—

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА

Л

WTTEIPA TT YIPHIA &
коек поме с ЧТ TET A

№ 19 (1130).

Суббота, 5 мая 1945 г.

Президиуму Верховного Совета Азербайджанской ССР
Совету Народных Комиссаров Азербайджанской ССР
Центральному Комитету КП(б) Азербайджана

Центральный ,
CCCP И и i
ЕК глетия установления Советской власти в
рбайд е шлют братский привет рабочим. ко
лигенции Азербай»л й С я и ре eciie:
роаиджанской Советской Социалистической Республики

Четверть века назад трудящиеся Азербайджана во главе с бакин.
ским пролетариатом под руководством партии большевиков свергли
буржуазно-националистическое правительство муссаватистов и уста-
новили в Азербайджане советскую власть. :
era ee гнет иностранных капиталистов,

; з нов, веками тяготевший над рабочи-
ми и крестьянами Азербайджана, и ликвидировала национальную
рознь между народами Азербайджана. За годы Советской власти, бла-
годаря осуществлению ленинско-сталинской национальной политики
Азербайджан из отсталой патриархально-феодальной окраины цар-
ской империи ‘превратился в цветущую социалистическую республи-
ку. Под. руководством партии Ленина—Сталина с помощью великого
русского народа азербайджанский народ добился выдающихся успе-
хов во всех областях хозяйства и культурной жизни. В- республике
введены в эксплоатацию тысячи новых нефтяных скважин создана
мощная нефтеперерабатывающая промышленность. Азербайджан стал
странои механизированного  социалистического сельского хозяйства
крупной хлопковой базой Советского Союза. В Азербайджане ocy-
ществлена подлинная культурная революция, ликвидирована негра-
мотность населения, открыты сотни средних кол, созданы Академия
наук, десятки высиих учебных заведений и научно-исследовательских
институтов. Выросли многочисленные кадры национальной интелли-
генции. Е

Советская власть раскрепостила женщину-азербайджанку и при-
влекла ее к государственному, хозяйственному и культурному строи-
тельству страны.

За годы Отечественной войны против немецко-фашистских за-
хватчиков трудящиеся Азербайджана внесли свой вклад в дело побе-
ды над врагом. Сыны азербайджанского народа мужественно сража-
ются в рядах Красной Армии за свободу и независимость нашей со-
ветской Родины. Рабочие, инженеры и техники нефтяного Баку в
трудных условиях военного времени обеспечивают бесперебойное
снабжение горючим нашей армии, промышленности и сельского хо-
зяйства. Колхозники Азербайджана добились серьёзных успехов в
борьбе за под’ем урожайности сельскохозяйственных культур и раз-
витие животноводства.

Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров
Союза ССР выражают твердую уверенность в том, что азербайджан-
ский народ отдаст‘все свои силы делу завершенйя разгрома немецко-
фашистских захватчиков и дальнейшего укрепления военной и эко-
номической мощи Советского Союза.

eae

т Народных Комиссаров

СОВЕТ НАРОДНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
КОМИССАРОВ КОМИТЕТ
СОЮЗА ССР BKII(6)

В Совнаркоме Союза ССР

О ВЫПУСКЕ ЧЕТВЕРТОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО. ВОЕННОГО ЗАЙМА

В целях привлечения дополнительных средств на оборону страны
Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВИЛ:

1. Выпустить Четвертый Государственный Военный Заем на сум-
му 25 миллиардов рублей сроком на 20 лет.

2. Облигации займа и доходы от них, в том числе выигрыши,
освободить от обложения государственными и местными налогами

и сборами.
3. Утвердить представленные Народным Комиссариатом Финан-

сов Союза ССР Условия выпуска Четвертого Государственного Воен-

ного Займа.

Дни бли

Победные налти знамена реют над Бер-
лином! Еще одну блистательную  побелу
одержала великая Красная Армия, разпро-
мив центр гитлеровского империализма,
цитадель кровавой агрессии, полностью 08-
лалев Берлином. Многие поколения. будут

>

етательных побед

этот срок предельное выражение. Parr-
ленная идея господства немецкой вазы
стала руководящей в человекоубийствен-
ной, изуверской практике фалтизма. Мир
был ввергнут в пучину горя и бедлетвий.
Полчища убийц. маниакально устремлен-

праздновать день 2 мая 1945 года как ных к одной бредовой цели — утвердить
дату торжества свободы, человечности,   всемирное господство немецкой расы,—ри-
цивилизации над самыми мрачными сила-  нулись «побеждать», не гнушаясь ника-

цими средствами истребления народов.

ми зла.

Трухной и упорной была борьба за Бер-
лин. ( беспримерным ожесточением сопро-
тивлялея враг. Но ничто не могло остано-
вить воинов Красной Армии. Они пришли
сюда, на берега Шпрее, с Волги, Невы, До-
Wa, их осеняла слава зеликих битв 34’
Москву, Сталинград, Ленинград, за Сева-!
стополь и Олессу, их вел к победе BETH:
кий Сталин. И они были самим олицетво-
рением справедливого суда истории о Над.
злобной гитлеровокой реакцией, над уду-
нающей силой кровавой диктатуры фа-
mrss.

Мыель о том, что сверттитея птавед-
ный суд, что мы будем в Берлине, зрела и
укреплялась в душе советских воинов, В
душе всех советеких людей, еше в самую
трудную пору войны. Нам никогда не за-
быть утра 3 июля 1941 гола, елов-пруизы-
вов вождя и его неколебимой уверенности
в силах советского народа, в нободе право-,
го дела. В дни. тяжелейших испытаний,
когла враг непосредственно угрожал Moc-
кре, когла на смерть обречен был Ленин-
град, мы знали, что настанет великий
праздник. что будем мы в Берлине, свер-
шится правый сул. И каждое выступление
вожля открывало нам реальные пути Е
победе, силой фактов локазывало побело-
HOCHOS могущество. советской державы, ге-
роизм советоких людей и тем самым окры-
ляло к новым подвигам.

Теперь Берлин ‘пал. Повержен оплот
мрачнейшей фалгистокой реакции. Сверти-
лось То, что было мечтой советекого наро-
да, к чему шел советский народ через все
испытания войны, — наступил конец фа-
истекой Германии, устраняется угроза
миру и счастью человечества, близок час
кони мировой войны, затеянной  гитле-
ровскими империалистами.

Все свобололюбивое человечество BOC-
принимает падение Берлина как сиравел-
ливый приговор истории. В. сознании T0-
колений Берлин был символом  милита-
ризма, в самом гнусном—пруссаческом его
выражении. В прошлом веке ШЩелрин пи-
вал: «Берлин ни для чего не нужен, Kpo-
ме как для человекоубийства...» Тупо-са-
моловольный, ‘ безлуино-размеренный Бер-
лин десятилетиями культивировал прекло-
нение перед грубой силой. Здесь зарожла-
лись бредовые планы завоеваний. здесь
попирались священные права  аролов,
здесь изобретались самые ухищренные сиэ-
собы. уничтожения» людей, здесь культиви-

Мрачная тень Берлина закрыла свет жиз-
ни лля миллионов людей. Майданек, 0с-
венцим, Треблинка — эти места пыток и
салистекого уничтожения людей,
тие * средневековье, — порождены — Bep-
ином.

Теперь исполнен приговор истории.
Центр фапгистекой агреесии-——Берлин пал
под могучими ударами Красной Армии; и
слава венчает собою великую нашу `а?-
мию, миллионы серлеп благословляют вои-
нов наших, выполнивигих историческую
миссию освобождения человечества от
кошмара фашизма.

чайшее превосходство нашей Красной Ар-
мии над армией врага. Это касается и во-
енной техники, и военного опыта и так-
тики. стратегии боя, и, наконец, того вы-
сокого морального духа, который сзоиет-
венен нашей армии. воодутевленной CBO-
ей исторической освободительной миссией.

В победе над Берлином сказались сила
и могущество нашей ситиалистической е9-
ветской державы-—оплота мира и счастья
народов. Советский строй жизни породил
поколения ‘людей, борцов за счастье чело-
вечества. Столкнузиись с самым страп-
ным злом, советские люли не щалили сил
своих в борьбе и труде во имя победы, и
потому сеголняшний  празлник является
поистине всенародным, так как частица
труда каждого вложена в общее дело ис-
коренения фашистской заразы.

Советский нарол, Красная Армия борь-
бой и трудом своим по праву заняли аван-
гардное место в борьбе свободолюбивых
наций против фалгизма. Мы не щадили и
не шадим ни сил, ни жизни своей во имя
побелы. Мы шли к победе нелегким путем,
и наш народ по праву получил всемирное
признание, как варод-герой, как  народ-
‘победитель.

Широкий путь славы, добра, творческо-
го труда открыт перел нами, Будет мно-
житься и возрастать могущество нашей
державы, с новой энергией проявятся во
всем животворные силы советекого строя

в новой красе города и села, разруненные
врагом, неколебимой и крепнущей булет
живая связь и кровная дружба народов,
силоченных испыталием войны. Залог это-
го — весь побелный муть Красной Армии,
близкое окончательное торжество нал вра-

ровалась «философия» насилия. лелеялаи   том. Тлетворный ee oo bannet-
тойк ore ьмецкой расы. ской агрессии исчезнет на ла.
ое Великая сталинская эноха  осенена

Титлеровский режим существовал две   HICK a
поить 4, Bee самые тнусные вожде-  победными боевыми знаменами немеркну

тения немецкого милитаризма получили вщей славы.

] ственная мощь целой нации и весь ее дух

‚ную жизнь всего мнра.

затмив-  *

В победе нал Берлином сказалось вели-!

жизни, на освобожденной земле возродятся

Цена 45 коп.

СЕГОДНЯ, 5 МАЯ,
НАША СТРАНА ОТМЕЧАЕТ
ДЕНЬ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПЕЧАТИ

с. марш ВОЗ МЕЗДИЕ

Рейхстаг.
На нем советский флаг.

Дворец разрушенный дымится.

Бредет понуро пленный враг

По улицам своей столицы,

Прошел он путь кровавый, длинный
От минских и смоленских стен

До этой улицы Берлина,

Чтобы в Берлине сдаться в плен!

‚ и ислковкий БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ДЕНЬ

Почти четыре года мы ждати этого: бла-
гословенного дня.

Во имя его наш народ принес неисчисли-
мые жертвы, выдержал самые суровые ис-
пытания.

Во имя его мы не щадили ни крови на-
шей, ни жизни.

— Будет и на нашей улице праздник, —
сказал товарищ Сталин.

И мы знали и верили, что он действи-
тельно будет.

И вот он пришел, этот долгожданный
день. Победоносное знамя советской держа-
вы величественно реет над
Берлином.

Нет слов, чтобы выразить всю pacers
охватившую советских людей.

поверженным

— Мы взяли Берлин! — Этими простыми
на первый взгляд словами говорит сама ис-
тория.

— Мы взяли Берлин!—Это великое тор-
жество наше, наше возмездие врагу, это вы.
сшая жизненная правда и справедливость.

— Мы взяли Берлин! — И в сердце ка-
ждого поднимается великая гордость за на-
пу богатырскую, несокрушимую армию, за
наш могучий героический советский народ,
подготовивший эту грандиозную величест-
венную победу. : :

— Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего,

Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!

А ркадий ПЕРВЕНЦЕВ

Людям, взявшим Бёрлин

Мы ждали этого дня почти четыре тя-
желых, напряженных года. Нам не было
легко. Мы отдали все, что могли, на де-
ло победы, и концентрированная ‘челове-
ческая воля’ огромного и культурного на-
рода не только отстояла свою Родину, но
спасла цивилизацию Европы. Человечест-
во еше не один раз вернется к тем го-

дам, которые названы вождем наших на-
родов Отечественной войной. Когда 22
июня 194  года пали первые наши по-

граничники у Бреста, —Перемышля, на
Днестре, их кровью тогда еще был пол-
писан первый пункт приговора  герман-
скому фашизму. Берлин взят всеми ae
ми годами этой справедливой войны. Бер-
лин взят и Героями Советского о Союза
Евгением Преображенским и Михаилом
Плоткиным, первыми проложившими путь
к Берлину Ha своих обледенелых маши-
нах, и подвигами Гастелло и молодого
экипажа Здоровцева, и крылатым подви-
гом Ивана Супруна, погибшего над поля-
ми родной Украины, и легендой о 28, став-
ших на Волоколамской дороге, и горя-
чим клинком стремительного Доватора, и
кораблями Николая Сипягина и Глуховз,
и Иосифом Родионовичем  Апанасенко,
павшим под Белгородом...

Берлин брали прославленные полководцы
и бесстрашные герои, но мы не преумень-
шим их заслуг, если вспомним тех наших
товарищей, которые помогли взвиться со-
колу победы. Берлин брали и наши друзья
Аркадий Гайдар, любимец советской детво-!

ры,— на его «Школе» воспиталось поколе-
ние тех, кто пошел на штурм германской
столицы, и жизнелюбец Евгений Петров, и
Юрий Крымов, и Джек Алтаузен. Они
отдали свои благородные жизни за тор-
жество правды. Да будет благословенна
их кровь!

Берлин брал моряк, вставший на Шап-
сугском перевале, и горец-сванет, при-
шедший с лопатой к ущелью, куда на-
целились германские танки, и  гвардей-
цы Волги, и бессмертные герои Одессы,
Севастополя и Ленинграда. Берлин брал
Павел Норицын,  сталевар Урала, и
бригады пресса «Дункан» кузнецов Кали-
нина и Малахова, отковавшие орудийные
стволы для наших мошных танков и са-
моходов, и рабочие куйбышевской Безы-
мянки, и люди Тагила, Свердловска,
Златоуста, Иркутска и Лысьвы! Дети,
ставшие к станкам, жены краснозрмей-

цев, прокатывавшие  сутунку, и звено
Нади Богуславки из кубанской станицы
Павловской, вы помогли победе! Да бу-

дет благословен ваш труд!

Да будет благословен ваш труд и ва-
ши бессонные ночи, и мудрый ваш
взгляд, н ваше спокойствие в любом ис:
пытании, отец наш Иосиф Виссарионович!

Никогда и нигде не подведут вас ва-
ши верные сыны, ибо наша любовь и ча-
ша сыновья честь укрепились и подня-
лись еще выше в тяжелые годы ‘великих
и торжественных испытаний.

`Музтар АУэзов ЖИЗНЬ ПОБЕДИЛА

Народная казахская мудрость гласит:
за днями невзгод и несчастья следуют дни,
когда радость и счастье прилетают бело-
крылой стаей. Сейчас для нашего народа
наступила радостная пора, одно победное
событие сменяется другим. День 2 мая все
свободолюбивое ` человечество запомнит,
как торжество свободы и правды над фа-

#

шистским мракобесием. Героические уси-
лия Красной Армии завершились  блестя-
щей победой — пал Берлин, центр немец-
кого империализма. Сознание, что ушли и
никогда не’ вернутся черные ‘дни фашист-
ского владычества, наполняет сердце вос-
торгом;: окрыляет. желанием создавать про-
изведения о мощи и силе нашего оружия.

Сергей Бородин о Чебо проясняется“

Ни один народ в Европе не изотрялся
столько в военных науках, как немцы.
Пруссаческий милитаризм не унималсея в
течение столетий. Поколение за  поколе-
нием . штудировало теоретиков своей воен-
щины и тщилось превзойти их новыми
трудами. Военные заводы, химическая про-
мышленность, вся громадная  производ-

были подчинены маниакальной ‚идее завое-
вания господства. Эта «работа» большого
государства; помещающегося в центре
Европы, нарушала спокойную созидатель-
Глядя на дым
крупповских труб, человечество не видело
ни светлого неба над собой, ни солнца над
своими полями. Страшная_тень этого дыма
расползалась по всей земле.

Правящая верхушка Германии видела
свое прямое назначение в’ укреплении ми-
литаризма. Этой идее приносились в жерт-

ву прямые интересы немецкого народа,
ущемлялась его культурная мысль.
Цитадель  мнлитаристической империи,

серый, тяжеловесный Берлин, вся его гру-
бая архитектура, тяжкая  поступь et
дивизий, непроглядный дым военных заво-
дов, застилавший светлое небо мира, опрэ-

+

“Красной Армии, обращая свои

кинуты теперь могучим ударом Красной
Армии. .

С Бранденбургских ворот сбиты триум-*
фальные кони, а в колесницу вставлены
победные ‘ наши флаги. У подножия статуи
Победы говорит ‘победитель — командир
слова К
войскам, взявшим Берлин. Над  рейхста-
гом — красное знамя Победы. Все исто-
рические. памятники Берлина, воздвигнутые
в ознаменование несостоявшихся побед,
исстрелянные, расколотые, поверженные в
прах, дождались справедливого возмездия.

Взят не только Берлин, — уничтожена
спесивая, тупоголовая немецкая мечта о
мировом господстве.

Немцы вылезают наверх из своих щелей,
измазанные и напуганные. Стряслось то,
чего они веками не могли’ себе предста-
вить, — Красная Армия освободила немеп-
кий народ от оружия. Немцы должны при-
ниматься за полезную работу. Программа
этой работы будет всесторонне обсуждена
и намечена в ближайшие дни. Работы бу-
дет много, ибо много зла и вреда прине-
сено миру Германией.

Берлин взят, и в этом залог долгого
мира, ибо в берлоге увязли и сами звери.

вера ННВЕГ. СИЛА СОВЕТСКОГО ОРУЖИЯ

В. центре Берлина, в начале Унтер ден
„Линден, между университетом, государ-
ственной библиотекой и музеем современ-
ного искусства помещается цейхгауз, ар-
сенал, причисленный таким образом к со-
кровищницам культуры.

В стенах цейхгауза сосредоточено все,
чем гордилось военное пруссачество ХХ
века: гаубицы, пушки, мортиры, ружья,
знамена и прочие военные трофеи. Здесь
как бы слышался еще топот прусских сол-
датских сапог, топчущих поля и сады Ев-
ропы. Сюда по воскресеньям берлинны
водили своих детей, об’ясняя ‘им, что все
это свидетели побед великой Германии,
лучшёй страны в мире, призванной пове-
левать всеми другими странами.

Кому из них могло притти в толову, что
берлинские пушки 1945 года сами превра-
тятся в экспонаты выставки трофейного

оружия в Москве.

Берлин всегда был воплощением грубой
военной силы. Это был город-казарма, рас-
планированный с таким расчетом, чтобы по
его улицам удобно было маршировать вой-
скам.

Искусство было «противопоказано» Бер-
лину. Его высшим достижением в области

живописи был Беклин, эта отрада торже-
ствующего мещанства. Мы ‘не’ знаем ни
берлинской поэзии, ни берлинской музыки.
В науке современный Берлин породил че-
ловеконенавистническую теорию (и прак-
тику) расизма.

Единственное, чему Берлин дал свое
имя, — это была так называемая «берлин-
ская лазурь». Об этой. краске мы узнаем,
что она «получается действием желтой
кровяной соли на соли окиси железа».

Эти зловеше звучащие названия окисей
были вполне подстать кровавой и желез-
ной столице гитлеровской Германии.

Весь город превратился в один сплош-
ной арсенал: горы оружия капитулировав-
шего берлинского гарнизона лежат на про-
сторных площадях.

Бранденбургские
оказались символом
для советских войск,
ними.

И лазурь, весенняя лазурь русской побе-
ды сияет над Берлином, поверженным си-
лой русского оружия.

ворота действительно
военного триумфа...
проходящих под

Подписка на заем среди писателей

Выпуск Четвертого Государственного
Военного Займа встретил широкий отклик
среди художественной’ интеллигенции Со-.
ветского Союза.

В первый же день об’явления займа
подписка среди писателей и сотрудников
литературных организаций дала свыше

1.250 тыс. руб.

Н. Погодин подписался на новый заем.
в общей сложности на 20.000 рублей. Л.
Леонов-—на 15,000, С. Маршак—на 10.000,
В. Инбер — на 7.500, А. Степанов—на 5.000
рублей.

В Управлении по охране авторских прав

сателей CCCP,

сумма подписки к 6 часам вечера достигла
300.000 рублей. Писатели, входящие в
группком драматургов, дали взаймы госу-

дарству около 230 тысяч рублей.

В течение, первого дня почти закончи+
лась подписка на заем в основных литера-
турных организациях. Аппараты Союза пи-
УОАП, Гослитиздата, из-
дательстз «Советский писатель», «Молодая
гвардия» и Детгиза подписались Ha
759.996 рублей, значительно превысив свои
контрольные цифры фонда заработной
платы, ;

Подписка продолжается.

БЬЕТ ДВЕНАДЦАТЫЙ ЧАС ФАШИСТСНОЙ ГЕРМАНИИ

Пал Берлин.

Могучим взмахом  красноармейского
штыка сшиблено мрачное гнездо ядовито-
го паука с его липкой; омерзительной пау-
тиной, Берлин, город. казарм, город гру-
бого солдафонского стиля, где все подчи-
нено культу тупого немецкого фельдфебе-
ля, повержен в прах. поставлен на коле-
ни. В третий раз воины России, на этот
раз России, преображенной гением Ленина
и Сталина, вступили в кичливую, надмен-
ную столицу германского милитаризма.
Как радостно взволновала мир весть о па-
дении Берлина! :

Неисчислимы раны народов Европы, or-
рабленных, обворованных гитлеровскими
разбойниками. Велики Жертвы белорусско-
го, украинского народов, ‘принявших на
себя первые удары чудовищной военной
машины немецкого империализма. Тем су-
ровее будет суд над преступниками, во-
зомнившими себя сверхчеловеками, для.
которых никакой закон не писан. Сегодня

$хФ®

»икоме СУД ИСТОРИИ

эти «сверхчеловеки» разбегаются, как. мы-
ши, прячутся по углам, заползают в норы,
а некоторые притворяются даже мертвыми.
Так, вероятно, «умерли» Гитлер и Геб-
бельс. Но если они действительно нокон-
чили, самоубийством, как о том. промельк-
нули слухи, то это лишь свидетельствует
о качестве «германского духа», во имя ко-
торого они пошли на невиданные в мире
преступления и в последнюю минуту,
осажденные в собственном логове, прижа-
тые к стене, убоялись ответственности.
Им нечего защищать, ибо’ они — порожде-
ние тьмы и мракобесия. Заступиться за
них могут толька лицемерные: «кроткие ду-

хом»; мазанные тем же елеем, каким ма-
заны гитлеры, гиммлеры и геббельсы. Мы
же придерживаемся иных взглядов, помня
наши разрушенные города, тысячи угнан-
ных в немецкое рабство мирных людей и
страшные лагери смерти „Мы будем исхо-
дить из одной установки. Смерть ‘немец:
ким захватчикам! ° oe

Алексей ФАЙКО

В июньский полдень 1941 года мы услы-
шали по. радио взволнованный голос
В. М. Молотова. Он сказал нам о внезап-
ном,  вероломном вторжении фашистских
полчищ в нашу страну. Он кончил слова-
ми: наше дело правое, победа будет за
нами! И мы верили, мы чувствовали, мы
знали, что это так. Правое дело. Справед-
ливость. Сила человечности и ‘будущее
человечества — это не`могло не победить.

Берлин пал. Цитадель мрачной злобы,
надменного ‘тупоумия, изощренной жесто-
кости. Из дымящихся подворотен вылез-
ли, протирая слезящиеся глаза, гитлеров-

НАШ ПРАЗДНИК _

ские «ученые» — историки, философы, геб-
бельсовские советники, идеологи Майдане:
ков, вдохновители Треблинок.

`О чем скулят они теперь, глядя`на суро-
вые, гневные лица наших бойцов и коман-
дирсв? Какие доктрины и программы ‘пря-
чут еще эти доктора «гуманитарных»
наук в своих обгоревших портфелях? ^

Правое дело победило, и вот он — каш
праздник. Праздник на нашей улице, про-
сторной и светлой, которую мы смело мо-
жем назвать — Проспектом Сталинской
славы, магистралью мировой. истории, :

Сергей ЮТКЕВИЧ

Тридцать пять лет тому назад замеча-
тельный русский поэт Александр Блок
закончил свою статью «Душа писателя»
следующими строками: «У современных
художников, слушающих музыку, надежда
‘на благословение. души народной робка
только потому, что они бесконечно уда-
лены от нее. Но те, кто исполнен музы-
кой, услышат вздох всеобщей души, если
не сегодня, то завтра». И если бы был
жив поэт, то, вместе с нами присутствуя
на незабываемом параде 1 Мая, в ту ми-
нуту, когда слились в единую симфонию
победы звуки гимна, залпы салютов, звон
кремлевских курантов и тысячеголосое
«ура», услыщал бы он не вздох, а ликова-

ДУША НАРОДА

ние народной души, души свободной и
счастливой, благородной и. благодарной..:

Благодарной прежде всего тому, кто
является наиболее полным ее выражением:
ведь великий наш Маршал Сталин — это
душа народная, и народ наш един с ним
и он — един с народом:

OTH незабываемые майские дни напоены
музыкой победы, музыкой невиданного
счастья и гордости...

И наш долг, долг советских художни-
ков, оправдание всего нашего бытия --
донести, сохранить, воплотить эту музыку,
вернуть ее в наших произведениях вели-
кому народу ‘и его вождю, кормчему
неслыханных побед.

Лев каССИЛЬ ВЕЛИКАЯ ДАТА

Вот дни, которые мы разделим с исто-
рией: нам они принадлежат пожизненно,
ей — навеки.

Бывают в жизни человека минуты, когда
все, чем он живет, о чем мечтает, во имя
чего существует на свете, проступает сра-
зу с торжествующей отчетливостью. Бы-
вают такие дни и в жизни целых наро-
дов, — эти дни остаются в истории.

Пять дней, которые -мы прожили, начи-
ная с 27 апреля по 2 мая 1945 года, ни-
когда не ‘забудет человечество. 27 апреля
на Эльбе у безвестного городка Торгау

‚ произошла знаменательная встреча совет-

ских армий с армиями союзников.

Гремели ежевечерне. московские салюты,
славя войска Красной Армии, продолжаю-
щие победоносное наступление в. Германии.
Со всех сторон обложен был зверь в Бер-
лине. 30 апреля мы сорвали синие шторы
с наших окон и выпустили свет на улицы.
Блистательной была Москва в канун
праздника. Прозвучал нервомайский приказ
Маршала Сталина, прошли по Красной
площади полки, танки и пушки, предста:
вительствовавшие здесь от имени побеж-
дающих сил Сталинской Красной Армии.
Все это было грандиозно, ослепительно и
радостно. И майский праздник был во всем
разгаре, когда`на исходе дня 2 мая при-
шла весть, которую мы ждали без ма-
лого четыре года: Берлин ‘пал. С Берли-
ном — с гитлеровским Берлином — было
покончено.

Мы уже давно знали, что исход войны
решался не там. Москва моя! Под твоими
стенами осенью 1941 года решалась судьба

надменной столицы Германии. На волж-
ском берегу, в развалинах Сталинграда
определена была участь Берлина, исход

войны. В равнинах под Орлом был подпи-
сан окончательный приговор Берлину, Гит:
леру, фашизму. Теперь’ этот приговор
приводили в исполнение. -

`пораження,

Накануне ночью я долго слушал по ра-
дно, о чем говорит Европа. И на всех вол-
нах, на всех языках звучали слова «Рюс»...
«Сталин»... «Совет»... Вот что было на
устах у всего мира. А потом все  ралио-

‘станции Европы ‘стали, как некий рефрен,

торжествующе повторять через каждые
пять минут: «Гитлер ист тот»... «Гитлер
мертв»... «Гитлер з мор»... «Гитлер из

Дэд»... «Гитлер ист тот»...

Тот он или не тот, действительно ли
воздух земли не отравлен. сегодня. болыше
‘дыханием человека, которому не может
быть места в жизни, или нам покажут
труп тщательно. убитого двойника, — это
сегодня уже не столь. существенно. Так
или иначе, фашистская Германия, признала
позорное поражение, расписалась в бесслав-
ном конце своего «фюрера».

Вегетарианец по состоянию желудка и
людоед по побуждениям ‘своего жабъего
сердца, ненасытный убийца нескольких де-
сятков миллионов людей, что он мог ска-
зать своему опозоренному’ народу—только
откусить себе в’бессильной лосаде язык н
убраться в черную дыру. смерти, фактиче-
ской или мнимой.

Не знаю, уцелела ли в Берлине про-
славившаяся своей безвкусицей Аллея по-
бед, с ее 32-мя комодоподобными статуями
бранденбургских. правителей. Все равно се-
годня нет в Берлине Аллеи побед. Сегод-
ня каждая улица, каждый переулок Бер-
лина для гитлеровской Германии — аллея
дорога позора, тупик истори-
ческого срама.

Но над зданием берлинского рейхстага,
пронесенное сюда по длинным и торным
дорогам, справедливых побед, очишающее
берлинское небо, алое, увенчанное великой
славой, горит ‘водруженное Красной Армией
знамя нашей победы.