fy AI UFC RRS

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ВИТАЯ

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

SETA

форм

Кроме главной, основной своей работы над
художественными пронзведениями — рома-
нами,
нями, поэмами, драмами
писатели систематически участвуют в собни-
рании, отборе, редактировании’.
ции разного рода человеческих документоз.
Сейчас )
6orpuio0e

о
Pp

№

37 (1148).

ЕВЕ

запечатлеть

Советская литература

воплощения

знает много

живого опыта народа.

повестями, рассказами, стихами. пес-

и сценариями, 2
и публика-

это дело
значение.
А. М. Горький неоднократно говорил об
граниченности тематики дореволюционной
усской литературы. — Великие

приобретает особенно

писатели

стителями дум» и «учителями жизни», et
много раз доказывал Горький. не охватыва-
ли и не могли охватить всего многообразия
жизни России. Но ведь наше время беско-

нечно богаче событиями, сдвигами во всех
областях жизни, проявлениями величия че-
ловеческого духа в самых разнообразных и
не схожих между
Кроме того, в наше время значительно рас-
шнрилась и территория. на которой проис-
ходят события и явления, достойные само-
го :
«Творческая эпоха», как называл Алексей
Толстой наше время, сказывается и в дерев-
в в городе, и в труде ученого, и в труде
рабочего, и в труде крестьянина. и Г a)
И Phen hea ИИС one.   конкурсов как всесоюзных, так и местных. К
ским, и начатое сегодня Стахановым в Дон-

бассе подхватывалось завтра Луниным в’
Сибиги, начатое сегодня Ангелиной на
Украине завтра по-своему преломлялось

Ефремовым на полях Алтая.

£

доставлены в
возможности опыта»,
a
ветского народа в войне за
висимость своей Родины, за свободу и из-
зависимость
ошутнма необ’ятность проявлений мужесгва
и отваги, напряженной и самоотверженной
работы человеческой мысли на всем прогя-
жении невиданного фронта, во всю глубину
огромного тыла. И еще острей, еще насущ-
ней ложится на плечи всех советских лите-
раторов
стить! Нельзя пропускать!

ческих свидетельств о содеянном приобре-
тают великую ценность. Дневники. записи,
циеьма,
участников событий,
докладные записки и отчеты, деловая пере-
писка, решения и постановления могут ока-
заться живым,
материалом.
вигами трудовыми и бранными. Но этот ма-`
териал не обязательно весь должен публи-
коваться. Намечая пути работы над «Исто-
рней фабрик
что «..материал, вероятно, не уложится це-
ликом в книги и представит собой ценней-
ший архив лля историков, литераторов.: эко-
номистов». Это остается справедливым и для
нашего времени.

‚‘посредственных
событий, героев и творцов новых явлений
жизни имеет значение и для широкого кру-
га читателей. и для писателей.
эти рассказы «бывалых людей» — непосред-
ственное изложение обретенного опыта, ^—
вводят в широкий круг деятельности, твор
чества в самых иногда отдаленных от них
‘сферах. Для писателя записи эти — огром-
ный источник познания людей, событий, мы-,
с
ном и Непосредственно изложении:

журналах и отдельными изданиями
стали перед. читателями дневники и записи,
письма
участников всенародной войны с фашизмом,
Это воспоминания, ‘записки военных  летчи-
ков Покрышкина, Лавриненкова; С. Ковпака

собой обстоятельствах.

серьезного общественного внимания.

«Есть опасность, что мы что-то пропу-
тим, а этого нельзя пропускать. Нам пре-
распоряжение бесконечные
говорил Горький.
ейчас. оглядываясь на великий подвиг со-
честь и неза-

всего человечества, особенно

герьковская забота — He пропу-

Все виды документов, все формы челове-

воспоминания непосредственных
рапорты и донесения,

интересным, плодотворным

знакомянтим. читателей с под-

и заводов», Горький писал,

Таким образом собирание всех видов не-
свидетельств участников

Читателей

лей и чувств своего времени’ в безыекус-

в литературных

пред-

За последние два года

и воспоминания непосредственных

‘людям и фактам,

воренных к смерти) и др.

видно, что среди них преобладают записи
о войне. Тыл Великой Отечественной вой-
Kul,
военной промышленности на Восток,
трула крайне скудно представлены в пе-
зати. их опыт, их подвиги; их трудности и
их достижения в большинстве своем оста-
ются разбросанными в газетных заметках и
грозят исчезнуть. Это говорит в
$

` художников В. Коновалова,

>

*

«От Путивля до Карпат», П. Игнатова «За-
`писки партизана», А. Полякова «В тылу вра-
га», «Павшие за Францию» (письма приго-

Уже из перечня напечатанных документов

героическая эпопея перебазирования

люли

первую

АННАН ~

Суббота, 1 сентября 1945 г.

pe Se ae ee

Ee aes

опыт народа

очередь о недостаточном внимании к орга-
низационной стороне дела собирания доку-

ментов эпохи, обобщения опыта.

Между тем организационный опыт в этой

области накоплен большой. Горький точно

определил работу редакций «Истории граж-

данской войны» и «Истории фабрик и заво-

дов», а также ряда коллективных работ,
посвященных трудовым подвигам советских
людей. Каждый литературный журнал
имел отдел, который хотя и назывался по-
разному но по сути дела был посвящен
непосрелственно выра-

> ‚ женным. 5 2 у имал ;
русскон земли, законно называвшиеся «влл-   У reer Saeue

альные редакторы  литературно-художест-
венных и общественно-политических  изда-
тельств. Сегодня это дело предоставлено
само себе и тонет в общем потоке разнооб-
разных редакционных нужд. Если ‘собира-
ние фольклора Великой Отечественной вой-
ны превратилось в широкое движение, ко-
торое опирается на сеть Домов художест-
венного творчества, на литературные фа-
культеты педагогических вузов и на педа-
гогические училища и. наконец, на всю рай-

онную и областную печать страны, то <‹о-

бирание воспоминаний, записей и докумен-
тов участников трудовых подвигов не име-
ет сегодня ни центра, ни сети. Собираняю

современного фольклора помог также ряд

собиранию же документов еще не привле-

чено по-настоящему общественное внима-
ние, Даже в журналах и в издательствах

‚еще не уяснили себе вею важность система-

тической работы в этой области.

Первый почин в организации такой рабо
ты в сравнительно широких масштабах сле-
лал Военгиз. Это издательство привлекло
зчачительную группу литераторов к написа-
нию серии книг о создателях новых видов
вооружения Красной Армии. Книги этой
серии должны дать рассказ самого творца о
его пути к созданию нового вида вооруже-
НИЯ. :

Самый характер подобной работы, как и
участие писателей в литературной обработ-
ке дневников партизан, ставит ряд принии-
пиальных вопросов. Замечается` тенденция к
«беллетризации» материала, к приданию че-
ловеческому документу всех внешних при-
знаков художественной прозы. Правильно ли
это? Пушкин.’ рекомендуя читателям «Сов-
ременника» вторую часть воспоминаний На-
дежды Дуровой, писал: «Они (читатели)
оценили. без сомнения, прелесть этого ис-

креннего и небрежного рассказа, столь да-

лекого от авторских притязаний, и простоту,
с которой пылкая героиня описывает самые
необыкновенные происшествия».

Самая главная задача писателя,  занято-

го литературной обработкой человеческого’

документа, — сохранить, выявить, подчерк-
НУТЬ самобытную манеру автора, его чело-

веческую интонацию, передать прелесть не``

посредственности ощущений. участника <о-
бытия, а иногда и его ‘главного действую-
щего лица. «Причесывая» дневник или вос-
поминания, гримируя их под. ходульную
вненность повести или рассказа, писатель
ни в коей мере не делает человеческий до-
кумент художественным произведением. но
лишает его естественностя и достоверности,
теряет точность и уверенность, которая все-
гда, присуща. новаторам, жизни. ..

Удачи и неудачи немногочисленных чело-
веческих документов, появившихся за но-
следние годы в печати, поучительны. Ho
основная работа по собиранию живых CBH-
детельств «бывалых людей», героев войны и
творцов нового в жизни, — еще впереди.
Она становится. делом неотложной срочно-
сти и важности,

Огромный исторический опыт советского
‘народа в годы вооруженной борьбы с не-
мецко-фашистскими и японскими захватчи-
ками несомненно будет в ближайшие годы
обобщен в фундаментальных работах по ис-
тории Великой. Отечественной войны. В этих
работах найдут выражение и воинский и
трудовой подвиги народа, принесшие вели-

кую победу. В создании истории Отечест-

венной войны, вне всякого сомнения, писа-
тели примут значительное творческое уча-
стие. и мы должны быть готовы к этой сло-
жной и ответственной работе.

Нельзя забыть пережитое. нельзя дать
документам потеряться, нельзя ничего про-
пустить. Нам выпало счастье жить в бур-
ное, стремительное. созидательное,. творче-
ское, героическое время — в эпоху Сталина,
Так поможем своим литературным опытом и

знаниями запечатлеть для потомства ЖИ-.

вой опыт народа-победителя.

ХУДОЖНИК И КНИГА

О художественном оформлении продукции
издательства «Молодая гвардия»

В издательстве «Молодая гвардия» со-
слоялось” совещание по вопросу о художест-
вемном оформлении книг, выпущенных за
1944—1945 гг.

С обстдятельным. докладом , выступил
проф. А. Сидоров.

—- «Молодая твардия», — говорит Be
кладчик^— живое, интересное издательст
во. Но в области poser nee’ by
обстоит не совсем благополучно. :
серьезная борьба за качество клише, ий
сок, бумаги, за повышение качества верстк
и обрезки.

По мнению А. Сидорова, должна. суше:
ствовать тесная связь Между редакцион-
ными работниками, полиграфистами и и
мителями, В работе по SDS at
является основой успеха. Надо лак НИ:
вать обезличку. .За художественное р
мление книги должно отвечать определе

ное лицо. : }
— «Молодая гвардия», -^ продолжает
А. Сидоров, — сплотила вокруг себя хоро-

ший коллектив художников, но В их дея-

тельности больше культивируется иллю-
стративная, чем декоративная сторона. На-
пример, общий характер рисунка молодых
: И. Брюлина —
‘реалистическо-импрессионистический. Же-
лательна большая определенность HATO”
страции. Даже ‘работы таких мастеров, как
А. Ермолаев и Б.  Дехтерев, страдают a
точностью. и расплывчатостью. Нельзя счи-
тать удачными. рисунки А. Ермолаева К
«Чайке» В. Бирюкова и Б: Дехтерева К
«Возвращению» Ф. Наседкина,

лению книга издатель“
ства-—«Слталииское племя» (рисунки Н. eee
коза). Прекрасно оформлена также а
«Записки партизана» П. Игнатова: coved
ственное, в Чем можно упрекнуть художни-
ка С. Пожарского, делавшего обложку мо.
книги, — мекоторая небрежность при Ha
чертании шрифта.

Лучшая по оформ

Можно приветствовать появление в книж-
ной графике художника В. Иванова, давше-
го прекрасные рисунки к книге Il. Червин-
ского «Кровь за кровь». .

— К сожалению; — закончил свое вы-

<тупление А. Сидоров,

дой гвардии» очень часто не указана фа-

ло у него:
Требуется,

— в книгах «Моло-,

$

милия художника, не. иллюстраций и
обложки. Хотелось бы в будущем избежать
этого. Желательно, чтобы издательство осу-
шествило ряд конкурсов на лучшее оформ-
ление книги, организовало совещание по во-
просам иллюстрирования книг, укомплекто-
вало отдел оформления и техредакции, ут-
вердило контролеров по качеству.

Н. Вышеславцев предложил, чтобы вы-
‘полненные работы обсуждал и принимал
специально ‘выделенный коллектив сотруд-

ников, а не один редактор, как было до

сих пор.

Выступление Истрина было посвящено.

вопросу о форматах книг. Надо следить за
удобочитаемостью шрифта, избегать  упот-

ребления петита и длинных строк в детских

книгах.

Освобождение главного художника от ад-
министративной работы и предоставление
ему возможности заниматься всецело вопро-
сами художественного оформления должно,
за мнению художника Бродского (Военмор-
издат}, значительно улучшить работу изда-
тельства.. Художественные редакторы дол-
жны полностью отвечать за оформление и
полиграфию.

В. Седельвиков подробно остановился на
художественном оформления «Чайки»
В. Бирюкова и указал, что несмотря на обн-
лиё иллюстраций, помещенных в книге,
художник в них не чувствуется.

-- Издательство «Молодая гвардия», —
‘сказал в своем выступлении М. Зеликсон,
— подобрало прекрасный штат художников,
сделавших за эти годы много хороших ра-
бот. Но не надо стеснять художника в тех-
нике. Полиграфия должна быть ма службе
у художника, а не наоборот.

На совещании выступили также главный
редактор издательства М. Тюрин и дирек-
тор’ издательства А. Близненков.

Они сообщили о мерах, которые прини-
мает издательство для улучшения художе-
ственного оформления книг. Но решению
ЦК. ВЛКСМ, в издательстве создается
большой отдел оформления, увеличивается
число художников, привлекаемых к работе
над книгой. В связи с передачей издатель-
стя’ типографии «Красное знамя» будет
зна; ительно улучшено
офурмление книг.

полиграфическое

Цена 45 коп:

_ Обсуждение работ
писателей-номмунистов

КИЕВ. (От наш. корр.). В последнее
время на заседаниях бюро и на открытых
собраниях парторганизации Союза  совет-
ских писателей Украины обсуждаются
творческие отчеты писателей-коммунистов.

На-днях бюро заслушало отчег писате-
ля Ю. Мартича. Автор рассказал о своих
планах и познакомил присутствующих с
новой повестью «Спешу к тебе».

Повесть, посвященная нашим дням, выз-

художественном изображении. нашей дей-

в повести «Спешу к тебе» автор находит
нужные образы и убедительно раскрывает
их. О приемах творчества и стилевых OCO-
бенностях повести Ю. Мартича говооили
С. Голованивский. Л. Новиченко, Л. Хин-
  кулов, А. Шиян, Ф. Бурлак, П. Панч, Е. Ки-
рилюк. Все выступавшие. положительно
расценивают новую пьесу Ю. Мартича.
Интересно прошел отчет Агаты Турчин-.
ской на открытом партийном собрании. НПо-

щественной работе за годы Великой Оте-
чественной войны, Находясь в эвакуации,

вышла в Ашхабаде в 1949
написала повесть для юношества «Земля

г. Турчинская

вала горячее обсуждение. М. Рыльский о0т-
метил, что Ю. Мартич ищет новых путей в

ствительности. По словам Я. Городского,

этесса рассказала о своей творческой и 0б-

Агата: Турчинская  подготовила к изданию
сборник стихов’ «Тарасова гора». Книжка!

родная» и сборник стихев «Песня про
дружбу». На-лнях она закончила поэму,
посвященную Львову.

Поэтесса прочла стихи «На туркменской
земле», «Память про дружбу», «Песня про
сопочку» и отдельные фрагменты _ поэмы
«Львов». Д. Гофштейн, И. Савченко, Т. Ма-
сенко и Ю. Дольд отметили плодотворную
‘работу Агаты Турчинской, много сделав-
шей для ознакомления украинских читате-
лей с поэзией братского Туркменистана. В
то же воемя выступавшие указали и на: ряд
формальных недочетов в стихах поэтессы:

В издательстве
‘«Радянський письменник»

КИЕВ. (От наш. корр.): В ближайшее
время в издательстве «Радянський пись-
менник» выходят новые книги: историче-
ский роман П. Панча «Запорожцы», сбор-
ник военных рассказов С: Голованивского
«Капля крови», рассказы Оксаны  Иванен-
ко «Жизнь подле смерти» (взрослым о де-
тях), повесть В. Козаченко «Три лета»
(действие происходит на оккупирозанной
немцами территории Украины), повесть
Ю. Мартича «Родной город» (Киев после
освобождения его ‘от оккупантов} роман
В. Торина «Одна семья» (о Великой Оте-
чественной войне). новелла Ю. `Яновского
«Киевская соната» (о.детях водни фашист-
ской оккупации Украины), роман Ю. Смо-
лича «Они не прошли» (о борьбе партизан
Харькова) -

стихов А. Малышко «Ярославна»,
родского «Возвращение», Л. Дмитерхо
«Багряное утро», П. Дорошко «Насущный
хлеб», И. Неходы «Дорога к празднику»,
М. Стельмаха — «Думы про Украину».

Подготовляется к печати сборник произ-
ведений русских писателей, работающих на
Украине.

Сборник включает лучшее из написан-
тного ‘русскими писателями . Украины за го-
ды Великой Отечественной войны и ряд пе-
-реводов произведений братских литератур.

Об ем сборника — 10 печатных листов.
Ответственный редактор — Я. Городской.

Творческие
встречи

КИЕВ. (От наш. корр.). В киевском клу-
бе Союза советских писателей Украины со-
стоялись творческие встречи с писателями-
фронтовиками И. Фаликманом и Б. Котля-
ровым.

И. Фаликман прочел главу из нового ро-
мана «Один из гетто» и новеллу «Горпин-
ка». В романе автор рисует жизнь людей,
обреченных = немецко-фашистскими -окку-
пантами на гибель, протест и борьбу чело-
века против изуверского фашистского са-
дизма. ь

На творческом вечере русского поэта
Б. Котлярова собравшиеся прослушали поэ-
му «Повесть о Гуре» и фронтовые стихи.

М. Рыльский, С. Крыжанивский, Т. Ма-
сенко, О. Вишня, П. Северов, О. Донченко
и др., участвовавшие в обсуждении творче-
ства Б. Котлярова, отметили рост поэта за
годы Великой Отечественной войны  —~

Очередной пленум правления Союза <о-
ветских писателей Грузии был посвящен
обсуждению грузинской литературы за
1944—1945 гг. На обсуждение был постав-
лен обширный материал, вокруг которого
развернулась оживленная творческая дис-

куссия.
Пленум открыл ответственный секретарь
  президиума правления Георгий Джиб-
ладзе. о 2
Доклад председателя правления ССП

Симона Чиковани раскрыл .об’ективную кар-
тину состояния современной литературы
Грузии. ;

С. Чиковани начал свой доклад с обзора
грузинской поэзии военных лет: от лозун-
говых, призывных стихов, характерных Для
первого периода войны, — до’ полнокров*
ных, ‘реалистических произведений последу-
ющих лет,

Поэты И. Гришашвили, Ш. А
Абашидзе, Г. Леонидзе, Г. Гачечиладзе,
Чичинадзе, Г. Абашидзе, Г. Табидзе и др-
на деле доказали несостоятельность Так
называемой «теории дистанции», утвержда-
ющей невозможность создания значительных
художественных произведений до тех пор,
пока события не завершили свой цикл.

— Мы не ждали окончания войны, чтобы
писать о ней, — говорит докладчик, — это,
конечно, не значит. что мы исчерпали те
му войны. О Великой Отечественной войне
мы пишем и будем писать еще много, раз»
рабатывая и углубляя ее темы, доводя их,
по мере сил, до вы`экого эпического зву“
чанья. ;

Некоторые наши писатели полагали, что
с окончанием войны можно о ней забыть,
можно отойти от болыших тем, имеющих
первостепенное общественное значение. Та-
ким настроениям, к сожалению, поддался и
талантливый поэт Алио Машашвили, Его
последние туманные по содержанию стихи
— образец беспредметной лирики.

Личный мир Алио Машашвили, — так,

пхаидзе, И:

x

как он показан в последних его стихотворе-

ниях, — носит слишком абстрактный харак*
тер. Машашвили должен говорить
собственным голосом, который мы. хорошо
знаем по его ‘прекрасным <тихотворениям
«Гимн родине» и «Родина Вождя», — здесь

Кроме того. выходят сбооники военных!
Я. То,

своим :

ли усиленно посещать юноши

}

yam,

Ги до,

гелая — «Мархеула», романе С. Тавалзе—
‚<У врат Кавказа», книге новелл A» Ломид-

a

Сегодня в номере:

1 стр. Вл. Татишвили. Грузинская литература’ в го-
ды войны. По Советской стране. Памяти Важа Иша:

вела. Обсуждение ‘‘рабдт писат
Украины. Информация. Художник

турные лекции. Вечера‘ туркменской литературы.

~ 2 стр. Но страницам альманахов: Л. Пасынков. Чув-
ство родины. М. Гельфанд. Лица и

Великий голос.

3 стр. Евг. Книпович. Поэма о бойце. Книжная пол-

ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ

елей-коммунистов

Л р
и книга. Литера 4 стр. С. Нико

маски. Б. Песис.

Информация. Ре
ров.

ПАМЯТИ ВАЖА ПШАВЕЛА

ТБИЛИСИ. (От наш. корр.). 30-летие. со
дня смерти великого грузинского поэта
Важа Пшавела сбщественность Тбилиси
отметила большим вечером в театре
Руставели. В центре сцены возвышается
портрет Важа Пшавела, обрамленный цве-
тами. В президиуме — писатели А. Абаше-
ли, Л. Киачели, Г. Табидзе, С. Чиковани,
Г. Леонидзе, С. Шаншиашвили, К. Гамса-
хурдиа, Д. Шенгелая, И. Мосашвили, К. Чи.
чинадзе, В. Гольцев, Р. Гветадзе, Б. Жген-
ти, С. Пашалишвили, И. Гришашвили, дей-
‘ствительные члены грузинской Академии
наук А. Чикобава, Н. Бердзенишвили, проф.

А. Барамидзе, композитор. И. Туския, ху-
  дожники Л. Гудиашвили, М. Тоидзе, арти-

стка Н. \Зачнадзе и. др.

Торжественное заседание открыл всту-
пительной речью поэт А. Абашели, кото-
рый отметил значение для современников
творчества Важа Пшавела. es

Доклад на тему «Жизнь и творчество
Важа Пшавела» прочел Г. Кикодзе. С ре-
посвященными Важа Пшавела. вы-
ступил Г. Леонидзе, В. Гольцев, Д: Шен-
гелая и Д. Бенашвили. .

Воспоминания о Важа Пшавела прочел
Т. Сахокия, ;

Стихи. посвященные памяти поэта. про-
чли: Г. Табидзе, С. Чиковани, И. МосАш-
вили, К. Чичинадзе, С. `Пашалишвили,
А. Абашели, И. Мчедлишвили н И; Гри-
шашвили.

Литературный вечер, посвященный памя-

uM.

ти Важа Пшавела, состоялся в Душети. Из

Тбилиси сюда с’ехалось много представи-

телей партийных, литературных и научных
организаций и работники искусства.
Вечер открыл секретарь  Душетского
райкома КП(б)- Грузни И. Гудушаури.
Доклад о жизни и творчестве Важа Пша-
вела сделал писатель Д, Бенашвили. С ре-
чами выступили Г. Джибладзе и Б. Жген-

вела прочел проф. М. Зандукели.

И.. Мосашвили, К. Чичинадзе, Р. Марги-
ани, А. Машашвили, Г. Шатберашвили, И.
Нонешвили, Г. Леонидзе и артист театра
имени К. Марджанишвили С. Закариадзе
читали стихи Важа Пшавела и стихи, по-
священные ему.

i Ks

щенный памяти Важа Пшавела: Митинг от-
‘крыл секретарь Душетского райкома КП(б)
Грузии т. И. Гудушаури. С речами высту-
пили  Б. Жгенти, действительный.
Академии наук Грузинской ССР В. Топу-
рия,
университета им. Сталина’ А. Барамидзе,
представитель Союза советских ‘писателей
СССР В. Гольцев, художественный руко-

ТГамбашидзе.
С чтением стихов выступили Г. Леоннд-
зе, сын Важа Пшавела В. Разикашвили и др.
‘Гости осмотрели ‘дом великого поэта.

К 25-ЛЕТИЮ АВТОНОМИИ УДМУРТИИ

ИЖЕВСК. (От наш. корр.). Закончился
республиканский конкурс на лучшее про-
изведение литературы и искусства к 20-
летию автономии Удмуртской АССР.

Жюри конкурса присудило третьи пре-

‘мии в 15 тысяч рублей писателю JI. Bop-

Раменскому за роман «Лес шумит» и поэ-
ту С. Широбокову за поэму «Два бра-
та».

Четвертые премии по 5000 рублей по-
лучили: поэт А. Лужанин — за поэму
«Пламенное. сердце». драматург М. Пет-
ров — за пьесу «Во имя жизни», драма-
тург Л. Перевощиков — за пьесу «Дочь

ти, воспоминания о встречах с Важа Пша-

На родине ноэта в деревне Чергали Ду-
шетского района состоялся митинг, посвя-

член

проф. Тбилисского государственного:

водитель театра им. Марджанишвили Ш.

ка. Н. Калитин. Стихи Антона Пришельца. Р. Янушке» _
вичене. Журнал ‘писателей Литвы. Евг. Рысс, Военный
дневник писателя.

лаев. Заметки на полях журнала

И. Фефер. Будущие книги. Е. Делюсин. Урок учени-
кам: Б. Рест. Принимается подписка... Евг. Мозоль-
ков. Белорусская литература в русских переводах.

пертуарные планы московских теат-

ОГНЕМ И СЛОВОМ

ВЕНА. (От наш. корр.). Редакция газеты
«За честь родины» провела на-днях COBEe-
щание военкоров. Участники. совещания —
бойцы, сержанты и офицеры, герои боев,
приведших к окончательному разгрому фа-
чиистской Германии. Почти каждый отмечен
за подвиги высокими правительственными
наградами. Но военкоры громили врага не
только огнем. Большевистское слово так-
же было их грозным оружием. Об этом хо-
рошо написал присутствовавший на. сове-
‘щании писатель А. Шаров в очерке «Сила
‘словах. Герой очерка — сержант Алексей
Великжанин, командир орудия и релактор
«Боевого листка». Он находни возможность
и время выпускать свою боевую газету да-
же тогда, когда его слазный расчет протас-
кивал на руках пушку на новый огневой ру-
беж в узких улицах Бреслау. :

На совещании выступили поэты Илья
Френкель и Михайло Стельмах. Илья Френ-
кель прочитал яркие, талантливые стихи
сержакта М. Толмачева. Михайло Стельмах
прочел свом новые стихи.

Литературные лекции

Лекционное бюро Комитета mo делам
высшей школы при СНК СССР отметило
`на-днях двухлетие своей работы. i

В мае 1944 года в системе Лекционного
бюро была создана секция литературы и ис-
` кусства. Это один из самых молодых от-
делов бюро. Им руководит коллегия в со-
ставе: П. Лебедев-Полянский  (председа-
тель), Б. Асафьев, И. Грабарь, А. Еголин.

Секция привлекла к своей работе изве-
-стных поэтов, прозаиков, . литературоведов,
историков, — искусствоведов. Среди них
А. Фадеев. Л. Соболев, М. Эренбург, М.
Исаковский, М. Алигер, Н. Тихонов, А.

Удмуртии», поэт Т. Шмаков — за сбор-  Степанов. А. Твардовский, Б. Пастернак,
ник стихов «Мое оружие». К. Симонов, Н. Гудзий, Г. Поляновский,

Рекомендованы к изданию повесть! Л. Гроссман. Д. Благой НН. Пиксанов,
Т. Архипова ‹«Балзагурт’ёс» — о герои-  В. Инбер, М. Морозов, П. Скосырев, Н.
ческих буднях колхозной деревни, А. Кар-  Бельчиков, Н. Гусев, Ф. Головенченко и
цева — о строительстве железной дороги! другие.

В «Народ на трассе», очерки М. Лямина.
Комедия «Сюан» В: Садовникова
мендована к’ постановке в театрах.

Государственное удмуртское издательст-
во приступило к изданию рекомендован-

ных произведений. Уже вышел Ho печати

ees стихов Т. Шмакова «Мое оружие»
и книга очерков М. Лямина.

ННИГИ ПИСАТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКА

НОВОСИБИРСК. (От наш. корр.). В Об-
ластном государственном издательстве толь-

`ко что вышел из печатая сборник стихов Ели-

заветы Стюарт — «Второе рождение». Это
небольшая книжечка, в которую вошли
стихи, посвященные темам войны.

В ближайшие дни выходит книга «Ска-
зов и песен» известной сибирской  ‹кази-
тельницы Александры Ефимовны Рогозни-
ковой. Сказительница Александра Ефимов-
на живет в Тогучинском ргйоне Новоси-
бирской области. Ей 68 лет и она о негра-
мотная. Но она поэтически откликается на
все события, волнующие ее родную стра-

‘ну. Центральное место в книге занимают

НН

МОЛОДЫЕ

Эти своеобразные литературные встречи
возникли стихийно зимой 1943 года. В ту
зиму издательство «Молодая гвардия» ста-
и девушки.
Молодые поэты и прозаики встречались в
коридоре, в вестибюле, они читали друг
другу стихи, поэмы, рассказы, горячо спо-
рили, критиковали друг ‘друга, делились
планами на будущее, Многие из них побы-
вали на фронтах Отечественной войны. У
них на груди были ордена и медали.

Так начало возрождаться  прекратив-
шее в первые годы войны работу  лите-
ратурное об’елинение молодых прозаиков и
поэтов. Еженедельно, по вторникам, моло-
дые. поэты читали свои стихи; по пятницам
прозанки— рассказы, новеллы; ‘прочитанное
всегда обсуждалось. Желающих посещать
семинары становилось’ все больше, и их уже
не вмещала ни одна комната издательства.
Выделился актив наиболее способной, та-
лантливой молодежи.

ЦК ВЛКСМ, считая плодотворной дея-
тельность об’единения. отпустил средства
на расширение его работы. Семинары _обо-
‘оновались в просторной аудитории Поли-
технического музея. Расширилась литера-
турная консультация. При об’единении ра-
ботают девять консультантов. Они беседу-

‘поэт. обнаружил подлинный пафос и острое
политическое чутье.. :

Плодотворно работает поэт Виктор Га-
бескирия, но свойственная ему лирическая
форма не позволяет ему ясно выразить от-
нощение к большим явлениям жизни. Стихи
В. Габескиоия однообразны и описательны.

— Некоторые <тихотворения Галахтно-
на Табидзе, посвященные колхозной дерев-
не и Отечественной войне, как и поэма
Шаншиашвили «Мать», свидетельствуют о.
неудачах авторов, о снижении в этих про-
изведениях их поэтического мастерства.

Переходя к художественной прозе, С.
Чиковани говорит:

— Советская действительность не нахо-
дит должного отражения в нашей прозе. В
Отечественной войне ярко выявились вы-
сокие моральные качества советского чело-
века: самопожертвование, упорство, вынос-
ливость, мужество. Этими качествами наш
народ обладал и до войны. Но мы не ошу-
щали их`в такой мере. Благородные черты
характера советского человека небезуспеш-
во пытались отразить Г. Шатберантвили в
пьесе «Гора дум» и Б. Чхеидзе в рассказе
«Закончивший войну». И ‘все же в разреше-
нии тем замечаются элементы искусствен-
ности. Печать спешки, незрелости лежит
и на пьесах Ш. Дадиани, Г. Мдивани, К.
Каладзе, Л. Готуа, С. Мтварадзе, посвящен”
ных Отечественной войне.

Грузинская художественная. проза, посвя-
щенная современности, за годы войны раз-
визалась слабо. Сегодняшняя действитель-
ность находила отражение по преимуществу
в очерках Г. Натрошвили, И.  Мосашвили,
К. Лордкипанилзе, Д. Шенгелая, Р. Коркия

Говоря о рабсказах Ак. Белиашвили, о
книге новелл Р. Гветалзе, рассказе Л. Шен-

зе и рассказах Ладо Авалиани, докладчик:
отметил, что ни в одном из перечисленных
произведений жизнь Грузии не стражена
достаточно полно и художественно, нет жи-
вого образа героя.

Рассказы Р. Гветадзе. при всей их pea:

сказы, посвященные Великой Отечествен-
ной войне. Составлен сборник Ю. Зубриц-
ким; редактор — писатель А. Мисюрев.
В основу книги Н. Соколова «Декабри-
сты в Сибири» положены подлинные исто-

реко-

Со дня основания секции в Москве было
прочитано трилцать публичных лекций (из
них 24 литературных) на самые различные
  темы — советская литература в дни Отече-
ственной войны; Чехов - и современность;
М. Горький—великий патриот; о советском
  патриотизме. и национальной гордости на-
родов СССР; советская поэзия в дни Оте-
чественной ‘войны:. подвиг и доблесть в
произведениях советских писателей; Некра-
сов и Россия: великий русский баснописен,
Крылов; Фонвизин и его время; великий
русский художник Репин; Глинка—осново-
положник русской музыкальной культуры:
  Тургенев и русская культура; современная
английская музыка: Владимир Маяковский;
русская литература и народ; Алишер Навом

и др. as
рические материалы, тщательно собирае- В вилу большого интереса, проявленнога
мые автором в течение долгого ‘времени.   с-цицателями наззанные лекции были по-

Главное место среди этих документов за-
нимает «Собрание писем к’ декабристу
И. И. Пущину», В книге приведены также
материалы, освещающие жизнь декабристов
 p Тобольске, “Чнте, - Иркутске;  Bepxue-
  Удинске, Петровском заводе и других ме-

‘стах ссылки:

АННАН :

ПИСАТЕЛИ

ют с начинающими авторами, отвечают на

ные темы. Был проведен конкурс на луч-
шее стихотворение о победе. С творческим

жеров, С. Гудзенко, Галина Шергова. -

В план работы литоб’единения включены
литературные лекции. А. Тарасенков  про-
лекция Б. Пастернака «Поэтический
раз», цикл лекций о поэтическом
крупнейших советских поэтов. На семина-
ре прозаиков’ лекцию «Искусство новел-
лы» прочел К. Паустовский.

Участники об’единения неоднократно вы-
ступали в госпиталях; в парках столицы, на
заводах.

В 1945 году выйдет альманах * молодых

поэтов и прозаиков. Кроме стихов уже
упомянутых поэтов, в альмалах войдут
стихи Героя Советского Союза майора

Е. Емелина, студентов Литинститута ССП
Ю. Друниной, Н, Старшинова, В. Гончаро-
ва и др. ; fe =

ы татишвии Грузинская литература в годы войны

упоощает действительность. В отличие от
произведений многих других автороь &4ис-
ключение составляет очерк
«Победа»), рассказы Лео Киачели и о про-
шлом и ‘о современности написаны с боль-
шим мастерством.

Такие писатели, как Ш. Дадиани, К. Гам-
сахурдиа, Л. Киачели,
Клдиащвили, А. Кутатели, А. Чеишвили
и др., создали. большую советскую грузин-
‚скую прозу, высоко подняли историческую
` тему. С присущей им силой они должны от-
разить и новые явления жизни.

Увлекаясь историческим прошлым, писа-
тели Грузии забывают о современном совет-
ском человеке. Историческая тематика во
всех жанрах грузинской: литературы зани-
  мает господствующее
ния, романы, рассказы, пьесы пишутся, глав-
ным образом, на историческом материале.
Критики также увлекаются прошлым, посвя-
щая лучшие свои работы только стазым ма-
стерам. Поэты «строят свои ‚образы, кото-
рые, казалось бы, должны отобразить ны-
нешнюю действительность, опираясь на ге-
роев далекого прошлого (Ираклий П. Геор-

отчетом выступили молодые поэты: А. Ме-

чел лекцию о советской поэзии. Намечена.!
06-
методе!

Ш. Дадиани.

Д. Шенгелая, С.

место. Стихотворе-

вторены в воинских частях, наркоматах, на
различных предприятиях столицы и краев,
областей и республик Союза. Всего прове-
  лено 409 повторных лекций. из которых
188— в Москве и Московской области .

В план секцин. литературы и искусства
на сентябрь и октябрь включены лекции
Н, Бельчикова о Т. Шевченко. П. Лебелева-
Полянского о Добролюбове, В. Виногра-
дова — «Великий русский язык», А. Еголи-
на — «Освободительные илеи в русской
литературе», М. Нечкиной «Великий
  русский народ и его культура» и Т. д.

рукописи. А приток их — колоссальный; ne

за 1945 год поступило 2500 рукописей. ; ‘ м
Изменился характер творческих семина- 1 Вечерз ‚туркменской
ров. В их работе участвовали Вера Инбер,

Н. Асеев, М. Светлов и др. Состоя- литературы

лись . вечера чтения стихов ‘на задан-

С 15 ю 25 сентября в кинозале Союза со-
‚ ветских писателей, в Колонном зале, ЦЛКА
Ги других больших аудиториях Москвы с0-
стоятся вечера туркменской литературы.
Пель вечеров — ознакомить широкие мас-
сы < творчеством поэтов’ и прозаиков Турк-
мении: В Москву приезжают видные турк-
менские писатели: народный шахир. ордено-
носец Ата Салих, Б. Кербабаев. К. Буру-.
нов, А. Каушутов, К. Сейтлиев, Д. Халдур*
’ ды, Т. Эсенова. А. Кекилов, Р. Сеидов и др.
В вечерах примут также участие народные
  артисты республики лауреат Сталинской
  премии А. Карлиев, А. Кульмамедов; на-

`\родный бахши С. Джанбаров и др.

При правлении ССП СССР создана ко-
миссия (поедседатель П. Скосырев), кото-
рой поручена организация вечеров туркмен-
ской литературы Готовятся выставки ху-.
дожественных произведений туркменских
писателей в Союзе советских писателей и.
в издательстве «Советский писатель».

‹ -- Путь грузинской литературы опред®-
лил Шота Руставели, — говорит далее
Чиковави. — Грузинской литературе свой-
ственны произведения, чеканные и по. ©9-
деэжанию и по форме. Нам необхолимы
произведения с ясным соде’зжанием, креп-
‘KOH и стройной композицией. Восточный
экзотизм не увязывается с природой гоу-.
зинской литературы, и такой писатель, как
К, Гамсахурдиа, в первую очередь должен.
уяснить себе это.
С. Чиковани отметил далее произведения,
разпабатывающие тему дружбы народов. —
‚роман Ак. Белиашвили «Жизнь Бесика Fa-
башвили», стихотворения Х.  Варлошвили,
Г. Леонидзе, А. Абашели, Г. Табидзе, А.
Мащашвили, поэму С. Еули «Из орлиного
гнезда», пьесу Л. Готуа «Ираклий вторэн»
H др. Я
В конце доклада С. Чиковачи говорил ой
современной грузинской критике. о „работе.
журнала «Мнатоби» ‘и газете «Литература.
да хеловнеба», : ;
Выступившие в прениях писатели — Лео
Киачели, С. Тавадзе; К, Бобохндзе, К. Чн-
чинадзе, В. Горгадзе, Качмазов (Юго-Осе-

гий Саакадзе и др.).

— На пленуме Союза советских писате-
лей СССР говорили об исторических романаху
К. Гамсахурдиа «Десница великого масте-
ра» и «Давид Строитель», — продолжает
С. Чиковани. Романы эти написаны на боль-
шом дыхании, они заслуженно пользуются
вниманием советского читателя, но в рома-
‘ве «Десница великого мастера» чрезмерно
много эротических сцен. Кроме того, если
судить по этому роману (что, впрочем, от-
носится и к другим романам), язычество —
прирожденное свойство грузинского наро-
да. Эту концепцию докладчик подверг серь-
езной критике, отметив, что -древнегрузин-
ская культура органически. связана с хри-
стианством. :

Эпичность повествования не мирится с
увлечением деталями и историческими ак“
сессуарами, требует более динамического
раскрытия образов. Было’ бы хорошо, если
бы исторические лица, написанные Гамсахур-
диа в манере фресок, во второй и третьей

листичности, не дают болыших” художест-
венных обобщений. А. Белнашвили слишком

книгах «Давида Строителя» сошли со стен
и воплотились в живых образах.

тия), Бгажба (Абхазия). С. Авчиян (армян-
ская секция), Г. Бердзенишвили. И. Хошта-
рия, С. Иверава, Вера Шубладзе, М. Лебз-
нидзе, С. Клдиашвили, Н. Чачава. А. Чей-
швили, А. Ломидзе, В. Габескирия, Л. Бе-
нащвили, К. Гамсахурдиа, А. Гацерелия, Г.
Джибладзе — говорили о существенных
вопросах творческсй пзактики, уделиз осо-
бое внимание критике и’ методам
современной литературы.
В конце прений выступил секретарь ИК}
КП(6) Грузии по’. пропаганде тов. П. Шэрия;
он призвал писателей тезпимей относиться
к критике их произведений, почаше соби-
раться для творческих бесед, лискуссий,
обсуждений, приблизиться к. действитель- р
ности, научиться обобщать и типизировать,
В качестве иллюстращий тов.. П. Шария
привел несколько произведений, помешен-
ных в шестом номере журнала «МнатоСби»
(роман Ак. Белиашвили «Гроза», стихотво-
рение А. Машашивили «Осень», стихотворе-
ние К. Надирадзе и` др.), как`явно недопу-
стимые по своему качеству.
ТБИЛИСИ (Наш корр.).

Saaa agama an aici

i
опенки