A

A

№ 40 (1151).

ЕЕ ВАЖНЕЕ

TERA

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССр

5 SESE ЕЕ ВЕКЕ ВИ et

Суббота, 22 сентября 1945 г.

Образ исторического героя.

Связь времен, узы,
прошлое < настоящим,
оне ее одвиги. минувигих

” , да бережно хранимые р
памяти русского народа, в новом и He-
виданном блеске возродились ныне в делах
современников. На тех же полях Бородина
и Малоярославца, где русские люли от-
стояли свою отчизну от Наполеона, потер-
пели разгром полчища Гитлера.

Особенно близкими и одновременно ве-
тичественными предстали теперь перед
глазами народа руководители его прежних
героических дел. В тяжелые дни 1941 г.
товарищ Сталин сказал:

«Пусть вдохновляет вас в этой войне
мужественный образ напгих великих поех-
ков-— Александра Невского, Димитрия Дон-
ского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожар-
ского, Александра Суворова, Михаила
Кутузова!»

0бразы этих людей вдохновляли воинов
Красной Армии на бессмертные подвиги
В Великой Отечественной войне. В дни
победы и мирного труда их дела и подвиги
остаются прекрасными образцами предан-
„ности родине, плодотворного и самоотвер-
женного служения ей.

Й зтесь-—об’яенение того, почему чест-
вование 00-летнего юбилея со лия рож-
дения Кутузова стало у нас событием все-
народного значения,

«Кутузов — имя символическое, из с0б-
ственного сделавшееся нарицательным, —
писал Белинский. — Этот человек есть
не частное явление, а один из выразите-
лей сущноети народной жизни, один из
представителей. нравственного могущества
своего народа».

Кутузов воплощал в себе лучшие черты
русского национального характера — му-
жество,  самоотверженность, выдержку,
YM, репгительность. Человек подлинно рус-
ской широты и многосторонноети. он сое-
дДинял в себе качества гениальното полко-
водца, блестящего дипломата и выдающего-
ся политического руководителя. глубоко,
органически близкого народу, он обладал,
по выражению Льва Толстого, «народным
чувством... во всей чистоте и силе его».

Русская литература занесла имя Куту-
зова в список самых почитаемых своих
героев. Славной энопее 1812 года поевя-
тили свои произвеления Державин, Пуш-
кин, Батюшков, Жуковский, Лермонтов,
Тютчев, Л. Толстой. События той поры так
же, как события петровской эпохи, всегда
привлекали внимание крупнейших деяте-
лей советской культуры.

Советская литература унаследовала ог
классической русской литературы ее глу-
бокое уважение к народному прошлому.
Образы великих деятелей русской истории,
борцов за могущество. благоденствие,  сво-
боду родной страны наполняют содержание
советской литературы уже с самых пер-
вых Фе шатв. Показательно, что ‘в чиеле
лучших произведений советской литерату-
ры очень большая доля принадлежит имен-
но повестям и романам, посвященным
историческим героям. Достаточно  упомя-
нуть такие произведения, как «Петр [> и
«Иван Грозный» Алексея  Толетого,
«Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Степан
Разин» А. Чапыгина, «Севастопольская
страда» С. Сертеева-Ценского. «Дмитрий
Донской» С. Бородина: романы Ю. Тыняно-
ва, 0. Форт, С. Голубова, Г. Шторма. Ието-
рический роман и повесть занимают боль-
ое место и в развитии братских  совет-
ских литератур. Люди, 0б’единившие на-
од в борьбе против иноземных угнетате-
лей и отстаивавшие свободу и независи-
мость родины, творцы национальной куль-
туры, — их жизнь, их борьба становятея
предметом пристального изучения 60 сто-
роны писателей братских республик («Бот-
дан Хмельницкий» А. Корнейчука, «На-
вои» Айбека, «Абай» М. Ауэзова, «Царь
Han» 0. Зоряна, «Вардананк» Д. Де-
мирчяна, «Песнь о Давиде Гурамишвили»
С. Чиковани и др. ).

Социалистическая культура  строитея
на основе всего многовекового опыта чело-
вечества. Духовные завоевания прошлого
входят как неот’емлемая часть в напг куль-
турный обиход. Вее те. кто способствовал
развитию и под’ему народных CHI, не

ощущаются нами

УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ В. В,

Совет Народных Комиссаров СССР вы-
нес решение об увековечении памяти пи-
сателей В. В. Вересаева

В г. Туле решено соорудить памятник
В. В. Вересаеву.

Совнарком обязал ОГИЗ РСФСР издать
в течение 1946—47 гг. собрание избранных
сочинений В. В. Вересаева. Установить
мемориальную ‘доску на доме № 2 по
Шубинскому переулку в г. Москве, где
жил писатель. ‹ é

Квартира В. В. Bepecaepa закреплена
за его женой М. Г. Вересаевой, ` которой
Совнаркомом CCCP установлена персо-
нальная пенсия в размере 1.000 рублей
в месяц пожизненно.

+
Совет Народных Комиссаров СССР по-

становил соорудить в Симферополе памят-.

Вечера туркменсной

16 сентября большим вечером в Колон-
ном зале Дома Союзов открылся цикл ве-
черов туркменской литературы. Н. Тихонов
во вступительном слове отметил добрую
традицию встреч русских писателей с пи-
сателями братских республик и охаракте-
ризовал творчество ведущих писателей
Туркмении. С приветствием от имени турк-
менских писателей выступил председатель
ССП Туркмении Берды Кербабаев. Народ-
ный шахир Ата Салих, Б. Кербабаев, Кара
Сентлиев, Тоушан Эсенова и Рухи Алиев
читали свои стихи на туркменском языке.

После литературной части состоялся кон-
церт, данный силами артистов Туркменско-
го драматического театра и театра оперы и
балета им. Сталина. Аудитория горячо при-
ветствовала писателей и артистов Туркме-

` нии.

В лекционном зале Центрального Дома
Красной Армии состоялся 18 сентября вечер
туркменской — Литературы, открывшийся
вступительным словом Вс. Иванова.

П. Скосырев в своем сообщении охарак-
теризовал творчество туркменских писате-
лей, особо отметив деятельность MOSTOB-
фронтовиков Р. Алиева, Д. Халдурлы,
П. Нурбердыева. Свои с<тихи на туркмен-

ЗАНИАЕАНАНАНМАННААНАННН

и К. А. Трензва

соединяющие   только вызывают благодарность H BOCKH-

щение  потометва, но и становятся CHMBO-
лом великото единства народа, его непре-

ходящего существования. В лучших людях

пропелого народ видит олицетворение соб-
ственных  лучитих черт. Воспитывая чув-
ство уважения к деятелям прошлом, мы
поддерживаем. в людях чувство собетвен-
ного достоинства, гордость за свою родину,
евою историю, свой народ, мы зовем рав-
няться на лучших. «Возьми себе в образец
героя древних времен, наблюдай его, иди за
ним вслед; поровняйся, обгони — слава
тебе!» — говорил Суворов.

История нашей родины, деятельность ее
выдающихся людей еще далеко не достаточ-
но освещена нашей художественной лите-
ратурой. Между тем, эта история, как пи-
сал Белинский, «есть неистощимый источ_
ник для романиета и драматика... Каки
эпохи, какие лица!» Понять и Bom
те черты внутреннего облика героев родной
истории, которые обусловливали их вы-
дающуюся роль в развитии страны и всего
мира, показать глубочайшую связь между
прошлым и настоящим, между историей
родины и историей всего человечества —
такова увлекательная задача исторической
художественной литературы. rs

Следует помнить; что читатель, для‘ ко-
торого эта литература предназначена. —
живой прообраз будущих романов ‘и пове-
стей о героических деятелях нашей .исто-
рии. Человек, прошедикий торнило. сталин-
градской битвы или берлинского сраже-
ния, CaM является участником и зрите-
лем «высоких зрелищ» мировой истории.
В образах исторических героев, обрисован._
ных упрощенно и поверхностно, он ‘сразу
обнаружит противоречие © известной ему’
сложностью и яркостью героического и вё-
ликого. Эти образы будут ниже того. пред-
ставления, которое он имел о героях пропг-.
лого до ТОГО, как взялся за книгу, ион 6:
разочарованием отложит ee. и:

В некоторых произведениях художеет-
венно-исторического. ‘жанра реалистиче-
ская обрисовка эпохи и внутреннего мира
‘исторического деятеля подменены ‘натура-
листическим копированием. Не только ли-
цо героя, но и лицо автора заслонены мно-.
жеством предметов обстановки, выдержка-
ми из документов, стилизацией. Авторы
подобных произведений не умеют  плодо-
творно сочетать художественный вымысел
с научной правдой, не умеют, по словам
Добролюбова, «внести в историю свой вы-
мысел, но вымысел этот основать на исто-
рии», и подобным путем «все это предета-
вить Tak, чтобы читатель видел пред со-
бою, как живые личности, знакомые ему в
истории и изображенные здесь в очарова-
нии поэзии...»

Натуралистической отраниченноети весь-
ма часто сопутствует ограниченность дру-
гого рода. «Кизнь исторического деятеля
показывается обособленно от жизни стра-
ны. Но разве можно по-настоящему вник-
нуть в существо свершенного человеком,
если не понять и не показать связь его
деяний с деяниями предшественников и
современников? Какими масштабами изме-
рить тогда величие его духа, проницатель-
ность ума. силу воли? Как оценить резуль-
тат ето усилий. степень его воздействия на
жизнь народа, если народ не введен в по-
вествование. как активно действующее на-
чало в историческом процессе?

Подчас, желая возвысить героя  прош-
лых времен, мы незаметно  приписываем
ему черты нанюго понимания, модернизи-
руем его облик, нарушая тем самым исто-
рическую перспективу и, в конечном
счете, умаляем значение содеянного им.

А разве не является умалением наших
собственных дело стремление некоторых
романиетов приписать государственным
деятелям пропглого демократические чер-
ты, свойственные современникам, — в чем
же тогда величие всего того, что достигну-
TO последующими поколениями?

Идейная содержательность,  историче-
ская конкретность, патриотическая оду-
нтевленность, глубина психологического
‘изображения, яркость и выразительность
языка — таковы требования, которые 9590-
бенно рептительно пред’являются к налим
историческим писателям новым этапом раз-
вития советской литературы.

ВЕРЕСАЕВА и К, А, ТРЕНЕВА

ник К. А. Треневу и установить  мемо-
риальную доску на доме № 33 по Ноя-
брьскому  бульвару в Симферополе, где
жил писатель.

Имя К. А. Тренева присваивается сред-
ней женской школе № 11 в Симферополе.
В Новочеркасском учительском институте
установлены две стипендии имени’ Трене-
ва для учащихся  историко-филологиче-
ского отделения—по 300 рублей в месяц
каждая.

избранные произведения К. А. Тренева.

Жене К. А. Тренева Л. И. Треневой
установлена персональная пенсия в раз-
мере 500 рублей в месяц пожизненно и сы-
ну В. К. Треневу 300 рублей в месяц по-
жизненно

литературы в Моснве

ском языке читали Р. Алиев, П. Нурберды-
ев, Г. Мухтаров, К. Сеитлиев. С перевода-
ми стихов туркменских поэтов выступили
Н. Манухина, Г. Шенгели, Т. Стрешнева,
П. Скосырев. Стихи современных туркмен-
ских поэтов и классиков Махтум-Кули, Зе-
лили и др. читали Ц. Мансурова, Вс. Ак-
сенов, С. Кочарян и О. Фрелих. 5

В заключение состоялся концерт, данный
силами артистов Туркменского драматиче-
ского театра и И и балета.

*

С болышим под’емом прошел вечер турк-
менской литературы на заводе «Шарикопод-
шипник». После вступительного слова Б.
Кербабаева на туркменском . языке прочел
стихотворение «Туркменистан» народный
шахир Туркмении Ата Салих, тепло встре-
ченный аудиторией. Кроме него, на; турк-
менском языке читали свои стихи Рахмед
Сеидов ‘и Кара Сеитлиев.

В вечере приняли участие Ц. Мансурова,
Вс. Аксенов, С. Кочарян, О. Фрелих и др.

После . литературной части состоялся
концерт ¢ участием. народного артиста
Туркменской ССР А. Кульмамедова, народ-
ных бахши Пурли Сарыева, Сахи Джапаро-

гулиной, Х. Исмаилова.

стие М. И. Кутузова в  русско-турецких вой-

‚Кутузов писал: «Если полки мои

Совнарком обязал ОГИЗ издать в 1946 т..

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

РИ
PASI TT

Цена 45 коп

ВЫСТАВКА В ЦДКА

Главное архивное управление оргажизова-
ло большую выставку документальных и
печатных материалов, относящихся к жиз-
ни и деятельности М. И. Кутузова. Мате-
риалы размещены на 13 художественно
оформленных стендах. J

На первом стенде — слова товарища
Сталина, обращенные к воинам Красной
Армии: «Пусть вдохновляет вас в этой вой-
не мужественный образ наших великих
предков — Александра Невского, Димитрия
Донского, Кузьмы Минина, Димитрия По-
жарского, Александра Суворова, Михаила
Кутузова!» На ‘этом же стенде помещены
высказывания рузских писателей о Кутузо-

ве — цитаты из произведений Жуковского,

Пупкина, Белинского; Толстого.
<На выставке представлены `рескрипты
Екатерины Н, ‘Александра. 1, распоряжения

Суворова, Румянцева, Нотемкина, донесения

подчиненных Кутузову генералов.

Особый интерес представляют подлинные
карты и схемы сражений, среди них план!

сражения mpx peke  Jlapre, при‘ Кагуле,
«план- Измаильской крепости с ‘показанием:
бывшей. атаки», подписанный A.B: Cysopo-
вым, карта походазрусской армии в Европу.
“Отделыные стенды” характеризуют уча:

нах и дипломатическую его деятельность “в
Турции, интересны автографы писем Kyry-

зова из Константинополя.

Ценные материалы относятся к периоду
Отечественной войны” © Наполеоном.  . Bry:
мание посетителей ‘привлекут ‘подлинные
‚документы: — «генеральная карта Моравии
с показанием наступательных действий рус:
ских армий», «афиши» Ф. В. Ростопчина
(семь печатных и‘одна в рукописи), письмо
Александра Го взятии Парижа и’ другие.
` Нас выставке много автографов писем Ку-
тузова, его приказы, донесения, переписка
о Бородинском сражении. В письме к графу
Н. И Салтыкову от 23августа 1812 года
3 в ком-
плекте, то ей богу, никого не боюсь».

Имеются также автографы писем Hano-
леона из Москвы, перехваченные русскими.

Показаны портреты соратников Кутузова,
картины, гравюры и репродукции ХПХ века.
Интересна карикатура на Наполеона времен
Отечественной войны 1812 года. Широко
представлены редчайшие печатные издания,
посвященные Кутузову и событиям войны с
Наполеоном. Небольшая книга носит назва-
ние: «Анекдоты достопримечательнейших
происшествий, случивитихся в тёчение ны-
нешней войны с франнузами». Как указано
на титульном листе, анекдоты эти собраны
Филиппом Синельниковым. Книга вышла в
Петербурге в 1813 году. В ней опубликова-
ны рассказы, свидетельствующие о высо-
ком патриотизме и мужестве русской армии
и народа в годы войны с Наполеоном. В
одном из них дается интересная характери-
стика Кутузова: «Основывая свою славу не
на пустом самохвальстве, ‘а на истинном
превосходстве ‘гения, он дал Наполеону
случай написать высокопарную сказку о за-
нятии Москвы, а сам, расставив наблюда-
тельные отряды войск по дорогам, веду-
щим от Москвы в разные стороны, зашел
неприятелю во фланг и одним движением
сделал он три дела: во-первых, остановил
неприятеля, затрудняя его сообщение с гра-
ницею; во-вторых, прикрыл от него плодо-
носные губернии России; в-третьих, обес-
печил продовольствие своей‘армии и открыл
ей способы усилиться. Таким образом план
военных действий князя Кутузова обнару-
жился: поелику нельзя было сражаться с
французами спереди без значительной  по-
тери, то Кутузов деятельным своим бездей-
ствием поворотил их К ‹ебе тылом, дабы
удобнее наносить им удары».

На заключительном стенде показано -зна-
чение Кутузова в наши дни, под надписью
«советский народ чтит память великого рус-
ского полководца» помещен художественно
оформленный орден М. И: Кутузова. Рядом
< ним — портреты прославленных полко-
водцев Красной Армии — кавалеров орде-
на Кутузова 1-й степени. ыы :

as)

17 сентября в Главном архивном управле-
HHH состоялось заседание Научного совета,
посвященное 200-летию со дня рождения
М. И. Кутузова. Были заслушаны доклады
генерал-лейтенанта В. Четкова «Роль М. И.
Кутузова в развитии русского военного ис-
 кусства» и проф. Н. Коробкова «Военное
‚ искусство М. И. Кутузова по ‘документаль-
ным материалам госуларственных архивов».

После докладов был продемонстрирован
хранящийся в кино-фоно-фотоархиве кино-
фильм производства 1912 года — «Столетие
Отечественной войны 1812 года».

17 сентября 1939 года! Мы отмечаем эту
дату, как праздник воссоединения белорус-
ского народа, белорусской культуры и бе-
лорусской литературы

Когда между Советской и Западной Бе-
лоруссией была граница, к нам доходили
изредка скупые вести о творчестве писате-
лей Западной Белоруссии, о их тяжелой
жизни, о притеснениях. которым подверга-,
лись они. Иногда нам доводилось’ держать
в руках тоненькие книжечки стихов о или
рассказов, и мы с теплым чувством перели-
стывали странички, изданные в труднейших
условиях, с риском полицейских преследо-
ваний и жестоких репрессий.

Филипп Пестрак и Михась Машара мно-
го лет томились в тюрьме. Пестрак вышел
на волю с книгой стихов, даже не записан-
ных на бумагу, но он так натренировал
свою память, что знал свои стихи наизусть
и вскоре смог опубликовать их. Преследо-
ваниям подвергались Максим Танк и
В. Тавлай.

Вспоминаются сентябрьские дни 1939 г.,
деревня Миколаевщина, возле Столбцов.
Это родина Якуба Коласа. И здесь, непо-
далеку от советской границы, запрещали
‘даже упоминать имя поэта, чьи произведе-
ния являются гордостью белсрусского на-
рода. Ликуя. встречали миколаевцы Крас-
ную Армию. И первый их вопрос к бойцам
и командирам был:

— Где наш поэт-земляк?

Это был волнующий день для жителей
Миколаевшины. Потом в гости.к своим. од-
носельчанам приехал
многолетней разлуки он встретился. здесь

ва, солистов балета H, Анаевой, М. Шафи-

СО СВОИМИ братьями и сестрами.
В июне 1941 года над Белоруссией. навис-

и сам поэт. После

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

1 стр. 200-летие со дня рождения

Выставки, книги, радиопередачи. Е. Садовский. Ше-_
Рыльский. Возрождение- (стихи).

стая годовщина. М.
Информация. Увековечение памяти
и К. А. Тренева.
Москве.

2 стр. Лев Толстой. Кутузов в Аустерлицком сраже-
нии (публикуется впервые). Проф. Н. Коробков. Ве-
ликий русский человек. С. Нагорный. Люди нашей

страны. Н. Четунова. О характере.

МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ

(2

Вечера туркменской литературы в

-1945
on EZ

М. И. Кутузова.

В. В. Вересаева

CF

ФЕЛЬДМАРШАЛ КУТУЗОВ

`В связи < 200-летием со дня рождения
М. И. Кутузова Госполитиздат выпускает
<борник документов и материалов под наз-
ванием «Фельдмаршал Кутузов».

В книгу включены документы, характери-
зующие деятельность великого полководца
за период 1805—1812 гг. Документы эти,
расположенные в хронологической последо-
вательности, дают представление о разви-
тии военных событий того времени.

Первый раздел — «Войны 1787—1811 го-
дов» — состоит из глав: «На Буге и Днест-
ре», «Каушаны—Измаил—Мачин», «Поход

в Полышу», «Посольство в Константино-

поль», «Война с Наполеоном» (1805 г,) «В
Молдавской армии», «На правом берегу
Дуная», «Разгром противника под Рущу-
ком», «Окружение турепкой армии» и
«Мир с Оттоманской Портой».

Основное содержание составляет второй
раздел—«Отечественная война 1812 года».
Он начинается рескриптом Александра 1
М. И. Кутузову об организации корпуса для
защиты Петербурга и донесением М. И. Ку-
тузова Александру Го принятии начальства
над петербургским ополчением. Затем в
письмах, донесениях, приказах, рескриптах
и других документах раскрываются основ-
ные события Отечественной войны, отступ-
ление в глубь страны, Бородино, подготовка
к битве под Москвой и оставление Моск-
вы, партизанская война, Тарутино и Ma-
лоярославец, отход французов от Вязьмы
до Березины. Раздел кончается документа-
ми о бегстве Наполеона из России и осво-
бождении Термании русскими войсками
в 1813 году. Ре

Большой интерес представляет  «Форму-
лярный список о службе генерал-фельдмар-
шага М. И. Голенищева-Кутузова», кото-
рый открывает книгу. Первая запись в ней
гласит: в. графе” «лата» — «10 октября
1759 г.»; в графе «чин и должность» —

«Артиллерии капралом (в шляхетском ин-
женерном корпусе)»; в графе «участие в де-.
лах и походах» — «вступил в службу». .

8 августа 1812 г. в Формулярном списке
значится: «Высочайшим указом повелено
быть главнокомандующим над всеми армия-
ми с присвоёнными к ‘сему званию преиму-
ществами». А 6 декабря — «Высочайшим
указом в память незабвенных заслуг о гене-:
рал-фельдмаршала князя Голенишева-Куту-
30Ba, доведшего многочисленные неприя-
тельские войска искусными движениями
своими и многократными победами до со-
вершенного истребления и бегства, особен-
но же за нанесенное в окрестностях Смо-
ленска сильное врагу поражение, за кото-
рым последовало освобождение сего града
и поспешное преследуемых неприятелей из
России удаление, пожалован ему’ титул
Смоленского».

Последняя запись в формулярном списке
датирована 16 апреля 1813 г.: «Находясь
при действующей армии в г. Бунцлау,; в
9 ч. 35 м. пополудни М. И. Кутузов скон-
чался».

Этому печальному событию посвящены
два документа, заключающие COOPHHK, —
письмо директора военной канцелярии
Е. Б. Фукса начальнику главного штаба ге-
нералу П. М. Волконскому и рескрипт
Александра 1 княгине Е. И. Кутузовой с
соболезнованием по случаю смерти М. И.
Кутузова...

Сборник составлен по материалам Цент-
рального государственного военно-истори-
ческого архива. Редактор — профессор Н.
Коробков. В составлении книги приняли
участие полковник Ф. Кузнецов, подгото-
вивший ее к печати, и научные сотрудники
Центрального государственного  военно-

исторического архива Р. Альтшуллер, И.
Назин и 3. Новикова,

`Юбилейные радиопередачи

Всесоюзный радиокомитет провел цикл
передач о Кутузове по роману Л. Толстого
«Война и мир». Специальная передача была
посвящена стихам русских поэтов о великом
полководце.

Серия передач составлена из художест-
венных произведений, посвященных Отече-
ственной войне 1812 года: отрывки из ро-

ла темная ночь. Три года длилась эта
кромешная тьма. Но любовь белорусскогс
народа к советской родине была настолько
сильна, что немцы не знали покоя ни на
восточных, ни на западных землях Белорус-
сии.

За годы войны творчески выросли и за-
няли достойное место в советской литера-
туре поэты Западной Белоруссии. Широкую
известность получила. эпическая поэма
Максима Танка «Янук Сялиба». Сейчас в
Белгизе выходит несколько сборников
его стихов. Издается книга избранной ли-
рики Михася Машары; в печати новые про-
изведения Филиппа Пестрака; часто вы-
ступает в газетах и журналах В. Тавлай.

Сразу же после изгнания немцев в запад-
ных областях Советской Белоруссии. как и
в восточных, в районах и городах стали вы-
ходить печатные белорусские газеты. В
школах изучают произведения Янки Купа-
лы, Якуба Коласа, Зм. Бядули. В Гродно и
Пинске открыты театры. Работает театр в
Барановичах.

Возродились Дома народного творче-
ства — Пинский, Брестский. Барановичский
хор (деревия Большое Подлесье) второй раз
выезжает в Москву. Плодотворно работа-
ют художники, инкрустаторы, вышиваль-
щицы. Всем им открыл двери в большую
творческую жизнь памятный исторический
день 17 сентября 1939 года.

Государственное издательство Белорус-
сии посвяшает этой дате об’емистый. бога-
тый литературными и фактическими мате-
риалами, сборник «Семнадцатое сентября».

Горячими, проникновенными словами CKa-
зал об этом лне белорусский народ в своем
письме товарищу Сталину:

манов Г. Данилевского «Сожженная Моск-
ва» и Д. Мордовцева «1812 год», из расска-
зов К. Осипова «Смерть фельдмаршала»,
С. Голубова «Дядя Ипат и чайка», Н. По-
пова «М. И. Кутузов».

В постановке театра имени Вахтангова
— монтаж спектакля «Фельдмаршал Куту-
зов» В. Соловьева. _

Е. садовский 7] ECTAA Г O/T ОВШ И НА письмо из минска

Будзе удзячнасць вяками цвюц!

у пакаленнях,
Будзе вечна жыць у песнях 1 сказах той час,
Кал: Молатау нам абвясш!у кызваленне,
Выпауняючы волю Тваю 1 наказ.

В стихотворении Янки Купалы: «Ты з За-
ходняй, я з Усходняй», есть такие строки:
Ты с Заходняй, я з Усходняй
Нашай Беларус!,
Болын з табою ужо нщжоль.
Я не разлучуся
Это были пророческие слова. В сборни-
ке — песни Янки Купалы, ‘стихотворение
«Свайму народу» и большая поэма Якуба
Коласа, стихи Максима Танка. Стихи. на-
писанные еще ‘до 17 сентября, полны стра-
стной мечты о свободе. Семнадцатое сен-
тября Танк приветствует песней: «Здарова,

-сябры». Стихи Филиппа Пестрака рассказы-

вают о беспросветной жизни белоруссов до
освобождения и о горячем чувстве, вызван-
ном приходом Красной Армии. «Еду в
Минск» — так называется одно из стихот-
ворений Пестрака, в котором ярко выраже-
на радость предстоящего посещения Мин-
ска. Михась Лыньков в очерке «Народное

Собрание» рассказывает о единодушной во-`

ле населения Западной Белоруссии воссое-
диниться в границах советского государ-
ства. Совершив вместе с частями Красной
Армии освободительный поход 1939 года,
писатель почерпнул много волнующих фак-
тов, на основе которых создал цикл расска-
зов. Напечатаны также рассказы Кузьмы
Чорного «Земля» и «Дарагуся», очерк Змит-
рока Бядули «Нупрейка». одноактная пьеса
К. Крапивы. произведения М. Климковича,
П. Брбвка, П. Глебка, А. Кулешова, А. Ста
ховича, В. Кравченко.

3 стр, Туркменская литература. Петр Скосырев, На
пороге зрелости. Помма Нурбердыев. Тёбе; отёчество
мое! (Стихи). Тоушан Эсенова. Краса садов’ родных.
(Стихи). А. Юзбашев. Неотложная задача. Ю. Либе-
динский. Молодая проза. att

4 стр. М. Рыльский. Будущие книги. Л. Павлов.
И. К. Тобилевич (Карпенко-Карый). Ан. Глебов. Угло-
вато раскачиваясь... Информация. В ССП СССР. В
Литературном: институте. а

ВЫСТАВКА В ЭРМИТАЖЕ

ЛЕНИНГРАД, (От наш. корр.). Портрет
Кутузова, занимающий центральное место в
знаменитой некогда, воспетой Пушкиным
галлерее 1812 года, издавна хранил под
сводами Эрмитажа память о виднейшем из
«начальников народных наших сил, покры-
тых славою чудесного похода..». Помимо
этого общеизвестного портрета, написанно-
го художником Доу, в фондах и собраниях
Государственного ‘Эрмитажа содержатся
многочисленные экспонаты, связанные с 4
жизнью и деятельностью великого’ русского
полководца. i

Специальной выставкой Государственный
Эрмитаж отмечает 200-летие со дня рожде-
ния М. И. Кутузова.

Болыное место занимают на‘выставке гра-
вюры, изображающие Кутузова начиная с
его юношеских. лет. и кончая смертью B
1813 году. Эксюнируются и батальные ‘кар-
тины, в том числе «Бородинский бой», «Пе-
реход через Березину» @ др. Любопытны
фарфор и стекло, на которых изображены
различные эпизоды Отечественной войны
1812 года. Особый отдел на выставке отво-
дится образцам вооружения русской, турец-
кой и французской армий времен Кутузова,
а также мундирам русских солдат и офице-
ров этой же эпохи.

На выставке в Государственном Эрмитаже
впервые будут демонстрироваться недавно
обнаруженные в Ленинградском областном
историческом архиве документы. и автогра:
фы Кутузова, связанные < его двятель-
ностью как начальника Петербургского
ополчения 1812 г.

Интересен протокол происходившего 17
июля 1812 года собрания петербургского
дворянства, посвященный организации опол-
НИ Один из. пунктов протокола гласит: .

«...Все единодушно < общего согласия
избрали начальником сего Ополчения Г. Ге-
нерала от инфантерий и Кавалера Графа
Михайлу Илларионовича` Голенищева-Куту-
зова, который по предложению. от липа
благородного дворянства < господами
предводителями явясь, с таковым патриоти-
ческим рвением принял; а потому все co6pa-
ние благородного дворянства. представляет
сие Ополчение благоразумному и опытному
его Сиятельства устройству...» о

В собственноручно заверенной Кутузовым
копии доклада Александру 1 «о мерах, при-
нятых к образованию С.-Петербургских во:

Е

ЩЖ:

Е учи а али,

енных снл», имеются подробные‘  высказы:
вания вновь Избранного начальника ополче-
ния 00 одежде, вооружении и обучении
ополченцев, чрезвычайно ярко рисующие
взгляды Кутузова на вопросы формирования
и вооружения народных масс для занвиты
Отечества. Сохранился и эскиз знамени Пе- }
тербургского ополчения < девизом: «Сим

победиши». На эскизе — автограф Кутузо-
ва: «Его Императорским Величеством опро-
бовано. Гр. Михайло Кутузов».

Характерны для откликов, которые Вы-
звало избрание М. И. Кутузова начальни-
ком Ополчения, адресованные ему патрао-
тические письма и сообщения о пожертвова-
ниях.

М. И. Кутузов руководил Петербургским
ополчением до назначения его главнокоман-
дующим Действующей армией. Материалы,
связанные с пребыванием Кутузова на посту
начальника Ополчения, заключают датиро-
ванное 10 августа 1812 г. прощальное пись-
мо великого полководца, адресованное
предводителю дворянства Жеребцову и об-
ращенное к Дворянскому собранию, которое
избрало его начальником Ополчения. 5

{CCL anes em er eae at ae

<..По Высочайшему повелению от’езжая
командовать армиями, — пишет М. И. Куту-
зов, за долг считаю из’явить мою благо-
дарность вначале Вам, милостивый госу-
дарь мой, как (...) предводителю почтенного
дворянства Санктпетербургского, а

Вас и оному. С большой чувствительностью
видел я рвение, какое употреблено почтен-
ным сиим сословием, дабы поспешно уст-
роить Ополчение, ..С горестью оставлял я.
начальство над оным; если бы не был уве:
рен, что краткое пребывание мое между
ними оправдало (...) выбор, которым они.
меня почтили и что тяжкий путь мне пред= :
лежащий будет сопровождаем молитвами i
их обо мне богу. Память пребывания моего

у
между почтенным дворянством и

бургским пребудет со мною навсегла, и
‚ ежели бог благословит меня успехами —
: сладостно сердцу моему будет` извещать об.
  оных, ю тех, которыми избран был
  единомысленно к начальству над ними.

Имею честь быть с истинным и <овершен-
ным почтением . {

Вашего Превосходительства BcenoKop-
нейший слуга

i
Князь Михайло Г. Кутузов».

М. РЫЛЬСКИЙ

ВОЗРОНДЕНИЕ

Где черная смерти свистела коса,

Там светлая вновь засияла краса.

В работе и в песне, на шахте, в полях
Широкий раскрылся для радости шлях.

Враг мог Уничтожить и сжечь мог наш
< О = : дом,
И все же не стал бы хозяином в нем.
Топтать беспощадно детей наших мог
И в страхе бежать без пути, без дорог.

И вот оживает израненный край,

Комбайнер снимает с полей урожай,
А плотник рубанок привычно берет...
Что стало бессмертным—вовек не умрет!

Под солнцем труда мы равняем наш строй
И снова, как прежде, встает Днепрострой,
И вновь дляменя, и для друга—для нас,
Бессонных очей не смыкает Донбасс.

Хвала всем дивчатам, жнецам, столярам.
Что строят средь пепла сияющий храм,
За подвиг их ратный, за все их дела!..
Вождю и народу — навеки хвала!..

Перевела с украинского
ЕКАТЕРИНА. ШУМСКАЯ,
Сентябрь, 1945 г.
Киев—Ирпень,