`Союза встречают великий праздник Октяб-

с.зоян ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК

Незабываемо прекрасен тот  патриотиче--1 праздник». И мы дождались этих празднич-.

ский под’ем, с которым народы Совётско:

ных дней. Теперь, в, условиях мира, мы. ус-
нешно движемся вперед, продолжаём само-

ря_первый после титанической борьбы, за-  отверженно работать, чтобы дальше кре-
кончившейся нашей победой. Всюду в Ар=Тпить могущество нашей родины. _.,

мении—на фабриках и заводах, на колхоз-
ных полях и в бадах—соревновались  пат-

риоты, чтобы производственными победами’

достойно отметить радостный день.

Красавица Mocksa, украшенная флагами,

величественна в своем праздничном торже-
дости оттого, что. нахожусь в эти. дни
здесь; RS aE : $ В

Колонны демонстрантов-москвичей напо-

Я

минают мне, что. и у нас, в Ереване, по ас-,

фальтированным ‘улицам, окаймленным зе-

ленью садов, проходят сейчас патриоты-
труженики, звонкоголосая молодежь, а в
ее рядах демобилизованные воины, те, ко-
му мы обязаны и наступившим миром и
счастьем свободных людей.

По контрасту с этими светлыми днями
мне вспоминаются другие. мрачные пни,
когда фашисты,  ворвавшись на Кавказ,
предали города и деревни огню и мечу.
Коричневая чума не коснулась Армении,
армянский народ непосредственно не испы-

тал на себе тех ужасов немецкого владны-
чества, которые выпали Ha долю нашим
латышам,

братьям-белоруссам, украинцам, т
эстонцам, литовцам. В грозные годы воины
армянский народ на фронте и в тылу вме-
сте с другими народами Советского Союза
героически напрягал силы, чтобы прибли-
зить день, когда «и на нашей улице будет

` ‘армянского народа. Мы имеем
стве. Я испытываю чувство горделивой ра- дл;
4 ры. И за год мирной жизни в нашей
и созданы произведения,

`Академия наук, созданная в Армении в
’годы войны, превратилась сейчас. ‚в центр
‘научной мысли. В академии ведется ‚ бол>-
ш.л работа по изучению всех отраслеи на-

одного хозяйства, искусства и’культуры
е условия
расцвета науки, искусства, „оитерату.
рез-
завоевав-
тие” популярность в народе. В театре име-
И Сундукяна с успехом идет’ драма Сага:
теляна «Красное ожерелье» и пьева Barap-
шяна «Ванкадзор». Большой любовью поль”
зуется у зрителей балетный Спектакль
«Хандут». и

Война и наступившая за ней пора мирно-
го строительства обогатили наших писате“
лей новыми сюжетами. За последний год
вышло несколько романов и сборников. рас
сказов, которые ждут от критиков ‚оценки,
  Прозаик Д. Демирчян, закончил _ недавно
вторую часть романа «Вардананк». Скоро
выйдет из печати поэма Н. Зарьяна «Ара
Прекрасный».

`Все мы. и молодые, и старые писатели.
полны творческих дерзаний. Красоту и ве-
личие Сталинской эпохи, завоевания Октя-
брьской революции нам хотелось бы запе-
чатлеть в таких ярких образах, которые
смогли бы пережить долгие времена.

шлллили Всегда вперед!

` Особенно радостно и торжественно встре-
чаем мы великий праздник Октябрьской ре-
волюции в победном 1945 году.

Советская страна после военной страды
возвращается к мирному труду. Во всех
областях нашей жизни — в промышленно-
сти, в технике, в культуре — ощущается
огромный. трудовой под’ем, утроенное
стремление к новым достижениям. Народы
нашей многонациональной родины так же
дружно и единодушно, как они’ защищали
страну от врага, вновь принялись за ‚сози-
дательный, творческий труд. Пройдя %уро-
вое испытание. войной, дружба советских
народов стала еще более органичной и глу-
бокой взаимосвязью людей, в которой на:
циональное братство’ неотрывно от личной
дружбы. Такое  взаимопроникновение в
жизнь братских республик — залог нового
раснвета культуры и литературы Совет-
ского Союза.

В мире искусств, который мне, как ху-
дожнику, овебенно близок, идет, мне ка-
жется, напряженная лабораторная работа.
Новые задачи, вставшие перед литературой
и искусством, влекут художников к поис-
кам новых форм. Прочное место завоевали

ки общепринятому мнению, что пьеса дол-
жна быть остро сюжетной, что публици-
стичность оставляет зрителя холодным, мы
имеем право утверждать, что именно `пуб-

лицистические пьесы нашли горячий отклик.

у советского зрителя. Совершенствование
публицистического жанра представляется
мне одним из путей развития _ советской
литературы и, в частности, драматургии.

Наша’ страна —= накануне новых выборов
депутатов в верховные органы государства.
Народ выдвинет к руководству страной
лучших людей, и‘они сумеют обеспечить
условия для дальнейшего ее развития, для
неукоснительного движения вперед.

Я счастлив, что живу в эту эпоху и могу
своим трудом участвовать в общем устрем-
лении народа к новым победам. Под муд-
рым руководством нашего вождя, учителя
и друга товарища Сталина Советский Союз
достиг невиданных успехов. Мы уже виде-
ли, что советский воин был ‘первым и луч-
шим солдатом в войне, а теперь, в дни ми-
ра, ен будет лучшим и первым граждани-
ном, который пойдет вперед по великой ис-
торической стезе, прокладывая новые пути

публицистическая новелла и драма. Вопре-  и завоевывая новые высоты.

А. УПИТС

Наше возвращение на освобожденную
Красной Армией родину почти совпало с
годовщиной Великой Октябрьской револю-
ции. Несмотря на всю красоту и тишь позд-
ней осени, опоганенные немцами родные
поля встретили нас печально, словно с уп-
реком за то, что мы так долго не возвра-
щались. Тот же упрек мы чувствовали. в’ез-
жая в нашу столицу, которая встретила нас
хаосом сваленного кирпича, из которого
торчали обломки обугленных бревен и до-
сок. Мы. молча в душе поклялись прило-
жить все силы к тому, чтобы через год, к
следующему великому празднику, все это
выглядело бы по-иному. :

Разумеется, не все стало иным — не бу-
дем преувеличивать. Просто руки не успели
сделать все то, к чему влекло серлне и ку-
да направляла нас твердая воля. При-
знаемся: больше совершили те, кто орудовал
математическими вычислениями, циркулем
и линейкой, пилой и топором, киркой и ло-
патой.

Но кое-что сделали и мы, труженики пера
и других отраслей национального искус-
ства. Работает Государственная  филармо-
ния; она дает полный простор творческому
духу народа, любящего песни. Сверкают
огни в вестибюлях оперы. Мз оперы изгна-
ны гнусные немецкие военные марши и гни-
лые кабацкие «боевики».

Потоки зрителей устремляются в театры
смотреть ньесы своих любимых авторов.
Здесь восхищаются . героической женщи-
ной, спасающей раненого партизана и ухо-
дящей вместе с ним на борьбу против пре-
дателей родины. Здесь горячо аплодируют
Симонову, Леонову и другим русским писа-
телям. В этом-—знак живой памяти о только
что минувшей победоносной борьбе, в этом—
подтверждение вечной дружбы народов Со-
юза, крепчайшие узы которой скрепляет
наше советское искусство.

Этот год для прозаиков и поэтов был
настоящей страдной порой. Очистить воз-
дух родной Латвии от фашистской гнили,
воскресить к новой жизни и работе уду-
шенные оккупантами творческие силы на-

Будущее обязывает

рода, развернуть строительство новой Со-
ветской Латвии по плану, указанному пар-
тией Ленина — Сталина, — все это требова-
ло непосредственного участия работников
пера в общих усилиях народа. Прозаики и
поэты не пренебрегали публицистической
работой; в газетах появляются. статьи по
всевозможным вопросам. Писатели читают
лекции в педагогических вузах, доклады
‘на общественные и литературные темы в
профсоюзах, рабочих клубах и школах. В
их собственном клубе регулярно, каждую
неделю обсуждаются новые произведения
молодых и старых авторов, устраиваются
творческие встречи с товарищами из Мос-
квы и Ленинграда. Писатели — литературо-
веды и теоретики искусства—заведуют ка-
фелрами на филологическом факультете Го-
сударственного университета.

Но и художественная литература, разу-
меется, у нас не в загоне. В журнале «Зна-
мя» («Карогс») и газете «Литература и. ис-
кусство» печатаются стихи и проза латын-
ских писателей, переводные произведения,
братских литератур, в первую очередь —
русской. Окна центрального книжного ма-
газина Госиздата (ВАПП) ко дню великой
годовщины Октябрьской. революции запол-
‘няются новыми книгами в красивых облож-
ках и переплетах. Рядом с произведениями
латышеких. авторов стоят, или встанут в
ближайшие дни, переводные книги, расска-
зывающие о далеком тихом Доне,.о хожде-.
нии по мукам русских людей к социалисти-
ческой правле, о падении Парижа, продан-
ного’ изменниками злейшему своему врагу,
о храбром Швейке, сбросившем со `своих.
плеч фашистского ефрейтора, и о многом,
просветляющем ум и согревающем сердце
воскресшего к новой жизни латыша.

Труден был этот первый год новой жиз-
ни и для латышской советской литературы,
многое осталось незавершенным или живет
ныне только в замысле. Будущее’ `обязы-
вает нас наверстать упушенное, ‘удвоить
энергию и дать наролу все, что в силах и
возможностях латышского советского пи-
сателя.

Б. АНТОНОВИЧ

Иу нас, в освобожденном Минске,  се-
годня великое торжество. Ш.у нас сегодня
мимо памятника Ленину, мимо’ трибуны
правительства, по Советской улице прохо-
дят колонны рабочих, интеллигенции, уча-
щихся. Среди них— прославленные партиза-
ны. По привычке, сложившейся в месяцы
войны, мы запросто называем «лесным сол-
датом» и Героя Советского Союза Лобан-
ка, командовавшего болыним партизанским
соединением, и батьку Миная, о котором
можно написать целые томы. О нем суще-
ствует только пьеса Алеся Кучара «Зелож-
ники», стихи и песни. В пьесе рассказана
правда о том, как немцы взяли всех детей
Миная и сестру его жены заложниками—в
ожидании, что Минай придет на. поклон.
Но они не дождались этого. Минай
узнал, что детей решено расстрелять. Нем-
цы бросили листовку в расположение Ми-
ная < указанием часа расстрела каждого
ребенка. Немецкая’ аккуратность, как из-
вестно, не изменяет им и-в таких случаях,
Минай об’явил ночь смерти немецкому гар-
низону, разгромил немцев и бросил немен-
ких палачей в огонь—тот самый огонь, .В
котором догорали тела -его детей. Эту
пьесу молча, с потрясающей серьезностью
смотрит белорусский зритель, так. как ви-
дит в пьесе то, что пережито многими бе-
лоруссами.

Ныне батька Минай работает в. витеб-
ском облисполкоме—заместитель председа-
теля по социальному обеспечению. On
пройдет в колоннах по улицам Витебска.

Пожарами, свинцом и аккуратными при-
способлениями’ немецких пыточных  пПодвя-
лов проверено много характеров моих ро-
дичей. Какое обилие военных сюжетов и
какая суровая правда этих сюжетов!

Ко всему тому, что написали наши поэты
и прозаики, мы можем отнестись только
как к запевке перед большой песней. У
нас есть литературные удачи. Аркадь Ку-
лешов прошел испытания Северо-Запад-
ного фронта, и его «Знамя бригады», nei-
ствительно, написано KpOBbIO cepaua. B
том тяжком отступлении он твердо видел
начало побелы.

В это знамя, потемневшее в дыму, прост-
реленное, вынесенное из окружения, верили
многие наши писатели, как верил Кулешов.

Адрес редаквии м издательства:

Москва, ул. Станиславского, 24..
‚ ских республик, вскусств,

Восстановление

И это помогло им. создать произведения
болышой силы, большого ргализма. Это мо-
-жно сказать и о поэме Максима Талка «Янук
Сялиба». В поэму включена легенда о музы-
канте, легенда потрясающей силы, и тем
не менее она не может затмить своими
красками, своим дыханием -величественную
правду жизни лесных солдат.

Несгибаемая воля народа, которого них-
то, никогда не покорит, изображена Ha
фоне картин скромной, глубоко привлека-
тельной, белорусской природы в поэме
П. Бровки «Беларусь». j

Еще гудели пожары. еше искали дети
матерей, а матери детей, когда опаленный
великим несчастьем Бровка создал и дру-
гую замечательную поэму «Ясный Кут». в
которой описал многие реальные подроб-
ности восстановления колхозной жизни.

На партизанском материале написал яр-
кую поэму «Расплата» Якуб Колас. Перу
этого крупнейшего белорусского поэта при-
надлежит еще много значительных. работ,
написанных в дни Отечественной войны.

Но в этот день день первого после
победы праздника Октября, мы должны
подумать и о темах послевоенных.

Писатели вместе со всем населением Бе-
лоруссии выходят на восстановительные ра-
боты. Отложив в сторону перо, они укла-
дывают трамвайные рельсы, собирают кир-
пичи, растаскивают обгорелые бревна не
только в одном Минске. Писатели выезжа-
ют бригадами во все ‘города ` Белоруссии,
на все новостройки. Группы ^ писателей
ездили и ездят по деревням, в том числе и
по лесным местам, где прошумела дерзкая
слава лесных солдат. Поэты и `прозаики
записывают местные истории. Их надо бы-
ло бы свести в общий предварительный’
том правдивых сюжетов—на память `поколе-
ниям.

Писателя, композиторы, художники Бе-
‘лоруссии лишились свонх клубов, им негде
собраться, но это является дополнитель-
ным напоминанием о том, что труд. надо
начать сызнова, что Белоруссию. ‚мы
должны отстроить. Мы должны, . вдохно-
виться страданиями и новой жизнью, боль-
шой республики, —мы не смеем писать об
этом` плохо, `

информации —К 4-26-04,

ПИСАТЕЛИ—

КАНДИДАТЫ

„В СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИИ
ПО ВЫБОРАМ В СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

По всему Советскому Союзу проходит
выдвижение кандидатов в состав республи-
канских избирательных комиссий по выбо-
рам в Совет Национальностей. Среди. вы“
двинутых кандидатов — виднчейшие‘ писате-
ли и литературоведы страны, завоевавшие
широкую популярность
работой и активной общественной деятель-
ностью. } ae

На заседании правления Союза. советских
писателей БССР принято решение — реко-
мендовать кандидатом в состав республи-
канской избирательной комиссии действи-
тельного члена Академии наук Белорус-
ской ССР, вице-президента академии, на-
родного поэта Белоруссии Мицкевича Кон-
стантина Михайловича (Якуба Коласа).

Писатели Узбекистана на общем собра-
нии выдвинули канлидатуру действительно-
го члена Академии наук Узбекской ССР
писателя-орденоносца Ташмухамедова (Ай-
‘бека) Муса. : :

Союз советских писателей Латвии ре-
шил выдвинуть кандидатом в состав изби-
рательной комиссии народного писателя
Латвийской ССР профессора Андрея Мар-
тыновича Упитса.

На расширенном заседании правлёния Со-
‘ юза советских писателей Киргизии в состав
избирательной Комиссии была единодушно
выдвинута кандидатура основоположника
киргизской литературы поэта Аалы Током-
баева. 5

От профсоюза работников высшей шко-
лы и научных учреждений Киргизии канди-

Большим культурным событием в жизни
  республики явился недавно закончившийся

вы. На нем присутствовало свыше 70 писа-
телей. В президиуме с’езда: председгтель
Президиума Верховного Совета Литовской
ССР Ю. Палецкис, секретари ЦК. КГКб)
Литвы.А. Снечкус и К. Прейкшас, старей-
шая литовская писательница Ладзина Пе-
леда, П. Цвирка, А. Венцлова, К. Корсакас,
драматург проф. Балис Сруога, освобож-
денный Красной Армией из штутгофского
лагеря смерти, П. Вайчунас, А. Вьенуо-
лис-Жукаускас, В. Миколайтис-Путинас,
Т. Тильвитис, гости—делегаты белорусских
и латышских писателей и др. С приветстви-
ем от белорусских писателей  выступел
М. Лыньков, от латышских писателей —
А. Григулис. Сезд обсудил доклады
К. Корсакаса—о советской литовской лите-
ратуре, И. Шимкуса — о прозе и А. Венц-
лова — о поэзии,

К. Корсакас в своем докладе подробно
осветил тверчество литовских писателей в
период Великой Отечественной войны, тес-
ную связь © русской литературой.

— Многое из созданного писателями
Литвы за эти годы навсегда останется в
литовской литературе, — говорит доклад-
чик. — Не забудем мы и того, что пережи-
ла Литва в период немецкой оккупации.
Произведения 167 авторов были внесены
немцами в список «запрешенных». Свыше
трех миллионов литовских книг было сож-
жено немецкими варварами. Талантливый
поэт В. Монтвила расстрелян  гитлеровца-
ми; многие выдающиеся литовские писате-
ли были брошены в фашистские тюрьмы...

В Советской Литве созданы все условия
для расцвета литературного творчества.

— Мы хотим,—говорит тов. Корсакас в
заключение, — чтобы литовская литерату-
ра — литература Донелайтиса и Жемайте,
Майрониса и Кудирки, Юлуса Янониса и
Саломеи Нерис, заняла. прочное место в
семье литератур братских советских! Наро-
дов. А это требует от нас, литовских: HH-
сателей, напряженного творческого труда.
Мы еще должны создать крупные произве-
дения, достойные Сталинской эпохи, созвуч-
ные великим идеям Ленина — Сталина.

—

В ПРАЗДН

В праздничные дни на плошадях Москвы
будут  демонстрироваться  хроникальные
фильмы и журналы («Парад победы»! «На-
родные мстители», «Албания», «Вена», «Бу-
дапешт», «Битва за Севастополь», «Пионе-
рия», «Новости дня»), а также мультипли-
кационные фильмы для детей: «Маленький
Myx», «Музыкальная шутка», «Сказка о
голубом мышонке», «Слон и моська» и
«Лиса и виноград». .

В репертуаре московских кинотеатров в
Октябрьские дни — историко-революцион-
ные фильмы: «Ленин в 1918 году», «Яков
Свердлов» и др.

‘  i Е
ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Старей-
ший театр для детей Ленинградский тюз К
28-й годовщине Октябрьской. революции по-
ставил пьесу Николая Вагнера «Морская
дружба». Это пьеса’ о рыбаках советского
Заполярья в годы Великой Отечественной

(Для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: (секрета
издательство — 4-64-61, бухгалтерия — К, 4-76-02.

войны, о тружениках моря, помогающих

своей‘ творческой”

датом выдвинут заместитель председателя

в Вильнюсе с’езд советских писателей Лит-

>

ИЧНЫЕ ДНИ

президиума Киргизского филиала Академии
наук СССР Джапар Шукуров, автор ряда
научных исследований по. вопросам киргиз-
ской письменности, один. из составителей
‘вышедшего. недавно в свет русско-киргиз-
ского словаря. ee

Президиум правления Союза“ советских
писателей Грузии рекомендовал в состав
республиканской избирательной комиссии
кандидатуру председателя правления Сою-
за советских писателей республики Семена
Ивановича Чиковани — виднейшего писа-
теля, активного общественного деятеля, на-
гражденного орденом Трудового Красного
Знамени и медалью «За оборону Кавказа».

Профсоюз работников высшей школы и
научных учреждений Грузии выдвинул в со-
став избирательной комиссии кандидатуру
академика секретаря Академии наук Гру-.
зинской ССР Георгия Саридановича Ахвле-
диани, автора многочисленных трудов по
вопросам языковедения. м

Союз советских писателей ‹ Туркмени-
стана в состав избирательной:
выдвинул кандидатуру писателя-орденонос-
ца Берды  Кербабаева, председателя прав-
ления Союза: писателей республики.

Союз советских писателей Эстонской ССР
принял решение рекомендовать’ в состав. ко-
миссии кандидатуру известного эстонского
поэта Иоганнеса Семпера.

Правление Союза советских писателей
Азербайджана выдвинуло в избирательную
комиссию лауреата Сталинской премии Са-

меда Вургуна.

Закончился первый с’езд писателей
  Советской Литвы —

‹. По докладам “высказалось около 30 ора’
торов. С большими речами © тесной связи
литературы и жизни, о политических зада-
чах литовских писателей выступили Ю. Па-
лецкис, К. Прейкшас, проф. Кайрюкштис,
И. Жюгжда. П. Вайчунас говорил о зада-
чах драматургии, А. Вьенуолис-Жукаускас
рассказал о ‘тяжелом положении литовских
писгтелей во время немецкой оккупации; он
призывал К`<озданию` ярких хуложествен-
ных произведений па современные темы.
Э. Межелайтис говорил о литературной мо-
лодежи, о помощи начинающим писателям.
С большим вниманием была выслушана
речь П. Цвирки, отметившего недостатки в
творческой работе литовских писателей, В
прениях выступили также тт. И. Буткус,
А. Ластас, А. Хургичас, И. Мгрцинкевичус,
А. Мишкинас, C. `Мар, Б. Даугуветис,
С. Евгенев, В. Драздаускас, А. Венцлова,
Я. Иосаде, П. Иоделис, Л. Янушите,
А. Ешманта и др.

Народному поэту Литвы Людасу Гира,
отсутствовавшему вследствие болезни,
с’езд послал теплое дружеское приветет-
вие. Кроме того, Людаса Гира посетила
спещиальная лелегация с’езда.

С огромным воодушевлением с’езд принял
текст письма великому вождю советского
народа товарищу Сталину.

Каждому делегату с’езда был вручен ус-
тав Союза советских писателей в переводе
на литовский язык. Устав был принят
<’ездюм единогласно.

В состав правления Союза советских пи:
сателей Литвы избраны; тт. П. `Цвирка,
П. Вайчунас, К- Корсакас, А. Венцлова, А.
Вьенуолис-Жукаускас, И. Пауктелис, И.
Балтушис-Иозенас, И. Банайтис, В. Мозу-
рюнас, Т. Тильвитис, И. Шимкус. В Реви-
‚зионную комиссию избраны тт. И. Буткус,
Альб. Жукаускас, Э. Межелайтис.

Писательница С. Чурлионене от имени де-

легатов с’езда выразила благодарность пра-  ,

вительству республики и организационной.

комиссии за внимание к писателям и работу
по подготовке с’езда.

Председателем правления Союза  совет-
ских писателей Литовской ССР избран Пет-
рас Цвирка.

} флоту в его борьбе с немецкими захватчи-
ками. =

Пьеса поставлена народным _ артистом
РСФСР А. Брянцевым и Г. Кагановым. Ху-
дожник — Попов, композитор Пушков,

3 eal

Во Всесоюзной государственной. библио-
теке. имени Ленина открыта выставка, по-
священная 28-летию Великой Октябрьской
социалистической революции. Экспониру-
ются материалы и фотодокументы, расска-
зывающие об основах политического  уст-
ройства советского государства, о великой
силе социалистического строя, благодаря
которому советский народ одержал победу
в войне над жестоким и сильным врагом,
об организующей роли партии большевиков
во главе < великим вождем и полководцем
товарищем Сталиным. _

Специальный раздел отведен. предстоя-

В Московеком клубе писателей

В. Московском клубе писателей состоя:
лось чтение и обсуждение новой пьесы
В. Шкловского «Менделеев» в секции
научно-художественной литературы. Автор
показывает великого ученого и его ближай-
шее окружение. Перед читателями прохо-
лят образы Бородина, Репина, Вышнеград-
ского, Блока. .

По мнению выступавших, особенно удачен
в пьесе образ Вышнеградского, пожалуй,
удачнее, чем самого. Менделеева. Спорным
явилось указание т. Писаржевского, ‘что
в пьесе мало действия. В одном соиглись
все выступавшие: пъеса интересна и глубо-
ко патриотична.

Организованный секцией поэтов вечер
лирики Степана Щипачева собрал большую
аудиторию.

Новые рассказы читал в секции рассказа
Борис Лавренев. sak

‘Mei пятилетке восстановления и развития
народного хозяйства СССР.
5 ноября состоялся вечер, посвященный

28-й годовшине Великой Октябрьской Со-
циалистической революции; В президиуме
собрания: Н. Тихонов, С. Щипачев, Л. Су-
бэцкий, Д. Поликарпов, Н. Ляшко, И. Гу-
TOPOB MU др.

Вечер открыл
Вс. Вишневский.

Затем с докладом
нов.

Собрание писателей обратилось © о при-
ветственным письмом к тозаришу Сталину:
Вечер закончился большим концертом.

12 и 13 ноября в исторической секции
состоится дискуссия на тему: «Правда и
вымысел в  художественно-исторических
произведениях»,

15 ноября член-корреспондент Академии
наук СССР В. Вологдин расскажет об
атомной энергии и перспективах ее исполь-
  зования.

вступительным словом

выступил Л. Нарима-

—Ю2Ж—__

ВСТРЕЧА ¢ II.

В Союзе советских писателей Украины
состоялась организованная редакцией «Ли-
тературной газеты» встреча писателей с
автором книги «Люди с чнстой совестью»—
Героем Советского Союза генерал-майором
П. Вершигорой. _ =

I]. Вершигора познакомил собравшихся с
планом своего обширного трула, включаю-
щего четыре книги, ‹в которых будет пока-
зана жизнь партизанского соединения дваж-
ды Героя Советского Союза С. Ковпака.

ВЕРШИГОРОЙ

П. Вершигора прочел. главы из второй
книги, затем состоялось ‘оживленное об-
суждение первой книги, напечатанной в
журнале «Знамя», и глав; из второй книги,
печатающихся в газете «Правда Украины».

Выступавшие П. Панч,
Л. Новиченко, В. Сосюра, И. Золотоверхий,
С. Скляренко; М. Тардов, О. Вышня, Д. Ко-
сарик, Е. Старинкевич и др. отметили прав-
дивость произведения, яркое изображение
боевых эпизодов быта партизан.

с

Дружеский привет советеним писателям
Телеграмма Л. Арагона и Э. Триоле ;

Союзом. советских писателей СССР по-, ность за сердечный прием и просим пере-
лучена телеграмма. от Луи Арагона и Эль:   дать дружеский привет советским писате-

зы Триоле ‘следующего содержания:
` «По приезде в Париж шлем благодар-

лям.
: Луи АРАГОН
Эльза ТРИОЛЕ».

Дэ. Б. Пристли—советским писателям

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). От’езжа-
ющего из СССР Дж. Б. Пристли на’ Фин-
‘ляндском вокзале провожали представите-
am литературнюй общественности и печати.
  Дж. Б. Пристли на прошанье написал не:

сколько строк для «Литературной газеты».

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,

puat —K 4-60-02, отделы ‘критики, литератур брат-

“

«Я желаю всяческого успеха русским
коллегам. Я надеюсь, что в ближайшем бу-
дущем они расскажут миру, как живет про-
стой русский народ. Это — то, что мы все

хотим знать.
Джон Б. ПРИСТЛИ».

/

Я. Городской,

ло, не имеют

дедушки Михалкова

и
С легкой рук ${ собрал газеты,

стали писать басни,
стые и тонкие журналы и
комился с творческим методо

ленных доморощенных Эзопов.

лось усвоить следующие
1) Басня начинается ©

некий» или просто «Одна
2) В басне действуют

жды».

омые.
птицы, рыбы, вещи и насек вой
ыть ЛЮ
Строки в басне могут 6 1
zi : качества. Рифма

длины, а рифмы — любого

ставится, где попало.
ло, — сойдет и так.
4) Заключительные строчки,

предыдущим,
a «бис») Другой распространенны

ант морали — это сове

комиссии  героя басни:

«Мораль сей басни нам ясна; Е

Не походите на слона». 3
Или i

«Мораль сей басни такова:

Не надо походить на льва»...

«Мораль сей басни так проста:

Не походите на крота»...

«Мораль сей басни хороша:

Не походите на ерша»...

и так далее по Брэму- i
Овладев этим методом, я попробовал на-

писать басню. Все говорят, что получилось.

Вот она:
КРОТ И ЛИСА

Однажды некий крот =
Урод, ;
А впрочем. может быть, на первый
взгляд, и даже на второй, довольно
симпатичный © виду,
Обиду
Горькую на сердце затая,
Отправиться решил в далекие края.
С собою взял лису-поводыря
И зря! На
У лис хороший аппетит,
И воздержанье им претит.
Мораль, как следует, в конце:
Принимайте витамин Ц.
(Или по способу 4 «бис»:
«Мораль сей басенки проста:
Не походите на крота»).
Если это написано неправильно, кто. не
писал басен, пусть бросит в меня камень.

*

Радостное событие! Вчера получил “Но-
мер толстого журнала, в котором нанеча-
таны сразу и начало, и продолжение, и
окончание романа.

Если бы это были части одного романа,
а не трех, я был бы совсем счастлив.

*.
Вместо аннотации:
В этих рассказах все девушки — тонень-

—_—_—_—25

все
тол-
тщательно озна-
дом многочис-
Мне уда-
основные приемы:
ловами «Однажды

звери, животные.

Если нигде не попа-

как прави
никакого отношения Ко всем

за что и называются моралью.
й вари-
т не походить на

м. СЛОБОДСКОЙ

ПумЕТЕСИВУтОШЕГО
Флорес»

уньи, все парни — иле.
чистые, кудрявые гармонисты, глаза всех
старух и стариков (кряжистых) горят юно-
шеским огнем. Трагические коллизии В Кон.
це разрешаются нежно и приятно, Чиа:
тель, прочитав эту книгу, безусловно, вы:
несет убеждение, что без ноги жить зна:
чительно лучше, чем с ногой, и что еля
жена ушла с другим, то так им и надо,

Рассказы написаны модно, нравоучитель:
но, сладенько и кононенько...

Ух

Про одного писателя, которого по заслу:

гам не печатают в Толстых журналах, го:

ворят:
— Где тонко,

кие певуньи и пляс

Я

туда и рвется! 3} ,
92 О
После открытия атомной  энергим акиия
урана повысились во всем мире. Только в
«Новом мире» акции Урана находятся по.
прежнему на невысоком уровне,

к

+h

See

Мама говорит: Е
— Не знаю, право, что мне делать © Be-

рочкой. Девочке семь лет, а она вертится

перед зеркалом с утра до вечера, наря- _

жается, мою шляпу примеряет, как Bspoc:
лая. Я говорю ей — перестань, а она отве-
чает: Это у нас игра такая. Раньше мы иг-
рали в «дядю Степу». А теперь в «Лису н
бобра».

Ах, дети, дети! Вы верны своим старым
кумирам. А они забывают вас.

Раньше он говорил: 1

— Сейчас не время заниматься красота
ми стиля. Нужен точный язык устава. Вот
кончится война, тогда...

А пока он писал художественные очерки,
в которых герой, «скрытно выдвинувшись и
подпустив на близкое расстояние гитлеров“
ских молодчиков, поливал (или косил) их
свинцовой струей. И луна вставала над
долговременной и глубоко-эшелонирован
ной обороной противника».

Но вот кончилась война. Прошло многв
времени. И мы прочитали его рецензию на
новую постановку «Ромео и Джульетты»
Рецензия заканчивалась так:

«В финале Монтекки и Капулетти к
весь остальной личный состав трагедин по-
нес большие потери в живой силе и тех:

нике».
F Se

В <«Огоньке» печатается полезный отдел:

«Почему мы так говорим».
Где бы завести еще более полезный от:

дел: «Почему мы так пишем». г

+ ke

С. ШВЕЦОВ Эпиграммы

Дружеский шарж
Рис. Кукрыниксы.

Борис Пастернак

Принц ГосизДАТОКИЙ

: Ф. Панферов
Панферов — на великом рубеже,
Ему нетрулно общим стать кумиром:
«Войну за мир» он написал уже,
Осталось дело за «Войной и миром»!

Начинающему
Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем:
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы!

. Клуб писателей
после реставрации }
Что принесет нам реставрация?
Здесь, по примеру прошлых зим,
Пока открылась ресторация..,
Что будет дальше — поглядим!

А. РАСКИН

Рис. А. Каневского. `

Преждевременный классик
Совсем живой еще поэт
Вдруг превратился в монумевт.
Не вздумайте шутить над ним:
Его чело украснл нимб!

д Трагедия
одного эпика

Он любит большие калибры,
А сам ме крупнее колибри.

Пародии

ь Мих. СВЕТЛОВ

...Любимую,

Я мужем ей неё был,

за руку
На облачко я посадил.

взяв осторожие,

я другом ей не был,

Я только ходил по следам.
Сегодня я отдал любимой росе небо,
А завтра всю землю отдам.

Уже я старею, лысею местами...

Но вот я в любовном бреду.
Любимая тихо проходит с цветами

И яей навстречу бреду.

Цветы осторожно бр.саю я в урву,
Гляжу, как на Еву Адам.

Юпитеры, Марсы, Венеры, Сатурны
Любимой я нынче отдам.

Роскошная щедрость доступна поэту,
А я, извините, поэт.

Мих. СВЕТЛОВ.
Могу предложить вам любую планету,
А также коробку комет.
Я братом вам не был и сватом вам не был,—
Так где уж мне быть женихом,
И лучше вообще я уеду на небо #
На облачке легком верхом. :
Любимая мне извинит эту странность.
Весь космос отдам ей сполна.
А если себе я оставил туманность,
Так мне же туманность нужна.

Семен КИРСАНОВ

Шум!
С молодыми маршами
Наши девушки идут,
Улицами
нашими.
Марш!
Марш!
Марш!
Марш!
Арш!
Арш!
Арш!
Арш!
На меня косят глазом,

Он сед и. стар,
Стар и сед.
Ему нужен сет и кар
кор-сет.
Он вдруг
из рук
цвета ал
Bios ce ебастра
и вперед,

HB He
Гоп! а

Нелли, дружок.
Гоп! Нелли! as
Твой взгляд, как ожог,

не мне ли?
Ban!

Мне от любви дурно,
Вот астры твои

И подкошен я разом. а
y за разум! т

°’ Ум за разум! р

ры Бери! и
Бум! Бум! Вот т

Кто ходит по панели?

Это ходит папа Нелли. а
(СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕЬ ВЕ

С. МАРШАК, ‘Д.  ПОЛИКАРПОВ,

ЫЙДЕТ И НОЯБРЯ
Редакционная’ коллегия: Б. ГОРБАТОВ, :

Е. КОВАЛЬЧИ

Л. СОБОЛЕВ А. сур о КОЖЕВНИКОВ,

СУРКОВ (отв. редактор).
Заказ № 2247,