< -В эти трудные военные

at

IDA T YI

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА

ПГОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ie

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР 5   ЧТГЕ A

{HOBE

№ 22 (1133);

ЛИТЕРАТУРА
ДИВШЕ

Майские дни 1945 тола навеки оста-
нутся в Намяти народной. Омолк тором

пушек на полях сражений. Победоносная
__Враюная Армия выполнила свою великую

историческую миюсию. человече-
ство навсегда освобождено or страшной
угрозы, которую нес его существованию
германский империализм и ео гитлеров-

‚ кая атонтура. Открывается новая стра-

ница мировой истории. «Период войны в
Европе кончился. Началея период мирно-
го развития» (Сталин). Наступает время
возрожления ‚и строительства, эпоха ге-
роического т’орчества, раецвета всех ма-
тервальных ун духовных сил народа-нобе-
дителя. Возбратяесь ¢ фронтов войны, мил-
лионы совотоких людей плечом в плечу е
теми, кто своим самосттветяюетиым трухом
в тылу завоевывал победу, с энтузиазмом

` окунутся в созидательную деятельность,

Ми зачитьвадтись

о песне, с

‹ Передовых лозициях,

‚

направленную к дальнейшему укреплению
MONI совотекого государства.

Вместе со всей страной делу победы
служила и наша литература. Ниюогла ente

Вторник, 22 мая 1945 г.

Зь

: Через шесть дней после великого торже-
СССР. Понимая меру своей ответственно- ства—праздника Победы советские писатели
сти и по достоинству оценив опыт лите-  с’ехались на свой очередной пленум не’

ратуры военных лет, выступавшие елино-
душно говорили, чпо писатель в своем
искусстве должен ровершить подвиг. рав-
ный реальному подвигу нашего народа.

H человек — творец победы, ее
носитель — займет основное место в на-
пюй литературе, преследующей истинно
туманистические пели.

Мы завоевали себе законное право полъ-
зовалься плюдами победы. Но то состояние
воодушевления, в котором мы прожили но-
чти четыре года, никогда не угаснет в
нас. Мы знаем, каких трулов булег сто-
ить восстановление всего, что разрушила
война. Мы видим непочатый край работы
во всох областях общиенарюдной жизни. В
Великой строительной страле литератур
становится еще большей общественной си
TOK, влохновляя людей на нювые полвиги’

только со всех концов нашей страны, но
и из далеких зарубежных стран, где еще
так недавно проходили фронты Великой
Отечественной войны. Из Германии и Вен-
грии, из Чехословакии и Австрии, из Бол-
гарии, Югославии, и Румынии прибыли пи-
сатели-фронтовики, прошедшие вместе с
Красной Армией весь ее трудный и слав-
ный путь от Волги до берегов Эльбы, от
предгорий Кавказа до Берлина.

Здесь, в зале заседаний пленума, они
встретились со своими товарищами, кото-
рые на Урале и в Средней Азии, в дале-
кой Сибири и в Закавказье; вместе со всем
советским народом трудились для той же
великой цели —` победы.

Будущее советской литературы и ло-
стижения, с которыми она пришла к исхо-
ду войны, стали основной темой выступле
ний на пленуме. :

художественное слово Tak непосредственно
He участвовало во всенародной борьбе, как
годы. `Булущие
историки, изучая материалы Великой 0те-
чественной зюйны, с уважением упомянут
‘Которой воин Красной Армии
прошел путь от Сталинграда до Берлина, о
слихах, которые заучивали наизусть на
о нашей славной
публицистике; воспитавшей чувство жи-
вопворного патриотизма, о книгах, которы-
молодые  подпольщики
Краюнодона и носили в своих походных
сумках советокие солдаты на Висле и Оде-

Те черты, которые сложились в совет
ской литературе за годы, предшествовав-
ие Отечеслвенной войне, ее коммунисти-
ческая идейность и народность, ее тради-
ция непосредственного участия в строитель-
стве жизни, ее ответственность, по выра-

‚ жению Горького, за социальное поведение

\

человека, ев интерес к всестороннему но-
знанию прошлого name Родины, -—— Boe
эти черты получили новое и плодомворинюе
развитию в литературе военных лег. Луч-
пе из созданного налиими писателями за
время войны войдет в сокровищницу co-
ветокой многонзлуиональной культуры. Но
эт только начало `гигантекой работы, пред-

-(илоящей советской литературю.

) об’ясняли магу победу

‚ Теперь, когда перед художником pac-
крылись во всю ширь события минувииих
четырех лет, он должен и глубже и пол-
нее об’яснить ‘ историческую — закономер-
ность нашей победы, те духовные источ-
ники, которые питали народный подвиг и

“. нравотвенную непреклонность человека-пю-

бедителя.

Как часто за рубежом люди, не разби--
ралотщиеся в содержании советской жизни,
«чудом». «Мир
будет теряться в хогадьах, исследуя побе-
лы России... В. чем тайна ее триумфа? Гле
искать его намала?» — недоуменно спра-
привали еще в 1943 году некоторые ино-
странные литераторыг. отрава,

.. олоржала победу над гитлеризмюм потому,

x

\
` Путь к ней вол через страдания, юрювь и

#

“1

*

что мы защищали социалистический строй
и советскую’ демократию, зеликие завое-
вания Октябрьской революции, потому,
что ваш нёрод выдвинул из своих недр
тероев такого морального облика, ках бес-
смертная Зо» потому, что во главе нашего
napola, Hamed партии стоит товарищ
Оталин, гениальный вождь и полководец,
чья мулрая стратегия восторжествоВала над
`ложной и лефекливной стратегией немцев.

Побола досталась нам нелегкой ценой.

беззавотный труд нашего народа. И толь-

ко всестороннее, правдивое, реалистичес-

ков описание этого пути мужества и доб-
лести даст возможность понять CO BCeH
полнотой духовную красоту советского ч©-
ловека, завоевавитего победу.

/` Человек ‘0 всем разнообразием ero
стремлений и деяний есть главный
об’ект искусства. 0б этом не раз писали
великие классики русской литературы.

В литератИре первого периода войны

рассказ о событиях часто отодвигал в CTO-

\

(oe

рону человека-—непосредотвенного их уча-
сотника. Не раз бывало, что в картинных
описаниях перед нами вставала только
хроника лел человека, его поступки, фунЕ-
циональная сторона его существования.
Естественно; что такая литература не мо-
тла полностью удовлетворить интересы ‘чи-
талеля. Все более настоятельной станови-
лась потребность в произведениях, способ-
ных показать внутренний мир налтего со-
временника. Сегодня такие произведения
уже появляются, но их еще мало, слиен-
ком мало. Сознание этого долга нашей ли-
тературы перед народом нашло выражение
во многих выступлениях на десятом плену-
ме правления Союза советских писа

К.

ь с

ПАМЯТИ

Вчера писатели Москвы
выдающимся русским писателем — Кон-
стантином Андреевичем Треневым. on

Конференц-зал Союза писателей CO
затянут траурными полотнищами. На по-
стаменте среди зелени и венков возвыша-
ется гроб с телом покоиного.

В 12 часов дня открывается достуи К
гробу. Под звуки траурных мелодий в по-
четном карауле проходят писатели, арти-
сеты, литераторы, друзья покойного — Вс.
Вишневский, Н. Тихонов, А. Фадеев, А.
Яблочкина,

Коренева, К.”Финн, В. Шкловский, М. Али-

-гер, В. Шкваркин и др.

‚ Литфонда,

№

зал непрерывно вносяш новые венки —
Московского Художественного театра,

и. комитета
драматургов, Театра Красной Армии и др.
< В 3 часа 30 минут Н. Тихонов откры

вает гражданскую панихиду, Слово прело-
ставляется А. Фадееву.

bP

— Ум Константин Андреевич  Тре-
ев, — boone? А. Фадеев. — В. его и
русская литература потеряла одного и.

замечательных своих представителей, ху-
дожника самобытного дарования и неповто-
имо-цельного характера.

Е От имени Московского Малого =

выступает народная артистка СССР В.
Пашенная.

— Малый театр считает Константина
‘Андреевича своим драматургом. Он при:
шел в Малый театр в пернод становления
советской драматургии, он открыл для нае,

й “..

\

ПИАНИНО

В. Пашенная, П. Марков, Л.

на путях мирного развития. Именно те ПОСЛЕВОЕННЫЕ :

перь, в дни победы, деятельный патри ПРОБЛЕМЫ
тизм мастеров искусства требует наиболь и

3 = (POLI IO четыре года, и какие неверо-

шего аи в творчестве. ятные четыре года, — говорит А. Твар-

Война высоко подняла знамя илейности   довский. — Закрылись двери одного исто-

советской литературы и. укрепила в ней
лениноко-сталинский дух нетерпимости ко
всякого рода искажениям  действительно-
сти, к упрощенному пониманию сложных.
процессов окружающей нас жизни. Вот
почему на писательском пленуме так мно-
го говорили об истинном понимании при-
роды советекого патриотизма, 0б ошибках
в исторических концепциях некоторых пи-
сателей, о необходимости воспитывать чи-
талеля в революционно-материалистическом
духе; у .

Читатель ищет в книгах ответа на са-
мыю острые, волнующие его вопросы. Та-
кой ответ может дать только литература,
которая идет вместе с жизнью и виереди
нее, литература, вооруженная передовым
сознанием времени. ;

К нашей литературе обращены теперь
взгляды передовых людей всего мира. На
советского писателя ложится почетная
обязанность создать подлинно общечелове-
ческое искусство. Реальный, ° живой чело-
век. во всей конкретности емо существо-
вания, человек, творящий сониалистиче-
скую действительность, герой СОталинграла
и Уралмалиа; войдя в мир налией литера-
туры, возвеличит аилу идей советского го-
сударства и выразит его мировое’ значе-
ние.

Весь об’ем’ и разнообразию наших залач
хорошо понимает вся  многонациональная
советская литература. Великая сталинская
дружба народов, которая после испытаний
войны стала еще более крепкой и неруши-
мой, служит неисчерпаемым источником
здохнозения для художников. В братеких
республиках, как это хоропю показал пле-
ум, за годы войны созлано много произ-
ведений самых различных жанров, кото-
рые должны получить достуи ко всем чи-
талелям Советского Союза. Укрепляя взаи-
моевязь культур. русские писатели — пе-
реловой отряд советской литературы-——©ка-
жут всемерную помощь своим более моло-
дым собратьям.

Период мирного развития вызовет к
жизни новые силы в литературе. За тоды
войны к художественному слову приобщи-
  хось много широко и разносторонне ода-
ранных людей, чье творчество, выражаю-
щес мысли и чувства воюющего человека,
пока еще нам недостаточно хорошо изве-
стню. Мы должны с пристальным внима-
нием отнестись к каждому молодому голо-
су, ко воему новому, что вносит в лите-
ратуру нарюждающееся теперь писатель-
ское поколение. Забота о них должна
стать’ делом всей нашей литературы. Им
  нужен и опытный редактор — дуг и
советчик, и широкая возможность печа-
’таться, и условия для совершенбтвования
своего еще неокрешиего мастерства. Вме-
сте с писателями старлтих поколений, ря-
лом с ними, эта молодежь создает для

CHHMKOB и потомков величественную
и правдивую картину нашей героической
энохи, воплотит черты. народа-победителя.

Теперь, в дни побелы, с особенней си-
лой звучат слова А. № Горького о совет-
  ской литературе, сказанные им на Т Вее-
союзном с’езде советских писателей. «Co-
пиалистический реализм,— говорил тогда
Горький, — утверждает бытие как дея-
ние, как творчество, цель которого — He-

ывное развитие ценнейтих индивилу-
альных способностей человека ради побе-
лы его над силами природы, ради его
здоровья и долголетия, ради великого сча-
стья жить на земле, которую он, сообразно
непрерывному росту его потребностей, хо-.
чет всю, как прекрасное жи-
лише чоловечеслва, 0б’единенного в одну
семью».

В дни мира. как и в дни войны, ©-
ветекий писатель един со своим народом в
борьбе и труде на благо Родины.

рического периода, и открылись двери в
иной исторический период — период мир-
ного развития. Мы собрались здесь для
того, чтобы говорить о наших задачах. Мне
кажется, что многие из нас, веря ‘в орга-
низационный принцин, хотят попытаться
«организовать. чудо» в области искусст-
ва. Это — < моей` точки зрения —
безнадежная попытка. Конечно, можно пи-
сателю дать творческое задание, но разве
можно, как говорится, . обеспечить» ху-
дожественное выполнение этого задания?
Кто мог предугадать или поручиться, что
повесть Фадеева о Краснодоне, заказан-
ная ему ЦК комсомола, не будет рядовой
повестью о войне, а станет радостью для
литературы и счастливой находкой для са-
мого автора. И я думаю, что главное сей-
час — не намечать некие ‘обязательные
для всех перспективы, а обменяться на-
шими соображениями, и поняв и уяснив
себе происходящее, создать атмосферу,
благоприятную для язления чудес. Е

Мы все понимаем, что достоинство че-
ловека, победившего в этой войне, очень
возросло. Человек, который прошел от
Волги до Берлина, знает себе цену, — не
то, чтобы он кичился, но он относится к
себе очень уважительно. У каждого пи-
сателя есть свои герои, контингент людей,
подвластных данному художнику. И каж-
дый из нас должен теперь представить се-
бе их возвращение домой — в деревню ли,
в Город ли — представить себе и показать,
ЧТО .великая радость. победы, это действи-
тельно ни с чем несоизмеримая радость, и
может быть, именно тем она особенно до-
рога, что за ней много тяжелого, невозвра»
тимого, много крови, слез и мучений. Те-
перь, когда война кончилась, возможна из-
вестная идеализация отношений и быта
войны, н’ некоторые люди, вернувшись к
будничному порядку трудовой мирной
жизни, не без конфликтов и эксцессов
воспримут ее. г

Вообразите себе человека, который при-
шел с фронта весь в орденах, он привык
к повышенной самооценке, к почету, к
властвованию, ин вот он должен вернуться
К работе, учебе, службе, несмотря на _9р-
дена и медали, он должен стать в один
ряд с теми, кто просто трудится, и тут;
возможно, не обойдется без внутреннего
разлада. .

Есть множество. и других проблем, с ко-
торыми столкнется наш герой после войны.
Каким же зрением и сердцем должен об-
ладать поэт, чтобы, если не в достаточной,
то хоть в достойной мере выразить все
это. И неправильно нам уповать на ‘то,
что, как говорил Сурков, придет после
этой войны, как после войны 1812 года,
Пушкин; который изобразит всё, ито мы
пережили. Никто. не дает нам права пере-
доверять наши мысли и чувства будущему
Пушкину. Мы сами — Твардовские, Тихо-
новы, Сурковы — должны выполнить наш
долг художника. И можно сказать, что
многие из Нас этот долг выполня-
ли в дыи войны: Я хочу вспомнить
и о повести Василия Гроссмана «На-
род бессмертен», в которой есть что-то
неповторимо хорошее—и серьезная печаль,
и раздумье, и большое/душщевное мужест-
во; и драматическую повесть и драгоценные
главы «Петра 1» Алексея
«Двенадцать месяцев» Маршака’ — свет-
лую сказку; и многие стихи Суркова, и
переводы Пастернака «Антония и Клеопат-
ры» и «Ромео и Джульетты», доставившие
мне. на фронте такую радость. Все это

ное богатство, хотя в некоторых произве-
дениях нет ни слова, ни звука, непосред-
ственно адресованного войне.

Каково должно быть главное содержание
советской литературы` послевоенного перио-
да?—<спрашивает Анна Караваева. Запе-
чатлеть образ человека сталинской эпохи,
его мысли, идеи,`его стремления, его ра-
боту, его битвы — вот для чего мы долж-

ды наших писателей-историков. Прекрасно
проникнуть оком и мыслью в прошлое и
открыть в нем, те сокровища, которых не
видели предзнествовавние поколения. Ho
06 этом прошлом можно писать и_ через
10 и через 20 лет, а все-таки сейчас все
мы, кто видел и пережил наше время, —
должны писать о нем, чтобы будущие по-
коления из первых рук как можно больше
узнали о нашей современности. Тема сов-
ременности никогда так властно, сильно и
ответственно не звучала в литературе, как
сейчас. 5

Но для того, чтобы наиболее полно и пло-
дотворно воплотить ее, надо осмыслить то
новое неповторимое, что внесла война вна-
шу жизнь, Чем обогатила наших людей вели-
кая битва за родину. Поиски нового свя-
заны с новаторством в литературе. Было
время, когда новаторством считалось или
словотворчество, или своеобразие остроум-
ного приема. Наша’ советская литература,
пройдя вместе с народом сквозь огонь и
испытания Великой Отечественной войны,
очистилась от всяких внешних наслоений и
излишеств, от погони за эффектом, она ста-
ла много проще и строже, Нам стали бли-
же, чем когда-либо, художественные тра-
диции русской классической литературы. И
когда мы говорим сейчас о новаторстве,
мы должны иметь в виду новаторство
внутреннее, смысловое. Оно требует от пи-
сателя болышой вдумчивости, зоркости, на-
личия «чувства нового».

А. Караваева. считает, что таким внут-
ренним новаторством отличаются повести
Валентина Овечкина «С фронтовым приве-
том», «Волоколамское шоссе» А. _ Бека,
«Гвардейны» Ю. Либединского.

— В дни войны у нас, мне кажется, по-
новому открыта еше одна тема тема
труда и созидания: мы победили не только

А. ТРЕНЕВА

актеров, новый мир советской поэзии. Я
не преувеличу, если скажу, что старые
мастера Малого и друпих театров впервые
на драматургии Тренева почувствовали се-
бя мастерами советской сцены. Его обра-
зы будут всегда жить в сердце русского
а. . na
ao i Треневе-художнике, человеке, борце,
венно говорит Вс. Вишневский.
От имени анны Художественного
в ает НП. Марков. —

а ieee Андреевич eee ‚ горячо

л театральное искусство. В его пьёсах
act lds глубокая радость, любовь
к человеку, которая была в нем самом.
Он сделал очень болыное дело для совет-
ского театра, для советской литературы,
утвердив крепчайшую связь между ними.
Для Художественного театра К. А. Тре-
нев значит очень много. Подобно ey
Te вступившему в новый период своей
masa ’постановкой «Любови Яровой», Ху-
дожественный театр начал его «Пугачев-
шиной»,

Гражданская панихида
seen траурного „марша гроб с телом
К. А. Тренева выносят из Союза писателей
для следования в крематорий.

В кремато с речами  выстуиили
A. Файко и Н. Волков. Последние слова
прошания писателей с Константином Ан-  e
дреевичем TpeHesbiM CMeHstioTes звуками  потому, что у пас храбрейшие люди без-
Государственного Гимна СССР. В 5 часов   заветно дрались на переднем крае, но и
15 минут тело А. Тренева предается   потому, что страна наша не переставала

кремации. созидать.

закончена. Под

Re

Т стр. Десятый пленум правления Союза ‹ совет.
ских писателей СССР. Прения по докладу Н. Тихо-
нова и содокладам А. Кононова, Н. Погодина и
А. Суркова.

_ 2 стр. Памяти К.  А. Тренева. А. Фадеев. Друг.
Вера Пашенная. Учитель советского — актера.
Б, Ливанов. Писатель большой души. Вера Смирно-

Сегодня в номере:

3 стр. Десятый пленум правления Союза совет.

‘ских писателей СССР. Н. Погодин. О современной

пьесе. Прения по ‘докладу Н. Тихонова и содокла-
дам А. Кононова, Н. Погодина и; А. Суркова.

4 стр. Аалы Токомбаев. В дни мира... О. Ургарт.
Ждем настоящей критики. Ю. Юзовский, «Офицер
флота» в Художественном театре. Сергей Герасимов.

Pa Pe eae el alata tia Ean

Toacroro; 1°

приумножало наше национальное культур-

ны жить и работать. Я очень уважаю тру-

ва. Большая жизнь. Десятый пленум правления
Союза советских писателей СССР.

ская литература в дни войны.

А. Кононов. Дет-

Третьяковская галлерея открыта.
Любит — не любит, плюнет — поцелует... (Малень-
кий фельетон). Информация,

М. Слободской.

’ БУДУЩИЙ
ГЕРОЙ

Ольга Берггольц говорит о будущем
герое советской литературы. Упомянув o
пьесе М. Алигер «Сказка о правде», она
отмечает, что героиня пьесы Зоя все
время ищет самого трудного, ей хочется
соверитить подвиг. А эта жажда подвига
и совпадает с понятием советского, социа-
листического человека. Наш человек, по-
бедитель, сын народа-победителя, через
пережитую им трагедию необычайно остро
и по-новому осознает свою личность. Это
самоосознание личности шло ие путем ee
противопоставления народу, но путем
слияния с ним, путем великого самоотре-
чения и самопожертвования. Именно через
это ‘осознает себя личность. Это личность,
пережившая трагедию.

— Очень интересно, — продолжает Берг-
гольц,— что наши лучшие вещи в области
поэзии и драматургии — трагедийны. Это
«Сын» П. Антокольского, это «Сказка о
правде» М. Алигер, это «Без вести про-
павший» Е. Долматовского и другие no-
добные им произведения. _

Личность, обознавшая себя на войне, не
будет обладать единым характером. Ха-
рактеры будут и положительные и отри-
цательные, часто совсем неожиданные. На-
ша беда в том, что, ожидая героя нашего
времени, мы заготовили для него анкету
и сами ее заполнили. Итти и дальше по
такому пути нельзя. Победа далась нам
почетно-тяжело. Об ‘этом говорил товарищ
Сталин в своем обращении к народу 9 мая.
Об этом нельзя забывать и надо напоми-
нать всем, кто это забудет. То духовное
богатство, которое приобрел советский че-
ловек на войне, должно быть поставлено
нисателями на духовное вооружение наро-
дов всего мира в борьбе за окончательный
морально-политический разгром фашизма.
 — Я бы хотела воспользоваться этой
трибуной для того, чтобы передать совет-
скому писателю просьбы и требования на-
щей молодежи, — говорит секретарь ИК
ВЛКСМ 0. Мншакова.
_ Молодежь ждет книг, которые помогут
ей разобраться в наиболее волнующих ее
сейчас вопросах. Грядущая смена хочет
войти в мир подлинными борнами за ро-
дину. Но Какими путями воспитать в себе
качества передового советского человека,
качества истинного борца? Молодьй чело-
век ищет книгу, которая указала бы ему
эти пути. Такая книга нужна ему, как
хлеб насущный. Мы знаем, какую роль
сыграла «Как закалялась сталь» Н. Ост-
ровского. Но наша молодежь переросла
героев прошлого, Сама жизнь выковала
теперь новых героев, и по этому современ-
ному ей герою н хочет равняться моло-
дежь.

В. Кетлинская ставит вопрос о  после-
военном читателе. Что будет его интересо-
вать, в какой духовной пище почувствует
ог нужду? Среди прочих читателей будут
вернувшиеся с фронта военные. Не все
ен пережили торжественную минуту овла-
дения Берлином. Многие воевали на участ:
ках второстепенных, не прославившихся.
Многие придут с войны  `травмированными
‘дущевно и физически, вопрос мирного жиз-
неустройства окажется для них трудным
и мучительным, Долг писателя — помочь
им найти себя в мирной жизни. т
‚ В деле идейного воспитания нового по-
коления, т. е. послевоенного читателя, ко-
нечно, очень важна историческая литерату-
ра, научно-художественная и все другие,
но главная ответственность все же ложит-
ся на литературу современную, о наших
днях, о наших людях, о нашей стране, о
нашей ‘партии.

новом дне советской литературы го-
ворили в своих выступлениях В. Шклов-
ский и Е. Усиевич.

— Советская литература, сказала
Е. Усиевич, — становится мировой’ литера-
турой. Не в том смысле, что произведения
многих писателей переводятся на иностран.
ные языки, не потому что многие писатели
пишут о жизни Советского Союза для за-
границы, а потому, что все народы мира,
вся демократическая интеллигенция долж-
ны увидеть в советской литературе выра-
жение тех идей, при помощи которых была
создана материальная и моральная сила,
спасшая человечество от фашизма.

За годы войны наша литература вырос-
ла, стала ближе народу, стала более кон-
кретной. €

Эту конкретность Е. Усиевич видит

В
том, что произведения наших писателей
показывают читателю, как добывались

успехи и победа.

Говоря о морально-политическом разгро-
ме фашизма, Е. Усиевич подчеркивает, что
писателям надо тщательно: всматриваться в
самые разнообразные методы, с помощью
которых фашисты отравляли массы’ своей
идеологией. Благодаря героизму нашего
народа и Красной Армии печи Майданека,
Освенцима и Треблинки погашены и боль-
ше не дымятся, но дым этих печей рас-
пространялся и проник в души не только
немцев. В Европе можно найти людей, в
умы которых идеология фашизма внесла
большую путаницу, и разоблачить ее дол-
жны идеи, приведшие нас к победе. Надо
это сделать во имя того, чтобы печи ла-
‘Tepe смерти не могли задымиться вновь.

БОГАТСТВО ДУХОВНОГО МИРА
СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА

_ — Эдесь много и правильно говорилось
о том, что наша литература — это лите-
ратура народа, чье мировое значение сей-
час неслыханно выросло, начинает
свое выступление Л. Субоцкий. — Эта,
литература призвана воспеть,  возвели-
чить идеологию социалистического чело-
века, в. частности, его военные подвиги.

Как же выполняет советская литерату-
ра свою высокую задачу? У нас есть
писатели, которые различают ведущие
силы нашей действительности и ее под-
линных героев. Это в первую очередь
Шолохов в «Поднятой целине», Фадеев—
от «Разгрома» до «Молодой гвардии», В
центре их внимания — борьба нового со
старым не только в социальном плане,
но и в интимном мире чувств, в душевной
жизни, Многие, в том числе молодые
писатели, пошли за ними_по этому пути,
и я думаю, что будущее — именно за
писателями этого типа. .

Но есть у нас немало старых и мо-
лодых писателей, не сумевших увидеть
правду, ту правду, которую каждоднев-
но видели простые люди, бывшие на
фронте. Иначе во многих книжках не бы-
ло бы-так однобоко, обедненно предста-

влено содержание душевного мира  ге-
роев, богатство их связей с родиной.

— Было бы ошибкой, — говорит в
своем выступлении Симон `Чиковани, —

если бы мы сказали: наша литература
отразила душевный строй, носителем ко-
торого является наш народ. С. Чиковани
указывает, что он никогда не разделял
«теории дистанции» и что грузинские
поэты не ждали окончания войны, чтобы
о ней писать, Но душевная жизнь советс-

кого человека в дин войны не так проста,
как ома выглядит со страниц многи»
произведений. -

Останавливаясь на произведениях
зинских поэтов, С. Чиковани отмечает
поэтическую песню Ираклия Абашидзе
«Капитан Бухаидэе». Близость к  фольк-
лорному творчеству этого  стихотворе-
ния пленила читателя. Патриотическое
чувство увязывается с темой бессмертия
также в ‘етихах Г. Леонидзе, Д. Гачечи-
ладзе, И. Мосашвили.

При всем том заметно некоторое сни-
жение общего уровня поэтической куль-
туры, — плакатное мышление характери-
зует работы многих грузинских поэтов,
у которых внутренний драматизм эпохи
Me находит соответствующего  поэтиче-
ского выражения. Кое-кто полагает, что
подлинное поэтическое слово о войне
скажет вернувшаяся с фронта молодежь,
но было бы неправильным делить пишу-
щих о войне — и вообще о жизни —
на какие-То «категории». Не существуют в
отдельности «тема i
тыла». Плодотворно работали в дни вой-

Десятый пленум правления Союза советских писателей СССР

ГО НАРОДА Прения по докладу Н, Тихонова и содонладаг А. Кононова, Н, Погодина и А, Суркова

ны. Многое еще предстоит им в жизни,
но надо помнить, что Отечественная вой-
ная в поэзии еше не кончилась: в поэзии

гру-   она продолжается — и как тема, и как,

внутреннее обязательство.

У ПИСАТЕЛЕЙ
АРМЕНИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА

Писатели, с’ехавшиеся на пленум из
братских республик, рассказали пленуму
о творческих достижения своих литера“
тур за годы Отечественной войны.

— В книгах, написанных в Армении, —
отметил Наири Зарьян, — еще недостает
всестороннего представления о великих
событиях, свидетелями и Участниками ко-

торых явилось наше поколение. Мы обяза»\”

ны ставить перед собой большие
ские проблемы и разрешать их.
Армянская литература переживает но-
вую фазу развития. Госиздат Армении в
1945 году выпустил’ и подготовил более

творче-=

30 книг — романов, поэм, пьес, поэти-
ески борников, многие них в

фронта» и «тема   ЧЕСКих сборников, и огие из ни
идейном и художественном отношении

выше того, что было написано в Арме-

вы ee нии за последние четверть века. bowe-
С. Шаншиашвили, Г. Табедзе, т. Ae. шинство книг посвящено войне. Лучшие
‚ми и молодые — И. Абашидзе, Г. “    из них появились в переводе на русский
шидзе, а также вернувшийся с фронта   зи в годы войны расширилась темати-
юный поэт М. Лебанидэе. Hon. Ве ка. родились первые советские  истоэи-
ствием одних и тех же явлений Войны ческие роман и пьеса; Успех  историче-

родились новые характеры в новеллах
Тихонова, в пьесах Леонова, в рассказах
‘Соболева; «Человек .с гор» Киачели
«Крымские партизаны» К. Лордкипанилд-

зе, новеллы Белиашвили и «Правдивые но.

веллы» Р. Гветадзе.

ских романов Демирчяна и Зоряна выз-
вал среди писателей повышенный инте-
рес к исторической тематике. Но то, чем
возвысилась армянская литература в го-
ды войны, грозит стать ее слабостью:
проза на темы Отечественной войны зна-

— Кровь героев пролилась длЯ тор-  чительно ниже исторических вещей, соз-
жества светлого утра на земле, — гово-  данных во время войны. ССП Армения
рит Самед Вургун, — и если это так, об’явил конкурс на лучшие произвеле-
‘то назовем самое великое произведение   ния об Отечественной войне. Армянская

‘послевоенного периода — «Утро челове-
чества»! Нужны философские обобщения

событий наших дней, глубокое раскрытие

‘человека, сложного мира его духа.

Ни в русской, ни в другой какой-либо
национальной советской
появилось монументального произведения,
в котором во весь рост была бы изобра-
жена дружба наших народов. Пришла пора
создать великую эпопею о войне и о вож-
де, полководце, великом человеке —
Сталине. By

О публицистической традиции прогрес-
сивной русской литературы, великолепно
‘расцветшей в наши дни, говорит О. Рез-
ник. Он называет имена А. Толстого,
М. Шолохова, Б. Горбатова, И. Эренбур-

литература должна открыть свою почет
ную страницу в великой книге о вели-
ких наших делах!

— Тема НЫ всегда была велушей
в армянской литературе, — говорит тов.
литературе не! Топчян. — Патриотизм, ненависть к фа+

шизму особенно Ярко отражены в твор-
честве Аветика Исаакяна. Отечественная
война с особой силой раскрыла силы и
дарование Наири Зарьяна. Гегам Сарьян в
лирических балладах и стихотворениях о5-
рисовал высокую моральную сущность
советского человека, глубоко осознанную
природу его самоотверженности.

В годы войны усилилось внимание к
народной поэзии. Ованес Шираз создал
немало удачных произведений в народном

га. Советской поэзии публицистическая   стиле. :

струя, по мнению О. Резника, придала Тов. Топчян перечисляет поэтов, co3-
особо очарование, особую  действен-  давших произведения, отображающие HO-
ность: стоит только вспомнить поэму   вые качества героев войны. Эта тема
Il. Антокольского «Сын», многие  стихо-

творения К. Симонова`и т. д.

Нереходя к вопросам возвращения ли-
тературы к мирному существованию,
О. Резник напоминает, что это отнюдь не
означает возвращения к периоду до 22
июня” 194] года.
Kak Же представляется будущее’ писа-
телям? Вот, например, пьеса К. Симоно-
ва «Так и будет», о которой уже много
говорилось на пленуме. Самый большой
ее грех в том, что она «утешительная».
Все двери распахнуты, и все вернутся
домой. Этим заканчивается пьеса. Перед
лицом болышого народного горя,  неред
лицом трагической неизбежности для
многих че вернуться домой —: так гово-
рить нельзя. В иллюзиях нуждаются
слабые, а не сильные духом.
Горячими аплодисментами встретили
Участники пленума выступление . писате-
ля-казаха Малика Габдуллина, Героя Со-
ветского Союза. ;
М. Габлуллин говорил о тёх приемах,
которыми обычно изображается в нашей
литературе воин-фронтовик, герой Отече-
ственной войны. Многие авторы, подробно
описывая детство героя или его пред-
военную деятельность, механически. пере-
ходят к показу подвига героя на фронте.

ак устраняется органическая связь меж-

К
нь
и не освещается сознательное

Ярко говорил М. Габдуллин и о напи-
которая проявилась
к родине, неразрывной дружбе Ннаролов
великого русского народа.

МОЛОДЫХ ПОЭТОВ
Инбер, — я много работаю с молодыми
об’единении при издательстве  «Моло-
нова было ua место, которое заста-
что в Поэзии молодых замечается иногда
это и нужно ли бороться с этой. «облач-
30M?

было бы

страшнее, если бы его не было. Молодые
поэты, вернувшиеся с’ фронта, видевшие,
там очень многое, — как могут они обой-
тись без грусти? .

Но бывают в стихах` молодых поэтов
некоторые настроения, которых хотелось
бы не встречать. И вот возникает вопрос,
как бороться с ними? Мы должны пое-
жле всего воздействовать личным приме-
ром. :

Леонардо да Винчи говорил о том, как
добиться, чтобы изменилось направление
реки: чтобы заставить реку течь в нуж-
ном нам направлении, надо сделать так,
чтобы ей самой захотелось туда течь.

ду различными этапами жизни персонажа
ние героя.
ональной гордости советского
ной войны в высоком патриотизме, любви
Советского Союза, сплотившихея вокруг
ВОСПИТАНИЕ
— В ‘последнее время, — говорит В.
поэтами, в частности в литературном
дая гвардия». докладе Н. Тихо-
вило меня призадуматься, — он сказал,
облако грусти. И я подумала, правда ли
ностью»? И если нужно, то-каким обоа-
Мне и что ничего страшного в
этом «облаке грусти» нет, и

ствовать и на нашу поэтическую моло-
дежь, а это может быть достигнуто
только личным примером.

— Первый вопрос, который я хотел се-

бе задать и на него ответить, — зачем,
был нужен этот пленум? — говорит
П. Антокольский. — Мне казалось, что он
преждевременен, что мысли у большинст-
ва из нас еще находятся в праздничном
возбужденном состоянии, когда
из одной эры жизни в другую
совершился, и можно только в
замедленной кинос’емки уловить это со-
стояние перехода. Да, пленум в эти лни
нужен, очень нужен. По многим  причи-
нам и прежде всего потому, что ‘наша
встреча адесь является если не творчест-
вом, то стимулом к творчеству: ведь пи-
сатель в нашей стране — это существо
прежде всего общественное.

П. Антокольский вспоминает ‘о том,
как входило в жизнь после первой миро-
вой войны его поколение поэтов, поко-
ление Маяковского, Багрицкого, Тихо-
нова. Теперь настал черед нового поко-
ления, среди которого уже есть чемало
имен, с первого. знакомства полюбивших-
ся ‘читателю. Эти молодые поэты нача-
ли творить на полях Отечественной вой-

Таким же способом мы должны воздей-

прочно входит и в армянскую советскую
прозу.

— Сумела ли азербайджанская литерач
тура выдержать экзамен, который постаз
вила перед нею Отечественная война? —4
спрашивает критик Азиз Шариф. — Наша

литература < честью выполнила свой
долг, -—= отвечает ‘он, перечисляя Выла-
отщиеся произведения азербайджанских

авторов. Он останавливается на философч
ской романтической трагедии в стихах
«Инсан», написанной Camenom Вургуном.
Эта пьеса вскоре выйдет в переводе на
русский язык. .

темы Сулейман Рагимов. Талантливая no-
весть Мир Джалала «Манифест молодого
человека», как и его роман «Воскресший
человек», свидетельствуют © мастерстве
этого тонкого прозаика, который наряду с
‘болышими полотнами написал немало рас=
сказов. Абульгасан - автор первого в
республике большого романа о граждан-
ской войне.

Всего. сильнее развита в Азербайджане,
конечно, поэзия. В годы войны поэзия
Азербайджана перевооружилась и в луч-
шем смысле слова стала публицистиче-
ской.

Самед Вургун созлал большую эпопею
«Дастан Баку», в его эпопее Баку —
не только город, но символ всего Азер+
байджана.

_ становле-

В РЕСПУБЛИКАХ

человека, СРЕДНЕЙ АЗИИ
в дни Отечествев-  улуг-Заде рассказывает пленуму о
творчестве таджикских поэтов, `прозаи-

ков, критиков,
физов. Хафизы ходят из кишлака в киш-
лак и, аккомпанируя себе на домбре,
воспевают подвиги бойцов фронта, трудо-
вую доблесть в далеком таджикском ты-
лу. Сказ Курбана Джалила о советских
богатырях широко популярен в республи-
ке.

Прозаик и поэт, историк и литературо-
вед,. старейший таджикский писатель
С. Айни завершил в дни войны два тру-
да о Тимур-Малике, борце против мон-
гольских завоевателей, и создал образ
Муканны — вождя освободительной вой-
ны против арабских завоевателей.

Гасем Лахути создал воинственные пез
сни и тонкие лирические газелы. Люби-
мы таджиками боевые песни и стихи
Рахими, Сухайли, Дехоти, Юсуфи, сатиры
Амин-Заде, песни поэтессы Розии Озод.

Улуг-Заде отмечает, что в работах над
образами. современных людей заметны
ошибки: нередко героев° Отечественной
войны изображают похожими на мйФи-
ческих - героев. Таджикскую поэзию угне-
тают некритически ‘воспринятые  тради-
ционные . формы. К тому же классиче-
ская поэзия таджиков создана примени-
тельно к напевному языку, и трудно на
ней разговаривать «по-земному»,

Непростительно и то, что
прозаики обходят тыловые темы: писа-
тель Икрами, например, не зная фронто-
вой жизни, предпочел писать неудачные
рассказы о неведомых ему явлениях.

‚О работе казахских писателей в лни
войны рассказал на пленуме Сабит Му-
канов. Он отметил роман Мустафина «Ча-
ганак» — о  колхознике,  поставившем
мировой рекорд в области сельского хо-
зяйства. О Чаганаке Берсиеве писал в
«Правде» тов. Лысенко. Хорош роман Сла-
нова «Огнедышащая гора», в нем pac-
‚сказывается о дружбе рабочих Донбасса
и Казахстана. К сожалению, кроме олной
книги Мусрепова «Казахский богатыть».

ерехо
a eh нет у казахских писателей ни од-
ре ной прозаической вещи на фронтовую

тему,

— Когда говорят о казахской литерату-
ре, — говорят о Джамбуле. Он — гор-
дость народа. Но есть y Hac хорошая
поэзия, которая следует за Джамбулом,
и о ней также нужно говорить, — заме-
чает тов. Муканов. Он останавливается
на творчестве выдающегося поэта Орма-
нова, тонкого лирика. В прошлом году вы-
пущен сбооник стихотворений Саина. Он
девять месяцев руководил павтизачским
отрядом на Украине; тяжело раненный, в
подполье; писал стихи. Они опубликованы
в сборнике «Походные песни». :

С новыми произведениями о выступают

‚, ОКОНЧАНИЕ см. на 3 стр.

В прозе с успехом пишет на военные

народных сказителей, ха-

таджикские.

if