>

Loe

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

прижат атниитие: оо а ос

ПЕРА У!

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА

ША

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР Lt AX 533 oh д

3 21 (132).

Четверг, 17 мая 1945 г.
Е еее и и a 3

$ =

Sika

От Центрального Комитета Всесоюзной
Коммунистической Партии (большевиков)
и Совета Народных Комиссаров Союза ССР

ентрал
И ee Cine Hace Коммунистической Партии
ных Комиссаров Союза ССР
прискорбием извещают пар А ми
тию, бойцов и офицеров К HA
и всех трудящихся Советс и Ва oa
кого Союза, что 10
ь ‘ мая 1945 года
ee pee, скончался от паралича сердца после тяжелой и
езни Секретарь Центрального и Московского Комите-

тов ВКП(б), Н В
Abin (6), Начальник Главного Политического Управления Красной

товарищ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ШЕРБАКОВ.

if ae ee умер Ha боевом посту, отдав все силы и
и У у энергию делу социалистического строительства и

у еды над Чемецко-фашистскими захватчиками. Партия, армия
и Роя потеряли в лице товарища ЩЕРБАКОВА выдающегося боль-
шевистского руководителя и виднейшего государственного деятеля.

Товарин ЩЕРБАКОВ был верным сыном партии Ленина—Сталина,

одним из талантливейших большевис
тских деятелей, пла =
триотом нашей советской Родины.   eae

Крупнейший организатор партийно-политической работы в армии

‚и в стране товарищ ЩЕРБАКОВ с юных лети до последних дней

жизни страстно боролся за победу и упрочение социализма, за ленин-
ско-сталинскую политику нашей партии.

р ученик и соратник великого Сталина товарищ ЩЕРБАКОВ
своей неустанной ‘плодотворной деятельностью на благо отечества
снискал уважение и любовь партии и всех трудящихся нашей Родины.

Жизнь товарища АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ЩЕРБАКОВА —
одного из виднейших руководителей партии Ленина—Сталина и Крас-
ной Армии будет служить примером для трудящихся нашей страны

в их борьбе за- дальнейший
ских Республик.

be Центральный Комитет
Всесоюзной Коммунистической
Партии (большевиков)

10 мая после тяжелой и продолжитель-
ной болезни скончался один из виднейших
деятелей большевистской нартии товарищ
Аленсандр Сергеевич Щербаков. Смерть
вырвала из напгих рядов близкого друга,
боевого соратника, пламениото борца 3a
дело трудящихся.

С юношеских лет теварищ  Шербаков
связал свою судьбу с партией большевм-
ков, отдавая все свои силы служению на“
poly.

В течение мнопих лет товарищ. Щерба-
ков выполнял руководящую работу в ком-
сомольских и партийных  ортанизацщиях.
Последние 7 лет товарищ Щербаков рабо-

тал в качестве Секретаря Московского
Toporexoro и Областного Комитетов
ВКП(б), руководя крупнейшей

зацией нашей партии.

Товарищ Щербаков быт верным сыном
большевистской партии, активным прозвод-
ником её политики, одним из крупнейших
организаторов  социалистического строи“
гельства в нашей стране.

Во время великой Отечественной войны
товари Щербаков проявил кипучую энер-
гию в леле мобилизации трудящихся масс
на помощь фронту и в организации поли-
тической работы в Юрасной Армии. В ус-
ловиях военного времени выдающиеся 00-
танизаторекие способности товарища
Щербакова тазвернулиеь в полной мере.
Руковоля Московской партийной органи-
запией, товарипе Щербаков поднимал тру-
дящихся столицы на

органи-,

защиту Родины и!

расцвет Союза Советских Социалистиче-

Совет Народных
Гомнссаров Союза CCP

был олним из ортанизаторов обороны Mo-
сквы. Выполняя руководящую работу в
партии в качестве Секретаря Ш Bhdl(6),
товарищ Щербаков являлся вместе с тем
Начальником Главного Шолитическотю Ун-
равления Красной\ Армии, носвящая много
сил и энергии политическому воспитанию
бойцов и команлиров Красной Армии. 0л-
новременно товарищ  Щербанов был На-
чальником созданного в начале войны (9-
ветского Информбюро, обеспечивал прав-
дивую информацию © военных действиях

`советеких войск. :

За успепную деятельность в области
хозяйственного  строительетва товарищ
Щербаков награжден тремя орденами
Ленина и за уснешное выполнение зада-
ний Верховного Главнокомандования на-
тражден орденом
орленом Кутузова Г степени.

‘Смерть А. С. Щербакова тяжелая утра-
та для Партии большевиков и советского
народа. Товарищу ШЩербанкову не удалось

увидеть Плоды побелы советского народа

над  немецко-фашистекими  захватчика-
ми, достижению которой он отдал все
свои силы.

Память о выдающемся деятеле больте-

вистской партии,  пламенном › патриоте
нашей Родины — Аленсандре бергеевиче
Щербакове навсегда сохранится в наших
сердцах.

Прощай, дорогой друг и верный това-
pw!

И. Сталин. В. Молотов, М. Калинин, К. Ворошилов, Л. Берия, Г. Маленков,

А. Микоян, Л. Каганович, Н. Хрущев, А.
ский, А. Андреев, Н. Булганин, Г.
А. Антонов,
А. Поскребышев,
В. Меркулов, Б. Кобулов, С. Круглов, А. Шахурин,
TE
М. Малахов, М. Журавлев, А. Блинов, Н. Данилов,
И. Новиков,

С. Буденный,
Ф. Голиков,

левский,
В. Павлюков,
А. Горкин, Н. Михайлов,
А. Максимов, П. Поспелов,
Е. Андреев, И. Соколов,
Н. Фирюбин, Г. Федотов,

Жданов, Н. Шверник, Н. Вознесен-
М. Шкирятов, Г. Жуков, А. Васи-
Н. Тарасов, И. Шикин,
Г. Александров,

Попов,
Б. Черноусов,
В. Пронин,
М. Шамберг,

Шаталин, П.^ Федосеев,

Н. Власик, Н. Красавченко, С. Афа-

насьев, П. Поздеев, П. Артемьев, К. Синилов, В. Романченко.

От Правления Союза Советских Писателей СССР

Правление Союза советских

СССР выражает глубокое
тетов ВКП(б),

рища Александра Сергеевича Щербакова»

писателей
соболезнование
по поводу преждевременной смерти Cexpe-
таря Центрального и  Московского Коми-
члена Правления Союза со-
ветских писателей СССР, одного из талант-
ливейших большевистских деятелей това-

Память © выдающемся большевистсеком
руководителе и государственном деятеле
будет жить в сердцах трудящихся. Свет-

лый образ товарища Щербакова будет слу-

жить нашему народу славным примером в
борьбе за укрепление могущества совет-
ской Родины;

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.

Суворова Г степени и

-  знать не` временные, преходящие, a

„  дет в

Цена 45 коп.

15 МАЯ В МОСКВЕ ОТКРЫЛСЯ
ДЕСЯТЫЙ ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ

Друг советской литературы

Смерть Александра Сергеевича Шерба-
кова — тяжелая потеря советского народа,
который видел в нем зоркого и заботли-
вого руководителя, талантливейшего госу-
Дарственного деятеля, пламенного патриота
и борца за нарсдное благо.

Безмерно тяжка эта потеря и для сс-
ветской литературы, Светлый ум Алексан-
дра Сергеевича, его горячий интерес кис-
кусству, верность требований, плодотвор-
ная меткость оценок, тонкое разумение
целей и задач, стоящих перед литературой,
уменье направить, раз’яснить и помочь,-—
все это было нужно, полезно литературе,
вело ее по тем самым путям, на которых
служение родине становится подлинным
смыслом труда художника. :

Среди множества сложнейших забот
Александр Сергеевич находил время для
того, чтобы знать все, что делается в на-
шей литературе, читать все напечатанное
и многое ‘из ненанпечатанного, следить за
работой, если не всех, то многих писате-

лей, указывать, облегчать, вести. Те из
нас, кто имел счастливую возможность
пользоваться его указаниями и советами, на-
всегда сберегут благодарную память о
теплом и дружеском внимании к себе го
стороны А. С. Шербакова.
‚ Невозможно забыть об одном
бенно замечательных качеств Александра
Сергеевича — о вдумчивой чуткости, с
которой он относился к людям писатель-
ского труда. В нем был запас неистоши-
мой внимательности к людям, теплого и’
деятельного участия в их нуждах.
Советская литература, которую он OK-
ружал таким заботливым интересом, разви-
тию и верному направлению которой так

H3 0со-

много и талантливо содействовал, никогда
не забудет Александра Сергеевича Шер-
бакова.
С. ГОЛУБОВ, Ф. ГЛАДКОВ, Л. ЛЕ-
`ОНОВ, Н. ПОГОДИН, А. СУРКОВ,
Л. СОБОЛЕВ, А. ФАДЕЕВ, С. ЩИ-
ПАЧЕВ. :

MCTOPHUECKHE THM .

Переживаемые нами дни
останутея в памяти народа. Знамя нашей
победы развевается над  разгромленной,
поверженной в прах гитлеровской Герма-
нией!

Трудный и славный путь прошла нала
тероическая Красная Армия и е нею вме-
сте весь советский народ. Заранее отмо-
билизованные и вооруженные до зубов во-
енной ‘техникой покоренной Европы, гит-
леровекие полчища предательски вторг-

лись в Советекий Союз, надеясь на лег-
  кую поживу,

Тассчитывая использовать
все. преимущества внезанного нападения.
Враг был под Москвой, он рвался к Вол
re, OH штурмовал предгорья Кавказа,

Но враг проечиталея. На защиту совет-
ской столицы поднялись весе народы, на-
селяющие необ’ятный Советекий Союз. И
котла пущены были в ход неисчерпаемые
фесурсы нашей страны, когда дали себя

10-
стоянно. действующие факторы войны,
противник был отброшен от жизненных
центров советской страны, затем изгнан
из пределов налней родины, и, наконец,
мы пришли в самое лотово врага.

«Три года назад Гитлер  всенаролно
Заявил, что в его задачи входит расчае-
нение Советского Союза и отрыв от него
Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибал-
тики и других областей. Фин прямо зая-
‘вил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она
больше никогда не смогла подняться».

...Но сумаебродным идеям Гитлера не суж-   руководством партии Ленина-—Сталина в
дено было сбыться, — ход войны разве-  трулнейттих условиях
ял их в прах. На леле получилось нечто гигантская работа
прямо -прютивоноложное тому, о чем оре- нромьлиленыюсти

Imm гитлеровцы. Германия фазбита на-  на военные рельсы.

голову». (Оталин).

В первомайском приказе товарищ
Сталин указывал, что в результате на-
ступательных боев Красной Армии‘ «нем-
Цы потеряли в течение трех— четырех ме-
сяцев более 800 тысяч солдат и офице-
ров пленными и около миллиона убиты-
ми». А за время с 9 по 14 мая на всех
фронтах взято в плен более 1 миллиона
230 тыкяч немецких солдат и офицеров
и 101 генерал. Так развеялея миф о не-
победимости германской армии.

Великий смысл заключен в том факте,
что столицу Германии брали славные yu
визии, отетоявшие  Сталинтрал, горох,
У стен которого началея закат германской
зрмии.

Человечество не забудет дня, когда фа-
кел поджигателя, топор палача и нож
убийцы были выбиты из фук немецких
фалнистов. Германия поставлена на коле-
ни. Представители германского военного
командования подписали акт © безогово-
очной калтитуляции. 9 мая отныне вой-
историю как священная дата
побелоносного заверитения Великой отече-
етвенной войны, как праздник торжеслт-
за и победы.

Долгие месяцы ПВрасная Армия. проти-
востояла всей военной мощи Германии и
‘ее союзников, вынося на своих плечах
всю тяжесть беспримерной борьбы. Дол-
тие месяцы Краеная Армия выматывала
фалтиетские полчища, обескровливала их
в гигантеких сражениях, нанося имодин
мощный удар за другим. Воодущевленная
идеями справедливости. беззаветной лю-
бовью к родной стране, оснащенная ¢o-
вериюеннейшей техникой, созданной 60
циалистической промьытпленноетью, Wpac-

ная Армия одержала верх.

Торжество Красной Аюмии есть вместе
с тем торжество и увенчание усилии
всего советокого народа, ополчивиегося

против камой темной и страшной силы,   роического советского нафода.

Десятый пленум Правления

Союза еоветеких

В торжественной обстановке открылся
15 мая в Москве десятый пленум Правле-
ния Союза советских писателей СССР.

В Большом зале Политехнического му-

зея собрались писатели Москвы, краев и

областей РСФСР и братских республик.

За столом президиума — внднейшие пи-
сатели страны: Н. Тихонов, Л. Леонов,
А. Фадеев, Конст. Федин, Н. Погодин,
В. Лебедев-Кумач, А. Твардовский, С,
Маршак, Ф. Гладков, Н. Асеев,  А. Кара-
ваева, М. Рыльский (Украина), Якуб Ко-
‘лас (Белоруссия), С. Чиковани (Грузия),
Н. Зарьян (Армения), К. Корсакас (Литва),
К. Краулиньш (Латвия), Сабит Муканов
(Казахстан), Берды Кербабаев (Typkme-
ния), Самед Вургун (Азербайджан) и мно-
гие другие. i

Пленум открывается докладом Н. Тихо-
нова о советской художественной литера-
туре 1944—1945 гг.

— Наш пленум, — говорит Н. Тихонов,—
происходит в исторические дни, наполнен-
ные гулом великих событий. Над Берлином
развевается знамя победы. . Героическая
Красная Армия докснала яростно сопро-
тивлявшегося фашистского зверя. Великая
Отечественная война окончена. Советский
писатель вместе с доблестными войсками
Красной Армии прошел по дорогам войны,
видел походную боевую жизнь, видел ли-
цо героизма, освещенное огнем непрерыв.

ных сражений.

Н. Тихонов говорит © жертвах, понесен-
ных нашей страной и писательской семьей
во имя победы Родины. Он вспоминает о

навсегда   которую котда-либо знал мир:

Теперь,
когда история подвела итог исполинской
борьбы против фаптизмз, советский чеж-
век предстал перед миром, как герой, ос-
вободитель и справедливый судья. Само-
отверженность советских людей на фрон-
те и в тылу, глубочайшая их  предан-
ность социалистическому отечеству, HX
тесное  морально-политическое единство
привели наш народ к обеде.  Социали-

стическая экономика одержала в иен?

IMHCKOM столкновении победу над эко-

номикюй врага. Идеи социализма торжест-
вуют Hal изуверскими «теориями» фа
шизма. Советский строй показал свою
прочность и свое превосходство, свою не”
преоборимую силу.

В жестоких боях родилась и упрочи-
лась советская власть. Трудами и полви-
тами. миллионов людей страна наша бы-
ла превращена в самую передовую  дер-
жаву мира. В огне Отечественной войны
она выдержала суровую проверку, завое-
вала любовь и уважение всех честных
люлей земного шара, выступив защитни-
ней и освободительницей  порабощенных
гитлеровцами наролов. Роль и междуна-
родный авторитет Сбветекоте Союза неиз-
меримо выросли за годы войны. `Мощь
советского государетва, творческая мощь
воциалистических илей — важнейшие
условия благополучия народов. :

Великая созидательная работа партии
Тенина—СОталина привела к замечатель-
ным результатам. Идеи Ленина— Сталина
вели наш народ на путях победы. Под

была совершена
по переводу Hatten
WH VeNCKOPG XOSHHCTBA
Партия Ленина—
воспитывала команд-
‘Армии, добивигиеся

Сталина отбирала,
ные кадры Красной

победы нал врагом. Партия Ленина—
Сталина сплачивала советский Rapoy B

борьбе с заклятым врагом человечества.

Враг повержен. «Великие жертвы,
принесенные нами во имя свободы и не-
зависимоети нашей Родины,  неисчи-
слимые лишения и страдания, пережи-
тые нашим народом в ходе войны,
напряженный труд в тылу и на фрон-
те, отданный на алтарь отечества, —не
прошли даром и увенчались полной побе-
дой над врагом» (Сталин). Теперь надо
обеспечить долгий и устойчивый миф,
обезопасить человечество от возможности

повторения  империалистической  агрес-

сии. :
«Период войны в Европе кончился.

Началея период мирного  тазвития»

(Сталин). Мы вступили в эту новую по-
осу истории ® полной уверенностью В
своих силах, се неукротимым стремлением
в кратчайший срок залечить раны, на-
несенные войной, и поднять напгу страну
на еще более высокую ступень. Творче-
ство нашего народа должна развернутьея
во всю шить,  влохновляемое великим
вождем — Сталиным.

Велики и ответственны задачи, стоя-
щие перед нашей литеоатурой. Отразить
грандиозные исторические события, пока-
зать во весь рост творца победы — ©9-
ветского человека, благородство его идей,
величие его поступков-——эта задаза дол-
жна быть в центре внимания советских
литераторов. ;

Тучезарно солнце победы. Оно озаряет
великое братетво народов,  скренленное
кровью на полях сфажений и самоотвер-
женным трудом в тылу. В его лучах мы
видим возрежлающуюся нашу землю. И,
ликуя в эти радостные, счастливые дни,
мы уверенно смотрим вперед на ПУТЬ,
предначертанный трудом и подвигами ге-

писателей СССР

ста сорока писателях, павших смертью
храбрых на фронтах Отечественной войны,
о безвременно умерших писателях-патрио-
тах Алексее Толстом и Вяч. Шишкове.

Все, как один человек, встают, чтобы по-
чтить память друга советской литературы
А. С. Щербакова и писателей, погибших
за годы войны. :

В трехчасовом докладе Н. Тихонов дает
подробный обзор художественной литера-
туры последних полутора лет. Он oTMe-
чает ее достижения, называя лучшие про-
изведения советских писателей,  появив“
шиеся в печати, а также еще неопублико-
ванные романы и повести.

Подробно характеризуя произведения
прозы, докладчик подвергает обстоятель-
ному анализу наиболее значительные кни-
ги, говорит о многообразии тематики, уг-
лубленном разрешении проблем, многогран-
ном раскрытии образов героев. Вместе с
тем он указывает и на идейно-художест-
венные недостатки ряда произведений.

Затем Н. Тихонов касается основных яв-
лений поэзии, драматургии; детской лите-
ратуры и критики и дает. оценку работы
литературно-художественных журналов.

Вчера пленум заслушал доклады А. Ко-
нонова —о детской литературе, Н. Пого-
дина —о драматургии и А. Суркова —о
поэзии.

‘русскими братьями, вместе со всеми наро-

«путешествие»

Сегодня начнутся прения по докладам.
Работа пленума продлится несколько дней.

Сокращенные стенограммы докладов TT.
Н. Тихонова и А. Суркова см. ва 2, Зи
4 стр.

‚ Фр. РОКПЕЛНИС

Победа! Восходящее солнце майского
утра освещает свободный путь в будущее.
Мы принялись за великий труд восста-
новления и уже сегодня можем различить
ясные очертания будущего нашей респуб-
лики. Мы видим порты, к берегам  кото-
рых подплывают океанские пароходы; по-
езда, несущиеся к Риге из отдаленнейщих
областей Советского Союза; тракторы на
равнинах Земгалии; видим, как выходят на
пастбища стада. Воды Даугавы в своем
стремлении к морю ‘встретят на пути мощ-
ные запруды, из которых «Кегум» не бу-
дет самой большой. Пройдя сквозь вал
турбин, они вольют в провода струи тока,
‘измеряемые сотнями тысяч киловатт. Вверх
по `Даугаве пойдут пароходы. Система рек
и каналов создаст свободный путь от Бал-
тики до Черного моря. Это не майский
сон, это близкая действительность. Ее га-
рантирует победа, гарантирует помощь
всех братских народов, трудолюбие нашего
народа.

Мы можем сегодня разглядеть и завтраш-
ние контуры нашей культуры и нашего ис-
кусства. На протяжении столетий немецкие
бароны-захватчики лишали латышей куль-
турной жизни. Но им не удалось убить
творческий дух народа.

Период развития латышской литературы,
живописи, музыки, театра исчисляется не-
полным столетием. Выйдя на свет, латыш-
ское искусство стало стремительно разви-
ваться, породив вскоре такие таланты, как
Райнис, Розенталь, Микрлаукс, Дарзиныш.
Их творчество достигло вершин искусства
своего времени и стало бессмертным пото-
му, что черпало силы в народе. Но мы
знаем также, как много сил и таланта

x

Берды КЕРБАБАЕВ

Сыны Советской Туркмении вместе с

дами нашей страны дрались против фаши-
стских варваров. Это наша великая слава
— братство с народами нашей великсй от-
чизны, скрепленное кровью навеки. Посто-
янной горячей мыслью об этом братстве
живет наше писательское воображение.
Неслыханное богатство тем и образов рас-
крылось теперь перед туркменской лите-
ратурой, теперь, когда слава освещает
своими лучами нашу родину. Республика
наша дала героев, имена которых извест-
ны всему советскому народу. Их подвиги
вдохновляют нас на творчество. Туркмен-

ские воины с русскими братьями ‘пришли.
за Дунай, за Одер, в Берлин. Мы еще нё-,
осмыслили эпическую -

достаточно поняли,
величественность’ того, что произошло, Мы

НАШЕ ЗАВТРА

вынужден был тратить Райнис на борьбу 6
немецкими баронами.

Теперь, после победы, мы вышли на ши-
рокий путь. И непосредственная задача
нашего искусства — утверждение
завоеванной жизни; утверждение
советской жизни — ее великой
ной идеи.

На заре. майского утра

истины
NO3HTHB-

мы различаем

контуры завтрашнего дня нашего искус-
ства. Мы слышим его голос, в поэмах,
романах и песнях воспевающий смелых

новаторов, победителей полюсов и пустынь,
строителей нового Сталинграда; мы чув-
ствуем его дыхание в симфониях наших
композиторов; взглядом, обращенным в
будущее, мы видим яркие полотна, pas-
личаем в граните его одухотворенные твор-
ческой мыслью черты.

Но жизнь складывается в борьбе. Не с
неба свалятся новые мосты через Даугаву;
из земли сама собой не вырастет новая
радиовышка. Нам все придется строить
своими руками, нам придется перебороть
трудности, из ‘которых стихийные нпрепят-
ствия, быть может, будут не самыми
сложными. В нашей молодой советской
республике нам придется воспитывать в
людях новое, социалистическое отношение
к труду, покуда каждый поймет, что труд
является делом чести, славы и геройства.

Точно так же и наше искусство не рас-
пустится пышным цветом, если мы огра-
ничимся только мечтами об этом. Оно бу-
дет развиваться в неустанном повседневном
творческом труде, содержанием которого
станет наша сегодняшняя действительность,
самые острые задачи сегодняшнего дня.

НЕУСТАННО ВПЕРЕД;

приложим свои способности, свое умение
к тому, чтобы увидеть широко раскрытыми
глазами, почувствовать всей душой, всем
сердцем завоеванную славу. Советский на-
род победил гитлеризм. `Не было в исто-
рии более славной победы, потому что
эта победа есть спасение человечества. Мы
будем: писать об. этом. во всех жанрах, мы
это поймем, прочувствуем,. мы ‘будем: стре-
миться к тому, чтобы наши произведения
о победившем советском народе были до-
стойны великой эпохи.

‚Нод солнцем Сталинской Конституции
расцветает BCH культура туркменского
народа, и мы верим, что и литература на-
та достигнет достойного уровия. Мы —
сыны единой советской родины, и нас вдох-
новляет труд и слава всех советских лю-
‚дей. Нас ведет великий Сталин.

улугзадЕ ЗА ЛИТЕРАТУРНУЮ ПРАВДУ!

Раньше в таджикском языке понятия
и «поход» передавались
олним ‘словом «сафар»; народная посло-

вица гласит: «Побудь в сафаре, ‘если-
хочешь приобрести мудрость».

—. Советский человек, наш герой ‘и чи-
татель—побыл в великом  сафаре о BOH-

ны; даже самые наивные люди, пройдя
через испытания и
постигли смысл и мудрость жизни, на-
учились отличать ‘истинные слова от
фальшивых, настоящую правду в, наших
произведениях ст: кажущейся. п:
Есть у нас писатели, которые изобра-
жают советского человека, воинов. нашей
армии приемами сказки: получается

богатырь в: латах и доспехах.. Дослехами,
сказочными повадками наделил в. поэме

«Силы Дружбы» поэт. Сухаили ‹ <воего
будто бы советского человека Tlapza
Абдурахманова. Что выиграла на этом
сказка, не знаем, но советская  героя-

ка проиграла многое, если не все! Иной
читатель, воспитанный на обветшалых“

песню

Комитет по лелам искусств при Совнар-
коме СССР, Главное Политическое Управ-
ление Красной Армии совместно с союзами
композиторов и писателей об’явили кон-
курс на лучшую песню о побеле. Установ-
лено несколько денежных премий. В со-
став жюри конкурса вошли видные комно-

Торжественно прошел митинг московских
писателей, ‘посвященный победе. Первым
берет слово Н. „Тихонов.

— Высокая честь, — говорит Николай
Тихонов, — открыть митинг, посвященный
победному бкончанию Великой отечествен-
ной войны! За четыре года мы, участники
и свидетели исторических событий и ле-
гендарных дел, пережили многое. И вот
сегодня. мы повторяем друг другу величе-
ственное и простое слово «Победа!», пред-
начертанное Сталиным, которому мы обя-
заны счастьем сегодняшнего дня.

Ответственность’ советского писателя
огромна — он должен вдохновенно изо-
бразить титаническую борьбу народа 3a
великие цели — за победу высшей спра-
ведливости над темными силами. Среди
нас нет многих друзей и товарищей, отдав-
ших свои жизни родине. Но их кровь про-
лита ради этого счастливейшего для нас
дня.

Участники = митинга встают, что-
бы в минутном молчании почтить встава-
нием память погибших писателей. /

Затем с горячей речью выступает Вс.
Вишневский.

— За счастье победы мы должны запла-
тить огромными творческими усилиями, —
подытожить пережитое, изобразить нашу
страну, которой мы доказали свою вер-
ность, битву за Москву, бессмертье
Сталинграда, мужество и героизм Ленин-
града; красное знамя над Берлином. Мы
должны раскрыть сталинское искусство
побеждать, чудо-организацию нашей воен-
ной машины, организационный ум партии
большевиков, триумф духовной мощи со-
ветского человека.

Вс. Вишневский рассказывает о боях за
Берлин, откуда он только что вернулся.

— Все, что видели наши глаза, что пе-
режило сердце, — заключает он. свою
речь, — мы должны с кристальной яс-
ностью и чистотой, соб всей силой художе-
ственного слова, без тени фальши показать
миру, наролу-бориу, огромной ценой до-
бывшему победу своей родине.

‚страдания войны,

не реальный жизненный -терой, наш совре--
менник, а какой-то былинный; сказочный

Завершим идейный разгром фашизма

На митинге московских писателей

вкусах, может и одобрит формальные,
весьма отвлеченные «достоинства» неко-
торых наших произведений, написанных в
самом устарелом стиле. Но кто же HoBe-
рит в ‘реальность этих” героев, в описы-
ваемые. события? :

А там, где читатель начинает CcOMHe-
ваться в реальности и  правдоподобии
изображаемых героев, там. литература пе-

рестает быть отражением жизни. Обо всем
  лох очень хорошо и ‘убедительно pace
  сказал в своем докладе Н. Тихонов. Пе-
] ред’ писателями Таджикистана во всей ост-
1 роте’ стоят большие’ ‘и почетные задачи:
] во всем многообразии и глубине показать
  героев. нашего’ времени. Мы обязаны без
ненужных стилистических. ‚изошренностей
‘правдиво, с точным знанием материала
  писать о героях‘ Великой ” отечественной

войны, © самоотверженной работе труч
  жеников в тылу. Для этого ‘нужны проч
  стые, точные слова. Нет нужды в ис
 кусственных фольклорных — преувеличе.

ниях, изысканных  гиперболах, Tak как

дела и подвиги советских людей, совет
  ских воинов велики сами по себе.

Конкурс на

победы

зиторы,. артисты, писатели—Шапорин, За=

Я
i

новой,

я

Я

сиди

ее регентом

М

ие

Я
Я

6 Wing arte

харов, Максакова, Маршак, Антокольский;

Свешников, Белый и другие.

Уже поступило до 70 песен. Среди ав=.

торов—композиторы Дунаевский, Новиков,
  Мокроусов, поэты Асеев, Сурков, Долма-
[ee Жаров. Песни написаны для
солистов, ансамблей, хоров. (ТАСС).

*

Со слезами радости говорит Анна Кара-
ваева о том огромном счастье, которым пе-
реполнила сердца советских людей весть
о победе, `

— Счастье так велико, что его невоз-
можно выразить словами, к нему трудно
привыкнуть, — говорит А. Караваева. —
В речи товарища Сталина, которую мы
услышали в день Победы, ‘мы еще раз
ясно почувствовали, как уверенно и реши<
тельно повернуто его могучей рукой ко-
лесо истории, которую фашизм хотел образ
тить вспять. Писатели должны быть пер=
выми борцами за идеи, во имя которых
сражался наш народ, мы должны разоблаз
чать и вытравлять из всех щелей гитлез
ровский яд, чтоб завершить идейный раза

гром фашизма.
— В такие редкие моменты, — сказал
П. Антокольский; — художник слова не

должен стыдиться бедности своей речи, в
которой он хотел бы выразить свои чув=
ства. Только переведя дыхание, он найлет
слова, равноценные его благодарности наз
роду и Сталину за победу. Почти четы=
ре года назад голос Вячеслава Михайло=
вича Молотова, звенящий от гнева и пез
чали, сообщил нам о начале войны. Эта
страница истории прочитана, пережита и
перевернута нами сегодня. Эта страница
истории написана кровью героев — от
генерала армии Черняховского до того пе=
хотинца, который пал в ‘последнем бою
перед ‚победой. Неправда, что на празд-
нике только радуются. Существуют праздя
ники, на которых радость сочетается ¢
глубокой печалью—печалью воспоминаний
о погибших. Но да здравствует и да будет
утешением нам крохотная жизнь вчера
рожденного человека, ибо ради будущего
справляется сегодня наш праздник, ‘ради
него мы живем, работаем и боремся.

На митинге выступили также Конет. Фе:
дин, А. Первенцев, В. Лебедев-Кумач и
А. Сурков.

Участники митинга обратились с приз
ветствием к товарищу Сталину.