TERA

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

ПРОЛЕТАРИИ

ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!

О проведении выборов

в Верховный

Совет СССР.

В связи с окончанием войны и истечением полномочий Верховного Совета СООР
первого созыва, на основании статьи 72 «Положения о выборах в Верховный Совет

СССР», устанавливающей, что день выборов в Верховный Совбт СССР об’является не

позднее, чем за два
день, Президиум Вер
постановляет:

Назначить выборы в
1946 года.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 5 октября 1945 г,

месяца до срока выборов, и что выборы. производятся в нерабочий
ховного Совета Союза Советских Социалистических Республик

Верховный Совет OOCP на воскресенье 10 февраля

Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Драматургия

Советские пъесы привели на спену на-
шего театра революционную современность
с ев лексикой и ее ритмом, с ее вырази-
тельностью и характерностью. «Шторм»,
«Любовь Яровая», «Бронепоезд», «Опти-
мистическая трагедия», «Мой друг» и
другие пьесы ‘продолжают, епуетя десяти-
летия, свое бытие в репертуаре тезтров и
оспринимаются, как живые явления под-
линной драматической
Великой Отечественной войны наши лра-
матурги создали произведения, отразившие
новые события и новые чувства советеко-
го народа. Пьесы «Фронт», «Нашествие»,
«Русские люли» завоевали симпатии мно-
гих миллионов зрителей и у нас, и за ру-
бежом.

Сейчас столичные театры ‹б’явили 0
предстоящих постановках новых пьес, за-
конченных авторами уже в мирных усло-
виях. В их числе — «Бранденбургские во-
рота» М. Сьетлова, «Это было в Праге»
К. Симонова и др., а также произве-
дения молодых авторов. Новых нъес сейчас
горазхо больпте, чем было в прошлом сезо-
ле. Пьесы этого года более разнообразны

но темам.
В одних пьесах авторы етремятея вюп-
лотить в драматических образах про-

цессы восстановления жизни в районах,
где побывали немецкие захватчики, пока-
зать, как екладываются носле войны судь-
бы советских людей, много ‘пережив-
ших и перестрадавитих в тоды войны.
Такова, нанпимер, пьеса Н. Погодина «Сот-
ворение мира». Другие авторы пытаются
рассказать о мыслях и чувствах воинов
победоносной Красной Армии на последнем
этапе войны, показать воюющих советских
людей накануне исторической победы.
Этой теме посвящена, в частности, пъеса
М. Оветлова «Бранденбуртские ворота».
Лраматурги обращаются и к темам братст-
ва славянских народов, роли советского
человека в зарубежмом мире. 00 этом трак-
тует новая пьеса №. Симонова «Это было
в Праге».

Но при несомненных ‘удачах многие
пъесы все же вызывали и продолжают вы-
зывать чувство неудовлетворения. В них.
почти нет того глазного, что должна выра”
зить совтеменная советская драматургия:
хуложественного обобщения опыта Бели-
кой Отечественной войны, проникновения
в сутиноеть морального подвига советского
человека на Фронте и в тылу, раскрытия
всего нового, что характеризует наиг народ.
вотупаюнгий в четвертую сталинскую пя-
титетку. /

Современная пъеса должна образно по-
казывать сущность нового людям,  KOTO-
рые творят это новое.

Создавать такие пьесы, обращенные Е
митлионам зрителей, —значит для  драма-
турга активно участвовать В «изменении
мира», в строительстве наттей социалисти”
ческой Родины. Именно это Горький ечи-
тал великим делом ‹советской литературы.

Искусство драматургии — тонкое и
сложное искусство. Оно требует от лите-
ратора = автора пьесы не только высо-
кой культуры языка, свободного владения
им, умения придать слову яркость звуча-
ния, выразительность, характерность, CO-
ответетвующую внешнему облику и внут
реннему миру действующих лиц. Оно тре-
бует и 0с0бого умения — строить сюжет
драмы, создавать тот особый механизм те-
атрального действия, который приводит
пьесу в движение, -прилает ей  динамич-
ность, отличает настоящую пьесу от хро-
ники или инеценированного диспута пер“
сонажей.

Между тем нашим пьесам очень часто
свойственна излишняя  очерковость: ав”
тор как бы ограничивается беглыми На-
бросками с натуры, не пытаясь вмешаться
в события и в судьбы людей с той страст-
ностью художника, которая сообщила бы
сценическому действию подлинную эмопи`
ональность и будила бы в зрителях силь-
ные, горячие, чуветва.

Иные = драматурги обладают умением
сплетать всевозможные комбинации обще-
известных спенических положений и тем
занимать публику. Но это имеет мало 06-
птего с подлинными задачами большюй 697
вотской литературы. Ловкие драматуртиче”
ские упражнения ничем не оботатят зри-
телей. Хололным словом помянут они по-
добные пооизвехения. И

Некоторым, нашим драматургам ечаст”
ливо удается прикоснуться к какой-либэ
сестрой проблеме современности, K WHTO-
ресному жизненному явлению. Другие тод-
час свежо, зорко увидят многообраз-
ную картину жизни и выделят впе-
чатляющую деталь. Но назвав пробле-
му и заинтересовав  зрителеи жизнен-
ностью отдельных картин, ‘авторы  Ча-

поэзии. В млы

ИЕН TUES

наших лней

сто отходят от естественного развития со-
бытий пьесы и характеров своих героев.
Вопреки внутренней логике действия, дра-
матург сбивается на птаблонный финал, как
бы нарочито приведенный для доказатель-
ства тезига, не требующего доказательетв.
Скука и равнодупгие охватывают в таких
случаях нублику, как бы она ни была за-
интересована завязкой пьесы.

Нарочитое «приглаживание»  драмати-
ческого конфликта, лежащего в основе
пьесы, ощутимо даже в некоторых талант-
ливых пьесах («Офицер флота» А. Крона,
«Сотворение. мита» Н. Погодина, «Знатная
фамилия» Б. Ромапюва).> Взыскательный
художник не может оводить. развязку своей

НЫ

Цена 45 коп.

т

Домик над Волгой

К 25-летию „Дома-музея
Н. Г. Чернышевского

САРАТОВ. (От наш. корр.). Вскоре поеле
Великой Октябрьской социалистической ре-
волющин В; И. Ленин людпиюал декрет, в
котером говорилось: «Совет Народных Ко-
миссаров постановил: находящийся в Сара
тове музей имени Чернышевского об’являет-
ся национальным достоянием и передается
в. ведение. народного комиссариата просве-
щения. Одновременно с этим до конца те-
кущего года сверх сметно ассигнуется по-
следнему на предмет оборудования и охра-
этого музея один миллион руб.
(1 000 000), с тем чтобы в дальнейшем му-
зеи содержался по нормальной смете на-
родного комиссариата просвещения».

17-сентября исполнилось ровно лваднать
пять лет с момента подписания этого де-
крета. За четверть века работники Дома-
музея (одним из старейших являеся внучка
Чернышевского Н. М. Чернышевская) нро-
делали огромную работу, знакомя широкие
слои трудящихся с жизнью я борьбой одно-
го из лучших сынов нашего варода.

Дом-музей давно уже стал центром, куда
со всех концов страны стекаются письма,
запросы, пожелания. Особенный интерес
представляют многочисленные письма, по-
пученные < фронта в дни Великой Отече-
ственной войны. Приведем одно из’ них:

«На фронте все так же сильна у меня
глубокая любовь к книгам, к знаниям, к до-
рогим именам, составляющим славу и гор-
цость русского народа. Среди этих незабы-
ваемых дорогих имен блещет ярким само-
цветом светлое имя Николая Гавриловича,
Чернышевского..: Мне очень захотелось еще
раз перечитать гениальный роман Н. Г.
‘Чернышевского «Что делать?» Но где най-
ти эту книгу? Кругом сожженные поля и

пьесы к установивтемуся  титампу. On
должен искать самостоятельные ‘пути для
выражения чувства нового, передовых
стремлений советских людей. `

Очень часто губительной для пъесы ока-
зывается/ дидактичность образа ее главного
тероя. Драматург, поставив своей целью
показать моральные качества нового с0-
ветского человека, его душевное богатет-
во, движим лучшими намерениями: он
стремитея возвысить своего героя,  наде-
лить егэ высокой принципиальностью,
тлубокими мыслями,  благорохнейшими
идеалами и помыслами. Но ‘если Bee эти
авторские намерения не вошли  органи-
чески в самую ткань пьесы, не выражают-
ся в поступках, действиях, свертениях
героя, а лишь прокламируются в его м9-

деревни, болота и леса.

М. Н. Первушин—полевая почта

№ 37577 М».

Сотрудники Дома-музея выслали роман
«Что делать?» М. Первушину.

Бойцы Красной Армии, офицеры всех ро-
дов оружия — частые посетители Дома-
музея. Внимательно обойдя все комнаты
музея, они оставляют в книге строчки ©во-
их отзывов, делятся впечатлениями.

«Я, воин Красной Армни, держал оборону
Москвы, видел  разэгромленную усадьбу
Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, гнал от-
туда тупых фашистских солдафонов, видел
разбитый Дом-музей И. С. Никитина в Во-
ронеже, гнал захватчиков < мест, где жил
и творил великий Пушкин, освобождал ме-
ста вдохновений и творчества М. Ю. Лер

монтова... За сохранность памяти о Н. Г.!

Чернышевском воинское спасибо сотрудни-

нологах и репликах, — такой герой неиз-
бежно окажется дидактичным. Его сухость,
декламационность мептает зрителю ^ пове-
рить в него и полюбить его, не рождает же-
лалия подражать ему в жизни.

Когда говорят о том, что у нас создается
мало пьес, подразумевают только те произ-
ведения, которые стоят на уровне совре-
менных залач. Но такие пъесы появляются
среди целого потока серых, «проходных»
пьес, которые не принято учитывать при
серьезном обсуждении, хотя они публику-
TCH и распространяются по театрам.
Глубоко оптибочен установивигийся поря-
лок, при котором обсуждаются только ве-
лущие произведения драматургии. В ре-
зультате этого неполноценные”в художест-
венном отнотении пьесы проникают на
сцены театров периферии при полной без-
учаетности критики.

Борьба за подлинно художественную,
илейно насыщенную пьесу, устремленную
в будущее и выражающую лучшие тенден-
ции наптего времени, — общее дело лите-
ратуры и театра. И чем современнее булет
такая пьеса, тем больше творчески ориги-
нального сумеет внести тватр в ее испол-
нение: Воль не на пьесах Кукольника и По-
левого, а на драматургии Островского
сформировалея Малый театр; не на лоамах
Аверкиева и Шнажинского, а на пьегах
Чехова и Горького вытаботал свой стиль
и метод Московский Художественный  те-
атр.

Побелоносное заверлтение войны, окон“
чательный разгром фапгизма на Западе и
Востоке, вотупление нашей страны в HO-
вый исторический период мионого разви-
тия открывают перех советскими художни-
ками необычайное обилие тем.

Мы можем и должны в образах нашей
траматургии обобитить всенародный опыт
Великой Отечественной войны; мы должны
рассказать о героизме воинов Епаеной Ар-
мии и тружеников советского тыла; о тру-
довом энтузиазме советских людей, взяв-
нихся за выполнение нового послевоенного
сталинского пятилетнего плана. Миллионы
наптих воинов, неся свободу на своих
побелных знаменах, ‘повидали  тазличные
страны Европы, и освобожденные народы
этих стран впервые воочию увидели и у3з-
нали совотеких людей, — это тоже волну?
юшая, благодарная и ответственная тема.

Драматург своим творчеством должен
помочь массовому читателю и зрителю и в
правильном понимании, и в решении мно`
THX острых и сложных жизненных Imo6-
лем, касающихся послевоенного устроист-
ва личных судеб советских людей, — здесь
и проблемы семьи, любви, воспитания мо”
лодого поколения, и вопросы дружбы, эти”
ки, общественного поведения. Все это от-
крывает перед драматическим писателем
необозримые творческие перенективы.

Послевоенный периох выдвигает перед
говетской драматургией, перед советским
театром новые, поистине огромные творче-

кам музея!
Старший лейтенант Михаил Гарбуз».
Только за годы Великой. Отечественной

войны сотрудники Дома-музея провели
1600 лекций, докладов, бесед о Черны-
шевском.

В связи < 26-летием Дома-музея Н. Г.
Чернышевского для молодежи Саратова
организованы еженедельные «Чернышевские
чтения». В самом музее обновлены и рас-
ширены экспозиции в отделах: «Чернышев-
ский — вождь революционной демократии
в 60-х годах»,

буржуазной политэкономии», «Чернышев-
ский — классик русской философии»,
«Чернышевский — педагог».

Ученый совет музея совместно © ректо-
ратом Саратовского государственного уни-
верситета подготавливает научную конфе-
реннию, посвященную Н.. Г. Чернышевско-
му. Организуются выставки, устанавлива-
ются мемориальные доски в местах, связан-
ных © жизнью и деятельностью Н. Г. Чер-
нышевского в Саратове, выпускается спз-
циальный журнал кинохроники.

Конкурс на лучшее
произведение для детей

ЙОШКАР-ОЛА. (От наш. корр.). В честь
25-й годовщины автономии Марийской pec-
публики Союз советских писателей Марий-
ской АССР, Наркомпрос и обком ВЛКСМ
об’явили конкурс на лучшее литературно-
художественное произведение для детей
старшего, среднего и младшего возрастов.
На конкурс принимаются произведения, на-
писанные в любом жанре. В них должна
быть отображена дружба марийцев с вели-
ким русским народом, героическая борьба
на фронтах Отечественной войны и в: тылу.
участие в этой борьбе комсомола, молодв-
жи, пионеров, школьников. Должен быть
также показан и труд колхозного кресть-
янства.

Установлены премин: одна в 10 тыс. руб-
лей, две по 6 тыс. руб. и три — по 4 тыс.
рублей. Конкурсе проводится с   октября
1945 года по 1 мая 1946 года.

Всякий раз, когда московский поезд, ми-
новав старинный казачий горож Новочер-
касск, ‘приближается к берегу Дона, — ис-
пытываешь волнующее чувство неизвестно-
сти. Каким тебя встретит Ростов — ло
войны вечно молодой, но-южному говорли-
вый, по-русски востеприимный город?

Глубокие раны нанесли городу, его обли-
ку, его хозяйству, его искусству, литерату-
ре немецкие оккупанты. }

Смешанное чувство радости и горести
испытываешь, когда ходишь ‘по ростовским
улицам и паркам, наблюдаешь загорелые
лица ростовчан. Это чувство хорошо выра-
зил ростовский поэт А. Гарнакерьян:

ские задачи. Они трудны и сложны, эти
задачи, но они не могут не вдохновлять
драматурга, переживиего вместе со своим
народом величайшую из войн, чтобы вме-
сте е ним строить светлое будущее, воп-
лощать в жизнь великое учение Ленина и

Сталина.

Юбилейные торжества в память Саят-Новы

ВАН. (От наш. корр.). Трудящиеся
ды Грузии и Азербайджана Ре
отметили 150-летний юбилей Саят-Новы. На
фабриках, заводах, в колхозах, Домах Крас-
ной Армии проили оживленные доклады,

вечера, концерты
В` Армении к
стихов на армяно s
ий также грузинские H обе NENT
песни Саят-Новы, переведенные на армя ‘
ский язык, Однотомник иллюстрирован ху
ком Акопом Коджояном.
На-днях выходит сборник тех же pene
в переводе на русский язык `В. Брюсова, М.
Лозинского, С. Шервинского, К. Липскеро-
ва. В. Звягинцевой, А, Тарковского под ре-

дакцией проф. Геворка Абова, В этом сбюр-

юбилею выпущен однотом-
ком языке, включаю-

дожни

нике впервые напечатаны азербайджанские
стихи Саят-Новы.

Вышла книга Ованеса Туманяна на армян-
ском языке о жизни и творчестве Саят-Но-
вы. Вытущен сборник песен, написанных
Саят-Новой на армянском языке.

Указом Президиума Верховного Совета
Армянской ССР за плодотворную работу в
деле собирания, изучения и популяризации
произведений Саят-Новы присвоено звание
заслуженного деятеля искусств Армянской
ССР Г. Абову, грузинскому поэту. И. Гри-
шарпвили; награждены почетной грамотой
Верховного Совета Армянской ССР проф.
А, Барамидзе, писатель Р. Григорян, поэты
К. Липскеров, В. Звягинцева, А. Тарков-

ский,

Дорогой пожаров, смертей и огня,
Дорогой войны, суровой и мглистой,
Солдатская доблесть вернула меня,
Как старое судно. в знакомую пристань
И пусть не узнал я донских берегов,
Пусть горе ee   сиротской слезою;
А все-таки, вее-та это Ростов,

И Дон разливается светлой волною.

Вот это «все-таки, все-таки» пронизывает
сейчас сердца истых ростовчан, не уныва-
ющих, не склоняющих головы перед боль-
шими трудностями при «сотворении мира» в
своем родном городе.

Мне много приходилось
этот приезд с областными и
работниками.

Решая насущные вопросы, они все в зав-
трашнем дне Ростова. А этот день красив
и солнечен.

Новые дома, общественные здания, пло-
щади, парки, мосты, гранитная набережная

на берегу Дона.
Акалемик архитектуры К. Семенов де-

встречаться в
городскими

монстрировал проекты восстановления и ре-*

конструкции Ростова. Заманчивые картины
открываются при взгляде на них. Пройдут
годы, исчезнут следы войны, и снова будет
сверкать огнями на берегу Дона красавец
Ростов.

«Чернышевский — критик

тнасквозь и вдаль,

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

Т стр. Указ Президиума Верховного Совета CCCP.
—О проведении выборов в Верховный Совет СССР.

В. Щербина. —Семидесятилетие,

Ростовские встречи. Информация. Домик над Волгой.
2 стр. Луи Арагон. `Поэт обращается к’ партии.
ранцузский марш. Париж (стихи).
ский. Наши друзья. Л. Субоцкий. Смоленский альма-
нах. Николай Бараташвили. Сумерки на Мтацминде.

Ф

Соловей и роза (стихи). А. Ивич,

ство. Н. Замошкин. Сибирская повесть.

_Ан. Софронов.

конец,
П. Антоколь-

Боевое содруже-

_8 стр. Виктор Марецкий. Стихи А. Белевича.
Як. Рыкачев. Роман о народном герое. И. Сергиев-
ский. Книга о детстве и юности Лермонтова А. Арша-

руни. «Ампаберд». И. Гринберг. Право на счастливый

4 стр. Л. Дмитриев. Дневник искусств. А. Раскин.
Разговор о фельетоне. ...Только цитаты... Инфор-
мация. В Союзе советских писателей СССР. Совет-
ские книги о Болгарии.

= СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕ

Сергею Николаевичу Сергееву-
‚ ценскому исполнилось семьдесят
лет. Из них более сорока он отдал
непрерывной творческой работе.

Яркость и оригинальность да-
рования сразу выдвинули Сергее-
ва-Ценского в первый ряд мастс.
ров художественного слова. Еще
В начале девятисотых годов его
произведения (налечатанные в
журналах «Русская мысль», «Мир
божий», «Современный мир», «Во-
просы. жизни») обратили на себя
внимание читающей публики. В
числе наиболее внимательных чи-
тателей Сергеева-Ценского был
М. Горький, первый глубоко и
верно оценивигий его талант.

«Люди, которые читают книгт,
—Нисал Горький, — лепць затем,
чтобы развлечься и хоть ма время
забыть <вою скучную жизнь, ин-
стинктивно почуяли, что этот ти-
сатель не для нах: он был слиш-
ком серьезен. Для тех. кто счи-
тает искусство орудием исследо-
вания жизни, стиль нового писз-
теля был слишком затейлив, пере-
гружен образами и откровениями,
не всегда достаточно полятными...
Пораженные необычайностью
формы, критики н читатели не за-
метили глубокого содержания
произведений Сергеева-Ценского.
Лишь когда появилась его «Пе:
чаль полей», они поняли, как ве-
лико его дарование и как значя-
тельны темы, о которых он пи-
шет». :

Горький всегда дружески по-

могал Сергееву-Ценскому, не
скрывая ‹<уровой истины, когда
речь шла о неудачах. На пути’

писателя много было испытаний,
крутых поворотов. Дружба с
Г орьким облегчила его сложный
писательский путь.

В девятисотые годы Сергеев-Ценский
ищет ответа на вопрос о судьбе личности, о
месте человека в обществе и природе. Ха-
рактер рассказов «Тундра», «Неторопливое
солнце», повестей «Лесная толь», «Движе-
ние» несомненно обусловлен социальной
деиствительностью. требовавшей ренитель-
ного преобразования. Здесь речь идет об
обманутых надеждах, о драматизме судьбы
человека.

Писатель часто прибегает к символиче-
ским образам. Примером может служить
«Лесная топь», символизирующая беспро-
светность и темноту старой крестьянской
жизни, в которой гиблю много талантливых
людей. : :

Общественный под’ем 1905 года оказыва-
ет свое воздействие на Сергеева-Ценского.
Он шире и свободнее вилит ‚мир, видит про:
грессивные силы общества.

То, что ранее звучало у него птиглу-
шенчо—вера в победу добра над злом, —
теперь утверждается им. Правда, перелом
наступает не сразу, но зато решительно и
органично. Повесть «Печаль полей» пока-
зала силу. лирического дарования Сергеева-
Ценского. Повесть о земле русской, жду-
щей свободного труда, звучит, как поэти-
ческая песня, полная большой любви к рс-
дине. м

«Поля мой! Вот я стою среди вас один,
обнажив пеоед вами темя. Кричу вам,
слышите? Треплет волосы ветер, — это вы
дышите, что ли? Серые, ровные, все видные
все — грусть‘ безвре-
стою среди вас. поте-

менья, все—тайна,
рянный и один.
Детство мое, любовь моя, вера моя!
Смотрю на вас, на восток и на запад, а В
глазах туман от слез. Это в детстве, что ли,
в зеленом апрельском детстве, вы глядели
на меня таким бездонным взором, кротким
  и строгим? И вот стою я и жду теперь,

_ стою и слушаю чутко, — откликнитесь!...»

В повести «Печаль полей» превосходно
мастерство Сергеева-Менского — пейзанси-
ста. Русская природа нашла в нем выдаю-
щегося певца. Все его описания природы
воспринимаются как стихотворения в прозе.

вы

С. Н. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ

Все цвета и оттенки щедро живут, искрят-
ся в этих описаниях. О пейзаже у Сергеева-
 Ценского впоследствии писал Горький:

.«.Вы встали передо мною, читателем,
большущим русским художником, власте-
лином словесных тайн, проницательным
духовидцем и живописцем пейзажа, живо-
писцем, каких ныне нет у нас. Пейзаж
Ван: — великолепнейпая повесть в русской
литературе. Я могу сказать это, ибо места,
Вами рисуемые, хорошо видел, вероятно,
умники и «краснощекие» скажут Bam:
«Это — панпеихизм». Не верьте. Это про-
сто настоящее, подлиннейшее искусство».

«...Читаю, будто музыку слушая, восхи-
щаенться многокрасочной лирической жи-
 вописью вашей, и поднимается в душе, в
памяти ее нечто очень большое высокой
герячей волной».

Это «нечто очень болыное» — любовь к
роднюй земле, движущая пером Сергеева-
Пенекого. :

В ранних произведениях писателя  pea-
лизм, зачастую уступает место импрессио-.
нистическим записозкам и символистским
отётуплениям. Однако внимательное изуче-
ние жизни и смелые поиски новых изобра-

газета «Путь правды» в статье «Возрожде-
ние геализма» с удовлетворением отметила,
  что Сертеев-Ценский стал на путь реализма.
«Даже Сергеев-Ценский, — писала она, —
‘один ‘из бывших и, несомненно, наиболее
талантливых русских декадентов — ныне
определенно илет к реализму. Своеобраз-
ным жизнерадостным мировоззрением про-
никнуты все его последние произведения».
Речь здесь идет о повестях «Лвижение»,
«Недра». «Медвежонок», «Пристав  Деря-
бин»; «Наклонная. Елена».

Главная тема повести «Наклонная Еле-
на» — творческий труд, как условие здо-
рового человеческого общества. Этой теме
впоследствии‘ писатель посвятил роман «Ис-
кать, всегда искать». Его герой — молодой
советский ученый Слесарев, ищущий разре-
шения «загадки кокса».

Великая Октябрьская
‘революция заставила писателя

социалистическая

зительных средств дали свои плодотворные
результаты. В 1914 году большевистская]

взглянуть на задачи литературы,
по-новому осмыслить законы исто-
рии. Темой его творчества стано-
вится судьба России, родины.
Сергеев-Ценский создает эпопею
«Севастопольская страда», публи-
кует романы, составляющие эпо-
лею. «Преображение».

«Севастопольская страда» от:
носится к числу лучших произве-
дений советской  историко-худо-
жественной литературы. В много-
численных образах эпопеи блестя-
ще показан массовый героизм сол:
дат и матросов защитников Се-
вастополя. В ярких образах На-
химова и Корнилова запечатлены
прекрасные черты лучших русских
флотоводцев преемников = слаз-
ных традиций Суворова, Ушакова
и Кутузова. Советское правитель-
ство отметило достоинства «Севз-
стопольской страды», присвоив
ее автору звание лауреата Cra-
линской премии.

«Преображение» —это огромная
картинг революционного преобра-.
зования старой Росиии. «Помоему
мнению, — писал Горький в 1924
году, «Преображение» Ценского
есть величайшая книга изо всех
вышеляних в России за последние
24 года. Написана она прекрас-
ным. самобытным, живым языком.
Она гармонична, как <имфония,
проникнутая мудрой любовью и
жалостью к людям... Написав эту
книгу, Ценский. встал рядом с
великими художниками старой
русской литературы».

Цикл романов «Преображение»
был задуман Сергеевым-Ценским
накануне первой мировой войны.
Писатель предполагал создать
повествование «интимного» харак-
тера. В таком духе написан пеб-
вый роман эпопеи «Валя». Но события ре-
волюции и гражданской войны властно
раздвинули рамки произведения. Сергеев-
Ценский говорит об этом так: «Революция
показала мне, что преображение жизни рус-
ской, чаемое мною и нашедшее было для
своего художественного воплощения обра-
зы чисто чнтимные, разлилось слишком
широко. —и для меня, зрителя  <совершив-
шихся событий, представилась ясная BO3-
можность раздвинуть былые рамки романа,
чтобы посильно отразить происшедшее. И
первые части посвящены зарисовке довоен-
ных переживаний, средние войне, послед-
ние революции». События ‘революции по-
казали  Сергееву-Менскому величайшую
силу, активность и мудрость народа. Эпо-
пея еще не завершена, но уже включает з
себя семь романов («Валя», «Обреченные
на гибель», «Зауряд-полк», «Массы, маши-
ны, стихии», «Пушки выдвигают», «Бру-
силовский прорыв», «Искать; всегда
искать» и др).

Горький писал. что книга Сергеева-Цен-

‚ского «властно берет за душу и возмушезет

разум, как все хорошее, настоящее, рус-
ское>. Творчество Сергеева-Ценского слу-
жиг живым воллощением нерушимой связи
между писательскими поколениями, межлу
дореволюционной русской’ литературой и
литературой советской.

В дни Великой Отечественной войны
Сергеев-Ценский жил и работал, как. по-
добает советскому  патриоту. ’Неутомимо
работал он над новыми звеньями эпопеи,
выступал с лублицистическими статьями.

Советская общественность высоко ценит
литературные заслуги  Сергеева-Ценского.
В ряду лучших деятелей советской куль-

‘туры Сергеев-Ценский был избран членом

Академии наук СССР.

С. Н. Сергеев-Ценский встречает свое ce-
мидесятилетие в полном расцвете сил. Писа-
тель воодущевлен обширными творческими
планами. Сейчас он © увлечением работаег
над очередным томом эпопеи «Преобра-
жение»; в томе этом будет показана дея-
тельность Ленина во время первой импери-
алистической войны, в дни, когда Владимир

по-новому Ильич жил возле Кракова.

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОМ КНИГИ

В Колонном зале Дома союзов © 14 по 21
октября состоится восемь  утренников и
вечеров для’ детей дошкольного, младшего,
среднего и старшего возрастов. Здесь от-
кроется болыная выставка книг и иллюст-
раций, юные читатели встретятся с писате-
лями и художниками, дети получат реко-
мендательные списки детской’ литературы и
новые книги Детгиза в подарок.

Аналогичные утренники и вечера органи-
Зуются во МДвори> культуры автозавода
им. Сталина, в Детском доме культуры
им. Павлика Морозова, в Доме культуры
железнодорожника, в/клубе Авиахима и во
Дворце культуры им. Горбунова. .

Несмотря на то, что театральные здания
разрушены, в Ростове работают театр им.
Горького, Театр музкомелии и другие.
Трудами, заботами ростовчан были восста-
новлены клубные залы. Коллектив ростов-
ского театра имени Горькогс играет сейчас
в хорошо оборудованном помещении - Клуба
CBA3H. © а

Нельзя сказать, чтобы театры Ростова
отличались от других театров страны своим
репертуаром.

Но все же ростовский тгатр им. Горь-
кого (художественный руководитель И. Еф-
ремов) проявляет интерес и к пьесам на «ме-
стном» материале, В прошлом сезоне была
Поставлена комедия И. Назарова «Ехали
казаки». Она, конечно, не исчерпывает
«лонской темы». Вероятно, еще будут соз-
даны героические спектакли. Дон многое
видел, многое пережил.

Ростовские писатели стремятся создать
пьесы о борьбе советских людей в тяжелые
дни немецкой оккупации. Вернувшийся не-
давно из ‘армии Г. Шолохов-Синявский на-
писал пьесу «Честное имя», М. Никулин И
М. Ильйн — «Профессор Коробов».

Обе пьесы — о стойкости духа советской
интеллигенции, находящейся в оккупиро-
ванном городе. Поавла, и в первом и во
втором случае авторы испытывают на себе
значительное влияние «Наществия» Л. Ле-
CHOBA.

Летом в этом году в Ростове гастроли-
ровал самый молодой театр области — Та-
ганрогский теато имени Чехова. Трупта
сформирована из выпускников ГИТИС,
окончивших институт в 1944 году. Молодые

актеры воспитызалиеь под’ руководством
М. Тарханова, В. Белокурова, режиссера
Б. Мартьяновой. - Благородное — влияние

МХАТ ощущается в каждом спектакле, В
театре есть очень способные актрисы н ак-

В школах, домах пионеров и в детских
библиотеках будут проведены встречи ©
писателями, читательские конференции па
темы: «Мои любимые книги», «Образ со-
ветского героя», «Книга о советской роди-
не» и др. Будут обсуждены произведения:
В. Катаева «Сын полка», Л. Кассиля «Мои
дорогие мальчишки», В. Каверина «Два ка-
питана», С. Ковнака «От Путивля до Кар-
пат», П. Игнатова «Братья герои» и другие
книги. Специальные вечера. посвящаются
памяти В. Маяковского, Алексея Толстого
и А. Гайдара.

теры: Е. Солодова, И. Шульмейстер,
H др. Театр смело доверяет постановку но-
вых спектаклей молодым режиссерам Н. Фе-
  диной, А. Рогозину. :

Ростовчане сердечно приняли молодой
коллектив театра и с удовольствием CMOT-
рели спектакли «Три `сестры», «Мещане»,
«Забавный случай».

Несмотря на то, что репертуар театра по-
ка еще далек от современной темы, облик
тзатра, характер ‘актерских удач, — все
говорит о том, что в этом коллективе может
родиться подлинно современный  героиче-
ский спектакль

Некогда‘ многочисленная писательская ор-
ганизация Ростова Значительно поредела за
войну. Вернувшиеся из армии и эвакуации
писатели на первых порах еше не освоились
с новой обстановкой, не сосрфедоточились.
Поэтому так немного еще у них удач.

Трудно, конечно, предсказывать, что бу-
дет написано ими и как это будет принято
читателем, Но глубокую заинтересованность
в создании новых книг, пьес, поэм ощуща-
ешь при встречах, при разговорах на об-
суждениях произведений ростовских писаз
телей.

Не так давно в обкоме ВКП(б) при уча-
стии секретаря обкома тов. Н. Чебуратова
состоялось совещание ростовских  писате-
лей. Участники его выразили глубокую не-
удовлетворенность тем, что сделано. Почти
ничего не написано о Доне. Некоторые пн-
сатели ушли исключительно в изображение
далекого прошлого. Художественная  цен-
ность отдельтых произведений незначитель-
Ha, Так высказывались сами писатели, и
особых разногласий в оценках не было.

Г. Шолохов-Синявский, И. Василенко,
Д. Петров-Бирюк и другие рассчитывают в
1946 году издать новые произведения, над
которыми они сейчас работают. Местное из-

$

POCTOBCKHE BCTPE

А. Глазырин,  Н. Богатырев, Л. Ulretimpatix

Избранные
произведения
С. Н. Сергеева-Ценского

СИМФЕРОПОЛЬ, 4 октября. (ТАСС). Ка
дню 70-летия со дня рождения и 40-летия

‚литературной деятельности С. Н. Сергеева-

Ценского областное издательство выпусти-
ло первый том избранных произведений пи-
сателя о Крыме.

С Крымом связаны 40°лет жизни и твор-
ческой деятельности автора «Севастополь-
ской страды». В книге собраны ранние рас-
сказы Сергеева-Ценского, роман «Валя»,
повести «Устный счёт» и другие произведе-

ЧИ

дательство предполагает значительно увз-
личить производственный план.

В-Ростове собираются в 1946 голу выпу-
стить четыре книги альманаха «Дон». В
1945 году вышел только первый номер. Со-
ставлен он случайно. В нем опубликованы
отрывки из произведений, уже ранее вы-
шедигих отдельными изданиями (например
«На юге» А. Калинина).

При всех трудностях жизни в городе,
разрушенном немцами, писатели не могут
пожаловаться на отсутствие интереса к ли-
тературе со стороны общественности и чи-
тателей Ростова.

В этом смысле особенно примечательны
«среды», устраиваемые областной газетой
«Молот».

С февраля 1945 года еженедельно в по-
мещении газеты происходят встречи работ-
ников литературы, искусства и науки с
партийным, советским и хозяйственным ак-
тивом города. Человек сто, от силы, могут
вместиться в небольнюм зале. Но и южным
знойным летом, когда даже вечером трудно
вздохнуть, этот зал не может вместить всех
желающих.

‚ Здесь установилась добрая традиция.
Кроме постоянно живущих в городе, на
«средах» выступают приезжающие в Рос-
тов научные работники, актеры, композито-
ры, писатели.

..Когда самолет пролетает над Ростовом,

то < небольшой высоты видишь обезглав-
ленные дома, разрушенные строения. Во-
круг них — желтеющая листва парков и

садов. Но деревья не могут скрыть тяже-
лых ран, нанесенных городу.

Скоро, очень скоро воспрянет обновлен-
ный Ростов. Проекты станут явью. Синие
волны тихого  Дона будут биться о гранит-
вые набережные; Так будет!

Ростов-на-Дону. Сентябрь.