’ слиянии с государственностью.

‚ ва» также обращается к переломной =

Л. СКОРИНО

Лучшая зещь «Волжского альманаха»
— это главы из второй части трилогии
В. Костылева «Иван Грозный». Умело’
смонтированные, они по существу пред-
ставляют <собой целостную повесть He
столько о самом Иване Грозном, сколько
о русском народе — деятельном и дарови-
том. Решение больших исторических задач
было немыслимо без привлечения к госу-
дарственной деятельности множества лю-
дей из низов, «Они — ‘сила! Они — зем-
ля!» — восклицает Грозный; царь, «смелый
на новых людей». :

В опубликованных главах a
В. Костылева показана борьба русских
людей за морские ‘просторы, за превраще-
ние России в могучую державу. Традицион-
но-романтической фигуре датского аван-
тюриста, корсара Керстена Роде — этого
певца бурь, благородного ‘разбойника Ha
службе у московского царя; противопо-
ставляются новые и подлинно поэтические
образы русских мореплавателей какие
впервые вышли на Мировые просторы и не
сплошали ни в борьбе с коварством моря,
яи в морских’ сраженнях с пиратами, ни! в
торговых делах с иноземцами. Это и лу-
кавые, осторожные русские купцы, и уме-
лые дьяки — тонкие дипломаты из по-
сольского приказа. Это холмогорские мо-
реходы Беспрозванный Кирилл и Окунь
Ерофей, что «вокруг Скандинавии ходи-
ли», в Студеном море «плавали, словно ле-
беди», на жалких «неуснащенных  суде-
нышках», а теперь испытали свои силы на
Балтике в соперничестве с  прославлен-
ными немецкими и чаглицкимн» морепла-
вателямин. И, наконец‘ пытливый пушкарь
Андрей Чохов, мечтатель, Судьбы всех
этих людей тесно переплелись с судьбою
родины. В волнах Балтийского моря, в ту-
манной Англии, на чужбине, где в них BH-
дят молодую и неизведанную еще Россию,
русские мореплаватели осознают себя
частью своего великого народа.

Народ, на который опирается в своих пре-
образованиях Иван Грозный, предстает. у
В. Костылева отнюдь не как безликая
масса; но как множество разнообразных и
ярких нидивидуальностей, Порубежник Ге-
расим Тимофеев с гордостью видит, что
его повседневные и. казалось бы, незамет-
ные труды вливаются в общий могучий по-
ток исторических деяний всего народа.
Изменилось море, побережье которого
охраняет Герасим. Раньше оно пустовало,
и только рыбачьи челны оживляли пейзаж.
А теперь появились На нем московские ко-
рабли, какие «уходят вдаль по морским
просторём, горделиво расмустив паруса,
подобно тому, как распускает крылья вы-
рвавшаяся из клетки’ птица...» Глазами
участника исторических перемен, а не сто-
роннего наблюдателя, глядит на этот, из-
менившийся пейзаж Герасим. В завоевании
моря есть и его доля: жаркие бон в Ливон-
скую’ войну, взятие Нарвы, а теперь госу-
дарева ‘служба порубежного стража.

В. Костылев подчеркивает гармонию
личного ни общего. Но в утверждении обя-
зательности этой гармонии таится  опас-
ность идеализации эпохи. В опубликован-
ных главах трилогии народ показан лишь
в одном аспекте — в полном согласии, в
Это нахо-
дит себе образное выражение в  провоз-
глашаемом автором тождестве судеб про-
стого пушкаря Андрея Чохова и главы
государства Ивана Грозного. Каждый из
них решает свою часть исторической за-
дачи, и это их уравнивает. Если ‘дарови-
тый пушкарь все же остается крепостным,
которого могут ждать «и плети. и дыба»,
ибо он только «холоп, челядии Андрейка»,
а не полноправный человек, то и царь не
лишен своей доли страданий, говорит
В. Костылев, ибо и сам Грозный «будто
узник сидит в кремле и тяжесть держит
на своих’ плечах»,

Тождество это основано на искусствен-
HOM ограничении образа: оба, и Грозный
его пушкарь, берутся только в сюжетной
функции их служения историческим зада-
чам страны. За этим ограничением скры-
вается стремление ослабить социальные
противоречия, характеризовавшие эпоху.
Вольно нли невольно, но В. Костылев при-
ходит К идиллическому освещению прош-
лого. Элюха Грозного пробуждала созида-
тельные силы людей но и ставила им,
этим силам, предел. Поэтому здесь не мог-
ло быть и не было гармонии между лич-
ностью и государством, что стало возмож-
ным только в нашу эпоху.

Повесть Ген. Федорова «Матросская сла-

хе, но это уже героическая история наше-
го ‘времени, это эпоха гражданской BOH-
ны, Повесть представляет собой цепь но-
велл об одном герое. Это «случаи из жиз-
ни» матросской вольницы, рассказанные
живо, хорошим языком. Центральный  те-
рой, командир партизанского матросского
отряда Степан Бардин, во многом повто-
ряет традиционный образ «братишки», ка-
кой создала советская литература двадца-
тых годов. Мы узнаем его типические чер-
стих

ты: не знающее преград удальство,
Автор

‘хийность революционного порыва.
любуется ‚этими чертами. Ему дорого в
Стенане нечто «неуловимо небрежное н
вместе с тем лихое», что «сквозит во всем
его облике — и в бескозырке, чуть сдви-

«Волжский альманах» № 4. Горьковское обл,
изд. 1945.

Герой и эпоха

нутой на левое ухо, и в кудрявом чубе,
свесившемся на лоб...», его «избыток сил
от радостного чувства жизни», его, наконен
стремление проявить себя в энергичной
жизнедеятельности. Но Ген. Федоров упу-
скает часто из виду, что его герой — это
тип, уже разработанный нашей  литерату-
рой. Поэтому Степан Бардин подчас вы-
зывает в читателе ощущение чего-то дав-
но знакомого.

Степану Бардину присуща проникновен-
ная любовь к родине, К ее красоте. Лири-
ческий этот лейтмотив вводится в повесть
с помощью хорошо выписанных волжских
пейзажей. Красота Волги, ее спокойная
могучая сила порождает в душе Бардина
ощущение величия, мощи его родины: «Вот
это, брат, ширь! Вот это — Россия!»

У Бардина наряду с радостным ощуще-
нием раскованности буйных его сил воз-
никает сознание необходимости волевого
нх обуздания, отказ от «своеволия». Толч-
ком к этому является осознание Бардиным
своей личной ответственности за: судьбы
родины за судьбы людей, русских ипрч-
волжских, прикамских мужиков, над каки-
ми «озорничают беляки» в своем ожесто-
ченном стремлении повернуть
вспять.

Бардин трудно проходит путь от парти-
занствующего «братишки» к. дисциплини-
рованному командиру регулярной револю-
ционной армим. Автор. рассказывает 06
ошибках ипромахах героя, не боясь ста-
вить его подчас и в смешное положение.

Показывая эту внутреннюю ломку героя,
Ген. Федоров частенько уходит в <торону,
увлекается занимательным эпизодом, живо-
писной деталью, но все же из пестроты со-
бытий встает образ человека новой эпохи.

Современности в альманахе не повезло.
Современная тема представлена здесь по-
вестью Алексея Романова «Испытание» и
стихотворным отделом. Замысел повести—
показать рядового ‘участника Отечествен-
ной войны, одного из тех. простых наших
людей, какие с честью прошли сквозь ве-
ликое историческое испытание.

В повести А, Романова действуют герои
фронта и тыла, люди. свершающие боевые
и трудовые подвиги: Николай Орлов, его
жена Татьяна, колхозница Оладьина, боец
Макаров и другие. Им противопоставлен
трус и дезертир Шумилов.

Но в мовести нет живых людей, подлин-
ных наших современников. Романов шедро

распределил между свсими персонажами
различные «добродетели». Татьяна Op-
лова — героиня повести — берет на вос*
питание  девочку-сиротку  (символизируя

единство людей в тылу) и.. тут же от-
дает ее в детский сад, чтобы уйти рабо-
тать на завод и тем «символизировать»
трудовой под’ем героического народа.
Уходит на производство и Фаня Оладьина,
«знатная колхозница», прославленная вы-
сокими урожаями, хотя в этом явно нет
никакой необходимости: труд на KOVIXO3-
ных полях имел такое же оборонное зна-
чение, как. и труд стахановцев. Никаких ре-
альных трудностей нет в тех испытаниях, о
которых пишет автор. Татьяна — до-
машняя хозяйка, едва лишь переступив по-
рог завода, молниеносно начинает ставить
рекорды и... получает орден, Все до-
стигается легко, без всякого труда. Иро-
павшие без вести отцы, мужья спешно на-
ходятся. Это мир картонных препятствий,
условных переживаний.

Отсутствие реальных
возместить авторская сентиментальность,
Приемная дочь Орловой. протягивает «ху-
денькие. восковые свои ручонки», пролива-

эмоций призвана

ет «слезки». Когда приходит письмо от
отца девочки, героиня повести читает
его. «шалунке», «громко-громко», а Ba-

ренька берет письмо «робко-робко, словно
боясь, как бы оно... не улетело» и так да`
лее по известным канонам. старых рождест-
венских рассказов. Лепетание ‘сменяется
ложным пафосом, когда речь идет о самой ге-
роине повести. Серые <лова, серые штампо-
ванные фразы заполняют страницы. условно
обозначая волнение, какого автор явно не
испытывает. Творческое «испытание» не вы-
держано. Повесть А Романова не удалась.

Слабым является и отдел поэзии альма-
наха. В стихах поэтов-горьковчан есть хо-
рошие строфы, и удачные образы, Но все
эти достоинства уничтожаются  сосед-
ствующими с ними пустыми, невыразитель-
ными строчками. Илья Симоненков пишет
о переливании крови в стихотворении «Жи-
вая вода»: «Врач... прикоснулся к бойцу
уверенно — раз-и-раз, и еще, и глядь —
мой товарищ, мой друг проверенный, ожи-
вленный, вздохнул онять». Вот это «раз-и-
раз, и еще, и глядь» присутствует и в дру-
гих стихах: и у Сергея Кириллова, иу А.
Новикова, и у Е. Сорокина. Отсюда те пу-
стоты, какие разрушают ткань стиха. Все
это убедительно говорит. о необходимости
для поэтов-горьковчан тщательно работать
над стихом, добиваясь точного поэтически
весомого слова, и образа. Необходима и
серьезная работа редактора.

Перед всей нашей литературой стоит
ответственная задача — дать полноценный
образ нового героя, ‘советского человека,
творящего историю, а это налагает Ha
каждого, кто обращается к современной
теме, большую ответственность.  Современ-
ная тема требует от писателя и подлинного
вдохновения и высокого мастерства.

В. АЛЕКСАНДРОВ _

русским, женатым на гольдке; строят зем-
лянки, корчуют лес; трудная первая зима,

- цынга; охота, рыбная ловля; гольды, куп-

_ Русские
на Амуре _

Герцен писал о том, как люди удивля-
ются колонизаторской деятельности запад-
ноевропейских стран, «ломящихся от туч-
ности», «выступающих за берега», и спра-
шизал: «Но так ли смотрят на подвиги ко-
ловизация Сибири, на ее почти бескровное
завоевание? Горсть казаков и‘ несколько
сот бездомных мужиков перешли на свой
страх океаны льда и снега, и везде, где
оседали усталые кучки в мерзлых степях,
забытых природой—закипала жизнь, поля
покрывались нивами и стадами, и это от
Перми до Тихого океана... И такие колос
сальные события едва’ помечены историей.
или помечены для того, чтобы поразить
воображение дантовским образом ледяного
острога в несколько тысяч верст...» 1

Этот своеобразный процесе заселения Си-
бири, это трудовое освоение нетронутых
земель — одно из, зэначительнейших явле-
ний в нашей ибторни, не менее значитель-
ное, чем многиё победы руеского ‘оружия:

Русские ‘переселенцы на Амуре в конце
шестидесятых — начале’ семидесятых 20“
mos XIX бтолетия 4 тема, как будто’ дале-
кая от привычных, излюбленных тем наше-
то исторического романа, в действительно-
сти же глубоко с ними связанная, Ведь
трудовая ‘и воинская доблесть нашего на-
рода — две стороны одного и ‘того же на-
ционального характера. Чтобы понять по-
двиги воина, нужно помнить о трудовом
его подвиге.

Пересказывать книгу Николая Задорно-
ва? нелегко, В ней нет. никакой вмешней
интриги, зикаких’ условных фабульных “TO
строений. Просто: ‚крестьяне приехали ма
Амур; познакомнлись со старожилом =“

1 Россия и Польша. 1859. Полн. собр. сочин.
и писем, т, ТХ, стр. 453.

2 Николай Залорнов, Амур-батюшка. Роман.
Огиз.—Дальгиз. 1944. Книга отмечена положн-
тельпыми рейензиями в местной пезати (газе-
ты «Тревога», «Тихоокеанская звезда”, «Сталин-
ский Комсомольск»).

‘тут он заинтересовался, куда

цы-Китайцы; весна, лёдоход... Можно ли
говорить о «рыхловатости сюжета»? Нет.
Узловые события характерны и показатель-
ны для того труда и быта, для тех отноше-
ний, о которых рассказывает автор. Убили
медведя; поймали крупную рыбу; Егор
Кузненов подрался < китайскими торгов-
цами, обижавшими гольдов; Иван Берды-
шов застрелил тигра, а потом китайского
найона — грабителя; кто-то украл ‹оболя
из чужой ловушки; уличенный вор раскаи-
вается; ссора и примирение (при посред-
стве Ивана Бердыпюва) двух гольдских
поселков. Все эти события осмысливаются
и внутренне связываются друг с другом,

как отдельные моменты «расчистки земли».

и как начало дружбы русских и гольдов.
Сюжетные линии вырастают здесь
реального жизненного ‘матернала, а не на-
кладываются на’ него` извне: они не могут
н не должны “быть иными по самому суще-

‚ству дела, Сюжет, фабула — не белые нит-

ки ‘а’ литературное произведение — не
стеганое одеяло. швы на котором распола-
гаются, следуя симметрии своего собствен-
ного -узора, не’ считаясь с рисунком ткани.

Упрек в «рыхловатости. сюжета» нужно
отвести. А вот о композиции, о том, как
одна сцена сменяется другой, как расстает-
ся автор с одним персонажем, чтобы за-
няться другим, можно было бы поспорить,
Читая роман, представляешь себе охотни-
ка, который переходит от следа к следу;

ведет вот
эта тропинка; эдесь ее пересекает другая;
почему  бы не ледить и ее? Но и тут
находишь для автора оправдания. Плохо
было бы, если бы эти следы ‘и тропинки
приводили к каким-нибудь пустякам, но в

Тромане Задорнова все пути’ интересны.

Конечна, нногда стоит пожертвовать да-
же интереснай. подробностью; следует, мо-
жет быть. кое-где разредить этот лес, что-
бы деревья не мешали друг другу расти,
но без геометрической стрижки. как’ в пар-
ках. франиузского стиля; нужно добизаться
большей стройности,  слаженности, но
без натяжек, не в ущерб той органичности,
которая так подкупчет нас в этой ‘кпиге,
Достоинство, которое не так-то уж часто
встречается, — здесь ни об, одной. ситуа-
ции, ни об одном эпизоде, ни об одном ха-
рактере не скажешь: это искусственно, это

придумано.

историю

ИЗ

«Кентерберийские рассказы» Jl. Yocepa, английского писателя ХГУ века, основоположника английской литературы и создателя современного английского языка — вы-
дающийся памятник мировой литературы, «Кентерберийские рассказы» впервые переведены на русский язык Иваном Кашкиным и

стрирована большой серией гравюр художника Ф. Константинова. На снимке пять гравюр этой серии.

А. ШВАРЕВ,

секретарь Челябинского обкома ВКП(б)
по пропаганде

УРАЛ —ТЕМА

В годы войны © особенной силой сказа-
  лась историческая роль Урала, как могу-
  чего арсенала нашей родины, как кузницы
нашей победы.

Перед советской литературой, перед
всеми советскими писателями, писателями,
живущими на Урале, стоит сейчас важ-
‘ нейшая задача; правдиво отобразить в ху-
дожественных произведениях те’ преобра-
зования, которые произошли на Урале в
годы сталинских пятилеток и в годы Ве-
ликой  Отечественной войны.

В произведениях советских писателей,
посвященных военной тематике, запечатле-
ны героические черты советского  воина-
победителя. В этом отношении положено
хорошее начало, предвещающее появление
еще более значительных, еще более цен-
ных в идейно-художественном плане про-
изведений, Но герои тыла, преодолевшие
жесточайшие трудности и лишення воен-
ного времени, проявиыние самоотвержен-
ность и героизм, равные героизму своих
братьев-фронтовиков, в литературе еще не
показаны. Где книги о гвроических гвар-
дейцах тыла, о скромных тружениках, день
и ночь державших трудную и ответствен-
ную военную вахту? Таких книг очень ма-
ло. «Клятва» Федора Гладкова, «Урал в
обороне» Мариэтты Шагинян, «Огни» 4
«Сталинские мастера» ‘Анны’ Караваевой,
«Испытание» Аркадия Первенцева, «На
Урале» С. Васильева — вот и все наиболее
значительные произведения, разрабатываю-
щие тему тыла. Эти книги одиноко стоят
на полке читателя. Советские писатели в
долгу перед многомиллионной читатель”
ской массой, в долгу перед Уралом.

Тема Урала в советской литературе —
это не местная, локальная тема. Эта тема
героического тыла нашей страны, тема
трудового героизма советского народа тре-
бует, чтобы ее раскрыли правдиво и глубоко.
Нельзя ограничиваться описанием  внеш-
них признаков героического труда. Надо
отойти от шаблона и схематизма в показе
людей и событий, раскрыть внутренний мир
героев, показать их любовь к родине, к свое-
му краю. к своему заводу. Героика  трула
отражается в личной жизни, крепка взанимо-
связь общественного и личного, и тут перед
писателем большое поле деятельности,

Существенным недостатком некоторых
произведений об Урале принадлежащих
перу как московских, так и местных писа-
телей, является то, что авторы их, поддав-
шись напору требований откликнуться Ha
актуальную тему поверхностно подошли к
изображаемым явлениям, не пережили, не
продумали их глубоко. .

Советский писатель не может и не дол-
жен ограничиваться только об’ективистской
констатацией наблюдаемых явлений реаль-

ЛИТЕРАТУРЫ

ной действительности. Писатель приззан
понять и показать закономерность пронес-
сов, выдвинувших Урал на одно из первых
мест в стране, сделавших коллектив тру-
дящихся Урала носителем лучших, типич-
ных черт русского народа.

Вопросы роста и воспитания молодых
писателей имеют сейчас большое значение.
 Об этом говорилось на последнем пленуме
правления Союза советских писателей
СССР.

За годы войны писётели Челябинской об-
ласти создали ряд произведений. Изданы
сборники стихов Л. Татьяничевой,
М. Львова, А. Гольдберга, Вышла в свет
замечательная книга . писателя-уральца
Анатолия Климова «Урал — земля золо-
тая». Это—своеобразное явление в нашей
литературе. Помимо многих достоинств
этой книги, обращает на себя внимание ее
язык, живой и образный, Работая с тыся-
чами своих соавторов, А; Климов сумел по:
казать в этой книге замечательные черты
советских детей — пионеров и школьников
Урала, их беспредельную преданность ро-
дине, их любовь к родному Уралу, как
конкретному воплощению родины в их со-
знании.

Книгу А. Климова «Урал — земля золо-
Тая», как и замечательные сказы П. Бажо-
ва, с полным основанием можно зачислить
в золотой фонд советской литературы. То
новое, что внес A, Климов в литературу
книгами «Мы из Игарки» и «Урал — земля
золотая», надо подхватить и развить. По-
чему бы, например, местным писателям не
использовать метод работы А, Климова?

Рост и творческое  совершенствование
молодых писателей обусловлены, ¢ одной
стороны, изучением жизни людей, с дру-
гой стороны, повседневной учебой, работой
над собой, над повышением своего идейно-
политического и культурного уровня. На-
шим местным писателям надо пожелать
стать ближе к жизни.

Областной литературной организации
необходимо изучать и пропагандировать
уральский фольклор. Это не означает, ко-
нечно, что писатели должны стать собира-
телями фольклора. Но широко использо-
вать уже собранный фольклорный матернал

в своих произведениях — это очень важно.  .

Став важнейшим арсеналом страны в дни
войны. Урал останется им и в период мир-
вого развития. Наши писатели, отображая
мирный труд уральцев в послевоенный
ee номнят о необходимости воспитания
нашего народа в духе готовности в любую
  минуту отстоять целостность и независи-
мость советского государства.

Велики и ответственны задачи, стоящне
сейчас перед советской. литературой. Писа-

‘телей ждет почетный и благодарный труд.

м

НА НУБАНИ

На-днях в Краснодаре выхолит альма-
нах «Кубань» В нем напечатаны повесть
С. Бабаевского «Гусиный остров», статья
А. Степанова «Как я работал над Порт-
Артуром», стихи Петра Симонова, неопуб-
ликованные письма Максима Горького и
другие материалы.

Журналист Н. Винников, побывавший в
прославленных гвардейских кубанских ча-
стях. ‘нанисал книжку <Казаки-гвардейцы».

Иллюстрации художника Г. Цивилева
} (Дальгиз).

,

‹Нужно не пересказывать, а приводить
примеры, цитировать, чтобы читатель сам
почувствовал и оценил эту спокойную про-

стоту.

«Малые клочья земли на рёлке уже на
  другую неделю по прибытии переселенцы
 расчистили. Мелкое зверье выбегало из
‚ тайги и разрывало их, поэтому пришлось
‚ делать ограду из пеньков и коряжин. На-
: чало было положено... Наталье плакать хо-
` телось от радости, когда влервые зазеле-
  нели всходы на ее грядках, Лес еще стоял

’над огородом, еще тучи комарья туманом
\зеленели над рекой, но, глядя на такие
  знакомые, по-старому родные и милые

комья черной земли и на стройные рядки
лунок с бледнозелеными ростками, вери-
‘ лось, что будет тут и дом, и Malina, и
двор».

У богатого гольда мрут дети. Тяжело
болен годовалый мальчик. «Нужно было
камланием изгнать из него чорта... Aura
{гольдка, жена русского’ старожила) сдё-
лать этого не могла и решила * напустить
на чорта русскую знахарку». Переселенка
бабка Дарья ставит диагноз: у › мальчика
собачья старость. Леченье: пекут калач; с
соответствующими заклинаньями ломают
его на части и бросают за дверь собакам.
Ребенка на лопате’ трижды суют в печку и
быстро вынимают обратно.

`Но кроме всего этого ребенка моют; до
тех пор его ни разу не мыли; бабка Дарья
дочиста вымыла ero — трязи. хватило Ha
пять’ корыт. «Потому у тебя ребята и не
стоят, `— кричала старуха, — что ты в гря-
зи живешь, Купать надо ребят, а тряпки
‚стирать мылом. Да.эти-то уж’ и кинуть
пора, Да собак ‘в избу пускать нельзя. Со-
бака пусть в конурё живет». Когда гольд-

‚ка уходит, Наталья удивляется: «Меня аж

замутило.,. Kak tebe не‘ противно». . «Пи-
когда ничем не  брезговала, — философски
‘отвечает старуха. — Всё’людекое...»:
Ребенок поправляется, знахарка приобре-
тает широкую известность. «Постоянное
общение с гольдами так приучило бабку к
ломаному языку, что она даже коцике, ста-
щившей с шестка кусок лососиного мяса,

И. Юдин автор книжки «Кубань борет-
ся», сейчас работает нал повестью © вос?
‘становлении кубанского колхоза после ‘ок-
купации.

Учитель Шереметьев из станицы Васю-
ринской в течение многих лет изучал исто-
рию Кубани. Сейчас он пишет ‘книгу очер-
ков о пограничной службе кубанских каза-
ков в прошлом веке.

Поэт П. Смирнов закончил книгу сти-
хов о Кубани.

:

к книге Н. Задорнова «Амур-Багюшка»

говорила: «Чего твоя балуй? А? Ах ты...
Вот я тебя ножом мало-мало секи-секи...».

И еще один эпизод, пожалуй, нентраль-
ный в романе. Китайские торговцы  отни-
мают у задолжавшего им гольда его ма-
ленькую ‘дочь. (Из материалов по пересе-
ленческому делу мы знаем, что такое за-
кабаление гольдов  китайцами-торговцами,
приводившее к подлинному рабству, дей-
ствительно, существовало). Гольд сперва
хотел было отдать им вдову своего стар-
шего сына. -- «уже немолодую бабу, лени-
вую, спокойно и терпеливо. сносившую
все обиды. Она была сирота, после смерти
мужа ей некуда было деваться, И она жи-
ла лишним ртом в большой семье...» Эту
вдову выгоняют из дома, но китайцы не
соглашаются взять ее; они требуют и на-
сильно уводят девочку.

К торговцам заехал переселенец Егор
Кузнецов — продать двух  чернобурок.
Торговцы, конечно, его обсчитали, но чтож
поделаешь? Он собирается уезжать. Голь-
ды просят, чтобы он им помог. «Этот ста-
рика долг большой есть — соболь нету,
его сынка нету; сам один: охотник... Китаец
эта фанза пришел — бей старика палкой,
девчонка взял...» Егор сердится: «А вы-то
  чего смотрели?». «Наша молчи.
товар не давай, наша все помирай». Егор
сердится еще больше. «Кто он тебе? Поме-
ик, что ль? Крепостной ты ему? Тьфу на
твоего лавочника!» Егор дерется с торгов-
цами и вызволяет гольдекую девочку.
Гольды ликуют.

Он уходит, не очень довольный этой
историей, Дрался-то он хорошо, но лично
для себя выгоды не получил никакой’ —
один ущерб: кнут поломали,
остались там, где он бился с китайцами...
Подумав, он возвращается в лавочку: «Вы-
носи ‘обратно моих чернобурок!». Из-за них
одних, Из-за того, что его обсчитали, он
не стал бы устраивать

и этой обиды? После нового боя ему от-
дают его чернобурок. «Теперь рукавицы
кидай!». Ему возвращают и рукавицы.

Здесь все без пояснений понятно: и та как
как будто нехитрая, но действительная

Е неа

Если его  его жене — гольдкечшаманке...

атурном произведении:
скандала. Но те- ратур р

перь — заодно — почему бы не возместить

О. Румером (Гослитиздат). Книга иллю-

А. ОЛЬХОН

В Иркутске собрались писатели Восточной
Сибири. Обсуждались итоги ‹ последнего
  пленума ССП, работа самих иркутян в. го-
ды войны, вопрос об альманахе «Новая
  Сибирь». Секретарь Иркутского отделения
 ССП А. Кузнецова познакомила’ с
работой Всесоюзного пленума, Затем была
заслушана  стенограмма ‘обсуждения ХУ
книги альманаха «Новая Сибирь» в Област-
ной комиссни Союза писателей в Москве
совместно с писателями областей — участ-
никами Всесоюзного пленума. Резкая об’ек-
тивная критика художественных недостат-
ков последией книги альманаха произвела
большое впечатление Ha присутствовавитих.
Отдельные голоса, пытавшиеся разного ро-
да «скидками» оправдать отставание,
получили поддержки и совешание прошло

под знаком здоровой самокритики,
В рядах иркутской. организации есть
«мертвые души», пребывающие в творче-

ском бездействии со времен выдачи пер-
вых кандидатских удостоверений, т. е. ©
1933 года.

Но в Восточной Сибири есть несомнен-
ные творчески одаренные литераторы, ко-
торые, однако, за последнее время или
ничем не проявили себя, или печатали
ТОЛЬКО «оперативные» стихи и очерки од-
нодневной ценности.

Некоторые молодые прозаики в своих
рассказах и очерках художественный показ
подменили сусальной патетикой, благо-
душным описыванием манекенов доброде-
тели. Таковы многие рассказы. очерки и
повести Ал. Александрова, Б. Костюков-

ского, Е. Хмельницкой  (написавшей хоро-

ший рассказ «Плавка № 2003»), Г. Конен-
кина и др.

Н. Устинович написал хорошую книжку
охотничьих рассказов для юношества. Ав-
тор премирован в Москве на всесоюзном
конкурсе детской книги, А в очередной
альманах он предложил повесть «Звериная
тропа», сюжет которой схематично. таков:
один человек с’ел в тайге другого, а са-
мого людоеда с’ели волки. В чем дело,
почему первые достижения авторов не за-
крепляютея. почему «подающие надежды»
не вырастают в мастеров, — эти вопросы
волновали собравшихся на совещание,

Писатели на периферии не могут оби-
жаться на забвение; их знают, у них есть
свой читатель. Заставить читателя  заин-
тересоваться краем, где он живет. его
историей и будущим — это значит помочь
человеку лучше работать, полнее жить.
Инсатели краев и областей в этом отноше-
нин выполняют серьезную работу. Как же
отвечают писатели на внимание своих чига-
телей и на заботу областных партийных и
советских организаций? Иркутяне-литера-
торы стремились всячески оправдать об-

щественное внимание. В сельском хозяй-

стве, на рыбных промыслах Байкала и Ан-
гары, на оборонных заводах, в шахтах Че-
рембасса, в воинских частях, на
приисках, в аудиториях вузов и в школах
писатели бывают постоянно, Литературные
вечера, лекции, доклады, радиовыстунле-
ния — все это в Иркутской области стало
повседневным явлением. Литературно-мас-
совая работа ведется здесь на протяжении
уже многих лет очень интенсивно.

У ПИСАТЕЛЕЙ

КРАСНОЯРСК. (От наш. корр,). Свыше
сорока книг местных писателей издано
Красноярским краевым книгоиздательством
за годы Отечественной войны. В числе их—
плач-сказ сибирской сказительницы Е. Чи-
 ‘чаевой. «Не забыть нам веки-повеки» (о Зое
Космодемьянской), сборники стихов Л. Чер-
номорцева «Мое оружие»; И. Рождествен-
ского «В боевом строю» и «Сердце Сиби-
ри», К. Лисовского «Клятва», А. Полов-
никова «Ленинград», рассказы С. Сарта-
кова «Алексей Худоногов». Н. Устинович:
«Лесная жизнь» и «Аромат земли». SEY
Издано семь ‘литературно * художе-
ственных ‘сборников («Боевые строки»,
«Линия огня», «По военной дороге», «На
Запад», «Боевой рубеж», «Родине, фронту,
победе», «Патриотки»). В них помещены

стихи, очерки и рассказы о Сибири в дни.

войны, о красноярцах-фронтовиках, о .луч-
ших людях красноярских колхозов и т. д.
В серни «Красноярцы = герои Отечествен-
ной войны» вышли 14 биографий красно-
ярцев — Героев Советского Союза. :

не

золотых.

Иркутское ‘отделение ССП  об’елиняет
p SHARES BEY группу людей, зарекоменло-
вавших себя еше до войны. В годы войны
замыслы писателей обогатились. Георгий
Марков, работая в газетах армий Востока,
закончил второй том романа «Строговы».
Это хроника. трех поколений сибирской
крестьянской семьи, Рукопись — итог де-
сятилетней ‹ работы — в производстве,
Сейчас автор начал новый роман «Золотой
кисет». Герои. романа, люди. горно-рудной
промышленности, искатели благородных
металлов, сами облагораживаются, › самоот-
верженно трудясь.

Конст. Седых от лирических, опытов
пришел к документальной прозе и теперь
кончает второй том романа «Даурия». Это
роман о судьбах забайкальского казачества.

ервая книга, вышедшая в 1943 году, была
сочувственно встречена критикой, Г. Кун-
  гуров, в свое время написавший историче-
  ский роман «Путешествие в Китай» (пер-
вые связи русских с Китаем). потерпел не-
которую неудачу в «малой форме». В его
книге «Тыловые рассказы» обнаружились
серьезные художественные погрешности,
последние годы Кунгуров написал цикл
«Монгольских рассказов», лучший из ко-
торых «Чагдар» (мастер-оружейник) будет
напечатан в следующей книге альманаха
«Новая Сибирь». Сейчас Г. Кунгуров рабо-
тает над повестью о заселении русскими
побережья Охотского моря.

Детская писательница Агния Кузнецова
сдала в Областное издательство приклю-
ченческую повесть для детей среднего воз-
раста: Тема повести—дети в Отечественной
войне. Преждевременно, может быть, го-
ворить о мололых прозаиках-иркутянах, но
творческий коллектив. многого ждет от
Ал. Александрова. сдавшего в печать свои
очерки о людях советского Байкала, и от
Bb, Костюковского, опубликовавшего по-
весть «Сибиряки». Схематизм и ‚упрощен:
чество еше сказываются на их произведе-
ниях. Но среди молодых прозаиков Восточ-
ной Сибири они наиболее активны творче-
ски. ; ;

Хуже обстоит дело с поэзией. Pac-
судочность, абствактная патетика,  прене-
брежение ‚формой, подчас . косноязычие
свойственны последним стихам Ив. Молча:
нова-Сибирского, Конст. Седых, Ив. Лу:
говского. А. Гайдая, Е. Жилкиной и Zp.
Достижений в области поэзии, исключая
переводческие работы, нет, и совещание
полностью согласилось с выволами Об:
ластной комиссии президиума ССП. is

Мешает росту писателей краев и обла-

стей отсутствие на местах критики и ква-
лифицированной редактуры. Книжки -06-
ластных издательств вне «поля зрения»
центральной. критики. :

Необходимо воспитывать кадры редак-
торов, растить в них сознание ответствен-
ности за дело литературы, прививать им
умение находить молодые дарования. Не-
терпима в издательском деле  косность,
боязнь нового, перестраховка. «Вот при-
дет рецензия из Москвы.. Пусть поемот-
рят в Москве... Ранать здесь не булем»,—
такие речи можно услышать в Облгизе,

Местные газеты, к сожалению, ничего не
пишут о выходящих в областных издатель-
ствах книгах.

=>—————

КРАСНОЯРСКА

Сейчас в производстве находится He-
сколько новых изданий. На-днях выйлет в
свет книга А. Аграновского «Простые. рас-
сказы». В ней повествуется об опыте рабо-
ты одного из передовых колхозов края
«Красный пахарь» в дни войны, Заканчи-
вается печатанием приключенческая повесть
Н. Устиновича «Золотая падьх. Подготов-
лена к изланию книга для детей А. Полов-
никова «Твои земляки» (о подвигах героев-
красноярцев на фронтах).

Издательство приняло к печати книгу
для юношества Е. Рябчикова и С. Карпа:
чевой, работающих в Норильске, «Подру-
га каучука» (о производстве сажи). И. Рож:
дественский ‘° закончил сборник ‘ стихоз
«Родная Сибирь», К. Лисовский -= поэму
о Герое Советского Союза эвенке Увачане
и цикл стихов о. Курейке и. Эвенкии,
С. Сартаков готовит к печати повесть для
‘юношества’ «На Чунских порогах», две
‘книги лирики подготовил старейший поэт

Сибири M. Ерощин.

и оу

культура, которую несет с собой бабка
Дарья, ‘и житейская мудрость этой стару-
хи; тонко подмеченные мотивы поведенья
Егора — и мужественное заступничество,
и чернобурки, и рукавицы (но чернобурки
и рукавицы — потом, во вторую очерель,
«заодно»). И главное: сколько тепла, срод-
ства, близости, взаимного понимания в этих
отношениях с гольдами. И как помогает
все это понять несокрушимую прочность
такого освоения новых земель. ‘

Задорнов уверен в TOM, что ‘его
герои его не подведут. Он предостав-
ляет им действовать так, как это им свой-
ственно. И они ‘его не подводят. Он на-
блюдает за ними спокойно, с’ ясной и ум-
ной человечностью, понимает их и любует-
ся ими. Ими, действительно, можно и нуж-
но любоваться, Каждый из этих людей —
особенный. но в каждом из них выступают
те или иные черты того общего начала, ко-
торым проникнута вся книга. Это начало—
наш национальный характер, в различных
его оттенках и проявлениях. Он раскры-
вается здесь свободно и непринужденно.
Национальное чувство автора — глубокое
ths органичное — не нуждается ни в каких
декларативных подчеркиваниях. Книга За-
дорнова — очень русская, и по тем нацио-
нальным ценностям, которые в ней выра-
жены, и по тому, как они выражены: про-
сто, естественно, без всякого нажима,

О многом хотелось бы еще рассказать—
об отдельных лицах; 06° интереснейшем
образе старожила — Ивана Бердышова; об
Сколько
тут можно было ‘бы нагромоздить вздорной
экзотики, демонизма и прочего; и как прав-
див. как человечен этот образ. в романе
Задорнова ‘(чудесная сцена — гольдка
учит русских ребят ездить. на’ собаках). О
проходных фигурах: навестивший  Пересе-
лениев nom — ‘деловой, практический си-
бирский поп, который знает толк и в хХле-
бопашестве, и в охоте, и в рыболовстве,

рукавицы   и в торговле, поп, который горько разоча-

ровывает старого деда Кондрата: не поп,
а жиган, священного мало...

° Говорят о двоякой роли пейзажа в лите-
пейзаж ‘или <оот-

ветствует переживаниям действующих
лиц, или контрастирует с этими  пережи-
ваниями.

Повторяя эти прописные истины, мы
склонны иногда забывать, что существует
и другое отношение между пейзажем и

человеком. — такое, как в книге Залорно-
  ва (и во многих других хороших. книгах):
природа —, место, где люди живут и рабо-
тают. Отсюда — большая свежесть и не.
посредетвенность этих описаний; здесь
они — живая необходимость, а не какая-то
литературная. обязанность.

Весь тон книги — очень светлый, хотя
писатель отнюдь нё идеализирует своих
действующих лиц и уж, конечно, не обхо-
дит молчаньем тех бедствий и трудностей,
с которыми они сталкиваются. «Велик путь
сибирский — столбовая дорога. Пошагавшь
по ней, покуда достигнешь синих гор бай-
кальских, насмотришься людского ropa,
наготы и босоты, и привольной жизни на
богатых заимках, и степных просторов, и
диких, темных лесов. Попотчуют тебя кто
чем может; кто тумаком по шее, а пьяный
встречный “озорник из томских ямщиков—
бичом, богатый челдон — сибирскимн пель-
менями; подадут тебе под окном пшенич-
ный калач и лепешки с черемухой. При-
Ласкают тебя и посмеются над ‘тобой, на-
терпишься ты холоду и гололу, поплачешь
под березой над’ свежим могильным хол-
мом, поваляешься на телеге в разных 60-
лезнях, припалит тебя сибирским мозозием,.
польет дождем, посушит ветром. Увидишь
ты и каторгу и волю, н горе и радость, и
простой народ и господ в кандалах, этап-
Ных чиновников, скупых казначеев. А бо-
лее всего наглядишься кривлы. и много
мимо тебя пройдет разных людей — и хо-
роших и плохих».

В дореволюционной литературе эта тема
трактовалась не так — тяжелее, темнее.
У Задорнова краски другие. Почему? Злесь
нет преднамеренности, нарочитости, нет за-
данья: «останавливаться преимущественно
на светлом». Автор знает и чувствует, как
тяжело было жить и работать ето героям,
Но он знает, что эти страданья и бедствия
— исторически  преходящие, временные;
OH ‘видит будущее, к которому придут дети
и внуки этих людей — наше общество. Это
— правильная историческая перспектива,

доступная только художнику нашего’ зре-
мени.
Николай Задорнов написал нужную и

хорошую книгу.

Литературная газета
№ 30

‚ Литературная =
_ жизнь Восточной Сибири