ОРГАН НРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР,

ПРОЛЕТАРИИ

СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ВСЕХ СТРАН,

ГАЗЕТА.

р

24 (1135).

Суббота, 2 июня 1945 г.

Величие руеекого народа.

_ Неувядаемой славой покрыл себя совет-
екий народ в борьбе против гитлеровской
Рермании. Примеров такого героизма и са-
моотверженности, какие показали миру со-
ветские воины и труженики тыла, не знала
еще история. В веках будет жить память
© чудесных подвигах людей нашей земли.

В едином стремлении дать сокрушитель-
иый отпор врагу, как никогда, крепко спло-
тились все народы советской земли. И в
авангарде этой единой семьи народов, как
всегда, шел великий русский народ, заслу-
живший в этой войне общее признание как
руководящая сила Советского Союза среди
всех народов нашей страны.

В здравице, провозглашенной 24 мая в
Кремле в честь советского народа, товарищ
Сталин с особенной благодарностью говс-
рил о высоких заслугах русского народа,
чей ясный ум и стойкость характера, чье
терпение и готовность на любые жертвы
в0 имя блага Родины сыграли исключи-
тельную роль в разгроме фащистской Гер-
мании, чье непоколебимое доверие к .to-
ветскому правительству оказалось той ре-
шающей силой, которая обеспечила истори-
ческую победу над врагом человечества, —
фашизмом.

Чувством огромной гордости наполняет
зта высокая сталинская оценка сердце
каждого русского человека, сердца всех
советских людей. В этой оценке содержит-
ся признание величия исторических судеб
русского народа, признание замечательных
качеств русского национального характера,
глубины патриотического чувства русских
людей, вдохновляющих своим ‘примером
всех советских людей на славные подвиги
во имя Родины.

Право на эту высокую оценку, на по-
четное место наиболее выдающейся нации
из всех наций, входящих в состав Совет-
ского Союза, русский народ завоевал ве-
ковой упорной борьбой за свободу и неза-
висимость родной земли.

«Тот народ, который перешел только
через маленькие препятствия, — говорил
М. И. Калинин в одном из своих выступ-
лений, — не называется великим народом;
только тот народ, который поборол вели-
чайшие препятствия, претерпел величайшие

горести, только такой народ называется
великим». Величие русского народа, быть
может, ярче всего сказалось‘в том, что

никакие горести и трудности, выпавшие на
его долю, не могли сломить его силы,
сокрушить его стойкость и могущество.

Суровым и трудным, но в то же время
прекрасным и Слагородным был его исто-
рический путь. Много врагов видели перед
собою русские люди: дикие орды степных
кочевников, полчища немецких псов-рыца-
рей, грозные войска Наполеона, —армни,
снаряженные хищным германским имперна-
лизмом. Враги мечтали о русских просто-
рах, о богатой русской земле, мечтали по-
работить наш народ. Но всегда крепка и
несокрушима была любовь русского чело-
Reka к своей Родине. В тяжелые `Годины
испытаний поднимался он во весь исполин-
ский рост свой, грудью отражая вражеский
натиск. Безмерны исторические заслуги
русского народа перед другими народами:

В борьбе за свою самостоятельность и
свободу русский ‘народ построил могуще-
ственное государство, выдвинул выдаю-
щихся политических и военных деятелей,
создал замечательную военную науку,
украшенную именами таких стратегов н
полководцев, как Петр Первый, Румянцев,
Суворов, Кутузов. И сквозь все испыта-
ния, сквозь все горести пронес наш народ
кипучую энергию творчества. Никакие ли-
шения и невзгоды не могли заглушить его
исключительной, фантастической, по выра-
жению Горького, талантливости. Он создал
великую русскую культуру, которая по
праву заняла виднейшее место ‘в культур-
ной сокровищнице всего человечества. Во
всех областях общественной жизни, науки,

техники, искусства, литературы русский
гений породил величайшие культурные
ценности:

Русский народ выдвинул блестящую

плеяду писателей, художников, композито-
ров, актеров, прославивших на весь мир
русское искусство, создавших  непревзой-
денные шедевры во всех областях худо-
жественного творчества.

Общеизвестно громадное влияние рус-
ской науки, русского искусства и ‘литера-
туры на культурную жизнь других стран.
Еще более значительна роль русской куль-
туры в развитии духовной жизни всех без
исключения народов нашей страны, Тот
расцвет национальных культур в респуб-
ликах Советского Союза, свидетелями. ко-
торого являемся мы сейчас, не был бы
возможен, если бы на протяжении многих
десятилетий народы, входивиие в состав
России, He испытывали  благотворного
влияния русской культуры, русского искус-
ства и литературы.

«Я знаю русский народ, — восклицал
А. М. Горький, — я убежден, я верю —
этот народ может внести в духовную
жизнь земли нечто своеобразное и глубо-
кое, нечто важное для всех». Этим вели-
чайшим вкладом в духовную жизнь чело-
вечества явилось высшее достижение pyc-
ской культуры ‘— ленинизм, воплотивший
в себе самые благородные, самые светлые
идеи, какие когда-либо знало человечество.
Вооруженный этим гениальным учением,
русский народ первый поднял знамя осво-

ЗНАНИЕ ИННА,

бодительной борьбы: и повел ‘за собою дру- 5

гие народы на бой со старым миром наси-
лия и произвола. Победа’ Октябрьской’ со-

циалистической революции была в первую’

очередь победой русского народа, триум-
фальным завершением его вековой борьбы
за’ торжество высоких идеалов свободы,
справедливости, добра. ;

\Воодушевленный этой победой, в pac-
цвете творческих сил’и дерзаний, русский
народ выступил как организатор и созида-
тель единой семьи народов нашей страны,
могучего Союза Советских Социалистиче-
ских республик. На протяжении двух с
половиной десятилетий народы Советского
Союза под руководством великой’ партии

Ленина — Сталина укрепляли и украшали

свою страну, завоевывали всё новые и
новые высоты техники, науки, искусства.
И в этом величественном процессе твор-
чества, созидания новой жизни на одной
шестой части земного шара, русский народ
неизменно был впереди, сплачивая н об’-
единяя другие народы, помогая им, идейно,
организационно, творчески. А когда под-
лый ‘враг вероломно напал на нашу землю,
русский народ, сплотив вокруг. ‹себя все
народы советской земли, грулью встретил

врага и из неслыханно тяжелой, кровавой

схватки вышел не только не ослабевшим,
но еще более могучим и монолитным, как
никогда прочно уверенным в своих силах.
В борьбе с фашизмом русский народ вы-

соко поднял знамя справедливости и про-

гресса, знамя свободы ‘всех народов, де-
мократкии и равноправия’ наций. В’ славный

список исторических деяний. русского на-

рода вписана еще одна ‘безмерная заслуга
России перед человечеством: своей само-
отверженной борьбой она спасла цивили-
зацию от самой страшной силы, которая
когда-либо грозила миру.

В формировании духовного облика рус-
ского народа, в становлении русского на-
ционального характера, в созидании рус-
ской культуры огромную роль сыграла
великая наша литература. От гениального
эпоса древности, бессмертного «Слова о
полку Игореве», от былин и героических
песен до великих творений Пушкина, Лер-
монтова, Толстого, до лучших произведе-

ний, рожденных в наши дни, русская ли-

тература, исполненная высокого патриоти-
ческого чувства, проникнутая глубочайшей
идейностью, выступала, как могучая твор-
ческая, ‘воспитательная. сила. Русские пи-
сатели хорошо знали свой народ, горячо
любилн его, верили в ‘его необ’ятные си-
лы, в величие исторических предначерта-
ний, стоящих перед Россией,

-..Где есть народ в краях вселенны,
Кто б столько сил в себе имел;
Без помощи, от всех стесненный,
Ярем ес себя низвергнуть смел

И, вырвав бы венцы лавровы,
Возверг на тех самих оковы,

Кто столько свегу страшен  был?—

с гордостью писал Державин о русском
народе. «Здесь ли, ‘в тебе ли, не родиться

беспредельн мысли, когда ты сама без
конца, — восторженно восклицал  Гоголь,,
обращаясь к чудной, ‘прекрасной Руси.

— Здесь ли не быть богатырю, когда есть
место, где развернуться и пройтись ему?»
И как бы прямым продолжением этих го-
голевских слов звучат пророчества Белин-
ского о России 1940 года, являющей` все-
му миру пример просвещения и свободы,
верности высоким общечеловеческим идеа-
лам, и утверждение Горького, что Россия
станет ‘самой яркой демократией мира.

Лучшие гражданские и человеческие
черты. воспитывала в- своем народе русская
литература.

Но воспитывая в народе сознание нацио-
нального достоинства, укрепляя в нем яс-

‚ное понимание величия исторических судеб

России, наша литература ‘была далека от
проповеди национальной исключительности,
человеконенавистничества. Говоря о пат-
риотическом чувстве русского человека,
Добролюбов утверждал, что оно является
«частным проявлением любви к человече-
ству и не уживается с неприязнью к от-
дельным народностям». Не случайно, ко-
нечно, так сильна в нашей литературе ин-
тернациональная струя, не случайно рус-
ская литература всегда поднимала свой
голос в защиту угнетенных народов, про-
тив узурпаторов — завоевателей всех ма-
етей и рангов.

Эти великие традиции русской литера-
туры достойно продолжает в наши дни
советская литература. В годы. Отечествен-
ной войны с особой силой прозвучали в
произведениях лучших наших писателей
патриотические призывы, дышавшие непо-
колебимой верой в силы русского народа,
утверждающие его руководящую роль в
священной борьбе всех народов советской
страны против общего врага. И в том пре-
красном подвиге, который ` совершил совет-
‚ский народ в дни Отечественной войны,
есть доля и нашей литературы, и в пер-
вую очередь русской литературы, сплачи-
вающей ‘и об’единяющей вокруг себя ли-
тературы братских национальностей. 2

Новые гигантские задачи встают сегодня
перед советскими людьми, задачи восста-
новления, строительства, созидания во всех

областях жизни. В борьбе за дальнейший.

расцвет нашей страны русский народ, как
и всегда, будет об’единять вокруг. себя
все иароды СССР, вести их к новым побе-
дам. Дело чести нашей литературы в этом
великом созидательном процессе остаться
достойной своей страны, своего народа,

От‘езд на родину Мартина Андерсена Hexee

28 мая в клубе ССП состоялась теплая
прощальная встреча советских писателей
с уезжающим на родину известным дат-
ским писателем Мартином Андерсеном
Нексе. На вечере присутствовали Н. Ти-
хонов, К. Федин, Л. Леонов, С. Михалков,
М. Аплетин, М. Рыльский, Наири Зарьян,
Улуг-Заде, С. Муканов, Б. Кербабаев И др.

Перед от’ездом Мартин Андерсен Нексе
обратился к советским писателям со сле-
дующим письмом: 3

«Дорогой товарищ и коллега Тихонов!

Я хотел бы перед своим от’ездом побла-
годарить вас и при’ вашем посредстве —
советских писателей за’ гостепринмство,
оказанное мне и моей семье в ‘столь тяже-
лое для нас время.

Русский народ пережил подлинно гума-

нистическое возрождение, которое гридало
ему непреодолимую силу, а сознание не-
исчерпаемости своей силы делает людей

щедрыми и великодушными. Эти качества а

советского народа мы
полной мере. :
Большое вам спасибо! Примите выраже-
ние моего восхищения советскими коллега-
ми, с таким мужеством участвовавшими в
гигантской борьбе, в которой решался воп-
рос о существовании Советского Союза и
тем самым о будущем всего человечества.
Сердечный вам’ привет! Ее
Желаю всего наилучшего. авангарду
человечества — советскому народу!

Преданный вам
‚Мартии Андерсен. HEKCE».

почувствовали В

`АРХИВ А. М. ГОРЬКОГО

После четырехлетнего. отсутствия
СУ в Москву’ из эвакуации
работу архив А. М:
мировой литературы:

oO ner-

Одна из основных его задач —
чить научную работу ‘над’. творчеством
Горького и, в частности, помочь Институту
сочинении

мировой литературы в издании
Горького.

Архив подготовляет к печати четыре. то.

ма недпубликованных - произведений Горь-
кого, В одном из них собраны отрывки из

Горького. Института

зернул-   незаконченных художественных произведе-
й возобновил ний писателя.

В архиве хранится 75 тысяч документов,
в ИХ числе эпистолярное наследство Горь-
  кого (среди писем много неопубликован-
ных), рукописи художественных, ‚публици-
стических произведений, письма к Горько-
  му виднейших писателей, художников, . об-
цественных и научных деятелей, рукописи
писателей © правкой Горького. й
раздел в архиве занимает биографический
материал: воспоминания современников,

‘опыте работы, о TOM,

Большой

ством «Искусство».
; oc ae ©

Эдуарлас МЕЖЕЛАЙТИС

Сосны, березы, ; черешни.

Ветер c листвой говорит.
Первою молнией вешней

Юное сердце горит. iy

Так бы и шел всю весну я
Вслед за серебряной мглой.

= Е

Плакаты художников М. Нестеровой =

Сегодня. в номере:

1 стр: Эдуардае Межелайтис. Весна, (стихи). Кос-

‚>

тас Корсакас. Земля поет (стихи)
—На совещании библиотечных ра
ветской стране. Информация.

С. Маршак. О жизни и
вани. Тема дня-и тема истории.

ae

А, Кокорекина, выпускаемые издатель»

o° =
Весна

< Нес бы я землю родную,
_Пахнущую смолой,
А на березах — скворешни,
`В воздухе бродит вино.
‚.Первою_ молнией вешней
Сердце обожжено.   :
Перевела с литовского. С. МАР.

д

. Костас KOPCAKAC)

Тоскливо и больно бродить мне весной
По серым полям, опаленным войной,
Хоть нету милее родимых полей

С зелеными иглами тонких стеблей.

Роняет бесцветное небо росу,

Прозрачные капли дрожат на весу,

И словно родник, бьющий жизнью живой,
Мёрцает поляна зеленой травой.

Весенний рассвет и ночной хололок,
И затканный звездами темный платок;
Пернатых певцов несмолкаемый хор,
И солнце, отпившее воду озер,

Сорок ° директоров . библиотек Москвы,
автономных республик и областей РСФСР
с’ехались`на совещание, созванное Гослит-
издатом. 98 мая. Приехавшие из Ростова
и Свердловска, из Дагестана и  Бурят-
Монголии, из Кургана и. Вологды, Ар-
хангельска и Смоленска рассказали 00
как живет книга
среди читателей. ;

Директор, Гослитиздата.Ф. Головенчен-
ко, открывая собрание, дал обзор выпу-
щенных издательством книг, назвав наи-
более значительные произведения: «Хожде-
ниё по мукам», «Порт-Артур», «Народ бес-
смертен», «Емельян Пугачев», «50 лет в
строю», прозу и лирику К. Симонова, ро-
маны С. Сергеева-Ценского, сборники сти-
хов лучших поэтов и т. п.’ Ф. Головенченко
познакомил собравшихся и с иИланом на
1945 год. vee : Е

Гослитиздат намерен выпустить 13 одно-
томников русских классиков: Пушкина,
Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Грибоедо-
ваа  Салтыкова-Шедрина, Достоевского,
Тургенева, Толстого, Горького, Чехова,
Лескова и Блока, однотомники критики —
Белинского, Добролюбова, Плеханова и
Аполлона Григорьева. :

Современная литература будет представ-
зарубежных авторов: переиздаются «Тихий
Дон» М. Шолохова, «Петр №
Толстого, «Емельян Пугачев» и «Угрюм-
река» В. Шишкова, «Педагогическая поэ-
ма» А. Макаренко, «Капитан первого ран-
га» А. Новикова-Прибоя, четвертый том
«Войны» И. Эренбурга, «Годы войны»
В. Гроссмана, «Два капитана» В. Каверина
и др. а также однотомники избранных
произведений Фурманова, Толстого, Сера-
фимовича, Пришвина, Тихонова, Леонова и

стернака, (Симонова, Сельвинского, Анто-
кольского,. Прокофьева, Демьяна Бедного,

иллюстрированные., пародии Архангельского {

и ‘др. -
Обширно будет . представлена B изда-
‘ниях текущего. года и литература народов
CCCP.
‚ == Однако, — заключает Ф. Головенчен:
ко свое вступительное слово, — сколько бы
мы ни издали книг, мы не удовлетворим
читательского спроса, хотя в этом году’у
нас в шесть раз болыше бумаги; чём в
прошлом. (Мы должны возможно’ ‘более
правильно н экономно расходовать свои

бумажные фонды. И в этом должны по-
—_—_—_—_

Подарок` туркменских писателей! Митинг работников культуры,
писателям ` Москвы

В Ашхабаде соткан ковер-портрет А. М.
Горького, Два с половиной мееяца работа-
‚ли над его изготовлением мастерицы Ораз-
туль Керимова и Отага Бабаева. Эскиз
портрета художника Е. Крылова. Размер
полотна — 1,6 кв. метра.

Ковер-портрет сделан, по заказу прав-
ления Союза писателей ТССР в подарок
московским писателям. Под изображением
А. М. Горького слова: «Писателям ‘ Моск-
зы от писателей Туркмении». 1
‚ На первом заседании пленума правле-
ния ССП ‘Берды Кербабаев от имени турк-
менских писателей передал ковер Н. Тихо-

протоколы жандармских депросов Горького.   нову.

_ КНИГИ И ЧИТАТЕЛИ

лена лучшими произведениями советских и,

Алексея

сборники стихов Есенина, Ахматовой, Па-

Земля поет

И зной, наполняющий чашу земли,

ЧИ музыка леса, что льется вдали,

Лесные ручьи, как сплетение жил,
Надежды, которыми мучился, жил,

И радость и гордость за нашу страну.
Сливаются в светлую песню одну.
Когда прохожу я прохладной весной
„По серым полям, опаленным войной.

И кажется мне, что, траву шевеля,
Поег эту песню родная земля.

Перевела с литовского
С. МАР.

! МОЧЬ ° нам участники совещания, предста-
вляющие широкие читательские массы.

_ ‚  пушкинекие“
„ ния. великого поэта:

ee *

‚ Плакат художника В. Климашина, в*!-

..‚пускаемый издательством“ «Искусство».

ПЕНЗА. (От наш. корр:). В Пензенской -
музеи.

АШХАБАД. (От наш. корр.); На засела- _

` организованном: Горсоветом, ответственный -