a, дж Ра

ab ip

A
@

© —
посвященная теме «Образ mayen

литературе 1944 года», органи
писателей. Как видно уже из
скуссни был ограничен аня
ных фактов, а Л. Субоцкий ом
жественные произведения, ‹ —
зом, вокруг двух повестей —
коламское шоссе» А, Бека.
Среди выступавших
дений в оценке образа
этом вопросе докладчик

прения
«Дни и

не встретил воз

названия
рамка }
нов во вступительном слове ми текущего года,
расширить к
в докладе упомянул

развернулись,
ночи» К

капитана ке заметных расхож-

советского офицера

материал для ди-
И хотя Н. Тихо- Значительно

Руг литератур- А. Бека
и другие хулдо- Бека це
главным обра-
. Симонова и «Воло-

Б. Лавренева,

А. Бека к теме
из повести Симонова. В

ражений.
ступавшие (А. Игнатьев, В, Перцов, О. м - мк Ле. жиева и др. Д
я В др. Да
Л. СУБОЦКИЙ Я р

nd

Преодоление шаблона.

Наш офицер воспитан советским строем
и он несет в себе черты человека эпохи
социализма. Выразить эти черты, создать
образ советского человека, профессия ко-
торого — военное дело, и есть одна из за.
дач нашей литературы.

В литературе нашей есть яркие образы
военных руководителей Красной Армии
эпохи гражданской войны — Чапаева, Пар-.
хоменко, Кожуха и др, Это первые крас-
ные офицеры и народные герои, Алексей
Толстой создал образ другого представи-
теля нашей офицерской среды, честного
офицера царской армии, пришедшего в ряды
борцов революции — Телегина. Увекове-
чив их образы, наша литература сделала
дело огромной важности для  социаласти-
ческого просвещения Macc, для  воспита-
ния героических традиций советского пат-
ркотизма.

После окончания гражданской’ войны
Красная Армия прошла большой и сложный
путь перестройки. Менялся тип командира.
Изменение техники и вооружения армии
потребовало’ от командиров ‘новых навы-
ков, новых качеств,

Художественная литература в период,
предшествовавший Отечественной войне,
пыталесь показать новое в Красной Армии,
Так, например, пьеса «Бойцы» Ромашова
ставила’ вопросы воспитания и роста
хомандиров нового типа, ломки отживших
шаблонов,

Но хотя в тот период литературой было

подмечено кое-что важное, в. основном
это были поиски темы и героя.

Началась Отечественная война.

«Фронт? А. Корнейчука был первым
крупным событием. в искусстве военных

лет. Принципиально значительной в пьесе
явнлась удача автора в изображении офи-
пера, Нового типа, одной из главных 0со-
бенностей которого является «способность
улавливать новое в жизни, преодолевать
НЫ, 9

Чтобы правдиво изобразить нашего офи-
пера, писатель должен знать, каким был
этот человек до войны, каким он стал во
время войны. Многие недостатки наших
современных книг именно тем и об’ясня-
ются, что литераторы мало знали наших
людей до войны, мале изучали “их.

Однако советская литература добилась
нэвестного успеха в деле изображения
командира на войне. Книги В. Гроссмана,
Б. Горбатова, Леонида Соболева, повесть
А. Бека, некоторые рассказы А. Платоно-
ва и другие произведения рисуют в общих
чертах облик советского офицера, — прав-
да, чаще путем рассказа о мем, путем ли-
рического монолога. автора.

В текущем году вышла повесть К. Си-
монова «Дни и ночи», вторая книга о
панфиловцах А. Бека, книга Ю. Либедин-
ского «Гвардейцы», повесть А. Калинина
«На юге» напечатанная в «Новом мире».

Эти книги полезны и ценны.

Но нас <ейчае ’ нитересует оне. общая
оценка этих книг, а то, как дан в них
образ офицера. ‘

В «Диях и ночах» вы видяте множество,
интересных деталей фронтового быта в
Сталинграде, создающих неповторимый об-
лик тех дней. Как же показывает Симонов
свонх героев? %
Сабуров, основной герой повести, пред-
стает перед вами, как действенный коман-
дир. который героически трудится на вой-
не. Удача Симонова в том и состоит, что
офицерская деятельность на войне им по-
казана, как напряженный, повседневный
труд,`и очень ярко раскрыто, что труд
эт — подвиг, что героизм стал нормой
поведения советского офицера. Книга’. Си-
монова интересна тем, что дает изображе-
тие нашей офицерской среды от команди-
ра батальона до командиров крупных сое-!
дннений, она предоставляет возможность
Понять систему управления боем. Одна из
лучших глав повести — глава о посещении
командиром дивизии Проценко батальона
Сабурова. Рассказано об этом посещении
немного, ‘но это немногое выпукло харак-
теризует и личное бесстрашие генерала, и
стиль его Командования дивизией. Но мы
хотим знать нашего советского офицера
не только с военно-профессиональной сто-
юны его деятельности, хотя она, конечно,
определяюще важна. Мы хотим и эту:
военно-профессиональную его работу знать
не только © внешней стороны, мы хотим
проникнуть в мысли Сабурова в то. время,
как он управляеф боем, в его размышле-
ния о своем ‘деле. Мы хотим, наконец,
знать, ‘что это за человек, как он <ло-
Жился, что он думает о войне, © прошлом
и будущем, Повесть не дает ответа на,
эти вопросы, -

В чем же дело? Я думаю, что Симонов
опасается ослабить впечатление напряжен-
ной действенности своего героя лишними,
10 его Мнению, психологическими услож-
неннями и поэтому не вводит ‘нас в его
душевный мир. Вследствие этого образ
обедиен, и настоящего сильного характерз,
явного читателю во всем его своеобразии,
не получилось, р

Вот второстепенный
й Ночи» — старшина

‘repo повести «Дни
Конюков. Это образ
сугубо традиционный. Задуман он, как
старый, бывалый солдат, но попробуйте
найти у него черты человека, прожившего
2 лет в нашей социалистической стране,
— вы этого не найдете: Он ‘как будто был
законсервирован на четверть века, с тех

П. ФЕДОРОВ

Мне, участнику боев на Волоколамском

10ссе (я был в то время начальником
разведки корпуса генерала Доватора), хо-
ется сказать о книге А. Бека.

Когда современные писатели
полководиа, они стараются сделать его
каким-то собирательным образом, в кото-
м есть нечто от Суворова, Кутузава И
от Чапаева Этого счастливо избежал
Бек.

Панфилов у А. Бека ие похож Ha тех
HIM других героев — Суворова, Кутузов
позднейших полководцев гражданско
войны Чапаева, Котовского, Пархоменко,

Панфнлов—это новый образ советского

ицера Сталинской школы.
een законно желает знать, как
офицеры управляют войсками теперь и ani
управляли в 1941 г. когда люди еще я
были обстрелены, еще! не было навыков
воинских. Об этом периоде, войны. и го-
ворит А. Бек в своей книге. ‚Мне прихо
дилось видеть это,-еще даже и не во :
ско, а толпу, ‘которая с целью сохране
ния своей жизни бежала, не’ подчинялась
воле командира.

Как следует р зображать ИСИ м
ловека первых дней войны, какие ну

средства,-—-это важная задача для автора.
Но стоит ли показывать Только толпу,

дают образ

мыслей офицера

рость. и отвагу и растущего в

ее когда он воевал < немцами под
еремышлем. Нам дороги традиции рус-
ской гвардии, пронесшей свои знамена по
германской земле, участвовавшей в раз-
громе Наполеона, дороги героические
традиции русских богатырей и Александра
Невского. Но литераторы наши иногда за-
а что есть и иная гвардия, подвиги
торой нам надо воскрешать, традиции ко.
ое нам нужно воспеть, — это Красная
вардия, которая тоже била немцев Ha
Украине. В советских воинах — бойцах и
фо лАя — множество новых черт, вос-
итанных нашей эпохой, И именно поэто-
му Красная Армия побеждает врага.
Литература наша не выполнит своей
исторической роли, если она’ не будет соз-
давать образы новых людей, ‚воспитанных
социалисфической Бпохой.

Литература еще плохо улавливает новое
и, к сожалению, это приводит к обеднению
образов героев. Так, до сих пор в лите-
ратуре не получили яркого и всесторонне
го выражения черты советского социали\
стического патриотизма, лишенного
стической окраски, чуждого расовой и на-
циональной ненависти, проникнутого гордо.
стью за свою родину, авангард прогрес-
сивного человечества. ‘

В повестях Симонова, Бека, Калинина
хорошо показано, что наши офицеры  по-
беждают храбростью, упорством в дости-
жении цели, что они безгранично преданы
советской родине и полны ненависти к
врагу. Но повесть Бека «Волоколамское
шоссе», кроме того, вводит нас в. сферу
во время управления 6o-
ем, знакомит нас с процессом роста офи-
цера в ходе боев, помогает понять значе-
ние командирского мастерства,

Уже на первых страницах повести мы
знакомимся с проблемами, возникающими
перед командиром батальона Момыш-Улы,
занимающим участок обороны на подсту-
пах к Москве осенью 1941 года. Размыш-
ления командира батальона о способах ре-
щения поставленной перед ним задачи, ука-
зания генерала Панфилова об обороне пу-
тем нападення, о гибком манев боевого
охранения, о времени, которое’ нам надо
выиграть, и о дорфгой цене, которую  дол-
жен заплатить. противник за каждый кло-.
чок советской земли, — все это отражает
конкретную оперативную обстановку под
Москвой в 1941 г. и содержит зерно тех
идей, которые определили наше’ опера-
тивно-тактическое превосходство над про-
THBHHKOM, победу нашей военной мысли.
Измотать противника, выиграть время, не-
обходимое для отмобилизовання и кон-
центрации резервов: лишить нёмецко-фа-
шистскую армию преимущества внезапно:
сти —над этим, выполняя замысел Верхов-
ного Главнокомандования, ‘работала’. вся
дивизия Панфилова,

В повести показано. как батальон реали-
зует требование Панфилова воевать не чи-
слом, а умением, как в ходе боев накап-
ливается боевой опыт командиров и бойцов,
как наша армия приобретает все большую
боевую закалку, становясь кадровой и
превращаясь в сильнейшую армию мира.

Беку удалось показать психологию сред-
него советского офицера, воюющего в
трудных` условиях первого этапа войны.
Это -- волевой, инициативный командир,
проникнутый сознанием ответственности за
выполняемое дело, требовательный к себе
и подчиненным. Он много размышляет над
каждой деталью своих боевых действий,
стремясь к наиболее полному успеху и, все
время помня требование Панфилова бэречь
в бою людей. Сочетание боевой отваги <
трезвым расчетом, стремление угадать
замыслы противника и опередить его в бо-
евой активности, постоянно наносить ему
все новые и’новые удары — эти черты,
воспитываемые Нанфиловым в его офице-
рах, ярко отражены в повести Бека.

Что касается образа центрального героя
повести == командира батальона. Момыш-
Улы, то он удался Беку в той мере, в ка-
кой он показал мыслящего, передового
офицера, умело управляющего действиями
своего батальона, претворяющего в жизнь
указания Панфилова, проявляющего  храб-
процессе
боев. Хотя некоторые воемные идем героя
He новы, а другие представляют собою об-
общенный  опыт первого этапа войны, по-
черинутый из военной периодики (писатель
напрасно подает их, ‘как «изобретение» са:
мого героя), образ командира батальона,

как ро мастера боя, все же 3a-
помнится. Однако в этом образе содер-
жится тенденция, которая в следующиех

частях книги может привести к неправиль-
ному освешению образа нашего офицера:
Момыш-Улы показан, как офицер, постоян-
HO находящийся над своими подчиненмыми
и часто подавляющий их инициативу. Во-
левой человек, он лашен писателем того
внимания к Людям, которое составляет не-
от’емлемую черту наших передовых офице-
ров и которое так характерно, например,

для Панфилова.

Помимо этого существенного недостатка,
следует отметить, что образ героя повести
дан лишь < одной стороны —- писателя
интересует главным образом военная функ-
ция героя. Это крайне важно, но читатель

хочет видеть в литературе всю полноту

человеческих характеров. И автору это
надо иметь в виду при дальнейшей рабо-
те над книгой о панфиловцах.

ния? В повести Бека солдатская масса
еще безынициативна, безвольна, . над ней
довлвет железная воля командира. Может
быть, все это и’ реально, < точки зрения
отдельных фактов,
точки эрения художественной правды?
Для того, чтобы управлять массами, на-
до поошрять их творческую инициативу,
мало того, внимательно приглядываться К
формам ее проявления и отбирать все по-
лезное и использовать это для дела.

Бек правильно, показал в своей повести
проявления трусости. Даже и теперь, ко-
гда читаешь повесть, всякое позорное по-
ведение того`или иного человека глубоко
возмущает и волнует. Там, гдё в солдат-
ской Массе понимают Н любят своего
командира, там меньше всего будет про-
явления трусости и нарушения лисциилн-
ны’ Это значит, что здесь офицер сумел
стать настоящим командиром и все зави-
cur of Toro, как построены OTHOWweH AA
между начальником и подчиненным в как
быстро командир находит ключ к взаим-
ному пониманию. Такой ключ должен ис-
кать и автор книги O войне.

Художественная Литература обязана до-
казать, каким образом русский офицер в
Отечественную войну воспитывал. солдат-

ские массы.

‚и роста командных ка
нее обстоятельство
М.

возражений была сформулирована отчасти в доклад.
ступлениях В. Перцова, В. Шкловского,

эгои-  сделал настоящий портрет русского домен-

но реально ‘ли это, с

‘острее проходил обмен мнений по поводу повести
и героя этой повести, Да это и естественно:
ликом совпала с темой дискуссии, процессе формирования
дров на войне стал в центре книги (послед-
в значительной мере определило выступления
подход

тема

Гуса,
не мог

В. Кирлотина). Односторонний
не вызвать возраженнй. Сущность

некоторой его традиционно-

книги

‚ отчасти. в вы*
в А. Зонина, Б. Дайред-
и сам А. Бек не мог не отмежеваться от тех, кто Гничилось.

ведения командира Красной Армии.

‘Ли так мало литературных фактов.

этих
А, Зонин,
ва «Орел» («Трётье

В. ШКЛОВСКИ

Стенограмма.
чл образ

Когда-то Алексей Максимович Горький
задумал большую работу, которую мы, пи-
сатели, так и не сделали —это была «Ис-
тория двух пятилеток». Были записаны
сотни стенограмм, на основе этих стено-
грамм собирались писать портреты людей
нашей страны, составить историю вели-
чайшей эпохи; y

Оказалось, что это очень трудно, что
путь от стенограмм до литературного про-
изведения чрезвычайно сложен не только
потому, что человек не умеет сам расска-
зать о себе, но и потому, что прочесть
этог/ материал, освободиться ‘от видения
самого человека, дать его так, как дн вы-
глядит, а не так, как он хочет выглядеть,
это очень трудно. Стенограмма меняет
человека, при стенограмме человек не то
что позирует, но это не ‘открытая душа.

Из всех людей, которые тогда работали,
удача была только у А; Бека — он сделал
очень интересную вещь о доменщиках, он

щика Курако.

Когда-то Лев Толстой говорил про Пуш-
кина, что в литературе самое важное най-
ти иерархию событий, :соподчиненность
предметов — понять, что важно и что
неважно. у

Книга А. Бека стройна по композиции,
но не глубока. Она интересна, она может
попасть на вооружение, она сообщает нам
тё сведения, которых не знает читатель.
Это удача’ внимательного, пристального
писателя Бека. Но меня беспокоит то; что
Бек мало отошел от стенограммы — он не-
достаточно подчинил себе в литературном
произведении своего героя, хотя и обога-
тил его. Беспокойство началось с того
момента, когда я открыл журнал «Знамя»
и прочел — это была, конечно. полущут-
ка, — что командир при разговоре с авто-
ром в блиндаже сказал: если не так напи-
шень, отрублю руки Этого нельзя сказать
и в шутку. Как нельзя солдата лишать са-
моуважения, когда он приходит в полк,
так же нельзя лишать самоуваження писа-
теля, который пришел совершить подвиг —
описать армию, равной которой нет в мире.
Если бы герой Бека видел себя в ряду
других героев, чувствовал бы себя солда-
том, то такого разговора не было бы. А

если бы Бек чувствовал себя писателем,
он бы не записывал’ этот разговор. И я
считаю, ‘что этим неверным ходом

Бек неверно начал книгу, — неверно пото-
му, что как бы ни был! интересен герой, он
должен быть подчинен автору, иначе ав-
тор не сможет с ним работать, не сможет
увидеть человека, человека 3 народе.

В книге много интересного, в книге есть
анализ боя. но огромный общеармейский
опыт приписан почти что одному человеку:
Русский офицер во всей русской литерату-
ре описан скромным человеком, потому что
бой, война ведется не только полководцем,

ey
ae

и Тушин. И неверно предлагать советско-
му офицеру как образеи Андрея Болкон-
ского, потому что Андрей Болконский ли-
шен удачи — его высокие подвиги были
бесполезны. Он герой, но победил Тимо-
хин, потому, что он был поглощен делом
армии. Онне мечтал о Тулоне, не был бо-
лен наполеонизмом. Так думал когда-то
старый русский генерал Дуагомиров. По-
глощенность › человека делом армии —
необходима. 5
Книга Бека неправильно нас ориентирует
в этом самом сложнейшем деле. Герой
е одинок, и он заслоняет всех. Люди,
которые разговаривают © ним, его земля:
ки, постоянно обращаются к нему’ с одни-
ми и теми же словами. Контакта человека
со средой нет. Героем может быть чело-
век, который знает, что страна старше
его и что он командует людьми социали-
стической страны. : з :
Был момент в начале войны, когла ка-
залось, что многое надо нам вепомнить. 3
законов войны вообще, но вот война пРо-
должается, она изменяется на наших гиа-
зах, мы вступили в новый фазис войны. и
наши политические качества, то, что очи
из. нас большевики, а другие — с больше-
виками, — оказывается самым важным к в
деле победы. А этого нет в книге, Изло-
век не имеет КП в этой книге. Писатель”
зарыт, ему не дали точки ‘зрения, он пере:
доверил философию. А ведь когда писа-
тель видит; что немец раненый кричит, а.
советский человек не кричит, то эта
очень важно. Человек, воспитанный совет-
ским строем. иначе реагирует даже на
боль, У него безусловный рефлекс изме-
  нилея. Значит, все разное — Разное во-
оружение, разное отношение к родине. ^

беждал Наполеона, победили ero   oa

Советский офицер не вообще офицер и.
даже Не только офицер с русской военной
традицией. Поэтому я считаю, что хотя
лучше Бека не написали, но книга Бека не
дописана, еще не имеет этой настоящей
высшей философии,—-ведь кроме дидак-
тики надо дать Философию войны. Тут
вина писателя. Хорошо, еслн у нас есть
сильный натурщик, но найдите люпей во-
круг, осветите своего героя, противоло-
ставьте ему солдат не, только как об’ек-
тов для воли командира. : : :

Методами литературы факта нельзя
час создать полноценную книгу, эти ме-
 тоды приводят к ошибкам, изврашаюим
у факты. а 3

Teopueckaa unuyuamuea =»

Мы знаем, что в  1941 г. наши части
попадали в окружение. В тот период, ко
гда люди в одиночку выходили из окру-
жения, кавалерийская группа Доватора
совершила свой знаменитый” августовский
рейд по глубоким тылам противника. Там
мы встретили наших бойцов и офицеров,
бродивших в одиночку и группами. Неко-
торые из них потерялн волю к сопротив-
лению. Но подавляющее большинство офн-
церов сразу же создавали в тылу у врага
партизанские отряды и начинали действо-
вать.

До 1943 г. в Белоруссии, например,
сохранилась в полном составе кадровая
дивизия, попавшая на первом этапе войны
в окружение. Ею был создан и укреплен
целый партизанский район. По 50 дней
немцы держали ее в блокаде и не могли
взять. Впоследствии она разоослась в ог:
ромное партизанское соединение, разбилась
на целый ряд отдельных бригад и В 1943 г.
соединилась © частями Красной Армани.
Это есть образцы мужественного ‘поведе-
ния русских солдат и офицеров,

Перед советскими писателями стонт ве-
личайшая и почетная  задача- изобразить
в’ художественной литературе реальных
героев нашей эпохи,

только давление над ней воли командова- {

ВСЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕЧАТАЮТСЯ ПО СОКРАЩЕННОЙ СТЕНОГРАММЕ

действий советского офицера.

‚ можно сказать TO,

народом Не Амирей Болконенна а,

войны, дотоле
: щим достоянием. Но будут ли эти много-

В. ПЕРЦОВ

В газете «Красная звезда» печатаются
в этом году рассказы, об’единенные се-
рией «Рассказы об офицере». В этих рас-
сказах перед авторами на первом плане
стоит задача воспитательного характера.
Они показывают примеры поведения и
Вся эта
серия идет ‘под знаком передачи опыта, —
она как бы отвечлет на вопрос, . каким
должен быть советский офицер?  _

По-моему, тот же вопрос является под-
текстом нашей дискуссни. Но только все
дело в том, что здесь перед авторами
yee CTOAT другие задачи: ограничивать-
ся передачей опыта невозможно, ‘нужно
создать образ советского офицера.

Я обращаюсь к одному из произведе-
ний, вышедших в этом году, к пьесе, ко-
торая, казалось бы, должна дать ответ
на’ этот вопрос, — пьесе А. Крона «Офи-
цер флота». К сожалению, в этой пьесе
нет образа советского офицера, а есть
только попытка. сконструировать пример
на эту тему. Но пример не тот. Персо-
наж говорит сам о себе, что они очень
хороший человек, но когда присмотришь-.
ся к нему, то видишь, что это He тот
пример, который нужен. В одном из диа-
логов, который ведет этот офицер Гоэ-
бунов, проскальзывают очень странные
фразы по поводу дуэли, как средства для
советского офицера смыть оскорбление,
Горбунов говорит: —
Так начинает Симонов характеристику своего
героя и дальше приводит данные о нем,
  из которых мы видим как бы стандарт-
‘ную биографию многих, молодых людей.
Но из-за того, что это — действятельно

ярче. Момыш-Улы-—казах, он неповторим
со своими, только ему принадлежащими
полробностями. С природными свойствами
казаха он соединяет черты советского че-
ловека, советского командира, у него свой
пути K тому, чтобы овладеть @тайной
победы. Он ученик Панфилова, тоже не
рядового генерала, Но в то время как
Сабуров растворен в событии,
Улы сосредоточен на себе, главным ‘0б-
разом на своем. внутреннем мире, и от
этого пошли многие недоразумения.

У Момыш.Улы в подробностях его бое-
вой жизни не может быть такой литера-
турной небрежности, какая может быть
у литературно собранного, условного Са-
бурова. На странице 23 перед атакой он
«еще раз подозвал к себе Гордиенко и
Парфенова. Вытащив из кармана  портси-
‘гар, где лежали четыре заветные папиро-
сы, и оставив одну, чтобы закурить после
окончания дела; он молча сунул им в. ру-
ки по одной папиросе, а третью. стиснул
зубами сам». Г

А. на. странице 47, после разговора ©
Аней, после отгремевшего 601, «Сабуров
< минуту постоял, глядя на нее; потом
подсел к столу, пошарил по карманам —
кисет с табаком куда-то запропастился.
Он полез в полевую сумку: Там между
карт и блокнотов, к его. удивлению, ока-
залась смятая папиросная коробка, та са-
мая, из которой он вынул три папиросы—
себе, Гордиенко и покойному Парфенову,
когда они собирались атаковать ночью
дом: Одна паннроса была оставлена «на
потом», на после атаки. и с тех пор он
забыл © ней. Он посмотрел на коробку и
без колебаний, как будто сейчас случи-
лось Что-то особенное, ради чего надо
было выкурить’ эту последнюю папиросу,
взял ее. и закурил».

Конечно, случилось: он влюбился в
Аню. Папироса, перекочевавшая так легко
из портсигара в смятую коробку и при-
держанная Симоновым ‘для важного пси-
хологического момента, — одновременно‘ и
небрежность и обнажение явной литера-
турной условности. ?

Кроме Сабурова, есть в повести и дру-
гие офицеры, но они тоже надёлены об-
щими чертами. «Они названы, но не опи-
саны», — сказал в своем выступлении
А. А, Игнатьев, и © ним приходится сог-
ласиться. В изображении жо Момын-Улы
y Beka получилось, что он воюет «как бы
в одиночестве» Если можно было бы пе-
ренести этих двух героев в другой жанр,
скажем в пьесу, то Сабуров повторил ‘бы
главного персонажа «Русских людей», а
Момыш-Улы. со ‘своими  повелительными
движеньями сосрелоточенного в себе че-
ловека, старающегося быть идеальным
командиром, возвышался бы над ставши-
ми маленькими другими ‚участниками дра-

мы. не наравне с ними,га нал ними. о
Им обоим —и Сабурову и Момыш-Улы

`стративности, правда,

общее для многих, Сабуров не становится,

Момыш-

азненнии светит еше очень слабо по

перед! сударства и нашей армии,

`софским содержанием героя. В обоих по-
`вестях много подробностей, много иИллю-
разной. В первом
  случае у Бека — много наблюдений по
чисто ‘ военчо-психологической линии, во
‘втором — у Симонова по чисто условной
 линий повести, но в маленьком рассказе
„Гаршина: «Четыре дня» и в маленькой
 позме Лермонтова: «Валерик» больше мыс-
‘лей, чем в этих больших повестях,

Мы имеем дело все же с первыми про-
заическими повестями, считая даже Te He-
‚многие удачи, что были за время войны
 в Этой области. Когда будут закончены
все четыре повести о Момыш-Улы, то, по.
вторяю, многие недоразумения . отпадут, Его
  одиночество» будет, повидимому, оп-
  равдано. Путь, каким пришли бойцы диви-
 зии Панфилова к новым победоносным ба-
‘ям, рост Момыш-Улы будет шире пока-

‘зан в масштабе, «оторый нас удовлетво-.

Грит. ‚Обогащенный многими и многими
  впечатлениями ‘послелующих наступатель-
‘ных битв Красной Армии, великим разгро-
‘мом всех немецких армий. Симонов не
` повторит просто капитана Сабурова в по-
следующих повестях и романах. Он до-
статочно силен для этого и талантлив, но
‚ему надо поискать более нового и жизо-
 го в условно литературном повествовании.

Вель каждый сражающийся боец и
гофицен — человеческий характер. Нельзя
  ограничиваться только самым примитив-
ным показом, деля людей по ‘признакам
действия в бою: старый солдат с георги-
ем, трус, который исправляется в ходе
боя, трус, который не исправляется, безза-
ветный храбрец, просто  девущка, кото-
рая, конечно, влюбляется, левушка, в ко-
торую, конечно, влюбляются, просто

командир, просто человек с общими для

всех чертами и т. д.

Жизнь—не простая вещь. Человек не
прост. Литература должна и может изо-
бразить этого человека во весь рост, со
всеми его слабостями и величием. Офице-
ры нашей армии-—люди с богатым mymes-
ным миром, с большим кругозором, воле-
выё, действительно героические ° люли,
 проттеллние множество испытаний, приоб-
ретшие огромный опыт — очи должны
быть также разнообразно и богато прел-
ставлены в новых произведениях. Их не-

за ем прибеднять.

И деву в шинелях как люди гораз-
до интереснее, тех условных ‘скромных

и незаметных героинь, что выводятся в.

книгах. Они заметны, они прекрасны. Не
надо их прикоманлиговывать к команли-
рам для занимательности рассказа. Они
имеют право на подробное. описание, их
жизни, внутренней и внешней.

Момыш-Улы сказал, что книги пиптутся
ВОЙНОЙ. Это неправильно. Книги пишутся
писателями и пишутся хобошо или плохо.
Он же сказал. что за ‘ложь о зойне нало
рубить руку. Но дело не в этом. Дело в
том, чтобы сы›ую правлу жизни сделать
хуложественнюй правлой, высшей прав-
дой. Мы знаем, что Стекпаль рожлен ве-
ликой катастрофой. У. нас, может быть,
будут писатели, равные Стенлалю, но они
будут рождены великой победой.

Наши темы глубокие и богатые. И чем
глубже проникновение в духовный мио
героя, тем ярче булет и характер. Чем
живы книги Н. Островского и их влияние
на Участников нынелнней войны? Тем, что
там характеры эпохи, фучлософия эпохи.

Раскрыть миру обоаз соватского чело-
века, с оружием в руках бьюшегося не
только за свою ролину, я за освобождение
всех угнетенных наролоз, бьыютлегося 3a
будушее свободолюбивых наролов, побе=
ждающего и горлого своей победой, —
основная задача. К ней велет много пу-
тей, и чем они смелее и тире, тем больше
радость удачи и для писателя и для чи-
тателя. 4

`Литературная газета

№ 7 3

тайну выработки.