалков—«Быль для детей» — для
младтиего возраста. В книге три были: «Про
войну» («Летней ночью на раесвете...»). «Про

напУ\силу> и «Про победу».

тость натуры Каран-
дышева, ее скудость
о хорошо передает. ис-
полнитель этой труд-
ной роли_В. Хохря-
ков. Но весь исихиче-
зкий склад его Ka-
рандышева, весь его
внутренний и внеш-
ний облик ближе к
Достоевскому, чем к
Островскому. «Моло-
дой человек» — чи-
таем мы в peMapKe
Островского; у Хох-
рякова же Каранды-
ев — человек вовсе
не молодой, уже из-
рядно потрепанный
жизнью, озлобленный
и серый до такой
степени, что вряд ли
Лариса могла ре-
шиться связать свою
судьбу с таким Ка-
рандышевым из захолустного чиновничьего
подполья.

Очень хорошо, что В. Пшенин не превра-
щает Робинзона в сплошного» шута, а
наоборот, показывает его человеком. себе
на уме, умеющим пользоваться обстоятель-
ствами. Но Робинзон — одна из тех ролей,
в которых особенно искрист юмор Остров-
ского, особенно остро его слово, особенно
ярок его комизм. Все это звучит у испол-
нителя приглушенно, в половину своей
силы.

Это можно сказать
играющей Огудалову.
ка удерживается от подчеркивания сом-
нительной деловитости этой дамы, но
можно пожалеть, что, при верном рисунке,
образу нехватает более сложной красоч-
ной гаммы: образ У Островского куда
ярче.

Как Катерина для «Грозы», так Лариса
для «Бесприданницы» — образ не только
центральный: это образ узловой. Каждый
из исполнителей других ролей зависит от
исполнительницы роли Ларисы, и она .в
свою очередь зависит от всех без исклю-
чения исполнителей других ролей,

Трудность исполнения роли Ларисы с®-
стоит в том, что это — трагическая роль,
  построенная, как лирический образ. К
  Ларисе влечет всех — от Карандышева и
 Кнурова до цыгана Ильй.

‘и об А. Андреевой,
Хорошо, что артист-

‚ бухгалтерия —К 4-76-02.

‘литератур ‘братских республик, искусств, ин

В радлиопостановке участвуют

(воевода  Боброк),

С. Бутюгин
  Стародубский),

жиссеры — Б. Ливанов и Г. Конский.

На основе исторической драматической
хроники А. Островского «Козьма. Захарь-
ич Минин», много лет не шедшей на мос-
радиокомпозицию

ковской сцене,
Н. Волконский,

делает

—— <

AHATH

© В книге А. ОСкребицкого «Простофили
хитрецы» собраны

нимательно рассказывает пиеатель о

жикотных. Их повадках. Рисунки к книге —
ГР. Никольского. A
$ М. ПТаскольская — «Кристаллы». Научно-

популярная повесть о том. как много чудес-
ного и увлекательного в мире природы. как
много еще неизведанного и неисследованного.

$3 В книге К. Федина «Мальчики» четыре
рассказа: «Сазаны», «Вася». «Мальчик из
Семлева». «Командир». С большой’ теплотой в

них рассказывается о детях—участниках Оте-
чественной войны.

@ Книга В. Осеевой «Волшебное
  об’единяет 10 рассказов для дошкольников. Ри-
сунки А, Давыдовой.

© Рассказ А. Копыленко «Солнце» вышел в
переводе с украинского Е Благининой. е ри.
сунками О. Римекой-Корсаковой.

«МОЛОЛАЯ ГВАРДИЯ»

<) В сборник «Русские песни» (сост. Н. За_
популярные песни, старые и новые,
вается сборник Гимном Советского Союза. . в
онные песни: «Ревела буря. дождь шумедл...»,
«Есть на Волге утес:..». «Нелюдимо наше мо-
ре...» и др.. во втором-—еоветские песни: «Вё-
ликой Отчизны свободные дети...». «На про-
стопах родины чудесной... >,
моя родная...» и др.

© Оборник «Чтец-декламатор» составлен из
стихов М. Алигер. К. Оимонова. (С). Берггольк
А. Суркова. С. Михалкова. А, Барто. 0. ПТи-
раза. Джамбула и до.,

Н. Тихонова, Л. Соболева. В.

ча. М. Слободского,

лить

‚ БЕСПРИЛАННИЦА».

Премьера в-Центральном театре транспорта

даром заставляет ее всех покорить своим
пением: поэтическую искру в ней чуют
все—и каждый (кроме разве цыгана Илыи)
старается помешать этой искре разгореть-
ся в настоящий, вольный,
огонь. Весь сценический ритм роли Лари-
сы —это тревожные вспышки огня под
серым пеплом темного быта. Последняя
вспышка на миг превращает этот огонь в
бурное пламя, и на нем Лариса“ сжигает
свою Жизнь. : Е

У исполнительницы «Бесприданницы» в
Театре транспорта Л. Скопиной Лариса
правдива в своих чувствах, проста в их
выражении, искрення в душевных дви-
жениях. Там, где эти чуветва Ларисы
исполнены тихого лирического волнения
(например, ее мечты о. новой жизни в лес-
ной глуши — в первом действии), там ар-
тистке удается приблизиться к замыслу
Островского: веришь, что этой Ларисе хо-
чется смыть с души всю накипь жизни.
Но там, где чувствования Ларисы от теп-
лой лирики восходят к драме (финальный
порыв — уход в третьем акте), к трагедии
(четвертый акт), там артистка ‘оказывается
дальше от замысла Островского. В его
Ларисе — сильнее Устремленье вырваться
из железного кольца, в ней больше порыва
к любви и воле, чем это выражает артист-
ка. Когда у Островского Лариса поет «Не
искушай меня без нужды», она на миг как
бы включает в свой порыв всех, кто ее

слушает, даже сурового Кнурова, даже
Вожеватова, восклицающего: «Послушать
да и умереть — вот оно что!»

В спектакле Театра транспорта этого

общего порыва Нри пении Ларисы нет, как
нет, впрочем, и самого романса Глинки...
А с этого порыва начинается трагический
исход Ларисы — в смерть.

Драма Ларисы остается у Л. Скопиной
в пределах лирической грусти и тоски и
не поднимается до высот трагической
борьбы и гибели.

А это предрешает и судьбу всего спек-
такля. Добротный по работе постановщика,
художника и исполнителей, благородный
по любяще-почтительному отношению к
Островскому, он не поднимает печальной
истории Ларисы Огудаловой до трагедии.

Но спасибо Театру транспорта’ за то, что
он просто, ясно и с добрым чувством рас-
  сказал печальную повесть бесприданницыЫ—
Г ПОВ СТВ, которую мы давным-давно не

Островский не-! слыхали с театральных подмостков.

артисты
МХАТ СССР: А. Чебан (чтец от автофа),
Н. Свободин (боярин Тютчев), Н..’ Куроч-
кин (Ольг, князь Рязанский), Н. Антонов:
(боярин
Н. Хошанов (Мамай). Ре-

B
i рассказы про животных
для детей младшего возраста. Просто и за-
жизни

слово»

харов. под ред. И. Розанова) вошли наиболее
Откры-

первом разделе даны известные дореволюци-

«Широка страна

небольших рассказов
о Кожевникова,
Л. Каесиля и др. В. отделе «Сатира и юмор»
напечатаны произведения С. Маршака. Л. Лен-

живительный

формации — К 4-26-04,

К. ИГУМНОВ

народный артист РОФСР

Антон Рубинштейн

Полвека прошло со дня смерти великого
русского композитора, пианиста и талант-
ливейшего музыканта: просветителя,

Вспоминая Антона Рубинштейна, неволь-
но думаешь © том, что целые поколения
музыкантов нашеи страны многим обязаны
его замечательному дарованию и органи-
заторскому таланту.

Огромное обаяние его ЛИЧНОСТИ © 050-
бенной полнотой чувствовалось в Рубин-
штейне-пианисте.

Я помню его концерт в
восьмидесятых годах,

Играл он просто, без претенциозности,

И слушателей эмоционально захватывала
особая певучесть тона, свойственная его
игре, в которой все было подчинено со-
держанию исполнявшейся им музыки. Ан-
тон Рубинштейн по праву считался пер.
вым пианистом в мире.
‚ Удивительная  непосредственность, на-
певность характерны для лучшей части его
‘композиторского творчества — фортепиан-
ных произведений.

Из многочисленных его оперных произ-
ведений выделяется широко известная
опера «Демон», которая заняла почетное
место в ряду лучших творений русской
музыкальной культуры.

Всех, кому довелось встречаться с этим
выдающимся человеком, поражали его ко-
лоссальная энергия, творческая ‚дродуктив-
ность и кипучая организаторская деятель-
ность. Ему было присуще неутомимое
стремление совершенствоваться, впитать
‘все лучшее из мировой музыкальной куль-
туры. Венцом его исполнительского ма-
стерства были семь программ цикла
так называемых исторических фортепи-
анных концертов, куда вошли лучшие
произведения Баха, Бетховена, — Шопе-
на, Шуберта и Глинки. По об’ему и твор-
ческой напряженности исполнение этих
программ требовало участия целой группы
пианистов, однако .‹ исполнителем этого
цикла являлся один А. Рубинштейн. Кон-
церты прошли’ с огромным успехом в круп-
`нейших столицах Европы: в Петербурге,
Москве, Париже, Лондоне, Вене. Каждый
из концертов Антон Рубинштейн повторял
специально для учащейся молодежи.

Рубинштейн всегда горячо ратовал за
организацию  профессионального  музь-
кального образования в России. Он по-
ставил своей целью поднять музыкальную
культуру в России на высоту, достойную
гения ее народа. Поэтому он отдал. много
сил концертному делу и явился организа-
тором первой русской консерватории — в
Петербурге. Под его непосредственным py-
ководством в коусерватории получил. про-
фессиональное образование ПП. И. Чайков-
ский. ;

В наши дни широко распространилась
‘музыкальная культура в советской стра.
не, выросла целая плеяда замечательных
музыкантов. И то, что теперь у нас. в лю-
бом оркестре каждый музыкант ‹ имеет
серьезное профессиональное образование,
является лучшим памятником великому
художнику.

Москве в

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО
КОМПОЗИТОРА

Памяти А, Г. Рубинштейна было, посвя-
щено собрание, проведенное 20 ноября Го-
сударственным центральным музеем. музы-
кальной культуры. Академик Б. Асафьев
выступил с докладом о творчестве Рубин-
штейна и его роли в истории русской му-
зыкальной культуры. Музей организовал
интересную выставку, отражающую жиз:
ненный и творческий путь композитора,

Выставка, посвященная памяти А. Г.
Рубинштейна, организована научной биб-
лиотекой Московской консерватории.

На концертах, посвященных знамена.
тельной дате, были исполнены симфони-
ческие и камерные произведения Рубин-
штейна, его романсы и отрывки из опер,

——-

Эстрадные премьеры

В декабре чтецы Всесоюзного . гастроль:
но-концертного об’единения покажут в
Москве ряд новых эстрадных программ,
составленных из произведений русских и
зарубежных писателей;

Антон Шварц готовит вечер американ-
ской новеллы. В новую программу вошли
пять новелл: Эдгара Пог О. Генри, A.
Бирса, Э. Колдуэлла и Ленгстона Хьюза.
Артист работает также над большой ли-
тературной композицией «Бородинское
сражение» (по роману Л. Толстого «Вой-
на и мир») и программой, состоящей из
произведений советской прозы. В програм-
му войдут фрагменты из произведений А,
Толстого («Детство Никиты», «Хождение
по мукам»), Ю. Тынянова («Смерть Вазир-
Мухтара», «Пушкин») и К. Паустовского
(новеллы военного времени).

Литературна-музыкальную композицию
«Алые паруса» (по Грину) подготовил
чтец С. Акивис совместно © композито-
ром В. Юровским. Эту композицию  ар-
тисты ВГКО показывалот сейчас на кораб-
лях Северного флота.

Над новой эстрадной программой «Сов-
ременники», включающей произведения
Чехова, Горького и Маяковского, работа-
ет Л. Кайранская. Н. Голубенцев подгото-
вил литературную композицию «Любовь
Константина Левина» по роману Л. Тол-
стого «Анна Каренина». Новая программа
Э. Каминской посвящается творчеству трех
поэтов: В. Хлебникова, В. Маяковского и
Б. Пастернака.

Литературную композицию «Боярыня
Волкова» по роману А. Толстого «Петр В
подготовила Л. Шумская в постановке ре-
жиссера МХАТ М, Кнебель.

—>_-

В несколько строк

“© Творческий вечер 1. Бажова состоится
в Московском клубе писателей 27 ноября. Аз
тист Д. Орлов ‘и сказительница В. Фунтикова
прочтут оказы П. Бажова.

© Отрывки из «Ленинградеких лневников»
прочтет В. Инбер на речере в Клубе писатё-

лей 29 ноября. Вступ: о BO— >
ve : упиФельное сло Ве. Виш

© 23 ноября в редакции «Знамя» состоялась
встреча актива журнала с писателями К. Си-
моновым, Be, Вишневским и полковником
Е. Болтиным, рассказавшими о своих поезд:

ках по Румынии, Югославии, 5
олгари x
Прибалтике. 5 ee

© Газета «Тагильский рабочий» посвятила од-
ну из своих страниц памяти умершего пять
re тому назад уральского писателя А. П
и Ддина, автора книг «Моя школа», «Лога»,
<} иное «В лесу> и др. В газете опубли-
neo ы статьи П. Бажова «Славный путь» и
js ождественской «Последние встречи» — 0
жизни и творчестве A П. Бондина.,

© Редко исполняемое птоизве.

дение Бетхове
a увертюра «Король Отефан» — вошло в
рограмму симфонического концерта, который
и 29 ноября в Болынбм зале Москов-
cokes! ана под управлением К. Ива-
aca концерте будут исполнены также
: симфония Бетховена и 1-й фортепнанный
концерт. Оолиет—Гр. Гинзбург.

р И

Письмо в редакцию

ее тючтивттих меня вниманием и приве-

м м в день 60-летия моих литературных работ
высокого награждения меня орденом Тру-

Я оо Знамени прошу принять глу-
3 лагодарност: $

бек тару ъ за оказанную мне

Николай ТЕЛЕШОВ
ee errr 1.5: трет точит стиееиеееиний

Редакционная коллегия: Б. ГОРБАТОВ,
Е. КОВАЛЬЧИК, В. КОЖЕВНИКОВ,
С: МАРШАК, д. ПОЛИКАРПОВ,
Л. СОБОЛЕВ, А. СУРКОВ (отв. редактор).