/

hemesp

od 000080 ]@©@108

Орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств

при СНК СССР и К

SoS

ПОВЫСИТЬ

КАЧЕСТВО

КИНОЖУРНАЛОВ!

Близятся решающие битвы, кото-
рые принесут конец гитлеризму. В
жестоких сражениях ‚будет завоева-

на наша окончательная победа.
Вдохновляемые и руководимые
гением великого Сталина, совет -
ские воины, с боем прошедшие

от Волги до Серета и от предгорий
Кабказа до Карпат, завершат дело
освобождения от фашистских за-
хватчиков всей родной нашей
земли. В боевом содружестве
с войсками наших союзников
Красная Армия нанесет смертельный
удар гитлеровскому зверю. Каждый
день и час этого великого времени
принадлежит истории. На века и Ты-
сячелетия останется в памяти чело-
вечества титанический подвиг совет-
ского народа, покрывшего себя. в ве-
личайшей из войн неувядаемой сла-
вой, :

В такое время ‚особенно велики
задачи документальной Кинемато-
Графии, в частности, фронтового ки-
корепортажа. В живых и конкрет-
ных образах экрана советский жур-
налист должен правдиво показать
своему народу и всему миру ход
военных событий, исторические
победы Красной Армии, причину
этих успехов, которые «стали’ воз-
можными благодаря правильной
стратегии и тактике советского
ксмандования, благодаря высокому
мозальному духу и наступательному
порыву наших бойцов и командиров,
благодаря хорошему оснащению на-
ших войск первоклассной советской
военной техникой, благодаря возрос-
шему искусству и. выучке наших
артиллеристов, минометчиков, танки-
стов, летчиков, связистов, саперов,
пехотинцев, кавалеристов, разведчи-
ков» (Сталин).

Трудно переоценить воспитатель-
ное значение хорошей фронтовой
ккнохроники, ее ‚воздействие на умы
и сердца, ее способиость вдохнов-
лять на новые патриотические под-
виги, Наряду с печатью кинохрони-
ка является могучим орудием бое-
вой агитации, средством идейного.
воспитания народных масс в духе
беззавстной преданности Родине и
делу Ленина—Сталина: ›

В лни войны вдвойне почетна и от-
ветственна роль кинохроникера. Его
долг — правдиво воспроизвести
на экране важнейшие события сов-
ременности:

Эта задача требует острого  гла-
за, глубокого понимания масштаба и
характера событий, умения  разо-
браться в сложной военной обстанов-
ке и найти в ней главное. Она тре-.
бует также личной храбрости, готов-
ности выполнять свое дело в самой
гуще боя. В этом смысле фронтовой
кинооператор мало чем отличается от
воина-фронтовика: он делит с ним
все тяготы и. опасности боевой
страды. ВЕ и.

Для того, чтобы правдиво и. свое-
временно показать ‚ военные события
на экране, киножурналисту - необхо-
димо в совершенстве овладеть  про-
фессиональным `  мастерством. Кино-
рассказ о путях ‹ завоевания нашей
победы не может быль сухим и бес-
страстным. Сама тема требует от

‚ того, кто берется ее решать, таланта

и умения находить достойные ее

выразительные средства. :

За время Великой отечественной
войны операторы хроники засняли
немало замечательных кадров © ге-
роической борьбе Красной Армии.
Миллионы людей в нашей стране ‘и
за ее пределами просмотрели и вы-
соко оценили документальные ©
фильмы «Разгром немецких войск под
Москвой», «Ленинград в. ‚ борьбе»,
«Сталинград». #

Однако наша. кинохроника еще
отстает от требований,  пред’яв-
ляемых к ней жизнью, и не удовлет-
воряет высоких запросов советского
зрителя. В некоторых киножурналах.
слабо отражены действительная си-
лаи гигантский размах наступления
наших войск, недостаточно показа-
ны героизм и боевое ‘мастерство на-
щих воинов; мощь советской воен-.
ной техники.

Значение побед Красной Армия
тем более велико, что они были за-
воеваны в жестокой и упорной борь-
бе с врагом. Известно, как яростно
сопротивлялись немцы на каждом
рубеже, как много преград и труд-
ностей было на пути наших насту-
паюших войск. Бойцы —и› офиперы
Красной Армии показали блистатель-
ные образцы прорыва укрепленных
полос противника.

Можно ли изображая эти события
на экране, ограничиться второстепен-
выми батальными эпизодами и не по-
казать = боевой,  наступательный
порыв наших бойцов и офицерсв,
действия артиллерии и танков, слож-
ное взаимодействие различных родов
оружия? Ясно, что если упустить
это из виду, то картина собы-
тий получится примитивной и непол-
ной, и действительность ‘будет на
экране обеднена, Таким серьезным
недостатком грешили отдельные вы-
пуски Союзкиножурнала, посвящен-
ные важным боевым операциям - ге-
роической Красной Армии.

Могучие и своеобразные характеры
людей терялись за множеством вто-
ростепенных деталей. В построении

_ ‘сюжетов и оформлении киножурна-

лов укоренился стандарт: иные опе-

Вчера в. Московском клубе писа-
лелей открылось совещание руково*
дителей. писательских организаций
краев и. областей РСФСР.

Совещание открыл Д. Поликарпов.
С докладом о работе Свердловского
отделения ССП выступил П. Бажов.
Затем были. заслушаны сообщения о

раторы и режиссеры довольствова-

лись повторением одних тех же
шаблонных ремесленных приемов.
Сюжеты киножурнала страдали су-
хостью, они.не давали живого ощу-
щения природы и обстановки края,
где развертывались те или иные
эпизоды.

н

Снижение качества кинопериодики

имело свои организационные  при-
чины. В подготовке и выпуске кино-

журналов до сих пор господствовала

обезличка. Фронтовые  кинооперато-
ры были слабо связаны с режиссера-
ми. Работа их, по существу, была
предоставлена самотеку. Вот почему
как нельзя более правильна и необ-
ходима проводимая сейчас Комите-
том по делам кинематографии пере-
стройка нашей кинохроники.
Перестройка эта носит не только
организационный, нои принципиаль-
но-творческий характер. Устраняют-
ся причины, мешавшие повышению
качества фронтового  кинорепорта-
жа. К производству киножурналов
привлекаются ‘крупнейшие мастера
художественного ин документально-
го кино. При днректоре `Централь-

ной студии документальных филь:

мов создается авторитетный co-
вет, состоящий из режиссеров, опе-
раторов, писателей. Режиссер,
деятельность которого раньше своди-
лась только к монтажу заснятого
операторами материала, - становится
активным участником всего процесса
создания киножурнала, начиная
составления плана с’емок. Значи-
тельно возрастает роль начальника
фронтовой киногруппы, от которого
зависит правильная расстановка опе-
раторов‚ яркий, масштабный показ
всей боевой операции. К. созданию
дикторского текста привлекаются
лучшие военные журналисты, хоро-
и знакомые с теми событиями, о
которых. рассказывает киножурнал.

Непосредственное участие в созда-,
нии киножурналов таких режиссеров

художественн07й и документальной

кинематографии, как Г. Александров,
В. Беляев, Л. Варламов,
ской, И. Копалин, Л. Луков, В. Пет-
ров, В. Пудовкин, И. Посельский,
Я. Посельский, И. Пырьев, Ю. Райз-
ман, М. Ромм, И. Савченко, С. Ют-
кевич, позволяет рассчитывать на
то, что кинохрсника станет идейно
более глубокой и содержательной и
вместе с тем более живой, интерес-
ной, разнообразной и эмоционально

впечатляющей.

Приход в кинопериодику видных
мастеров художественной ‘кинема-
тографии обогатит нашу хронику

передовым опытом’ советского’ искус-
ства.

Нельзя не вепомнить в этой связи
горьковекой-иден о иризлечении. Пи-
сателей к созданию истории фабрик
и заводов. Кинолетопись наших дней
также должны сделать люди боль-

` шого’ таланта. и‘ творческой инициа-

тивы, смелые новаторы, опытные ма-
стера своего дела. Ее создание нель-
зя передоверять холодным ‘ремеслен-
‘никам. От тематического задания и
с’емки до монтажа и окончательного
оформления журнала — всю работу
над хроникой должна пронизывать
живая творческая мысль — так, что-
бы зритель. получал в результате не
случайное сцепление наспех склеен-
ных кинокадров, а связную,  отчет-
ливую и впечатляющую картину CO-
бытий во’ всём их размахе и вели-
вии. Е

Центральная студия кинохроники
реорганизована и подчинена  непос-
редственно Комитету по делам кине-
матографии. Тем самым уничтожены
организационные средостения, Me-
шазиие оперативно руководить CO3-
данием. киножурналов-

Наконец, устраняется уравниловка.
в оплате труда режиссеров и опера-
торов хроники. Введена поощритель .
ная оплата за с’емку интересных. и
ценных сюжетов н за создание хо-
роших книножурналов.

Так созданы все предпосылки для
того, чтобы поднять всю нашу ки-
нохронику. на уровень передового
киноискусства. Дело теперь за са-
мими работниками кинохроники, за
их  самоотверженным и упорным
трудом. Страна ждет от них высо-
кокачественных журналов и доку-
ментальных фильмов, своевременно
и правдиво отображающих боевые
действия советских войск, героизм и
высокое воинское искусство наших
бойцов и офицеров, мощь советской
техники н ее умелое. применение в
боях, всенародную поддержку Kpac-
ной Армин труженнками советского
тыла. :

Каждый советский киножурналист
должен оправдать почетное право
быть оком своего народа на полях
величайших битв. Весь _его талант,
опыт и мастерство должны быть под-
чинены важнейшей цели: средствами
хнио дать своим современникам и по-
томкам верное, полное и нагляд-
ное представление о развертываю-

щихся . событиях всемирно-истори-
цеского. значения, O замечательных.
проявлениях героизма и моральной

силы советского народа.

`Испояьзуя опыт лучших мастеров
советского киноискусства и боевой
киножурналистики, смело преодоле-
вая штамп и рутину, наша кинохро-
ника займет достойное место в
культурной и политической жизни
советской страны. .

Совещание в работе писательских

организаций РЕФСР

овой (Иркутск), Д. Петрова-Бирю-
ка И, Федорова (Горь-
кий), М: Кочнева- (Иваново), Д. Бон-
дарева (Ярославль), Н. Рыленкова
(Смоленск). На совещании выступи-
ли также В. Ермилов и А. Бруш-
тейн, говорившие о работе новоси-
бирских писателей.

работе › писательских организаций: Совещание продлится несколько
В. Беляева (Архангельск), А. Кузэне-  дней.
—_`_<“

Присвоение почетных званий работникам кинематографии

Президиум Верховного Совета Уз.
бекской ССР, учитывая. значитель-
ную работу, проделанную’ коллекти-
вом Ташкентской ‘киностудии по
созданию художественных Кинопро-
изведений в годы. Отечественной

войны, присвоил почетные звания.

искусств Уз-

‚ заслуженного деятеля
Л. Луко-

бекской ССР—режиссерам

и К. Ярматову,

ву, Я. Протазанову 3
a Узбекской

народного художника

“BCH ;

ОТ

М. Дон-

омитета по делам кинематографии при СНК СССР.

ПЕ Е

&

Н. МАШКОВЦЕВ
©

1 июня наша страна отмечает сто-
летие со дня рождения Василия
Дмитриевича Поленова, которому со-
ветское правительство одному ‚ из
первых присвоило звание народного
художника.

Поленов был человеком широкого
образования ‘и большой культуры.
Этим он отчасти обязан семейной об-
становке: его отец был ученым сек-
ретарем Археологического общества
и членом-корреспондентом Академии
наук, мать писала детские! книги.

Художник, окончив. Петрозаводскую
гимназию и ноступив в Академию
художеств, одновременно проходил
еще курс наук в университете. В

академии Поленов Учился у знаме-
нитого Чистякова, который не толь-
ко раскрывал основы рисунка, но
умел каждого ученика направить 5
соответствии с его дарованием,

В то время в академии учился и
Репин. Поленов и Репин писали кар-
тины на одни и те же темы. Поле-
нов, уступая Репину в психологиче-
ской силе образов, отличался краси-
вым и своеобразным колоритом. В
1872 г. за картину «Воскрешение
дочери Маира» Поленов, так же как
н Репин, получил золотую медаль и
командировку за границу на 6 лет.
Увлечение романтикой западноевро-
пейской истории заставляет Полено-
ва искать лица и типы «униженных
и оскорбленных». Его картины Ha

‚западные сюжеты проникнуты высо-

ким гуманизмом, свойственным рус-
скому искусству, — таковы «Право
господина» и «Арест  гугенотки».
Работая над колоритом, который он
справедливо считал одной из самых

‘сильных сторон своего’ таланта, По-

ленов стремился изучить прославлен-
ных зарубежных колористов. Особен-
но большое впечатление произвели
на него картины Фортуни—блестя-
щего виртуоза” масляной живопи-
си. По возвВащении в Россию
1876 г. Поленов поселился в Москве.
В обществе Виктора Васнецова и Ре-
пина он занимается поисками  рус-
ской старины. Но в то время как Ре-
пину грезились исторические образы
в тесных кельях н под низкими сво-
дами старинных палат, а Васнецов
вникал в народную сказку и орна-
мент, Поленов утолял евою .колори-
стическую жажду  B многоцветном
убранстве теремов - и кремлевских
храмов. Война на Балканах в 1877—
1878 rr. прервала эти мирные ‘заня-
тия художника. Состоя при армии
Поленов написал несколько этю:

дов пейзажно-бытового характера. В”

1878 г. художник вернулся в Моск-
ву, и здесь им были написаны две
наиболее популярные его картины:
«Бабушкин сад» и «Московский дво-
рик», составляющие по справедливо-
сти гордость ‚русского искусства.

Где-то в Москве, на Арбате; в при*

ходе Николы ‘на Песках, Поленов
обрел уголок, который стал. источни-
ком двух прославленных образов pyc-
ского пейзажа. _ 2
Цветущий «бабушкин сад» беспо-
рядочно раскинулся перед неболь-
шим старинным деревянным особня-

В

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЙ 7

` М 22 (126)
97 МАЯ
1944 Г.

ВЫХОДИТ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Цена 45 коп.

Поленов

ком с колоннами: По: ожке идет,
бабушка, старая и ветхая; и` внучка
— нарядная и стройная. И` хотя от
этого дома и сада, вероятно, не ос-
талось и следа, а лиловое с турню-
ром платье внузки кажется
театральным костюмом эпохи
70-х годов, вся картина не-
постижимо свежа. Теперь нет
ни этого домика, ни сада; облик
города неуэнаваемо изменился. И
картины Поленова

тоску O06 этом умершем быте, а
необычайно сильное ощущение рус-
ской природы, словно в них стру-
итея чудесный = аромат родины.
 В чем ou? B сверканьи голубого
неба, чуть  подернутого золотой

пылью города? В особом сочетании
красок? В этой кажущейся нестрой-
ности и случайности композиции? И
B TOM, и в другом, и в третьем.
Безвестный уголок старой Москвы
искусством художника представлен

` нам-как живая частица родины. По-

ленову удалось труднейшее: солнце
отразить в капле воды. р

В 1881—1382 гг., задумав огром-
ную картину «Кто из вас без греха»
(по требованию цензуры. поименован-
ную в «Христа и грешницу»), Поле-
нов предпринял большую поездку В
Грецию, Сирию и Палестину. Он вы-
вёз оттуда богатейший материал для
картины, которую закончил в 1887
году.

За год до ее окончания Поленов
написал «Больную». Замысел. этой
картины очень’ прост. Девочка-под=
росток, тяжело больная, лежит на по-
стели; Лампа ярко освещает подуш-
ки и простыни, оставляя в тени лицо
девочки. Голова ее бессильно ‘утону-
ла в подушке, глаза, утомленные
жаром, широко открыты. Она вся’ —
страдание и покорность. о Присло-

` живописным ‘образом. А между
> этот образ ^и составляет пленитель-

возбуждают сне

ботников
Сталина.

К столетию со. дня рождения В. Д. Поле?

нова. Н. Машковцев. Поленов
Бессмертное uma. В.

ков. Л. Руднев. Облик

Е СЕЙ

К СТОЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

нясь к ширме, бесконечно усталая,
стоит ее мать. Скоро наступит утро:
серебристая мгла проникает в комна-
ту. Но отчего же картина не произ-
водит внечатления мрачной  безна-
дежности? Что-то в ней пересили-
вает эту безнадежность, и те, кто
оценивал эту картину как пессими-
стическую, совсем не считались с ее
тем

ную. динамику ее сюжета, ее обая-
ние. Возле постели больной стоит
столик. с ламной, стаканом, графи-
ном иодвумя книгами в ярких цвет-
ных ‘обложках. Этот. натюрморт, —
может быть, лучшее по живописи
место картины, но’ он только слу-
жебная ее часть, правда, крайне важ-
ная. Помятый, сдвинутый в сторону,
тобы свет не беспокоил больную,
‘конус бумажного абажура распрост-
раняет зеленоватый свет — МЯгкии
`и. успокаивающий. Краски картины

‘словно напоминают о жизни и в 06:

становку, полную уныния, вносят
’луч “надежды. } Они говорят сильнее
‘измученного лица больной и угне-
‘тенной позы матери. Эта картина яр-
Зце: всех других обнаруживает прису-

— щий: Поленову оптимизм, его веру В.

ЖИЗНЬ. .
`В. 1899 ‚г. Поленов снова посетил
Восток. На этот раз плодом путеше-
`ствия ‘была целая серия картин, за-
конченная художником в 1909г. Эти
картины, посвященные изображению
жизни: Христа, не содержат в себе
ничего’ мистического. В них очень
силен местный, палестинский  коло-
рит, выраженный в. пейзаже и костю-
мах. Но очевидно, что не эта геог-
рафическая и этнографическая сто-
рона жизни волновала художника. В
каждой картине он ‘изображал опре-

деленное состояние человеческой
души, связанное с настроением пен-

зажа. Слияние человека с природой
— вот тема, общая для всего цикла
и варьирующаяся в отдельных кар-
тинах. ‘

Другая страна, еще более пре-
красная, источник гармонических
образов самого высокого порядка, —
Эллада привлекала к себе внимание
Поленова. Увлеченно писал он ее ла-
зурное небо, ее ‘живое: море, согре-
тые солнцем камни построек и мра-
ор статуй. Наряду с живописью
«Видения Эллады» возникли у мего
в виде музыкальных композиций, ко-
торыми он занимался в часы досуга.

Как профессор Московского  учи-
лища живописи, ваяния в  зодче-
ства; Поленов воспитал славную
плеяду русских художников. У него
учились Левитан, Остроухов, Архи-
пов, К. Коровин и многие другие. Он
много занимался общественной дея-
тельностью, состоя членом  Совета
Третьяковской галлереи, пропаганди-
руя и устраивая первый в Москве
народный театр. Вся его длинная
жизнь была подлинным служением
родине, и советский народ с благо-
дарностью вспоминает его обаятель-
ный образ, сочетавший в себе черты
ть художника, демократа 4
1 гуманиста. и

В. БАКШЕЕВ ‚Беессмертное ИМЯ

В те времена, когда я учился в.

Училище живописи, ваяния и 30д-
чества в Москве, в состав его про-
фессоров входили Е. Сорокин,

В. Перов, В. Маковский, И. Пря-.

нишников, В. Поленов. Работать
под руководством таких художни-
ков я считал для себя счастьем.
На страстной неделе из Петер-
бурга в Москву в Училище живо-
писи, ваяния и зодчества (где заня-

тия учеников По живописи к этому

CCP—B. Еремяну; заслуженного ар-,
 тиста Узбекской ССР—Л. Сверд-
  лину:

23 работника Ташкентской кино-
етулии хаграждевы почетными гра-
  мотами Верховного Совета УзССР.

к

времени кончались) привозили но-
вые картины. В классах. училища
устраивали ‘выставки Товарищества
передвижников. Эти выставки для
нас, учеников, были праздником.
`Участвовали’ в них В. Ваенецов,
В. Суриков, В. Маковский, И. Шиш-

кин, М. Репин, В. Поленов, К. Са-
винкий, А. Куинджи. Работы, этих
великих мастеров захватывали нас
и рождали страстное желание по-

скорее уехать в деревню, на. натуру
работать. Эту страсть % работе, к
живописи постоянно поддерживал в
нас и Поленов. = ©

Мы, ученики, очень высоко ста-
вили Поленова как художника и
любили как педагога. Он постоянио
давал нам советы, как надо при-
ступать к работе; с чего и как на-
чинать, на. что в первую. очередь
обращать внимание. Главное, гово-
рил он, надо ‘любить то, с чего пи-
шешь. ‘ ;

Помню маленький эпизод в клас-
ce, которым руководил ‘Василий
Дмитриевич. -

Однажды в класс вошёл В. В. Ве-
рещагин и подошел, к учившемуся у
‚нас своему племяннику, который
работал над этюдом. В качестве на-
туры поставлены были’ латы на фо-
не старой лиловой драпировки. Ве-

рещагин сел на табуретку, взял У
нлемянника палитру и, Поправив ра-
Goty, ушел. Остальные ученики

бросились смотреть: латы блестели.

—sTo был настоящий металл. Мы
были в восторге: какое большое
‘мастерство чи как просто написано,
местами как будто смазано, места-
ми отчеканено! Слышим, отворяется
дверь и входит Поленов. Он по оче-
реди стал обходить всех учащих-
ся, делал указания. Давая об’ясне-
кия новому ученику, он взял у него
палитру и стал писать, потом про-
доелжал осмотр других работ. Мы
все горели желанием посмотреть,
как написал Василий Дмитриевич.
И как только Поленов ушел, мы
кинулись к полотну, которого кос-

нулась его кисть. У всех вырвался

крик изумления: латы были написа-\

кы блестяще, и нельзя было  ска-.
зать, какая из работ лучше: Вере:
иагина или Поленова. Обе были

превосходны, хотя манера живописи
совершенно различна.

Картины Поленова отличаютея от
работ ‘других художников своим
оссбым колоритом. Когда на одной
из выставок передвижников была
выставлена его серия палестинских
этюдов, она произвела огромное
внечатление; здесь была такая яр-
кость красок, свежесть, масса света
солнечного — словно на весь мир
ирсгремела музыка цвета. Его пей-
зажи «Темная речка», «Московский
дворик» — подлинные ‹ жемчужины
русского искусства.

Что касается меня лично, если я
что-нибудь умею в области. живо“
писи, то это благодаря Василию
Лмитриевичу. Я всегда следовал его
советам и. с благодарностью BCUG~.
минаю его, как моего первого учи-
теля :

Памяти В. Д. Поленова

1 июня состоится торжественное выступят его

ученики, художники

заседание Президиума Оргкомитета   В. Н. Мешков, В. Бакшеев, В. Бя-

Союза советских художников СССР,

посвященноё 100-летию с0 _ ДНЯ...
рождения В. Д. Поленова. Всту-
пительное слово скажет Г. Ряж-

ский. С воспоминаниями о Поленов®

*

——+=

лынийкий-Бируля и др.

По всей стране местные союзы
художников проводят торжествен-
ные заседания, посвященные памятн
Поленова.

В. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ

_ Учитель

Бесконечно. дороги нашему серд-
цу поленовские картины — «Мо-
сковский дворик», «Бабушкин сад»,
«Заросший пруд» — сколько в них
вложено трогательной любви Ху-
дожника к родной земле, ее людям!

Поленов всегда много и настой-
чиво работал с натуры. Помимо его
общеизвестных работ, я вспоминаю
его замечательные этюды горелого
леса и многие. другие.

Можно сказать, что Поленов по-
вел за собой художников на нату-
ру, заставил многих выйти u3 KOM-
нат и мастерских с палитрой в ру-
ках на воздух, к солнцу, к свету. В
этом его огромная заслуга.

Как сейчас вижу всегда CKPOM-
ного, тихого. Василия Дмитриевича
на выставках произведений молодых
художников, с вниманием и интере-
сом осматривающего каждую новую
работу. Класс Поленова всегда был
переполнен. Сюда приходили рабо-
тать даже профессора училища, как
  канример, В. Маковский и др. Ва-
силий Дмитриевич обладал большим
вкусом и: чутьем настоящего педа-
гога, он умел интересно поставить,
осветить фигуру, подобрать костюм
(всем нам памятен сего «Бедуин с

дили фаботать и художники,
окончившие училише; Частым
стем здесь был Левитан.

Поленовым воспитана целая плея-
да прекраснейших русских худож-
ников — И; Левитан, К. Коровин,
Архипов, Остроухов, Головин, Бак-
шеев, Мешков ‘и др. Когда вспоми-
наешь этих разнообразных, столь от-
личных друг от друга мастеров, то
удивляешься умению Поленова co-
хранить ин развить  индивидуаль-
ность каждого из них. Многим на-
чинающим  художникам оно сумел
подсказать собственный путь, нау-
чить их серьезно, вдумчиво  рабо-
тать. Е

Русское искусство многим обяза-
нс Поленову и никогда его не за-
будет.

уже
го-

a

Сегодня в

1 стр. Письма товарищу Сталину от ра-
искусств и ответы

Бялыницкий-Бируля.
Учитель. Информация. Совещание ‘о работе
писательских’ организаций   РСФСР. Восста-
новление ленинградских дворцов. ~ а

2 стр. Радуле Стийенский. Колыбель юна-
нового Воронежа.
М. Гинзбург. Содружество искусств.

БЕ ЕЕ Е SE С ЩИ

ружьем» -и ‚др.). К Поленову прихо-  .

товарища

. В. Бакшеев.

Н. Кол-

Москва, Кремль

номере:

ли. Будущее города Калинина. Информация,
Театры на освобожденной ` земле,

3 стр. Н. Замошкин. Тема и авторы. П. Пав-
’ленко. Мастерство
мация. Творчество писателей. Грузии.

кинорепортажа. Инфор-

4 стр. Е. Грошева. Вечера грузинской му-
зыки Г. Шнеерсон. Два’ концерта. Информа-
ция. Мастера ленинградского балета, Узбек-
ский цирк в Москве. Выступление эстонских
писателей. Иродолжение романа «Петр Пер-
вый»; В несколько строк.

ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОНОМАНДУЮЩЕМУ

Иосифу

МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Виссарионовичу б

Дорогой Иосиф Виссарионович!

ГАЛИНУ

é

Коллектив работников Toeyjaperseasoro opsena Ленина Акалемиче-
ского Малого театра рапортует Вам о выполнении взятого на себя обя-
зательства собрать 1.000.000 рублей на. постройку авиазвена.

_ Кроме этого, коллектив Малого театра внёс в банк на нужды обороны
457.782 руб. 35 коп. и в фонд детей фронтовиков — 70.000 рублей.

‚ рюеим Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, удовлетворить желание
нашего коллектива построить звено боевых самолётов «Малый театр»,
которое примет участие в окончательном разгроме фашистских разбой-

НИКОВ.

В дни победоносного освободительного наступления нашей славной
Красной Армии артисты и сотрудники старейшего русского театра, заве-
ряют Вас, что будут с ещё большим энтузиазмом помогать героических
защитникам Родины сокрушать ненавистного врага.

Академического Малого театра:

По поручению коллектива работников Государственного ордена Ленина

Зам. председателя Комитета по делам искуств при СНЫ СССР, —

директор Гос. ордена Ленина Акад. Малого

театра Л. Е; ШАПО-

` ВАЛОВ, художественный руководитель, народный артист РСФСР,

лауреат Сталинской премии И.
СССР, лауреаты Сталинской премии:

Я. СУДАКОВ, народные артисты
А. А. ЯБЛОЧКИНА, В. Н,

РЫМОВА, Е. Д. ТУРЧАНИНОВА, В. Н. ПАШЕННАЯ, А. А. ОСТУ-

ЖЕВ, П. М. САДОВСНИЙ, и. о.` секретаря
тист Н, И. УРАЛОВ, председатель месткома,

РСФСР А. В. ПОЛЯКОВ.

парторганизации
народный

ap-
артист

Зам. председателя Комитета по делам искусств при СНК. СССР,
директору Гос. ордена Ленина Академнческого Малого театра
тов. Л. Е. ШАПОВАЛОВУ

Художественному руководителю, народному артисту РСФСР,
лауреату Сталинской премии тов. И. Я. СУДАКОВУ

Народным артистам СССР, лауреатам Сталинской
тт. А. А. ЯБЛОЧКИНОЙ,

премии
В. Н. РЫЖОВОЙ, :

Е. Д. ТУРЧАНИНОВОЙ, В. Н. ПАШЕННОЙ, А. А. ОСТУЖЕВУ
П. М. САДОВСКОМУ

И. 0. секретаря парторганизации артисту тов. Н. И. УРАЛОВУ

Председателю месткома,

acme

тов. А. В.

народному артисту РСФСР.
ПОЛЯКОВУ

Прошу передать сотрудникам Государственного ордена Ленина
Академического Малого театра, собравшим 1.000.000 рублей на

строительство звена боевых самолётов

«Малый театр», 457.782

рубля в фонд обороны Союза ССР и 70.000 рублей в фонд помощи
детям фронтовиков, — мой братский привет и благодарность

Красвой Армии.

Москва, Кремль.

`И-СТАЛИН.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА —

товарищу И.

Дорогой Иосиф` Виссарионович!

уже 518.704 руб.

В. СТАЛИНУ

-В дни, когла руководимая. Вами героическая Красная Армия одержи-

о вая победы в ‘битвах, неудержимо TOHHT врага с советской земли, работ-
ники Государственного Московского музыкального театра имени ‘народных
артистов Союза ССР Е. С.. Станиславекого и Вл. И. Немировича-Данченко
полны единодушным и горячим желанием помогать великому делу осво--
бождения нашей славной Родины. Коллектив театра, продолжал органи-
зовывать в выхолные лни мероприятия в фонл обороны и помощи детям
фроитовиков, собрал 155.000 рублей в дополнение к ранее внесенным

Работники Музыкального театра шлют Вам, дорогой друг и учитель,
свой пламенный привет и пожелание здоровья и сил для той великой ра-
боты, которую Вы ведбте на благо и счастье народов Советского Союза.

Директор-распорядитель В. И. МАРКИЧЕВ
И. в. художественного руководителя П. А; МАРНОВ
Секретарь парторганизации заслуженный артист БССР.

П. С. ЗЛАТОГОРОВ.

Председатель местнома заслуженный артист УзССР А. Р. ТОМСКИЙ
Председатель военно-шефской комиссии И. Г. БИНДЛЕР

Государственный Московский музыкальный тватр имени народных
артистов Союза ССР К. С, Станиславского и Вл. И. Немировича-

Данченко

Директору-распорядителю тов. МАРКИЧЕВУ

Станиславского и. Вл.

фронтовиков, — мой братский
Армии. ‘ a

. Jlenwnrpaaa

ЛЕНИНГРАД. (По телефону от
наш. корр.). В Ленинград прибыли
из Москвы представители Комитета
по делам. архитектуры ‘при CHK
СССРА-А. Щусев, Б.  Рубаненко,

дателем Комитета ‚ академиком
А. Мордвиновым и. представители
Комитета по. делам искусетв—зам.
председателя Комитета А. Солодов-
ников, акад. И. Грабарь.

_В беседе с нашим  корреспонден-
том акад. А. Мордвинов сообщил:

— Мы побывали в. Пригородах
и подробно ознако-
разрушениями; — нане-

фашистскими варварами

мились
сенными

С

Неопубликованная фронтовая зарисовка Поленова

1 дворцам и паркам городов. Пушкин,
Петродворец и Павловск. f

‘Внимательно изучив все материа-
лы, мы после совещания с ‘ленин-
градскими специалистами ‘пришли’ к
заключению, что эти замечательные
произведения архитектуры нашей“ ро-
дины мы сумеем восстановить” во
всем прежнем их блеске и величии.
Разумеется, выполнение этой задачи
потребует грандиозной работы“и к ее
решению должны быть :. привлечены
лучшие ’ архитектурно-художествен-
ные силы нашей страны, s ;

Сейчас ленинградскими  организа-
циями проводятся срочные мероприя-
тия по консервации . зланий, устраи-
ваются кровли и. козырьки, yKpen-
ляются стены. : : ie

проф. Д. Сухов во. главе с, предсе:.

тектурного

‘сок, ’

И. о. художественного руководителя тов. МАРКОВУ
Секретарю парторганизации заслуженному артисту БССР
тов. ЗЛАТОГОРОВУ „
Председателю месткома заслуженному артисту УзССР-
тов. ТОМСКОМУ
Председателю военно-щефской комиссии тов. БИНДЛЕР

Прошу передать сотрудникам Государственного Московского
‘музыкального. театра имени народных артистов Союза ССР К. С.
( И. . Немировича-Данченко,
155.000 рублей в. фонд обороны Союза ССР и фонд помощи детям

собравшим
привет и благодарность Красной

И. СТАЛИН.

Восстановление ленинградских дворцов.

_
Организованы и приступили к ра-
боте две архитектурные мастерские,

одной из которых руководит проф.
А. Оль, а другой — член-коррес-
пондент Академии архитектуры
.проф.. Е. Левинсон. Эти мастерские
заняты проектированием городов Пе-.
тродворец H Пушкин, как мест от-
‚дыха. трудящихся. - pare

Мы ознакомились с работой. соз-
данного в Ленинграде Архитектурно-
‘художественного училища,  готовя-
щего мастеров художественной от-
делки зданий. Подобные школы соз-
‘даны и во других городах. _

Побывав в Академии хуложеств,
мы пришли к выводу о необходимо-
CTH значительного расширения `архи-
. факультета, так’ как
грандиозная архитектурно:восстано-
вительная работа, развернутая ° по
всей стране, и восстановление 3aMe~
чательных. пригородов Ленинграда
потребуют большого количества вы-
сококвалифицированных — архитёкто-
ров.

Специальная группа в составе ака-
демиков А. Щусева, И. Грабаря, про-
фессоров Удаленкова и Сухова ‘и др.
вылетела в Новгород для ознаком-

‚ления с состоянием местных памят-

ников ° древнерусского ° зодчества.

`Часть ‘группы останется в Новгоро-

де для руковопства работами по
консервации памятников, — ‘в Hep
вую очерель —= замечательных ppe-