*

лить a

ae
eS

=

нови Е ош вание шт о ив обширно

№ 6 (1109).

`° Современность — тлавное со

нашей литературы. От того, р
правдиво и глубоко показывает  современ-
ную жизнь литература, зависит се 0б-
щественно-историчеекая роль. Молодая
советская литература измеряла свой роет
степень своей зрелости способностью дать
исторически цельный облик эпохи, вы-
разить в художественных образах новые
чувства социалистического человека
показать ето роль на земле, его победо-
оную творческую энергию. В золотой
фюнх советской литературы по празу во-
шли те произведения, в которых с наи-
большей полнотой и художественным 6о-
вершенством было раскрыто новое содер-
жаие жизни, ео поэтический смысл, но-
кааны новые, герои — строители сво-
бодного социалистичеекого общеетва, но-
сители высоких гуманистических черт.

Для литературы периода Отечественной
войны современная тема приобретает обо-
бую значительность. Действительность
представляет на каждом шагу бесчислен-
ные примеры героизма советеких людей,
торжества тех принципов, которые соз-
даны советскими условиями,  советеким
строем жизни. В труднейших испытаниях
вины советские люди преодолевали все
и выходили победителями именно потому,
чт партия большевиков, советский строй
жизни. выковал в людях такие черты
нравственного облика, которые позволили
созотскому народу стать в авангарде
борьбы человечества с мрачными силами
империализма, Показать эту жизнетвор-
ческую, всопобеждающую силу советско-
то строя на судьбах людей, в конкрет-
ных характерах героев современности —
благодарная задача писателя, участника
Отечественной войны.

Современность предоставляет писателю
многообразие героических сюжетов, дра-
матичееких коллизий, ярких  характе-
ров. Но менее веего возможно воплощать
эту живую современность эмпирическим
10гобом. Фактографичоское отображение
бессильно открыть те источники,  кото-
рые путают собою подвиги советских
людей, водут их к победам. Простое опи-
сание подвига без правдивого изображе-
ния нравственной сути действия челове-
ка приводит к тому, что подвиг утрачи-
BaeT свою достоверность.

Наивно думать, что воплощение терои-
ческой нашей современности в искуест-
вв —дело легкое, что героическая совре-
MeHHOCTh сама за себя будет говорить и
в литературном произведении. Путь лег-
кий и проторенный менее Beero приго-
доп для воплощения нашей эпохи, ее ге-
joer. ‘

Советская литература наследует вели-
кие традиции классиков, она создала за
четверть века и свои традиции. Это илей-
100 наследие учит одному мудрому пра-

WAY —~ HOT застывигих принципов твор-
чества, творчество — постоянное иска-
ние, движение вперед, традиция живет
лишь в творческом, а не механическом
преломлении. Нельзя о героях великих
тв, 0 героях Сталинграда, обороны
Москвы, Севастоноля, о героях, 0в0бо-

ивших всю землю родную и ныне вы-
полняющих приказ вожтя —— добить зве-
я в ео берлоге, нельзя оо героях
муоотверженного труда во имя победы, о
людях, творивших чудеса, писать по-
мринке, следуя уже испытанным прин-
iam изображения. Подобное изображе-
ние героев Фронта и тыла дает лишь
знептнее “ощущение правдоподобия = ха-
актеров, оно, быть может, привлечет
читателя привычноетью трактовки  ха-
рактопа людей, событий, но оно в ко-
HOTHOM счете окажется бессильным рас-
\рыть глубоко и правдиво источники
!ужества современных героев.

Тема современности обязывает писате-
11 быть новатором, уметь видеть в че-
1веке то великое, благородное; что с0з-
тельно прививалось десятилетиями су-
Mec Ronan g COBETCKOTO государства,
Уметь истинно — поэтически перелать
ют великий итог развития, обеснечив-
ий советскому народу победу над
‘(мептельным врагом.

Праздником ‘для читателя, для литера-

Туры является всякая Удачная разработ-   стремление

да темы современности. Образ современ-
НИКа не может не волновать глубоко чи-
тателей;: в чувствах его оми находят от-

. ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ-СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССр

клик своих переживаний, в поведении его
доля их энергии, В нашей стране, тде
общественным

литература стала сугубо

ОВО эта непосредственная заинтересо-
ванность читателя — явление, много-

кратно новыптающее ответственность пи-

сателей за труд.

Не будет преувеличением сказать, что
литература периода Отечественной войны
напряженно жила современностью. Поэ-
Зия на разных голосах братских народно-
стей  советокой державы выразила чув-
ства человека социалистического общест-
ва — его подлинно социалистическую
ответственность за судьбу и честь стра-

ны, тлубочайшую народную убежденность
в победе, сознание непреодолимой силы и
ненависти к вра-
ноэзии

любви своей к Родине и
гу. Лирический герой советекой`
военных лет пропел по дорогам войны.
иснытал все, что перенес народ, и потому
поэзия в своих лучших образцах нолу-
чила у народа невиданное до сих пор
признание: она. на деле приобрела ту
ACHCTREHHYW силу, о которой пророчески
говорил Маяковский.

Черты советского человека, воина и
труженика — к этому было приковано
внимание писателей. Правда, еще не соз-
даны образы, равные по значению Чанае-
ву, Павлу Корчагину, еще нет в прозе
военных лет такого собирательнотго героя.
Но многое накоплено литературой, многое
предвещает близкое появление в литера-
туре подлинного героя времени.

В поисках героя, в стремлении отра-
зить самые существенные стороны совре-
MCHHOCTH художественная проза военных
лет накопила немалый опыт. На первых
порах ее героем был рядовой человек со-
ветской закалки. В драматических собы-
тиях жизни этот человек обнаруживал
большое душевное мужество и был еносо-
бен совершить подвиг, причем совершал
он этот подвиг естественно, по глубокой
внутренней потребности, 6¢3 малейшей
аффектации. Подобное изображение совет-
ского человека в уеловиях войны было
свогобразной разведкой литературы в 0б-
ласти изображения характера вовременной
воины, как войны всенародной, было
средством показа всеобщего под’ёма назо-
да на борьбу с фашизмом. Литература на
ЭТом этапе сумела показать. естественное
превращение советского труженика, чело-
века мирной судьбы в воина, для которо-
го открыт только один путь -— непримя-
римой борьбы с врагом, активной защи-
ты Родины.

По чем дальше игла война, тем настоя-
тельнее становилась для литературы не-
обходимость изобразить не только общее
превращение народа-труженика.в воина,

но и раскрыть поэтическими средствами
  человека большой

‚ СУДЬбЫ,
_маетора

исторической

организатора TOOC TEE, ROAM SH

своей профессии. Эта задача решаетея сей-

чае в разной степенью глубины и  худо-

жественной выразительности. Олно несом-

ненно; литература наша вплотную поло-

на к углубленному изображению героев

Отечественной войны, она освободилась во
многом от приемов чисто внепгнего опи-
сания поведения героев, от того, что
мешало писателям по-настоящему разгля-
деть облик современника, во многом нэео-
долено свойственное некоторым писате-
лям пристрастие к отождествлению Co-
временного воина с героями прошлого.

Критика обязана помочь писателям в
поиеках истинно художественного ° ото-
бражения современности. Для этого необ-
холимо, чтобы наша критика глубоко
изучила опыт развития литературы это-
хи Отечественной войны, векрыла то ено-
вое, плодотворное, что накоплено лите-
ратурой, помогла бы понять и значение
традиций и новаторский емысл современ-
ной литературы. Эта работа критика не-
сомненно помотла бы и развитию брат-
ских литератур. В прозе братеких лите-
ратур все еще преобладает  простейлтее
очерковое отисание, и необходимо  по-
мочь этим литературам встать на путь
подлинно художественного, тлублкого 0с-

воения современных тем.
Творческое соревнование,  неослабное,
познать черты современной

тероической эпохи — залог успеха 60-
ветеких писателей в Леле созлания ли-
тературы, достойной народа-победителя.

НИНА ;

ЧЕТВЕРТОЕ ИЗДАНИЕ КНИГИ ТОВАРИЩА СТАЛИНА

«О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Государственное издательство  полити-
Ческой литературы выпускает четвертое
издание книги товарища Сталина «О Ве-
Ликой Отечественной войне Советского
(оюза»,
В новое издание по сравнению с пре.
дыдущим изданием включены: доклад
Председателя Государственного Комитета
роны товарища И. В. Сталина о 26-й
ловщине Великой Октябрьской социа-
Листической революций; Приказ Bepxos-
ioro Главнокомандующего 7 ноября 1943
мда; Приказ Верховного Главнокоманду-

Октябрьской

ВОЙНЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

ющего 23 февраля 1944 года; Приказ Вер-
ховного Главнокомандующего 1 мая 1944
года; Ответ товарища И. В. Сталина на во-
ппос корреспондента «Правлы» (13 июня
1944 года); Доклад Председателя Госу-

дарственного Комитета Обороны товариша.

И. В. Сталина о 27-й годовщине Великой
социалистической  револю-
ции; Приказ Верховного Главнокоманду-
ющего 7 ноября 1944 года. —

Книга издается тиражом в 5 миллио-

HOB экземпляров. (ТАСС).

——

Деятели польской культуры В. BTO

Во Всероссийском театральном обществе
‘стоялся 6 декабря вечер-встреча. нахо-
дящихся в Москве польских деятелей
Науки, литературы и искусства с предета-
вителями театральной общественности
Столицы.

На вечере присутствовали председатель
Польского Комитета Национального Осво-
бождения г. Осубка-Моравский, руководи-
тель отдела просвещения Польского Ко-
инета — Национального Освобождения
г, Скжешевский, заместитель председателя
ольского Комитета Национального св
ждения г. Янус, исполняющий обязан-
foctu представителя Польского Комитета
Национального Освобождения при

Тельстве СССР г. Ендриховский, руково-
Воловский,

дитель польских театров Г. а
Польские деятели науки, к
Жкусства, председатель Всесоюзного KO:

митета по делам искусств М. Храпченко,
аи. председателя Комитета по делам
Жкусств А. Солодовников и А. Констая-
Тинов, председатель Комитета mb oka3a-
вю помощи польским детям С. Новиков,
CORETHHK представительства СССР в Поль:
Ш проф. М. Григорьев, председатель
сероссийского = театрального общества
А, Яблочкина, О. Книппер-Чехова, Н. Хме-
№, С. Михоэлс, М. Ленин, Ю. Завадский,
А Tanpos, JI. Ойстрах, Л. Оборин,

прави-

:. Ls
Г. Уланова, Н. Шииллер, И. Ильинский,
‚. Пантофель-Нечецкая и. другие.
рее вечер, М. Храпченко привет-
ствовал гостей и предложил им! обме-
няться мнениями о советской театральной
культуре. ;
Участники делегации польской интелли-
генции дали высокую оценку спектаклям
и концертам, ‘которые они посетили за
время пребывания в Москве. В связи с
восстановлением. театров в освобожденных
районах Полыши гости задали ряд Bom
росов, касающихся театральной жизни в
СССР. Их интересовало, в частности, как
организовано государственное снабжение
театров материалами; принципы организа
ции национальных театров в СССР: систе-
ма подготовки советских театральных
кадров и т. д. Гости выразили удивление
по поводу постоянных аншлагов в совет
ских театрах.
Деятели польского искусства заявили,
что они стремятся перенять советский
опыт при решении ряда организационно“

творческих вопросов.

Беседа прошла в’ теплой дружеской wh
мосфере. В заключительном слове Яб-
лочкина поделилась воспоминаниями ©
Варшавском РН с

, и польски рами.
ae беседы состоялся концерт с уча-
стием московских мастеров искусств.

WAS

ВСЕХ_СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

`тома-нового романа. Роман еще далеко

HbIX

гин и Вс. Иванов. a

Сегодня в номере:

1 стр. Мартин Андерсен Нексе в Москве. За неде-

лю. Первый литературный вечер в

инская советская энциклопедия. Информация. Дея-
тели польской культуры в ВТО. На пленуме ССПо
Таджикистана. Литературные «среды» в. Иванове.

2 стр. К. Зелинский. О родине. И. Измайлов. Бое-
Норвежские >: встречи.
Листопад ‘(стихи).
После пятилетнего плена. Мих. Матусовский. Лет-

вая песня. Геннадий Фиш.
Юлиан . Пшибось.

чик. Дорога (стихи).

Встреча Мартина Андерсена Нексе ма вокзале в Москве 7 декабря. На снимке
(слева направо): К. Федин, М. Андерсен Нексе, А. Караганов, Н. Тихонов, П. Ча-

Фото Л, ГРОДОКОГО,

Мартин Андерсен Нексе
в Москве

7 декабря в Москву из Ленинграда
приехал со своей семьей известный лат-
ский писатель Мартин Андерсен Нексе.

На Октябрьском вокзале прибывшего
встречали заместитель председателя Все-
союзного общества культурной связи с
заграницей (ВОКС) А. Караганов, пи-
сатели Н. Тихонов, К. Федин. Вс. Иванов,
стветственный секретарь Союза советских
писателей Д. Поликарпов и другие.

В ближайшие дни Мартин Андерсен
Нексе встретится с деятелями литературы
и искусства столицы.

В беседе с нашим
Нексе рассказал: :

— Мне много, очень много. пришлось
пережить за годы, отделяющие меня OT
моего последнего пребывания в Советском
Союзе. Тотчас после вторжения гитлеров-
цев на советскую территорию в Дании
начались преследования людей «политиче-
ски неблагонадежных», т. е. всех тех,
кто не скрывал своих симпатий к СССР,
Три месяца я провел ов тяжелейших тю-
ремных условиях и затем был освобожден
по постановлению риксдага. Но это была
более чем относительная свобода. Я стал
узником в собственном доме. Мне были
запрещены почти всякие сношения с внеш-
ним миром. Я был лишен права не толь-
ко выступать. или печататься, но даже
пользоваться книгами из публичных биб-
лиотек.  И все же я продолжал. работать.

За эти годы мною были написаны два

п
He

закончен, и поэтому я не хочу о нем го-
ворить. Скажу только, что основная его
TeMa—CTOJIKHOBCHHe двух миров:  старо-
го и нового. Герой романа Мартин уже
известен читателю по «Пелле Завоевате-
лю». Его именем я думаю назвать все
произведение: «М#ртин Красный». _

Я ‘еше ничего не публиковал ‘из этой
вещи, если не считать. небольшого отрыв-
ка, напечатанного в шведской газете «Ню
Даг» уже во время моего пребывания в
Стокгольме.

Но теперь надо сказать несколько
о том, как я попал в Швецию. По
шествии двух лет немцы вспомнили обо
мне. А это значит — пожелали меня аре-
стовать. Вто время как шесть здоровен-
гитлеровцев, обвешанных ручными
гранатами, автоматами и револьверами,
ворвались в мой загородный дом, я ‘с же-
ной находился в Копенгагене. Дома оста-
валась моя шестилетняя дочь ‘и с нею

сотрудником М. А.

слов
про-

одна молоденькая девушка. Немцы искали
меня повсюду. Но, переходя из комнаты в
комнату, они боялись открывать двери,
очевидно предполагая засаду, и под угрэ-
зой револьвера заставляли ^итти впереди
себя мою маленькую’ дочь. :

Надо заметить, что поезда между Ко-
пенгагеном и местностью, где я жил, хо-
дят каждый час. Слух о том, что немцы
пришли меня арестовать, немедленно рас-
пространился по всему поселку и достиг
железнодорожной станции. И вот бригада
первого же вышедшего оттуда поезда по-
спешила иззестить нас о грозящей ‚опас-
ности, С помощью друзей я был спрятан
в одной из больниц. Но врачи, видимо,
укрывали не одного меня. Немцы стали
усиленно проверять больничные списки.
Тогда мы с женой и с меньшой дочерью
бежали в Швецию. Первое время в Сток-
гольме я не печатался и не выступал. В
Дании оставались мои старшие дети, и
любое мое публичное выступление грози-
ло им гибелью. Когда же им удалось
пробраться в Швецию, мое литературное
затворничество кончилось. Я много писал,
говорил о борьбе датского народа с фа-
нгистскими поработителями, © датской ли-
тературе, ушедшей в подполье (в Дании
выходит 50 нелегальных газет), и т. д.
Потом я получил приглашение советского
правительства приехать сюда, к вам, и
вместе с семьей вылетел на самолете че-

дрез Финляндию в Ленинград. В Финлян-.
рАНи Я был на нриеме у тов. А: А. 2Жда-

нова и никогда не забуду его сердечного
участия и внимания к нам. -

О своих ленинградских впечатлениях A
уже говорил и не буду повторяться. Ска-
жу только еще раз: я думал раньше, что
знаю советских людей, но я их не знал.
Только теперь советский народ предстал
передо мной во всем своем мужестве,
героизме и величии. На! Западе многие
пумали, что побеждать в современных
войнах могут только вымущтрованные, вы-
дрессированные, почти лишенные челове-
ческого облика солдаты. Русский народ
доказал: только ‹вободный человек, зна-
ющий, за что OH идет в бой, и может
сражаться по-настоящему. Свободный че-
ловек, свободная страна — непобедимы.

Говорить о своих творческих планах я
пока считаю преждевременным. Я наде-
юсь вскоре приступить к работе над моум
романом «Мартин Красный».

ЛИТЕРАТУРНЫЕ «СРЕДЫ»
В ИВАНОВЕ

ИВАНОВО. (От наш. корр.).
ским отделением Союза писателей и. ре-
Ддакцией- областной газеты «Рабочий край»
еженедельно проводятся литературные
«среды», пользующиеся в городе большой

популярностью. Их посещают писатели,
журналисты, работники Радиокомитета,

художники, партийные, научные и инже-
нерно-технические работники..

На «средах» с чтением ‘своих новых
произведений выступают писатели, поэты
и очеркисты; После чтения обычно сле-
дует оживленное обсуждение их творче-
ства. Вечера заканчиваются выступления-
ми артистов областной филармонии, дра-
матического театра, театра музыкальной

` комедии и т. д.

Последняя «среда» была
100-летию со дня смерти И. А. Крылова.

ый

посвящена.

«БИБЛИОТЕКА  НРАСНОАРМЕЙЦА»
НА УНРАИНСНОМ ЯЗЫКЕ

Военное издательство Наркомата Обо-

Иванов-   роны СССР выпускает ряд книжек из се-

рии «Библиотека красноаомейца» на укра-

`инском языке. Уже вышли главы из рома-

на «Они сражались за Родину» Мих. Шо-
лохова. В ближайшее время будут выпу-
шены «Непокоренные» Бориса Горбатова,

‘«Русский характер» А. Толстого, «Лагерь

уничтожения»... К. Симонова и «Поход на
Карпаты» Героя Советского Союза Т.
Ковпака. Эти же книжки выйдут и на мол-
давском языке. i ;

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ ПЬЕСЫ  ФРАНКО

ЛЬВОВ. (От наш, корр.). Академик М.
Возняк заканчивает работу над 25-томным
изданием произведений Ивана Франко.
Сейчас акад. Возняк исследует рукопись
неизвестной до сих пор первой редакции
пьесы «Украденное счастье». Эта редакция
значительно отличается от последнего, об-

`’шепринятого варианта пьесы.

В борьбе за большую литературу

На пленуме Союза писателей Таджикистана

СТАЛИНАБАД. (От наш. корр.). В
Сталинабаде на-днях состбялся расширен-
ный пленум Союза писателей Таджикиста-
на. Со всех концов республики прибыли
прозаики;, поэты и сказители. С большим
докладом о таджикской литературе В
период Отечественной войны выступил

председатель ССП Таджикистана  Улуг-

заде. _ 5

В лни войны выдающийся прозаик Сад-.

ретлин Айни выступал © боевыми публи-
цистическими статьями, с обстоятельными,
интересными исследованиями о жизни и
деяниях героических предкоз таджикско-
го народа. Ярко изображает Айни фигу-
ры борцов за освобождение Таджикиста-
на от деспотии завоевателей («Тимур Ма-
лик» и «Муканна»).

Гасем JlaxyTH написал большой цикл
стихов. Его песни и отрывки поэм рас-
певают воины-таджики на фронте.

Поэт Турсун-заде в новой поэме «Сын
родины» рисует образ воина-таджика, вол-
нующе изображает его дружбу с украин-
ским воином. Турсун-заде написал также
оперное либретто «Тохир и Зухра».

За последнее время два сборника сво-
их стихов выпустил Рахими. is

Улуг-заде говорит также O тонкой
лирике Амин-заде, о пьесах Икрами, сти-
хах Миршакара и Сухайли, 0 лирических
и сатирических стихотворениях Дехоти,
сборниках Аширмата, Лютфи, Масуми,
Сируса, Рахим-заде.

В пэсиях и вдохновенных поэмах, по-
священных великому Сталину, голос тад-
жикских сказителей и поэтов сливается
с голосом всех писателей Союза ССР.

На пленуме большое внимание было
уделено таджикской прозе, в частности
фронтовым рассказам Ниязи и Рахим
Джалила, i

Улуг-заде, отметив все’растущие требо-
вания народа к литературе, говорит 06
отставании таджикской прозы, о слабо-
сти литературной критики.

Мало работают писатели над произве-

‚дениями для детей.

Доклад Улуг-заде вызвал оживленные
прения. _

Горячо прозвучала речь Айни. Старей-
ший писатель Таджикистана ‚говорил ©
высокой ответственности писателя перед
народом, о необходимости серьезной уче-
бы у старших братьев — русских, у рус-
ской литературы, у русской классики.

Турсун-заде посвятил свое выступле-
ние насущным вопросам таджикской дра-
матургия.

Заместитель заведующего отделом про-
паганды и агитации ЦК КПКб) Таджикн-
стана тов. Имамов говорил о явном от-
ставанин художественной критики,
обходимости повышать писательское ма-
стерство, вооружиться  марксистско-ле-
нииской теорией.

На пленуме выступили А. Адалис, Ра-
хим Джалил, Дехоти, Молдавский, ска
зители Курбан-Джалил, Валм-заде и Др.

Ha заключительном заседании ‘пленума
е большой речью о развитии на
таджикской литературы выступил  заме-,
ститель председателя Совета народных
комиссаров Таджикской ССР т. Сали-

о не-

баев, i

’

Вильнюсе. Укра-   Белинского.

М. Живов.   книги. В Союзе

БЕ И

ПЕРВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ВЕЧЕР В ВИЛЬНЮСЕ

„ Старинный готический зал со стрельча-

тыми сводами бывшего  радзивилловского
  дворца не смог вместить всех

желавших
попасть на первый литературный вечер,
`организованный Союзом советских писате-
лей Литовской ССР.

Открыл собрание председатель президиу-

ма Союза советских писателей
ССР тов. К. Корсакас.

На вечере были прочитаны новые про:

Литовской

изведения, Поэт Вайчунас выступил с ли-

рическими стихотворениями, посвященными

‚  возрождающейся столице Литовской ССР

— Вильнюсу. Тепло был встречен аудито-
рией ‹ писатель-боец Ионае Марцинкя-
вичус, прочитавший фрагменты из новой
повести о героях сражений за Советскую
Родину — бойцах и офицерах Литовской
дивизии. ‘, :

Этот вечер — первый из цикла ‘литера-
турных вечеров и лекций, которые каж-
дую неделю будут устраиваться в Виль-
нюсе. ae

-dHYPHAJL «JHINPO»

Вышел из чечати первый номер украин-
ского литературно-художественного и об-
щественно-политического журнала «Днш-
  рб» (орган ЦК ЛКСМУ) под редакцией
А. Малышко, В. Бычко, С. Крыжанив-
ского, Л. Новиченко, С. Сегена.

В журнале опубликованы стихи П. Ты-
чины «Ти греми наша славо, по  свйту»,
М. Рыльского «Зентниця», В. Сосюры
«Комсомол Украни», стихи И. Нехюды,
ИП. Дорошко, С. `` Крыжанивского, М.
Стельмаха, Н. Нагнябеды, В. Ткаченко и
партизанские песни П. Воронько. Отдел
прозы прелставлен рассказом А.  Шияна
— «Звичайна д\вчина», повестью О. Дон-
ченко «Сердце беркута», рассказами Д.
Белзика, С. Скляренко, В. Петльованно-
ге. В журнале помещены статьи А. Ма-
лышко «Украинская советская литерату-
ра в дни Отечественной войны», Д. Ко-
capuka «На поле Корсуньском». В. Дяли-
ченко «Разгром шведов пол Полтавой».

В ближайшее время выходит 2—3 номер
журнала «Дншро». В нем публикуются
рассказы ‘С. Голованивского, ИП, Байде-
буры, А. Копыленко, пьеса Ю. Мартича
«Батьки каштанв», стихи А. Малышко,
П. Воронько, Л. Дмитерко, А. Новицкого,
счерки и статьи ‘проф. Н. Петровского,
Д. Гринько, К. Гуслистого и Л. Озерова.

ЮБИЛЕЙ Г. СКОВОРОДЫ

КИЕВ. (От наш. корр.). В ознаменова-
ние 150-летия со дня смерти. украннского
философа и писателя Григория Сковороды
сегодня в Киеве, по решению правитель-
ственного юбилейного комитета, состоится
торжественное заседание. Доклад о жиз-
ни и деятельности Г. С. Сковороды сде-
лает член-корреспондент Академии наук
проф. Н. Попов. :

В библиотеке Академии наук УССР от-
крывается большая выставка, отражающая
жизненный путь Г, С. Сковороды.

Но решению юбилейного комитета, ра-
ботавшего под руководством поэта-акаде-
мика П. Тычины, в г. Лохвице будет фе-
ставрирован памятник Г. С. Сковороды, a
также будут установлены мемориальные
доски во всех городах, гле жил и тво-
рил покойный писатель-философ.

На-днях Комитетом утвержден эскиз
юбилейного . значка работы скульптора
Галины Петрашевич.

В ознаменование юбилейной даты будут
изданы монография о жизни и деятельно-
сти Сковороды, краткая биография, сбор-
ник статей о творчестве Сковороды, двух-
томник его философских и художествен-
ных произведений.

На юбилейные торжества приглашены
ученые и писатели Москвы и Ленинграда,
Грузии, Армении, Азербайджана, Башки-
рии и ряда городов, где проживал писа-
тель. . й {

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ
«ГОРЕ 0Т УМА»

Государственный академический Малый
театр возобновляет постановку комедии
«Горе от ума». Постановщик—художест-
венный руководитель Малого театра, на-
родный артист СССР П. Садовский. Ре-

РСФСР С. Алексеев, оформление акаде-
мика Е. Лансере. Роль Фамусова исполнит
П. Садовский, Чацкого играет заслужен-
ный артист РСФСР М. Царев.

3 стр. М. Поляков, Неизвестные статьи. молодого
‚ Борис
`«Отелло» Шекспира. Елена Златова. Весна на Дне-
стре. Б. Брайнина. Замысел и выполнение,

‚4. стр. М. Морозов. Пьесы Островского в Англии.
Илья Бражнин. На родине Ивана Франко. С. Евгенов,
В долгу у народа. Аркадий Первенцев.

астернак. Новый перевод

. Будущие
советских писателей СССР. Несо=

стоявшийся разговор. Творчество якутского поэта.
  Кулаковского. Информация.

PS as se en oe el я

ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА ЯКУТИИ
В СТОЛИЦЕ

‚ В Москву приехала творческая бригада
работников литературы и искусства Яку-
тии, В составе бригады — заслуженный
деятель искусств ЯАССР композитор
М. Жирков, начальник Управления по де-
лам искусств заслуженный артист pec.
публики В. Месников, артист И. Избеков,
писатель И. Чагылкан. Бригада привезла
< собой обширный фольклорный и лите-
ратурный материал, тексты и музыку 140
песен, Среди них — старинные обрядо-
вые песни, колхозные частушки, стихи и
песни об Отечественной войне, молодеж-
ные песни, 50 пластинок граммзаписи,
ноты:

КИЕВ. (От наш. корр.). В связи с по:

Совместно с ` московскими композитора-
ми и писателями члены творческой Opura-
ды предполагают. закончить подготовлен»
ные варианты двух опер, балета и других
музыкальных произведений:

УНРАИНСНАЯ СОВЕТСКАЯ
ЭНЦИНЛОПЕДИЯ

становлением Совнаркома УССР и
ЦК КП(б)У «Об издании Украинской со-
ветской энциклонедии» президент Акаде-
мии наук УССР А, А. Богомолец заявил
в беседе с представителями печати:

«Благодаря заботам партии и советеко-
го правительства Украина впервые полу-
чает свою энциклопелию, нужда в кото-
рой очень велика. Академия наук УССР
окажет самую серьезную помощь главной
редакционной комиссии  УСЭ в создании
сильного и  квалифицированного автор-
ского коллектива, Деятели науки Украи-
ны готовы отдать свои знания. свой опыт
тому, чтобы качество этой энциклопедии
оказалось на высоте больших требований,
пред’явленных к ней. Вместе со всем Ha-
шим народом Академия наук УССР от ду-
ши приветствует и поддерживает решенне
‘партии и правительства Республики об из-
давии украинской советской энциклопе-
дати, являющейся большим культурно-поли:
тическим событием в жизни нашего наро-
да».

ВЕЧЕР ПАМЯТИ И. УТНИНА

Вечер памяти И. Уткина состоялся 6 де-
кабря в Октябрьском зале Дома союзов.
Собравшиеся. почтили вставанием память
поэта. После вступительного слова
П. Антокольского с воспоминаниями об
И. Уткине выступили С. Васильев, А. Жа-
ров, Л. Кассиль, Л. Ленч и Л. Никулин.

В состоявшемся затем концерте приняли
участие В. Рыжова и Н. Першин, прочи:
тавшие стихи И. Уткина, Д. Демьянов»
Л. Гладкова и С. Киселева, исполнившие
ряд песен на слова поэта. В концерте
участвовали также Г. Баринова, Г. Козо:
лупова и Н, Емельянова.

‚ 25 ЛЕТ 60 ДНЯ СМЕРТИ
  0. 0. САДОВСНОЙ -

театр отметил вчера 25_-летие со лия
смерти великой русской актрисы Ольги
Осиповны Садовской.

В ознаменование памятной
лектив Малого театра
спектакль «Правда хоропю, а
лучше» А. Островского, в fkoTopom O-
Садовская исполняла роль няньки Фёли-
цаты. Перед спектаклем < сообщением о
жизни и творчестве О. Садовской выс-

латы кол-
показал вчера.
счастье

развернута выставка, посвященная творче-.
ству великой актрисы. Роль Фелицаты,
исполнила во вчерашнем спектакле на-
родная артистка СССР В. Рыжова, 7

РУНОПИСЬ АЛИШЕРА НАВВИ

Центральная библиотека  Азербайл-
жанского филиала Академии наук приоб-
рела уникум

7 проф. В. Филиппов. В фойе театра:

большой ценности — руко-.

нисный сборник стихов «Диван» классика _
‚: узбекской поэзии Алишера Навои. Книга

В связи с предстоящим в январе 1945 г. ;
 150-летием со дня рождения Грибоедова:

t
i
i
i
i
$

{

жиссер спектакля — заслуженный артист

была переписана в городе Герате, где жил
поэт. Переписчик Али Бини Нур датиро-

вал книгу 891 голом гиджры (1485 год

нашего летоисчисления). Книга отлично’
сохранилась, несмотря на свою 459-лет-
нюю давность; ее кожаный переплет ©
узорным тиснением не потерял свежести.

Одновременно библиотека приобрела
другую рукопись — собранные и перепле-
тенныв письма Тамерлана, Надирщаха и.
других государственных деятелей Ирана,
Турции, Афганистана и Индии. :

Писатели Бурят-Монголии

#
Беседа с народным артистом СССР Гомбо Цыденжеповым

Литература  Бурят-Монголии молода,
она складывается под сильным влиянием
фольклорных произведений. В бурят-мон-

гольском эпосе наряду с образом «Гэсэра».

большой популярностью пользуется Шоно-
батор, защитник угнетенных, гроза пора-

ботителей. Легенда об этом герое положе-.

‘на в основу первой бурят-монгольской
оперы — «Энхэ-Булат-батор». — Драматург
Н. Болдано написал оперное либретто, ко-
торое ярко воссоздает мужественный и
благородный облик Шоно-батора. По мо-
тивам народного эпоса Н. Болдано напи-
сал историческую пьесу «Бабжа-Барас-
батор». : :

Об этом сообщил сотруднику нашей. га-
зеты приехавиий в, Москву художествен-,
ный руководитель Государственного  ор-
дена Ленина бурят-монгольского театра,
актер-драматург Г. Цыденжапов.

Г. Цыденжапов в 1942 г. написал пьесу
«Сын народа». Для центрального героя
ньесы «Снайпер», написанной им в 1943 г.,
послужил прообразом Герой Советского
Союза Ц. Доржиев, участник боев на Ле-
нинградеком фронте. В настоящее ‘время
Цыденжапов работает над пьесой «Со-
весть»; в пьесе будут показаны герой-
труженики тыла.

Среди Героев Советского Союза есть
буряты — Тулаев, Гармаев, Доржиев. Их
фронтовые подвиги воспевают в своих
стихах Хоца Намсараев, Пэдэн Галсанов,
Иннокентий Ким. В повести Намсараева
«Луч победы» рассказывается о ратных
подвигах бурят-монголов, сражающихся в
рядах Красной Армии. Намсараев за годы
войны написал также историческую пьесу
«Дымбилов» и выпустил два сборника

“

стихов — «Победа» и’ «Благословение».
Особенно популярно в народе его стихот-
ворение «Благословение матери». Осново-
положник бурят-монгольской литературы,
Хоца Намсараев с большим знанием пси-
хологии ребенка показал образы бурят-
монгольских детей, героев двух детских
КНИГ — «Дуудэ-батор» и «Мальчик-охот-
НИК».

Автор поэмы о Сталине «Легенда о
Баторе» Ц. Галсанов недавно выпустил
сборник стихов «Прославление». В na-
стоящее время Галсанов работает над поз-
‚мой о Герое Советского Союза Тулаеве.

Значительно вырос в годы войны поэт-
фронтовик Данри Хилтухин. Он написал
музыкальную драму, подготовил к печати
сборник стихотворений «По дорогам вой-
ны» и книгу «Из устных рассказов. фрон-
товиков». Е

Своеобразный ‘лирик Бато Базарон, ав-
тор популярной поэмы «Пчела», написал
поэму о молодом бурят-монголе, ушедшем
добровольцем на фронт,

Значительно возмужал и окреп 3a 310
время талант молодого поэта Жамсо Ту-
мунова. Большой популярностью  поль-
зуются его поэма «Сухэ-батор» и рассказ
«Степной орел». Роман «Золотой дожль»,
над которым он работает сейчас, посвя-
щен героям’ тыла,

И. Ким выпустил книгу стихов «Сердце
ий меч» (1942. г.). Сейчас Ким пишет по-
весть о детстве улусного’ мальчика.

Нисатели Тумунов и Ким успешно про-

буют свои силы в прозаическом жанре —

до войны в этой области работал только
Хоца Намсараев,