От

A Чь

J.

EIPATYPIHIAGT

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР ПАЗ   A ТР (

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

№ 9 (1155)

Суббота, 20 октября 1945 г.

СЛОВО НА ЭСТРАЛЕ

Ветупление нашей страны в период Mup-
HOM развития открывает перед COBOTCREM
искусством всех жанров новые широчай-
шие перспективы.

Новые творческие задачи стоят и перед
искусством эстрады. Эстрадное искусетво
не требует ни многолюдных артистических
коллективов, ни сложного сценического
нащения. Это придает ему ту подвиж-
НОСТЬ и оперативность, которые позволили
советской эстраде сыграть столь значи»
тельную роль в художественном обелужи-
вании Красной Армии и Военно-Морского
Флота в годы Великой Отечественной вой-
ны. Эстрадное искусство включает в себя и
художественное чтение, и музыку, и вокал,
и танец, — оно пользуется всеми видами
сценического мастерства для художествен-
Но-эмоционального воздействия на зрителя
и слушателя. Все это делает искусство
эстрады и наиболее доступным для прило-
жения сил и талантов участников художе-
ственной самодеятельности.

Однако наше эстрадное искусство

еще

далеко не отвечает тем задачам, которые
мы вправе перед ним ставить.

Советская эстрада располагает  значи-

тельными кадрами талантливых, выеоко-

квалифицированных исполнителей всех
жанров, и многие эстрадные артисты поль-
зуются заслуженной популярностью и лю-
бовъю народа. Идейная направленность, по-
литическая злободневность, художественная
ценность эстрадного зрелища во многом
определяются качеством литературного ма-
териала: без литературы малых форм нет
искусства малых форм, нет эстрады.

Вместе с тем искусство эстрады имеет
свои особые законы, которыми нельзя пре-
небрегать при отборе литературного мате-
риала для исполнения с эстрады. Лаконич-
ность, сжатая характеристика образов, кон-
центрированная мысль, облеченная в фор-
му «ударной» реплики или острой репри-
зы, текст конферанса, который помогает
«ведущему» программу, стать веселым, ост-
роумным, но не навязчивым спутником и
собеседником зрителя, —все это специфиче-
ские черты той «малой» литературы, кото-
рая может придать эстраде  содержатель-
ность и значимость большого искусства.

Во время войны наши прозаики и поэты
дали эстраде немало хороших стихов, пе-
вен, рассказов, которые с успехом испол-
нялись и на фронте и в тылу страны и за-
метно обогатили эстрадный репертуар. Но
собственно эстрадные жанры — от репри-
зы и конферанса до фельетона. и одноакт-
ной пьесы — не привлекают, к сожале-
нию, внимания талантливых писателей и
остаются нераздельной вотчиной малоквали-
фицированных, случайных авторов» KOTO-
рые часто сводят свое эстрадное творчество
к ниэкопробной халтуре.

Пренебрежение к специфическим требо-
ваниям эстрадных жанров проявляется
подчас и со стороны организаций, при-
эванных заботиться о расширении репер-
туара профессиональной эстрады и худо-
жественной самодеятельности. Это сказы-
вается, например, в содержании эстрадных
сборников, выпускаемых издательством
«Искусство». В 1945 году вышло несколько
неплохих сборников—«Здравствуй,  грани-
ца», «Славься, Донбасс», «Героини»,
«Путь к победе», «Свет победы» ит. д..
Почти все напечатанные в них стихии
рассказы затрагивают важные политиче-
ские темы. Это доброкачественные  про-
изведения известных поэтов и беллетри-
сетов. Но в большинстве случаев это произ-
ведения, уже печатавшиеся в газетах и
журналах и написанные вовсе не для иг-
нолнения с эстрады. Эстрадные чтены не-
сомненно могут использовать некоторые из
этих произведений для обновления своего
репертуара, но при медленных ‚ издатель-
ских темпах ееть все основания предиола-
тать, что они имели возможность это ©де-
лать, не дожидаясь выпуска сборников, и
остановили свое внимание на этих произ-
ведениях тогда, когла они впервые появи-
лись в печати. Жаль, что составители ©бор-
ников не прилагают необходимых усилий
для привлечения новых авторов и для созда-
НИЯ новых произведений, специально пред-
назначенных для исполнения © эстрады.

Выдвижение кандидатов в Центральную избирательную
комиссию по выборам в Верховный Совет СССР

В соответствии ‘с Конституцией Союза
ССР и статьей 36 «Положения © выборах в
Верховный Совет СССР» профессиональные
организации рабочих и служащих, коопера-
тивные организации, коммунистические пар-
тийные ‘организации, организации молоде-
жи, культурные, технические и научные
‚общества и другие общественные органи-
зации и общества трудящихся, а также <об-
рания рабочих и служащих по предприя-
тиям, военно-служащих по воинским ча-
стям, собрания крестьян по колхозам, селам
и волостям, рабочих и служащих совхозов
по совхозам -начали выдвижение своих
кандидатов в состав Центральной избира-
тельной комиссии. Эта комиссия, согласно
Положению должна быть утверждена
Президиумом Верховного Совета CCCP He
позднее, чем за 55 дней до выборов.

Состоялось заседание Президиума
ВЦСПС совместно < председателями и
тральных комитетов профсоюзов. ВЦСП
единодушно решил выдвинуть кандидатом
в состав Центральной избирательной комис-
сии председателя ВЦСПС тов. Кузнецова
Василия Васильевича.

В ‘цехах Магнитогорского металлургиче-
ского комбината прошли собрания рабочих,
посвященные предстоящей избирательной
кампании.

На собрании доменщиков было внесено
предложение рекомендовать в Состав Цен
тральной избирательной комиссии а
туру знатного доменщика Алексея еонть-
евича Шатилина. Тов. Шатилин за, доблест
ный труд в годы Отечественной войны, за
отличное выполнение заданий Государствен-
ного Комитета Обороны был в
двумя орденами Ленина, Кандидатура :
Шатилина широко обсуждалась и в дру
гих нехах. Рабочие комбината единодушно
выдвинули тов. Шатилина кандидатом as
состав Центральной избирательной ком
or Московской коммунистической орга-
низации кандидатом в состав Центральной

избирательной комиссии выдвинут fe
тарь Московского областного и. Городек а
комитетов ВКП(б) тов. Попов Георги
Михайлович, от Ленинградскон oa
стической организации — cakpereps ine
градского обкома и горкома BK ) .

Кузнецов Алексей Александрович, OT Кг

ОИ ведь художественное чтение
= один #3 mal
искусства. : ee eee
Помимо мастеров художественного ело-
ва на эстраде есть еще юмористы. сатири-
ки, куплетисты, ‘актеры, исцолняющие
скетчи и миниатюры. Они чрезвычайно
нуждаются в хорошем литературном мате-
риале, но напрасно стали бы они искать в
эстрадных сборниках произведения, соот
ветствующие этим жанрам.
сборников забыли о них.
Между артистами эстралы и авторами
существует давний спор о том, должен ли
литератор рассчитывать на определенного
актера, учитывать ето индивидуальный
стиль, манеру исполнения или, наоборот,
артист эстрады должен ‘искать стиль снце-
нического воплощения, соответствующий
авторскому замыслу. Этот спор в значи-
тельной степени бесплоден, ибо обе сто-
роны в нем правы. Артисты эстрады веег-
да охотно исполняют яркий, образный, ост-
фоумный текст, если даже он  создавалея
без определенного, заранее намеченного
«адреса» в лице того или иного эстрадного
исполнителя. С другой стороны,  ориента-
ция автора на определенную актерскую ин-
дивидуальность, учет специфических ак-
терских данных предполагаемого исполни-
теля может лишь содействовать успеху со-

здаваемого репертуара.

Но беда в том, что среди наших профес-
сиональных эстрадников, да и в концерт-
ных организациях, часто больше всего це-
нятся такие авторы, которые фемесленни-
чески приспосабливаются к актеру, к его
устоявшимся приемам. Такие авторы учи-
тывают особенности актерской индивиду-
альности лишь в том смысле, чтобы все
гоговые штамты, уже давно  «отработан-
ные» исполнителем, излюбленные им стер-
тые словечки и образы, ставшие бессмен-
ной «маской» артиста, енова безотказно
действовали в новом номере. Это, конечно,
путь наименьшего сопротивления; такая
литературная «помощь» не повышает ху-

дожественных достоинств эстрадного pe-
пертуара, а тормозит его обновление.

Новые жанры, новый <тиль эстрадного
искусства могут родиться и процветать
только в том случае, если содружество
писателей и актеров эстрады станет но-
вседневным. Воплощение в искусстве эст-
рады новых тем нашей современности тре-
бует, чтобы слову, замыслу, литературно-
му сценарию эстрадном номера придава-
лось первостепенное значение.

Между тем, репертуар для эстрады до.
сих пор часто создается кустарными мето-
дами. Постоянную плодотворную творче-
скую связь между литераторами и работни-
ками эстрады мог бы осуществлять эстрад-
ный театр. Он являлся бы и организую-
щим центром, и `экепериментальной пло-
щалкой.

Существовавший в Москве единствен-
ный Театр эстрады и миниатюр почему-то
фениттельно отошел от эстрадного искус-
ства. Несколько лет назад он изменил свое
название и стал именоваться «Театром
миниатюр», а за последние два сезона он
пренебрег и миниатюрами, поставив за это
время лишь две трехактные комедии —
«Где-то в Москве» и «Чужое дело» (кета-
ти, весьма схожие и принадлежащие тем
же авторам). _

Отсутетвие стационарного эстралного те-
атра с устойчивым художебтвенным  кол-
лективом, с постоянным режиссерским DY-
ководетвом немало тормозит работу литера-
торов в области эстрадных жанров.

Советские писатели имеют широкую в03-
можность обогатить искусство эстрады оет-

рыми. злободневными произведениями. Мы
должны приложить все усилия к тому, что-
бы с нашей эстрады звучало полновесное
художественное слово — будь то задущев-
ная лирическая песня, гневно бичующий
сатирический фельетон или искрящийся
юмором веселый куплет.

Из года в год растет и множится слава
нашей родины, как страны передовой мыс-
ли и новой социалистической культуры.
Эту славу должно достойно поддержать и

искусство эстрады — боевое, яркое, целе-
устремленное.
ЗНАНИЕ

евской коммунистической организации —
секретарь Киевского обкома КП\б)У тов.
Сердюк Зиновий Тимофеевич, от KOM-
мунистической организации Узбекистана —
секретарь ЦК КП(б) Узбекистана тов.
Юсупов Усман.

ЦК ВЛКСМ решил выдвинуть от Все-
союзного Ленинского коммунистического
союза молодежи кандидатом в состав Цент-

альной избирательной комиссии секретаря
ЦК ВЛКСМ Михайлова Николая Алек-
сандровича.

На заседании Президиума Центрального
Совета Осоавиахима, обсуждавшем вопрос
о кандидатуре в состав Центральной изби-
рате й момиссии, генерал-майор авиации
fl. П*Кобелев предложил выдвинуть кан-
дидатом воспитанника  осоавиахимовского
аэроклуба—ныне трижды Героя Советского
Союза гвардии полковника Александра Ива-
новича Покрышкина. Кандидатура едино-
душно была поддержана всеми участника-
ми заседания. Президиум Центрального
Совета Осоавиахима решил выдвинуть
А. И. Покрышкина кандидатом в состав
Центральной избирательной комиссии.

От профсоюза работников политико-про-
светительных учреждений СССР кандида-
лом в состав Центральной избирательной
комиссии выдвинут видный  общественно-
политический работник Николай Николае-
вич Шаталин, от ЦК профсоюза работни-
ков высшей школы и научных учреждений
СССР — академик — секретарь Академии
Наук СССР Николай Григорьевич Бруевич,
от правления Союза Советских писателен—
председатель правления Союза Советских
писателей Николай Семенович Тихонов, от
профсоюза рабочих совхозов Белоруссии—
председатель оргбюро Белорусского рес-
публиканского комитета профессконального
союза рабочих совхозов БССР Клавдия
Амосовна Абушенко.

Многолюдное собрание рабочих <остоя-
лось в ткацком корпусе Ивановской тек-
стильной фабрики им. рабочего Федора Зи-
новьева. Инженер Метлина предложила ре-
комендовать в состав Центральной избира-
тельной комиссии старую работницу Таисию
Ивановну Шувандину. Таисия Ивановна ра-
ботает на фабрике около четверти века. На
заре стахановского движения она первои
перешла на обслуживание 20 платтовских

Составители

Цена 45 коп.

=

Савва ГОЛОВАНИВСКИЙ

Синеоная Леся

Лесе Украннке

_ — Куда, в какие города и веси,
Спешишь ты, девушка?
— Ищу людей живых...
— Ох, девушка, не близок путь до них...
А как зовут тебя родные? Г
Леся.
— А кто-ж они — твои отец и мать? —
Поди, живут согласно и богато,
поди, у них своя и хата,
и двор подстать.

— Отец и мать? Да право — кто-ж они? —
Меня весна в долине породила

и в теплые безоблачные дни,

взяв за руку, она меня водила

на дальний луг, к той вербе одинокой,
расщепленной ударом громовым,

водой прозрачною в степи широкой

меня поила утром... И, как дым,
качались марева — близки и сини —

и все шептал чуть слышно, как во сне,
свои веснянки ласковые мне

тот ветерок, что вихрился в долине...
Казалось мне — он был отцом моим.

В глаза посмотрит и шепнет: — Летим!

И в эту синеву,
весной согрета
неслышно я плыву,
как тучка эта,
Плыву, лечу,

куда хочу,

где в дальней дали
горит заря,

в ночной печали
лежат поля.

Ой, тату мой, неси меня быстрей!—
Пустое поле мне казалось домом,

был темный лес усадьбою моей, =

и древний дуб — он был моим знакомым.
И верба, что сверкала от росы,

та самая, расщепленная громом,
томилась в зависти к моим хоромам

и не прощала пышной их красы.

Я в них лесной царевной царевала.
Минует день, а мне — и горя мало:
дней хватит всем—к чему жалеть, беречь?
Прольется дождь? — Так мне еще милее:
мои леса вздохнут еще вольнее,

и словно ношу зноя сбросят с плеч

поля, луга, трава моя густая;

еще звучней гостей пернатых стая
начнет свою бесхитростную речь,

Была я всех вольнее и счастливей.

Но как-то раз, лишь прекратился ливень,
я на атаве дудочку нашла —
прапрадедову, видно... Заиграла.

И я такую песню услыхала! —

то, видно, песня осени была...

И было в песне столько боли жгучей,
такие в ней почудились слова!
Казалося — меня та песня учит,

что буря и в безмолвии жива.

И синь полей мне стала вдруг немила,
нежданная тревога ожила —

листвою верб она заговорила,
пробилась родниками; потекла;

с полей, с лугов гнала меня, томила,

И я спешила... я куда-то шла...

И всякий раз, лишь дудка прикасалась
к моим губам, к моим устам сухим, ,
‚как та тревога снова просыпалась

и тот призыв звучал; неукротим. ‹-

О, звуки песни — чистые, живые! —
Они всю ‘душу ‘подняли до дна... ^

Я муку песни поняла впервые,

той горькой песни, что лишает сна,

той, что певца уводит за собою,
той, что ему покоя не дает,
пока он ‘сам дорогою прямою`
разбуженных от сна не поведет.

Что знала я? — Свою лишь только волю,
полет в саду весеннем мотыльков

да щебет пташки над зеленым полем,
да в ясном небе стаи` облаков...

Глазами звезд душа моя пылает,
людская боль привиделася мне,

и сердце вновь рожденное взывает

и к людям устремляется в огне,

чтоб их утешить, обновить им душу
и облегчить их тяжкую беду...

Мне в путь пора. Я слова не нарушу.
Я тороплюсь.
Я к ним теперь иду.

Перевел с украинского
`°.М. ИСАКОВСКИЙ.

станков. Тов. Шувандина награждена за
доблестный труд орденом. Ленина. Она —
член президиума ЦК союза хлопчатобумаж-
HHKOB.

Работники фабрики единодушно ‘решили
выдвинуть Таисию Ивановну Шувандину
в состав Центральной избирательной ко-
миссии. ‘ be т

17 октября в сельхозартели «Стахановец»
Ново-Покровского района, Саратовской об-
ласти состоялось собрание колхозников. В
празднично убранной школе собрались все
жители села Степное, крестьяне  Табунов-
ского сельсовета, представители районных
организаций. С докладом о выборах в-Вер-
ховный Совет СССР и’ участии колхозников
в избирательной кампании выступил пред-
седатель исполкома Ново-Покровского. рай-
совета тов. Кузнецог. р

Все выступавшие в прениях колхозники‘
горячо рекомендовали выдвинуть кандида-
том в состав Центральной избирательной ко-
миссии заместителя председателя правле-
ния колхоза «Стахановен» Ферапонта Пет-
ровича Головатого — зачинателя всенарод-
ного патриотического движения помощи
Красной Армии.

Колхозники единодушно решили выдви-
нуть кандидатуру Ф. П. Головатого в <о-
став Центральной избирательной комиссии.

Льноводы прославленного колхоза «Крас-
ный путиловец» (Краснохолмский район,
Калининской области), завоевавшего В
прошлом году первенство во Всесоюзном
соревновании за высокий урожай, обсудили
вопрос о своем участии в избирательной
кампании. Колхозникам предстояло сказать
свое слово о кандидате в Центральную из-
бирательную комиссию.

Бывший фронтовик-колхозник тов. Власов
предложил выдвинуть кандидатом в состав
Центральной избирательной комиссии Нину
Андреевну Пылаеву. За три ¢ половиной
года колхоз под ее руководством стал пе-
редовым в области.

Когда председатель собрания Ф. И. Кор-

шунов поставил вопрос на голосование, вее:

112 участников собрания подняли руки за
тов. Мылаеву, единодушно рекомендуя ее
для работы в Центральной избирательной

комиссии.
(ТАСС).

‚  ставление о «Звезде»,
  журнале; о всех прочих романах, повестях,

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

1 стр. Выдвижение кандидатов

избирательную комиссию по выборам в Верховный
Совет СССР: По Советской стране. Обсуждение  жур-
нала «Звезда». Памятник И. А. Крылову в Калинине.
У писателей североморцев. Литературный фонд Рай-
ниса. 1100-летие «Манаса». Савва Голованивский.

Синеокая Леся (стихи).

2 стр. Г. Бровман. О’ «литературоведческом аристо-
кратизме» и изучении советской литературы. Н. Ан-

ИЕ Е ee

Е

—

в Центральную

туроведа:

ОБСУЖДЕНИЕ ЖУРНАЛА
° «ЗВЕЗДА»

На последнем заседании правления  ле-
нинградского отделения Союза . советских
писателей обсуждался журнал «Звезда».

С информационным сообщением выступил
В. Саянов (отв. редактор журнала). В. Сая-
нов полагает, что «Звезда» еше не вернула
себе былого признания читателя, потому
что журнал не почувствовал того, что глу-
боко интересует и волнует советского чи-
тателя.

В 1945 году «Звезда», по выражению В.
Саянова, больше напоминает «Библиотеку
исторических романов», а не журнал, выхо-

дящий в год замечательнейших событий. Да-.

же в критическом отделе журнала много
историко-литературных работ и очень мало
— © ‹овременной литературе. Современная
тематика занимает в «Звезде» слишком
скромное место, к тому же идейно-художе-
ственный уровень многих произведений на
темы современности не всегла достаточно
высок.

Темой выступлений многих участников
прений была статья Г. Бровмана  «Ленин-
градская тема в журнале «Звезда», напеча-
танная в «Литературной газете» (№ 38).

Полемизируя с Г. Бровманом, Н. Никитин
считает, что автор статьи ограничил себя
рассмотрением одних только произведений о
Ленинграде, дающих неправильное  пред-
как периферийном

рассказах Г. Бровмач не обмолвился ни сло-
BOM.

Иной точки зрения придерживается
Лифшиц. :

— «Ленинградская» тема, — говорит он,
—— ЭТО не узкая «местная тема», а огромная
тема о стойкости и воле советского челове-
ка. Можно спорить с отдельными оценками
Г Бровмана, но факт остается фактом: в
«Звезде» не оказалось ни одного произве-
дения, в котором был бы показан обыкно-
венный человек, человек рядовой профес-
сни, выдержавший на себе основную  тя-
жесть борьбы.

-М, Зощенко в своем выступлении подверг
резкой критике ряд произведений, опубли-
кованных в «Звезде», в частности повесть
Г. Гора «Дом на Моховой».

А. Прокофьев напомнил о требованиях,
которые были пред’явлены советской лите-

В.

ратуре товарищем А. А. Ждановым на Пер-

вом с’езде советских писателей.

— В творчестве писателей-ленинградцев,
— подчеркивает А. Прокофьев, — еще не
показан <. должным художественным Ma-
стерством и убедительностью основной ге-
рой нашего времени — советский человек,
победивший врагов своей родины.

В прениях выступили также тт. М. Сло-
нимский, Г. Гор, Н. Григорьев, Л. Рахманов
и Г. Кожемякин. .

В решений правления, принятом на засе-
дании, отмечены серьезные недостатки в ра-
боте журнала «Звезда»: отсутствие значи-
тельных прозаических произведений на
главные темы современности, недостаточный
эдейно-художественный уровень многих
хиубликованных в журнале произведений.

В решении указано также, что тема ре-
волюционной истории советского народа, в
частности, питерского пролетариата, совер-
шенно-не отражена в журнале. Требует ре-
шительной перестройки отдел критики, и,
наконец, необходимо .‹ улучшить качество
редакционной обработки материала.

fee we ee ees

ПАМЯТНИК И. А. КРЫЛОВУ
`В КАЛИНИНЕ

КАЛИНИН. (От наш. корр.). Великий
русский баснописец И. А. Крылов провел
детские годы в Твери. С пребыванием в
Твери связана также целая полоса его твор-
ческой работы. По решению Совнаркома
Союза ССР, в связи со 100-летием со дня
смерти поэта, в г. Калинине (Твери) ему ус-
танавливается памятник. Горисполком при-
нял проект памятника, разработанный
скульптором Д. Горловым.

Памятник будет воздвигнут в сквере, сое-
диняющем Центральный и Октябрьский
районы города.

ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИВАНОВО. (ТАСС). Академия наук

СССР в 1936 году начала составление ат-
ласа диалектов русского. языка. В атласе
будут нанесены границы распространения
отдельных языковых явлений — лексиче-
ских, синтаксических, морфологических и
фонетических. К собиранию материалов
привлечены многие университеты и педаго-
гические институты страны.

В Ивановской области недавно закончила
свою работу диалектологическая экспеди-
ция, организованная кафедрой русского язы-
ка областного пединститута. Участники
экспедиции — студенты факультета литера-
туры и языка — изучили народные говоры
большинства населенных пунктов Юрьевец-
кого района. В селах Ковраковка, Соболев-
ка‘и других удалось найти своеобразные и
интересные языковые явления, например,
распространение мягких «ж»и «ш». Это яв-
ление чрезвычайно ценно, как древняя чер-
та русского языка, исчезнувшая в подавля-
ющем большинстве русских говоров

ПОСЛЕ БОЕВОГО ПОХОДА

‚ ХАБАРОВСК. (От наш. корр.). В дни вой-
ны с Японией хабаровские писатели Ю. Ше-
стакова, А. Гай, П, Комаров, Н. Задорнов
работали военными корреспондентами в раз-
личных частях Дальневосточного р д.
Нагишкин принимал участие в Сунгарий-
ском походе кораблей Дальневосточной
Амурской флотилии. Писатели А. Грачев,
С. Смоляков, С. Феоктистов, Н. Рогаль, В.
Ажаев находились в действующих и погра-
ничных частях.

Встречи с героями боев, поездки по горо-
дам и селам Маньчжурии и восточных про-
винций Китая обогатили плясателей впечат-
лениями. П. Комаров подготовил к печатн
книгу стихов «Маньчжурская тетрадь». Рас-
сказы о пограничниках пишет Н. Рогаль.
В. Ажаев готовит очерки о нашей авиацчи.
Сборник путевых очерков «Сунгарийские
записки» закончил Д. Нагишкин. Сейчас он
работает над книгой новелл о Маньчжурии
«Заход солнца». Н. Задорнов готовит к пе-
чати книгу очерков.

ПЬЕСЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ
ДРАМАТУРГОВ

БАКУ. (От наш. корр.). Государственный
драматический театр имени Азизбекова на-
чинает сезон постановкой новой пьесы Са-
меда Вургуна «Инсан». Это пьеса о муже-
стве и патриотизме советских людей. Театр
готовит к постановке комедию Сабита Рах-
мана <«Ашнавар», а также пьесу старейше-
го азербайджанского беллетриста и драма-
турга Абдуллы Шаика — «Нушабе».

Бакинский театр юных зрителей показал
на Всесоюзном смотре ТЮЗов несколько
хороших пьес и среди них пьесу драматурга
Абасова «Мелик Мамед», которая перевс-
дится сейчас на русский язык.

циферов. Маленькие монографии.
Знаете ли вы... Леонид Гроссман. Искусство литера-

Н. Прянишников.

3 стр: В. Перцов. Сергей Есенин. Н. Михайлов.
Суть вещей. Л. Субоцкий. Победа воли:

4 стр. И. Крути «Непокоренные» на экране. П. Ан-
токольский. Будущие книги. М. Живов.
новых путей. Информация. В ССП СССР. Праздник.
детской книги. Новые книги. В несколько строк. Е

ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ

В. поисках

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД РАЙНИСА

Литературный фонд Райниса основан
осенью 1940 года, в дни, когда указом. Пре-
зиднума Верховного Совета Латвийской
ССР Райнису было посмертно присвоено
звание народного поэта республики. Все
рукописи Райниса, напечатанные и неопуб-
ликованные труды, материалы, относящие-
ся к жизни и деятельности поэта, были об’-
явлены достоянием народа. Работу литера-
турного фонда Райниса прервала война. Во
время немецкой оккупации часть имущест-
ва фонда была разграблена. Ныне  разрз-
ботка литературного наследия поэта возоб-
новлена. Подробное освещение получили
следующие вопросы: развитие литератур-
ного творчества Райниса; Райнис в заклю-
чении и в ссылке; борьба Райниса с немец-
кими баронами. Готовится к печати двухтом-
ник избранных произведений Райниса, куда
войдут стихи из книг «Дальние отзвуки си-
него вечера», «Посевы бури», «Тихая кни-
га», некоторые драмы. Ведутся подготови-
тельные работы к.выпуску в 1946 голу пер-
вых томов академического издания Райниса,
которое предполагается закончить в тече-
ние ближайших лет. х

МОЛОДЫЕ ПИСАТЕЛИ
УЗБЕКИСТАНА

Недавно ЦК комсомола Узбекистана про-

вел совещание о работе с молодыми
писателями. Ha совещании . присутст-
вовали узбекские и русские писатели,
партийные и комсомольские работники,

журналисты и студенты. Секретарь Союза
писателей Узбекистана т. Шарипов отметил,
что узбекская литературная молодежь еще
мало учится. В Узбекистане имеются лите-
раторы, уже выпустившие свои книги, но
все еще плохо знакомые не только с рус-
ской и западноевропейской классической
литературой, но даже с родной, узбекской.
В прениях выступали тт. Шухрат, Хамид

Гулям, Мирмухсин, Тураб Тула и’ др. Они

говорили о необходимости возобновить ра-
боту творческого семинара при Союзе пи-
сателей, обсуждать все вышедшие книги,
организовать переводы лучших произведе-
ний молодых узбекских писателей на рус-
ский язык.

СКАЗАНИЯ ТАДЖИКОВ

Большой сборник сказаний о Мушфики
выпускает Госиздат Таджикистана. Муш-
фики — остроумный, всегда веселый, зача-
стую хитрый герой. (Он участник многих
потешных историй, в них высмеиваются
чванливые эмиры и падишахи, ожиревшие
баи, глупцы, занимающие ответственные по-
сты, — сановники эмирата. Кроме того, в
сборник войдут рассказы и таджикские ва-
рнанты похождений Ходжа Насреддина, а
также лучшие образчики фольклора Таджи-
кистана, Большую часть материалов, до сих
пор не опубликованных, собрал писатель
Дехоти. Этнограф Клавдия Улуг-Заде пере-
вела на русский язык и литературно обрабо-
тала рассказы, которые иллюстрировал засл.
деятель искусств А. Орлов. Редактор сбор-
ника — драматург и критик С. Улуг-Заде.

Помимо этого сборника, выходящего на
русском языке, Дехоти подготовляет значи-
тельно более расширенное издание на тад-
жикском языке,

1100-ЛЕТИЕ ЭПОСА «МАНАС»

В 1947 году киргизский народ отмечает
1100-летний юбилей своего героического
эпоса «Манас», насчитывающего свыше
миллиона стихов. Создан юбилейный коми-

тет, возглавляемый председателем Совнар-

кома Киргизской ССР тов. Кулатовым.

Киргизский филиал Академии наук СССР
подготовил к изданию сборник
исследований по «Манасу». В сборник во-
шли работы доктора исторических наук
А. Бернштама («Эпоха возникновения
«Манаса»), К. Рахматуллина, проф. М. Ауз-
зова, У. Джакишева и других. Подготов-
ляется к изданию   том академического
издания «Манаса» с русским подстрочным
переводом и научными комментариями,

На русский язык переводится централь-
ная и древнейшая часть эпоса — «Великий
поход». 1 том «Великого похода» в перево-
де С. Липкина, Л. Пеньковского и М. Тар-
ловского выходит в Гослитиздате в 1946
году в оформлении художников Н. Петрова
и Г. Костылева, С. Линкин заканчивает
перевод второго тома.

У ПИСАТЕЛЕЙ-СЕВЕРОМОРЦЕВ

АРХАНГЕЛЬСК. (От наш. корр.). При
газете «Северная вахта» существует лите-
ратурная группа, об’единяющая десять мо-
лодых писателей-краснофлотцев. Руководят
группой критик Артюхов и писатель Ал.
Миронов. Среди молодых писателей выде-
ляются старшина 1-й статьи тов. Филатов
и старшие краснофлотцы Лубенец и Задуб-

ровский. Рассказ Задубровского «Часовой».

премирован на аи конкурсе.
ы : р

Давно работает на севере писатель-крас-
нофлотец Александр Миронов. За „годы
войны Архангельское областное издатель-
ство выпустило в свет несколько квиг рас-
сказов и стихов писателя. Осенью прошлого
года Военмориздат выпустил отдельной
книгой первую часть повести Ал. Миронова
«Служу советскому народу» под названием
«Крепость во льдах». :

КНИЖНАЯ ТИПОГРАФИЯ
В СОРТАВАЛЕ

Восстановлена книжная типография в гор.
Сортавала. Действуют линотип, три плоско-
печатные машины, две печатные машины

американки, переплетное оборудование. Про-
должается монтаж еще двух линотипов, пе-
чатной и фальцовочной машин.

Из произведений художественной литера-
туры в новой типографии печатаются в пере-
воде на финский язык повести К. Симо-
нова «Дни и ночи» и «Радуга» В. Василев-.
ской, два сборника стихов Армаса Эйкия,
сборник сказок Ремшу — народной скази-
тельницы из района Калевалы и другие.

КНИГА СТИХОВ С. ДРОЖЖИНА

КАЛИНИН. (От наш. корр.). Издатель-
ство газеты «Пролетарская правда» готовит.
к печати сборник стихов поэта-земляка С.
Дрожжина. Книга выйдет к 15-й годовщине
cO дня смерти поэта. В нее войдут избран-
ные стихи, среди них большое место зани-
мают произведения послеоктябрьского пе-
риода.

«ПОЭТЫ СОВЕТСКОГО
УЗБЕКИСТАНА» .

КИЕВ. (От наш. корр.). Издательство
«Радянський письменник» выпускает cOop-
ник «Поэты Советского Узбекистана» в пе-
револе на украинский Миколы Терещенко.

В книгу вошли лучшие стихи, написан-
ные узбекскими поэтами в годы Великой
Отечественной войны. В сборнике представ-
лены Ислам Шаир, Гафур Гулям, Айбек,
Хамил Алимджан, Максуд Шейхзаде, УЙ-
гун, Миртемир, Чусти, Сабир Абдулла, Ха-
сан Пулат, Амин Умари, Тимур Фаттах, Ма-`
дамин Даврон, Зульфия, Хамид Гулям,

У СКАЗИТЕЛЬНИЦЫ! Л. ЛИСУН

МОЛОДЕЧНО. (От наш. корр.). Широко
известна всему Кривичскому району скази-
тельница Луцея Лисун (деревня Киржино).
К сказаниям и песням о партизанах 1812 го-
да, о Кастусе Калиновском Луцея Алексе-
евна прибавила еще новые повествования И
сказки о богатырях Красной Армии, боров-
шихся с немецкими угнетателями.

Недавно киржинцы праздновали 80-летие
своей именитой землячки. К ней в гости
приехали работники Академии наук Бело-
руссии и записали много новых сказаний и
песен. У Луцеи Алексеевны есть немало
способных учениц.

Минувшим летом. фольклорно-этнографи-
ческие экспедиции Академии наук БССР 4
Белорусского государственного университе-
та записали в сельских местностях сотни
сказаний, сказок, песен, частушек и погозо-
рок. Наиболее характерные произведения на+
родного творчества войдут в сборник: «Ма=
териалы по фольклору Отечественной вой-
ны».

КНИГИ ПЭЛИ ПУНУХА

АРХАНГЕЛЬСК. (От наш. корр.). В лю-
бой библиотеке Ненецкого национального
округа и в чумах кочевников можно найти
книги писателя-северянина Пэли Пунуха —
педагога по профессии. Его первая книга
«Под вой пурги» — очерки из жизни школь-
ников-ненцев на Новой Земле. Наиболее
удачные книги Пэли Пунуха «Новоземель-
ские будни», «Пята тысячелетий» и «Девоч+
ка Савоне» также посвящены школьникам
Ненецкого округа и Новой Земли. Эти книги
в свое время получили хорошую оценку

статей и

А. М. Горького.

Областное издательство приняло к печати
новую большую повесть Пэли ПНунуха —
«Злая любовь», в которой рассказывается о
женщинах-колхозницах в годы войны.

ОБСУЖДЕНИЕ РОМАНА «ЧАЙКА»

НА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

НОВОСИБИРСК. (От наш. корр.). Цент*
ральная библиотека имени К. Маркса уст-
раивает для молодых читателей литератур=
ные «понедельники». Цель их — популяри-
зация новинок художественной  литерату-
ры.

На последних «понедельниках» были про-
читаны главы романа Н. Бирюкова «Чайка».
Книга очень заинтересовала читателей. С
романом ознакомилось более 150 человек,
Библиотека организовала читательскую кон-
ференцию, в которой приняло участие 60-
лее 100 человек. Присутствовали товарищи,
лично знамние Лизу Чайкину, писатели, ак
теры, работники Центрального райкома
ВЛКСМ, — Райисполкома, преподаватели
школ, рабочие и учащаяся молодежь.

ВЕЧЕР _

ПАВЛА БЕСПОЩАДНОГО `

КИЕВ. (От наш. корр.). Недавно украин*
ская общественность отметила 50-летие со
дня рождения поэта Донбасса Павла Бес»
пощадного. Он прошел интересный творчез
ский путь — ‘от рабочего-забойнтика до по--
пулярного-невца Донбасса. На-днях в Киев-
ском клубе писателей состоялся творческий
вечер поэта.

Иван Ле, открывая вечер, отметил, что
Павел Беспощадный неизменно воспевал род-
ной край, который стал колыбелью великого
стахановского движения.

Незадолго до войны в Москве и в Киеве
вышел сборник стихов П. Беспощадного
«Каменная книга». В ней стихи о старых
шахтерах и советской молодежи, о торжест-
ве смелой технической мысли, о старом бы-
те и о. новых поселках социалистического
Донбасса < дворцами культуры, театрами,
благоустроенными общежитиями. Эта книга
— своеобразная поэтическая летопись ‘края
угля и металла. : а

После изгнания немцев из Донбасса поэт
возвратился на ‘родину. Он посвятил
CBOH стихотворения героическим моло-=
догварлейкам Краснодона, героям-восста-
новителям шахт и заводов, разрушенных
немцами. Песни и стихи Павла Беспошадно-
го широко бытуют в Донбассе, i

На творческом вечере поэт прочел сти-
хотворения, написанные в годы Великой
Отечественной войны, — фрагменты из поэ-
мы «Олег», «Синюю птицу», «Соловья»,
«Метель», «Дорогую черту» и др.

И. Ле, В. Сосюра, Д. Гофштейн, П. Севез
ров и другие положительно оценили дея
тельность П. Беспощадного.

В заключение поэт поделился с присутст*
вующими своими творческими планами.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУР

И ЯЗЫКОВ ИНДИИ

ЛЕНИНГРАД (От наш. корр.). Инсти-
тут востоковедения Академии наук СССР в
Ленинграде проводит большую работу по
изучению индииских литератур и языков,
За последнее время издан ряд капитальных
трудов. Выпущена грамматика индусских
языков урду и хинди.
_ В феодальный период истории Индии
на языке хинди была издана обширная ли-
тература. Этому вопросу посвящена cne-~
циальная монография, написанная акад. Ба-
ранниковым, Ему же принадлежит ряд пе-
реводов художественной литературы, cod
данной на языке хинди.

_ Подготовлен к печати большой сборник
по истории Индии, истории ее’ культуры,
языков и ее современной жизни.

«ИЗБРАННЫЕ СТИХИ»
МАХТУМ-КУЛИ
Поэтическое наследие классика туркме

ской литературы Махтум-Кули насчит-
вает около 18 тысяч строк. Махтум-Куля
писал песни’`и газеллы, очень ‘разнообразные
по темам. На первом месте стоят песни res
роические, Поэт непрестанно призывал
Туркменский народ прекратить племенные
раздоры и об’единиться. Он воспевал пре:
данность родному краю. бесстрашие в бою,
мужество и смелость, бичевал малодушие
и трусость. Со стихами Махтум-Кули рус-
ский читатель впервые познакомился в пе-
реводе М. Тарловского (ГИХЛ, 1941 г.).
Ныне Гослитиздат подготовил к печати
книгу стихов Махтум-Кули в переводе
Г. Шенгели. Переводчик работал - непос-
редственно в Туркмении в тесном содруже-
стве с местными литературоведами и поэта-
ми. Это помогло ему правильно передать
особенности, свойственные стихам Махтум-
Кули. Статья с творчестве Махтум-Кули
написана Е. Бертельсом.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК
В САЛЬЯНАХ
БАКУ. (От наш. ксрр.). В Баку при

крупнейших заводах и на промыслах рабо-
тает несколько литературных кружков.
Недавно организовался также литературный
кружок при сальянской районной газете
«Социализм иолу». На собраниях кружка
разбираются произведения классиков азер-
байджанской литературы, современных пи
сателей, а также работы членов кружка.
Оживленно прошло обсуждение пьесы «Ра-
достная весть» («Муштулуг») молодого
драматурга Махмуда Агалларова.