С

на торжест Доклад В. М. МОЛОТОВА
венном заседании Московского. Совета 6-го нояб ря 1946 г.
Товарищи, после нескольких. лет ;

ви сегодия 28-ю годовщину Велико
ской революции в условиях ми

тяжелой войны мы праздну-
й Октябрьской социалистиче-

ра. и славной *
шом. (Аплодисменты). победы над фашиз

Позади остались четыре года войны. с гитлеровской Германи-

‚ в, терзавшей нашу страну и всю Европу, а также война на

востоке — с агрессивной Японией, в которую мы должны были
вступить осенью этого года. В героической борьбе, где советеко-
му народу принадлежит решающее место, завоёван мир для Ha-
родов всего мира, ликвидированы главные очаги мирового фа-
шизиа и мировой агрессии — на западе и на востоке. Тенерь

хы получили возможность вернуться к мирному т
закрепить нашу победу. ирному труду, чтобы

Как сказал товарищ Сталин: У   ие
«Наш советский народ не жалел сил.и труда во имя победы:
Мы пережили тяжелые годы. Но теперь каждый изо нае может
сказать: мы победили. Отныне мы можем считать нашу отчизну

избавленной от угрозы немецкого нашествия на запале и япон-_

ского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для
народов всего мира»,

Вторая мировая война
и Советский Союз

Немцы вторглись в нашу страну, расечитывая, что неожидан-
ность их разбойничьего нападения обеспечит им успех. Не толь*
ro BT ермании, но и в других странах многие считали, что С0-
ветский Союз долго не продержится, что уже через несколько
недель — и уж, во всяком случае, через несколько месяцев —
Германия разгромит `СОСР и Гитлер будет торжествовать победу.
После сравнительно лбгких успехов гитлеровцев в Западной
Европе многим это казалось неизбежным. В таким выводам при-
ходили, прежде всего, те, кто вообще не признавал «законности»
Октябрьской революции в России, а также те, кто оказался не-
способным понять подлинно народный характер созданного Ha-
шей революцией советского государства. Германское нашествие
на Советский Союз было великим испытанием и для наших за-
рубежных друзей, с замиранием. сердца следивигих за теми ис-
ключительными трудностями, которые переживала наша страна
в первый период войны.

Советский Союз устоял на ногах, несмотря на внезапноеть
нападения. Материальный урон и глубокие раны, нанесённые
вму в первые годы войны, не подорвали его физической и ду-
ховной мощи. Красная Армия сумела перестроиться и оправить-
я от первых ударов. Советский народ`Напряг свои силы и 0бес-
печил сокрупгительный отпор врагу. Все помнят то время, ког-
да наша армия перешла от обороны в наступление сперва на от
дельных участках фронта, а затем — по всему фронту.

Интересы самозащиты продиктовали необходимость  0бразо-
звания единого антигитлеровского фронта больших и малых де-
мократических государств. Всем известно, что англо-советеко-
змериканская коалиция успешно выполнила свою историческую
задачу в организации общей борьбы демократических стран про-
тив гитаеризма. Известно также, что открытие второго фронта в
Западной Европе, когда Германия оказалась в тисках между
двумя фронтами, сделало положение германского фалтизма 6e3-
надёжным. Вместе с тем, нельзя забывать, что коренной Tepe:
10м в положении на советеко-германском фронте наступил еще

>

за год до открытия второго фронта, когда гитлеровские войска

с позором покатились назад под могучим и все нараставшим на-
пором Красной Армии. (Продолжительные аплодисменты).

Так, государство, созданное Октябрьской революцией, сумело
не только защитить себя от фашистского нападения, но и перей-
ти в наступление, чтобы покончить с главным очагом фапгизма
и агрессии. Тогда всем стало видно, что советская власть не
похожа на одряхлевшую власть царизма времен прошлой миро-
вой войны.

Итак, стало очевидным, что советское государство может
честью постоять за себя и способно выдержать самые трудные
испытания, какие только были в истории страны. (Аплодисмен-
ты).

Гитлеровекая Германия угрожала не только советскому госу-
дарству. Ещё до нападения на СОСР германские фашисты за-
владели Норвегией, Бельгией, Голландией, Францией, Грецией,
Югославией. Немцы имели в числе своих союзников не только
фашистскую Италию, но и ряд других европейских стран, за-
ключивших военный союз с Германией. Испания и некоторые
другие страны оказывали Гитлеру полуоткрытую поддержку.
Угроза гитлеровского нападения нависла над Англией. Если бы
поход в Советский Союз окончился успехом, вся Европа могла бы
казаться под сапогом Гитлера.

Гитлеровцы. уже на разные лады расписывали «новый поря-
док», который они установят в Европе. Фашистские подголоски,
вроде всяких квислингов и лавалей, уже впряглись в работу на
своего германского хозяина. Всюду господство гитлеризма уста-
вавливалось путём уничтожения всяких демократических УЧчЧ-
реждений и ликвидации в”яких политических прав трудящихся
классов, и, вместе с тем, гитлеровцы тащили и высасывали из
порабощённых стран все материальные ресурсы, чтобы снаб-
жать и все больше вооружать свои разбойничьи фашистские ор-
ды. Первые успехи нашествия на Советский Союз ещё больше
вскружили гитлеровцам голову. Они ещб откровеннее стали го-
ворить не только о свобм господстве над Егропой, но и о своих
претензиях на мировое господство. Для всего мира раскрылись
их опасные планы — авантюристические планы господства гер-
манской расы над другими народами Европы, и не только Евро-
пы. Германско-фашистская теория господства «высшей расы»

над другими народами, отнесбнными к разряду «низшей расы»,

стала прямой угрозой существованию цивилизации Европы.

В тех странах, в которые вторглись гитлеровские банды, на-
род оказалея плохо подготовленным для отпора фашистским eae
Хватчикам. Лишь постепенно, благодаря усилиям лучших патри
отов-демократов, стали складываться И расти ве ИН
вилы сопротивления захватчикам. Но даже в тех странах, тн
в Югославии, где весь. народ оказал поддержку восстанию пр у
тив захватчиков, нехватало сил, чтооы сломить военную neue
титлеризма. Только тогда, когда наша армия перешла в насту ‘
ление и начала громить германские войска, сорвав с них oo
непобедимости, открылись широкие возможности для OCB ae
ления народов, порабощённых германским MODELED ee
таясь на запад, Красная Армия принесла ры poner у
странам и другим народам Европы. Советские армии НВА:
армиями союзников выступили тенерь В роли ово м я
тран Европы, включая и те страны, которые Е ae
Германией и встали в ряды народов, борющихся за ликвих

гитлеризма. :
Итак, дело освобождения стран Европы от Е м
войдёт славной страницей в Не нашей п
н0й Армии. (Бурные аплодисменты)-
Фашистская Италия первая выступила на и и
развязавшей войну в Европе. № моменту ен ra ea
вительства Румынии, Венгрии, Финляндии, И ee
юз с гитлеровской Германиеи, ввергли свои ee ak
против Советского Cowsa. B cowse © их а
Ролгария с её тогдашним HDARBTOR NCTE и inte о
тов. Таким образом, если не говорить ‘ключе son
pat } сУдь в
кие страны с фашистским режимом связали свою судьоУу

е ойне. По-
i т во второй мировой в
сульбами гитлеровской Германии Te только поражение гер-

ражение Германии означало поэтому зи в
манского фашизма. Оно привело Е поражению Фашизм
Других европейских странах. рассматри-

ы следует
Следовательно, значение нашей побед фашизма, но и В

нского
зать не только в свете разгрома герма шизма во
свете военного и морально-политического разгрома фа

всой Европе. (Аплодисменты). союзными державами

После окончания войны в Европе перед востоке, чтобы

# агрессии на
встала залача ликвидации японской агре Советский Союз

Ускорить восстановление мира а oak eget как. в СИЛУ
т ре ‘
не мог остаться в стороне от р х между СССР и ето 00

взаимных обязательств, существовавши

LETZA TT:

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ~~
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

реда, 7. ноября 1945 г.

‚ресы нашей безопасности на востоке. Мы все помним, что Япо-,

‚нашего государства‘ существовала постоянная угроза японского!

‘DHA, тем. самым, окончание войны на’ востоке;

`японского империализма на господство в Азии. Между тем, ещё
недавно как западные, так. и восточные фашисты рассматривали

‘стичны такого’ рода агрессивные намерения в наше время. По-

ного контроля. основных союзных держав над условиями капи-

‘соответствующие условия сотрудничества между юоюзными дер-
ав et Pb athe ; :

`нашей страны теперь с удовлетворением сознают, что в нобедо-

Установление мира во ‘веем мире

развязавших эту невиданную по’ своим масштабам войну, Чело-_

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

TASETA

юзниками, так и потому, что этого настойчиво требовали инте-
ния в прошлом не ‘раз` нанадала на нашу страну, ий на востоке для  .

нашествия. Веб это’ сделало’ неизбежным вступление Советекого:
Союза 8 войну против Японии. Не трудно убедиться, что с Tex!
пор, как германский фашизм стал тернеть поражение за пораже-
нием на›советско-германском фронте, — е этих пор был предре-
шён и исход японевой arpeccuu Ha востоке. Выступив, наконец,
против Янонии, Советский. Союз ускорил её поражение и ускэ-

`Япония капитулировала ‘нерех союзниками, ‘последовав по
пути гитлеровской Германии. Рухнули не только планы герман-
ского империализма на господство в Европе, но. и претензии

эти планы всего линь как этаи к захвату мирового господетва,
показав на своём примере, насколько близоруки и авантюри-

ражение японского империализма, как главного очага фапгизма
и агрессии на востоке, и освобождение Китая от японских 3a-_
хватчиков имеют громадное положительное значение для демо“.
кратического ‘развития стран Азии, и не только Азии. Закре-
пить эту победу. — в интересах всех демократических  етран.
Понятно поэтому; что Советский Союз придаёт такое большое
значение переговорам между союзниками об установлении долж”

туляции Японии. В›этом вопросе ‘ещё не устранены возникиие
затруднения. Но Советский Союз выражает уверенноеть, что ве.
миролюбивые державы проникнуты ‘сознанием необходимости 3a-
крепить победу над агрессивной Японией и создать для этого

Как Германия, так и Япония ‘должны были безоговорочно ка-
питулировать перед союзниками. Таким образом, англо-советско-

американская коалиция добилась поставленной ею цели. Люди. D i,
лечений насчёт использования этого открытия во внешне-поли“

тической игре сил, ни беспечности насчёт будущего миролюби-
вых народов. : one

Не мало шума идёт и вокруг создания блоков и группировок
государств, как средства охраны определённых внешних инте-
ресов. Советский Союз никогда не участвовал в группировках
держав, направленных против других миролюбивых государетв.
На западе же попытки такого рода делались, как известно, не
раз. Антисоветекий характер ряда таких группировок в прош-
‘лом также хорошо известен. Во всяком случае, история блоков и
труппировок западных держав свидетельствует 0 том, что они
служили не столько делу обуздания агрессоров, сколько, наобо-
рот, подогреванию агрессии и, прежде всего, со стороны Герма-
ний. Вот почему бдительность в этом отношении со стороны С0-
ветекого Союза и других миролюбивых государств не должна
ослабевать.

Восстановление мира во всём мире отнюдь не привело и не
могло привести к. восстановлению довоенного положения в. отно-
шениях между странами. На какой-то срок Германия, Италия
и Япония вышли из состава великих держав, дающих тон Меж-.
дународной жизни в целом. Следовательно, это
с тот период, пока в отношении них действует со стороны союзви-
ков об’единённый контроль, направленный против возрождения
агрессивности этих стран, но не мешающий, вместе с тем, разви-
лию и под’ёму этих стран в качестве демократических миролю-
` бивых государств. Немалое значение для будущего Европы
имеет и тот факт, что ряд фапгистских и полуфашистских госу-
дарств повернули на демократический путь и стремятся теперь
установить дружественные отношения © союзными государства“
ми. Кажется ясно, что не только не следует мешать, а необходимо
содействовать укреплению демократических начал в этих TOCY-
дарствах. . : : р

Нельзя не заметить, что”и в латере союзных стран война при-
вела к немалым переменам. Как правило, реакционные силы
здесь в значительной мере оттеснены с прежних позиций, очи-
етив дорогу для старых и новых демократических партий. В
ряде европейских стран проведены такие коренные социальные
реформы, как ликвидация отжившего свой. век помещичьего
землевладения с передачей земли малоимущим крестьянам, что
подрывает былую опору реакционно-фашистских сил и стиму-

носном заведшении второй мировой войны “в интересах  демо-
кратических стран, и особенно, в ликвидации наиболее опас-
ного очага фаптизма и агрессии — гитлеровской Германии ре
шзющее место принадлежит Советскому Союзу. Советский на-
род назвал свою войну против титлеровской Германии Великой
Отечественной войной. На примере советского народа патриоты
других стран учились, как надо бороться за своё отечество, за
его свободу и независимость. Известно также, что советекий на-
род не только освободил свою страну, но и вбл героическую.
борьбу за восстановление мира и свободы во всей Европе.

Год тому назад товарищ Сталин говорил:

«Ныне все ‘признают, что советокий народ евоей самоотвер-
женной борьбой спас цивилизацию Европы ‘от фашистских по.
громщиков. В этом великая заслуга советского народа перед
историей человечества». (Продолжительные аплодисменты).

II

и интерееы миролюбивых
народов

Вторая мировая война отличалась от первой мировой войны
во многих отношениях и, прежде всего, по масштабам участия
народов в этой войне, а также по количеству людских жертв и
материального ‘ущерба, причинённых войной. Четыре пятых”
населения земного шара в той или иной мере Участвовало в.
последней мировой войне. Количество мобилизованных в обоих
воюющих лагерях достигло свыше 110 миллионов человек. Поч-
ти невозможно назвать страну, которая действительно была бы
нейтральной в эти годы. Допуетив вторую мировую войну, т0-
есть не приняв во-время мер против агрессивных сил фашизма,

вечество заплатило несметную цену человеческими жизнями И
разорением многих государств. eae
Война была навязана нашему народу, который  об’явил
Великую Отечественную войну в ответ на нападение. Гитлеров-
ская Германия напала на Советский Союз He только в целях
захвата нашей территории и уничтожения  советекого государ-
ства. Гитлеризм провозгласил своей целью истребление русских
людей и вообще славян. Впредь до того момента, когда русский
народ, как и другие народы Советского Союза, полностью пере-

в этих ‘странах. В некоторых государствах теперь поставлены
в порядок дня такие важные экономические реформы, как на-
ционализация крупной промышленности, 8-часовой рабочий
день и др., что вносит новый дух и уверенность в растущие ря-
ды демократического движения в Европе и за пределами Евро-

своих человеконенавистнических целей на захваченных ими
территориях. Забыть 0б этом — было бы преступлением перед
памятью миллионов ни в чбём неповинных погибших людей, пе-
ред их. осиротевшими семьями, перед\веем народом. Нельзя забыть
И 0 том, какой огромный материальный ущерб причинили нам
немецкие захватчики и их союзники, разбойничавшие на совет”
ской территории в течение многих месяцев. За веё это Должны
ответить, прежде всего, главные преступники войны,
Немецко-фашистекие оккупанты полностью или частично
разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и де-
ревень, сожгли и разрушили свыше 6 миллионов зданий и ЛИ-,
шили крова около 25 миллионов человек. Среди разрушенных и
наиболее пострадавигих городов имеются крупнейшие промыш-
ленные и культурные центры страны: Сталинград, Севастополь,
Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Харьков, Воронеж,
Ростов-на-Дону и многие другие. Гитлеровцы разрушили и пов”
редили 31.850 промышленных предприятий, на которых было
занято около 4 миллионов рабочих и служащих. ° Гитлеровцы
разорили и разграбили 98 тысяч колхозов, в том числе боль-
пгинство колхозов Украины и Белоруссии: Они зарезали, отобра-
ли и угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 миллионов
толов крупного рогатого скота, десятки миллионов свиней и
овец. Только прямой ушерб, причинённый народному хозяйет-
ву и нашим гражданам, Чрезвычайная Государетвенная Комис-
сия определила в сумме 679 миллиардов рублей (в. государет-
венных ценах).
Мы не можем забыть 0бо всём этом и должны требовать от
стран, развязавших войну, хотя бы частичного. возмещения при-
чинённого ущерба. Нельзя оспорить справедливость этого жела-
ния советского народа. Не следует и проходить мимо того, что
решения Берлинекой конференции трёх держав о репарациях ¢
Германии ещё не получили удовлетворительного движения Bile
el. i
Huta. среди нас нет сторонников политики мести в отноше-
нии побежденных народов. Товарищ Сталин не раз указывал на
то, что чувство мести, как и чувство возмездия 3a обиды, —
плохие советники в политике и в отношениях между народами.
Мы должны руководетвоваться в отношении побеждённых на-
родов не чувствами мести, а тем, чтобы затруднить BO3HURHO-
вение новой агрессии и чтобы возможный новый агрессор ока-
зался в положении наибольшей изоляции среди народов. Не.
обиды за прошлое должны руководить нами, а интересы охра-
ны мира и безопасности народов в послевоенный период.
Бесспорно, что интересы обеспечения прочного мира требуют,
чтобы миролюбивые народы обладали `необходимой вооружённой
силой. Это, во всяком случае, относится к тем странам, которые
несут главную ответственность за обеспечение мира. Но инте-
ресы охраны мира не имеют ничего общего с политикой гонки
в вооружениях великих держав, что проповедуют 3a рубежом
некоторые особенно ретивые сторонники политики империализ-
ма. В этой связи надо сказать 06 открытии атомной энергии
И 0б атомной бомбе, применение которой в войне е Японией
показало её громадную разрушительную силу. Атомная энергия
‘ещё не испытана, однако, на предмет предупрежления агрессии
или на предмет охраны мира. ( другой стороны, в настоящее
время не может быть таких ‘технических секретов большого
масштаба, которые могли бы остаться достоянием какой-либо
одной страны или какой-либо одной узкой группы стран. Поэто”

состоятельность подобных аргументов очевидна, поскольку всем
известно, что проблемы такого рода в передовых странах Евро-
пы решались с успехом уже и раньше.

Это не значит, что силы фашизма окончательно ликвидиро-
ваны и с ними можно больше не считаться: Вы все читали
Крымскую Декларацию’ трёх держав об `освобождённой Европе,
тде говорится: «Установление порядка в Европе и переустрой-
ство национально-экономической жизни должно, быть достиг-
нуто таким путём, который позволит” освобождённым народам
уничтожить последние следы нацизма и фашизма и Создать де-
мократические учреждения по их собственному выбору». На-
до ещё не мало еделать, чтобы обеспечить правильное выпол-
нение Крымской Декларации. Однако нет сомнения, что при
всех отрицательных последствиях, война с фангизмом, закон-
чившись победой, во многих отношениях способствовала тому,
чтобы очистить политический воздух в Европе и открыть новые
пути для возрождения и развития антифапгистских сил, Rak
никогда в прошлом. Такое положение, несомненно, соответст-
вует интересам миролюбивых государств, и следует пожелать,
чтобы в: народах Европы ещё больше укрегилось сознание не-
обходимости «уничтожить последние следы нацизма и фатизма».

Советский: Союз всегда был верен политике укрепления нор-
мальных отношений между всеми миролюбивыми  государства-
‘ми. За тоды войны Советский Союз установил дружественные
отношения с Великобританией и Соединёнными Штатами, с
Францией и Китаем, с Польшей, Чехословакией и Югославией,
— и почти со всеми’ этими странами имеет теперь долголетние.
договоры о союзе. и взаимопомощи, против возможной новой аг-
реесии со стороны тех государств, Которые были главными
агрессорами в последней мировой войне. С нашей стороны де”
лается всё для того, чтобы нормализовать и установить хоро-
ие отношения также е другими странами, которые порвали ©
политикой вражды и недоверия к Советскому Союзу. Этому слу-
жит и развитие торгово-экономических отношений нашей стра-
ны со всё большим кругом иностранных государств. Усиливает”
Ci MU культурная связь с ними.

Теперь происходит испытание ‚прочности англо-советско-
американской антигитлеровской коалиции, сложившейся во вре-
мя войны. Окажется ли эта коалиция такой же сильной и вно-
собной к совместным решениям в новых условиях, котда возни-
кают всё новые проблемы послевоенного нериода? Неудача лон-
донского совещания пяти министров явилась Известным предо-
стережением на этот ечёт. Но затруднения в’, англо-советско-
американской коалиции бывали и во время воины. Однако хотя
и не веегла сразу, коалиция трёх держав умела‘ находить ира”
вильное решение очередной задачи в интересах всей антигитле-
ровскои коалиции больших и малых государств, считаясь также
  с необходимостью дальнейшего укрепления сотрудничества ве“
ликих демократических держав.

В этом году создана, наконец, новая международная органи-
зация «0б’единённые Нации». Она создавалась по инициативе
‘англо-советеко-американской коалиции, которая тем самым взЯ-
ла на себя главную ответственность за результаты её будущей
работы. Нам ясно, что организация «Об’единённые Нации» не
должна быть похожа на Лигу Наций, оказавшуюся совершенно
неспособной в вопросах противодействия агрессии и в органи-
зации сил сопротиваения возникшей агрессии. Нозая организа-
ция- не должна стать и орудием кзкой-либо великой державы,

му открытие атомной энергии не должно бы поощрять ни ув“ \

правильно на.

лирует` под’6м демократического и социалистического движения

строились по Сталинскому призыву «всё для войны», и ae пы. Некоторые органы реакционной печати делают попытки
они, наконец, сломали хребёт германской армии, и ие   ‘принисаль проведение этих емелых демократических реформ,
гитлеровцы не останавливались ни перед чем в. р ден! главным образом, возросшему ВЛИЯНИЮ Советекого Союза. Не-

так как претензия на руководящую роль какого-либо одного госу“
дарства в общих мировых делах несостоятельна в такой же ме-
ре, как и претензия на мировое господетво. Только вовместные
усилия тех держав, которые вынесли на своих. плечах тяжесть
войны и обеспечили победу демократических стран над фашиз-
мом, только такое сотрудничество может содействовать успехам
работы новой международной организации на пользу длительно-

то мира. Для этого недостаточно высказывания добрых пожела- -

ний. Нужно ешё доказать способноеть Е такого рода сотрудниче“
ству в интересах всех миролюбивых государств. Советекий Союз
был и будет надежным оплотом в защите мира и безопасности
народов и готов это доказать не на словах, а на деле. (Продол-
жительные аплодисменты).

Ш
Дальнейшее укрепление
  советского государства
и развитие советской демократии

_^ Четырехлетняя война с Германией была испытанием всех сил
совётского гобударства. Советский Союз с честью выдержал это:
испытание. Снова и снова сбылись слова Великого, бессмертно-
го Ленина: —

«Никогда не победят того народа, в котором рабочие и кре+

стьяне в большинстве своём узнали, почувствовали и увиде-
ли, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть
трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их
детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами
культуры, веёми созданиями человеческого труда». (Аплодис-
менты). :
`Красная Армия вышла из войны со славой победителя. Ona
окрепла, как вооружённая сила, и стала ещё сильнее евоим со*
ветским боевым духом. Из её рядов сейчае возвращаются домой,
к мирному труду, миллионы ‘людей, которые так нужны колхо-
зам, фабрикам, заводам и всей нашей Родине, пристунившей нь
не к осуществлению великих задач нового под’ёма’ воциалиети-
ческого строительства. Советский народ сплочен теперь вокруг
своей партии, как никогда раньше, и организованными рядами
идёт вперёд под руководетвом партии Ленина—Сталина. Это
наше счастье, что в трудные годы войны Красную Армию и 6©0-
ветский народ вёл вперёд мудрый и испытанный вождь Совет-
ского Союза — Великий Сталин. (Бурные, долго не смолкающие
аплодисменты. Все встают). С именем Генералиссимуса` Сталина
войдут в историю нашей страны и во всемирную историю слав-
ные победы нашей армии. (Бурные, продолжительные аплодисч
менты). Под руководством Сталина, великого вождя и организа=
тора, мы приступили теперь к мирному строительству, чтобы
добиться настоящего расцвета сил социалистического ‘общества

и оправдать лучшие надежды наших друзей «Be всем мире: :

(Продолжительные аплодисменты). `

Bee знают, как сильно ‘возрое международный авторитет СССР.
Это стало возможным благодаря военным, экономическим‘ и по-
литическим успехам нашей страны. Год тому назад ‘товарищ
Сталин выразил это. словами: _

«Подобно тому, как Красная Армия в длительной и тяжелой
борьбе один на один одержала военную победу над фатист-
скими войсками, труженики советского тыла в своём едино-
борстве с гитлеровской Германией и её сообщниками одержали
экономическую победу над врагом».

Товариш Сталин сказал также: «В ходе войны титлеровцы
понесли не только военное, но и морально-позитическое пора-
жение». Война всем показала, как выросла и окрепла наша

страна в военно-экономическом отношении. В неменьшей мере `

война показала и то, как сильно вырос Советский Союз в гла
зах других народов в морально-политическом отношений.

Мы пережили исключительные экономичесвив трудности в
первые годы войны, и все-таки ната страна оказалась ен0соб-
ной обеспечить всем необходимым нангу героическую армию, в
том числе первоклассным вооружением, превосходившим по кз-
честву оружие врага. Терпя линения и невзгоды военного вре-
мени, советские люди работали не покладая рук, и мы должны‘
отдать должное нашим работникам в тылу, особенно  самоотвер-
женной советской женщине‘ и беззаветно преданной Родине 6о-
ветской молодежи. (Продолжительные аплодисменты), Благодаря
этому нам удалось поддержать жизненный уровень нашего наро
ха в трудное военное время. я =

Миллионы сынов. рабочего Класса были мобилизованы‘й с0з-
жались на фронте.. Но заводы и фабрики продолжали ‘работать,
пополнившись новыми кадрами, особенно за ечёт женщин и
молодёжи. За годы войны? построено немало новых заводов, элех-
тростанций, шахт, железнодорожных путей, что делалось, глав“
ным образом, в восточных районах страны. Социалистическое
соревнование и его. новые формы поднятия производительности
труда неизменно оставались в центре заботы Нередовых рабочих
и всего рабочего класса. Профессиональные союзы и другие ра-
бочие организации вели напряжённую организаторскую и вос-
питательную работу в рабочих массах. Рабочие и работницы ра-
ботали больше, чем в довоенное время. В результате этого мно-
гие трудности были преодолены. Ae

Колхозное крестьянство показало в тоды войны свою полити’
чеекую сознательность и колхозную организованность в сель-
ском хозяйстве. Крестьяне и крестьянки хорошо поняли теперь
значение социалистического соревнования в колхозах и многое
сделали. для того, чтббы восполнить тот огромный ‘урон, который
был нанесён сельскому хозяйству временным захватом немецки“
ми оккупантами части территории нашей страны. Всё это дало `
нам возможность прожить годы войны с надёжными запасами
хлеба и обеспечить сельскохозяйственным сырьём необходимые:

предприятия промышленности. Справиться с этой задачей было
нелегко, особенно если вспомнить, что ряды нашей Красной
Армии состоят в большей своей части из колхозников.

Мы справились с-задачами фронта и тыла в военное ° время

также потому, что; и еоветекая интеллигенция выполнила, свой a

ae

`° (Окончание доклада см. на_2 стр.)
5 Е >