A ee. a A ere eh

Pe ee TET nN MT NU  e Pe EN ee
<

-

eo Be

‘противника: 1, 2, Б, 6, 9, 13,

_ ступленяя напгих войск в районе Сталин-

ШЕЕ

В середине сентября месяца 1942 года немецко-фашистские войска были
остановлены Красной Армией под Сталинградом.

Ход войны показах, что стратегический план немецкого командования, состояз-
шуй в том, чтобы захватить Сталинград, отрезать центральную европейскую часть
Советского Союза от волжского и уральского тыма, окружить и взять Москву —
был построен на песке, без учёта своих реальных сил и советских резервов.

Полной противоположностью ему. быя стратегический план окружения и раз-
гроиа немецко-фантистских войск под Сталинградом, созданный Верховным Главно-
хоманлованием Красной Армии. я

Этот план был осуществлен нашими войсками в ноябре-декабре 1942 года
зрения этапами.

Первый этап—наступление наших войск
северо-западнее ‘и юго-западнее 7
Сталинграда

Врасная Армия с 19 ноября перешла в наступление силами Юго-Запахного,
Ленского и Сталинградского фронтов и нанесла мощный удар по врагу.

Перед советскими войсками, действовавшими северо-западнее и юго-запахнее
Сталинграда, Верховным Главнокоманлованием ` Красной Армии была поставлена

лезь — разгромить фламтовые группировки  немецко-фатпистских войск Ha TOA ~.

erynax Сталинграда и охватывающим- движением окружить основную Maccy pac-
положенных под Сталинградом соединений вражеской армии. Эта цель была успеп-
но хоститнута умелыми действиями частей Врасной Армии и её комамхного состава,

В ходе настунления нашими войсками разгромлены  слелуютщие
14, 15
румынские пехотные дивизии 7 Ka-
валерийская и 1 танковая румынские ди-
визии, 44, 376, 384 пехотные и 22 тан-
ковзя немецкие дивизии. Кроме того, 3
неменким пехотным дивизиями нанесены
тяжелые нотери. В этих боях наши вой-
ева уничтожили 95.000 и взяли в плен
72.400 солдат и офицеров противника.
Hama части захватили богатые трофеи, в
том числе — самолётов — 134, танков
— 1.792, орудий — 2.232, автомашин
— 7.306, а. также большое количество
миномётов, пулемётов, эвтоматов, противо-
танковых ружей, боеприпасов и другого
военного имущества.

соединения

За это же время нашими войсками.
уничтожено: самолётов 826, танков —
548, орудий _934, автомашин —
3.190 и много другого вовнного имущест-

Е

За время наступления наптих войск се-
веро-западнее и Юго-запалнее Сталингра-
а Красная Армия продвинулась вперёд.
на 70—150 километров и освободила 213
населённых пунктов;

В результате успешного прорыва и на-

града окружены следующие соединения и
части неменких войск: 14, 16 и 24 не-
мецкие танковые дивизии, 3, 29 и 60
немецкие моторизованные дивизии, 71,
75, 19, 94, 100, 113, 29т, 295, 305,
371, 389 неменкие и 20 румынская пе-
хотные дивизии, 1-я румынская кавале-
ряйская дивизия и остатки 44, 376, 384
немецких пехотных дивизий, разгромлен-
ных при настунлении наших войск в”
районе Сталинтрала. Кроме того, окруже-
ны 44, 46 и 61 артиллерийские полки Я

резерва Главного Команлования немецкой армии, 12, 25, 37, 104 зенитные HOARE,
53 миномётный полк, 50, 162, 294, 336 отдельные сапёрные батальоны,

Таковы итоги боёв в первый этан наступления. советских войек на пелстунах
Сталинграда.

IL.

Bropoh stan— наступление наших
войск в районе Среднего Дона

Заверпив окружение немецко-фаптистских” войск под Сталинградом и успепно _

поставленную Верховным Главнокомандованием,
новый удар по врагу в районе

выпюлнив тем самым задачу,
Красная Армия с 16 по 30 декабря нанесла
Срехнего Дона..

Перед советскими войсками, наступавшими в районе Среднего Дона, Верхов-
вым Главнокомандованием Красной Армии была поставлена цель —— прорвать фронт
оборены противника в районе Новая Калитва Монастырщина, выйти в тылы ве-
менко-фаптистской армии, действовавшей в большой излучине Дона, и закрыть
возможность вырваться вражеским войскам, окружённым под Сталинградом, или
вказания им помощи извне.

Эта цель наступления в район Среднего Дона была полностью осуществлена -

умелыми действиями частей и командного состава Красной Армии.

За время боёв в районе Среднего Дона Красная  Армия продвинулась вперёд
ва 150—200 километров. Освобождено 1.246 населённых пунктов. В ходе наступ-
ления налними войсками разгромлены следующие соединения противника: 62, 294,
298, 306, 385 немецкие пехотные ливизии, 11 немецкая танковая дивизия;
итальянские пехотные ливизии: 3 диризия «Равенна», 3 дивизия «Челере», 5 In-
визия «Кассерия». 2 дивизия  «Сфорцеска», 9 дивизия «Пасубио», 52 дивизия
«Торино», 1 бригада чернорубашечников, Ти 11 румынские
Кроме того, нанесены большие потери 4 дивизиям противника. Вражеские войска
потеряли в этих боях только убитыми 59.000 человек; взято в плен 60.050 сол-
хат и офицеров противника. Советские войска захватили многочисленные трофеи,
среди которых: самолётов — 368, танков — 178, орудий — 1.927, автомашин —
7.414, а также большое количество миномётов, пулемётов, автоматов, противотан-
ковых ружей, боепринасов и, другого военного имущества.

Ероме того, нмиими войсками ‘уничтожено: самолётов — 117, тачкяв —
172, орудий 268, автомашин — свьымие 1.000 и много другого военного имутества.

Таковы итоги боёв на втором этапе настунления советских войск на поясту-
пах Сталинграда,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, С0ЕДИНЯЙТЕСЬ!

ООО
seneyecmmbo

Орган правления Союза советских писателей СССР. Комитета п
© делам искусств
при СНК СССР и И по делам кинематографии npn os eer oy

ИТОГИ 6-НЕДЕЛЬНОГО
НАШИХ ВОИСК НА ПОДСТУПАХ СТАЛИНГРАДА.

пехотные дивизии.)

(53)
1 ЯНВАРЯ
1943 г.

—=—

ВЫХОДИТ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Цена 45 коп.

SOUR MCR OTRO CCRT
SOAP RRR ERM TN начнииы

АСТУПЛЕНИЯ .

Третий тн наших войск
южнее Сталинграда

Немепкое командование, заведя В’тупик свои войска пох Сталинградом и по-
ставив их перед катастрофой, предириняхо отчаянную попытку освободить’ сво
войска, окружённые Врасной Армией под Сталинградом. С этой целью противник
сосредоточил в районе севернее Котельниково большую группировку. войск и начал.
12 декабря наступательные действия против наших частей.

Советским войскам, действующих южнее Сталинграда, Верховным Главно-
командованием Красной Армий была поставлена задача: разгромить новую ударную.
труппировку вражеских войск, отбросить немцев на юг и лишить их последней
возможности пробить путь своим окружённым под Сталинградом дивизиям.

Эта цель была осуществлена в третий этап наступления наших войск южнее
Сталинграда. о

За время наступления в раюне юллее Оталинграда наши войска продвину-
лись вперёд на 100—150 километров и освободили более 130 населённых пунктов.
В ходе боёв с 12 шо 30 декабря нашими войсками разгромлены 6; 17 и 23 тан-
ковые и 16 моторизованная дивизии немцев, 4 и 18 пехотные, Б и 8 кавалерий-
ские дивизии румын: Немецко-фаптистекие войска потеряли только убитыми 21.000
человек. Взято в плен 5.200 солдат и офиперов противника. Среди богатых тро-
феев, захваченных наттими войсками, самолётов — 40, танков — 94, орудий —
292, автомашин — 329, & также много друтого вооружения, авиационное и тан-
ковое имущество.

В ходе боёв нашими войсками уничтожено: самолетов — 306, танков —
467, орудий — 257, автомаптин — 945 и много другого военного ‚имущества,

Таковы итоги боёв в третьем этапе наступления советских войек.

Так был осуществлён в три этапа план Верховного Тлавнокомандования Rpac-

ной Армии окружения и разгрома”
Сталинграда.

неменко -фалтистских войск. на  подстунах

а ИРваяИю

etienerrine

a: i’ *

В ходе ен боёв на подступах  Оталинтрала налпи войска 068060-
лили от немецко-фашистских захватчиков 1.589 населённых пунктов. За время
наступления с 19 ноября 1942 г. Красная Армия в краткий срок успенено провела
труднейную операцию, окружив плотным кольшюм 22 дивизии противника в райо-
не Сталинграда. Брасная Армия разграмила в целом 36 дивизий, из них 6 тан-
ковых и манесла тяжёлые потери 7 дивизиям противника. 3& этот период немепюо-
фаптистские войска потеряли убитыми 175.000 солдат и. офицеров; назни войска
взяли в плен 137.650 солдат и офицеров противника. Налтими войсками захвачены
трофеи: самолетов — 542, танков — 2.064, орудий — 4.451, миномётов — 2.734,

пулемётов — 8.161, автоматов — 15. 954, противотанковых ружей — 3.703,
винтовок — 137.850, снаряюв — более 5.000.000, патронов — свыше
50.000.000, вагонов — 2.120, паровозов — 46, складов с боеприпасами, воору-
жением и продовольствием — 434, автомашин — 15,049, лошадей — 15,783.
MOTOHURIOR —- 3.228 u большое количество другого военного имущества.
За это же время нашими войсками уничтожено немепких самолётов — 1.249,
танков — 1.187, орудий — 1.459, миномётов — 755, пулемётов — 2.708,
‘автомашин — 5.135 и много другого вобиного имущества.

Осуществление плана Верховиого Главнокомандования Красной Армии по раз-
трому и окружению Сталинградской группировки войск противника проходило пох
командованием командующего Юго-Западным фронтом генерал-полковника Ватутина
Н. Ф., команлующего Сталинградеким фронтом тенерал-полковника  Еременко А. И.,
командующего Донским фронтом генерал-лейтенанта Рокоссовекого ИН. Н., командую-
щего Воронежским фронтом генерал-лейтенанта Голикова ®Ф. И. под общим ружовод-
ством представителей Ставки Верховного Главнокомандования генерала‘ армии Жу-
кова Г. Н., генерал-полковника Василевского А. М., генерал-полковника артиллерии
Воронова Н. Н.

В боях отличились войска тенерал: -лейтенанта Батова П. И., генерал-лейтенан-

та Нузнецова В. И., генерал-лейтонанта Лелюшенио Д. Д., генерал-лейтенанта Ма-

линовскоге Р. Я., генерал-лейтенанта Попова М. М., генерал-лейтенанта Романенко
П. Л., тенерал-майора Чистякова И. М., генерал-майора Толбухина Ф. И., ге-
нерал-майора Труфанова Н. И., генерал-лейтенанта Харитонова Ф. М.

Кроме того, в боях отличились танковые и механизированные корпуса, кото-
рыми командуют генерал-лейтенант танковых войск Баданов В, М., генерал-лейте-
нант танковых войск Ротмистров П. А., генерал- майор. Руссиянов И. Н., renepaa-
майор танковых войск Вельский В. Т., генерал-майор танковых войск Полубояров
fi. П., генерал-майор танковых войск Павлов П. П., генерал-майор’ танковых войск
Родин А. Г., генерал-майор танковых войск Бутков В. В., генерал-майор танковых
войск Танасчишин Т. И., тенерал-майор Волнов М. В., генерал-майор Свиридов Н. В.

Успеху советских войск под Сталинградом способетвовали авиасоехинения ге-
нерал-лейтенанта авиации Красовсного` С. А,, генерал-майора авиации Хрюкина

_T. T., генерал-майора авиации Руденке Л. Г., действовавшие под общим рукбводет-

вом представителей Ставки `Верховного Главнокоманлования

авиации Новинова А. А. и генерал-лейтенанта авиации Фалалеева Ф. Я.
СОВИНФОРМБЮРО. -

и

x

Soli ieee a eee OAL PORVOO LO Serer est 7 а. неа

п ое

мии. Бой носили крайне ожеоточённый, &

‚жение более для нас благоприятно, чем

+ HHS, и. все же поставленной цели” немедеь

Новогодняя
Председателя Президиума.

С Новым Годом,

товарищи!

Верховного Совета СССР

тов. М.

Доротие И.

Граждане Советского Союза! Рабочие и
‘работницы! Колхозники и колхозницы! Co-
ветская интеллигенция! Бойцы, командиры
и политработники Красной Армии и Воен-
но-Морского Флота! Партизаны и парти-
занки! Жители советских районов, времен-
но захваченных  немецко-фангистскими
оккупантами! Разрешите поздравить вас.
с наступающим Новым Годом.

Прошедитий тол, товарищи, был тодом
ожесточенных битв на фронтах отечест-
венной войны. После прошлогодних нора-
жений немцев под Москвой и на других
участках фронта, Гитлер заставил своих
вассалов — Италию, Румынию, Венгрию
и даже до крайности истощенную Фин-
ляндию отдать все свои людовие резервы
в распоряжение немецкого командования,
собрал веб, что можно было взять в са-
мой Германии, онял части оккупационных
войск из Франции и из других оккупи-
рованных стран и предполагал таким co4-
ранным кулаком нанести в этом толу
‚ смертельный удар налией армии.

Я не товорю о направлении главных
ударов немецкой армии и замыслов е@
командования. Всё это великолепно изло-
жено в докладе товариша Сталина на
торжественном заседании Московокого С9-
вета 6 ноября 1942 гола. Скажу только,
что планы немецкого командования ока-
зались не по плечу для фантистской ap-

иногла и тяжёлый характер. Краоная Ар-
мия мужественно отстаивала советскую
‚землю, наносила врагу  изнурительные
удары и сорвала ee планы гитле-

ровнев.

Осмысливая результаты войны за ис-
текший год в целом, можно с. уверенно-
стью оказать, что сегодня военное поло-

оно было в это время в проныом году,
хотя наша армия и тогда наносила
серьёзные удары но врагу.

В этом году наступление немцев было
прелиринято не по всему фронту, а толь-
ко на южном и юго-западном направле-

кому командованию достичь не удалось.
Немецкая армия в. ходе военных действий
понесла такие нотери, от которых её на-
  ступательная” сила иссякла. -
Тероическая оборона Севастополя нални-
ми войсками стоила немецко-румынским
войскам не одного десятка дивизий. По-
тери немцев лишь на Сталипградоком
фронте исчисляются сотнями тысяч уби-
‘тыми и ранеными. Велики потери немцев
 и на друтих направлениях их наступле-
‘ния. Каждый километр пройденного пути
в этом году стоил немцам значительно

белыших жертв, чем в прошлом. В то же.

время, Красная Армия готовила силы для
ответных ударов по вражеским войскам.
Всё это вместе взятое привело к тому,
что инициатива снова перешла в руки
налпего командования, которое и не 3a-
медлило ею воспользоваться в полной

Улары по немецким частям под Влади-
кавказом (Орджоникидзе), наше контрна-
ступление в районе Сталинграда, в ходе
которото немцам были нанесены жестокие
удары, наступление наших войск Ha
Центральном. фронте, наконец, разверть“-
вающееся наступление в районе среднего.
течения Дона и на Оеверном Кавказе из-
меняют положение на всем Советско-гер-
маноком фронте в напгу пользу.

В результате нашего наступления — ©
‘19 ноября в районе Сталинграда, с 25 но-
ября на Центральном фронте ис 16 де
кабря в районе среднего течения Дона
немцы понесли такие потери, которые не
могут не оказаться и на остальных уча-
стках фронта.

В результате наступления захвачены
многие десятки тысяч пленных, разгром-
лены десятки фашистских дивизий, 3a-
хвачены большие трофеи: сотни самолб-
тов, тысячи танков, орудий, миномётов,
пулемётов, автоматов, автомашин, мил-
лионы снарядов, патронов: Захвачено мно-
то склалов с боеприпасами и продоволь-
ствием.

Занято намтими частями свыше 2.000
сельеких населённых‘ пунктов, районных
центров и тородов. :

Товарищи, товоря 0б иотеклтем о толе,

Калинина

следует отметить pocr патриотических

чувств среди всего населения Советского
Союза. рост в самых различных формах

активной общественной помощи фронту.

Рабочие и работницы, инженерно-техни-
ческий персонал непрерывно улучшают
качество советского вооружения,

труда. Это лабт возможность бесперебойно
снабжать вооружением и боеприпасами
нашу Красную Армию, наш Военно-Мор-
ской Флот.

Колхозники и колхозницы много прило-
жили в этом году ума и труда но расши-
рению посевов, сбору урожая и по раз-
витию животноводства. Труды колхозного
крестьянства
этом году был хороший и убран своевре-
менно.
участки, выделенные в фонд обороны. Эти
участки лали значительное количество
хлеба и овошей для армии вне плана.

- В последнее время стихийно разверну-

стройку самолётов и танковых колонн.
Тысячи телеграмм идут на имя товарища
Сталина от колхбзников и колхознии, в

ков, дополнительно сдают
зерно, мясо и другие сельскохозяйствен-
ные продукты. Высоким чувством натрио-
тизма охвачен весь советский народ. Ха-
рактерно, что колхозники
республик и отдаленных областей стре-
  мятся не только не отстать от централь-
ных областей, а часто перекрывают их
суммами своих взносов.

налтего колховного крестьянства советской
власти, любви к BORMAN и полководну
товаришу Сталину служит лучшим приме-
ром тому, что полтора года войны не
ослабили, а ещё больше укрепили совет-

народы в борьбе с немецкими разбойни-
ками.
Наша интеллигенция — OT академиков

знания и силы на алтарь отечества.
лабораториях, исследовательских институ-

тах, в заводских мастерских, шахтах и
буровых, в хатах-лабораториях в непо-

средственно на полях, повсюду веет твор-
ческий дух, направленный к одной цели
— внести лепту в дело победы над врал
‘TOM. ;
Можно смело сказаль,
ский народ, все национальности от малой
до великой тесными рядами ведут
за Союз Советских Социалистических Рес-
публик, за его победу над немецкими
фаптистами.
Любовь народа
вается в непрерывном потоке подарков н®
фронт. Буквально каждый гражданин, да”
же дети стараются чем-либо отметить
свою заботу и 808 внимание к бойпу

Красной Армии.

Товаритци, старый 1942 год закончился.
Он оставия перед налим народом слож-
ные и трудные задачи, но вместе с тем и
благоприятные ня на предстоя-
щий res.

Наш народ всё активнее оказывает свою
помошь фронту, находит всё новые ры:
чаи для непрерывного увеличения этой
помощи.

Hama зрмия приобрела военный опыт
не только в стойкой заптите, но и научи-
‘лась крепко бить зарвавшегося врага.

Несмотря на бесчисленные карательные
экспедиции против партизан и жестокую
расправу с сочувствующими им крестья-
нами, партизанское движение растёт и
наносит всё большие удары по немецко-
фалтистским оккупантам.

Есть основания предполагать, что роль
союзников в борьбе с немецкими фалтя-
стами будет всё увеличиваться.

Весь народ, армия, флот горят жела-
нием скорее изгнать немецких захватчи-
хов с нашей земли. Так приложим BCC
оилы, знания и оныт для выполнения
этой великой пели, теснее сплотимся во-
круг вождя народов, полководца армии и
флота товарища Сталина и победа будет
‘обестечена, за наптим народом.

С Новым Годом, товарищи!

Москва, ae товаришу СТАЛИНУ

Работники Государственного Большого театра СССР, временно

находящегося в Куйбышеве, помимо личных взносов,

посвящают

свои выходные дни делу фонда обороны. Весь сбор вносим в фонд
помощи защитникам города, носящего Ваше имя — Сталинграда.
За время пребывания в Куйбышеве, включая сегодняитний кон-
церт, собрали в фонд обороны и на подарки бойцам Красной Армии
700.000 рублей. Будем продолжать эти сборы до конца войны,

И. о. директора — ЛЕОНТЬЕВ.

Секретарь партбюро — ЧЕРВЯКОВ.
Председатель месткома — НАЦКАЯ.
И. 0. ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР
ТОВАРИЩУ ЛЕОНТЬЕВУ
СЕКРЕТАРЮ ПАРТБЮРО ТОВАРИЩУ ЧЕРВЯКОВ у.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ МЕСТКОМА ТОВАРИЩУ НАЦКОЙ

Прошу передать работникам

Государственного Большого театра

гемерал-лейтенанта  СССР мой привет и благодарность за их заботу о Красной Армии.

`И. СТАЛИН.

edb!

система-
тически совершенствуют процесс обработ-
ки изделий. увеличивают интенсивность

оправдались — урожай в

С особой любовью обрабатывались

лась кампания по сбору срелств на по- о

которых они с радостью сообщают о вне
сении ими в отделения банков денежных
средств для постройки самолбтов и тан- о
тосударству

национальных

Эта яркая демонстрация преданности =

ский тыл. ещё теснее сплотили братские

“nO -сельеких учителей — отдаёт - -все свои

что весь совет-

борьбу i

в своей армии осказы-