Центральный государственный ‘литературный архив CCCP :

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ПИСЬМА

В богатейшем фонде ки. Вяземских, из-
вестном пол названием «Остафьевского ар-
хива», хранятся два письма Рылеева к П. А.
Вяземскому, до сих пор неопубликованных.
Перзое ‘из них не имеет даты, но может
быть отнесено к апрелю-—маю 1822 г, Под-
готовляя издание первой киижки альманаха
«Полярная звезда», которая должна была
выйти К началу 1823 г.. Рылеев обратился
к Вяземскому < просьбой принять участие
в альманахе. Вяземский охотно откликнул-
ся на приглашение и послал Рылееву  не-
сколько произведений («Послание к И. И.
Дмитриеву», «Всякий на свой покрой»
и др.). 3 июля 1822 г. он писал А. И. Тур-
генезу: «Дай себе труд переправить онгиб-
ки переписчика, если окажутся в списке
стихов моих для Рылеева. У этого Рылеева

есть кровь в жилах, и «Думы» его мне
нравятся».
Симпатия к литературному творчеству

Рылееза, выраженная в этих строках, еще
определеннее была высказана Вяземским в
письме к Рылееву и Бестужеву, написан-
ном после получения только что вышедшей
из печати «Полярной звезды» на 1823 г. В
этом письме Вяземский высоко оценивал
‘именно гражданскую направленность «Дум»
Рылеева, нахоля в нейссозвучие своим оп-
позиционным настроениям.

«С жизым удовольствием читаю я «Ду-
мы», которые постоянно обращали на себя
и прежде мое внимание. Они носят на себе
печать отличительную, столь необыкновен-
ную посреди пошлых и одноличных или
часто безличных стихотворений наших. Что
и в хороших стихах, когда нет в них OCO-
бенного характера? Стройные, но несвяз-
ные, но ничего не выражающие аккорды в
поэзии хороши в ребячестве. В зрелости
лет нужна цель. нужно намерение».

В течение 1823 и 1824 гг. между Вязем-
ским и Бестужевым наладилась очень ожив-
ленная и очень интересная переписка. Вя-
земский принял участие также в «Поляр-
ной звезде» на 1824 г., дав в нее свой «Пе-
тербург», «Гвоздь и Молот» и другие про-

изведения. Все это способствовало его
сближению с Рылеевым. закрепленному
пребыванием Рылеева в Москве в начале

декабря 1824 г. Второе письмо Рылеева,
которое мы публикуем, относится к началу
1825 г. и написано простым, дружеским
языком, сильно отличающимся от официаль-
ного стиля первого письма, Второе письмо
было послано Рылеевым вместе с письмом
А. Бёстужева к Вяземскому от того же 12
января 1895 г., которое Бестужев заканчи-
вал следующими словами: «Рылеев посы-
лает к зам письмо к Муханову — и в случае
его отбытия просит покорнейше по нем рас-
порядиться». Значение этой приписки, так
же как и тематика рылеевского письма, об’-
ясняются следующим образом.

В Москве, в типографии Селивановского,

зимой 1824—1825 гг. печатались ‘две книги
К. ‹ Рылеева: отдельное издание «Дум»
(цензурное ` разрешение от 24 декабря
1824 г.) и отдельное издание поэмы «Вой-
наровский» (цензурное разрешение от 8 ян-
варя 1825 г.). Рылеев, живя в Петербурге,
просил П. А. Муханова взять на себя забо-
ты о проведении книг через цензуру и на-
блюдение за их печатанием. Однако П. А.
Муханов почти всю. зиму. находился вне.
Москвы и руководство изданиями взял на
себя Вяземский. Это.не была только дру-
жеская услуга. Вяземский был увлечен в
1824 г. проектом организации «Общества
для издания книг», о чем писал А. Бесту-
жеву, который, кстати сказать, очень скеп-
тически отнесся к возможности осуществ-
ления этой идеи. Своей издательской дея-
тельностью Вяземский не прочь был пока-
зать, как выиграют авторы, если издатель-
ское дело из рук малограмотных и Корыст-
ных предпринимателей перейдет в руки
культурных и честных людей. Он взял на
себя труд по изданию «Бахчисарайского
фонтана», занялся разбором запутанного де-
ла с изданием «Кавказского пленника» и
упрашивел Пушкина поручить ему также
издание других его произведений. 6 ноября
1824 г. он писал Пушкину: «Сделай ми-
лость, пришли скорее свонх Цыган и дай
мне их напечатать особенно. Давай мне все
печатать». Как раз к последним месяцам
1824 г. и первым 1825 г. относится печатание
книг Рылеева, которые взял под свое на-
блюдение Вяземский. Если издание «Война-
POBCKOTO> оказалось далеко не совершенным
со стороны типографской (пропуски, иска-
жения), то со стороны цензуры Px tees
имел все основания быть довольным дея»
тельностью Вяземского.

Цензура ограничилась введением пяти
благонамеренных примечаний к тем местам
поэмы, которые казались наиболее COMHH-
тельными в политическом отношении. Текст
же поэмы почти не пострадал. Эту заслугу
историки литературы обычно приписывали
П. А. Муханову. Вновь публикуемое пись-
мо свидетельствует о значительной роли
Вяземского, заслужившего благодарность
Рылеева.

`Милостивый Государь!
Князь Петр Андреевичь!

Предпринимая с А. А. Бестужевым
издать Русской Альманах на 1823 голд,
мы решились составить оный из произ-
ведений первоклассных наших Поэтов и
Литераторов, для чего уж от некоторых
из сего числа получили несколько пьес
еще нигде ненапечатанных. Желая, дабы
издание сне, у нас первое явление в
этом роде, было украшено свежим цвет-
ком Музы Русского Шолье, осмелива-
емся просить удостоить нас присылкою

какого-либо произведения игривого ва“
шего пера, чем подарите публику и обя-
жете издателей.

С истинным
быть

Милостивый Государь!
‘Ваш покорный слуга ‘
Кондратий Рылеев. ‘
р. $. Если почтите ответом, то адресо-
вать можете в типографию Н. И. Греча:
Кондратию Федоровичу Рылееву. Печа-
тание Альманаха начнется в первых чис-
лах Июня.

почтением имею честь

‘py

Почтеннейший и любезнейший Князь
Петр Андреевичь.
Позвольте поблагодарить Вас за уча-
стие, которое принимаете Вы в судьбе
Войнаровского. Верьте, что Ваше внима-
ние для меня драгоценно. Я никак не
думал, чтобы сподвижник Мазепы так
мало пострадал в Чистилище Цензуры
нашей. Муханов писал ко мне, что Вы на
время отсутствия его взяли на, себя хло-
поты издания. На этот конец прилагаю
письма на имя Муханова незапечатан-
ными. Вы увидите в них несколько по-
правок для Дум и несколько слов ©
Войнаровском. Перемены в Думах и три
Думы приложенные здесь же прошу вас.
почтейннейший и добрейший из Князей,
отослать в Цензуру или к Селиванов-
скому. ©
С душевною преданностью остаюсь
навсегда
Вашим
К. Рылеев-:

12 Генваря 1825 г.

Фотокопия письма К. Ф. Рылеева _
к П. А. Вяземскому.

АРХИВ К. Ф. РЫЛЕЕВА

ЛЕНИНГРАД. (По телефону от наш.
корр.}. В Институте литературы Академии
фаук СССР (Пушкинском доме) нас позна-
комили < хранящимся.злесь архивом К. Ф.
Рылоева. Интересна история этого архива:

Известно, что вечером 14 декабря 1325 г.,
когда Рылеев убедился, что восстание но:
давлено, он уничтожил бумаги, связанные
< деятельностью Северного тайного обще:
ства, письма и документы, которые могли
бы скомпрометировать третьих лиц. Одна-
ко часть своего поэтического архива, глав-
ным образом, рукописи запрещенных или
извращенных цензурой произведений, ряд
набросков и ‘не предназначенных для печа-
ти вещей, Рылеев успел в тот же вечер пе-
редать Булгарину. Другую часть архива,
в основном  интимно-бытовую переписку,
ранние произведения и прочие не имеющие
общественно-политического значения доку“
менты он отдал жене (Н. М. Рылеевой). К
моменту ареста, произведенного по нрика-
зу Николая [ в ночь на 15 декабря, в каби-
нете Рылеева оставались лишь рукописи и
документы политически-нейтрального  ха-
рактера, которые он, видимо, намеренно не
трогал, чтобы отвести подозрения в TOM,
что им уничтожались или прятались бума-
ги. Они-то и были захвачены во время обыс-
ха и доставлены в Следственную комиссию.

Tipoutio сто лет, прежде чем разрознен-
ный архив в значительной своей части вновь
воссозлинилея в Пушкинском доме.

В 1870 г. наследники Булгармна переда-
ли рукописи Рылеева редакции «Русской
старины», опубликовавшей несколько про-
изведений поэта, в Том числе: «Вадим»,
«Голова Волынского», «Яков Долгорукий»,
«Послание Бестужеву», начальные тексты
«Войнаробокого», «Партизан», «Гайдамака»
и т. д. Рылеевские автографы, пюлученные
журналом, стали собственностью ‘издателя
«Русской старины» М. Семевского, и толь-
ко двадцать с лишним лет тому назад были
приобретены Пузшкинским домом. В архи-
ве Пушкинского дома теперь сосредоточе-
ны рукописи Рылеева, попавшие каким-то
сбразом из «Русской старины» в частные
собрания Дашкова и Яковлева. В двух этих.
собраниях хранилась раз’едикенная на две
части ранняя редакция начала поэмы «Вой-

‘евские материалы

наровский», причем автограф из собрания

К. ГОРБУНОВ

Двадцать лет тому назад Н. Полетаев
писал:

Портретов Ленина не видно,

Похожих не было и нет.

Века уж лорисуют, видно,
Недорисованный портрет.

В этих строчках — и сожаление о том,
что Не создан художественно законченный
образ Владимира Ильича, и признание не-
совершенсява творческих ‘усилий перед ли-
цом монументальной темы.

Но советская литература оказалась и сме-
лей и богаче талантами, чем думалось тогда
поэту. Читателю не пришлось ждать столе-
тия, чтобы увидеть на страницах книг ве-
личайшего героя современности, творца
партии и вождя социалистической револю-
ЦИИ.

Есть олно’ незабываемое событие, OT-
крывшее в этой великой теме новую эпоху:
28 января 1924 года на вечере кремлевских
курсантов с речью о Ленине выступил
товарищ Сталин. В новом ярком свете рас-
крылась цель жизни, борьбы Леннна —
человека и вождя.

В прозе и драме, в поэзии и фольклоре ©
каждым годом, на всех языках народов Co-
ветского Союза, начали появляться произ:
ведения, рисующие тот или иной период
деятельности Ленина, раскрывающие не-
повторямые черты его характера. В резуль-
тате творческих исканий самых разнообраз-
ных художников, от Горького и Маяковско-
то до Джамбула и Сулеймана Стальского,
все рельефней выступала могучая фигура
Ленина.

В изланной недавно Гослитиздатом книге
«О Ленине» (составитель С. Петров) o-
браны лучшие, уже известные читателю, ху-
дожественные произведения советских HH
сателей. ;

Сборник открывается речью товарища
Сталина на вечере кремлевских курсантов.
в <..Ленин.. руководитель высшего типа,
торный орел, не знающий страха в борьбе и

Яковлева, первоначально  поступивиий B
Рукописное отделение Библиотеки Акаде-
мии наук, долгое время ошибочно прини-
мался за черновик «Исповеди Наливайки».
_ Несколько. иным образом сложилась судь-
ба рукописей и бумаг Рылеева, врученных
им перед арёстом своей жене. Перевезен-
ные из Петербурга в усадьбу родных Н. М.
Рылеевой в Воронежскую губернию, рыле-
перекочевали в именье
второго мужа Натальи Михайловны — Ку-
колевского, а затем перешли к дочери ноэ-
та — А. К. Рылеевой. В 60-х и 70-х годах.
некоторые из стихотворений, найденные В
семейном архиве Рылеева, были опубликова*
ны в разных изданиях, но после этого. недо-
ступное исследователям ценнейшее собра-.
ние рукописей Рылеева оставалось под
спудом до тех пор, пока основные фонды
семейного архива не оказались в руках ли-
тературоведа В. Е. Якушкина (внука декаб-
риста Якушкина), который в 1909 г. передал
их в Рукописное отделенче Библиотеки
Академии наук. Здесь они находились до
1932 года, когда рылеевские рукописные
фонды перешли из библиотеки в архив Пуш-
кинского дома.

В 1863 году, заметим, часть семейного ар-
хива Рылеева была передана Чертковской
библиотеке при Историческом музее в Мо-
скве. Некоторые письма и документы очу*
тились ‘впоследствии и в «Русской стари-

не», но они — вместе с остальным архивом
журнала — также присоединились к OCHOB-

ным собраниям рукописей и документов
Рылеева в Пушкинском доме,
Что касается материалов, захваченных

пои обыске на квартире Рылеева в ночь на
15 декабря 1825 г., то они, по окончании
процесса декабристов, были выкрадены из
числа вещественных доказательств занима-
вшимся литературной деятельностью чи-
новником Следственной комиссии А. Ива-
новским. Одно -из стихотворений, обнару-
женных среди этих бумаг. оду «На смерть
Байрона», скрыв имя автора и исказив
текст цензурными поправками, Ивановский
опубликовал еще в 1828 году в своем аль-

манахе «Альбом северных муз». После смер-
 ти Ивановского всеми забытые автографы

и документы хранились в саратовском име“

ube А. Шахматова и были случайво обна-

КНИГА © ЛЕНИНЕ

смело ведущий вперед партию по неизве-
данным путям русскогс революционного
движения», Этот образ «горного орла» стал
неотделимо связан в Народе < представле-
нием о Ленине.

«..Никогда гениальная  прозорливостя
Ленина не проявлялась так полно и отчет-
HBO, Kak во время революционных взры*
вов. В дни революционных поворотов OH
буквально расцветал, становился ясновид-
цем, предугадывал движение классов и ве:
роятные зигзаги революции, видя их, как
на ладони. Недаром говорится в наших пар-
тийных кругах, что «Ильич умеет плавать в
волнах революции, как рыба в воде»,

Чеканные сталинские слова воссоздают
живой образ Ленина — вождя социалисти-
ческой революции, дальнозоркого политика,

Товарищ Сталин раскрывает главные
черты характера Ленина — скромность, по-
коряющую силу логики, высокую  принци-
пиальность и несокрушимую веру в торже-
ство революций и в силу Macc.

Напечатанные в сборнике воспоминания
М. Горького — шедевр портретной живоли-
си. Здесь — весь Ленин. «Его мысль,
точно стрелка компаса, всегда обрашалась

острием в сторону классовых интересов
трудового народа»,
Горький рисует лондонский с’езд. пар-

тии. Владимир Ильич. с трибуны громит
меньшевиков. «Его рука, протянутая вперед,
и немного поднятая вверх ладонь, которая
как бы взвешивала каждое слово, отсеивая
фразы противников... Слитность, закончен-
ность, прямота и сила его речи, весь он на
кафедре, точно произведение  кудассичес-
кого искусства». Каждая линия этого из-
ваяния, выполненного М. Горьким, рельефна.

А несколькими страницами ниже — эскиз,
потрясающий своей физической ошути-
мостью: «Коренастый, плотный, с черепом
Сократа и всевидящими глазами, он неред-
ко принимал странную и немножко комнче-

скую позу — закинет голову назад и, на-

ружены его дочерью в 1888 г., неожилачна

вручивией В Якушкину связку рылеевския
pra Oa

бумаг. Здесь, между прочим,
фрагменты поэмы «Наливайко»,
лрагедии «Мазепа», о сатира  sIlyTe,  9
шастью». планы стихотворных и прозанчее]
ских произведений и т. д. После Октябрь:
ской революции так называемое «собрание
Ивановского» поступило в Пушкинский
дом.

К 1933 году в Пушкинском доме, об’еди:
нились разрозненные части архива К. Ф..
Рылеева, В настоящее время в архиве» Ин-
ститута литературы хранится более 150 на-
ROK, которые составляют богатое собрание
уцелевших автографов, писем, первопечат“
ных текстов казненного поэта-декабриста.
Звачительный интерес представляют и ста-
рые рукописные копии произведений Рыле-
ева, так как известно, что после разгрома
движения декабристов и наступившего
велед за тем свирепого террора множество
автографов Рылеева было уничтожено.

Помимо рукописного. и эпистолярного на-
следня Рылеева, рылеевские фонды Пуш-
кииского дома содержат документы, связ
занные с литературной и общественной дея:
тельностью поэта. ee

Среди других документов — прошение,
поданное Н. М. Рылеевой 19 декабря 1825,
года Николаю I:

<..Государь! Убитая горестью с единст-
венной малолетней дочерью, припадаю к.
августейшим стопам твонм, но не дерзая’
просить о помиловании, молю 06 одном.
только: повелеть начальству об’явить мне:
где он, и допускать меня к нему, если он.
злесь...».

Ктраток ответ на это прошение:

«Жене отставного артиллерии подпоручи-.
ка Рылеевой, утружлающей государя им-
ператора всеподданнейшим прошением о по-
велении начальству об’явить ей, где нахо-
дится муж ее, вступивший в преступление,
и лозволении допускать ее к нему, — сим.
об’является, что высочайшего соизволения
на сие прошение не последовало».

Рылеевский архив в Пушкинском доме
широко использован советскими литерату-
роведами для изучения творчества Рылеева
и подготовки собраний сочинений поэта-де-
кабриста.

наброс

клонив ее к плечу, сунет пальцы рук куда-
то подмышки, за жилет».

«Владимир Ленин, большой, настоящий
человек мира сего», самозабвенно погружен!
в государственные дела. — «Неукротимая
энергия его духа брызжет из глаз искрами,
и слова, насыщенные ею, блестят в возду-
хе». Ленин читает Толстого и гордо восхи-
шается тем, что Россия произвела на свет
такого «матёрого человечищу».

В сборнике напечатана поэма С. Шипаче-
ва «Домик в Шушенском», уже получившая
заслуженное признание читателей и крити-
ки. Поэт напоминает нам эпизод из жизни
Владимира Ильича. когда он отбывал ©сыл-
ку в глухом Минусинском крае, в селе Шу-.
шенском. Это происходило давно:

Буденновские конники лихие,

Чапаевцы — еще в пеленках спят.

Еще никому неизвестен будущий трибун
революции Киров, любимец рабочих «Ми-

роныч».
Приютский мальчик Костриков Сережа —
Что может знать он о своем пути?

Далеко от лесистого Уржума, родины
Кирова —
В Тбилгеси, где седыми башни стали, }

[ye из расщелин их трава растет,
ДЛвадиатилетним юношмею Сталин
По переулкам глиняным идет.

В это время, в занесенном снегами Шу-
шенском, Ленин, ‘при скудном мерцании
свечи, уже чертнл планы революционного
переустройства Россини. Настанет день, и
на призыв вождя с разных концов страны!
к нему слетятся возмужавшие сподвижни-
KH,

Книга как бы отмечает в хронологичес-
ком порядке важрейшие даты жизни Ильи-
ча. Рассказ А. Кононова «Праздник» напо-
минает нам о приезде Ленина в Петроград
после свержения самодержавия. ...Вокзаль-
ная плошаль. Толпы рабочих восторженно
приветствуют вождя. «Слепяший луч про-
жектора скользнул по броневику. Ленин,
волнуясь, поднял руку с зажатой в ней фу-
ражкой. Потом быстрым движением сунул
фуражку в карман, протянул. вперед осво:
божденную руку и начал речь, никем не

записанную и никем не забытую»,

своей информации

THERE

] люцией, «Ленин выбежал. из-за

П. АНТОКОЛЬСКИЙ,

Рылеев был первым среди тех,
кого николаевское правительство в
о восстании
1825 г. предназначенной для За”
границы, назвало «люди гнусного
вида во фраках», противопоставляя
их гвардейским офицерам. «Люди
во фраках», стало быть разночинцы,
«штатские» были особенно нена-
вистны Николаю Первому как ¢ BO
им относительным демокрагизмом,
так и неуловимостью: в глазах ца”,
ря они являлись носителями и про-
водниками свободомыслия и PeBO-
люционного духа: ‘«ученье — BOT
чума, ученость -_ ВОТ причина...»

Участник Отечественной войны,
ушедший впоследствии из ар-
MIR, чиновник Российско-Амери-
канской Компании, профессиональ-
ный писатель, умелый организатор
журнального и книжного депа, К
тому же признанный руководитель
Северного тайного общества, Ры-
леев превращался в глазах прави“
тельства чуть ли не в символ ре
волюции. Следствие над ним это
еще раз ярко показало, точно так
же, как и мученическая гибель Ры-
леева. Конечно, правительство НИ“
сколько не ошибалось в оценке
значения Рылеева. Таким же сохра-
нился и для нас, его поздних по
томков, этот благородный облик, на
славу отчеканенный историей и ре-
волюционной легендой. Здесь все -
сошлось вместе и все гармонически
дополняет характеристику челове-
ка: и личное обаяние, и молодость,
и ее наивное бескорыстие, и просто
душие в соединении с горьким
предчувствием, будущего, н, нако”
нец, мученический веней страшной казни-

Таким был Рылеев — человек и гражда`
вин. Ка! же поэтом был OH, с такой
жертвенной суровостью заявивший о себе:
«я не поэт, а гражданин»? Нет ли оттенка
невольной правды в его самоотречении?
Или, наоборот, за <амоотречением стоит не
признание собственной поэтической слабо-
сти, а нечто совсем другое?

Приглядываясь к творчеству Рылеева и
ко многим его высказываниям о себе и о
друпих современниках, мы видим, до какой
степени сознательно, без обиняков и пря-
молинейно подчинил он свою поэтическую
работу общественному служению. Никаких
уходов в сторону, никаких поблажек и
льгот. Одна только прямая дорога, одна
задача, один поиск кинжального прицела в
искусстве.

Его критическая оценка того, что’ сделано
современниками, в их числе и Пушкиным,
по существу, сводилась к таким же отчет-
‘ливым требованиям. «...Гы около Пскова, —
обращается он в одном из своих писем к
Пушкину, — там задушены последние
вспышки русской свободы; настоящий край
вдохновения, — и неужели Пушкин оста“
вит эту землю без поэмы?» :

Но говоря о Поэтах-предшественниках,
Рылеев и тут приходит к выводам, непо-
средственно нужным для его собственного
дела: .

Парил он мыслию в веках,

Селую вызывая древность,

И ‘воспалял в младых сердцах
К общественному благу ревность!

Так, неожиданно, по-своему определял он
значение Державина. И это было очень да-
леко от обычной, современной ему трактов-
ки «певца Фелицы». Из гибели Байрона Ры-
леев извлекал столь же действенный урок:

Лрузья своболы и Эллады
Везле в слезах в укор судьбы;
Одни тиран и рабы”

Ero виезапной емерти рады.

Во всем этом язственна одна забота, один
организующий пафос: история и современ-
ность входят в поэзию ради неприкрытой,
резко утвержденной политической тенден-
ЦИИ.

Вот почему так дорога была Рылееву ис-
тория, прежде всего история родного наро-
да. Как и все люди его поколения, он был
усердным и восторженным читателем Ка-
рамзина и находил в карамзинской истори“
ческой прозе источник вдохновения: темы,
образы, внутренний драматизм историч,
сильные человеческие характеры в их
столкновении — словом, все, чем история
пленяет воображение юноши со времен Плу-
тарха, все это ждало воплошения в романе,
в трагедии, в поэме. Все это являлось. бес-
ценным материалом для изображения нацио-
нального характера, а последний в свою
очередь привлекался, как пример и образец
для современников.

Так возникла самая популярная часть поэ-

тического наследия Рылеева, основное дело

его жизни, как поэта — собрание неболь-
ших исторических поэм. Воскрешая жанр
народной украинской поэзии, Рылеев наз-
вал их «Думами». Многие из них издавна
вошли в хрестоматийный фонд нащей поэзии,
а «Ермак» вошел в сокровищницу безымян-

вой народной песни. —

Завидна судьба этой песни, так надолго
пережившей своего творца, но как ни таин-
ственны пути ее проникновения в народную

массу, есть внутренняя неизбежность в том,

что она встала. рядом с «Коробейниками»

`Некрасова или песнями Кольцова.

«Думы» Рылеева откровенно дидактичны.

Он и сам достаточно точно определяет их

установку в предисловии, цитируя польского

поэта Немцевича: «Напоминать юношеству
‘о подвигах предков, знакомить его со свет-

лейшими эпохами народной истории, сдру-
жить любовь к отечеству с первыми впечат-

Отрывок из пьесы А. Корнейчука «Прав-
да» переносит нас в Смольный. Ленин в
штабе революции командует штурмом Зим-
него дворца. Он отдает приказания, разго-
варивает по телефону со Сталиным и нахо-
дит минуту, чтобы написать рекомендацию
вступающему в партию  крестьянину-бед-
няку Тарасу Голоте. В решающие часы за-
воевания власти Ленин не забывает ни ©
большом, ни о малом.

Страницы из повести А. Толстого «Хлеб»
рассказывают о тяжелых днях республики.
Голод, холод и разруха. Южкые районы
отрезаны от Москвы. В Кремле делегация
рабочих говорит Ленину: «Две недели пет-
роградские районы могут продержаться при
условни осьмушки. Через две недели нач-
нем помирать».

Ильич ищет выхода. Рядом с ним Сталин.
„Сталин говорил вполголоса; — Все наше
внимание должно быть <ейчас устремлено
на Царицын. Оборонять его можно, — там
тридцать пять, сорок тысяч рабочих, и в
округе — богатейшие запасы хлеба. За Ца-

`рицын нужно драться».

Дальнейший ход событий развертывается
в отрывке из повести В. Иванова «Пархо-
менко». Владимир Ильич только что выслу-
шал доклад посланца из Шарицына, где
Сталин ведет великую битву с контррево-
стела и,
заложив пальцы за борта жилета, прошел
мимо Пархоменко, любуясь его загорелым
лицом. Он остановился возле окна, сжал
руки в кулаки и ударил ими по воздуху, —
Великолепно дерутся за Царицын! Велико-
лепно! Чудесно!»,

Едва отгремела гражланская война, как
„Ленин создал план электонФикации страны,
В двух картинах пьесы Н. Погодина «Крем-
левские куранты» изображен Ленин, охва-
чецный этой грандиозной, идеей,

Мы видим Ильича на охоте. Веселый и
оживленный, он как бы целиком отдается
отдыху, шутит с детьми, интересуется ци-
линдром, в котором деревенский актер будет
играть банкира, Но вдруг взгляд Ленина
остановился на старинном светце, заменяю-

лениями памяти —

Святослав или Ермак,
Богдан Хмельнинкий, все OHH

и поворотах мраморных

мантизма, его широкое
ский синтаксис, то в эпосе
леев — верный последователь

вот верный <10©0б для
привития народу сильной привязанности К

родине...».
Действующие лица рылеевских
ло чем отличаются друг от друта.

«Дум» ма-

классиче-

ского искусства. Он не стремится к инди-
видуальным характеристикам, к портретному

Киязь
Иван Сусанин иля
вырастают,
лишенные светотени, в условных ракурсах
изваяний-

‘Если революционная лирика Рылеева. бы*
ла сверстницей Пушкина, если в нее