DTTIEDAT Pi

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА

№ 17 (1128).

ii

J
Величие нашей страны, сила нашего
советского ‘строя, нашего  государетва,
нашей социалистической экономики i

культуры. сейчас очевидны для  веего
мира. ` Советский народ вынес основную
тяжесть борьбы с вооруженным до зубов
фашизмом, принял на себя удар главных
сил врага, «советский народ своей само-
отверженной борьбой спас цивилизацию

Европы от. фашистских погромщиков»
(Оталин).

Непосильная для других стран борьба
потребовала величайшего напряжения

энергии и воли народа, стоила крови мно_
гих лучших сынов страны,

Напг народ выдержал
честью.

Ленину и созданной им партии, тени.
альному  соратнику Ленина товарищу
Сталину ооязаны мы этим. «Дух великого
Ленина и его победоносное знамя BROXHOB.
ляют нас» (Сталин).

Величайший революционер и мыели-
тель, Ленин указал народу путь к побе-
де над эксплоататорским строем. Ленин
открыл новую советекую форму тосудар-
ства — самую широкую, самую гибкую
организацию масс. Ленин начертал про-
Грамму социалистического переустройства
нашей Родины, осуществленную под руко-
BOICTBOM великого его ученика Сталина.

Не буль Октябрьской социалистической
революции, не будь за плечами нашего
народа двадцатипятилетней, не знавиой
еще примера в истории творческой строй
ки нашего государства по  тениальным
предначертанияхм и пох руководством Ле-
нина и Сталина, — и весь мир на долгие
тоды подпал бы мод черную власть фа-
шиетекого варваретва,

По заветам Ленина, под руковохетвом
(Сталина был осуществлен план великого
строительства, превративитего нашу стра-
HY из экономически слабой в могущест-
веннейштую державу.

По заветам Ленина, пох руковолетвом
(Сталина был совершен грандиозный пере-
ворот в деревне, в результате которого на.
смену отеталому крестьянскому хозяйству
пришло самое передовое, самое крупное
обобществлениое хозяйство.

Шо заветам Ленина, пох фуководетвом
Сталина мы неустанно крепили союз ра-
бочих и крестьян, дружбу между всеми
народами нашей Рохины.

Мо заветам Ленина, под
Сталина мы вы
Красную Армию.

Илеи Ленина—Сталина одержали npan-
диозную победу. Самоотверженная  повее-
дневная работа партии Ленина—Сталина
принесла замечательные плоды. Такой
сплоченности, такого морально-толитнче-
ского единства, такого массового героиз-
ма, какие проявил советекий народ в тяг-
чашиих испытаниях Великой отечеетвен=
ной войны, не знала история человечества.

Оправлалиеь слова натнего великого учи-
теля: «Никогда He победят того народа, в
котором рабочие и крестьяне в большин-
стве своем узнали. почуветвовали и УвВя-
дели, что они отетаивают свою, Совет-
скую власть — власть трудящихся. что
отстаивают то дело, победа которо им
й их детям обеспечит возможность поль-
зоваться всеми блатами культуры, вееми
созланиями человеческого. труда». —

Тенин стоял у колыбели зааюждающейся
советской социалистической культуры. Он
определил те особенности, которые отли-
Чают новую советскую культуру от куль-
туры прошлого.

Теперь, говорил он, указывая на важ-
нейшую и решающую ее особенность, «все
чудеса техники, все завоевания культуры
станут общенародным достоянием, и отны-
не никотда человеческий ‘ум и тений не
будут обращены в  сретотва насилия, B
средства эксплуатации».

`В советской социалиетической культуре
Тенин видел закономерное продолжение
всего мирового развития, оплодотворяемое
и одухотворяемое борьбой нафода ‘за со-
циализм, за новые формы и пфинцины
ЖИЗНИ. 3

С горлоетью и преклонением перех твор-
ческими способностями трудящегося наро-
да он говорил, что рабочие и крестьяне,
взявие власть в свои руки, являются
законными наследниками всего лучшего,
что было создано человеческим  тением
пот гнетом эксплоататолского етроя.

С непередаваемой ‘страстностью  обру-
шился Ленин на тех, кто хотел завести
создаваемую освобожденным народом куль-
туру в глухие закоулки лабораторного
«творения» пролетарской культуры, кто
стремилея изолировать тобедивигий нарот
от всех ценностей культуры пронглого.
ответ на «нелепейшее кривтяние» буржу-
азных интеллигентиков, выбрасывающих
Пуикина и Толетого «с борта современно-
сти». советская власть, Руководимая
Лениным, изтала декрет, в котором ука-
зывалось: «В первую. очередь должно быть
поставлено дешевое издание классиков...
творения которых перейдут, согласно на-
стоящему закону, в собетвенность народа».

Историческая жизнь нашего народа,
прололавитего зеличайшую из революций,
открывшего новую эпоху в истории чело-

испытание 6

руководетвом
естовали нашу  могучую

Е а tee

В. И. ЛЕНИН и А. М. ГОРЬКИЙ.

id

oo 6

22 апреля 1945 г,

Воскресенье,

‘ вечества, - создала» особенно  блатоприятную
почву для искусетва. Никогда еше не бы-
ла TAK интенсивна жизнь целого народа,
десятков миллионов людей, как в услови-
ях советского государства. Идеи, которы-
ми вдохновлен труд и борьба народных
масс советской” страны, ‘их чувства, мыс-
ти, воля :— человечны в самом  глубо-
KOM и лучшем емысле этого слова. И ко-
гда Ленин во главу утла всех вопросов’
нового советского искусства ставил 3в9-
прое о народности, то он этим самым хал
нашим художникам самую жизненную для
искусства идею. Историческая жизнь на-
шего народа дает художникам тот матерн-
ал, из которого, как растение из семени,
вырастает и вырастет великое искусство,
Воинствующий гуманист Ленин тре-
бовал от искусства постоянного  вмена-
тельства в жизнь, заинтересованного, дей-
ственного, активного учаетия в решении
самых насущных, самых неотложных и
тлубоких вопробов народной жизни. <Ли-
тература должна стать частью общетроле-
тарекого дела», — писал он в статье
«Партийная организация и партийная ли-
тература». Это значит, что в решении
всех основных вопросов, которыми занят
наш народ, искусству и литературе при-
надлежат своя роль, своб место в строю.
Это значит, что искусство не может су-
ществовать оторванно от насущных во-
просов жизни, что оно должно быть са-
мым тесным образом связано с ней.
«Иекусетво принадлежит нафоду, — ro-
ворил Владимир Ильич. — Оно должно
уходить своими глубочайшими корнями в
самую толщу широких трудящихся Mace.
Оно должию об’сдинять чувство, мысль и
волю этих масс, полымать их. Оно долж-
но пробуждать в них художников и раз-
ВИВАТЬ ИХ».
Чем ближе искусство к народу, тем.
больше ето’роль в жизни, тем выше ху-
дожественное и общественное значение
искусства.
Если посмотреть, как относилея Вла-
димир Ильич к различным явлениям ли-
тературы и. искусства, то можно легко за-
метить, что ему чуждо было все случай-
ное, наносное, заимствованное от всяких
«модных» течений буржуазного искусства,
И, наоборот, Ленин особенно выевко ценил
тех художников: слова, те произведения, в
которых он видел живую связь с натолом,
верное понимание назревитих илей време-
ни, горячую заинтересованность в поло-
жении и судьбах народных mace.
Именно поэтому так высоко оценивал
Владимир Ильич творчество Л. Н. Толето-
го. В произведениях великого писателя он
отмечает глубокое и верное отражение
настроений и чаяний народных маес. Он
ценил Толстого за то, что этот пиеатель
в своих произведениях смело ставил, не
егутцаяеь-их сложностью и противоречия
востью, коренные вонросы народной жиз-
ни ©воей энохи. Именно aro определило
ту исключительную «силу чувства, стра-
стность, убедительноеть. свежесть. искрен-
ность, беспотадность», е которыми, но. ело-
зам Ленина, Лев Толстой освещал русекую
действительное ®ь CO всеми присущими ей
историческихи противоречиями. Fees.
В оценке творчества М. Горького Ленин
также исходит из близоети писателя К
жизни. из его активного участия в penre-
нии тех вопросов общественной жизни
России. которые были связаны с выходом
на авансцену истории рабочего класса
России. Ленин высоко ценил Горького как
хуложника, ироизведения которого. нрине-
сли рабочему клаесу России «громадную
цользу».
Писатель, по Ленину, лолжен быть в
гуще той борьбы, которую ведет народ, он
должен проникнуться теми идеями и стре-
млениями, которые волнуют массы. Возь-
мите его оценку повести «Мать» М. Горь-
Koro, или романа Анри Барбюса «В огне»,
или стихов Маяковского. :
«Очень своевременная книга», — TOBO-
pur он о «Матери» Горького, написанной
в период революции 1905 года. «В отне»
Анри Барбюса он ценит как роман, на-
тлячно подтверждающий рост «революци-
онного сознания в массах» в период
протилой мировой войны. Е
_Товоря о стихах Маяковского «Проза-
седавштиеся», Ленин опять-таки полчерки-
вает действенное, ‘активное начало этих
стихов, отвечающих духу и потребноетям
времени. Он расценивает их как борьбу
поэта против обломовитины =— черты. не-
допустимой в людях новой. советской Рос-
сии. Г
Говоря о творчестве А. Серафимовича,
OH особенно подчеркивает, что его работа
«нужна рабочим и всем нам». с
‘Было бы ‘вульгаризацией считать. при
этом. что Ленин придерживается здесь узко
утилитарной точки зрения на искусство.
чтобы ‘искусство приносило ‘непосредетвен-
ную пользу в практических делах. Эти
опенки показывают, Что; 10 мысли
Ленина. искусство должно быть связано с
жизнью, уходить в ‘нее «своими глубочай-
штими корнями»: ибо без этого оно будет
пустым, бескровным, лишенным смысла и
значения:

> 5

Гравюра художника‘ Мих, ПОЛЯКОВА.

МЕНЕМ ЛЕН

i дд a

i

о Дух великого Ленина,

народ связывает с Лениным. В сказке, за-

‘ды. Как посмотрит Ленин на трудящийся
  народ, а они на него, — сразу здоровье к

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР ИАС     EAN:

Цена 45 коп.

ЕЯ

Ленин не раз. указывал, что искусство
холжно быть близко и понятно массам.
Но, подчеркивал Ленин, «надо быть He-
жножко виереди». Это значит — He итти
вслед за читателем. а мыслить ° смелез,
вылвигать новые вопросы, поставленные
ЖИЗНЬЮ. , :

Ленинские требования  HapormocTH в
искусстве, знания жизни и искреннего,
горячего, страстного участия в ‘народной
борьбе, умение ставить’ большие решаю-

щие вопросы своего времени имеют
огромное значение для всего нашего ис-
кусства.

Великие иден времени одни только мод-
гут рлохновить нашу литературу и искус-
ство на создание произведений. которые
будут волновать народ, выразят его с0-
Бкровенные думы, покажут необычайный
под’ем духовных сил народа, его безза-
ветную прэданность социалистической Po-
дине, волю к победе. Мелкие корыетные
цели сейчас больше, чем когда-либо, про-
тивны духу нашей литературы. Величие
народного подвига’ требует величия твор-
ческих стремлений, высокого под’ема твор-
ческого духа, беззаветного служения Ро-
Ame.

Ленин писал о том, какой булет та по-
вая свободная литература, к созданию ко-
Торой мы eM:

«Это будет свободная литература, пото-
му что не корыеть и не карьера, а идея

` СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ
75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ВЛАДИМИРА

Торжество.
‚ великих идей

Эстонский народ свято чтит память вели-
кого Ленина—основателя социалистического
государства. Трудящиеся Эстонии поют пес-
ни и слагают легенды о его мудрости.
Эстонские поэты М. Рауд в «Бессмертии»,
Я. Кярнер в стихотворении «Ленин среди

нас» воспели величие ленинских идей.
Вдохновляемая идеями Ленина, лучшая
часть нашей интеллигенции в условиях

буржуазного режима боролась’ за ‘светлое
будущее своей родины. В июне 1940 года
эта борьба закончилась великим событием:
эстонский народ влился в братскую семью
народов Советского Союза. В дни Отече-
ственной войны образ великого Ленина
вдохновлял наших людей на героические
подвиги в тылу и на фронте.

Более трех лет немцы с помощью ди-
кого террора и зверств старались унич-
тожить эстонскую культуру. Они  прила-
гали усилия к тому, чтобы отравить соз-
нание эстонского народа ядом своей про-
паганды. Эстонский народ остался верен
заветам Ленина. Иден ленинско-сталинской
дружбы народов восторжествовали нал че-
ловехоненавистнической расовой теорией
фашистов. aj

Героическая Красная Армия, в рядах. ко-
торой сражаются эстонские национальные
части, помогла эстонскому народу  c6po-
сить немецких оккупантов. : i

Сейчас в республике развернулась широ-
кая работа по политическому воспитанию

социализма и сочувствие трудящимея бу- трудящихся. В селах работают политкруж-
дут вербовать новые и невые. силы в ее   ки, в городах — партийные школы, в Тал-
ряды. Это будет свободная литература, лине — вечерний университет  марксизма-
потому что она будет служить не -пресы»   Ленинизма. Политиздат Эстонии на эстон-
щенной героине, пе окучающим и страда-  СКом языке издает произведения Ленина

ющим от ожирения «верхним десяти тыея-
чам», а миллионам и десяткам миллионов
трудящихея, которые составляют цвет
страны, ее силу, ее будущность».

Каждый день нашей энохи, каждое но-
вое явление литературы и искусства Troy-
тверждают верность этих ленинеких прин-
цинов. Лучикие произведения нашей хите-
ратуры черпают свой пафос в «илее со-
циализма и сочувствии трудящимся».

Горячим, заинтересованным, партийных

отношением в жизни народа проникнуты!

лучиёие произведения советекой литерату-
ры и ибъусства.

Мы выходим победителями в смертель-
ной борьбз в фапизмом. Каждый гражда-
нин нашей страны с гордостью чувствует
все возрастающую <илу фолной советекой
державы. И каждый честный‘ труженик
страны нашей с удовлетворением сознает,
что и его трудом, его участием, его волей
и верой, его разумом. тернением.^ стой-
костью, его самоотвержением и упорством
взралцена эта великая сила. Мерой- граж-
данекого JOCTOMHCTRA для человека стала
его причастность к делу победы. ~

‚ Для советского писателя также нет и
не может быть высшей цели и выешего
уловлетверения, нежели служение своей
Родине. ;

ero победоноеное
знамя вдохновляли и будут вдохновлять
советекое. искусство, как и всю советскую
культуру, как и веь советский  нарот.
Верная заветам своего вождя, советская
литература бухет служить «миллионам и
десяткам миллионов трудящихся. которые
составляют цвет страны, ве силу, ее 6у-
дущность».

Ленинские илеи искусства нашли свое’
выражение в сталинеком лозунге › социа-
листическото реализма — метода, ‘0б’ еди-
няющего лучшие традиция русской клае-
сической литературы
нинеко-сталинекой идейности и партийно-
сти искусства. 1 :

В пентре нашей классической  литера-
туры и литературы советской всегда ето-

‘  pos

с принципами ле-

и Сталина. Подготовлен к печати двухтом-
ник произведений Ленина. ;

Общественность Эстонии широко отме-
чает 75-летие со дня рождения В. И.
Ленина. Гослитиздат Эстонии выпускает
сборник, в который вошли произведения о
Ленине эстонских писателей и писателей
братских республик. В клубах. проводятся
лекции и беседы, в газетах и журналах
помещены статьи и стихи, посвященные
великому вождю народов.

——_@_—

‘Образ Ленина
в театре и кино

К 75-летию со дня рождения В. И. Ле-
нина кабинет советской драматургии Все-
российского театрального общества подго-
товил и разослал в 50 периферийных отде-
лений ВТО выставку «Образ Ленина в те-
атре и кино». Выставки будут открыты в
юбилейные дни в фойе крупнейших ` теат-
страны. Экспонируются фотоснимки
сцен из спектаклей «Человек с ружьем»,
«Кремлевские куранты», «Правда», «На
берегу Невы», кадры из фильмов «Ленин в
Октябре», «Ленин в 1918 году», «Великое
зарево», «Выборгская сторона», «Три пес-
ни о Ленине», фотографии актеров — ис-
полнителей роли Ленина: Б. Ubyxuna,
М. Штрауха, А. Грибова, Ю. Щербакова,
‘А. Оленева (Москва), А. Софронова (Ле-
нинград),- А. Бучмы (Киев), К. Мюфке
(Тбилиси) и других. Фото сопровождаются
текстами из пьес и фильмов.

Кабинет советской драматургии ВТО
устраивает заседание, посвященное твор-
ческим проблемам, связанным со сцениче-
ским воплощением образа В. И. Ленина. На
заседании будут заслунаны доклады «Об-
раз Ленина в театре и драматургии»,
«МХАТ в работе над «Кремлевскими ку-
рантами», «Шукин в спектакле «Человек с
ружьем» и др. М. Штраух расскажет о
своей работе над. образом Ленина. :

—_2——-

>.
Ленин о литературе

В ‹вязи с 75-летием со дня рождения

ял Человек. Наше искусство велико своей   В. И. Ленина Государственное издательст-

непревзойденной мобоввю“к-люхям, своей.
тлубочайшей заинтересованностью в судь-
бах народа. г

Наша советская художественная лите-
ратура м все наше искусство, верные уче-
нию Ленина—-Сталина, должны показать и’
покажут тот высший нод’ем человеческо-
то духа, который характерен для совет-
ских людей. идущих во главе. цивилизо-
ванного мира.

Есть чудесная грузинская легенда о том,
как впервые за свое существование горько.
плакала смерть. Она плакала оттого, что
«сгубила» Ленина. В сознании ‘народном
Ленин’ — олицетворение. жизни, осущест-
вление вековечной мечты о счастье. $

Вдохновенное «Сказание`о счастье» соз-.
дал народ Киргизии.

Я думал, что счастье — незримый родник,

Который в мечтаньях под землю проник,

Я думал, что счастье — у барса в лесах, ~

Я думал, что счастье — звезла в небесах,
‚Нет счастья на свете, так думали мы,

Е Оно словно ветер. так думали MBI,

Кольипется счастье, как ветер, скользя,

Но взять его в руки, как ветер, нельзя.

о . . eo 8 6

Я думал, что счастье-как море в пути,
Которое ввеки нельзя перейти,

-Я думал, что счастье в подзвездном орле,
Но встретил его на сгободной земле! :
He итицей залетной. звездой в серебре,
А в битвах оно началось в Октябре, —

И Лениным люди назвали его,

И Сталиным люди назвали: его!,

По словам узбекской легенды, имя Лени-
на будет жить, «пока живет слово
счастье»: ‚ а

Самые решающие моменты своей истории

нисанной в Чкаловской области, Ленин вы-
езжает на фронты гражданской войны. Он
беседует. с бойцами, и усталость от похо-
дов и боев с них точно рукой снимает.
Ленин призывает к победе, и они ее завое-
вывают.
У народа с Лениным один язык,
разрывны их думы, надежды, чаяния.
В «Гайных сказах рабочих Урала» гово-
рится о том, как враги народа посягают на’
жизнь Ленина. «Поранят его, доктора рука-
ми разводят — что поделать, как лечить—
никак не придумают. А’ Ленин сам себя ле-
UH, } :
 Деревня Горки под Москвой, где жил и
умер Ленин, в поэтическом народном 30-
ображении выросла в гору, да не в обык-
новенную, Она `«всем горам гора».
«Взойдет пораненный Ленин на ту. гору, —
ему весь мир виден. Все моря-окваны,
все  пашни-земли, — все племена-наро-

He-

нему вернется, силы прибавятся, глаза зор-
че станут, а рука тверже и ловчее»,

щало в среднем 6—7 тысяч человек. 22
] июня, в ‘день вероломного, предательского

во Грузии -впервые ‘выпускает на”-грузин-
ском языке сборник. «Ленин о литературе»,
подготовленный к печати доцентом Тби-
лисского университета им. Сталина Вано
Шадури. :

Перевод ленинских текстов специально
для этого издания сделан ‚переводчиками
Кварацхелиа и Шонна. Вступительная
статья доцента Вано Шадури. Редактор
кннги Г. Натрошвили. Об‘ем—16 печатных
листов. -

С этой поэтической легендой уральских
рабочих перекликается «Сказ о Ленине
монгольского народа», в котором говорится:
«Пусть дела великого Ленина на десять
сторон мира излучаются и освещают все
живое, что есть на’ земле».

`В суровые дни Отечественной войны,

когда в кровавых битвах решалась судьба

народа, Ленин служит неиссякаемым ис-
точником вдохновения, любви к жизни,
преданности родине. Примечателен такой
факт: мавзолей Ленина — эту святыню со-
ветского народа до войны ежедневно посе-

нападения на нашу страну гитлеровских
бандитов, его посетило 18 тысяч человек.
Старейший народный певец Джамбул.

говорит: . 138 ad

7 :
Crpany, где Ленин в сердиах живет,
Никто на части не разорвет.

Под едимым знаменем Ленина пле-
чом к Плечу, сражаются представители раз-
ных народов и поколений Советской стра-
ны. Группа белорусских партизан, посетив-
ших сейчас Музей Ленина, пишет, что,
«борясь в немецком тылу с немецкими ок-
купантами, партизаны знали, что на ‘смер-
тельную схватку с врагом их вдохновляет
Ленин, что за их борьбой следит Сталин»,
и это укрепляло их силы,

Подлые немецкие захватчики в городах
и селах повсюду ‘уничтожали памятники
Ленину, воздвигнутые народом. Но эти па-
мятники неизменно воскресали вновь и
вновь. Так было в Калинине, так было во
многих городах Донбасса. Две скромные
советские учительницы украинского села
Старые Боровичи — Александра Помесяч-
ная и Мария Лычак, несмотря на смертель-
ную опасность, сберегли от немцев сочи-
нения Владимира Ильича. :

В последнюю ночь своей жизни герои
Краснодона передавали друг другу по аз-
буке Морзе, что на’ казнь’ они пойдут с
любимой песней Ленина — «Замучен тяже-
лой неволей». И действительно, они пели
эту песню, героически умирая во имя сво-
боды своей ‘родины.

ры нас похвалил Сталин».

В. И. ЛЕНИН и И! В. СТАЛИН.
©

СБОРНИЕ

В Гослитиздате вышел сборник художе-

ственных произведений, посвященных
В. И. Ленину.
Книга открывается речью ’ товарища

Сталина на вечере кремлевских курсантов

28 февраля’ 1924 года. Затем ‘печатаются
отрывки из воспоминаний М. Горького
«В. И. Ленин». i :

Из произведений прозы в книгу вошли:
рассказы А. Кононова «Праздник», Конст.
Федина «Рисунок с Ленина», отрывки из
романов и повестей: Н. Островского «Как
закалялась‘ сталь», А. Толстого «Хлеб»,
Вс. Иванова «Пархоменко», сцены из льес:
Н. Погодина «Кремлевские куранты», А.

БРОШЮРЫ И КНИГИ

` ЛЕНИНГРАД, 90 апреля. (ТАСС). Го-
сударственное ‘издательство политической
литературы зыпустило в Ленинграде к
75-й годовщине со. дня рождения Влади-
эмира Ильича Ленина брошюры и книги
великого вождя трудящихся. 3

Уже изданы массовым тиражом «Что-де-
лать?», «О государстве», «Великий почин»,
«Задачи союзов молодежи», «О нацио-
нальной гордости великороссов», «О. ко-
операции». — ;

В ближайнше дни выйдут в свет бро.
шюры: «Задачи русских социал-демокра-
тов» ‘и «От какого наследства мы отказы-
ваемся».,

у eens

ВЫСТАВКА В РИГЕ

РИГА, 21 апреля. (ТАСС). Музей рево-
люции в Риге открывает выставку, посвя-
щенную жизни и деятельности Владимира
  Ильича Ленина. Часть экспонатов выстав-
 ка получила из Ленинградского Музея ре-
волюции, некоторые документы выслал
Музей революции в Москве. я

Большой интерес на этой выставке пред-
ставляют материалы о пребывании Ленина
в Риге. В биографии Владимира Ильича,
изданной Институтом Маркса—Энгельса—

Ленина, есть упоминание о том; что Хон
заезжал сюда в 1900 году. :
В память о пребывании Ленина в Риге

ской улице

будет установлена мемориаль-
ная доска. я и

Сегодня в главном читальном зале Ле-
нинской библиотеки открывается книжная
выставка, посвященная 75-летию со ‘дня
рождения В. И. Ленина. :

В витринах выставки — сколо 200 книг,
посвященных жизни и деятельности
В. И Ленина; а. также воспоминания: и

’ НАРОД ПОЙТ О ЛЕНИНЕ

Капитан Макаров ‚от имени группы офи-
церов, прибывших с фронтов Отечествен-

пишет: «Это влило во всех нас новые си-
лы. $Мы хотим драться так, чтобы ‘нас по-”
хвалил бы Ленин, если бы он был жив,

Е ‘войны и посетивших Музей Ленина,

Наше «солнце» — так величает народ:
Ленина: солнце для народа всегда являет-
ся символом всего прекрасного; :

Когда Ленин родился, то, по народному
преданию, «весь мир увидел его, как солн-
це, лоднимающееся с горизонта... Когда
он умирал, все люди узнали 0б этом,
так как птицы перестали петь и солнце
затмилось», j

Русская сказка о приезде Ленина из-за
границы. ‘в апреле 1917 года таки ‘назы-.
вается: «Наше солнце»; Ночью на огромной

рода, ожидающего Ленина.

Люди в толне говорят: = йе Иа

— Скоро вот’ из-за. ‘этого’ маленького”
вокзальчика взойдет наше солнце. -- *

— Да разве солнце, —усомнился‘мой‘зем-`
ляк, — ночью восходит? - ee вр
ял, говорят: é

— Восходит! pie : -

Азербайджанский народ величает Ленина
«собеседником солнца», Я

Народы, которые в царской России были
обречены ‘на ‘вымирание, спасла’ Октябрь-
ская революция. Безгранична ‘любовь. этих:
народов к Ленину, к великому продолжате-
лю его дела Сталину. я я

Адыгейский ашуг Халид. Напцок ‘из’ села
Лакшукай рассказывает о старой жизни:

Раньше, ‹когла была РЕЙ ЕЕ

Власть царей;

Мы не нидали

Радостных дней,

ee си
Бедным ‘давали :
Клочок земли eS
На плавнях. где даже

Овеы не роеля,
„Ленин все это изменил. _

Новое солнце as
Взошло над землей.
В пылавшием пожаре ~
Сгорели князья,

Все бедные люди
Стали друзья,

ив

`22 апреля на стене дома `№ 17 по Цесис-!

площади перед вокзалом полным-полно’ на- т

поет. ©’ Ленине: -

А ему все в.один голос, ‘кто вокруг eTO- 7}

в жизни, в луше Народа неразрывны имена

Рисунок художника Ц. ВАСИЛЬЕВА.

$ >

О БОДЕ

Корнейчука «Правда», отрывки из поэм:
`В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»,
С. Щипачева «Домик в Шушенском», С.
  Вургуна «Слово о  депутатке-колхознице
  Басти», народные сказки и песни.

Богато представлена в сборнике совет-
  ская поэзия о Ленине. Здесь — стихи В.
  Брюсова, В. Маяковского, А. Акопяна,
С. Есенина, Н. Тихонова, Сулеймана Сталь-
ского, Джамбула, С. Нерис, С. Шипачева,
М. Исаковского, А. Твардовского, А. Про-
‚ кофьева, Веры Инбер, Я. Купалы, М. Рыль-
ского, А. Суркова, `°И. ‘Сельвинекогь,
М. Алигер, Н. Зарьяна; С. Головёнивско-
го, И. Мосашвили, С. Гудзенко, М. Танка,
‚ С. Васильева и др.

ooo

HA УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ

ХАРЬКОВ, 21 апреля. (ТАСС). Книжная
палата УССР подготовила материалы об
издании произведений В, И. Ленина на
Украине.

Тираж произведений В. И. Ленина пре-
высил 12 миллионов экземпляров, из них
19 ‘миллионов ‘изданы на украинском  язы-
‘ке. Речь В. И. Ленина на Ш с’езде PKCM
«Задачи союзов молодежи» издана в коли-
честве 850.000 экземпляров. Тиражи про:

изведений «Великий почин», «Государство и.

революция», «Детская болезнь «левизны»
в коммунизме», «О кооперации», «Письма
издалека» и др. превысили полмиллиона
экземпляров.  ^ :

HA ГРУЗИНСКОМ ЯЗЫКЕ,

ТБИЛИСИ, 20 апреля. (ТАСС). За годы
советской власти Государственное изда-
тельство Грузии выпустило на грузинском,
русском, абхазском и осетинском языках
162 произведения В. И. Ленина общим ‘ти-
ражом свыше миллиона экземпляров.

Во время Отечественной войны интерес
трудящихся. Грузии к произведениям вож-
дя возрос ещё более: За-последние три
года издательство вылустило работы
Ленина, побвященные защите социалисти-
ческого отечества.. 5.

В ближайшее время выходит в свет пол-
ное ‘собрание сочьнений В. И. Ленина на
грузинском языке. Уже выпущено 14 то-
мов. Е р

В БИБЛИОТЕКЕ ИМЕНИ ЛЕНИНА

художественная литература о Ленине. —
Ha отдельном стенде показаны произве-
дения В. ИМ. Ленина, раскрывающие ero
‚образ, как создателя и руководителя
  бсльшевистской партии и советского госу-
  дарства, организатора побед Красной Ар:
  мии в годы гражданской войны, es

Что знал о жизни шорский народ? До
Октябрьской революции он не имел своей
письменности. Народ жил. «в нишете, в.
обиде». Ленин круто повернул их жизнь;

Наших: бед он не мог терпеть.

On призвал бедняков к борьбе,

Стал он солнцем для напих глаз,
Бизнь свою он отдал для нае.

про бессмертие Ленина; имя его навеки
останется в _благодарном серлце народа:
Если даже и будет сорван душистый
цветок,
`На земле аромат его останется...
«Звездой яркою, солнцем огненным»
любовно называет Ленина чувашская пес-
ня. Необычайной теплотой и лаской овеян

3:

‘образ Ленина в этой песне: .

-` 0 кого: набрался силушки?-
Где смеялся и резвилея-ты, —

He ленях У кого играл?

> Чвей  ть лаской материнекою

‚ Согревалоя, точно солньшшком? ^

`В холодной, далекой Ойротии народ

- ‚Черные горы, лесом” покрытые,
/ Korb вороной, не споткнувшись, прошел.
‹ В жизнь: нашу темную, в жизнь забитую
- 1 Шенин; как: солнце, взонел/ = er
В этой повторяемости образа есть глу-
‘бокий смысл; она показывает. как прочно,
как глубоко, неискоренимо ‘вошел Ленин
в жизнь народа. \ т
`Человеком-богатырем, зеловеком-солн-
цем зозет наротл Сталина. Сталину Ленан
«доверил ключ от жизни нашей всей»:.
На Кузнецком ‘металлургическом заводе
именй Сталина-‘была записана песня’ о

Ленине и Сталине, в которой прославля-

бветлый город; Москва потому велик,
 Виден ‘людям \из всех ‘уголков ‘земли.
“ro в. нем/Ленин бессмертный жил.
‚Виден веюлу растущим среди дорог
” Серебристый тополь. красив, высок —
‚’Направляют птицы ‘к нему   полет.
- облавный город‘ Москва потому. велик,
„Виден людям из всех. уголков-.земли,
” Чтосв нем Сталин родной живет!

Так. в ‘народном трорчестве. в сознании

ется Москва. -

>

Ленина и Сталина — мудрых,

вождей.

родных
Р. КОВНАТОР,

В глубоко поэтичной песне народ поёт’