Десятый пленум правления Союза советских писателей СССР
—э«,з,зАэЭЗЭЗ,З,ЗЗЗ———=,=:/:——,—=—:,—<————_—_—_—_—_д eenens pms ene esi pene nt ese

Poe однообразие в наше рифмованное сти-

Н. ТИХОНОВ C Q)
. v
НАЧАЛО ДОКЛАДА СМ. НА 2 СТР.
— им   хосложение»,
хоз, в песне о Гурамишвили и Самед Вур-

гун в своем «Дастане об Азербайджане»
Максим Рыльский в «Путешествие в моло.
дость», Сурков в лучших своих стихах
дают нам материал для серьезного разго-
вора о поэзии. Мы ожидаем в скором вре-
мени поэму Малышко—«Полонянка», поэму
Сандро Шаншиашвили — об Отечест-
венной войне.

Я не буду перечислять все книги, напи-
санные за эти полтора года. Я хочу ска-
зать, что ощущение нового периода,  ра-
дость творчества еще сильнее сщущается
в стихах старых и молодых поэтов.’ Поз-
зия вообще отзывалась на события быст-
рее прозы, Новое в воздухе, новое особое
состояяре псзта, кугда он вслушиззется
в мир, собирая Bech свой поэтический
слух н напрягая все’ поэтическоей” зрение,
на-лицо. Мы ждем песен и стихов. на-
полненных теми
сейчас советский человек. И это ощуще-
ние, это предчувствие обновления поэзии
одичяково для поэтов всех возрастов.

Советские поэты у первоисточника всех
отушечий, всех новых чувств, питающих
советских людей, Сколько возникает но-
вых тем! Победа нашей страны может быть
выражена в том эпосе, который вполне за-

чувствами, какими живет  .

кономерен сейчас, но и малейший оттёнок.

чувства, нежнейшая песня сегодня также
законны. Советский ‘человек—гармониче-
ский человек. Он возвращается е войны в
семью, он дышит миром и покоем. Он бе-
рется.за новые дела, обогащенный всеми
переживаниями могучих лет, он любит
природу н детей, он, любит веселье, Он
смывает пыль походных дорог, А тот, ко-
торый остается на страже, там, за преде-
ламн родины, он еще живей воспринимает
все родное, что ом зашитил, и что в нем,
в его сердце, в его дуще.\

Маяковский! Вот кого нехватает сейчас
среди нас. Мы недавно отмечали его юби-
лей. Маяковский — это имя всегда будет
напоминанием для поэтов 0 настоящем от-
ношении к слову, к содержанию, к тому,
что называется поэзией,

В нашей мастерской мы иногда спетпим,
\/ чрезмерно подгоняя наши строки, нногда

и

требуется взлет мысли. Когда’ поемотрийть
все многочисленные стихи, стекаюшиеся
со всех сторон Союза, то нельзя не радо-
ваться такому многозвучному хору. Но мы
должны в силу своей поэтической привыч-
ки послушать и каждый отдельный голос.

Особенностями нашей поэзни является
сейчас склонность к’ стиху  смысловому,
насыщенному, глубокому, взявшему — луч-
mee Y классической традиции, оправдан-
нхть ‘пафоса и драматизм сюжетный.
Изобразительность, верная интонация, боль-
ая взволнованность, они идут от виден-
ного и прочувствованного.

Но за всем этим нельзя закрывать глава
на то, что мир современного человека бо-
гаче, чем  мип образов,  представляемый
ему поэтами. Язык совъеменного человека
ярче, чем язык стиха. Стих не делает всех
тех усилий, чтобы добывать действитель-
но грамм радия из тонн поэтической руды.
Ее слишком много, и это бросается в гла-
за. Маяковский боялся, чтобы  частушка
не заела стиха, но нам грозит другая опас-
ность, что слишком легкая форма стиха
приведет к его обеднению. Слово не будет
тогда животрепешущим, а только бледным
передатчиком мыели. А нам не нужны по-
этические упражнения в лирическом чисто-
писании, Нам иужна ‘лирика действенная,
а не анемичная. Нам нужно боевое зЗово,
а не тень слова, скользящая, как пд, ее
лу, MO желобу строки, наклоненному

\ рифме, лишенной блеска ин силы.

Вяземский когдазта писал: «о  бецности
наших рифм и говорить нечего... За сло-
вом добродетель тячется непооменно CRH-

же предаемся долгому раздумью там, где

детель. За словом блаженство тянется со-

верщенство. За словом ум уже непремен-
но вьется рой дум или несется шум. Даже
и бедная любовь, которая так часто  ло-
жится под перо поэта, с трудом

находит

двойчатку, которая была бы ей под пару.

Все это должно невольно вносить ‘некото-`

у

А. СУРКОВ

Многие тысячи стихотворений, СОТНИ

сборников, согни поэтических имен состав-

ляют в совокупности то, чем отчитывают-
ся советские поэты перед народом в сво-
ей работе в годы ‘Великой отечественной
войны. На десятках языков народов Сою-
за написаны о эти стихи.
большинство их не переведено на русский
язык. Зная более или менее подробно то,
что написано видными русскими поэтами,
мы очень мало знаем, что писала поэти-
ческая молодежь и старшие поэфзы в 0б-
ластях. Столь же мало мы знаем и о том,
что делали в эти годы поэты, ‘работавшие
в армейской печати на отдаленных фрон-
тах.

Поэтому было бы по меньшей мере са-
монадеянно взять на себя задачу дать пол»
ный, разносторонний обзор и исчерпываю-
щую характеристику тому, что написано.
Для такого обзора нужен труд многих
людей. .

В силу этого я поставил себе значи-

\ тельно более узкую и оттого более осуще-
ствимую задачу — назвать то, что стало
достоянием большого читателя в годы вой-
ны, и то, что лежало на магистральных
путях развития нашей поэзии в эти годы.

На протяжении всех военных лет чита-
тель слышал голоса наших поэтов.

Престарелый Джамбул, Демьян Бедный,
Аветик Исаакян, Галактион Табилзе, Лео-
нидзе, Барбарус, Пастернак, Маршак, Янка
Купала, Якуб Колас, Тихонов,  Людас
Гира, Гамзат ПЦадасса, Тычина, Рыльский,
Гришашрили, Эули, Чичинадзе,  Лебедев-
Кумач, Бажан, Сельвинский, Исаковский,
Твардовский, Бёзыменский, Прокофьев, Са-
янов, Шипачев, Уткин, Михалков, Долма-
товокий, Симонов, Светлов,   Антокольский,
Адигер, Инбер, Френкель’ Матусовский,
Васильев, Софронов, Кирсанов, Ушаков,
Коваленков, Жаров, Браун, Гитович, Ши-
шова, Берггольц, Рыленков, Мартынов,
Фофер, Кушниров, Галкин, Квитко, Мар-
киш, Первомайский,  Голованивский, Сосю-
ра,. Чиковани,  Машаивили,
Каладзе, Ираклий   Абашидзе, Григол Аба:
шидзе, Самед Вургун, Сулейман Рустам,
Мамед Рагим, Расул-Рза,

А коу Бровка, Танк, Наири

Сарьян, Ованес Шираз, Гафур и
нид Алимджан, Ата Салих, Аалы Током-
баэв, Tacem Лахути, Венцлова, Корсакас,

Не рис, Рауд, Судрабкалие, Малышко, Па-

ну, Буков и многие, многие другие со-
ие поэты не молчали в эти трудные

Зарьян,

Подавляющее

Мосашвилил

Кулешов, Глеб-
Tera’
Гулям, Xa->

го. ды, ;
Из бопышого цикла лирико публициети”)
ческих И лирических стихов, написанных в

rh Abt войны, мы можем выделить как наи
лее сильно прозвучавшие у читателя
спихи Константина Симоновя,
roma boea. Евгения  ’ Долматовского,
баллады Аркадия Кулешова, лирические
@тихи Ма)гариты Алигер, ленинградские
тихи haa (a Тихонова, Александра Про-
Кофьева, Ольги Берггольц, Книгу лирики
УАаксима Рыльского, стихи и песни Миха-
ила Исаковского, фронтовые стихи Иоеи-
фа Уткина, некоторые стихи Илья Сель-
ичнского, Памфгеты Самуила Маршака,
стихи Андрия Малышко.
\Позмой Николая Тихонова’ «Киров ©
на ми» открывается список произведений
«большой Формы», по преимуществу лири-
ко. героической поэмы, в котором выделя-
юткя «Василий Теркин» Александра Твар-

Леонида’

одного. из

с тех пор, как писались эти строки,
прошло немало времени. Советская поэзия
представила как раз доказательство от
противного. Она нашла способы разнообра-
зить, обогатить рифму, ввела много нового
в эту часть поэтического хозяйства. Да
один Маяковский может представить це-
лый том свежих, по-народному звучащих
рифм, не представляющих только случай-
ную находку. .

у нас с рифмой обходятся так не-
брежно, что просто’ жаль рифмы. Уже ча-
стенько встречаются рифмы: меня—тебя
пишу-—ищу. Я уж не говорю о злоупот.
реблении глагольными рифмами, часто сла-
быми. :

Олднообразие стиха приводит к тому, что
уже трудно различить иных поэтов. Ли-
рика начинает становиться у иных поэтов
альбомной, мадригальной.

Водянистость стиха появляется иногда у
поэтов, уже вполне признанных. Ею грешат
и Маргарита Алигер, и Долматовский, и
Матусовский, и Васильев, ‘и Дудин.

Безвкусица нет-нет да и покажется там,
где меньше всего ее ожидаешь. В стихах
о Крыме у Ильи Сельвииского есть стро-

ки, где, описывая керченский базар в древ-
ности, он пишет:

А если звонким осетром платили
За девушку такого же об ема,
Того же водяного блеска, той же
Иловучей обтекаемости линнй

То это не обидно осетру. a
(Обилно ль девушке, o6 этом
Не думали в ту грубую эпоху.
(Ужасный век).

Повидимому, это иронические строки, но
‹ужасный век», сказанный вскользь, и де-

вунгка; обтекаемая, как осетр,—нечто не-

убедительное.

Изображая в подземельях Аджи-Муш-
хая скелеты погибших там наших бойцов
и командиров, предпочтивших смерть от го-
лода постыдному плену, найдя письма у

погибших от его жены и ре-

бенка, он ‘пишет какими-то не теми сло-

вами:

А он лежит средь этих голосов,
Поникнув над финансовою папкой.

Он не ответит на семейный зов,

Илохой супруг и нехороший папка. :

Это мелочи, но’ их слишком много стало
в последнее время, и мне кажется, что
это от той небрежности, которая присуща
сегодняиинм поэтам:

Серьезнее проблемы поэтов, ‘чья’ лите-
ратурная традиция. восходит к классикам
советского Востока. Если Гафур  Гулям.
ломает смело стих, вводя новую  образ-
ность и новые темы, то это дается ему
очень большой работой.

‚Преодоление традиционных форм труд-
но. И образы, подсказанные древним эпо-
COM,  услужливо являются поэту, когда он
думает изобразрть современного repos.
Так о Герое Советского Союза ‘Курбан
Дурлы Сентлиев пишет:

Ижигита образом могучим все лни душа

моя полна,
Вписал навеки в книгу славы он золотые

письмена,

Конь у него крылат; а сабля в огне‘души
у закалена,

И он, как леопард, стремится, сметая
у вражьи знамена.

Часто в таких стихотворениях описы-

вается битва, и никак не распознаешь. сраз
зу, когда она происходит, в наше время
или сотни лет назад. Стихи страшно. выси-
ренние, образы сказочные, гиперболиче-
ские, много пышной риторики. To, что
естественно для Навои, Низами, Руставе-
ли, то не совсем-то просто ложится в рам-
ки поэтического: задания поэта времен
Отечественной войны,

Это относится и к грузинским и азер-
байджанским поэтам. Я не говорю о Ta-
ких, как Леонидзе и Чиковани, или о та-
ких, как Самед Вургун, но молодые поэ-
ты часто уходят в этот фантастический
для нашего времени мир:

FAs) 4

Путь молодого поэта лег сейчас через
труднейшее в жизни, через сложнейшее,
но что может быть выше молодости, уст-
ремленной на защиту ее священных прав
и на выражение своих чувств, проникнутых
непосредственным жаром восприятия. Mo-

лодым поэтам есть о чем рассказать. Они
много видели, много испытали, прошли до-
роги войны, знают горечь отступлений и
радость победы.

Характерными для них являются стро-

ки Грибачева, их старшего собрата:
Мне ни бронзы, ви звона оркестров не надо,
И того. что’ имею, достанет вполне,
Я солдат, тот солдат, что кольшо Сталин-
града
Замыкал по колени в пург@ и в огне,

Я соллат, что над Доном держался полгола,
‘Мок, тонул, выплывал и оходился в штыки,
Что прошел рядовым ледяного похода

От великой реки до великой реки.

Вот отчет мой Пека, команларму, народу,
Воевал, не жалея ни крови, ни сил,
Ни в каких пропастях, ни в какую погоду
Ни поблажкя, ни скидки, ни в чем He
просил.
Яжет мороз я ремнями натружены плечи,
Лед на брови натек, пар, как дым над
трубой,
Поглядишь на Стожары--рассвет нелалече,
А рассвет—это литурм, а рассвет—это бой.

Но нигде не усльипишь ни жалоб, ни стона,
Только шовот порой: не помочь ли, браток?
Это движется к западу гвардня Лона,

Это в вечность шумит сталинградский поток.

Эти переживания, по-разному › отражен-
ные в стихах, вы найдете и у Гудзеяко,
и у Дулина;, и у Львова, и у Межирова,
Урана, Салажева, Наровчатова, Хелемско-
го, Недогонова. Это растущая смена. Это
голоса поколения, которому принадлежит
будущее. Из женщин, несомненно, очень
талантлива Галина Николаева. Стихи
‚ Татьяничевой, Туптновой, Морозовой,
Леонтьева, Грибачева, Гориловского, Осо-
кина, Скрипкина, Рыжикова. стихи неров-
ные, пестрые, но в них есть искренность,
есть свой подход к теме, своя лирическая
взволнованность. Мы можем ждать от мо-
лодых поэтов много хорошего. —

К недостаткам их я бы отнес лишний
пафос. Часто попадаются попытки особо
изошрить стих, наделить его словесной
мишурой, металлическими побрякушками в
уптерб смыслу.

Наблюдается также странная линия гру-
сти, Ее легкий налет лежит на стихах
фронтовиков. Гудзенко не совсем грамотно
пишет; «У каждого солдата есть ^ покой-
ник». Это надо понимать так: у каждого
есть друг, погибший в бою, и даже не
один. :

Я не призываю к лихой резвости над
могилами друзей, но я против облака ие-
чали, закрывающего мам путь.

Мне хочется сказать о переводах. В
этот период. времени Михаил Лозинекий
закончил перевод всей «Божественной Ко-
медии». Три тома лежат перед нами, как
огромное достижение советской переводной
литературы. Русский Данте пюдарен мил-
лнонному читателю.

Маршак перевел сонеты Шекспира. Эта
труднейшая работа выполнена образцово.
Много других хороших переводов с язы-
ков наших братских народов сделали на-
щи переводчики-поэты. Из них особо вы-
делил бы я перевод песни о Гурамишвили

—Чиковани, сделанный  Державиным, и
стихов Стельмаха, сделанный Наталией
Кончаловской:

Культурное общение между народами
неизмеримо вырастает сравнительно с до-
военным временем. Частые личные встре-
чи между поэтами и ‘их переводчиками
помогут. работе. 5

Но во что бы то ки стало надо усилить
внимание к переводу, нельзя плохо пере-
водить. 1

dee

Было бы неправильно думать, что у нас
пишется мало драматургических произве-
деннй. :

За время Великой Отечественной войны
мы имели такие общепризнанные пьесы, как

«Фронт» Корнейчука, «Русские. люди»:
Симонова, пьесы ‘Алексея › Толстого об
Иване Грозном, «Нашествие» Леонида

„Леонова.

Позже появились пьесы Всеволода Виш
невского: «У стен Ленинграда» и Коона
— «Офицер флота», Корнейчука — «Мис-
сия мистера Перкинса в страну больше-
виков» и другие;

Только за один сорок четвертый год в
отделе распространения ВУОАП вышло
сто двадцать шесть пьес. Среди них очень

‘поебоваф$ельный

ТЕРАТУРА В 1944—194

В ПРЕЗИДИУМЕ. На снимке (слева
и С. Маршак.

мало переводных. Там есть и комедии, и
драмы, и трагедии, и сказки. Казалось бы,
что если к ним добавить еще семьдесят
шесть пьес малой формы, то мы просто
купаемся.в море театральных новинок.

Однако, это море по колено. Мелковод-
ность эта чрезвычайно удручает.

В чем же причина такого непонятного
явления? Мы живем во времена, когла на
свете происходят величайшие трагедии
грандиозного масштаба. Разгром  фашист=
ского государства Гитлера, великие побе-
ды нашего народа, картины войны и тыло-
вой розоты, массовый героизм — все это,
казалось бы, должно звучать со сцены,
представляя благодарный: материал для на-
цих’ театров. ]

Я думаю; что те недостатки, которые
мы обнаружили при разборе прозы, в изо-

‘бражении героя нашего времени с особой

силой ощущаются в драматургии. Помимо
насыщенности действием пьеса на сцене
должна жить во всеоружии драматическо-
го искусства. Характеры, язык, идея, сю-
жет — все это неразделимо. А между тем
при хорошей идее, при добром замысле
нечего играть в иной пьесе, а в другой,
где действия сколько хочешь, язык такой,
что актеру просто противно произносить
слова, точно какую-то резинку тянуть изо
рта:

‘os :
В детской литературе у нас большое
оживление. и этс очень отрадно. Bee

больше выхолит новых книг лля всех воз-
pactos. Bee больше появляется новых про-
изведений. Тут и ббльшые романы, такие;
как «Два капитана» Каверина, «Дорогие
мон мальчишки» Кассиля, «Адмирал Сеня-
вин» Рубинштейна и другие. Тут и книги
бывалых людей, как книга Героя. Социа-
листического Труда А. Яковлева, Волкова
о самолетах на войне, Немцова — «Незри-
мые пути» (записки конструктора военной
радиостанции}, книги о Ковпаке, о братьях
Игнатовых, книги научные, такие, как
«Кристаллы»  Шаскольской или рассказы
Фролова о советской физиологии.

‹ Выходит много стихов: ‘Маршака, Ми-

халкова, Барто, Кончаловской, - Трутневой,
Долматовского, Страховой {ненецкий
  эпос). :

Нокак ни много книг, кажется, что их
все-таки еще мало. Столько тем для де-
тей и для юношества просится на бумагу!

Книги читаются нарасхват; но надо иметь
в виду, что маленький читатель очень
человек: Всякую фалынь,
недоговоренность, недоделанность он. заме-
тит сразу своим зорким глазом. Он готов
следовать за писателем в любой мир при-
ключений, но он не прощает обмана. 03-

тому работа для такого великого малень-”

Koro читателя, будущего воина и строи-
теля социалистической страны, очень от-
ветственна и требует тщательности и стра-
ChH, > а .

` Здесь тоже два пути, оба законны
утвержденные жизнью.

Ra npaso): ‘д. Поликарпов, А. Фадеев, Вс.

Вымысел и факт. Иная книга, сплошь
состоящая Из фактов, будет ярче любого.
вымысла. Мы знаем такие книги. Иная
книга фантастического содержания восири-
нимается как сама действительность.
Вспомните все романы Жюль Верна.

Мы ‘должны ‹репрерывно создавать дет-
скую литературу, помня, что она служит
воспитанию будущих граждан великой со-
`ветской страны. Ребенок ‘с детства должен
вступать в мир труда и героизма, в мир
высокого представления об обязанностях
человека, о его борьбе за переустройство
‚ мнра, о его’ служении родине.

14. ia

Критика у нас еще не так активна, как
этого бы хотелось. Но все же надо отме-
тить заметное оживление в статьях. и ре-
цензиях в журналах и в «Литературной
  газете». Положительный и  знаменатель-
ный факт, что писатели — Погодин, Пав-
ленко, Кожевников, Маршак, Spexdypr,
Бородин и другие все чаще выступают с
критическими статьямн и рецензиями,

Появляются большие критические статьи
Заславского, Книпович, Смирновой, Перцо-
ва, Тимофеева и других. :

Хорошо, что. в украинской литера-
турной критике лед двинулся.  Сле-
дует отметить статьи Новиченко. Критики

т оживились в Грузии и в Армении.

Никогда, может быть, так не нуждались

мы в‘настоящей и большюй критике, как
сейчас. Написано много книг, в которых
надо разобраться со всей серьезностью.

Процесс ‘роста нашей литературы требует
к себе внимания творческих дискуссий са-
мого разнообразного типа. На примере ли-
тературы братских республик видно, как
много‘ именно критической работы Tpe-
буется при анализе сложных отношений
между формами старой и новой литера-
туры, в вопросе освоения наследия, в во-
просе переводов.

Социалистический “реализм — ‘наша’ си-
ла; Есть люди, которым это не совсем
ясно. Писатель — голос своего времени.

И критик должен следовать за писателем
с таким же вниманием и готовностью об’-
яенить его достижения и ошибки, с каким
следил, скажем, за. ростом Лермонтова
Белинский. ]
Особенно сейчас, когда голос критика.
мог бы об’яснить такие странности, как
то, что Илья Сельвинский вдруг выступил
с «теорией социалистического символизма»,
вобрав в нее и Толетого, и Достоевекого,
и былины, и Эйзенштейна, и даже пьесы
Вирты и ‘Погодина: ;
Литературовелы — это очень  почтен-
ная группа членов Союза писателей, как
по опыту и охвату своей работы, так и по
количеству. Действительно, надо отдать
им должное. С огромной тщательностью
они подготовляют издание классиков на-
тих °и иностранных, пишут внушительные

и  предисловия и подробнейшие примечания.

Хвала им за это.

Антокольского,

«Пропал 6e3
«Россия»
Александра Прокофьева, «Знамя бригады»

«Сын» Павла
«Зоя» Маргариты ‘Алигер,
вести»з Евгения Долматовского,

довского,

Аркадия Кулешова, «Жажда» Максима
Рыльского, неровная, но интересная поэ-
ма Михаила Светлова о двадцати восьми
панфиловцах, «Домик B  Шушенском»
Степана ‘Шипачева, ‘«Пулковский мериди-
ан». Веры ИМнбер, историческая поэма Ми-
колы Бажана «Даниил Галицкий», траге-
дия в стихах Ильи Сельвинского «Ливон-
ская война», вышедшее в годы войны на-
чало эпопеи Георгия Леонидзе о товарище
Сталине, «Песнь © Давиде Гурамишвили»
Симона Чиковани, недавно вышедшая но-
вая поэма ‘Максима Рыльского «Путеше-
ствие в молодость». ae

Я нарочно дал длинное перечисление
произведений, созданных за время войны,
нбо таким образом можно хотя бы отчз-
сти уяснить себе размах творческой ра-
боты наших поэтов в трудные военные го-
ды. Если мы учтем, что перечисленное
составляет пнишь малую часть того, что за
эти годы создано, станет ясно широкое‘ и
горячее участие поэтов во всенародном де-
ле обороны социалистического отечества,
в великом труде народа во имя. победы
справедливости и права над темными си-
лами фашизма. и
‘\Ше только стихами, отразившими биение
пульса народной жизни на различных эта-
пах ‘войны, но и общей жизнью с
ющими соотечественниками и кровью, про-
литой на полях войны, снова и снова ут-
веёрдили советские поэты общность своей
судьбы. с судьбой народа:

Пытаясь кратко определить характерные
особенности советской поэзии в годы вой-
ны, можно установить естественное преоб-
‘ладание в ней лирико-публищистического

начала, равно пронизывающего и стихи и

поэмы. ‘
Тема любви к родине, тема утверждения

sg os

«

С Моворая super
о eae

Обложка сборника, стихов
поэтов-фронтовиков, ‚ вышедшего
тельстве «Молодая гвардия».

вою-.

“Молодых   За родину, они нашли себя и в ноэзии.
изда-

незыблемой ‘правоты нашего дела,
гнева и ненависти к захватчикам прониза-
ли все лучшее, что создано поэтами в
дни Великой отечественной войны.

Наша поэзия этих лет предстает муже-
ственной, сильной, исполненной ясным и
сильным чувством уверенности в
родного народа, чувством ,‚ уверенности в
неюбедимости нашей родины. На дальних
рубежах Сталинграда, Предкавказья, в
осажденном Ленинграде наши поэты пред-
чувствовали победу. } i

Мы писали злые, негодующие, призыва-
ющие к уничтожевию и кровавому возмез-
дию стихи. Но ни единой ноткой  шовини-
стического  человексвенавистничества не
оскорбила себя поэзия молодого социали-
стического общества. К правому и беспо-
щадному историческому суду, суду воз-
мущенной совести родного народа’ и чело-
вечества призывала. она, а не к слепому
кровавому самосуду. Любовь к светлому и
солнечному будущему человечества, кото-
  рое грозили залить кровью н залепить
  грязью варвары, была аккумулятором на-
шей ненависти. Вот почему мы с полным
основанием можем утверждать, что наша
поэзия гнева и ненависти была подлинно
гуманнстической поэзией.

Оттого из лучших произведений
поэзин наш воюющий’ современник-сооте-
чественник предстает во весь рост как че-
ловек, как носитель человечности и ‘спра-
ведливости, как жизнелюб и’ жизнетворец,
огрубевший в неуюте фронтового сущест-
вования’ нервами, ‘но не огрубевший серд-
цем. Именно на трудной, острой, сложной
‘военной ‘теме поэзия наша. раскрывала
свою особую, советскую, большевистскую
природу. Перед нами лежит новая полоса
жизни, новая. полоса’ работы, He менее
трудная и ответственная, и очень важно
отчетливо представить себе и то, что со-
здано нами положительного, плодотворно-
го для завтрашнего дня, и то, что надо
отмести с нашего пути,

Сводя воедино плюсы и минусы нашей
работы, лучше всего начать разговор с
нашей молодежи, с тех людей, на. ком
прямее и резче, в силу их молодости и
творческой неоформленности, сказываются
недостатки. присущее и профессионально
опытным поэтам. ;

Значительно окрепла, более смело  зая-
Buda свое ‘право на место в рядах совет-
ских поэтов большая группа молодежи,
дебютировавшей в последние предвоенные
годы.

Стихи Михаила Дуднна,
Яшина, Влалимира „Лившица, Ивана Нехо-
ды, Пимена Панченко,  Михайлы Стельма-
xa, Ахмета Джамиля, Гургена Боряна’ и
некоторых других ‘их литературных‘ ровес-
ников мы знали и перед войной.

Но именно в военные годы произошло
их литературное ‘возмужание, окрен их
голосе и оформилась поэтическая  индиви-
дуальноеть.

Война‘ ввела их в круг больших тем,
‘значительных ‘чувств, нензмеримо ‘раздви-
нула их жизненный кругозор, сделала за»
интересованными участниками больших со-
бытий. Найдя себя в строю сражавшихся

тема

нашей

С/ еше большей наглялностью этот про-
  цесе открывается на работе таких совсем

силах.

т
Александра

НАРОД

——

‘эта одаренность в испытаниях времени,

консультации, подавляющее

молодых поэтов, как Семен  Гудзенко,
Василий — Захарченко, Иван Бауков,
Алексей Недогонов, Михаил Луконин
и некоторые другие. Они пришли

в Поззию в годы, непосредственно предше-
ствовавшие войне. У большинства этих
поэтов ив то время были признаки лите-
ратурной одаренности. Окрепла, развилась
с

изменением личной судьбы молодых поэ-

‘тов. Боевой опыт обогатил ‘их стихи зна-

чительностью содержания. Это уже не те

‚люди, что были до войны, и не те поэты.

Конечно. среди огромного стихотворного
‘потока, захлестывающего ‘наши редакции и
а большинство
стаяхов представляет собой простые  чело-
веческие документы, не отмеченные печатью
поэтической опзренности и профессиональ-
ного навыка. Но за эти годы из обширного са-
мотека уже выделилось кое-что интерес
ное; запоминающееся и обнадеживаюгхее,

Большое впечатление на читателей «Зна-
мени» произвел опубликованный в этом
журнале первый ‘большой цикл стихов до
сих пор никому не известной поэтессы Г.
Николаевой, участницы войны. Уже запом-
нились читателю стихи поэта-сапера Марка
Соболя. Пэизнаком несомненной талантли-
вости и своеобразня отмечены известные
мне стихи Виктора Урана. Межирова,
Леонтьета, Олега Полевого, Якова Белин-
ского, Ллександра Лисина, Василия Гло-
това, Леонида Решетникова. 7

Двадцатью пятью именами молодых поэ-
тов прелставлена украинская молодежь в
вышедшем на русском языке сборнике
«Сталина. солдаты». Среди стихов,  напе-
чатанных в этом сборнике, есть сильные и
запоминающиеся. К именам, представлен-
ным этим сборником, следует добавить ав-
тора партизанских песен Платона Воронь-
ко.

Новыми именами обогатилась за эти го-

oo 0

Долма-
иллюст-
Н.

Обложка книги стихов Евг,
товского «Дорогами войны»,
рироганной  фотокорреспочдентом
Боде (Детгиз).

ды и поэзия Белоруссии, Армении, Tpy-
зии, Азербайджана и других братских ре-
спублик. : }

У большинства названных мной поэтов

еще нет сложившейся своей манеры, еще
голоса HX ломки, еще взлеты чередуются
с ужасающими провалами, но уже запе-
чатлена в этих неровных стихах хорошая
поэтическая зоркость, чутье к детали, к
подробности,

Однако надо отметить, что вместе с обе-
щающими задатками стихи многих моло-
дых поэтов, работающих на военной теме,
несут в себе и кое-что такое, от ero
следует предостеречь в самом начале.

Вот стихотворение начикающего поэта
Прибыткова «Передний край»:

Мы здесь не можем долго жить:

Не жечь костров, ходить с опаской...

Здесь можно солнце разлюбить

За то, что освещает каски,

Не видеть, что цветы растут,

Когда в боях проходит лето.
`И можно позабыть листву:

Деревья. голы, как скелеты.

Здесь, = 5 :
or бомбежки отшалев,
Трясеться ‘исстунленной дрожью...
Но мы не можем жить в земле.
Отречься от небес не ‘можем,

Нам легче встать и умереть,

и лечь и жить, не видя света.
успеваешь ностареть,
ЛТока, шипя, летит ракета.

В этом стихотворении, верно, точно и
сильно передана проза солдатского окоп-
ного существования. Стихи звучат, Kak
вопль тела и нервов, истерзанных неуютом
оконного существования. В этих
есть все, кроме такого важного на войне
качества человеческой личности, —его воли,
определяемой высокой идеей, А ведь имен-
но воля к действию, воля к победе про-
вела нашего солдата сквозь тысячи. смер-
тей, сквозь тысячи кошмаров четырехлет-
него фронтового скитальчества к Берлину,
к победе. Когда мы вспомним об этом,

сти в стихах Прибыткова присутствует
полуправда солдатской жизни. А каждая
полуправда в ‘искусстве уже есть неправда,

То, что отразилось в цитированных сти-
хах Прибыткова, очень сильно дает себя
чувствовать ‘и в стихах Урана, и в стихах
Межирова, и в стихах‘ некоторых других
поэтов-фронтовиков.

Отмеченные мной нелостатки с особой
настойчивостью заставляют задуматься о
дальнейшей судьбе хорошей и  талантли-
вой молодежи, стучащейся в двери нашей
поэзии. Сейчас их. таскают. с вечера на ве.
чер, с обсуждения на! обсуждение, похло-
пывают позплечу, хвалят за «сильные»

‚ строчки, за «солдатскую смелость»; а дав-

но уже пора сказать, что одисй смелости
мало. Что им, этим молодым и способным,
нехватает. широты жизненного и истариче-
ского кругозора, нехватает ясности поэ-
тического зрения, способности сквозь пеле-
ну окопной обыденности разглядеть дви-
жущую поступками солдат идею, :

Ws болышого коуга вопросов, которые
встают перед нами, я считаю необходимым
выделить: два, кажущихся мне особенно
существенными.

Мы много натисали стихов о войне и о
воюющем человеке. В лучших произведе-
ниях есть все опознавательные знаки ны-

a

то станет очевидно, что при всей точно-.

Вишневский, А. Кононов, В. Герасимова
Фото Л. СЫРКИНА.

Но хотелось бы, чтобы в области теории

соврэменной литературы в учете, в раз-
боре явлений сегодняшнего литературного
времени они тоже. приняли бы участие;
Уже двадцать семь лет существует совет-
ская литература, и знать процессы ее po-
ста, ее тенденции и особенности было бы
чрезвычайно поучительно:

Мы очень нуждаемся в помощи литера-
туроведов в разработке важнейших про-
блем нашей литературы и эстетики.

Обширность того, что сделано методом
социалиетического реализма, ‘дает полное
право определить путь развития советской
литературы. 3

Лля критика большая и малая вешь
имеют свое место в истории. Нельзя пре-
небрегать H самым незначительным  фак-

TOM, если в нем заключен большой емысл.

А как нуждаются молодые писатели в
хорошей, дружеской, беспощадной крити-
ке!

Может быть, критику не под силу гово-
рить о самом главном и он обходится раз-
говором по мелочам.

Советский писатель отвечает и за. раз-
витие литературы и за ее пути. Он стоит
сегодня перед великолепным триумфом со-
ветского государства. Он окружен героями
сражений и социалистического труда.

Все вокруг дышит новой силой жизни,
все освещено светом великого сталинского
века. Советский человек вступает в мир-
ный пернод, но он же остается в Европе
для завершения того замечательного успе-
ха; который увенчал его борьбу с фашиз-
MOM.

Фашизм разбит, но еще долго будут егэ
последыши всеми способами мешать pa6o-
Te свободолюбивых народов: Писатель
призван громить фашизм до конца, бороть-
ся своим словом, разоблачать все уловки
врага, все его вылазки в области культур-
HOH 2KH3HH.

Советский писатель — сын могучей co-
ветской державы. Он должен рассказать
народу в своих книгах о великой борьбе,
‘давшей столько героев, рассказать буду-
щим поколениям обо всем страшном, чу-
десном, прекрасном, что. пережил  совёт-
`ский человек.

Перед нами грандиозные перспективы
развития, огромные горизонты = возмож.
ностей. Советская литература, передовая
литература мира, должна явиться достой-
ной тех ‘великих событий, которые так

высоко подняли честь и славу нашей
родины, :
Литератор сталинского века — это

обязывает нас и призывает к труду, вы-
COKOMY, непрерывному, действенному на
пользу народа. Писатели прошли cc co.
ветским народом путь войны, они запе-
чатлеют для будущих поколений все, что
сделано, все героические священные об-
разы героев нашего времени—от малень-
кого героя огромной битвы до образа
вождя народов, бессмертного героя, пол-
ководца, друга и учителя — нашего Alo.
бимого великого Сталина.

Hemet войны ин ее нынешнего участника.

стихах

6 pe eet A Mit IO aa OEE aOR OAT AA ALLER. EPR:

Знаки эти раскрываются не терминологи-
ей, а более значительными и тонкими при-
знаками.

Когда я читаю ‘поэму Твардовского
«Василий Теркин», то при всей кажушей-
ся «общерусскости» ее героя, сквозь сло-
весную ткань поэмы проступают и в дета-
лях быта и материальной среды войны, и
в особенности в. характере и мотивах по-
‘ступков действующих лиц, такие черты,
благодаря которым на место Теркина нель_
зя поставить первого попавшегося солдата
прошлой мировой войны, хотя бы и тако-
го же смекалистого, задорного, неуныва-
ющего.

Так, звучат все лучшие произведения
советских поэтов о войне и воюющих лю-

.  дях—и лирические и сюжетные.

Но сколько у нас написано таких сти-
хов, которые можно датировать годами и
месяцами любой войны, на которых не ле-
жит печать времени. В нашей русской со-
ветской поэзии, особенно с. тех пор; когда
вошло, как ‘универсальное обозначение,
название воюющего современника «русским
солдатом», вслед за традиционным. назва-
нием проползли в стихи и некоторые при-
знаки некоего вневременного русского. вон-
  на, русского ратника. У менее искушенных
молодых поэтов такое обезличенье coBpe.
менника потянуло за собой уже нечто
большее. Вот молодой начинающий поэт
пишет:

Свое достоинство храня,

усатый, выдержанный, бравый,
глядел поручик на меня

из круглой траурной оправы.
Прогнав сочувствиё с лица,

и шляпу пальцами искомкав,
как будто говорил в серлках:
— Не а таких потомков.

et

Сей прелок в. обер-офицерском мундире
был вызван поэтом из мрака небытия для
того; чтобы назидательно молвить: «нельзя
слоняться по тылам, когда в Россию рвет-
ся немец».

Неужели у молодого поэта. не наш-
лось более современного и убедитель-
ного советника, нежели этот нафталинный
поручик? Неужели поэт не нашел в окру-
жающем его мире живых советских лю.
дей ничего и никого такого, что бы напо-
мнило юноше о его долге. гражданина?

С некоторых пор, по причинам мало по-
нятным, в стихи молодых и немолодых на-
ших поэтов обильно полезла церковная
терминология, всякие  библейски-евангели-
ческие сравнения и уполобления.

Поэт, конечно, волен писать, как он хо-
чет, но я не уверен в том. что вольное
или невольное культивирование мистики
входит в круг обязанностей людей, пре-
тендующих на звание инженеров души че-
ловека социалистического общества.

ОКОНЧАНИЕ СМ. НЛ 4 СТР.

`Литературная
№ 21

газета

$
#4
Ё