ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕМ СССР

№ 12 (1123

ЛИТЕРАТУРА ПФ РАДИО!

В дни войны мы © особой силой почув-
ствовали, какое большое место в нашей
жизни занимает радио.  Колоссальна tio
‚своему значению работа ралиовещания—
‘массового агитатора и пропагандиста, еже-
дневно  собирающего -многомиллионную
аудиторию. Трудно переоценить силу воз-
действия и возможности радно как срет-
ства культурного воспитания массе и ире-

доставления им культурного отдыха.
Московское радио ведет большую и
многостороннюю пропаганду хуложествен-

ного ‘слова в самых различных формах. К
постоянному сотрудничеству привлечены
крупнейшие советекие писатели, которые
работу на радио считают важным и но-
четным для себя делом. Алексей Николае-
вич Толетой, например, регулярно, по ме-
ре написания новых глав исторчческого
романа «Петр Первый» прежде веего от-
Фылал их на радио. где OHM читались пе-
ред микрофоном в специальных цикловых
«передачах е продолжением». Крупнейший
советский писатель придавал этим пере-
дачам большое значение и относидея к

Но Только в четырех

АТ

Суббота, 17

es EE

Так, Хабаровекий раднокомитет, наря-
ДУ с полезной передачей «Наш край в
поэзии и музыке», находит возможных
нередать в эфир более чем сомнительное
стихотворение местного поэта Б. Гусева
«@ винтовке». в котором военета такая,
с _ позволения ^ сказать, «тема»: наши
бойцы так, мол, полюбили за тоды войны.
` свон винтовки, что никогда е ними не
расстанутея. Та же радиостанция  ие-
  редала очень _@лабый рассказ  меет-
‚ ного автора Кожемякина «0 московских
салютах». За два месяца эта ралиостан-
ция передала 109 литературных программ,
передачах былин
использованы произведения местных лите-
раторов, да и то произведения слабые.

Свердловский радиокомитет мог бы 0р-
ганизовать интереснейшие литературные
передачи 06 Урэле. Однако эта работа не
организована ни радиокомитетом, ни отде-
лением Союза советеких писателей. Иног-
да в течение месяца и долее в местных
радиопрограммах не услышишь ни одного
рассказа или очерка на темы, связанные

своему участию в работе радио © чув-
ством большой ответственности. Он гово-
рил: «Дело это святое, оно — для веего
народа». Несколько передач Алексей Ни-
колаевич читал у микрофона сам. В но-
следний раз он приехал в радлостулию
уже будучи больным — он не нашел воз-
можным отменить об`явленную передачу.

Уровень литературно-храматического pa-
дновещания Москвы целиком определяется
тем, что в нем принимают участие луч-
шие литературные силы столицы.

Но кроме московских передач, радио-
слушатели нашей необ’ятной страны елу-
шают и передачи местных — республи-
канеких, краевых и областных радиостан-
ций. Передачи эти, в том числе и лите-
ратурные, подготовляютея местными ра-
диокомитетами. 90. так называемое мест-

с жизнью Урала.

Иркутский радиокомитет в местной про-
гпрамме передает рассказы и стихи. опуб-
ликованные в центральной печати. 9то
полезное дело в том случае, если радио-
комитет выбирает такие произведения,
которые не вошли в программы передач
из Москвы. Но непонятно, почему трижды
на протяжении одного месяца Иркутский
радиокомитет в разделе местных передач
находит возможным передавать недоброка-
чественные произведения Хмельницкой. В
одном из переданных но радио рассказов

этого автора персонажи говорят таким
языком: <...Не обалдеем, — на фронте
неделями не спят и не балдеют, а мы
две ночи — и уже раснисалиеь...» Co-

вершенно напрасно Иркутский радиоко-
MHTCT сопровождает эти «произведения»
анонсом — «передача для колхозников».
Чем провинились колхозники Иркутской

ное радиовещание является большим и
важным делом. Прежде веего оно прелдо-
ставляет. возможность  радиоразговора с
аудиторией республики, края, области на
темы, ввязанные с жизнью данного края,
в частности знакомит радиослунтателей е
творчеством ‘писателей, проживающих в
области, крае. 2

В ряде местных радиокомитетов эта ра-
бота ведетея неплохо. Ярославекий радио-
комитет, например, систематически орга-
низует выступления у микрофона писате-
лей и поэтов-—уроженцов области. Соетоя-
лись, например, радиовыетупления поэтов
и писателей Бондарева, Груздева, Шамкова,
фронтовиков Смирнова и Кузьмина. По ра-
дио передается цикл бесед’ о творчестве
выдающихся русских писателей —урожен-
цез Яроглавекой облаети-—Некрасова, -Цаю»
щеева. Горьковский радиокомитет органи-
зивал выступления писателя В. Костыле-
ва, читавшего перед малкрофоном отрывкл
из своего исторического романа «Иван
Грозный». Ивановский радиокомитет пере-
лал по радио художественные очерки,
посвященные истории Ивановской области,
в том числе очерки о городе Юрьевске,.
о Лалехе, о Вичуге и р., написанные
местными писателями и научными работ-
никами. a d

& сожалению, мы не можем привести
многих примеров инициативной работы
местных  радиокомитетов и отделений
Союза советских писателей в области под-
готовки интересных литературных пере-
дач. В больнинетве случаев местные ра-
диокомитеты, ссылаясь на То, что. им для
литературных передач отведено немного
времени, относятея к этому разделу своей
деятельности без достаточной ответетвен-
ности. С другой стороны, литераторы иног-
ла счатают возможным для себя сбывать
на радио недоброкачественный литератур-.
ный материал, который редакции газет и
журналов не возьмут для печати. И в ре-
зультате радиослушатели часто вынуж-
дены слушать всяческую халтуру.

ИЗДАТЕЛЬ

Издательский план по детской лите-
ратуре на 1945 год в два раза больше
прошлогоднего. Но не только в этом от-
личие и новизна плана. Его принципиаль-
Ная особенность заключается в том, что
он является. составной частью, первым го-
довым отрезком пятилетнего перспектив-
ного плана,
участием актиза писателей, ученых, ху-
ложников, педагогов, библиотечных работ-

` ников.

В основу его, как и в предыдущие го-
ды, положены указания ЦК ВКП(б) 06
озобом внимании к изданию классиков,
фольклора, а также современных книг,
воспитывающих у детей и молодежи чув-
ства долга, патриотизма и любви к ©3зо-
ему народу, к своей родине.

Издательским планом предусмотрено
четкое разделение литературы по возраст-
кым группам. Первый раздел плана рас-
считан на удовлетворение первоначально-
го, пробуждающегося у детей уже с трех-
летнего возраста интереса к книжке. В
этом разделе преобладает красочная, на-
рядная книжка, оформленная лучшими ху-
дожниками страны. Издаются народные
сказки, народные ‘игровые песенки, до-
ступные` пониманию - дошкольников, ‘рус-
ские сказки, рассказанные  Ушинским,
сказки Л. Толстого, сказки Перро, Андер-
сена, английские народные песенки, пере-
веденные С. Маршаком, и др.

Впервые в этом году будет ‘издаваться.
специально: для ‘детских ‹<адов. керия
«Библиотечка детского сада». Е

В этой библиотечке представлены но-
вые произведения С. Маршака, С. Михал-
кова: А. Кононова («Рассказы о Ленине»),

Е. Трутневой (стих. «Победа») и’ др.
Включаются в нее и переиздания книг
сосременных писателей. Новый сборник

стихов «Весна» закончил для дошкольни-
ков Л. Квитко. Интересно  задуманную
книжку: «Что внутри?»  рассказывающую
детям об. устройстве танка, самолета,
крейсера; написал М. Ильин. Дошкольни-
кам посвящена премированная на. прове-
денном’ Детгизом. конкурсе книжка весе-
лых ‘стихов Н. Кончаловской «Что случи-
лоеь?»

Большое внимание в плане уделено лите-
ратуре для детей семилетиего возраста,
впёрзые в прошлом году. посаженных за
школьные парты. Для них издаются весе-
лая азбука, азбука в стихах и картинках,
занимательная арифметика — первый счет
liq малышей, книга А. Варто «Перво-

разработанного Детгизом <

области перед радиокомитетом?  Радиоко-
митет и местные писатели-не поняли всей
важности создания литературных перелач
и относятся к этой своей обязанности 0ез
должного чуветва ответственности.

Куйбышевекий радиокомитет организо-
вал очень интересное и полезное дело—
он передает по радио образцы творчества
молодых беллетристов и поэтов. Но беда в
том, что наряду с произведениями, ко-
торые имеют право звучать но радио, в

программы этих передач просачивается и

явный литературный брак вроде стихотво-
рения «Сестра» (автор Романович), в ко-
тором есть такие строки:

=>

Одна из тех,
Всегда цветущих ` женщин ярких, `

` Чей молодой дразнящий смех
Таил в. себе какой-то грех...

Так хорошее ‘начинание обесцениваетс!
небрежной работой редакции, ее нетребо-
вательностью.

Bee эти факты, говорят о невнимании
к вопросам пропаганды местной литературы
‘как со стороны Писательских организаций,
так. и со стороны радпокомитетов. С этим
Halo покончить — это наша общая и сроч-
ная задача.

Радио дает писателям больпгие возмож-
ности непосредетвенного общеняя с огром-
ной аудиторией своих земляков. Местные
писатели могут оказать радиокомитетам
большую помощь в создании передач, по-
священных своему краю, его исторни, его
тероям на фронте и в тылу.

(Областные, краевые писательские орга-
низацни чаето жалуются на  невозмож-
ность издания Ha месте произведений
своих членов. Но почему же так слабо
используется возможность. популяризации.
‘творчества писателей через местные ра-
диостанции? Работники ралиокомитетов и
писатели на местах должны немедленно
взяться за это большое и важное дело.

СКИЙ

классница», премированная на конкурсе, ее

же книга веселых стихов «О чем пели
птицы», а также. серия художественных
книжек, гоб’единенных под названием

«Мои первые книжки».

В плане литературы для’ детей школь-
ного возраста значительное место зани-
мает классика — отечественная и . миро-
вая. :

Для детей младшего возраста, учащих-
ся начальных школ переиздаются в этом
году произведения Пушкина, Гоголя, Жу-
ковского, Аксакова, Л. Толстого, Некра-
сова, Чехова, Мамина“Сибиряка, сборники
стихов русских поэтов ХПХ века, стихи
русских поэтов об исторических событиях
на Руси, русские народные сказки, сказ-
ки Андерсена, «Путешествие Гулливера».
«Робинзон Крузо» в пересказе К. Чуков-
ского, «Гаврош» В. Гюго’и др. Подготов-
ляется сборник народных сказок. сербских,
польских, чешских и других. славянских
народов.

шего возраста преобладают классики:
Пушкин, Лермонтов, Крылов, Грибоедов,
Тургенев, Лесков, Горький, Маяковский,

Шевченко, Коцюбинский, Туманян, Леся
Шиллер, Мольер. .Массовыми тиражами
выпускаются «Легенда об Уленшпигеле»
Де-Костера и «Овод» Войнича. i

К изланию классиков ‹ привлекаются.
‘крупнейшие литературоведы. Издание это,
как правило, сопрозождается подсобным
‘аппаратом: ^^ 2
о Впервые за годы войны возобновляется
выпуск подарочных * изданий. Одной из
первых подарочных книг будет- «Тарас:
Бульба» Гоголя с прекрасными иллюстра-
циями Е, Кибрика.

ТИкольные библиотеки, в этом году по-
полнятся также произведениями советской
литературы. Из новых книг для  млад-
шего возраста необходимо упомянуть две
премированные на конкурсе книги С: Мар-
така «Почта военная» и «Школьнику на
память», книгу, пропагандирующую в легко
  усвояемой художественной форме правила
поведения школьника, С. Михалкова’ «Быль
для детей» и иозую книгу «Родина на-
граждает», которую автор пишет в солру-
жестве с художником В. ШЩегловым, сти-

хи о ролине Е. Трутневой и др. Из про-

изведений прозы ‘следует выделить по-
весть П. Бажова «Зеленая ‘кобылка» из
жизни детей рабочих старого Урала.

‚ В связи © 75-летием со дня рождения’

УРЕ
АЗЕТА

а не ЕН че

В плане изданий для среднего и стар-

Украинка, Янка Купала, а также Шекспир, !

НРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

>

Цена 45 коп.

lo

НА ПАРТИЙНОМ СОБРАНИИ
ССЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ

КИЕВ. Очередное открытое партийное
собрание парторганизации Союза овет-
ских писателей Украины было посвящено
итогам республажанского созещания ‘по
вопрозгам пропаганды и агатации, созван-
ного ЦК КИФУ. С докладом об итогах
этого совещания и о задачах украинской
советской литературы выступил предееда-
тель Союза’ советских писателей‘ Украин-
ской ССР М. Рыльский. Докладчик гово-
рил о необходимости ` усиления ‘деловой
большевистской критики и самокритики в

среде писателей, ‘о: допущенных: отдельны-  .

ми писателями идейно-политических ошб-”
ках в своих произведениях, указывал Ha
необходимость беспощадного разоблачения
украинско-немецких националистов злей-
ших врагов украинского народа. Е

На собрании выступил секретарь ЦК
КП*б)У по пропаганде т. К. Литвин, гово?
ривший о значении идейно-политического
воспитания народа, о необходимости изу-
чения теорми марксизма-ленинизма. р

В прениях выступили И. Золотоверхий,
П. Панч, А. Шиян, Ю. Мартич, Л. Тро-
скунов, С. Крыжанивский ‘и др- ‘

КИРГИЗСКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ФРУНЗЕ. (Наш корр.). Недавно в. Ин.

ституте языка, литературы и истории Кир:
гизского филиала Академии наук COCTOS-
лось’ заседание, на котором было  заслу’
шано сообщение кандидата  филологиче-
ских наук Х. Карасаева о работе по со-.
ставлению киргизского толкового словаря.

В основу нового словаря будет положен
вышедший в свет в этом году «Русско-
киргизский словарь», составленный заслу-
женным деятелем науки Киргизской ССР
проф. К. Юдахиным, Х.  Карасаевым и
Ji. Шукуровым под общей редакцией проф.
` Юдахина. В толковом: словаре’ найдет‘ от-
ражение живая ‘разговорная речь c ee 06-
ластными. диалектологическими особенно-
стями. Составители используют. в своей ра-
боте избранные произведения классиков
марксизма в киргизеких переводах, эпиче.
ские произведения - народного творчества
и, прежде всего; «Манас», периодическую:
печать газеты «Эркин-Тоо», «Кызыл
Киргизстан», киргизские журналы и со-
временную художественную литературу.

Об’ем словаря предполагается в 300 пе:
чатных листов. В ‘этом году ‘будет полго-
товлена научная инструкция. по отбору
лексического материала, подобраны кадры
научных работников, организованы  экспе-
диции для сбора матёриала. Общее ру:
  козодство всеми ‘работами возложено на
проф. Юдахана.

}

®>

Бюст Тараса Шевченко (дерево), ра-
боты мастера киевлянина Варна.
Фото Г. УГРИНОВИЧА Фотохроника (ТАСС);

ПЛАН ДЕТГИЗА на 1945 год сх

1 В. И. Ленина новым, дополненным, изда-
нием выйдут «Рассказы о Ленине» А. Ко-
нонова. -

Вышли сборник  рассказоз Л. Кассиля
«Огнеопасный груз», книга Н.
«Мальчик из Ленинграда», А. Гарф. «Чим-
биоки». Выходит кяига рассказов В. Осее-
вой, приключенческая повесть Н. Чуков-
ского «Морской охотник». Готовится к пе=
чати повесть о жизни героини Отечествен-
ной войны Гули Королевой, написанная
Еленой Ильиной. : ре

Переиздаются военные рассказы для

младшего возраста Н. Тихонова...  ¢....

“Для среднего и старшего ‘возраста из-  никам», в нее войдут

‚памятку.

Сегодня в. номере:
1 стр. Ем. Буков. На. пути к возрождению
на

‘чаров. Литература народа коми.
По Советской стране.

2 стр. Б. Томашевский. Творческий путь В. Я.
Шишкова. М. Пришвин. Наш друг. Б. Брайнина. О
юности и-лружбе. Я. Рыкачев. Жанр

ственной биографии.

8 стр. В. Смирнова. Ключ счастья. В. Сидельников.

СТВАНЕ

ЛЕРМОНТОВ `
; НА ЛАТЫШСКОМ: ЯЗЫНЕ

РИГА; Вышел в свет второй том ‘собра-
ния сочинений М. Ю. Лермонтова в ла-
тышском переводе. Издание это готовилось
К печати в 1940-41 гг, но было прервано
из-за войны.

Том. включает следующие произведения:
«Герой нашего времени», «Княгиня: Лигов-
ская», «Вадим», «Два. брата», «Маскарад»
и др. в. переводах Рудольфа и Карла Эгле:
Некоторые из. этих произведений впервые

‘Ноявляются. в ‚латышеком переводе.

ЕРЕВАН. (Наш корр.). Союз советских.

писателей Армении создал ‘бригаду для
выезда в районы республики. Бригада в
составе Н. Зарьяна, Эд. Топчяна, Г. Эмина,
С. Капутикян и Р. Оганесяна недавно по-
сетила несколько. колхозов Камарлинского

района. Поэты Н. Зарьян,. Г. Эмин, С. Ка-.

путикян и Р. Оганесян читали свои стихи:
Выступивший на вечере Эд. Топчян сде-
лал краткий обзор истории. армянского -на-
рода и его литературы. Колхозники тепло
“встретили писателей.

НЕОПУБЛИНОВАННАЯ ПОЭМА
АЛИШЕРА НАВСИ

ТАШКЕНТ. Член-корреспондент_ Акаде-
мии наук профессор Е. Бертельс` закончил
большую научную работу — «Александр
Македонский (Искандер) в восточной
поэзии». В этой работе профессор Е. Бер-
тельс ‘впервые исследовал неопубликован-
ную поэму Алинера Навои об. Александре
Македонском «Вал искандеров», по-
следнее крупное произведение великого
поэта.

Поэм& «Вал искандеров»

представляет

большой интерес не только с точки 3pe-

ния ее художественной. ценности, но и как
памятник для. изучения быта и идеологии
средневекового Востока.
ГРИБОЕДСВСКАЯ ПАМЯТКА

POCTOB-na- LOHY. (Нав корр.). Ростов-
ская государственная ‘научная библиотека
им. К. Маркса ‘выпустила Грибоедовскую
Она состоит из разделов:
«Даты жизни и творчества»,
Грибоедова в произведениях В.И. Ленина»,
«Что читать о Грибоедове», «Грибоедов и
декабристы», «Грибоедов и`театр» и крат-
кая библиогэафия изданий А: С. Грибоедо-
ва ХГХ ХХ веков.

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
К. ГАМСАХУРДИЯ _

КИЕВ. (Наш корр.). Украинские. ниса-
тели организовали встречу © грузинским
писателем К. Гамсакурдия. От имени ук-
раннской общественности гостя  привет-
ствовал М. Рыльский. Акад. А. Белецкий
выступил ©е докладом о творчестве К. Гам-
сахурдия.

Перевод отдельных главуромана «Десни-
цз великого мастепа» на Украинском язы.
80 прочитали -П..Еьну. м Г.. Коваленко...

”_ АРМЯНСКАЯ
РЕДНЕВЕНСВАЯ ПРОЗА
(Наш корр.). Бригада
ута литературы» им.
дамии наук ApMAHO
реди рукописей “Ma

КЗЫЛ-ОРДА. Состоялся облабтной.