ie

> 6.

т

}

a

ere

3 ОКТЯБРЯ 1941 г., № 274 (8682)

Заволы Урала могут увеличить
производство металла

Урал, родина металла, < каждым mew
становится все более мощным арсеналем
папей военной промьчиленности. Метал-
лурги уральских заводов неуклонно повын
шают темпы своей работы.

Непрерывно  узеличивается ‘выплавка
чугуна. Зазолы Главного управления
уральской металлургии перевытолнили
сентябрьский план по чугуну аз 20 проц.
На отдельных доменных печах завола
имени Серова выплавка металла 8a ° по-
Ber месяц поднятх в полтора — два

`за. Доменщики Верхне-Синячихинского
^\- вода в сентябре дати чугуна на 30 про-

центов больше, че в августе.

Сталевары Нижне-Салдинского, -Верхне-
Салдинского и многих других заводов го-
раздо лучше, чем раньше, используют про-
изводительность мартенов. Особенно сильно
выросло производство высококачественной
стали, которая в первую очередь” нужна
для обороны родины. -Ряд заводов сейчас
почти совёршенно прекратил. выплавку
простой стали и перешел к производству
металла более высоких марок.

Военная обстановка внесла много ново-
го в рабогу уральской металлургии. Взять
хотя бы производство стали новых елож-
ных марок. До войны их освоение нередко
тянулось годами. Теперь на этих’ заводах
такие задачи решаются в течение недель
и дней. Раньше звытплавка некоторых
сложнейших марок стали признавалась
возможной только на электропечах и кис-
лых изртеновских печах. Сейчас такой
металл научились прекрасно варить и В
основных мартенах.

В ряде случаев оказалось возможным
? резко поднять произволительность прокат-
ных станов. На одном из самых старых
уральских заводов, в течение многих лет
выпускавшем одинаковую продукцию, про-
катный стан давал в сутки несколько сот
тонн простого проката. Когда началась
отечественная война, работники завода по
своей инициативе вызвались выплавлять
специальную сталь и поставлять снарял-
ную затотовку. 919 предложение прави-
тельством было одобрено. Для выпуска
снарядной заготовки приспособили старый
стан. Стремясь как можно больше дать
оборонного металла, на заводе влвое повы-
сили произвотительность стана.

По-новому решаются вопросы промыш-
ленного  кооперирования предприятий.
Обычно, когла у нас расширялся метал-
лургический цех или строился большой
аггрегат, к строительству привлекались де-
сятки различных заводов, расположенных
в разных концах страны. Сейчас коопе-
рирование на стройках организуется ©9-
зсем по-другому. Олин пример: недавно
потребовалось _ срочно построить и смонти-
ровать важнейший об’ект на олном из ме-
таллурпических заводов. В условиях мир-
ного времени на эту работу потребовалось
бы около года. Сейчас работу удалось осу-
ществить за два месяца благодаря помо-
щи местных заводов.

- Металлурги Уфала стали работать луч-
пю. чем в довоенное время; Но. достигну-
тый уровень работы вовсе не предел. Мы
зожем дать металла для фронта гораздо
больше, чем выпускаем сейчас. Резервы у
уральских металлургов исключительно ве-
лики. Особенао важно тюднять в ближай-
ее время нь 20—25 процентов выплав-
RY стали на действующих печах. Такая
конкретная задача поставлена, нами. перел
хозяйственниками и парторганизациями
заводов. Она, вполне выполнима.

До сих пор на наших заводах плохо-ис-
пользовали тяжеловесный металлический
Jom. Межлу тем Ha каждом уральском за-

ВЫПОЛНЕН ГОДОВОЙ ПЛАН

АЛЕКСАНДРОВСК-на-САХАЛИНЕ, 2 ox-
тября. (ТАСС). 29 сентября стахановский
коллектив Арковской шахты выполнил го-
ховую программу. С первых дней великой
отечественной войнье арковцы на военный
лад перестроили свою работу; Июльский
план они выполнили на 111 процентов,
августовский-—на 123, сентябрьский—на

воде годами скапливалея так называемый
неогабаритный лом, «козлы» и пр. Их
нельзя разделать под копром, & нужно раз-
резать с помощью кислорода. Установок
же по производству кислорода почти не
было. Сейчас на старых уральских заводах
готовится к пуску несколько таких устано-
вок. Это позволит наладить огневую раз-
делку тяжеловесного негабаритного лома,
запасов которого хватит на несколько лет.
Подечеты показывают, что. уральские ме-
таллурги, увеличив долю тяжеловосного
лом» в. мартеновской шихте до 50—60
процентов, смогут ежемесячно давать до-
полнительно тысячи тонн звысококаче-
ственной стали,

Далеко не везде как следует поставлено
газовое хозяйство. Нередко в мартеновеких
цехах сталевары жалуются на то, что им
мало подают’ газа. Из-за этого нельзя ве-
стн интенсивный процесс плавления. Вот
почему расширение ‹ газового хозяйства
является важной задачей уральских Me-
таллургов: В Кушве, например, мартенов-
ский цех снабжалея газом двух ломенных
печей, & третья печь выпускала домен-
НЫЙ газ в воздух. Теперь и эта домна, бу-
дет подавать газ мартенам. °

Даже такое простое мероприятие, как
увеличение емкости ковшей, в которыю
принимается сталь из мартенов, в ряде“
случаев позводяет поднять выплавку ме-
талла. Н» Верхне-Синячихинском заводе
изменили емкость ковша, и мартен полу-
чил возможность работать на полную
мощность. :

На многих ‘заводах очень часто затя-
гивают сроки ‘холодного ремонта печи.
Примеры Верх-Исетского зазола, Верхне-
Салдинского и завола амени Куйбышева
показывают, что ремонт можно произво-
чить в течение 6—7 суток.

это наглядно показывает, какими
большими. еще неиспользованными в03-
можностями ‹ располагают уральские ме-
таллурги для увеличения выплавки ста-
ли, чугуна, производства проката.

В сожалению, еще не все хозяйствен-
ники работают так, как этого требуют
интересы обороны страны.

Директор Алапаевского завода Горба-

чев, прикрываясь недостатком 2—3 мел-
ких инструментов, сорвал выпохнение
важного заказа. Вместо того чтобы ис-

пользовать наличные резервы тов. Гор-  -

бачев стремился доказать, что нельзя уве-
тичить выплавку металла. Тов. Горбачев
предупрежден парторганизацией, что ели
OH не выправит положение ‘из заводе, то
булет привлечен к’ ответственности.

Не удовлетворяет еще требованиям вой-
ны работа Главного управления  ураль-
ской металлургии, находящегося 8 Crepi-
ловеке. Руковолящие работники главка
не проявляют ‘нужной оперативности и
поворотливости. Заводы. получающие сроч-
ный заказ, нередко обеспечиваются глав-
ком материалами, инструментамт и сырь-
ем с болыпим `опозланием. Начальник
главка тов. Иванов второй месяц без-
выездно сидит на OFHOM из заводов, &
остальными ‘предприятиями ‘по ‘существу
не руководит.

Сейчас тлавное внимание парторгани-
заций нашей области  сосрелоточено Ha
точном-вычютнении” всех оборонных заказ
зов. На металлургических заводах  дея-
тельно готовятся к зиме. Создаются нуж-
ные запасы сыфья, топлива, которые
обеспечат выкокий уровень работы заво-
лов в зимних условиях.

А. АРИСТОВ.

Секретарь Свердловского обкома
ВКП(б) по черной металлургии.

140. На шахте 39 стахановцев значитель-
но перекрыли годовые нормы. Бурильцик
Барышников выполнил программу 18 меся-
цев, проходчик-орденоносец Гой — 14 ме-
сяцев.

З& послелние три месяца себестоимость
угля снижена на 16 процентов, зольность
угля уменьшена Ha 4 процента.

``. «ПРАВДА

ПРЕДОКТЯБРЬСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КРАСНОПРОЛЕТАРЦЕВ

Обращение коллектива ad тосполшии-
HMKoBOTO завода имени Л. М. Кагановича
встретило горячее одобрение › у рабочих,
инженеров и служащих завода «Красный
пролетарий». В ночь © 1 на 2 октября и
тнем 2 октября по всем пехам были про-
ведены митинги, посвященные обсуждению
этого обрашения. Выступавшие на митин-
Tax фрезеровщик Орлов, наладчик Чемичев
заявили:

— Несмотря Ha уход на фронт кваля-
фицированных рабочих, наши цехи не
тольБо выполняют, но.и  перевыполняют
свои задания. Каждый рабочий, инженер:
и служащий завола горит желанием дать
стране сегодня больше, чем вчера, а зав-

ПРИЗЫВ ИВАНОВСКИХ ТЕКСТИЛЬЩИКОВ

ИВАНОВО, 2 октября. (Корр. «Правды»).
Включизшись в нпредоктябрьское социа-
листическое соревнование, рабочие и ин-
женерно-технические ‘работники  Ново-
Ивановской мануфактуры обратились ко
всем‘ рабочим Ивановской области с при-
зывом последовать их примеру.

В своем обращении‘ они пишут:

«Мы обращаемся ко всем работникам
текстильной, малтиностроительной, химиче-
ской и других отраслей промышленности
Ивановской области < призывом немеллен-

РАБОЧИЕ: БЕРУТ НА СЕБЯ КОНКРЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

БАЗАНЬ, 2 октября. (Корр. «Правды»).
Обращение коллектива Московского шари-
коподшигчикового завода © развертывании
предоктябрьского  сопиалистического  ©о-
ревнования встретило горячую поддержку
на предприятиях Казани.

Энергетики Казанской. ТЭП обязались
выполнить октябрьский производственный
план к 29 октября и сэкономить 30 тыс.
киловаттчасов электроэнергии,

Рано вы, фашисты, начали

Землю русскую делить, —

Не пришлось бы вам, захвалчики,
Три аршина получить!

Рано стали рожь крестьянскую
Вы немецкой называть,

Поздно силу партизанскую
Научились понимать.

Плохо поняли вы, вороги,
Чем силен колхозный мир,
Заплатить придется. дорого
Вам за свой кровавый пир.

За разбой, за слезы детские —
Вам за все ответ давать!

туры и отдыха им; Горького в Москве.

Выставка боевых трофеев, открытая в новом павильоне Центрального парка куль-

тра больше, чем сегодня. Это зэбязывает
нае широко развернуть как заводокое, так
и внутрицеховое соревнование, вести борь-
бу за реализацию принятых обязательств.

Краснопролетарцы обязались досрочно
выполнить годовую программу не’ нозлнее
20 декабря, завершить’ октябрьский план
по. выпуску товарной продукции на
5 иней раньше срока, полнять производи-
тельность труль на 20 пропентов против
уровня, достигнутого в третьем квартале,
снизить ‘мость продукции на 10
процентов по сравнению с плановым зада-
ниём, & Убытки от брака — на 20 mpo-
центов ‘по сравнению с третьим  кварта-
дом.

но развернуть прелоктябрьское соревнова-
ние за досрочное выполнение октябрьской
программы и плана [\ квартала, за улуч-
пение‘ качеств» продукции, повышение
произволительности труда и оборухования.
Со своей стороны мы обязуемся досрочно
выполнить производственный план. октяб-
pa u IV квартала как по ткацкой, так и
по отделочной фабрике, полностью развер-

нуть работу ткапкой фабрики в три смены
к ЕТ ноября, улучшить качество суровья
И готовой Продукции».

Общегородской слет молодых стаханов-
цев-двухсотников предприятий Казани
принял обращение ко всем комсомольцам
и молодым рабочим Хелин. В обра-
щении говорится:

«Приближается ХХ У годовщина Великой
Октябрьской социалистической революции.
Ветретим этот праздник еще больших
увеличением производительности труда».

РАСТЕТ НАРОДНЫЙ ГНЕВ

Не ‘спешите, псы немецкие,
Кровь, как воду, проливать.

Не старайтесь, звери-каины,
Мучить женщин и сирот, —
У народа, у хозяина

Ееть на все суровый счет.

ИЙспугать нас — дело хитрое,
А сломить — еще трудней, —
Чем подлей собаки Гитлера,

Тем народный гнев сильней!

OH спалит могучим пламенем,
Он сметегт стальным дождем
Всех собак с паучьим знаменем
Вместе с главным их псарем!
Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ.

Фото М. Озерского.

ведено

] с возлуха.

Попытка налета немецких самолетов
на Москву.

В ночь на 3. октября группа немецких   лерии и ночными истребителями вразе-

самолетов одиночками пыталась совершить   ские самолеты к Москве не лопущены. _-
налет на Москву. Огнем зенитной ‘артил-

Сбито два немецких самолета.

ПОДГОТОВКА ВК ЗИМЕ

На заседании исполкома Моссовета

Вчера ‹<остоялось засехание исюлкома
Московского Совета депутатов трудящихся,
обсудившее PAI вопросов, связанных’ с
подготовкой к зиме.

По докладу председателя горплана тов.
Кабакова, утвержден план работы хозяйств
Моссовета на [У квартал. В течение ок-
тября— лекабря в Москве должно быть про-
большое капитальное строитель-
ство. На это асоигнуется 41,5 млн. руб-

‚лей. В ‘частности, намечается построить

5 водопроводных магистралей и завер-
пгить строительство 7 пожарных депо:
Значительные средства асситнуются на
подготовку к зим бомбоубежищ и газо-
убежищ,

Выпуск продукции местной промылилен-
ности возрастет на 30 проц., районной —
на 9.8 проц., промкооперации—-на 5,1
проц.

`Большую работу прелстоит проделать в
ГУ квартале городскому транспорту. 38-

проектировано перевезти 430 млн. пасса-
жиров. Трамвай и троллейбус будут ши-
роко использованы для грузовых перево-.
зок. и

Затем исполком Моссовета заслушал до-.
клалы о полготовке к зиме жилищного хо-
зяйотва в Советском, Дзержинском и Пер-
вомайском районах.

На заседании выступил предовдатель
исполкома Моссовета тов. Пронин.

Последним обсуждалоея вопрос об уборке
улиц и площадей Москвы в зимний ‘16-
риол. Bee уборочные механизмы, траклор-
ный парк и 80 проп. бортовых машин уже
отремонтированы. № 15 октября должны
быть подготовлены кадры пюферов, трак-
тористов и рабочих лля ремонт& убороч-
ных механизмов. Для оперативного руко-
водетвь ‘уборкой улиц при управлении
благоустройства Моссовета организуется
диспетчерская группа. (ТАСС).

«ПОБЕДА ЗА НАМИЬ

Боевой киносборник № 5

Две столицы великих и могуществен-
кых дружественных держав, два города-
красавца, Лондон и Москва -—— вот тема
пятого боевого киносборника «Победа за
нами!».

Защита Лондона и Москвы от разбой-
ничьих воздушных налетов, самоотвер-
женность воинских частей и гражданского
населения, выдержка, и спокойная уверен-
ность в своих силах лондонцев и, москви-
чей — таково содержание включенных в
сборник двух короткометражных фильмов.

Соответственно этому первый  кино-
очерк (on смонтирован m3 материалов
английской кинохроники) назван «Лон-
дон не сдастея», & второй — так же
просто и выразительно: «Налиа Москва».

Английская столица вот уже много ме-
сяцев живет пох угрозой нападения
Ночь, — говорит диктор, 00-
провождающий первый киноочерк, — лю-
бимое время бандитов и убийц. И чем
ближе к ночи, тем больше насторажи-
ваются, становится все более собранным ни
тотовым к отпору огромный, девятимил-
лионный город.

Авторы очерка показали нам и утрен-
ний, и дневной, и ночной Лондон. Он
немало испытал от налетов фалнистских
варваров. в нем немало сожженных и’ раз-.
рущенных  бомбардировкой зданий. Но
жизнь ‘идет своим чередом, город трулится,
отражает атаки врага, ликвидирует по-
следствия этих атак, уверенный в чеиз-
бежной победе великих лемократий над
кровавой нацистской тиранией. Заголовок
очерка ‘полностью отвечает его содержа-
нию: этот город не сдался и не схастся.

Hanta Москва, — величавый, древний и
B TO же время такой молодой горол. Мы
знаем его наизусть, и все же нас радует

вновь и вновь каждая появляющаяся на

экране панорама любимой советской сто-
ЛИПЫ.

Живой чередою перех нами проходят
столичные ‘улицы, цехи заводов и фабрик,
подземные мраморные хворцы метропоти-
тена. Перед нами — население советской
столицы, живущее и работающее пох гор-
дым патриотическим лозунгом: «Bee для
фронта, все для победьи».

Покой этого города, его непрерывный
самоотверженный труд сторожат любимцы
москвичей, любимцы всего советекого на-
pola — бесстраленые летчики, искусные
зенитчики, аэростатчики, прожектористы.
Покой нашего города бережет человек,

который звонит глубокой ночью коман-
дующему московской зоной  противо-
воздушной обороны генерал-майору Грома-
дину и выслушивает его четкое сообщение:

— Товарищ народный комиссар, локла-
дывалж...

Очерк о советской столице показывает,
как организована ее противовозлушная
оборона, что происходит в те спокойные
для всех нас, но полные боевой работы
тля наших залцитников часы, когда озве-
релый враг появляется на далеких под-
ступах к столице. Мы вилим работу по-
стов воздушного наблюления, оповещения
и связи, кипучую деятельность штабов.
Мы вимим  штабную карту  противо-
воздушной. обороны и слышим четкую,
энергичную команду:

— Поднять в воздух три звена само-
летов! Rype — такой-то. Высота такая-то,

— Сектору десять открыть огонь!

— Приближаются вражеские самолеты.
Встретить и уничтожить!

И вот она — наша противовозхупная
оборона в лействии. Борозлят небо лучи
мощных прожекторов. По их слелу лого-
няют врага точные выстрелы  зениток.
Соколы-летчики расстреливают в воздуш-
 ном бою фашистские машины. И летят
вражеские самолеты стремительно вниз,
об’ятые пламенем и дымом... :

Хорошо показана в фильме работа по-
жарных. Интересны эпизоды, которые по-
казывают рядовых жителей столицы, при-
нимающих участие в тушении зажигатель-
ных бомб и ликвидирующих последствия
пожаров. .

Пятый боевой киноеборник смотрится
с большим интересом. Он весь проникнут
священным чувством советского патрио-
тизма. On булит в сердцах зрителей
грозную ненависть к врагу.

С. ШЕВЕЛЕВ.

Как создается новый сорт
зимостойкой пшеницы для Сибири

В дни великой отечественной войны
колхозь и ©0вхозы спешат поскорее и
получше убрать богатый урожай, выпол-
нить государственные поставки, ДАТЬ
хлеб стране и ее Красной Армии, героиче-
ски защищающей колхозную землю, города
и села, фабрики и заводы от озверелых
фашистских орт.

В этом году колхозы и совхозы востока

; п юго-востока намного расширили посевы
озихой ржи. Колхозники и работники <оБ-
х0зов знают, что при хорошей агротехни-
ке своевременно посеянная озимая рожь
при любых поголных условиях в 1942 го-
Ay ласт хороший урожай.

Работники сельскохозяйственной науки,
атрономы, колхозники-опытники, помогая
колхозам и совхозам в их практической
работе—в уборке  выкокого урожая
1941 года, & также в закладке агротехни-
ческих основ для урожая 1942 года, не
перестают работать нах разрешением глу-
боко теоретических вопросов агрюбиологи-
ческой науки, имеющих для всей нашей
страны важное практическое значение.

На олном из этих вопросов я и хочу
здезь остановиться.

Охним из пунктов постановления партии
и правительства от 4Л 1939 г. о расши-
рении озимых посевов и мерах повышения
HX урожайности в восточных районах СССР
на, работников сельскохозяйственной науки
возложена залача вывести в 2—3 гола
морозоустойчивый сорт озимой ржи—ая
отЕрыто-степной бесснежной зоны ив 3—
5 лет дать высокоурожайный сорт озимой

пшеницы, биологически приспособленный
к суровым условиям Сибири.

Вопрос © создании сортов озимой ржи я
в данной статье затрагивать не буду, так
как выполнение его более легкое, чем
создание сортов озимой типеницы, приспо-
собленных к суровым районам Сибири.
Нужные зимостойкие сорта ржи в Сибири
уже имеются.

Срели пшениц, существующих на зем-
ном шаре (мировая коллекция), наши во-
сточные волжские озимые пшеницы наи-
более зимостойки, HO в малоснежных
степных районах Сибири они не всегда
надежно зимуют. Поэтому, поскольку
найти готовую форму среди коллекции су-
шествующих сортов пока не удалось, и
встала задача создать у озимой певицы

свойство зимостойкости, соответствующее
суровым условиям Сибири. Для решения
этой залачи требовался принципиально
иной подход в агробиологической науке,
требовались иные пути, нежели те, кото-
рые были до сих пор приняты в этом де-
ле. В селекционной ‘науке было приняте
использовать полевые условия того или
другого района только для отбора, лиффе-
ренциации высеянных сортов или форм
растений, 2 не для изменения в нужную наи
сторону природы, т. в. наследственности
этих растений условиями ланного поля.

В работе с озимыми поступали так:
брали набор сортов, выюевали его в поле,
з весной смотрели, какой из сортов лучше
перенес зиму, и, исхоля из того, что на-
следственность, т. 6. природа раститель-
ных организмов, относительно консерва-
тивна (т. е. растения лают семена, из
которых получаются растения, как прави-
лю, во многих своих деталях похожие по
признакам и свойствам Ha родительские
растения), — рекомендовали для посева. в
ланном районе тот сорт, который лучше
всего перенес зиму. Если же ни один сорт
не мог переносить жесткую зиму, то науке
ничего не оставалось рекомендовать для
посева в производстве, она в этом случае
была бессильна помочь практике.

Только в нашей стране подлинный даф-
винизм, мичуринское учение в агробиоло-
гии, нашел свое широкое развитие в твор-
ческом направлении советской агробиоло-
гической науки. На основе этого учения
можно управлять, изменять,  созхавать
нужную нам природу растительных форм,
создавать растительные формы с нужной
нам наследственностью. Если нет в приро-
хе ншеницы, которая обладала бы свой-
ствами переносить ссуровые бесснежные
зимние условия сибирской степи, то на
основе мичуринского учения такую пше-
ницу можно создать.

Мы знаем, что наследственность opra-
низмов, их природа, обладает относительной
консервативностью, относительным — по-
стоянством. Это постоянство выражается в
TOM, что потомство, допустим, данного ози-
мого сорта пшеницы. как правило, обла-
дает такими же свойствами, какими обла-
дали растения прелылущих поколений это-
To copra. Это свойство растений и живот-
ных испокон века людям известно. В прак-

тике издавна, былю полмечено и то, что по-
томство растений или животных в большей
‘или меньшей степени уклоняется от типа
сорта, от типа поролы. Оставляя лучшие
растения и лучших животных на племя,
практика, хотя и медленно, но беспрерыв-
HO ‘совершенствовала сорта растений и
породы животных. Таким образом, было
подмечено, что постоянство растений и
животных относительное, что одновремен-
но с постоянством наблюдается и измене-

ние. Но вопрос причины постоянства и

причины изменения наследственности рз-
стительных и животных организмов В
биолотической науке до последнего време-
ни не был решен. Наша советская агро-
биологическая наука успешно решает этот
вопрос. Причины изменения приролы ра-
стительных организмов найдены и на, этой
основе можно получать нужные нам фор-
мы растений. Теперь уже довольно легко
экспериментальным путем заставлять ра-
стения хлебных злаков (ншеницы, ржи,
ячменя) ¢ консервативной наследствен-
ностью становиться  неконсервативными,
становиться податливыми, изменяющимися
в нужную нам сторону.

Растительные = организмы, например,
хлебные злаки с такой неконсервативной,
податливой наследственной основой пред-
ставляют большой практический интерес
для создания нужных нам сортов хля раз-
личных районов. Из этих форм можно со-
здать и для суровой бесснежной сибир-
ской степи приспособленные для этих усло-
вий формы пшеницы. Для этого нужно
только подвергать растения с пластичной,
податливой наследственностью постепенно-
му воздействию в ряде поколений теми
условиями внешней средь, к которым дол-
жен быть приспособлен будущий ‹орт. Из
поколения в поколение, т. е. из года» в
тол, растения пшеницы булут все более
приспособленными к этим условиям. При
чем этот процесс, как показывают опыты,
идет довольно быстро. Если же высевать
семена обычной пшеницы, то вследствие
консервативности ее наследственности из-
MOHCHHA, как правило, проходят медлен-
но. Сорт, нео устойчивый к зимовке, прак-
тически довольно долго может остаться
неустойчивым, а поэтому его и нельзя в
практике высевать. Наличие же способа
получения растений пшенипы с податли-
вой, пластичной наследственностью позво-
ляет быстро создать сорт; и в’ Сибири
успешно уже создается -озимый сорт
пшеницы, растение которого будет
выносить самые жесткие морозы и дру-

гие неблагоприятные условия зимовки.
Укажу коротко, каким путем мы полу-
чаем растения пшеницы с податливой, не-
консервативной наслелственностью и как
потом У этих растений создаем новую,
нужную нам природу, новую наследствен-
ность. Например, лля изменения насле-
ственно озимых пшениц в. наследственно
яровые, т. 6. для изменения пшеницы.
требующей лля яровизации холода, в не
требующую для яровизации холода, посту-
паем так: молодым растениям пшеницы в
момент прохождения ими процесса ярови-
зации даем требуемые их природой (на-
следственностью) ‘условия пониженной
температуры; перед окончанием процесса
яровизации даем более повышенные тем-
пературные условия, т. е. обычные пюле-
вые весенние, Весенняя температура для
яровизации озимых пшениц, согласно их
наследственности, мало подходит, им нуж-
на для яровизации более пониженная тем-
пералура, но так как процесс яровизации
немного не закончен, то он хотя и ме-
ленно. но все же заканчивается. После
этого растения дальше нормально разви-
ваются в весенних и летних полевых
условиях. Этим путем консерватизм на-
следственности, т. е. практическую невоз-
можность прохождения процесса яровиза-
ции озимой пшеницей при относительно
повышенных температурах, можно сло-
мать. и новое поколение, полученное из
семян указанных растений, как правило,
сможет проходить процесс яровизации и
при обычной весенней температуре. Этим
путем из любого озимого сорта пшеницы,
т. е сорта, требующего при яровизация
пониженных температур, можно создать и
рядом поколений закрепить яровой сорт,
т. е. не требующий для яровизации по-
ниженных температур. Наоборот, из яро-
вых сортов, т. е. не требующих пони-
женных температур для яровизащии, пу-
тем воздействия пониженных температур
можно созлать озимые, т. е. требующие
для яровизации пониженной температуры.
Указанный с1060б мы и применяем для
ломки консерватизма наследственности у
хлебных злаков © тем, чтобы потом из
таких пластических. податливых по своей
природе растений создавать новыю расте-
ния с нужной нам наследственностью.
Насколько работа этим путем пражти-
чески перопективна, показывает хотя бы
такой пример. Научные работники Котов
и Шиманокий  (тенетико-селекционный
институт в 0лессе) превратили совершенно
поморозостойкий сорт яровой пшеницы

«эритроспермум 1160» в озимую пшеницу,
которая зимой 1939-—1940 гола уже не
уступала по морозоустойчивости лучшим
пеницам, происходящим из степи УССР.
Так как природа этой новой пшеницы
была еще пластична, то нами осенью
1940 г. семена этой пшеницы по 3—8 кг.
были разосланы на ряд селекционных
станций Сибири и Урала, a также
колхозникам-опытникам ¢ тем, чтобы из
этой податливой формы пшеницы усло-
виями зимы указанных районов сделать
природу этих растений соответственной
этим условиям. Почти во всех пунктах
востока, кула была гразослана эта пше-
ница (Барнаул, Челябинск, Шадринск,
Красноуфимск,  Карбалыкская станция),
посеянная пшеница хорошо перезимовала,
показала зимостойкость, уже не уступаю-
щую, либо почти не уступающую наибо-
лее зимостойким из всех существующих
ошеняц «лютесценс 0329». А ведь всего
пять лет (5 поколений) тому назад дан-
ная пшеница была яровой. не могла пере-
носить мороз в 5—10°! Потом она стала
по зимостойкости приравниваться к юж-
ным малозимостойкии ппеницам, в четвер-
TOM поколении в испытании в лесе в
зиму 1939-—40 г., как уже говорилось,
она показала себя по стойкости к зимним
невзголам равной уже озимым пиеницам,
происходящим из украинской степи, и усту-
пающей пшеницам, происходящим из более
суровых районов,—саратовским птеницам.
А в зиму 1940—41 г., после высева на
сибирских станциях, наследственность зи-
уостойкости этой пшеницы уже сравнялась
с саратовской  пиеницей  «лютесценс
0329». Bee это дает нам право считать,
что новый посев этой пеницы, произве-
денный осенью 1941 г., покажет зимо-
стойкость еще более высокую, а это уже
будет стойкость выше, чем  «лютесценс
0329», которая, как известно, наиболее
мюрозоустойчива среди всех существующих
пшениц, но в то же время и она не во все
годы надежно зимует в сибирских районах,
т. е. для Сибири она недостаточно зимостойка.

Приведенный нами пример получения
путем воспитания, воздействием условия-
ми внешней средь, из совершенно неморо-
зостойкой пшеницы морозоустойчивой да-
леко не единичен. Разными научными
работниками и колхозниками-опытникамя
создается уже целый pal  зимостойких
пшениц из незимостойких. Для этой цели
используются в Сибири и естественные
палалицы яровых пшениц.

Советская агробиологическая наука на-

IIa пути экспериментального создания
природы растительных организмов. Найден
и материал. из которого, если можно так
выразиться, строится природ» организма,
Т. ©. свойство наследственности. Этим иа-
териалом являются условия внешней cpe-
ты, условия жизни растений.

Пример превращения яровой пшеницы
«эритроспермум-1160» в озимую я привез
только потому, что работа © этим сортом на
многих селекционных станциях Сибири в
нынешнем году развернулась ловольно ши-
роко. В испытании на разных станциях
востока эта пшеница в 1941 тоду дала
наиболее высокий урожай прекрасного по
качеству и крупности зерна. На Барна-
ульской селекционной станции у селекцио-
нера Кондратенко получен в переводе Ha
тектар урожай 29 центнеров; вес тысячи
зерен-—42 грамма. На Красноуфимской се-
лекционной станции урожай в переводе на
тектар получен не менее 30 центнеров; вёс
тысячи зерен-—44 грамма. На Челябинской-
станции зерно получилось еще более круп-
ное: вес тысячи зерен — 54 грамма.

С каждым новым поколением эта пше-
ница будет все более и более приспособ-
ленной к суровым сибирским условиям. Эта
пшеница и многие другие пластичные по-
латливые формы пшеницы, с которыми в
широких масштабах велет теперь работу
рях селекпионеров сибирских и уральских
станций, по своей  податливости и плё-
стичности буквально представляют собой
как бы глину или гипс лля скульптора: из
них при умении легко можно лепить нуж-
ные нам формы. Уже то, что проделано
многими научными работниками в этом на-
правлении, лает нам уверенность, что к
намеченноиу партией и правительством
сроку (к 1943 голу) сорт озимой пшени-
цы, приспособленный лля районов Сибири,
не только булет хан. но и высеян колхо-
зами на десятках, а может быть, и на пол-
ной сотне тысяч тектаров с тем, чтобы в
1944 году можно было засевать этими сор-
тами миллионы гектаров. Работа в этом
направлении в настоящее время ведется
полным ходом, 4

Вот олин из вопросов атробиологической
теории, — управление наслелетвенностью
растительных организмов, — над решением
которого успешно работает коллектив науч-
пых работников и колхозников-опытников,
одновременно помогая колхозам и совхозам
в их текущей практической работе по обес-
печению страны и Красной Армии проло=

вольствием и сельскохозяйственным сырьем.

Академик Т. ЛЫСЕНКО. —„/
я

Us