и

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!

a RR a As

Передовая советская наука

Великая Отечественная война Советского
Союза, увенчанная блистательной победой
чад врагом, доказала жизненную силу и
несокрушимость советского строя, как са-
мого передового и прогрессивного. В на-
шей освободительной борьбе восторжество-

вала новая, социалистическая культура.
Передовая советская наука продемонстри-
ровала полное превосходство над немецкой.
Эти знаменательные факты ^таят в себе
глубокую историческую закономерность.

Эпоха Ленина—Сталина впервые в исто-
рин человечества преодолела извечный от-
рыв Науки от труда. Из невольных наемни-
ков господствующих классов люди науки
превратились в свободных творцов, посвя-
тнэших себя служению на благо народа.
Наши ученые и рабочие в едином содруже-
стве шагают по пути социалистических
преобразований. Слияние науки и труда,
связь теорин с практикой при сощиализме
во всей своей духовной и материальной мо-
щи проявились в суровые тоды войны.
«Советская интеллигенция своим  созида-
тельным трудом внесла неоценимый вклад
в дело разгрома врага» (Сталин).

Вот почему с таким восхищением и при-
знательностью возносит наша страна своих
ученых. Благородные мужи науки плечом к
плечу со всеми трудящимися Родины боро-
лись за свободу и независимость СССР, за
спасение мировой цивилизации от фашизма.

Указами Президиума Верховного Совета
СССР присвоено звание Героя Социалисти-
ческого Труда выдающимся академикам
А. А. Байкову, И. П. Бардину, А. Н. Баху,
И. М. Виноградову, Н. Д. Зелинскому,
Т. Д. Лысенко, И. И. Мещанинову, Н. И.
Мусхелишвили, В А. Обручеву, Л. А. Ор-
бели, М. А. Павлову, Д. Н. Прянишникову,
А. Е. Фаворскому. Еще ранее этого жевы-
COKOTO звания был удостоен ряд знамени-
тых ученых нашей страны — академики
В. Л. Комаров, А. Н. Крылов, А. А. Бо-
гомолец, П. Л. Капица, Н. Н. Бурденко,
А. И. Абрикосов, А; А. Микулин. Много-
численный отряд научных работников на-
гражден орденами и медалями,

В этой славной плеяде смелых новато-
ров, подвижников прогресса и культуры, мы

академиков Ф Ф. Фортунатова, А. И. Со:
болевского и А, А. Шахматова помогли  со-

осуществить ре-.

ветскому правительству
форму русского правописания.

Знаменитый востоковед, лингвист и архе-
олог Н. Я. Марр создал глубоко интерна-
ционалистское учение © взаимосвязи
всех языков мира, учение, разоблачающее
вздорность и фалышь фашистской «расовой
теории». Ученик Марра академик И. И.
Мещанинов — создатель нового направле-
ния в языкознании. Его работы, посвящен-
ные северокавказским языкам, языкам Ha-
родов Крайнего Севера н других мало изу-
ченных национальностей нашей страны
серьезно способствовали делу развития на.
циональных языков и литературы“ нашего
многонационального государства.

Русская наука всегда отличалась своей
прогрессивностью. Ее лучшие представите-
ли активно выступали против застоя, неве-
жества и реакционных настроений, действо-

вавших в стенах Академии при поддержке
царизма.

С Октябрьской революцией начался наи-
более выдающийся этап в жизни Академии,

поднял науку на невиданную высоту, во-
оружил ее могучим методом марксистской
диалектики, дал выход прогрессивным си-
лам Академии. придал ее работе грандиоз-
ный размах, соединил с народом, осветил

ей дорогу к самым светлым идеалам чело-
вечества. a

Какой замечательный путь прошла Ака-
демия с того памятного дня, когда в 1918
году отец молодого советского государст-
ва великий Ленин лично набрасывал план
©е научно-технических работ. Коллектив
Академии наук СССР по сравнению. с пред-
революционным. периодом вырос в 20 раз.
Вместо пяти лабораторий и пяти музеев
теперь насчитывается 53 крупных научно-
исследовательских института, 16 лаборато-
рий, 35 научных станций, 15 музеев и 31
комиссия. Только за время войны 32 ака-
демика и ряд другнХ научных работников
удостоены Сталинской премии.

Вся послереволюционная деятельность
Академии тесно связана с советским госу-

вилим людей, чьи имена составляют гор-
дость советской и мировой науки, кто оли-
цетворяет сегоднЯ неиссякаемый талант,
пытливую страсть и бескорыстие русской
научной школы, чьи открытия расширили
х обогатили знания человечества. И во

главе замечательной когорты ученых стоит   вённый TBO

первый Герой Социалистического Труда,
почетный академик, великий корифей нау-»
кн товарищ И. В. Сталин,” чья руководя-
щая и вдохновляющая роль

дарством, юдчинена решению важнейших
созидательных задач. Сталинские пятилет-
ки — индустриализация страны, коллекти-
визация сельского хозяйства, широкая про-
грамма просвещения и здравоохранения —
вдохновили советских ученых на самозаб-
рческий труд. В начале первой
пятилетки Академия перестраивается с уче-
том запросов социалистического хозяйства.
В результате дополнительных выборов 42

обусловила   новых академика пополняют нашу славную

многочисленные успехи советской науки и научную семью. Среди них мы видим не

техники в дни мира и войны. Сталинские
указания о передовой науке, которая ne

отгораживается от народа, сяужит ему не ‘командиров

по прннуждению, а-с охотой, имеет решиь
мость ломать старые традиции,
установки и создавать новые, стали путе-
водной звездой для каждого научного
работника нашей страны.

Награды Родины’ своим ученым—празд-
ник советской передовой науки. Он совпа-

только талантливых. математиков, физиков,
биологов и историков, во и виднейших
фронта индустриализации,
строителей первоклаесных содружений  пя-

нормы,   тилеток.

В грозный час вместе со всем советским
народом поднялась Академия на Великую
Отечественную войну с немецкими порабо-
тителями. В историческом деле защиты
своего отечества и всей мировой культуры

дает с болышим торжеством, которое про-   советские ученые — герои мирного труда—

водит в эти дни наша страна, —220 лет  встали в

одну шеренгу с доблестными вои-

со дня основания Академии наук СССР.   нами Красной Армии. Наука также сдела-

Советский нерод широко отмечает

этот  лась фронтом. На передовой линии огня

юбилей. Родина высоко ценит и уважает   знали, что в тылу, в академических лабо-
свою Академию, кровью связанную с на-  раториях, куется оружие победы. Физики,

родом и честно работающую в его инте-

механики, химики своими работами непо-

ресах. История Академии полна многочис- средственно помогали повышать качество

ленных примеров научного дерзания и ве-
ликих открытий во славу русской и миро-
вой науки. Созданная’ 220 ‘лет

советской боевой техники. Био. и меди-
ки находили новые эффективные методы

назад по   восстановления здоровья наших солдат и

идее Петра 1, Академия с первых же лет   офицеров. :

своей деятельности превратилась в центр,
где  сосредоточивались  образованнейшие
люди России, куда стекались научные си-
лы Европы.

В сороковых годах ХУ столетия вбту-
пивший в Академию великий русский уче:
ный и писатель М. В. Ломоносов привнес

Философы, историки. литературоведы ре-
пительно боролись с реакционной сущно-
стью фашистской идеологии. Институты
истории, философии, литературы и’ права
подняли свое острое оружие против врага.
Научные труды, гневные памфлеты разоб-
лачали звериное лино гитлеризма, популя-

с собою самоотверженный дух искания и ризовали’ историю вековой борьбы славян-
жажду научных деяний для отечества. Как   ских. народов против немецких захватчиков.

истый сын Родины, Ломоносов непримири-  Эта деятельность

помогала  об’единению

мо относился к немецким заправилам в  славянства против его злейшего врага, со-
Академии. Он добивался подчинения всей   действовала росту культуры и патриотизма
деятельности Академии потребностям свое-  советских людей. Пламенное слово. наших
го народа. Крупнейший представитель на-  ученых и наших ‘академиков-писателей А.
уки в России, автор первой научной «Рос-  Толстого, С. Сергеева-Ценского, М. `Шоло-

сийской грамматики», Ломоносов сыграл

огромную роль в развитии русского языка! свободолюбивых народов в их борьбе за.

и литературы.

Деятельность русской Академии Toro
времени была весьма многообразной и име-

ла первостепенное знёчение для развития
русской культуры. В ХУШ веке именно
Академия служила почти единственным

учреждением, которое занималось перево-
Ддами, изданием и распространением запад-
ноевропейской научной и художественной
литературы. Первая книжнея лавка, пер-
вый в России научно-литературный журнал
основаны Академией.

Следующий век выдвинул. Академию впе-
ред. как один из главных центров мировой
науки. Не было такой отрасли знания,
которой бы русские ученые не сказали сво-
его веского слова. Кафедра математики
блистала именами В. Я. Буняковского, П. Л.
Чебышева, О. И: Сомова, Е. П. Золотарева
и Софьи Ковалевской, первой
удостоенной звания  члена-корреспондента.
В области химии академик Бутлеров явился
одним из творцов современного учения о
строении органических химических соеди-
нений. Он учился у академика Зинина,
открывшего анилиновые краски. Ряд бле-
стящих открытий дали русские физики.
Академик В. В. Петров открыл явление,
позже названное вольтовой дугой. Работа
Академии в области истории, филологии и
других гуманитарных наук также богата
замечательными достижениями.

В конце 70-х годов прошлого столетия в
Академию был избран А. Н. Веселовский—
один из виднейших литературоведов и фи-
лологов того времени. труды, по рус-
ской и западноевропейской литературе. за-

воевали отечественному лит ературоведению

олно из первых мест в мировой науке.
Общеизвестна борьба Академии за’ чисто-
ту русского языка. Выдающиеся” работы

— онаниинии

в.

женщины,

хова, А. Корнейчука укрепляло боевой дух

морально-политический разгром фашизма.

Велики достижения Академии, значитель-
ны ее заслуги перед народом. И Родина
щедро одаряет своих ученых и славит их
героический труд.

Праздник Академии наук СССР прохо-
дит в обстановке всенародного торжества.
Черные силы германского фашизма раз-.
громлены; Наша страна одержала блиста-
тельную победу и вступила в период мир-
ного развития закаленная и могучая. Начи-
нается величественная эпопея возрождения
районов нашей страны, пострадавших от не-
мецкой оккупации, и дальнейшего под’ема
военной и экономической мошки государст-
ва..В планах этих великих работ огромная
роль принадлежит нашей славной Акаде-
мии. И можно не сомневаться, что совет-
ские ученые, верные сталинским традициям
передовой науки, вооруженные марксист-
ско-ленинскими идеями — этим высшим до-
стижением йауки, прославят Родину новы-
ми подвигами на своем ответственном и
благородном посту.

Открывающаяся сегодня юбилейная сес-
сия Академии наук СССР — праздник не
‘только советской, но и всей передовой за-.
рубежной науки. На сессию прибыли сот-
ни иностранных ученых, — представителей
Академий свободолюбивых стран. Это пер-
вое после войны большое международное
собрание ученых,  свидетельствующее о
том, что советская наука, высоко держав-
шая знамя свободы и демократии в самые
мрачные дни фашистского господства в

Европе, вышла в первые ряды мировой
  науки. sas sa
Слава Академия наук СССР!

› Слава. советским, ученым, пламенным пат-
suenereaEnTaT!

> УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА_СССР

О НАГРАЖДЕНИИ ВСЕС

ОЮЗНОГО ЛЕНИНСКОГО -

КОММУНИСТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

За выдающиеся заслуги перед Родиной в re 1H
: з р еровской Германии и за болыную ‘работу по воспитанию _

Советского Союза против гитл
советской молодежи в духе „беззаветной

годы Великой (Отечественной. войны

преданности Отечеству, — наградить ^ Все-

союзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи орденом. Ленина,
Предселатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль, 14 июня 1945 г.

ее бурный расцвет. Социалистический строй

Герой Социалистнческого Труда
Е o 9

ТРУД У

Беседа с Героем Социалистического Труда
академиком И.

той в области языкознания, являясь ученн-
ком акад. Н. Марра и продолжателем но-
вого теоретического направления, построен-
ного им на основах диалектического и ис-
торического матернализма. :

Мои научные исследования идут в He-
скольких направлениях.

Прежде всего я продолжаю свои теоре-
тические работы над проблемами общего
языкознания. Провожу я эти работы срав-
нением грамматического строя различных
языков Советского Союза. В Советском
Союзе имеется до 140 языков, из них на
60 языках есть своя письменность н лите-
ратура. Некоторые народы за последние
15 лет впервые получили письменность, они
нуждаются в помощи и руководстве в <о-
ставлении практических пособий — сло-.
варей, грамматических правили др.

Для выполнения этой почетной и ответ-
ственной работы потребовались новые кад-
ры ученых лингвистов. Молодые ученые
создали в национальных республиках свон
‚научные учреждения, а наш  академиче-
ский языковедческий центр сделался для
них общим руководящим центром. Наши
ученики рассеяны по всей громадной: тер-
ритории Советского Союза.

Кроме работ по общему языкознанию,
я занимаюсь изучением истории  Закавказья
по древнейшим памятникам письменности;
памятники эти относятся к УП в. до нашей
эры. Для понимания языков памятников
древних народов халды-урату потребова-
лось изучение и современных языков Кав-
каза, главным образом дагестанских.

Трудно назвать. точное количество язы:
ков, которые я знаю. Если говорить о. со-
вершенном знании, то приблизительно 60-

Более 30 лет. я занимаюсь научной res

‚Сегодня в номере:

1 стр. Труд ученого. Беседа с Героем Социалисти-
ческого Труда академиком И. Мещаниновым. В. Шиш-
’марев. В Институте мировой: литературы. `Достиже-
ния советской филологии. Беседа с П. Лебедевым-

Полянским. Информация.

2 стр. А. Белецкий. Академия наук СССР и русское
В. Медведев. . Провозвестник
победы. М. Иорданская. На Капри (из воспоминаний). ^

литературоведение.

в поэзии.

3 стр. В. Шкловский. Мелководье. Владимир Назор.
На волчьем (стихи). Борис Соловьев. Непреодолен-
ное ученичество. А. Лейтес. О мысли и двусмыслице

4 стр. Л. Дмитриев: Дневник искусств. Мих. Зенке.
вич. Песни об Урале. Л.’ Озеров. Лирика Алексея Ле-
бедева. М. Слободской. Маленький фельетон. А. Ели-
стратова. Чарльз Диккенс. Наири Зарьян. Будущие
ги. Информация.

Достижения советской филологии

° Беседа с членом-корреспондентом Академии Наук CCCP
П. Лебедевым-Полянским

В годы Великой Отечественной войны
институты - литературы Академии наук
CCCP не. только не ослабили темпов ра-
боты, но, напротив, предприняли несколь-
ко капитальных изданий, осуществляемых
коллективными усилиями советских уче-
HBIX,

Продолжается работа над десятитомным
иллюстрированным изданием «Истории рус-
ской литературы» (от древнейших времен
‚до Октября). В ближайшее время вый-
дет второй том этого издания, обнимающий
древний период — от ХШ до ХУИ века.
Сдается в печать четвертый том, охваты-
вающий вторую половину ХУШ века, и
подготовляется шестой том (1-я половина
ХГХ века), посвященный в основной своей
части Пушкину.

академик И. И. МЕЩАНИНОВ.

ЧЕНОГО

г

-

Мещаниновым

древних языков — урартский. Знаком я
также с казахским и азербайджанским язы-
камн. Занимался одним ‘из индейских язы-
ков Северной Америки — языком немепу.
Язык этот совершенно не изучен ни у нас,
ни за границей, поэтому один из студентов
Колумбийского университета, желающий
специализироваться по этому языку, нпри-
ехал в СССР и занимался у меня в аспи-
рантуре; он защитил диссертацию и уехал
обратно к себе на родину.

Во время войны, по поручению военных
организаций, наш институт вел большую
работу по созданию «разговорников» для
бойцов Красной Армии. Такие «разговор-
ннки» мы составили на 23 языках; они со-
горжат. наиболее употребительные ответы
и’ вопросы. Благодаря им наши бойцы
могли, не зная языка, об’ясняться на ‘нем.
Составляли мы также карманные словари
для армии на венгерском. норвежском,

Ведется коллективная работа по соетав-
лению очерка по истории советской лите-
ратуры (общим об’емом 40 печатных ли-
стов}, отражающего становление и различ-
ные этапы развития советской литературы.

Одним из крупнейших изданий, предири-
нятых в годы войны, является пятитомная
история русской критики. Первый том,
уже написанный, охватывает русскую кри-
THKY co времен Ломоносова до начала
XIX века. Подготовляется к печати второй
том — до 60-х годов ХХ века.

Большой сдвиг произошел в области со-
бирания и изучения фольклора в СССР.
Внимание исследователей привлекает твор-
чество всех народов оветского Союза.
Значительно шире и глубже поставлена
сейчае проблема взаимодействия фолькло-
ра и письменной литературы’ Появилось
уже несколько обобщающих трудов, пос-
вященных этому вопросу. Под руководет-
вом академика А. Н. Толстого ‘подготов-
лялея краткий свод русского фольклора в
нескольких томах. Ведется коллективная:
работа по истории русского фольклора.
Первый том, который уже закончен и сда-
ется в печать, посвящен общим проблемам
русского фольклора, его истории. Спеня-
альные главы посвящены  обрядово-леген-
дарчому фольклору, свадебным песням,
причитаниям и загадкам. Одновременно
идет собирание и подготовка труда о
фольклоре Великой Отечественной войны.

А. М. Горький перед своей смертью. на-
метил план работы русских ученых в OO-
ласти западной литературы. Выпускается

большая история западноевропейской ли-
тературы. В этом капитальном труде два
тома уделено французской литературе.

Первый том, который появится в ближай-
шие дни, охватывает период до француз-
ской революции 1789 г.; весь последующий
период, до первой мировой войны составит
содержание второго тома, который подго-
товлен к печати.

+

Вышел первый выпуск первого тома
истории английской литературы и на-длнях
выйдет в свет второй выпуск.

`Подготовлен к печати первый том и пи-
шется второй том. истории литературы
США, в котором будет дан обзор развития
американской литературы от конца граж-
данской войны межлу Севером и Югом до
начала второй мировой войны.

Одной из важнейших задач Академии
наук в области литературы надо считать
разработку вопроса роли русской  лите-
ратуры ‘в развитии мировой культуры.  Оче*
редной том «Литературного наследства»
посвящен русско-английским ‘литературным
связям. Под руководством профессоров
А Дживелегова и Н. Бродского подго“
товлено исследование «Лев Толстой и За-
пад». Под руководством проф. М. Алексе-
ева составляется сборник материалов, по»
казывающий влияние Пушкина, Тургенева,
Чехова, Горького Ha западноевронейскую
литературу.

Помимо этих коллективных трудов, ин“
ституты литературы Академии наук подго-
товляют к печати и монографии отдельных
авторов. Особое внимание советские лите-
ратуроведы уделяли изучению жизни и
творчества Пуниина, Толстого, Горького,
Лермонтова, В ближайшее время выйдут в
свет: «Д. И. Писарев и литературно-об-
щественная борьба 60-х годов» проф. Л.
Плоткина, «Ленин и литература» проф. Б.
Мейлаха и мое исследование о Белин-
ском. Проф. Б. Эйхенбаум готовит оче-
редной том своей монографии о Льве Тол-
стом, проф. Н. Бродский—о Тургеневе, В.
Кирпотин — о Достоевском, И. Векслер—
об Алексее Толстом, Алексею Максимови-
чу Горькому посвяшены монографии члена-
корр. АН Н, Пиксанова «Горький и нацио-
нальные литературы», проф. В. Деснинко-
го «Горький и: 1905 гол» и проф. Б. Мн-
хайловского «Горький и литература Х!Х—
ХХ вв.».

О Шекспире пишет проф. А. Смирнов, о
Сервантесе — проф. К. Державин.

Изучение литературы славянских Hapo-
дов — немаловажная задача, стоящая пе-
ред советскими литературоведами и иссле-
дователями. Одним из первых трудов в
этой области явится подготовленная к пе-
чати акад. Н. С. Державиным работа «Вве-
дение в славянскую филологию».

Необходимо ‘назвать наиболее
работы, связанные < изучением
русского языка. Под редакцией акад. С.
`Обнорского составляется словарь древне-
русского языка, рассчитанный на 19—12
томов. Словарь современного русского язы-
ка, составляемый под руководством -члена-
корреспондента Академии наук В. Черны-
шева, рассчитан на 15 томов.

важные
истории

Торжественное заседание в Институте
мировой литературы имени Горького

шведском, финском, румынском и других
языках.

В ближайшем будущем будет опублико-
вана моя › большая сводная работа по
сравнительному обзору синтаксиса различ:
ных языков Советского Союза. После это-
го я займусь изложением уже собранного
мною материала по изучению глагола.

Я тесно связан с нашими азербайджан-
скими учеными, редактирую их труды по
языкознанию, истории, археологии. руково-
жу работой над диссертациями. По зада-
нию руководящих научных организаций
Азербайджана я приступаю к изучению
мидийского языка — языка одного из пред-
ков азербайджанского народа. i

Моя работа получила высокую. оценку.
Мне присвоено звание, которого удостаива-
ются немногие. Золотую звезду Героя’ Со-

лее 20 языков: кроме европейских — се-  циалистического Труда ‘носит великий
верно-кавказские, ‘дагестанские, северные! Сталин, — это волнует и вдохновляет на
{ненецкий, чукотский, эскимосский). из! новые труды во ‘славу родины.
is = ть

— В. ШИШМАРЕ

—

член-корреспондент Академии наук

Когда в 1932 году мы праздновали co-
рокалетине литературной и общественной
деятельности А. М. Горького, в ознамено-
вание этого юбилея был создан Институт
мировой литературы, носящий имя OCHO-
воположника советской литературы.

Фактически научную работу Институт
начал лишь в 1935 г., таким образом, че-
рез несколько недель исполняется десять
Лет его существования.

В начале 1939 года сю постановлению
правительства Ивститут был включен в
систему Академии наук СССР. Прада,
в составе Академии уже давно имелся Ле-
нинградский институт литературы. ‘Heob-
ходимо было координировать деятельность
и уточнить профиль каждого института.

Основное содержание . научной работы
Института заключается в создании истории’
мировой - литературы. : ‘

При разграничении функций с ленин-
градским отделением Институту мировой
литературы было поручено создать исто-
`рию советской ‘литературы, историн антич-
  HOM, английской, скандинавских литератур
и литературы США. Это определило ха-
рактер работы Инётитута, который состоит
сейчас из шести исследовательских групп:
горьковской, советской литературы, совре-
менного фольклора, русской, западной и
античной литературы.

За последние семь лет Институт выпус-
стил 26 книг, в том числе первый сборник
«Горьковских чтений», пушкинский и лер-
монтовский сборники, «Проблемы реализма
в английской литературе», «Историю древ-
негреческой литературы». проф. С. Рад-
цига, «Историю римской литературы»
акад. М. Нокровского и др. В печать сда-
но еще 15 книг и подготовлено к печати
`36 книг. Общий об’ем этих работ — око-
ло 700 авторских листов.

Коллективный труд научных сотрудни-
ков над созданием истории мировой лите-
ратуры не прерывался и в условиях эва-
куации. ‹ -

Важнейшее и почетное место среди
классиков нашей литературы принадлежит
писателю, чье великое имя носит Инсти-
тут. Сейчас возобновляется работа по под-
готовке академического издания собрания
сочинений Горького. Б. Михайловским и
Е. Тагером подготовлена к печати моно-
графия о творчестве Горького, написан
сборник статей «Горький и русская лите-
patypa XIX—XX вв.». Научный сотрудник
Е. Лейтнеккер в ближайшем будущем за-

кончит составление «Летописи жизин и
творчества А; М. Горького».
В 1937 году по постановлению прави;

тельства при Институте был создан архив
А. М. Горького, в котором хранятся руко-
писи, письма автографы и другие доку-

В ИНСТИТУТЕ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

менты, связанные с жизнью и творчеством
писателя. Еще до войны архив выпустил
два тома неопубликованных произведений
Горького, сейчас подготовлено еще не-
сколько томов. :
Вскоре открывается музей. А. М. Горь-
кого, недавно возвратившийся из’ эвакуа-
ции в Москву. До войны за четыре года
музей посетило свыше миллиона человек,
было проведено 9 тыс. экскурсий и около
тысячи лекций и бесед. i
° Перед нашим Институтом стоят важные
и сложные задачи. Мы продолжаем сейчас
работу над историей советской литерату-
ры. По поручению комиссии
Отечественной войны, с 1942 г. Институт
ведет под руководством проф: Л. Тимофе-
ева «Летопись литературы и литературной
жизни» военных лет. Первый томуже на-
ходится в печати. Научные сотрудники ра-
ботают над мднографиями о творчестве от-
дельных советских писателей, ‘уже пишут-

ся монографии о творчестве М. Шолохова

и Н. Островского. — ° т \

При Институте существует музей А. С.
Пушкина, созданный на основе всесоюзной
пушкинской выставки. ‹ Музей ведет науч-
но-исследовательскую работу. Составляет-
ся словарь языка Пушкина. Крупнейший
пушкинист М. Цявловский в настоящее
время закончил «Летопись жизни и твор-
чества А. С. Пушкина». Исследовательская
группа при музее выпустила сборник

«Пушкин — ‘родоначальник новой русской

литературы» и подготовила другой сбор-
ник — «Мастерство Пушкина».

Музей Л. Н. Толстого имеет два филиа-
ла: усадьба «Ясная Поляна» и музей
«Усадьба Толстого в Хамовниках» B
Москве, В музее хранятся рукописи, пере-
писка писателя. В годы Отечественной
войны толстовский музей организовал пере-
движные выставки, проводил лекции, бесе-
ды. К. 15 декабря 1942 г. был восстанов-
лен разрушенный немцами музей-заповед-
ник «Ясная Поляна». :

Институт мировой литературы имеет
богатую библиотеку, которая насчитывает
свыше 300 тысяч томов.

В секторе рукописей
180 тысяч документов, в том числе древ-
нерусские ‘и греческие рукописи, автогра-
фы крупнейших русских писателей.

У Института есть все возможности для
болыной и плодотворной научной работы.
В` Институте работают крупные литерату-
роведы: Существует докторская и- канди-
датская аспирантура. т

В торжественные дни юбилея Академин
наук, полводя итоги работы Института, мы

находится около

по истории.

12 июня в Институте мировой литерату-
ры имени А. М. Горького состоялось тор-
жественное` заседание, посвященное 220-
летию Академии наук.

В зале заседания организована выстав-
ка, освещающая роль и значение академии
в развитии литературы. is

Заседание открывается докладом члена-
корреспондента Академии наук В. Шиш-
MapeBa, пасвященным академику А. Н.
Веселовскому — гордости ‘русской науки,
наиболее значительному ее представителю
в мировом литературоведении.

Докладчик. говорит о многогранности,
широте и разнообразии трудов А. Н. Ве-
селовского, о мастерстве исторического ис-
следования, которым в совершенстве вла-
дел этот ученый-художник, для которого
научная работа была подлинно вдохновен-
ным трудом.

В связи с болезнью проф. Н. Гудзия его

доклад о «Роли Академии наук СССР враз
витии литературоведения» зачитывает уче-
ный секретарь института Б. Горнунг.

В докладе дается подробный обзор ра-
бот русских академиков, характеризуются.
сборники и издания русской академии и.
труды Института мировой литературы име-
ни А. М. Горького. _

— Революция дала возможность акаде-
мии стать подлинным научным центром.
Академия смогла’ развернуть филиалы в.
братских республиках. Впервые ее работа
привлекла широкое внимание общественно-
сти. Молодым талантливым ученым открыт
свободный путь в большую науку. В лю-
бом сборнике наряду с известными учены-
ми принимают участие молодые научные
сотрудники. . 3

В заключение заседания проф. М Цяв-
ловский прочитал доклад об «Академиче-
ских изданиях классиков русской художе-
ственной литературы». :

СЕЗД. ДЕЛЕГАЦИИ

Для участия в юбилейных торжествах,   И. Грабарем,

посвященных 220-летию Академии наук
СССР, со всех концов страны’ в Москву
с’ехались советские ученые. В числе при-
бывших украинские ученые во главе с
президентом АН УССР Героем Социали-
стического Труда акад. А. Богомольцем,

делегация Казахского филиала Академии
‘наук, делегация Литвы, ‘ученые %‹ Ленин-
града, Тбилиси, Баку, Воронежа, Иванова

итд

Они привезли сердечные поздравления
Академии наук и ее выдающимся ученым.
Всероссийская Академия художеств при,

слала из Ленийграда адрес-приветствие,
титульный лист которого оформлен”замеча-
тельным советским графиком В. Конаше-
вичем. Текст приветствия подписан акад.

профессорами и лоцентами
Академии. ‘

Членам делегаций вручаются  регистра+

ционные документы = юбилейным значком,
*

По приглашению Академии
участия в юбилейной сессии в
прибыли деятели науки Англии, США,
Франции, Чехословакии, Ирана и других
стран. Зарубежных гостей встречают Герон
Социалистического Труда, академики. про-
фессора. При встречах присутствуют чле-
ны посольств и миссий, представители cos
ветской и иностранной печати.

Английские делегаты привезли десять
приветственных адресов от различных наз
учных обществ и организаций Великобри-
тании. Тексты адресов будут оглашены на
юбилейной сессии.

наук для
Москву

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
О НАГРАЖДЕНИИ ПРОФЕССОРА ШАМБИНАГО С. К.

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

За выдающиеся заслуги в области исследования фольклора и истории русской

литературы, в связи с 50-летием научно-педагогической — деятельности,

наградить

доктора филологических наук- прафессора Шамбинаго Сергея Константиновича орде=

ном Трудового Красного Знамени.

Председатель Президнума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. -

думаем о будущих планах, о грядущих
трудах, которые создадут наши ученые в
новый период истории нашей родины.

°° 9

Здание президиума Акалемия наук СССР (Москва).