Л. СУБОЦКИЙ

«Руководящей и направляющей
советского народа как в годы
строительства, так и в дни войны яви.
лась партия Ленина, партия  большеви.
ков. Ни одна партия не имела и не
имеет такого авторитета среди народных
масс, как наша большевистская партия. ‘И
это понятно. Под руководством партии
большевиков рабочие, крестьяне и интел-

силой
мирного

лигенция нашей страны завоевали себе
свободу и „построили социалистическов
общество.  3 дни Отечественной войны

партия предстала перед нами, как вдох.
новитель и оргамизатор всенародной борь-
бы против фашистских захватчиков. Орга. }
низаторская работа партии соединила po-
едино и направила к ‘общей цели все уси-
лия советских людей, подчинив все наши
силы и сфедства делу разгрома врага.
За время войны партия еще более’ срод-
нилась с Чародом, еще теснее связалась
< широкими массами трудящихся.

В этом источник силы’ нашего государ-
ства».

В этих словах И. В. Сталина заклю.
чена глубокая и всесторонняя характери-
стика роли партии в достижении нашей
военной, экономической и морально-поли-
тической победы над фашистской‘ Герма_
нией.

Может ли Наша литература познать и
запечётлеть образ человека социалистиче.
ской эпохи, человека победителя в
Отечественной войне, не проникнув в су-
щество характера большевика? Можно ли
выразить в произведении своеобразие на-
шего времени, сложность событий исто.
рии, грандиозность народной борьбы, He
постигнув до конца содержание ‘и значе-
ние вдохновляющей и организующей рабо-
ты партии? Конечно, нет. Вся история со-
ветской литературы дает такой ответ ——
 менно с. решения этой темы и раскрытия
образа нового тероя эпохи и начинается
созетская Литература. Вспомним «Разгром»,
«Железный поток», «Цемент», «Владимир
Ильич Ленин». :

У нас нет пока книги, дающей eto.
стный и полнокровный образ передового
советского человека времен Отечественной
войны с Такой силой художественного
обобщения, которая сделала бы этот об-
раз подлинным символом героического на.
рода. Но отдельные черты характера re-.
pod нашего времени, верно подмеченные
и запечатленные, мы находим во многих
книгах последних лет. Это представляется
нам залогом будущих успехов литературы.

Когда мы встретились с героями пове-
сти В. Гроссмана «Народ бессмертен» —
большевиками Богаревым и Чередничен-
KO, ‘Hac прежде всего привлекло в них
то, что это — люди ясной цели, настой-
чиво борющиеся за ее достижение. И то
обстоятельство, что Богарев воюет лучше
Мерцалова -—— обстоятельство, ‘показавшее-
ся некоторым критикам неправдоподобным, -
— ничуть не’ смутило нас. Может. быть, в
этой частной ситуаций повести и нет мел.
кого жизненного` правдоподобия (хотя ни-
кто не доказал и этого), но сна — вме.
сте со многими другими более крупными
помогла писателю разкрыть жизнен-
ную ‚правду.

Богарев видит не только участок обо-
юны своего полка, не только сегодняш-
нюю ситуацию войны,—он умеет понимать
кроме арифметики частной боевой опера.
ции, и высшую математику оперативного
мышления, постигать стратегию ‘Красной
Армии. Дело вовсе нев том, что Бога-
тев — теоретик, а Мерцалов -- практик;
нет, они оба — практические деятели
Красной Армии, но`у Богарева практиче-
ский опыт и чувство нового сочетают»
ся с марксистско леняиской  привщипи-
альной закалкой, силой ориентировки, со
способностью обобщать факты. жизчи и
поэтому видеть «дальше фактов».

Невбльно сравниваешь Богарева с дру-
гим примечательным персонажем военной

oo 9

страны, и разве не это

` изобразить новое куда труднее,

повести этих лет — героем «Дней н но-

чей» капитаном Сабуровым. К. Симонов
в своей повести-хронике создал выра-
зительный об

раз. офицера с крепкой

‘лей к победе. а анны
ную черту характера воина-большевика -—
его напряженную активность и действен-
ность. Ho как же обеднен образ тем.
что автор не раскрыл перед читателем
богатства чувств, мыслей передового со-
ветского человека. Мы почти ничего не
Узнаем из повести о том, как складывал_
ся этот характер, Если Богарев о внима-
тельно и чутко присматривается к Людям,
которыми руководит на войне, как коман-
Дир и политработник, находит правильные
пути к их созманию, и сердцу, то. эта
важнейшая сфера деятельности больше.”
вика на войне совсем исчезает в изо-
браженни Сабурова.

Скажут, Богарев и Сабуров — разные
люди, поэтому и изображены по-разному.
Но дело вовсе не в газнице характеров
— дело в разнице писательского метода.
Бывают, конечно, натуры более слозкные
м. менее! сложные. Но вспомните, как  подд-
робно, проникновенно изображен у — Тол-
СТоГо «совсем несложный» капитан Ту-
шин. Симонов, повидимому, полагал, что
дела героя лучше всего расскажут о нем.
Но этого не получилось и неё могло полу-
читься Литературный герой не может
быть раскрыт до конца без рассказа о
его мыслях, чувствах, переживьниях, без
освещения его интеллектуальной жизни.
Поэтому, восхищаясь страстной действен-
ностью Сабурова; ‘читатель ‘вынужден
дорисовывать сам, —в меру возможностей
своего воображения, — недорисованный
писателем образ,

Повесть Г. Березко «Командир amin.
зии» («Знамя» № 11), несмотря на некото-
рые ее несовершенства, ‘радует именно
тем, что могучая воля к победе героя по-
вести полковника Богданова и его комис:
сара’ Машкоза ‘одухотворена большезист-
ским сознанием, выражает волю всего. со-
ветского народа.

Радость общественного служения — чи-
Стейшее и  бескорыстнейшее из всех
чувств, — стала органической потребно-
стью советского человека.

Это — коренная, кровная черта ленин-
ско-сталинского поколения людей нашей
чувство  руко-
водило героическими юношами Красноло-
на, Зоей Космодемьянской, Александром
Матросовым? В чувстве этом сказывается
характер советского ‘патриотизма, ясное
понимание ^ всемирно-исторического
чения нашего государства и великой ос.
вободительной миссии советского народа
и Красной Аржии. Удача Г. Березко состо-
кт также в том, что он показал своеобраз-
ное, советское качество этого чувства,
Сознанием общественного ‘долга руковод-
ствуется в самых тяжких обстоятельствах
полковник Богданов, — таково оргачиче.
ское свойство большевика. Радость обще:
ственного служения и повелительная сила
гражданского долга запечатлены также в
трогательном. образе Шуры Беляевой.

Эти плодотворные поиски нового в изо.
бражении характеров советских людей
радуют. нас куда более, чем некритиче-
ское следование литературным традициям’
или любование забавными  причудами
вполне традиционного деда Чакана (един-
ственный детально фазработанный образ
казака в повести А. Калинина «На юге»).
Есть ли Чаканы в Наших казачьих ча-
стяхР Несомненно, есть, и они неплохо
воюют. Но настолько. ли типичны они,
чтобы делать их центральными героями
повести о’ казаках? Разве нет среди Ka.
заков новых людей? Конечно, есть, но
чем со-
здать условный образ, идя по проторен-
ному пути литературной традиции.

У В Кожевиикова` в книге «Любимые
товарини»  есть зрассказ «Клятва». Сер-
жант Руськов, ‘коимуниет, участник > пера
вой мировой и’ гражлайской войн, пожи-
лой человек; после боя. беседует у Ко-

стра < молодым крабноармейцем Толку-

шиным;, В. большой ‘но трудной жизни
Гуськова, простого и доброго русского
человека, был эпизод, убедивший его, что

‚людям. нужны не подачки. Для них надо

зна-

ЗАМЕТКИ © ТЕМЕ И ГЕРОЕ

в нашей стране и в наше время, а про.
был в неведомой ‘консервации четверть
века, чтобы потом, прямо от осады Пере-
мышля в 1916 году перейти ‘к обороне
Сталинграда в 1949 году. ;

Гуськов, Участник штурма Зимнего
дворца в октябре 1917 года, боец траж-
данской войны, низовой партработник на
стройках эпохи сталинских пятилеток,
едва ли согласится ‘с персочажем пове-
сти Леонова «Взятие Великошумска», ут-

верждающим, что. лишь в дни войны
«впервые. у России на мир и на. себя
открылись удивленные очи». Не согла-

сится — потому, что у него, Гуськова, и
У народа ‘нашего, у миллионов полобных
Гуськову людей, «очи открылись» намного
раньше и, если бы не открылись тогда,
в грозовую эпоху Октябрьского штурма,
— He было бы новой России, разгромив-
шей сейчас международный фашизм.
Сознание  справелливости своего дела,
своей правоты в’ борьбе с врагом. — важ-
нейшная особенность духовного облика  <о-
ветского  всмна, определяющая весь строй
его чувств’ Но уровень этого сознания —
разный у разных‘ людей; Могучий‘ и -щи-
рокий поток народной борьбы увлекает не
только Передовых людей нашего ‘общест.
ва, но и людей, ‘отягощенных различными
предрассудками; ‘ казавшихся до войчы
инертными и консервативными, или людей
морально Ушербных, ¢  «червоточиной».
Такова сила общенародного под’ема, тако-
ва ясность целей и лозунгов великой ос-
вободительной войны. Правдивый худож-
чик покажет людей и того ‘и доугого
типа, Важно лишь правильное распреде-
ление светотеней. ’отчетливоё ‘выяснение
той силы, которая обеспечила ‘победу
этих людей над. самими собой. Пример
успешного решения такой задачи — «На-
шествие» Л. Леонова. Путь Федора Та-
ланова, «человека с тавром», от мораль-
ной  развинченности и политической. кос-
ности. К’ волевой собранности и ясной
гражданственности показан и мотивирован
< убедительностью и силой подлинного ис-
кусства. И не случайно настоящим” нраз-
ственным ориентиром для Федора являет-
ся Не любовно изображенные писателём
старики Талановы, не сухая и схематич-
ная Ольга, а едва лишь намеченный в
пьесе большевик Колесников. Вот у Фе-

дора Таланова, действительно, в свете
молний и Огней Отечественной войны
«впервые открылись: на мир иона себя

удивленные. очи»,

Удача Леонова помогает понять значе.
ние. и ‘место персонажей, подобных Федо-
ру, в книгах о войне и задачу худож-
ника в отборе жизненных фактов. В нега-
тивном виде задача может быть сформу-
лирована так: нельзя делать таких людей,
как Федор’ Таланов, выразителями передо.
вого народного сознания. Они — лишь
песчинки, вовлеченные °в общий ‘поток
борьбы моральной мощью и красотой на-
рода, мужеством и примером о его
гарда. Простенькая Аниска, деревенский
подросток, поняла справедливость и пра-
воту нашего дела тлубже, полнее и гораз-
до раньше Федора. ocean это MOTO.
му, что большевики Колесниковы; Bora-
ревы, Гуськовы и миллионы  предан-
ных партии. людей, подобных старикам
Талановым, словом и делом на протяже-
нии четверти века’ готовили народные мас*
сы к решающим боям, утверждая в их
‘сознании идею справедливости и правоты
‘нашего исторического дела. :

Все это приходится вспоминать потому,
что во многих очерках, повёстях и pac-
сказах (особенно первых лет войны) на-
блюдается странное любование предста:
вителями отсталости, косности, ущербно-

реги ы превращение их. в образец веонссти

гражданскому долгу. Так возникали В
созершенно непонятном ‘и  нежизненном
изобилии начисто выдуманные и` нерзьль-
ные «бывшие люди», становяшиеся героя.
ми, боевые полковники, обеняющие ‘Себя
крестным знамением, старички:бодрячки,
со смаком вспоминающие «старую жизнь»,
хотя и не менее героически воюющие ©
фашистами. :

w

asau--

добывать жизненное счастье. И он’ добывёл
его тяжким, трудом вместе совсем народом.
На это счастье поднял руку ‘враг.

В № 5—6 «Знамени» за прошлый год
капитан Муромцев, побывавший у парти-
зан

рае.

Плакат художника Н. Ватолиной.
Издательство «Искусство»,

ЛИЦА ДЕЙ
Когда-то в театре имени Вахтангова шла
очень слабая пьеса Н. Плетнева «Шляпа».
Это произведение не имело художествен-
ной ценности, и спектакль вскоре сошел с
репертуара. Но была в нем сцена, которая
надолго останется в памяти всех, причаст-
ных к театру людей. Одну из главных р9-
лей-— старого ‚рабочего  Бубенцова-—-испол-
нял ныне покойный Б, В. Шукин. По ходу
действия Бубенцова увольняли с работы.
Но в тексте пьесы небыло ни одного сло-
ва, указывающего на то, как Бубенцов ре-
агировал на это изгнание, что помогло ему
пережить этот позорный для кадрового ра-
бочего факт, как созревало в его мыслях
решение доказать свою правоту. И Щукин,
сделав трехминутную паузу; играл «мысли»
своего тероя. Эту длинную  мимическую
сцену зритель смотрел, затаив’ дыхание.
Она была, пожалуй, нужнее всего осталь-
вого в спектакле, потому что актер, ^ис*
правляя недостаток драматургического’ ма-
териала, сумел раскрыть перед зрителем
внутренний, духовный мир’ человека.

Я часто вспоминаю этот -эпизод, перели-
стывая страницы наших пьес. Содержание

большинства из них — жизнь нашего сов-

ременника. f
Действие — основа всякого драматурги-

ческого произведения, В нашей стране, в

наши дни, когда труд вошел в’ быт каж-
дого советского гражданина, когда жизнь
его стала общественно очень активна, 0<0-
бенно нужно и ценно изображение совет
ского человека в действии. Но мы должны
знать и то, как мыслит «герой нашего вре-
мени», о чем он мечтает, какие жизненные
проблемы занимают и волнуют его.

Театр, как и всякое искусство, несет в
6ебе великое просветительское начало. Но
воспитательная сила театра проявляется
лишь тогда, когда герой, изображенный на
сцене, пробуждает у зрителя желание мы-
слить, заставляет тянуться К себе, вызы*
вает восхищение и даже, я бы сказал, ‘не
которую зависть. Недаром традиционный
образ русской классической. драматургии
тонко мыслящий, глубоко-оригинальный
человек, умеющий ярко и красиво выра-
эить свои мечты и мысли.

В пьесе Чехова «Дядя Ваня» На слова
Сони о докторе Астрове: «Он умный... он
все умеет, все
жает лес...» —
«Не в лесе и не в медицине дело... Милая

может... он и лечит и са-.
Елена Андреевна отвечает:.

«Тепёрь‘ тебе, Толкушин, понятно, Kas;

кая Мера моей совести, сколько с ‘меня
немцев причитается за все. И хоть драл-
ся я сегодня достойно, а все кажется —
мало. и все мешя мучает: может, какого
я упустил; а ‘он, этот упущенный, ребят
Фоминых или Алексеввых убьет.  ‘Зедь;
они на фронте... Или кого’ из вас. Раз-
ве за всех вас перед семвями вашими я
не буду снова ответ нести? Буду. Я. обя-
зак снова. им жизнь обещанную хорошую
вернуть, Вот по ‘какому счету я с нами
драться должен»... ; г

Это — не выдуманные мысли, и Гусь-
ков — не приукрашенный авторским вы-
мыслом литературный герой. Так думают
десятки тысяч людей в тылу ина pow
те. Личным примером учит On Толкуши-
на своему пониманию жизни. И когла я
читаю три странички «Клятвы» В. Кожев-
никова, ‘они рассказывают мне о совет-
ских людях И их характерах больше, чем
подробный! ‘рассказ в «Днях и ночах» о
некоем старшине Конюкове, тоже быва-
лом солдате, который будто и не жил

СТВУЮЩИЕ И

ка

Андрей ЛОБАНОВ
моя, пойми — это талант! А ты знаешь,
что значит талант? Смелость, свободная
голова, широкий размах... Посадит дерев-
we и уже загадывает, что будет от этого
через’ тысячу‘ лет, уже мерещится ему сча-
стьё’ человеческое...». сразу перед ‘нами

возникает ‘образ человека с широким кру-
гозором, большим жизненным размахом,

человека с «душою и талантом», `умеющего

смотреть далеко вперед.

Я вовсе не собираюсь проводить прямую
параллель между героями Чехова, Грибое-
дова, Горького и совётскими люльми, о кКо-
торых пишет драматург сегодня. Слишком
уж различны обстоятельства ‘времени и
‘действия, в которые поставлены те и дру-
гие. Но ведь образ русского человека на-
ших дней как будто и сложнее, и много-
граниее образа ‘его деда и прадеда. И мы-
слить наш современник может, казалось
бы, шире и интереснее — больше ланоему
для этого. А вот эту широту кругозора
нам редко удается обнаружить в герое со-
временной советской пьесы. —

Было бы нелепо утверждать, что наши
драматурги лишают своих персонажей ка-
кой бы/то ни было интеллектуальной жиз-
ни. Но слишком беден бывает обычно их
внутренний мир, слишком банальны и при-

тор.

Я бы сказал, что сценические разговоры
строятся в наших пьесах но принципу «y3-
кой специализации». Стрельба на полигоне
и новые дальнобойные орудия — вот глав:
ные темы речей, если герой пьесы артил-
лерист; количество сбитых вражеских са-
молетов и мастерство пилота, — если OH
летчик; выполнение плана и борьба 3a ка-
чёство продукции — в том случае, если он
директор завода.

Не мешает вспомнить, что у того же Че-
хова офицеры в «Грех сестрах» на протя-
жении всей пьесы ни разу не напоминают
зрителю о своей профессии. И, однако, они
не кажутся нам оторванными от своего ос-
новного занятия. У нас ни .на минуту He
может ‘возникнуть сомнение B том, 9то
Вершинин или Тузенбах, останься он жив,
через три года, в русско-японскую войну,
будут храбро драться с врагом, проявляя

‘сказал © крахе своих (и не только сво-
их) представлений о советских партиза->

Ленинградской области, живо

нах, как о людях, заросших бородами,

ютящихся в непроходимых чащах лессв,
кое-как вооруженных и. т, п. Он увидел.

целые партизанские районы, не `подвласт.
ные немцам, стройную организацию, ‘раз-
нообразное, богатое вооружение, налажен.
ный боевой быт. и: Е

Но еще нет произведения, которое рас-
сказало бы по-настоящему о замечательном
детище партии, -- партизанском движе-
нии. Фактические документы  партизан-
ской борьбы дают читателю больше, чем

произведения, претендующие на художест-

венное обобщение.. Замечательные записки

j

митивны мысли, которыми наделяет их aB-

рядов Северчого Кавказа М. К. Игнато-
ва рассказывают о партизанах гораздо
больше, чем повести, очерки, рассказы и
пьесы о партизанской жизни. В партизан-
ском движении особо выразительно  ска-
залась новизна советского ‘народного ха-
рактера, характер советского патриотиз-

МЫСЛЯШЩИЕ

при этом и свой опыт, и. свое профессио-
нальное умение. Также нам ясно, что дядя
Ваня — подлинный знаток своего дела и
великолепный «производственник». А ведь

’ никто не видит, как занимается он хозяй-

ством, наоборот, в пьесе все время гово-
рится о том, что он «отбился от рук».

Думается мне, что так выпуклы, ярки и
вместе с TEM так специфичны эти образы
именно потому, что Чехов, раскрывая’ глу-
бокий душевный мир людей,
связывает каждого из них с его профес-
сией, но — только между строк, только. в
подтексте, не навязывая этого зрителю: А
в том, что говорят его герои на сцене,
есть и полет мысли, и широта
жажда фантазировать и мечтать, свойствен-
ная каждому живому и мыслящему чело-
веку.

Советские драматурги не раз талантливо
раскрывали в своих произведениях разно-
сторонний внутренний мир современного
человека. Но за последнее время эта тра“
иция была в известной степени утеряна.
Мне кажется, что только теперь в. нашей
драматургии начали появляться «первые ла-
сточки» — попытки показать нашего со-
временника шире, многограннее,

В этом отношении показательна пьеса И.
Штока «Туман над заливом». В начале пье-
сы жена главного героя — летчика Его-
рушкина, Анастасия рассказывает о том,
Kak он, чтобы\ заинтересовать ребенка, вы:
думывал всякие истории, говорил, «что был
золотоискателем на Клондайке нашел ку-
сок золота величиной с чайник, купил ях-
ту и поплыл по всем океанам, убйвал ки-
тов, охотился на носорогов... И ты пове-
рила. Он так рассказывал, что невозможно
было не верить...». В этом рассказе виден
богатый полет фантазии и своеобразие Его-
рушкина. Правда, далыме Шток не разви-
вает до конца эти черты своего героя, но
мы уже верим в то, что Егорушкин — яр-
ко одаренная творческая натура.

моническое единство. этих трех сторон
должен заключаться з драматургическом
образе героя. Мечта возвышает и обога*
щает человека, Когда герой пьесы мечта-
ет, его образ вырастает з глазах зрителя,
делается ярче и интереснее.

В большинстве наших пьес современный

руководителя одного из партизанских т

органически  .

души, и

Судите © человека не’ только по
делам, ке только по еловам, HO и по меч+
там, Именно такой триптих — rap

ма, в котором. исторические традиции со-
четаются с жнвым духом эпохи. `

Почему же, описывая в «Русской позе.
сти» патриотический подвиг лесника
командира партизанского отряда, П. Пав-
ленко называет в числе его  вдохновите-
лей Александра Невского, Кутузова, сол-
дат Архипа Осипова и Рябова, матроса
Кошку и... только? Почему, когда «все
великое русское» проходит перед глаза»
ми партизана, то дано это так: «То про-
НОСИлОСЬ какое-то острое слово царя Пе.
тра; то чтоло связанное с Суворовым!:
сжимало сердце А то вдруг — ни с то-
го, ни с сего — вспоминалея ему запах
черники, такой тонкий в нежный, что его
слышно лишь изредка и лучше всего,
когда ешь чернику с молоком — и этот
запах был до того. нежный, како запах
релного ребенка».

Невозможно поверить, что в сознании
и памяти человека, прожившего зв совет-
ской стране более четверти века, прома-
явшегося целую ‘ночь в горьких думах o
народной беде, вспоминавшего в этих ду,
мах и Петра; и Суворева, и Архипа Осн-
поза, He возникло» ни- единой мысли об
отражении вражеского ‘нашествия в годы
гражданской войны. когда великий Ленин
вдохчовлял народ на войну против. ин-
тервентов, ни одного чувства, связанного
с политическим сознанием человека стра-
ны социализма.

П. Павленко рассказывает. об. организа.
торокой работе партии по расширению
партизанского движения и руководству
им. Но большевик Коротеев схематичен и
существует в повести лишь, как носитель
определенной функции в ходе повество-
вания. }

’ Из всех книг, изображающих столкно-
вение советского человека: с фашистами
во временно оккупированных врагом рай-
онах, до сих пор сохранила свое значение,
свою силу. воздействия на читателя по.
весть Б. Горбатова «Непокоренные». Пи-
сатель сумел изобразить те черты харак-
тера советских люлей, которые об’ясняют
‘их непреклончую борьбу с фашистами и
раскрывают источник их силы ‘и роль ор-
ганизаторов их борьбы — ‘большевиков.
$ ae

Говоря об образе большевика в книгах
последних лет, нельзя пройти мимо по.
пыток показать профессионального ‘пар-
лийного работника. Это. трудная; но бла-
годарная задача. А. Караваева в романе
«Огни» пыталась создать такой образ. Но
это. ей не удалось, потому что леятель-
ность Пластунова показана чересчур уп.
рощенно, больше в плане «увязок и со-
гласований». Поэтому ‚образ Пластунова
не вполне ясен, хотя мы многое узнаем
ИЗ КНИГИ 0 его прошлом, вкусах, привя-

ео ны tanner ыы О a нони ини

и

занностях. Силуэтно обрисованный в по-
вести Ф. Гладкова «Клятва» секретарь
парткома Седов представляется более

жизненным, ярким, чем Пластунов, именно
потому, что читателю ясна творческая,
трудовая функция Седова. 3
Но если в книгах о людях советского
тыла <деланы серьезные и принципиаль-
но’ важные попытки изобразить партий-
ных работников, то образ военного парт-
работника не привлек писательского вни-
мания. Почти единственным исключением
является повесть Ю. Либединского «Гваф.-
дейцы». Несмотря на значительные не-
достатки ее, вызванные, преимущественно,
беглостью, очерковостью изображения
людей, она создает запоминающийся об-
раз Дементьева -_ «луши роты» — ол:
мого из множества политработников Крас.
ной Армин, чей благородный и неустанный
труд цементирует и сплачивает бойцов.

+:

ое

Даже беглый обзор. художественных
произвелений последних лет свндетельст-
вует о том; что наши ‘писатели плодотвор.
 зо работают ‘над образом героя эпохи Отё-
чественной. войны. Но в литературе по-
<ледних лет нет еще такого образа боль:
шевика, который увлек бы и вдохновил

миллионы людей, стал бы образцом для
подражания. 3
В чем же дело? Не в. необходимости

ли «дистаяции времени», как думают не-
которые литераторы? Конечно, нет,
вдумчивый художник с острым писатель-
ским глазом облалает всем необходимым
для отбора явлений, сложившихся, став-
цих уже массовыми, типичными. Нельзя
найти универсальный ответ на’ поставлен-.
‘вый здесь вопрос, — он разный для раз:
‘ных писателей и тесно: связан ‘с характе-
‘ром их дарования. Но есть некоторые
общие соображения, ‘которые надо выска-
  зать. Настало время глубже, серьезнее
‘разобраться в накопленном за годы *ой-
‚ны материале, Настала поза отказаться
от «творчества» путем неумелого соеднне-
НИЯ литературной традиции с новерхностно
осмысленным материалом, Уже  ясна бес.
плодность попыток заимствования в неиз-
‘менном виде чувств и понятий проилых

эпох для характеристики нового чезлове-
ка. и небывалого времени.
Часто мы хвалим писателя за. элемев-

тарный пересказ событий, ме требуя их
художественного осмысливания, Между тем
не добрыми намерениями, не «моменталь-
ными фотографиями» актуального матери-
ала, а реальной зрелостью мысли и лите-
ратурного мастерства будут созданы под-
линно значительные книги.

Обь

В Кенигсберге.

oo ¢

Рисунок художника О ВЕРЕЙСКОГО.

Виталий ТРЕНЕВ

БИБЛИОТЕКА КРАСНОФЛОТЦА

Передо мною около трех десятков кни-
жек «Библиотеки краснофлотца». Это не-
большие, удобного формата томики в мяг.
ких обложках. Авторы — виднейшие рус
ские и иностранные мастера художествен-
ной прозы: Толстой, Гоголь, Горький, Че-
хое, Лесков, Салтыков-Щедрин, Королен-
ко, Мериме, Мопассан, Генри,. Лондон,
Киплинг, Марк Твэни др.

«Библиотека краснофлотца»
большюю популярностью.

Как поясняет и само название, библио-
течка эта предназначена для флота. Бла-
годаря удобному формату книг, «Библно-
тека краснофлотца» очень портативна и
может получить самое широкое распрост-
ранение. Без всякого сомнения ею можно
(и должно) будет. «вооружить» даже ca-
мые небольшие подразделения и   корабли
вплоть до бронекатеров.

Каждая книжка представляет собою от-
дельное произведение или несколько рас-
сказов одного и того же автора, об’единен.
ных общностью темы.

пользуется

‘

Некоторым книгам предпосланы очерки
литературно-критического и’ биографиче-
ского ‘характера. Было бы правильно сде-
лать это по возможности для каждой кни-
ги.

Тематически ‘произведения, составляю-
щие «Бнблиотеку краснофлотца», распада-
ются на четыре группы.

Первая: произвелечня о гордых, ‹вобо-
долюбивых людях, не склоняющихся перед
насилием, о патриотах, борющихся за сво-
боду н счастье родины’

Это —= «Тарас Бульба» Гоголя, расска-
зы Мериме «Таманго» и «Матео Фалько-
не», такие произведения Горького, как.
«Песнь о соколе», «Песнь д буревестнике»,
«Макар. Чудра», «Старуха Изергиль», гнев:
ные, жгучие новеллы Мопассава из эпохи
франко-прусской войны, C изумительной.
силой рисующие отвратительный тупо-над-
менный, звериный облик германской воен-
щины. Здесь ‘и рассказ Короленко «Мгно-
вение» и ряд пругих произведений,

- Вторая: пройзведения русских писателей,
рисующне яркую талантяивость;, спокойное,
мужество ин могучую нравственную. силу.
русского народа, неувядаемую прелесть и.
красоту родной природы. Это—«Певиы»,
«Бежин луг» Тургенева, «Левша» Леско-
ва, «Набег» Толстого, «Река играет» Ко-
роленко ит. д; _ :

в книге с парусе фок-вейле. Такого пару:
са нет, а есть фок-зейль.

Несколько слов о выборе произведений
для серии. Очень хорошо, конечно, что
напечатан %«Холстомер» Льва Толстого, но
так как здесь приходилось отбирать, TO

‚нам кажется, что следовало бы отдать

предпочтение таким произведениям, как
«Севастопольские рассказы», «Рубка леса»,
«Хаджи Мурат» и др.

В отношении произведений Куприна то-
же следовало бы сделать несколько иной
выбор. Вместо сентиментального  «Грана-
тового браслета» уместно было бы издать
такие рассказы, как «Поединок», «Штабс-
капитан Рыбников».

Следовало бы включить в серию также
и «Листригоны», блестящие очерки о ба-
лаклавских рыбаках о Черном море. Это
относится, ‘пожалуй, уже к пожеланиям
для дальнейшего, и тут, конечно, прежде
всего. следует пожелать, чтобы в серию
вошли произведения Пушкина («Полтава»,
«Евгений. Онегин», «Капитанская дочка», ©
«Дубровский», избранные стихи), Лермон-
това («Герой нащего времени», избранные ©
стихи), Некрасова («Русские женщины»,
«Кому на Руси жить хорошо», избранные
стихи}, Лескова («Очарованный странник»,
«Тупейный художник»). Следовало бы вклю-
чить в серию тончайшие, иронические, но
полные истинного гуманизма и презрения к
пошлости произведения А. Франса, про-
должить издание новелл Мопассана, Ген-
фи. Следовало бы включить сюда «В or-
не» Барбюса, конечно, «Разгром» Золя и
некоторые романы Бальзака...

Оформление книг и весь внешний вял
их добротны и художественно полноцен-
ны, без скидки на «зоенное время>. И в
этом большая заслуга издательства и ху-
дожников (обложки Пожарского, иллюст-
рации и заставки Павлинова, Витинга,
Домогацкого, Ермолова и др.). eet

Надо надеяться, что в дальнейшем эта
интересная и нужная серия будет раззи.а
и дополнена.   -

В заключение несколько слов по псво-
ду такого рода «библиотечек». Сейчас хо-

рошо подобранные серин подобного харак. —

тера приобретают пля нас. особенную важ-
ность. :
Благодаря своему об’ему такая художе-
ственно-насыщенная библиотечка легко
может быть включена в снаряжение зи-
мозщиков, арктических или высокогорных, _

Третья: произведения © море и моряках-—   Она может быть взята х собою изыскз-
«Морские рассказы» Станюковича, «Фрейя. тельскими партиями, она незаменима на.
семи. островов» Конрада, «Отважные море.   отдаленных строительствах и в колхозе,
плавателя» Киплинга, «Приклюзения ры- и всюду, где трудится и живет советскый .

бачьего патруля» Лондона, «Алые Sag

Грина и др. :
Четвертая: юмор. Pacckaser Uexosa,
Твэна, Генри, Гашека и др. ;
Признавая полезность и. значительность
выпускаемых книг, мельзя не отметить не-
дочеты; некоторые из них
быть выправлены в будущем.

На наш взгляд, неудачен перевод «От-
важных мореплавателей» Киплинга (пере-
зодчик не указан}. Помимо ряда стилистч-
чески неряшливых мест, временами даже
лемнящих смысл, есть ошибки в чисто
морских терминах. Так, например, несколь-
ко раз говорится о «волнах, шумящих у
киля» шкуны. Это могло бы случиться
только, если бы шкуна опрокинулась («от
чего; Боже, сохрани», как
старинных флотских рапортах), ибо киль
—=это часть днища корабля. Очевидно, в
‘подлиннике в этих случаях говорилось ©
волнах, «шумящих у форштевня» или у
бортов. Точно так же много раз говорится

= ‘ ; 55

советский человек мыслит удивительно ба-

нально ‘и примитивно. Например, в пьесе

К. Финна «Верочк» мы сталкиваемся с та-

кой сентенцией, которую автор вложил в

уста положительного персонажа, конструк-

‘тора Колосова: «А что изменила война?
„Ну, что? Ничего она не изменила. Каким я,
  был, таким и остался. Ну, постарел, конеч-.
но. поседел, пережил много, переутомился
дьявольски. М все. А как жил до войны,
так живу и сейчас, И дальше также соби-
раюсь жить: Мы правильно жили, потому-
то немцу и конец приходит, что до войны

мы жили правильно...». ;

Вряд ли можно предположить, что так
иримитивно и плоско думает сам К. Финн о
влиянии нынешней мировой войны на пси-
хологию советского человека, Зачем же
автор, не имея на это, как художник, ни-
какого ‘права, делает своего героя и глу-
net, и ограниченнее?

В спорах рождается истина. Это  поло-
жение не требует доказательств. И, одна-
  ко, я не знаю’ такой советской пьесы, где
бы в равной стенени положительные герои
высказывали различные точки зрения на
какое-либо жизненное явление. В «Трех се-
страх» Тузенбах) Вершинин и Ирина гово*
рят о счастье каждый по-своему. Но’ нас
привлекают мнения всех троих, над каж-

дым из этих мнений мы задумываемся ‘и
говорим себе: «Как интересно... А может
быть, это и действительно так».

Наши. драматурги не балуют нас Таким
ассортиментом мыслей. Все, что может пре-
тендовать на некоторую углубленность, ок-
рашивается в два цвета — черный и белый,
раскладызается по полочкам: с одной сто-
роны-— правильное мнение, ‘с другой—мне-
ние неправильное. Тот же, например, Ко-
лосов у Финна заявляет: «Мужчина не
межет быть ни милым, ни обаятельным,
ни очаровательным. Мужчина бывает толь-
‘ко или хороший, или плохой». И все, —
сказал, как отрезал. На это даже нельзя
возражать — с такой безапелляционностью
высказывается подобная мысль. И автор,
видимо, ‘считает ее правильной, поскольку
он приписывает ее Колосову — персонажу
явно положительному.

Герои Чехова часто повторяют: «нет, я
не то говорю», «нет, я говорю не так». Это
происходит OT взволнованности или от
творческой придирчивости человека к’ само-
му себе. Так обычно говорят те, кого Че-
хов любит, дорогие и близкие ему люди.
Отрицательные герои у него много не раз-
мышляют, заявляя большей частью прямо,
что «лошади кушают овес и сено», а
«Волга впадает в Каспийское море». Но
вот. в новой пьесе В. Катаева «Отчий

дом» юноша Вася Судейкин, пытаясь рас-
сказать о своей сложной любовмой колли-
зии, все время оговаривается: «Я ‘ее ужас-
но любил. Я иногда ходил, как одурелый.
А ведь я знал, что ты лучше. ИМ все-таки
я ее любил гораздо сильнее. Нет, я не так
говорю. Я тебя любил крепче, а ее силь-
нее». И ‘опять — «Я не так. говорю» Ни
этот монолог — скучный и бесцветный, ни
весь образ Васи не дают нам основания по-
лагать, ‘что оговаривается он от «творче-
ского. волнения». Скорее приходишь к
мысли, что Вася или косноязычен, или про-
сте глуповат.

Меня могут упрекнуть в том, что, я, об-
ращаясь к Чехозу, придираюсь к
драматургам—Чехов гениален, ‘и по нему
равняться нелегко. Но это не совсем так.
Ведь мог же Катаев, творчество которого
мне очень дорого, в том же «Отчем доме»
написать такую чудесную ремарку: «Па-
уза. Дождь уже ‘прошел, за окнами летят
последние сверкающие капли. По уличному
репродуктору начинают передавать москов-
ские позывные. Чистые звуки вызванивают
известную всему’ миру музыкальную фра-
зу... Они оба слушают. Музыкальная фраза
повторяется. Она похожа на ветозку лан-
дыша, где каждый белоснежный шарик от-
делен друг от друга нежной, зеленой пау-
зой». 1

Драматург нашел для этих нескольких
строки образные слова, и подлинно поэ-
тическое звучание. Почему же он так обед-
нил самого себя, не придав своему герою
ни умения интересно мыслить, ни сйособ-
ности ярко и красиво выражать свои ‘на-
строения и чувства? :

Такое, я бы сказал, пренебрежительное
отношение к персонажам собственных пьес
свойственно, к сожалению, многим нашим
драматургам. От этого страдают и зритель,
и мы, работники театра,

Интеллектуальный уровень героя пьесы
болыпей частью оказывается ниже уровня
исполнителя. Поэтому актер не может пол-
ностью раскрыть перед зрителем свои ин-
теллектуальные данные, как не может хо-
рошо и полно звучать инструмент более
тонкий и гармоничный, чем исполняемое на
нем музыкальное произведение,

На театральных программах обычно пи-
шется: «Действующие лица — такие-то».
Я надеюсь, что придет время, когда возле
имен исполнителей можно будет написать:
«Лица действующие и мыслящие». И чем
тоньше, чем интереснее будут мыслить эти
персонажи, тем значительнее станут. дейст-
BHA и поступки сценических героев, тем
полнее раскроется перед нами’ внутренний
духовный мир современного человека.

легко могут   вали оккупанты.

Нашим

человек. И еще одно обстоятельство Ha.
стоятельно диктует. нам необходимость
таких, по широкому плану изданных биб-
лиотек. . ее:
Немцы нанесли нам огромный ‘ущерб.
Разрознены, разорены и полностью унич-
тожены библиотеки на местах, где. побы-
Это относится как к
мелким городам и селам, так и к таким
значительным культурным центрам. нашей
страны, как Киев, Харьков, Одесса,  Рос-.
тов, Днепропетровск, Воронеж, Сталинград
и др. ;
; Многое невосстановимо. Для того, чтобы
восстановить ‘другое, потребуются годы
труда. Между тем время не ждет. Труд-
но переоценить значение такого рода биб..
лиотечек для массового читателя.

‹писалось в

—_—_——.

Hosbie Kuurn Jlenrocnutusgzata—

Ленгослитиздат выпускает в ближайшие
дни однотомник сочинений Грибоедова
`(об’емом в 45 п. л.) пол редакцией и co
вступительной статьей В. Орлова и «Былое
и думы» Герцена — в одном томе:

Выходит. также сборник А. Прокофьева
«Простор», включающий стихи, написан-

ные в годы войны, и довоенные лиричес-

кие стихотворения. :
  Недавно вышел роман Дж. Б. Пристл

«Лнезной свет в субботу» в переводе М,
Абкиной и исторический роман польского
писателя Б. Прус «Форпост» (перево
Рифтиной). Е

ПОД КЕНИГСБЕРГОМ
Рисунок художника В. ГОРЯЕВА,

Литературная газета

3 Ne 17 ~

* Snr
ка