ПРОЛЕТ АРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПА ТУРА Я 7

ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

швили. Состязания акынов. Литература города-героя.

:   у / т ЕН
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ.
швили (стихи). Николай. Бараташвили. Моим дру-
зьям. Кетевана (стихи).

3 стр. Б. Эйхенбаум. Надо договориться. А. Ко-
лосков. О взглядах Маяковского на. искусство,
В. Стамбулов. Горький смех.

4 стр. Го Мо-жо; Китайские писатели за годы
войны. Джон Б. Пристли. Краткие заметки об англий+

_ 1 стр. Указ Президиума Верховного Совета СССР
  95 утверждении «Положения о выборах в Верховный
‚ Совет СССР».

По Советской’ стране. Письма Соломона Дода-

Информация, Трехлетний план Гослитиздата. Новые

Te ¥ —

3 43 (1154).

УКАЗ

06 утверждении
в Верховный

Президиум Верховного С
ских Республик постановляет:

‹ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

СССР

„Положения о выборах

Совет СССР”

овета Союза Советских Социалистиче-

Утвердить «Положение о выборах в Верховный Совет СССР».

x Председатель Президи

ума Верховного Совета CCCP М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 11 октября 1945 г.

ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ
СОВЕТ СССР.

Указ о преведении 10 февраля 1946 ro.
да выборов в Верховный Совет OCCP и
«Положение 9 выборах в Верховный Совет
—Й документы громадного политиче-
ского значения. Они ярко свидетельствуют
0 неиссякаемой жизненной силе советекой
демократии, ее последовательности, ее под-
линной народности, они говорят о мораль-
но-политической мощи советекого общества,
его монолитном единстве. _

В суровые годы войны, когда все силы
нашего народа были сосредоточены на за-
даче разгрома врага, выборы естественно
откладывались. Теперь же, когда Великая
Отечественная война победоносно  завер-
шена и советское  тосударетво вступило в
период мирного развития. нет больше необ.
ходимости для дальнейших отсрочек выбо-
ров.

В центре деятельности советского rocy-
дарства становитея ныне возрождение хо-
зяйства, пострадавшего от войны, даль-
нейшее продвижение на путях культур-
ного и экономического процветания. Стра-
на приступает к разработке четвертого пя-
тилетнего плана. В этих условиях совет.
ский народ изберет новый состав Верхов-
ного органа СССР, который поведет нашу
родину вперед, к новым успехам  социа-
H3Ma. ;

С тех пор как был избран Верховный

Coser CCCP первого. созыва, прошло  во-
семь лет. Выборы проводились в соответ-
ствии с Конституцией СССР, которую

товарищ Сталин назвал «единственной в
иире до конца демократической конститу-
цией». Народ отдал тогда евои голоса луч-
шим сынам родины. Народ желал вилоть
свою страну и впредь могущественной,
культурной и свободной социалистической
державой. И он проявил величайшее едино-
душие, голосуя за партию: большевиков, за
кандидатов блока коммунистов и беспат-
тийных. И. народ не оптибся в своем выбо-
4. Восемь трудных лет нынешний состав
высшего органа власти во главе с первым
депутатом советского народа товарищем

(талиным уверенно управлял нашим госу-

дарством в уеловиях сложнейшей между-
народной и военной обстановки.

Вся деятельноёть Верховного Совета
(СОР первого созыва была глубоко про-
никнута сталинокими идеями о развитии и
укреплении социалистического государства,
0 демократических основ, его экономики,
его вооружённых сил, выражала насущные
практические потребности и чаяния наро-
да. Именно все это помогло высшему орта-
ну нашей родной советокой власти в гроз-
ный чае вероломного нападения гитлеров-
ской Германии вобрать воедино все силы `и
ресурсы совет страны для успешного
ветения войны и полной победы изд. фаши-
стскими захватчиками.

Война явилась жестоким испытанием
для всего нашего государства, И это испы“
тание было выдержано с честью. «Совет-
ский строй оказался не только лучшей
формой ортанизации экономического и
культурного под’ема страны в годы мир-
ного строительства, но и лучшей формой
мобилизации всех сил народа на отпор
врагу в военное время» (И. Сталин). В ог-
не войны советская система доказала свою
непреоборимую силу. Сталинская Консти-
Туция — славное знамя свободы, демокра-
тин и братства народов — 0б’единила под
своей сенью советских людей, вдохновила
WX на героические подвиги, каких не знал
№ этого мир» придала нашим людям rep.
кулесовы силы. Наш народ не мыслил се-
@ жизни без советской власти, _без Ora-
лянской Конституции —— великой хартии
завоеваний социализма. И потому он шел
в й с одним желанием— отстоять совет“
скую демократию, спасти честь и свободу
родины, сокруптить врага. И потому совет-
‹кий человек, воспитанный на идеях CO
пиалистической демократии, вышел побе-.
лителем в битве с самым коварным и злей-,
шим врагом свободолюбивого человечества. .

Оглядываясь на’ путь, пройденный за
последние восемь лет нашим государством,
каждый сын советской отчизны с гордостью
кажет: это был путь, полный суровых иб-

пытаний, изумительных подвигов и мно-
гочисленных . побед всемирно-историческо-
го значения. Нас вела вперед партия боль-
шевиков — руководящая и направляющая
сила советского государства. Нам оесвеша-

ли дорогу бессмертные идеи Ленина —

Сталина, идеи большевизма.

Нации депутаты честно выполнили завет
товарища Сталина следовать примеру ве-

ликого Ленина и оправдали доверие народа.

В самые трудные дни великой освободи-
тельной борьбы избранники народа: неиз-
менно находились на боевом посту. и мы
горды тем, что в их числе были и лучшие
представители советской литературы. Вме-
сте с народом сражались они на фронте,
помогали громить врага правдивым художе-
ственным словом. 2

Советский народ идет к новым истори-
ческим выборам, еще теснее сплотивиись
вокруг. партии Ленина — Сталина, до кон-
ца преданный принципам социалиетичес
ского демократизма, духом которого прони-
‚зана каждая строка утвержденного Прези-
диумом Верховного Совета СССР избира-
тельного закона советского государства.
«Ноложение о выборах в Верховный Совет
СОСР» ясно и четко формулирует незыбле-
мые устои советского избирательного пра-
ва. Оно обеспечивает каждому гражданину
СОСР возможноеть избирать и быть из-
бранным независимо от расовой и нацио-
нальной принадлежности, пола, вероиспо-
ведания, образовательного  ценза, оселло-
сти, социального происхождения, имугест-
венного положения и прошлой деятельно-
сти. На равных правах с мужчинами уча-
ствуют в выборах женщины. Бойцы и офи-
церы Красной Армии пользуются таким ж®
избирательным правом, как и все осталь-
ные граждане СОСР. Всеобщее, равное,
прямое и тайное голосование, о котором
другие народь могут только мечтать, яв-
ляется нерушимой основой советского из-
бирательного закона.

Порядок подготовки и проведения выбо-
ров — составление списков избирателей,
создание избирательных округов и участ-
ков, формирование избирательных комис-
сий, выставление кандидатов, голосование,
определение результатов выборов — бази-
руетея на широких демократических нача-
лах и направлено к тому, чтобы каждый
советский гражданин мог свободно выра-
зить свою волю. чтобы максимальное чис-
ло советских граждан активно участвовало
в выборах, чтобы народ. послал в новый
состав Верховного Совета СССР своих до-
стойнейштих сынов.

Оправдались — знаменательные елова,
товарища Сталина о том, что советское то-
сударство выйдет из войны сильным и еще
более окреппим. Знамя Сталинской Жон-
ституции гордо реет нах нашей отчизной.
Идеи коветской демократии еще глубже
проникли в сознание широких народных
масс. Эти идеи двигали миллионами совет-
ских патриотов в победоносных битвах.
Творческая сила советских идей так-
же ярко сказывается в эпоху мир-
ной деятельности. На другой день пос-
ле величайшего военного напряжения pa-
бочие, крестьяне, интеллигенция нашей
страны самоотверженно принялись залечи-
вать раны, нанесенные войной. Сколько
выдающихся подвигов и славных трудовых
дел уже совершено за короткий послевоен-
ный период! Сколько замечательных орга-
низаторов, больших и малых государствен-
ных деятелей выдвинулось за последние
годы! ие
Мы видим неоспоримое  свидетельет-
во того безграничного доверия мил-
лионов людей к советской власти, с которой
они сроднились и связали квою судьбу.
Именно это высокое понимание идей сопя-
алистической‘ демократии, одухотворенная
и нерушимая верность народа советской
власти, коммунистической партии, любовь
к творцу и вождю советского государства
товарищу Сталину будут продемонетриро-
ваны на предстоящих выборах в Верховный
Совет СССР. Эти выборы будут новой побе-
дой славной советской демократии.

ВТА ООО

ПЕЧАТЬ ССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ _

На выставке в Публичной библиотеке им. Ленина

публичная библиотека им.
Ленина открыла выставку, посвященную
печати Советского Союза в годы Великой
Отечественной войны.

На выставке представлено’ около трех ты-
ся4 экспонатов — все виды книжной и пе“
риодической печати за 1941—45 гг. ыы

Основные разделы выставки — «Ленин
Сталин о защите социалистического м
ства», «Сталин привел нас к победе», «1 ‘ар
тия Ленина— Сталина — вдохновитель и ей
танизатор побед советского народа ци
немецко-фашистских захватчиков», ee
путь Красной Армии и Военно-Морск 2
Флота», «Работа Лыла в, помощь фронту»,
«Культурная жизнь страны в годы wot

Осмотр выставки начинается с ВВОДНЫХ
плакатов и окон ТАСС, показывающих за
мриающие удары Красной Армии и встре-
чу бойцов фронта с работниками тыла. o

Из отдельных экспонатов интересен cae
Циальный альбом, посвященный уме .
защите Москвы. Представлен И >.
риал по национальным республикам: on
ской, Казахс\эй, Грузинской, ое
Идо, характеризующий их участие в

ственной ^ войне
: и,
Широко демонстрируются материалы,

ритеризующие важнейшие операции, Крас
№й Армии и Военно-Морского Флота, ‚=
Нологически подобрана литература по .
новным ударам Красной Армии, начиная

Всесоюзная

Тихвина и до Берлина. Здесь же образцы
фронтовой печати, партизанских листовок.
Выделена литература, посвященная герои-
ческому Ленинграду. В витринах сосредото-
чены альбомы, художественные произведе-
ния, сборники научных трудов, выпущенных
в Ленинграде в дни блокады и после ее про-
рыва.

Работу тыла характеризует пресса, посвя-
шенная вопросам экономики. Здесь же
представлены материалы о. и
разрушенного немцами хозяйства в районах,
освобожденных от оккупантов, и др.

Ни на один день не прекращалась во вре-
мя войны культурная деятельность. На вы-
ставке это получило отражение в ряде изда-
пий по отдельным отраслям знаний, в ТРрУ-
дах крупнейших академиков и Ученых, пи-
сателей, искусствоведов И ОН
Подобраны юбилейные издания ee
наук, труды академиков, Героев В
ческого Труда Н. Бурденко, М. Павлова, А.

Н. Зелинского и др.
жк томы и тоненькие брошюры ри-
суют богатую картину открытий и ESS
ний в области медицины, сельского хозяи
ства, военного искусства и пр. Художест-
венная литература и искусство и
ны в образцах различных изданий. только
за 1941—46 гг. художественная  литерату-
ра издана тиражом в 218.014.000 экз. в ко-

лидестве

ПИСЬМА СОЛОМОНА ДОДАШВИЛИ

ТБИЛИСИ. (0т наш. корр.). В очеред-
ном выпуске серии «Материалы по историн
Грузии и Кавказа», издаваемой Институтом
истории им. акад. И. Джавахашвили Акаде-
мии наук Грузинской ` ССР, помещены
 ЧПисьма Соломона Додашвили» co вступи-
тельной статьей и примечаниями С. Хуци-
швили. Датированные 1825—1839 гг, письма
эти освещают грузинскую общественную
жизнь тех лет. В атмосфере 30-х годов фор-
мировался талант Николая Бараташвили, и
письма С. Додашвили ‘могут служить по-
лезным материалом для: изучения жизни и
творчества великого грузинского поэта,

С. Додашвили — общественный деятель,
философ, ‘педагог; журналист и литератор.
Он написал «Курс философии», изданный в
Петербурге А. Ф. Смирдиным в 1898 г.

С. Додашвили в Петербурге встречался с
передовыми деятелями из революционно-цпе-
мократического лагеря. Вернувшись на ро-
дину, он преподавал грузинскую  словес-
ность в классической гимназии, где в TO
время учился Николай Бараташвили. С. До-
дашвили — один из вдохновителей загово-
ра 1832 года. Заговор был раскрыт. Дода-
швили, поэты Александр Чавчавадзе, Григо-
рий Орбелиани, Вахтанг Орбелиани, Георгий
`Эристави и друпие участники заговора бы-
ли арестованы и сосланы -в отдаленные. гу-
бернии России. С. Додашвили жил в Вят-
ке, где тогда отбывал свою первую ссылку
Герцен: С. Долашвили и А. Герцен вместе
работали в канцелярии губернатора Тюфяе-
ва. С. Додашвили умер в Вятке в 1836. году.

`° МОЛОДЫЕ ПОЭТЫ ЭСТОНИИ `

В Союзе советских писателей ЭССР со-
стоялось совещание, посвященное разбору
сборников стихов четырех молодых эстон-
ских поэтов: Деборы `Вааранди, Айры
Каал, Ральфа Парве и Минни Нурме. До-
кладчик — писатель Пауль Видинг отме-
тил богатство тем, характеризующее рабо-
ты этих поэтов, и своеобразие их творче-
ского лица. В ‘обсуждении творчества моло-
дых поэтов приняли участие тт. Андфезен,
Ургарт, Семпер, Алле, Сирге, Нурме.

СОСТЯЗАНИЯ АКЫНОВ

АЛМА-АТА. . (От наш. корр.). Осенью
этого года приобрела широкую известность
в республике своеобразная культбригада
двух казахских акынов — Кульджабая и
Шаймердина. Оба акына выступают. в Су-
закском районе Южно-Казахстанской  об-
ласти. i

Еще весной, раз’езжая по районным кол-
хозам, вникая в быт и хозяйственные дела,
проверяя выполнение колхозниками обяза-
тельств, Кульджабай и Шаймердин об’яв-
ляли свой «айтыс» (древняя форма поэтиче-
ского соревнования). Состязаясь друг’ <
другом, они в стихотворной форме фасска-
зывали колхозникам о том, как работают
животноводы ферм, полевые рабочие`и т. д;
Кульджабай и Шаймердин, проведя «ай-
тыс», через несколько дней снова возвра-

щались, чтобы в стихотворной форме оце-

нить, как идут дела колхоза. Кульджабай
и Шаймердин — два неразлучных поэта —
уже по два раза побывали во всех колхозах
Сузакского района. `

Об я другие пары импровизаторов.
Древняя форма поэтических состязаний по-
Лучает совершенно новое применение.

НОВЫЕ ФИЛЬМЫ

В Тбилисской киностудии идут ‹с‘емки
фильма «Давид Гурамишвили», посвящен-
ного памяти великого грузинского поэта,
боровшегося за дружбу с русским народом.

Сценарий фильма написан поэтом С. Чи-
ковани и В. Орловым. С’емочная группа ре-
жиссеров Н. Санова и И. Туманова верну-
лась из Ленинграда, где снимались эпизо-
ды, происходящие при дворе русской цари-
цы Анны Иоанновны.

Новый полнометражный  мультипликаци-
онный фильм «Пропавшая грамота» по по-
вести Гоголя принят Художественным со-
ветом Комитета ‘по делам кинематографии.
Сценарий фильма написали В. и 3. Грум-
берг и 3. Калик. Постановка режиссеров
В. и 3. Грумберг. Музыка композитора
А. Василенко. .

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА ЛИТВЫ

ВИЛЬНЮС. (От наш. корр.). До сих пор
единственным чисто литературным периоди-
‚ческим изданием Советской Литвы был
журнал «Пергале» («Победа»). В скором
времени в Вильнюсе начнет выходить еже-
недельная газета «Литература и искусство».

=

Редакционный совет Гослитиздата на со-
стоявшемся на-днях совещании обсудил
проект трехлетнего плана изданий русской
классической литературы. литературы. .на-
родов СССР и иностранной; совет утвердил
проект тематического плана на 1946 год и
одобрил план издания полного собрания <о-
чинений Алексея Толстого.
а Al

В 1946 году выпускается вдвое больше
книг, чем в 1945, ав дальнейшем с каждым
годом количество выпускаемой литературы
будет последовательно возрастать на 309/в.

Основное место в плане занимают много-
томные собрания сочинений Пушкина, Го-
голя, Белинского, Тургенева, Островского.
Флобера, Стендаля, Бальзака, Франса, Ме-
риме, Гете, Вальтер-Скотта, Теккерея и др:,
собрания сочинений современных писателей
— Шолохова, А. Толстого, Серафимовича,
Вересаева; Шишкова, Гладкова и однотом-
ники классиков и крупнейших советских
писателей.

Намечены к изданию новые серии: «Биб-
лиотека русского романа» (102 названия),
«Библиотека русской поэзии» {80 назва-
ний). серия мемуарной литературы, «Биб-
лиотека иностранного исторического рома-
на», серия «Роман ‘приключений»
Конан-Дойль, Купер, Лондон, Уэллс и др.).

Массовыми тиражами будет. выпущено
150 книг по русской и иностранной литера-
турам и литературам народов СССР.

Обширен раздел фольклора: «Русские
сказки» Афанасьева (3 тома), «Русские пес-
ни», собранные I]. Киреевским, сербский
эпос, болгарские, словацкие, македонские
сказки и т. д.

Ряд изданий выйдет в художественном
оформлении, в том числе «Слово о полку
Игореве», киргизский эпос «Манас», «Ла-
тышские сказки», замечательный . памятник
грузинской литературы «Амирани», «Сне-
гурочка» Островского с иллюстрациями
Ю. Васнецова, «Мертвые души» с иллюст-
рациями Петра Соколова, «Тарас Бульба»,
<Дама с собачкой», or № и др,

9 ¥,

После сообщения © трехлетнем плане из-

даний русской классики (докладчик Н, Во-

работы ленинградских ученых.

`2 стр. Сто лет со дня смерти Николая Барата-
Дадиани. Во имя жизни. Геронтий

швили. Шалва
Кикодзе. Великий грузинский поэт.

Сердце`и долг. Симон Чиковани. Николаю Барата-

e9

ЛИТЕРАТУРА ГОРОДА-ГЕРОЯ

СТАЛИНГРАД. (От наш. корр.). O6-
ластное книгоиздательство возобновило ра-
боту в Сталинграде с первых дней его ос-
вобождения. Собственно говоря, работа не
прекращалась даже тогда, когда город был
осажден противником. Выпуская специаль-
ную литературу, остро необходимую во
фронтовой обстановке, работники изда-
тельства одновременно рыли окопы, строи-
Ли противотанковые рвы и бомбоубежища,
участвовали в противовоздушной обороне.

25 августа 1942 г. работники Сталинград-
ского книгоиздательства покинули пылаю-
щий город. Они ушли с сумками за плеча-
ми к волжской переправе... В Астрахани
они выпустили первый сборник «Героиче-
ский Сталинград». В этой об’емистой кни-
ге {18 печ. л.) были собраны очерки и pac-
сказы, стихи и документы, посвященные
обороне героического города. В Астрахани
же был выпущен сборник «Листовки Ста-
линградской областной партийной органи-
зации 1942—1943 гг.»,

Возвратившись в родные места, сталин-
градские патриоты принялись энергично
восстанавливать город.

В те дни происходило. первое областное
совещание председателей сельсоветов, по-
священное восстановлению сельского хозяй-
ства, промышленности, культуры и искус-
ства разоренной Сталинградской ‘области,
и стенограммы совещания, изданные Ста-
линградским издательством, были встрече-
ны с большим интересом. :

Наиболее активными авторами издатель-

ства являются, естественно, сами сталин-
гралцы и среди них бывший руководитель
Сталинградского Комитета обороны А. Чу-
янов. Его очерки и статьи помешены в
трех сборниках «Героический Сталинград»,
ему принадлежат брошюра «Зверства нем-
цев в Алексеевском лагере для военноплен-
ных» и книжка «Большевики  города-
героя».
_ Выпуск третьего сборника «Героический
Сталинград» приурочивается к третьей го-
довщине освобождения Сталинграда (2 фев-
раля 1946 г.).

Интересен выпущенный издательством
сборник «Комсомольцы в боях за родной
город» (очерки и документы). :

Специальная брошюра «Черкасовцы» рас-
сказывает о большом общественном движе-
нии сталинграднцев по восстановлению род-
ного города. : :

В числе книг местных писателей — сбор-
ник очерков М. Лобачева «Моя о страна».
Автор заканчивает сейчас для излательства
первую книгу романа, посвященного Ста-
линграду.

В печати находится сборник стихов
Л. Проскуриной «Суровые годы» — о днях.
обороны и ‘восстановлении Сталинграда:
Вскоре выйдет сборник очерков Коротеева
«На сталинградской земле». Автор-сталин-
градец был во время обороны города воен-
ным корреспондентом.

Издательство перепечатало книгу В. Грос-
смана «Сталинград» и выпускает в ближай-
шее время «Непокоренные» Б. Горбатова.

Печатается работа кандидата историче-
ских наук В. Горбунковой — «Рабочие Ца-
рипына на защите родного города в 1918
году».

Наиболее трудное для Сталинградского
издательства время осталось позади. Но
издательство продолжает работать в дале-
ко не благоприятных условиях. Полиграфи-
ческая база в Сталинграде чрезвычайно
бедна. Поэтому издательство печатает свои
книги в Саратове, Астрахани, Краснодаре,
Ростове-на-Дону. :

ННИГИ В АДЖАРИИ

Госиздат Аджарии выпустил два сборни-
ка стихов поэта П. Руруа ‘для детей —
«Солнце и цветы» и «Октябрятам», сборник
рассказов и очерков писателя ПП. Лория—
«Геройство и дружба», литературный аль-
манах «Дафиони». Изданы сборник стихов
молодого поэта Г. Салуквадзе и сборник
стихов для детей Н. Малазония — «Наши
цветы».

В печати книги: научного работника Ад-

(Дюма,

жарского краеведческого института Х. Ах-
вледиани «Аджария в борьбе против ино-
земных захватчиков» и сборник стихов
П. Руруа «О Великой Отечественной вой-
не».

°
На заседании
‚Редакционного совета
°

довозов), литературы братских народов
(докладчик А. Рябинина) и иностранной ли-
тературы (докладчик 3. Гильдина) Редак-
ционный совет обсудил план Гослитиздата
на 1946 г., который содержит около 300 на-
званий, общим об’емом в 7228 печатных ли-
стов. Тираж изданий колеблется от 10 до
250 тысяч экземпляров.

Почти половину выпускаемых книг со-
ставят произведения русской классической
литературы. Продолжаются и  заканчива-

ются ранее начатые издания собраний сочи?

нений Горького, Маяковского, Чернышев-
ского и Чехова и предпринимаются новые
собрания сочинений: Гончарова (в 7 томах),
Достоевского (в 10 томах), Некрасова (в 11
томах) и Льва Толстого (в 15 томах). Вы-
пускаются однотомники произведений Ак-
сакова, Короленко, Никитина, Островского
и Пушкина.

В серии «Библиотека русского романа»
выйлет 9 книг («Мертвые души», «Обрыв»,
«Братья Карамазовы», «Герой нашего вре-
мени», «Господа Головлевы», «Анна Каре-
нина» и др.).

14 книг будет выпушено массовыми ти-
ражами («Былины 0б Илье Муромце»,
«Шинель» Гоголя, «Тупейный художник» и
«Левша» Лескова. «Демон» Лермонтова,
стихотворения Маяковского, «Русские жен-
щины» Некрасова и др.).

„В серии «Библиотека русской поэзии»
издаются избранные стихотворения Держа-
вина, Жуковского, Лермонтова, Огарева,
Пушкина, А. К. Толстого и Фета. -

Серию мемуарной литературы составят
воспоминания Анненкова, Горького, С.
Толстого и сборник воспоминаний о Чехове.

Современная советская литература пред-
ставлена собрайиями. сочинений Вересаева
(два тома), Гладкова (rom III). Леонова
(tom ПП), Малышкина (том П и Ш), Сер-
геева-Ценского (том ГУ), Серафимовича (том
Пи Ш) А. Толстого (десять томов), Тре-

‘ских. песен. :

ской литературе.

С. Шервинский.

Г ИО СОВЕТСКОЙ ОТРАНЕ—

50-ЛЕТИЕ ВАЛДИСА ГРЕВИНЫЦА

РИГА. Исполнилось 50 лет со дня рож-
дения и 30 лет творческой деятельности. ла-
тышского поэта, драматурга’ и переводчика
Валдиса Гревиньша. : Ie i

Валдис Гревиныи совместно с Райнисом,
Розитом и Смилгисом`был в свое время од-
ним из организаторов Общества культурной
связи с народами СССР. — :

В годы ульманисовской диктатуры  Гре-
виныш под псевдонимом «д-р Ориентацийс»
писал острые сатиры. Избранные произве-
дения Гревиныша < предисловием народно-
го писателя Латвии Андрея Упитса выйдут
в этом году в издательстве ВАПП. Готовят-
ся к печати две книжки. Гревиньша для де-
тей. :
_ Валдис Гревиныш сейчас работает в Ла:
тышском художественном театре. Он напи-
сал две пьесы — «Солдат из Плевны» : и
<Вертопрахи». Кроме этого, им инсцениро-
вано несколько классических произведений
—«Принц. и нищий» и «Том Сойер». Марка
Твена, «Овод» Войнич и другие. :

Валдис Гревиныш, работает - также ‘и над
переводами. Он перевел Ha латышский язык
«Войну и мир» и «Анну Каренину» Л. Тол-
стого, «Пиковую даму» А. Пушкина, «Тихий
Дон» М. Шолохова, «Цусиму» Новикова:
Прибоя, «Аэлиту» А. Толстого, «Любовь
Яровую» К. Тренева. :

ПОСТАНОВКА «ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

КИЕВ. (От наш. корр.). Коллектив Харь-
ковского драматического театра им. Шев-
ченко закончил работу ‘над постановкой
драматической поэмы Ивана Кочерги «Яро-
слав Мудрый». Пьеса идет в постановке на-
родного артиста СССР М. Крушельницко-
го. Роль Ярослава Мудрого исполняет на-
родный ‘артист СССР И. Марьяненко. Му:
зыку к поэме написал заслуженный дея-
тель искусств УССР К. Данькевич. :
. Драматическую поэму «Ярослав Мудрый»
приняли к постановке также театр им.
Франко в Киеве, Львовский ‘театр.им. М.
Заньковецкой, `Черновицкий ‘музыкально-
драматический и Запорожский театры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ
МАРИЙЦЕВ

ЙОШКАР-ОЛА: (От наш. корр.). Марий-
ское Государственное издательство в сен-
тябре 1945 года выпустило кесколько книг
марийских писателей. Сборник марийских
Народных сказок составили А. Тудоровская
и С. Эсман. Книга предназначена для широ-
кого круга русских читателей, не знакомых
с марийским фольклором.

Вышла «Поэтика марийских песен». Эта
книга была написана еще в начале 1941 го-
да покойным марийским фольклористом “В.
Бердниковым. Оп дал широкое описание ти-
пов марийских песен и их. классификацию:
А. Тудоровская дополнила труд В. Бердни-
кова. исследованием о рифме и ритме марий-

В ЗАОНЕЖСКОМ КРАЕ

ПЕТРОЗАВОДСК. В далеком  Заонеж-
ском крае, в Космозере имеется сельская
территориальная комсомольская организа-
ция. Недавно местные комсомольцы орга-
низовали литературный кружок. Они. про-

вели несколько вечеров, посвященных твор-.

честву Пушкина, Чехова и других класси-
ков. В Космозере специальный вечер был
посвящен лекции на тему: «Книга — мой
друг и советчик». Молодежь Великой Губы
готовится к вечеру, посвященному образу
Лизы Чайкиной в литературе.

——

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СРЕДЫ»

Редакция газеты. Московского военного

округа «Красный воин» регулярно проводит.

«Литературные среды», на которых писате-
ли столицы встречаются < читателями и
военкорами. Первая «Литературная среда»
была посвящена творчеству Степана Шина-
чева. Поэт ознакомил присутствующих с
циклом своих новых лирических стихов,
прочитал поэму «Домик в Шушенском»,
рассказал о будущих планах работы над
своими произведениями.

Интересно прошла «среда», на которой
выступал Вл. Соловьев, прочитавший отрыв-
ки из своей новой пьесы, посвященной Be-
‚ликой Отечественной войне. у

На редакционных «средах» выступали
I]. Антокольский, А. Жаров, А. Софронов,
С. Смирнов, Б. Ласкин и другие. 3

На очередной «среде» 10 октября М. Свет
лов прочел отрывки из пьесы «Бранденбург-
ские ворота» и стихи: С. Крушинский рас-
сказал о своих впечатлениях от поездки по
Европе. Композитор Блантер ознакомил слу-
шателей с песнями на тексты Исаковского,
Симонова и ‘др.

ТРЕХЛЕТНИИ ПЛАН ГОСЛИТИЗЛАТА.

нева (том Г), Шолохова (том У), Шишкова
(четыре тома); восемнадцатью отдельны-
ми названиями («Молодая гвардия» А. Фа-
деева, «Первые радости» К. Федина, «Пуш-
кин в изгнании» И. Новикова, избранные
произведения Вс. Иванова, рассказы М. Зо-
щенко и др.) и сборниками стихов Асеева,

довского и др.
‚ Специальный раздел, плана посвящен ли-
тературоведению и критике. Он содержит
33 книги, в числе которых — Ленин «О ли-
тературе», сборник статей «Русская крити-
ка 20—30 гг.», однотомники Плеханова и
Тэна, Толстовский и Горьковский ежегод-
ники, сборники по вопросам истории и тео-
рии литературы.

Отдел литературы народов СССР (71 на-
звание) включает классические произведе-
ния (Шевченко, Франко, Богданович, Важа
Пшавела, Чавчавадзе, Райнис, Саят-Нова и
др.), эстонский, узбекский и киргизский
эпос, а также лучшие книги современных
писателей (А. Кулепюва, Ив. Ле, Н. За-
рьяна, С. Чиковани, А. Упитса, И. Фефера,
И. Барбаруса и др.).

48 названий — в разделе иностранной ли-
тературы. Здесь — очередные тома собра-
ний сочинений Гейне, Гюго, Диккенса,
ля,  Мопассана и Шекспира, однотомники
Флобера и ‘Уэллса и т. д. В художествен-
ном оформлении будут изданы «Декаме-
рон», «Илиада». «Манон Леско» и избран-
ные стихи Ронсара. Готовятся к. изданию
произведения современных иностранных пи-
сателей Дж. Пристли, Ш. О’Кейси, Э. Синк-
лера, Л. Арагона, М.-А. Нексе, сборни
американской аа и дрь ;

*

А. Тихонов сделал сообщение о подго-
товке к изданию полного собрания сочине-
ний А. Толстого в 15 томах (500 печат-
ных листов). В собрание войдет. значитель-
ное количество неопубликованных произве-
дений. Это издание рассчитано на два года:
первые десять томов выйдут в 1946 году,
остальные — в 1947 г. +}

Редакционный совет утвердил редакцион--
Потемкина, наем И.

ную коллегию ` в составе; В.
Л. Толстой, А. Тихонова и И. Векслера,

Исаковского, Суркова, Сельвинского, Твар-.

ветствезный

Ольга Берггольц. Будущие книги.

Информация. В Союзе советских писателей СССР.
«Черная книга». В Художественном совете по театру.
и драматургии. В несколько строк.

Новые ` работы
ленинградских
’’ученых

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). В «Литез
ратурной газете» уже сообщалось, что Ин-

ститут литературы Академии наук СССР
(Пушкинский. дом) готовит сборник статей
и материалов о влиянии русской литерату-
ры на литературу Запада и Востока. В без
седе с вашим корреспондентом редактор
сборника проф. М. Алексеев сообщил. слез
дующее: <
— Наше искусствознание и литератур-
ная наука все еще: находятся в долгу neper
русским искусством и литературой. Мало
У нас работ, раскрывающих влияние рус-
ской ‘культуры на литературу и искусство
Западной Европы, Америки, стран Востока:
Русская литература была ‘признана’ ‘на
Западе одной из богатейших и влиятельнейч
ших литератур в Европе. Поистине всемир-
ной славы достигли Пушкин, Гургенев, Толя
стой, Достоевский, а затем Чехов и Горь-
кий. Международная популярность русской
литературы °‘0с0бо возрастает в конце
Х[Х века, но никак не. следует забывать,
что этот продолжающийся по сей день пе-
‚риод громкой и действительно мировой сла-
вы русской культуры имеет свою. предис=
торию, корни которой уходят далеко вглубь
за пределы ХХ века. Уже европейский «про*
светительский», ХУШ век отлично понимал
всемирное значение русской литературы, и
произведения -русского искусства уже в ту
пору привлекали к себе пристальное › вниз
мание европейцев. На Западе в. середине
ХУШ века были известны многие русские
писатели, переводились, издавались, наз
пример, Кантемир и Сумароков. а стихот-
ворения Ломоносова, как мы знаем, в 80-х
годах ХУШ века вызывали подражание во
Франции. Полезно вспомнить, наконец, о
всемирно-историческом значении «Слова
о полку Игореве» и древнейших. памятни=
ков киевской и новгородской архитектуры:
Ряд ленинградских ‘ученых’ `уже- давно
разрабатывает вопросы, связанные с. рас-
крытием и сульбой русской литературы на
Западе и Востоке. Сошлемся хотя бы Ha
курс «Русская литература на Западе», ко=
торый читался на филологическом факульз
тете Ленинградского университета, ‘начиная
с 1937 года. В издании `Академии ‘наук и
университета вышел ряд научных работ,
посвященных исследованию влияния рус-
ской литературы на западные и американ-
ские литературы. По отношению к Востоку
подобная же работа велась в Институте
востоковедения. Во время`Великой Отече+
ственной войны, наряду < боевым содружез
ством союзников, ‘укреплялись и культурз
ные связи Советского Союз с демократичез
скими странами Европы и Америки. +
Общепризнанна величайшая роль совета
ского народа`в спасении мировой цивилизая
ции от фашистского варварства. Тем самым
еще раз-с новой: силой: подчеркнуто всемир=
ное значение нашей культуры. Естественно;
что изучение, международного влияния рус-

“ [ской литературы и ‘искусства становится: ^

особенно актуальным. Е

— В 1945 году, — продолжает М. Алекз
сеев, — Институт русской . литературы
Академии наук СССР провел в Ленинграде
несколько научных сессий, посвященных отз
дельным вопросам этой большой проблемы.
Результат наших сессий — подготовка пер
вого из задуманных нами сборников статей
и материалов под названием «Русская лиз
тература на Западе и Востоке». : :

Сборник откроется ctatpey M. Amexcees
ва «Русские классики и литература англо=
романского мира». Далее намечена статья
Ф. Прийма — «Толстой и французский ро-
ман». Среди других научно-исследователь-.
ских работ отметим статью Е. Бобровой
«Русская литература в Италии», статью
К. Державина «Русская литература в-Ис-
пании», А. Григорьева «Чехов и литератур=
ное движение на Западе» и, наконец, рабоч
ты акад. И. Крачковского «Русская лите-
ратура в арабских странах» и акал. В. Алекч
сеева «Евгений Онегин в китайских перево=
ах». В сборник включается ‹озданная
Институтом востоковедения и отредактиро-
ванная покойным членом корреспондентом
Академии наук СССР С. Балухатым библио-
графия «Горький и Восток». Помимо ис-
следовательского отдела, в сборнике бу4
дет напечатан ряд статей и материалов, за-
трагивающих темы: «Русский фольклор в
Англии» и «А. Франс и русская  литератух
ра» ит. д. i

Появившиеся в печати сообщения. о подя
готовке к изланию сборника «Русская ли-
тература на Западе и Востоке».— указывает
проф. Алексеев, — нашли живой отклик в
кругах зарубежных ученых. Институт рус-.
ской литературы получил уже ряд запросов
об этой книге.

=;

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Tocy-
дарственная Ордена Трудового Красного’
знамени Публичная библиотека им. Салты-
кова-Щедрина выпустила в свет новую ра-
боту К. Муратовой и Е. Приваловой «Ми-
ровое значение русской литературы и рус-
ского искусства» (указатель литературы)._

В’ первой части брошюры, озаглавленной
«Русское искусство и литература в оценке
Запада и Америки», собраны наиболее су-
щественные высказывания многих зарубеж-
ных писателей и композитовов о русской
литературе и музыке. Второй раздел бро-
шюры дает основную библиографию работ,
посвященных анализу роста популярности и
влияния русской культуры в Европе и Аме-
рике. В конце брошюры приводится крат-
кая хронологическая. канза, в которой пе-
речисляются основные латы, показывающие
пути освоения русской культузы Западом,
Америкой и Востоком.

Несмотря на то,. что. автозы бропноры ог-
раничили себя в хронологическом от-
ношении, приводя  ланные, относящиеся.
главным образом к ХХ веку выпущенный
Публичной библиотекой споавочник, как
указывает в предисловии проф. М. Алек-
сеев, «будет интересен для всякого, кому
дорога русская литература».

„От Сталинграда
до Вены“

Так назван литературный альманах. 10:
священный войскам 3-го Украинского фрон-
та, прошедитим тысячекилометровый марш
от Сталинграда до Вены.

В книгу вошли очерки, рассказы, записки
очевидцев, участников боев. Срели азторов
— Писатели-профессионалы ‘и командиры
частей и соединений, повествующие о пол-
вигах и буднях воинов’ “3-го Украинского’
фронта. .

В альманахе мы встречаем имена К. Сн-
монова, Б. Горбатова, С. Михалкова, Л. Пер-
вомайского, П. Усенко, Е. `Долматовского,
Мустай’ Карима, П. Павленко, А. Левады,
И. Гончарейко, А. Чернейко.

Книга составлена и издана украинским из-
дательством «Радянський письменник». -От-
редактор книги генерал-лейте-

‚ литературная редакция —

Левада, :

Аношин
А. Черненко, И. Ле, А.