‚чески, ощу тимой,

го лишнего’ выстрела

Сергей ОБРАЗЦОВ

Ветречи с друзьями.

Какой бы огромной ня ощущаля мы на-
шу страну им по территории и по значению,
как ‘бы велика ни была наша любовь к
Советскому Союзу, к. Москве, — стоит
только пересечь границу и попасть за ее
пределы, вы начинаете  ощучцать,
слова; «Советский Союз», «Москва» начи-
нают шириться, становятся еще более
эначительными.

И ощущение это не расплывчато, оо
конкретно, реально и потому особенно
волнующе. Актерская профессия  не-
сколько раз заставляла меня очень дале-
ко уезжать от моей родины: Я был ив
дофашистской Германии, и в Чехослова-
кии, и В Соединенных “У Натах. Я побы-
вал во многих городах Ирана — от Кас-
nalickoro моря до Персидского Залива.
Но то, что пришлось ощутить во время
недавней поездки по Балканам, оказалось,
пожалуй, самым большим и значитель-
НЫМ,

Это была гастрольная поездка группы
наших артистов в Югославию, Болгарию
и Румынию. В мягких креслах «Дугла-
сах, перед круглыми, запотевшими  oKO-
шечками разместились двенадцать ^ пред-
ставителей советского искусства:

Медленно поворачиваясь, под‘ нами по-
плыли белые поля с темными пятнами ле-
сов. Сверху кажется, что сейчас они от-
дыхают от того страшмого, что прошло
по этим лесам и полям, и тихо ждут вес-
ны, самой большой и солнечной весны
в мире; Она уже идет, и в мертвых рус-
лах рек пол обвалившимися нов
мостов блестят первые полым Скоро
начнет расти трава, выпрямятс т станут
на место железные фермы, из руды раз-
валин возникнет новый Крещатик, Ведь
под снегом лежат семена пшеницы, а в
проектных. бюро заканчиваются чертежи
жилых домов, заводов, мостов и. вокза-
лов:

Het, это только сверху земля кажется

такой сонной. Там, внизу, она vies и
страстно живет.
Пролетев через Киев, Одессу, Byxa-

рест, мы приземляемся 3 Белераде,

Когда в моей памяти возникает Амери-

ка, я вспоминаю небоскребы, грандиозную
электрическую рекламу Бродвея; от Пра-
ги в моей‘ памяти остались Градчаны,
улица Алхимнков, пятисотлетняя пивная
Флэка: от Ирана -— разноцветность шум-
ной толпы, ‘нищета крестьян, желтая су-
хость пустыни, жара и иовые паль-
МЫ.
‚ Сейчас, вспоминая о, я ду-
маю не о широком Дунае и Савве, не о
серебряных ‘горах, He о храмах и домах
городов, a только о людях.

\3 глазах этих люлей отражена такая
огромная любовь к Советскому. Союзу,
такая благодарность, что сила и гранди-
озность нашей страны становится Физи»
Наши концерты ‚ превра-
тнлись во что-то гораздо большее, чем
простое выступление. Самое появление
наше на’ сцене белградского театра выз-
вало бурю криков восторга, ‘ливень ап-
лодисментов.

И восторг этот был направлен ‹ через
нас к нашей стране, к Советскому Со-
юзу.

В городе много могил наших бойцов, а

на могилах — ‘цветы: и’ лампадки.: Это
жители города приносят цветы и далива-
ют масло в лампадки. Они не мдгут за-

быть, как, помогая отстаивать город от
немцев; наша армия не сделала ни одно-
“Ha пушки; чтобы’
не повредить домов, как наши бойцы
буквально руками брали каждый дом.

Партизаны, идя по городу, поют пре-
красные, войной рожденные песни про
Сталина, про Тито, про свою борьбу, но
среди этих песен мы вдруг слышим на-
ши песни, наши мотивы, на которые сям
сочинили свои слова. р

В одном из городов Македонии Hac
встретило несколько тысяч жителей, они
кричали нам  «спасибо!», хотя мы еще и

БЫ В А О О ее
Е И И ИИ Е И И ИИ И

Б. tise

Было это в середине апреля. Три про-

фессионала пера собрались в полдень У
одного из них. Завязался неожиданный,
острый; ‘злой и ’лостаточно °бессистемный

спор, который затянулся до шести вечера.
От табачного тумана спорщики перестали

видеть друг друга. `

В основном разговор вращался вокруг
вопроса; — что дала и чему научила со-
ветских писателей Великая отечественная
война и какими путями пойдет литература
после того, как смолкнут пушки.

- Один из участников, отчаянно жестику-
pte и повышая толос до крика, утверж-
дал. что советекая литература «ужасно
заназдывает в развитии» в сравнении C
Западом и Америкой.

‚Второй не менее яростно утверждал, что
нам Запад’ нё в пример, и за двадцать семь
лет мы создали такую литературу, которая
открыла миру непостигаемые глубины ду-
ха и совершенства стиля.

Раз’ярясь, оба опйонента в пылу засыпа-
ли друг друга десятками  писательских
имен и сотнями названий произведений,
«Западник» в горячке выхватывал нз книж-
ных шкафов хозяина’ киигу 34 книгой,
спешно разыскивая питаты, стрелял ими в
противника. скороговоркой, как из пулемета,
и швырял книги на хозяйский диван, где
их скоро выросла‘ целая груда.

Его оппонент книг’ не трогал, на чтение
цитат только помахивая рукой ‘и заявлял,
что когда’ че; ловеку для’ подкрепления
своих положений нужно заимствовать чу-
жие мысли, это уже’ свидетельствует ©

шаткости его позиции.

Хозяин квартиры; очень худой, болезнен-
НЫЙ й СИЛЬНО, прихрамывающий, говорил
pe часто. Он больше слушал, с жалостью
поглядывая Ha свои книги, перелетавшие
из шкафов на диван, морщился и ‘смотрел

в окно,

С улицы в комнату заглядывал один из

тех странных дней, когда в течение двад-
цати четырех часов; отпущейных на сутки»
погода торопится промчять.по. этому крат»
кому ‘сроку всё четыре времени года.
концу спора ‘на небо- наплыла черносерая
муть, и из, нее повалил крупный снег,
мгновенно покрыв тротуары и крыши бе-
лымя простынями.

как

города,

:

не выступали. ° А ~xKorna ‘мы. уезжа-
ли, буквально весь ` Город ‹ вышел про-
вожать нас. Мы шли по длинной улице.
На тротуарах и в ожнах домов стояли
люди и кричали одно ‘слово: «Сталин!
Сталин! Сталин!» Толпа замыкалась сза-
ди нас и шла за нами. Только выйдя из
мы смогли сесть в машины:
Улетая из Югославии, мы уносили _

и о людях, с которыми встречались. Мы
никогда не забудем встреч с маршалом
Тито и его соратниками. Мы не забудем
жителей города Скопле, упросивших’ ‘нас
поселиться не в гостинице, а в их скром-
ных домах. Они отдали нам свои: лучшие
кровати, одеяла и подушки HA старались
всем, чем только можно, угостить нас,
хотя разоренная немцами Югославия жи-
вет очень тяжело. Мы не забудем того,
как белградские актеры, провожая Hac,
не могли сказать приготовленных гро-
щальных слов оттого, что слезы мешали
им говорить.

Мы полюбили эту страну и поняли, ка-
кой огромной опорой для ее народа являет-
ся: самое существование Советского Союза.

По-своему волнующие, но все те же ощу-
щения сопровождали нас ‘в Болгарии. Бол-
гары засыпали нас вопросами. Жадно стре-

мясь к Советскому Союзу, к советским лю-\

дям, они хотели знать все. Ведь немцы
говорили о нас столько лжи, что в ней
трудно разобраться сразу. Для наших зри-
телей и слушателей оказывалось удиви-
тельным и новым даже то, что на нас
фраки и смокинги, что в Советском Союзе
существует семья и брак; что в Советском
Союзе человек может иметь собственные
книги, или рояль, или автомобиль.

Не надеясь на силу оружия, фашисты
старались победить! нас клеветой. Красная
Армия смяла фачлистов, искромсала их тан-
ки и пушки, и сейчас клевета Papesnecres
впрах.

Писатели, актеры. и художники на за-
крытом концерте попросили меня после вы-
ступлення рассказать о Москве. И я то-
ворил о наших творческих клубах — о
Центральном доме работников искусств и
Доме писателей,
самодеятельности, о жизни Москвы до вой-
ны и во время войны; о том, как лезедви-
гались дома и расширялись улицы; о том,
как мы, актеры, гасили зажигалки на кры-
шах домов, в которых живем; о. выступле-
‚ниях на фронте и в госпиталях; о фейер-
верках московских салютов.

На следующий день ко мне в номер с
утра до самого концерта приходили люди с
различными вопросами самого неожиданного
свойства. Поошряется ли в Россини пейзаж-
ная живопись? Существуют ли различные
театральные направления? Как организова-
ны театры для детей ‘ит. д. Были и чисто
личные вопросы. Пришла актриса с лицом,
поврежденным осколками разорвавшейся
поблизости бомбы. В условиях буржуазной
страны это ‘не только потеря профессии; но
и потеря средствок существованию. Актри-
са слышала о. пластических операциях, ко-
топые делают в Советском Союзе, и спра-
шивала, нельзя ли ей поехать в Россию.

В Румынии; где в силу ряда причин борь-
ба народа с румынским фашизмом нача-
лась всего несколько месяцев тому назад,
наши концерты проходили с таким’ огром-
ным успехом, что нельзя было сомневать-
Недаром

ся в искренности ‘зрителей,
шарманщики на улицах играют «Катю-
шу», а группа бухарестских актеров, с

гордостью сообщала нам, что они выез-
жают.-на фронт, организовав бригаду по
примеру советских артистов.

Встречаясь с самыми различными людьми
Румынии, с членами правительства ин пи-
сателями, с актерами и студентами, с ра-
бочими и интеллигентамн, заполнявшими
всю сцену по окончании концерта, мы ощу-
щали себя не столько актерами, сколько
гражданами Советского Союза; Это. было
самым значительным ‘для тех, кто окружал
нас, потому что нет в мире слов больших,
чем слова «Союз Советских Cotkna Wie rise
ских Республик». :

\
©®>®

ЗАМЕТКИ ПИСАТЕЛЯ

Снег ‘летел косо, ‘подгоняемый ветром, и}

сквозь его кружащиеся вихри ‘смутно `про-
глядывали деформированные здания.

Хозяин неожиданно встал с кресла и,

прихрамывая, подошел к окну:

— Вы не возражаете, если я немного ос-
вежу комнату? Мне кажется, что в этом
воздухе книги могут висеть, не падая,

И, не ожидая согласия гостей, он широ*
ко распахнул окно. В комнату  влетели
снежинки и хлынул освежительный арбуз-
ный запах холодка. Хозяин выглянул из
окна, За крышами зданий, под краем сне-
говой тучи проступала удивительно ясная
и теплая голубизна чистого неба с. тем зе-
леноватым прозрачным оттенком, какой бы-
вает Только в ‘апреле. М, увидев это чи-
стое небо, хозяин,

-— А, все-таки, весна будет... и скоро!

Гостей как будто охладил ‘свежий воз-
дух. Спор увял, ‘и вскоре они ушли. Crem-
нёло. Хозяин придвинул к дивану лампу и
стал укладывать обратно ‘разбросанные
книги. Под руку ему попалавь повесть

Василия Гроссмана «Народ бессмертен». Он

машинально открыл ее и машинально про-
чел несколько строк. Он сам не знал, за-
чем сделал это. Он просто хотел пояо-
жить книгу на место, Он читал ее’ два го:
да назад, когда книга только’ что вышла,
читал внимательно и доброжелательно. Но
книга уже отошла в прошлое, и. хозяин
больше в нее не заглядывал. А. сейчас, не-
ожиданно для себя, за первыми десятью
строками он прочел еше двадцать, потом
сел на диван и углубился в чтение. Углу-
бился так, что даже, He пошел в столовую

к чаю,

Он отложил повесть, когда время уже
перевалило далеко за полночь, постлал се-
бе постель на диване и лег. Но заснуть He

смог.
Его как-то 6транно и по-новому B3BOJIHO-
зала эта книга. Она ассоциировалась в ero
сознании и с бебтолковым спором этого
дня, и с его неожиданной и не идущей к
разговору фразой о приходе весны.

Он вспомнил спорщиков. и Подумал о
том. что только что прочтенная вторично
книга дает совсем иной ход мыслям и раз-

собой воспоминания о прекрасной страна

о театральных декадах и:

не. дотянуться,

внезапно выпав из ор*.
‘биты спора, задумчиво и нежно сказал:

Мы в Веры

Эти короткие слова таят в себе четырех-
` летнюю эпонею борьбы, невиданной по
р масвианих и. напряжению, небывалой по
героизму.
  Мысль’ ученого, вдохновение поэта, во-
‚ ображение ‘узобретателя—вее было  постав-
  лено на службу этой грандиозной борьбе.
Воевала нё только Красная Армия, но
  весь. вобруженный советский народ: пар-
тизаны в оккупированных областях, рабо-
  чие, железнодорожники и. колхозники в
  тылу. сопервичали в мужестве с бойцами
ка фронте...
  И вот, наконец, гнусный враг поражен
  в самое сердце. Мы вступили в цитадель
  фашистского  мракобесия. SHamena Kpac-
  ной Армни взвились вад Берлином.

В третий раз русские иолки вступают в
прусскую столицу.

Вперзые — в семилетней войне, когдалво

главе Пруссин стоял. духовный прароди-
тель современного фашизма — пучеглазый
король:агрессор Фридрих Il.

В конце сентября 1760 года русские вой-
ска выступили в поход на Берлин. 2 oK-
тября конный авангард достиг Вустергау-
зена, а к ночи туда подошла и русская
пехота, посаженная на повозки:

В Берлине царила’ растерянность. Комен-
дант города, генерал Рохов’ вместе с на-
ходившимися в столице генералами Зейд-
лицем н_Левальдтом лихорадочно укрепля-
  ли подступы к Берлину: 4

Прислушиваясь пока еще к далеким зал-
пам русской артиллерии, берлинцы торопли-
во усаживали Ha подводы свои семьи Н
эвакуировались, бросая на произвол судь-
бы имущество, награбленное в Силезии и в
Саксонии; :

Утром 3 октября первые русские rycap-
ские эскадроны и казачьи сотни подошли
к Берлину:

Расположенный на реке Шпрее, Берлин
был окружен обширными предместьями, на
правом берегу он прикрывался’ палисадом,
на левом — невысокой каменной оградой.
Проникнуть в предместья можно было че-
рез 10 ворот: Котбусские, Гальские, Брён-
денбургские и Потсдамскне на левом бе-

регу реки и Гамбургскне, Розентальские,
Шенгаузенские, Ландебергскне; Франк-
фуртские, Восточные — на правом.

Прусские генералы Гюльзен и Клейст
атаковали главные силы русских, сосредо-
‘точенные на правом берегу Шпрее. Оже-
сточенная атака неприятеля, произведенная
крупными силами, была отбита.

Русские. генералы  Захар Чернышев и
Панин энергично готовились к решитель-
ному штурму Берлина, Этот штурм был.
назначен ва 9 октября. Однако  прусское
командование не нашло В себе мужества
принять сражение. В ночь на 9 октября
оно вывело почти все свои войска из Бер-
лина, а оставшийся в городе незначитель-
ный отряд сложил оружие и сдал русским
артиллерию ин боеприпасы.

В пять часов ‘утра’ 9 октября русские
конно-гренадеры С.-Петербургского и. Ря-
занского. полков заняли караулами все во-
рота на левом берегу реки Шпрее и всту-
пили в Берлин. Вслед ‘затем в город были
введены исдругие русские полки.

В числе трофеев русским достались клю-
‘чи от ворот Берлина, торжественно  вру-
ченные им магистратом во. время капиту-
ляции (эти ключи по сию пору а 3
Ленинграде).

Русские войска захватили тогда в плен
3.909 немецких солдат и офицеров, в том
мноде. коменданта Берлина генерала Po-
Vxopa.

B To время всю Россию обошла крыла-
‚тая фраза: «Из. Берлина до, Петербурта
но из Петербурга ‚до
Берлина достать всегда можно».

Прошло немногим болыше полустолетия,
и русская армия снова наступала к Бер-
лнну. Перед нею катились деморализован-
ные толпы «великой армни» Наполеона,
В числе этой армии «двунадесяти язык»
было много немцев. Плохие. солдаты, но
ненасытные мародеры, OHH внушали. пре-
зрение даже своим союзникам: «В сущно-
сти, чего мне стоила’ русская. кампания? —
сказал как-то Наполеон. — Я потерял не-

я художника П. Вильямс к «Ивану Грозному» А. Толстого («Советский писатель»).

решает пб ев этот лолгий и никого
не убедивший спор. Ибо в ней есть’ то,
чего требовали от литературы оба спорщи-
ка: внимательно услышанные ‘чутким ухом
писателя живые, болышие , мысли CO-
ветских людей, вышедших на поле брани
за всё; что им дорого, за весь комплекс
дорогих и выстраданных идей, за глубоко

укоренившиеся в душах понятия’ высокой

социалистической культуры ‘и подлинного
гуманизма, за землю, освещенную светом
ленинского учения, землю, ставшую родной
и любимой даже для ее бывших пасынков,
за новые человеческие отношения — новую
любовь, семью; дружбу. :

И все это было рассказано в книге
очень просто, точно, ‚умно и самостоятель-
но. В ней не было никаких формалистнче-
ских ухишрений, ложных ходов и «остра-
‚нений» сюжета. Она была куском трепе-
щущей, окровавленной, грозной жизни со-
ветских людей, защищающих отчизну.

Читавший ее писатель. ясно ‘видел не
только ее достоинства,
отпечаток спешности, сыроватость,

ванность композиции:

Но книга до странности напоминала ему
TOT клочок беспредельно чнетого неба,
который он несколько часов’ назад увидел
из окна.

В прочте ной повести главным были чи-
стота и ясность. Чистота мыели и ясность
слова; И писатель подумал о том. что эты
качества и есть самые главные для всей
нашей литературы, и они должны опреде-
лять ее путь: чистота и ясность.

В войне с гитлеровской Германией всему
человечеству пришлось’ пройти ‘сквозь  гор-
нило  небывалых по тяжести и кровавой же-
стокости испытаний. В этой войне народы,
поднятые ходом ‘исторического ‘развития
жизни на нашей планете на высокий ‘уро-
вень духовной и материальной культуры,

разор-

внезапно очутились: ‘лином к лицу со
страшной ‘силой, пытавшейся поворотить
мир вспять,” в. глубь каменного Beka,

и органйзованной руками. преступных‘ пра-
вителей для убийства и истребления. Встрёе-
ча человека двадцатого столетия с ‘допо-
топным чудовищем, освобожденным от
чести, совести и других «предрассудков» и
вооруженным автоматом, ошеломила и с/о-
мила народы Польши; Бельгии, Голландии,
Франции, Чехословакии. ‘Их охватил на
первых порах древний ужас и хаос, созна-
тельно созданный предательством  правя-

но и недостатки — +

ком В ТРЕТИЙ РАЗ

сколько сот тысяч человек, но, ведь, сре
ди них было столько немцев!»

Кутузов вел войска на запад.

Взятию прусской столицы предшество-
вали следующие обстоятельства. 5 февра-
ля русские передовые отряды под началь-
ством генёрала от кавалерии князя Алек-
сандра Чернышева, перешли Одер’у Кюст-
рина и Франкфурта. Лед был очень тонок,
H через два часа после переправы река
вскрылась. Зная, что маршал Ожеро не
опасается. нападения, ° Чернышев решил
действовать внезапностью. Он повел свой
отряд с возможной быстротой к Берлину,
И в ночь На 8 февраля подошел к городу,

20 февраля русские войска с музыкой и
распущенными знаменами вошли в Берлин.

„Прошло .132 года. И снова надменная

германская столица видит в своих стенах.

русские полки, и русские кони пьют воду
из медлительной Шпрее.

Но на этом и кончается историческая
аналогия. Ибо третье взятие Берлина не
может быть сравннваемо с первыми двумя
ни по масштабу  военно-стратегических
действий, ни по всемирно-историческому
значению победы, одержанной нами.

Советские войска в Берлине! Это вовсе
не тот Берлин, каким застали его Захар
и Александр Чернышевы. Это-—первоклас-
сная современная крепость,
всеми новейшими средствами обороны, рас-
полагающая очень крупным гарнизоном. И
немцы делают то, на что они не решались
прежде. В 1760 году они обороняли от
русских только подступы, Теперь они де-
лают ставку Ha уличные бои. Ведь в про-
должение месяцев они готовили Берлин к
этим боям, они приспособили к ним каж-
дый ‘дом, каждый закоулок. Берлин зани-
мает площадь, равную 88.000 гектаров (на-
помним, что Москва в пределах окружной
дороги — 25.000 гектаров). Вся эта терри-
тория превращена в гигантскую укреплен-
ную зону. Сколько там зарыто мин?
Сколько орудий’ всех видов размещено в
подвалах и на чердаках? Какими астроно-
мическими цифрами выразится длина ко-
лючей проволоки, обвивающейся вокруг
города? Когда-нибудь мы узнаем это, а по-
ка ясно одно: взять такую колоссальную
крепость, до предела насыщенную сталью
и порохом, — задача безмерной трудности,
Для решения таких задач требуется время,
требуется подготовка: нужны тщательные
рекогносцировки, чтобы выявить ‘систему
обороны; нужно разработать план штурма,
сосредоточить войска, нужно осуществить
десятки организационных и тактических
мероприятий.

Но Красная Армия штурмует Берлин «с
ходу». Есть лн еще армия, которая отва-
жилась бы на это! Какое знание против-
ннка и какая великолепная уверенность В
себе требуются для. такой решимости —
уверенность в искусстве генералов, опыте
командиров, доблести бойцов:

И весь мир увидит, как шедшие от сра-
жения к сражению дивизии, не успев пе
редохнуть, не пожелав передохнуть, устре-
мились на штурм фашистской твердыни —
и сокрушили ее ‘оборону. «Враг не прой-
дет», —говорили защитники сталинград-
ских заводов: «Мы пройдем», — говорят
те же люди, выбивая немцев из Шарлот-
тенбурга и Моабита..

Это — армия невиданной силы, гармо-
нически сочетающая в себе безудержный
порыв с холодным алгебраическим pacue-
том, наилучшее ‘использование матерналь-
ной енлы с дальновидным‘ учетом мораль-
ных факторов.

Берлин дал бой! Что же, тем лучше: это
была козырная: карта Германии, они прибе-
регалч ее столетнями; н вот они выброси-
ли ее на стол; и карта эта Outa! Oa tron-
давлена тяжелой рукой советского воина,
в труднейших условиях
тяжкий поединок и с неоспоримой убеди-
тельностью доказавшего свое превосход-
ство.

И как не Говорить впредь, перефразируя
старую, поговорку: из Берлина до `Москвы
‘не дотянуться, но из: Москвы до Берлина
достать Scenes можно!

ae

ИЗДАНИЕ РУССКИХ
КЛАССИКОВ В ЮГОСЛАВИИ

`Агентство Танюг сообщает о разверты-
вании книгоиздательской работы в Юго-
славии. Недавно созданное  государствен-
ное югославское издательство приступило
к выпуску большой серии книг по истории
освободительной. борьбы югославского на-
рода. В издательский план включено так-
же много. произведений
иностранных классиков. Мз русской клас-
сики. в ближайшее время будут ‘изданы
«Война и мир» Толстого, «Путешествие из
Петербурга в Москву» Радищева, ‘повести
  Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, а так-
же произведения Чернышевского, ДШобро-
  любова, Плеханова, Горького н др. В из-
дательский план вошли также книги ряда
советских писателей.

ших кругов. Они оказались’ под
завоевателя.

Наш ‘народ’ перенес, может быть, самые
тягчайшие испытания тела’ и духа, но он
ни на мгновение не поддался растерянности
и панике. Он грудью встретил железный
натиск, учился побеждать и побеждал, на-
нося врагу кровавые и смертельные раны
н вызывая яростное ожесточение зверя,

каткнувшегося на нежданный и грозный от-

пятой

пор-

B бою вырастал советский человек и
взрослела родина. Стоя против врага, ли-
шенного морали и чести, советский чело-
век не принял его методов борьбы и его
духовного нигилизма. Наоборот, зная,
что он’ защищает правое дело, он знал, что
правое дело можно защитить только высо-

кой моралью, незапятнанной честью и бе-

зупречной совестью.

За четыре года войны миллионы, со-
ветских людей на фронте и в тылу
много пережили и еще больше перелумали.
По-новому переосмысливались понятия пат-
‘риотизма, верности долгу, преданности, са-
моотвержения, ‘дружбы. Боец в окое и
боец у станка одинаково понимали, что для
победы над темной, кровавой и грязной си-
лой фашизма нужны два качества в борю-
щемся человеке: чистота намерений и яс-
ность цели. : .

Эти два свойства стали маяками нашего
народа в его борьбе, и рассказать о всем
величии этой борьбы, о рожденных ею в
человеческих душах‘ чувствах и мыслях
может только литература чистая и ясная.

° Повесть , Гроссмана, как и некоторые
другие книги, — это знак того, что в на-
шей литературе уже есть те живые поч-

ки, которые с приходом весны должны

раскрыться и распуститься тяжелым и мо-
гучим шатром крепкой и радующей своей
красотой листвы.

А весна наступила.
багровой тучи’ страданий, перенесенных
народом, уже проглялывает бездонная и
радостная голубизна весеннего неба, Идет
весна нашей победы! Весна победы сво-
бодного человечества!

Будет много работы и много ответствен-
ности. Советскому писателю придется мо-
билизовать всю творческую энергию, что-
бы исполнить свой долг перед народом и
дать миру произведения, отражающие ве-
ликую ясность и чистоту народной души,
так величаво раскрывшуюся в грозе и буре
военной страды.

Из-под. уходящей

оснащенная.

вступившего в

югославских ‚И:

у

Ири Политуправлении Второго Белорусско го фронта состоялось совещание поэтов, п0-
священное созланию песни Фронта, чесея и маршей частей и соединений. На совещания

i

BeTpeTHAHCh

STETEDATYDHOTO

пнисатели-фронтовики, бывшие зтуденты и преподаватели
института ССП, работающие на одном Фронте. ;
На сиимке (слева направо): И. Бауков, А. Исбах, М. Матусовский, в. Замятин,
‘С. Наровчатов, М. Луконин. Снимок старшего лейтенанта Б Шабашова,

: °° 9

Желтые дороженьки,
Далекие походы.
Ноженьки, вы, ноженьки,
Ботинки-скороходы!

Дубленые, солдатские,
Шнурки в пыли багровой,
‘Подошвы ленинградские,
Уральские подковы!

Низы, лощины грязные,
Болото на болоте,
Завалы непролазные, —
А вы себе идетё,

А вы себе шагаете
И удержу ‘не знаете,
И горы вам не горы,
Озера не озера.

Дорог и троп исхожено —
Самим не надивиться! ^
Но нам было положено
Пройти по заграницам,

Весна по всем дорогам,
По всем фронтам идет.
На севере далеком
Яснеет небосвод.

Над лесом пух летает,
И в солнце вся земля.
Оно огнем играет

На куполах Кремля:

Оно в глазах оленя,

И на его рогах,

В морской зеленой пене
На крымских берегах.

Оно на горных скатах,
На скалах, на песке, ‘

Вероника 7 ТУШНОВА

Недобрых лет случайные подруги,
Вы слышите, вы помните меня?
Далекий город, обреченный вьюге,
Медлительные ночи без огня?

Кто говорит, что мы войны не знали,
Что нас в тылу не тронула она...
Мы эшелоны с Запада встречали,

И на перронах бредила война!

Нас обступали темнота и слякоть

И кратких сводок предрассветный лед...
Вы помните, мы разучились плакать

В тот сорок первый бесконечный год.

Шагали дни... И лето пламенело,
И листья жухли в пепельной пыли.» _
И снова болью скомканное тело,
Sup, бинты, носилки, костыли,

НЫ ЕВА ОВ о et о И АЕ Е ЕЕ
ея ПИ и оо a НН ЕН СОНИ Re В У ИВ

А письма помните? Пришлет письмо’
старуха,
А сына нет. Попробуй, напиши!
.Часы пройдут, пока за буквой букву
`Насильно А от души...

Потом, прощаясь с `волжскими лесами,
До поезда, едва за полчаса,

лянеило яшин ДАЛЕНИЕ ПОХОДЫ

Добить врага, пробиться 1
До вражеской столицы,
Чтоб воздухом свободы
Вздохнули все народы.

Нал Польшей, над Румынией
Все шире небо синее, С
Встречали нас со славою
Юнаки Югославии.

В полях Чехословакии
Крестьяне и крестьянки
Слезами счастья плакали,
Завидев наши танки...

Пылят, пылят дороженьки,
Шумят речные воды.

Ах, ноженьки, вы, ноженьки,
Ботинки-скороходы!

Суконные обмотки,

Железные подметки!.,
Земля вовек не видела
Размашистей походки.

1945 г.
*

На диске автомата
И на живом цветке.

Оно лучится в травах
На ратном рубеже,

На водных переправах
И в узком блиндаже.

У нас земля такая:
Просторна синева,
В горах — вода живая,
В лугах — разрыв-трава.

Одну ольху наклонишь —

Весь лес шуметь начнет,

м Кого из нас ни тронешь —
` Поднимешь весь народ.

ПОДРУГАМ

Мы обменялись наспех адресами
И позабыли эти адреса...

Но все равно — мы все сегодня вместе
Любому расстоянью’ вопреки.

В Бахчисарае, Киеве, Одессе, .

Здесь, в переулке у Москва-реки...

Я нынче настежь распахнула окна,

А день просторный, солнечный такой,
Весенних туч промытые волокна
Расчесывает ветер над рекой...

Что там вверху звучит светло и строго,
Что шелестит на радиоволне?

Какая необычная тревога

Дыханье перехватывает мнё?

Не теплый ветер бъется в переулках,
Не кровь стучит стремительно в ушах,
Мне кажется, я слышу голос гулкий,
Победы приближающийся шаг!

И, радуясь, протягивают руки

`Со всех концов взволнованной земли
Военных лет далекие подруги —
Хорошие попутчицы мои!

вов» НЕ БОЙТЕСЬ. ДЕРЗАТЫ

Советская весна 1945. года — великая
весна всего передового = человечества,
Красная Армия в Берлине. Наступил тот
Праздник на нашей улице, о котором в
самую трудную пору войны говорил И. В.
Сталин.

Весь мир < восторженным изумлением
смотрит на кас, на наши величайшие под-
виги, которые ‘для части человечества
явились такой неожиданностью. А мы зна-
ем, что эти подвиги естественны для на-
фода, который воспитала наша советская
страна. :

Народ со славой и честью выдержал
\ величайшее испытание. С честью. выдер-.
жала испытание и советская литература,
творившая большое патриотическое дело
борьбы с фашизмом своим оружием.

А сегодня мы решаем новую задачу и,
может быть, не менее трудную, чем пре-
‚жние наши задачи. Перед писателем —
неимоверно выросший на войне советский  .
селовек. Четыре пережитых им года стоят
в этом отношении многих десятилетий.

Изобразить его во весь  богатырский
рост, со всей глубиной и красотой его
нравственного облика — назначение совре-
менной литературы. К решению этой за-
дачи мы должны серьезно готовиться, са-
мокритически учтя все наши  достиже-
ния и промахи.

В литературе дней войны много пла-
мееных, полных гнева и любви страниц,
много ярких картин. Но за четыре года
  накопилось также , достаточно шаблона,
кое в чём проявился примитивный подход
к большим и сложным явлениям — и в
прозе, и в стихах, и в драматургии. На
театральной конференции летом 1943 года
говорилось, что о защите Сталинграда
было написако что-то свыше десяти пьес;
но все они, к сожалению, уже устарели.
Это было спустя полгода после победы
под Сталинградом. Нужно ли говорить, в
чем тут разгадка? Это He были произве-
дения подлинной литературы, художест-
венно-поэтические произведения. А столь
выросший за’ войну читатель справедливо
потребует от нас большого, настоящего
искусства.

Ha нашей земле свершились  величай-
шие героические события, мы были уча-
стниками одной из самых страшных ми-
ровых трагедий, и наша литература жи-
вет и долго будет жить под знаком ге-
роического и трагического. Трагическое
уйлет, Жизнь, а с ней и литература, най-
дет знакомые пути’ к счастью’ Однако
все мы знаем, что это’ произойдет не так
просто и ве так легко, как уже пытаются

нарисовать некоторые’“из ‘Нас. ‘Вернулся,
мол, человек с ‘войны, а тут ` всеобщая
любовь и дружба, всеобщее  благолепие,

как будто небывалая в мире катастрофа
ограничилась только небывалым разруше-
нием зданий и не коснулась человека. А
вель это не так; И порадовать совет-
ского человека, целовека-героя, ‘повторя-

‚думаем какой-либо один

‘больше было вот. этого ‹ весеннего,

свое ‘несравненное богатство — человече-

‘писателя.
Не бойтесь  дерзать! Советский народ
построил небывалой . силы. государство,

ем, может
мысли.

Попытки -нарисовать в Наших драмах
обязательно благополучное течение собы-
тий вместо естественно благополучного
конца всегда будут  свидетельствовать
только о неблагополучном положении про-
изведений этого рода.

«Война н мир» кончается ‘благополучно
не для всех ее героев. Трагическая раз-
вязка биографии Андрея  Болконского
имеет для вас драгоценное, возвышающее
значение именно потому, что она трагич-
на, а благополучная сазвязка биографии
т бра и Наташи ничего ке стоила бы,
если бы она ве пришла после глубоких
трагических переживаний.

’ Трагическое имеет великие права на
существование в нашей послевоенной ли-
тературе, так же, как и комическое =
We только увеселительное комическое, но
и серьезная обличительная комедия-сати-
ра, которую подчас пытаются, как и тра-
тедию, ‘подменить бесконфликтной, без
обидной благополучной ‘стряпней. Героиче-
ские подвиги, не только не уступающие,
но и затмившие подвиги прошлого, у нас
явление массовое. Это так очевидно, и
это так грандиозно, мы так сильны, что
нам нет нужды закрывать глаза на ‘наши
недостатки. Мы знаем, мы всеми силами
нашей потрясенной души чувствуем,
светел лик нашего великого народа, ни-
рок и прям его путь, и вскрытие пороков
отдельных лиц ин групп не может повре-
дить ему. Оно лишь расчищает его путь.
Советская литература должна смеяться
над пороками смехом, завещанным ей на-
шей великой литературой.

Конечно, дело не в жанрах, и мы не
жанр предпо--
честь другим. Мы говорим‘ злесь о ши-
роте и глубине творческих замыслов, мы
хотим, чтобы в наших произведениях
май-

только искусство большой

ского воздуха’ победы, :

В схватке ‘передового человечества с фа-
шистским зверем советский. народ ` сказал
свое решающее слово, положил ‘на весы

ский Талант. Верится, что вся’ послелую-
щая жизнь будет торжеством. этого талан-
та на земле.

К нам, писателям, прел’явлены сейчас
серьезнейшие требования. Чтобы выполнить
их, нужен писателям тот человеческий та-
лант, без которого нет и, не может быть

‘стер. в пыль небывалой силы врага благо-
даря своему бесстрашному ‘дерзанию.

Такова будет и патриотическая литёра-
тура нашего народа.

Литературная газета
№ 18