He:

2 Seeononnoony

An

«В ПОСЛЕДНИИ ЧАС».

Рисунок 0. ВЕРЕЙОКОГО.

Сергей МИХАЛКОВ Д FYShAM

-Арузья, товарищи мой! Осталось пять минут —

На Красной площади часы двенадцать раз пробьют,
И тридцать первое число слетит с календаря,

И толстый новый календарь ‘начнётся с января.

Из тех друзей, кто с нами был в году сорок втором,
Не все смогли бы в эту ночь собраться за столом,
Иных уж нет, и слава им, погибшим за народ —
Последним годом был для них минувший этот гол.
Другим сейчас не суждено держать бокал в руках —
Они встречают Новый год от смерти в двух шагах,
Они врываются в блиндаж с гранатою-в руке

И обращаются к врагам на русском языке.

Мы не забудем в эту ночь того, кто в поздний час
Снаряды точит на станках, броню куёт для нас,
Стоит у доменной печи, идёт в ночной полёт,

Кто, лёжа в поле на снегу, встречает. Новый год.

Мы пожелаем им, друзья, удачей год начать,

Из дома письма от семьи почаще получать. ›

А если ранят на войне, чтоб рана та была
И не опасна, и легка, и скоро зажила,

Подруги наши в эту ночь отсюда далеко.

Мы знаем всё: как грустно ими как им нелегко.

И мы поднимем свой бокал

за тех‚ кто нам верны

И будут терпеливо ждать нас до конца войны,
Осталось несколько секунд, уже куранты бьют;

На Спасской башне никогда часы не отстают.

Они идут за часом час. и не бегут вперёд,

Они точнее всех часов встречают Новый Ton. 2

И есть неписанный закон, уж так заведено, —

В такую ночь со смыслом пьют весёлое BHHO

За счастье близких и друзей, которых рядом нет,

Но первый тост у нас’один, бессменный много лет —
Мы пьём за Сталина, друзья! Сто ‘лет пусть он живет!
Таким, каким бы он хотел, пусть будет новый год!

А Сталин хочет одного — ‘того, что. мы хотим,

С таким вождем в любых боях народ непобедим

А

Художественные выставки 1943 гола

Московским отделением Союза советских
художников совместно с Московским то-
вариществом художников разработан план
выставок ma 1943 год. :
В зале «Всекохуложника» организуются
три тематических выставки. $ марта от-
кроется выставка «Женщина в дни отече-
ственной войны». На полготовляемой вы-
ставке «Земля родная» будут показаны
произведения изобразительного искусства,

’ посвящённые пейзажам родины’ и куль-
турным и историческим памятникам Co-
ветского Союза. разрушенным и уничте-
женным фашистскими захватчиками К
двухлетию ‘разгрома немцев под Москвой
будет проведена выставка «За Москву».

Часть работ для этих выставок будет на-

писана по ‘специальным заказам.

nam s roncron ЧЕТВЕРТЬ РЕК

От Октября до «тода великого перелома»
в странс еще не был решен вонрос, «кто
кого», внутри общества шла борьба со-
пиалистических и капиталистических эле-
ментов. борьба за напразление, за солёр-
  жание революционного процесса. Всё sto
отражалось на илеях, темах, сюжетах и
стиле литературы.

С 30-х годов начинает определяться и

ироваться новое, бесклассовое обще-
ство. Отрана — в напряжении строитель-
ства нятилеток. Литература стремится от-
азить эти новые общественные процессы.
рьба кружков и направлений, характер-
‘ных для предшествующего периода. кон-
чается, уступая место идейному сплоче-
нию, которое иногда принимает нежела-
тельный характер общей  нивелировки.
‹ Выбор тем, манера изложения, отношение
` в предмету и человеку — всё. что мы
называем стилем, подчиняется’ целе-
  устремлённости строительства. происходя-
щего в стране. Литература окраитивается
патетикой времени и стремится к позна-
  нию и отражению действительности. Рас-
пветает очерк, и нередко реализм подхо-
‚ дит к опасной грани натурализма.

Внутри первого этапа, или периода,
можно выделить некоторые литературные
’ циклы. Это прежде всего годы граждан-
ской войны. затем — нэпа.

Октябрь застал русскую литературу в
лице эпитонов великого века в упадке и
разложении. За небольшими исключения-
ми, за исключением Горького. она была
  далёкой от народа и чуждой ему. Были
порваны последние нити, связывающие еб
© освободительными традипиями ХГХ ве-
’ ка. Война 1914 гола беспощално  проде-
монстрировала это падение, когла какой:
нибуль эстет, поэт Иторь Северянин вы-
стреливал в пустоту фразой; ‹..Ваш неж-
ный, ваш  елинственный, я поведу вас
Ha Берлин». Самой низкопробной халту-
рой, вроде: «С крестом в груди, с мечом

Начало см. «Литера-

№ 5.

Продолжение. в газете

тура и Искусство»

еек ед чаюннявия

№ 1 (53)

RRR

ЛитЕРАТУРА и Иснусство

Намечаются также персональные вы-
ставки П. Отароносова, А. Бубнова a It.
Соколова-Скаля и ряд труповых выста-
вок живописцев. графиков, скульпторов и
театральных художников. :

_К 25-летию Красной Армии будет раз-
ворнута выставка «Фронтовой юмор» на
материале журнала «Крокодил» и рисун-
ков из фронтовой печати.

Несколько выставок будет проведено в
залах Дома архитектора и Дома актёра.
Для обслуживания крупнейших оборон-
ных предприятий Москвы решено создать
большую передвижную выставку новых
произведений советских художников. Рас:

ширяется выставочная работа в госнита-
JAX. i

в руке» — Муйжеля и сотен других сочи-
нителей наполнены были странины жур-
налов и газет. Чтобы стать понятной вою-
ющему народу, литература первой миро-
вой войны спустилась со своей бани и,
торопливо загримировавшись под натрио-
Ta, загаврничала, засюсюкала, запричита-
ла на все Фальшивые голоса. Народ не
принял и злобно оттолкнул от себя эту
нтутиху — барскую барыню. -

Сравните её с литературой второй ми-
ровой войны, наших дней Korma всё
устремление советской литературы —
подняться до уровня моральной. высоты и
героических лел русского воюющего наро:
да. Литература наших дней — подлинно
наролное и нужное всему народу высокое
гуманитарное искусство. Оно круто илёт
на под’6м. Это: стихи Твардовского, Си-
монова. Исаковского, Сельвинского. Cyp-
кова. последние стихи Анны Ахматовой,
сатиры Маршака, ленинградские рассказы
Николая Тихонова, рассказы Соболева,
Паустовского, очерки Бориса Горбатова,
повести и очерки Василия Гроссмана, по-
койного Полякова, военные рассказы не-
профессиональных писателей, подписан-
ные майорами или полковниками, «Раду-
та» Ванды Василевской и многое другое.

Перед огненным лицом Октября расте-
рались значительные слои интеллитенции,
не в силах понять, что же именно новое
несёт в жизнь рабочий класс, и отшатну-
лись от революции. Однако всё лучшее,
что было в нашей интеллигенции, — в
литературе, в частности, — ношло © рево-
люцией. Хорошо тогда (в январе 1918 го-
да) сказал Алексанлр Блок: «Дело ху-
дожника, обязанность художника видеть
то, что задумано; слушать ту музыку, ко-
торой гремит разорванный ветром воздух».

А было задумано:

«Переделать веб. Устроить так, чтобы
866 стало новым, чтобы лживая, прязная,
скучная, безобразная Halla жизнь стала
оправедливой, чистой, весёлой и прекрас-
Ной Жизнью».

а ВЯ ВЕТ КУЗИН АХО ЖЕНА ЕКА ЯВ Н НАНА НВ ИАА ЯЗВ ВВЕИ ИЕ ВИАН АЖИ ВАЛА ЗАИЗВНИБяяАВяваЕ

М. И. КАЛИНИН

принципиально неправильна.

кого мастерства, что

это — процесс искусства,

образец искусства. Так и плакат
дать как хорошее искусство.
Вспомните

может быть сапожником. Человек

выше ремесленной, что его работа
жественна.

Ремесленная
трафарету: Так в старину работали бого
мазы‘— они писали иконы по трафарету
Но даже среди этих людей были хуложни
ки,  поднимавииеся ло вершин искус
ства.

кат — это тоже Живопись, HO живопись

бе внимание. Если позволительно

паганла, особенно в военное время.

дел плакат

смотреть, тем большего
плакат достигнет.

эффекта

бит героику, находит её и изображает, хру-
гому более свойственна сатира, ион работа-

хе, который наиболее свойственен тему
или иному художнику. и даже теми стед-
ствами, которые ему предпочтительнее:
‘карандашом, маслом, акварелью ит. д.
  Нужно всё использовать, и не следует ста-
вить какие-нибудь искусственные ограни-
чения. Всё должно быть пущено в ход,
ведь нлакат — искусство массовое, с ним

известной цели в области политики: влия-
ния на народ, на армию, поднятия боевого
‘настроения, — оно невёт просвещение в
‘массы средствами живописи.

Сейчас подготовлена, вели можно так
выразитьея, вспаханная, ухобренная почва
кля внедрения в народ живописи. Побмот-
pure, театр у нас сейчас стал буквально
народным искусством. Если в деревеньке
имеется каких-нибудь 20—30 воров, там
уже обязательно есть свой драматический
кружок. А живопись в массы проникает
ещё с большим трудом.

Часто приходится слышать, что пастен-
ных картин выпускается мало, у колхоз-
ников в избах их нет. Это верно. Такие
нарекания справедливы.

Когда я просматриваю картины многих
современных художников, то мне кажется,
что их культура слабовата. Я говорю не
0 живописной технике, а об общей куль-

Сокращенная  стенографическая запись
беседы М. И. Напинина с художниками,
работающими в «Окнах ТАСС».

Это настроение всеочищающей револю-
ционной метели, ворвавшейся в лживуюи
угрюмую жизнь, и вложил Блок в поэму

«Двенадцать». В ней, однако,
от поэтического устремления:
исторического понимания.

Вместе с метелью ворвался в литерату-
ру образ народа. Он пришёл, как нечто
‚ слитное, массово целое, в котором нераз-
`личимы личности. Личность тогла каза.
лась не отделимой от буржуазното инди-
видуализма и отрицалась вместе с ним.
Таков этот “человек-масса в <150,000.000>
Маяковского, в повести «Падение Даира>
Малышкина и отчасти в «Железном пото-
ке» Серафимовича. i

Момент отрицания всего прошлого лиле-
ратурного наследия, заклеймение его дво-
рянским и буржуазным индивидуализмом
ий классово враждебной‘ литературой, при-
нимал в те ранние годы уродливые фор-
мы. В литературу Октября пришли люди
из буржуазной среды, и разночинная ин-
теллитенция; и молодбжь прямо с полей
тражданской войны, с фабрик и заводов,
селькоры, сельские учителя и другие.
Была и значительная труппа людей, кото-
рые противоречиво совмещали с нублици-
стической революционной страстностью на-
строения отсталых слоёв рабочего - клас-
ca

болыие
чем от

Это отрицание литературного Hacrenna
снльнее всего выявилось в. Нролеткульте,
а затем в Раппе. Проявилось стремление
противопоставлять пролетарскую культуру
всей культуре человечества, и отсюла—тен-
денция вбивать осиновые колы.
—Это была цеховщина и махаевши-
на, немало наделавшая бел в нашей ли-
тературе, немало искривившая писатель-
ских биографий. т
Вее премудрости пролеткультовоких и
ралтовских «теоретиков» несшли дальше
сортировки произведений и. самих писа-
телей на черных и белых, на буржуазных,
которых надо изничтожать всеми’ способа-
ми, и на пролетарских, которых нужно
прославлять. Многое тут было от невеже-
ства, от старого русского нигилизма, но
была тут и прямая работа фазтистских
этентов, пролезших в литературу. Они

Выбор темы плаката во многом зависит
от характера самого художника: один лю-

‘художники идут в народ. И, надо сказать,
Помимо того, что это искусотво достигает

Вопрос о том —= искусство плакат или
не искусство, по-моему, праздный  во-
mpoc. И сама постановка этого вопроса

Среди плакатов наших художников веть
и мазня, но есть и шедевры, образцы та-
ни являются настоя-
щим искусством. Нельзя сказать, что вот
а 910 — ре-
месла. потому что, делая одно и то же де-
ло, его можно делать и ремесленно и как
MORO

рисуяки Кукрыниксы или
Ефимова, — когда люди видят их под-
пись, т0 на самый рисунок смотрят при-
стальнее, Это искусство, мастерство? Без-
условно. Правильно говорят, что и сапож-
ник может быть художником, и художник
делает
замечательные вещи не потому, что он ра-
ботает в сфере искусства, или вернее, ‘не
только поэтому, & потому, что его работа
худо-

работа — это работа по

Я считаю поэтому, что нельзя отрывать
искусственно живопись oT плаката. Пла-

>

имеющая свои осббенности: рисунок дол-
  жен бросаться в глаза, приковызвать к се-
такое
сравнение, то я бы сказал, что картина—
это пропаганда, а плакат— агитация. Но
ведь агитация не менее нужна, чем про-

- Нлакат —  это массовое искусство: Пла-”
кат добивается того, чтобы человек не про-
шёл мимо, него, а обязательно остановился.
А мимо объгчного художественного произ-
ведения человек может пройти, не оста-
новившись.. Его надо натолкнуть на то,
чтобы он посмотрел и понял, что находит-
‚ ся перед ним. Плакат же
массы. Идёт мимо колхозник, влруг уви-
и надолго перед ним остано-.
вится и станет разбирать, что там изоб-
ражено. И чем пристальнее народ будет.
Этот

рассчитан на

ет в этой области.Незачем ставить вопрое—
то или другое, тероика или сатира? Мне.
‘Кажется, надо использовать. всё, что под-
пается плакатному изображению в том ду-.

=

ниви-плакатисты не могут обижаться. Ко-

‚гениальность отчасти в том и выражается,

`нении: чем больше он производит внечат-

1 удовлетворение,

‚Е индивидуально му

О5 ИСКУССТВЕ
ПЛАКАТА

туре. Спрашивается, может ли быть ху-

И сочетаниям цветов и Е форме
рисунка. Он может изобразить человека,
как живого, но этого, оказывается, мало.
Бывает, что художник рисует человека с
натуры, HO дает лишь оживаённую фото-
графию, и только крупный мастер ласт в
портрете живого человека. Тут и лицо как
будто чуточку не похоже, но вложено что-
то такое, чего сразу и не уловишь, и п6-

в цвету

та настоящего художника. ”

А вот для того, чтобы создать тип, —
для этого нужно очень многое. Без куль
туры, без знания литературы, русской ис-
тории этого добиться нельзя. И мне ка-
жется, что этого-то нашим молодым ху-
дожникам нехватает, многое у них выхо-
дит примитивно.

Между тем, талантливый плакат, я ду-
маю, труднее написать, чем картину. Ола-
кат прежде всего лолжен быть чрезвычай-
но острым. Разница между картиной и
плакатом ещб и Та, что в плакате всё
толжнюо быть собранным, копцентрирован-
ным. Вель только концентрированное, ти-
пичное производит большое впечатление.
Вспомните литературную классику. Тут
даны чрезвычайно концентрированные ти-
ны, И Поэтому она до сих пор производит

огромное впечатление, её читаешь с за-
хватывающим интересом, `
Таким образом, плакат — искуество,

хотя, может быть, временное, преходящее
искусство, не вечное. Я понимаю, что ка-
ждому художнику хочется создать произ-
ведение, которое жило бы в веках. Пла-
каты же, когда пройдёт их время, будут
лежать в архивах. Возможно, в этом смыс-
ле самолюбие  хуложников-плакатистов
ущемлено, так как им обидно, что они ра-
ботают на. короткое время. Но мне лично
кажется, что даже с этой стороны хулож-

да люди будут изучать эпоху отечествен-
ной войны, они не пройдут мимо «Окон
ТАЮС», как ие пройдут мимо «Окон
РОСТА» при изучении Октябрьской рево-
людции.

Й серьёзный историк и будущий ху
ложник, касаясь эпохи отечественной вой-
ны, обратятся к этому материалу. -

Сейчас плакаты имеют большое влия-
ние на массы, и в истории они, возмож-
но, переживут некоторые картины. Ведь и
картины: Через несколько сот лет умничю-
жатея или сохранятся в копии. Но, 006-
ственно, всё это касается самолюбия ху-
цожников, а перед художниками стоит дру-
гой вопрос — вопрос практический:
“Kak OH свеей профессией могут помочь
фронту, напгим бойцам. =

Вот в этом отношении у художника-
лакатиста особенно. блатовриятное { поло-:
жение. Его произведения лолжны оказы-
вать ee влияние на исход вой-
ны, на увеличение стойкости красноармей-
цев, на увеличение их храбрости. А это
сейчас самое главное. Ведь каждый сейчас
чувствует настоятельную потребность хоть
‘чем-нибудь непесрежетвенно помочь войне,
оказать влияние на её исход. И ясно, что
самой талантливой картиной вы не смо-
жете так влиять на участвующих в войне
людей, как плакатом.

Мне даже кажется, что чем гениальнее
картина, тем её понимание приходит поз-
Же, — 06 скорее поймут последующие по-
`коления, чем те, при которых она’ создаёт-
ся. Может быть, это не общее правило, но

что гениальный человек заглядывает дале-
ко вперёд. - ==.

Что же касается плаката, 10 это —
агитация сегодняшнего лня. Вопрос \заклю-
‘чается только в его влиянии и раепростра-

чения, чем больше он распространён, тем
большую помошь он оказывает войне. А
раз так, значит это работа положительная,
H те, кто в ней участвует, если, конечно,
они работают  хоротно, должны получать

ТЕРАТУРЫ

подменяли. пафос революционной передел-

‚ки мира крикливой и угрожающей дема-
говией. 1

Но сила литературного движения рево-

‘люции была в том, что оно жило одним

биением сердца с народными массами, и
В том, что в своих основных линиях оно
направлялось партией и лично Лениным
и Сталиным. Советекая литература от че-
ловека-массы пришла через четверть века,
человеку, представи-
телю воюющего народа, от пафоса космо-
политизма, а порою и поевдоинтернацио-
нализма —пришла к Родине, как к одной
из самых глубоких и поэтических своих
тем.

В центре литературной жизнй двадна:”
THX годов стоит Маяковский. Он вошёл
в литературу поеле 1912 гола на гребне
под’6ма рабочего. движения в России и
отразил в своем творчестве именно это Ha

дежником. настоящим, большим художни-
ком, человек не высокообразованный? Мо-
жно представить себе гениального худож-
ника, у которого феноменальная чуткость

ред вами-——живой человеки Это уже рабо-

рип. И утли не остыли. Горький

них крайностей». Советская культура

тои преемственного, на критическом

мализме Маяковского тру
всего, общенар

чеетво, котор

Н. РЫЛЕНКОВ

Лес прозрачен. Ночью новогодней
Зажжены на @лках свечи звезл.
За кого ж, товарищи, сегодня

Первый мы провозглашаем тост?

За кого мы наполняем кружки,
По-солдатски на весу держа, ,
В час, когда серебряные aa
Месян ворошит у блиндажа:

Пусть, как клятва, что навеки свята.
Прозвучит нам, открывая год, a
Первый тост за первого солдата,

За того, чьё имя нас. ведет.

За того, кто укрепил нас верой,
Посылая в битву в грозный оса
Кто стоит всегда в шинели серо
За пленом у каждого из нас.

поэтов. .
В минувшем 1942 году ноявилось много

новых стихотворцев. Некоторые из ae oe
наружили бесспорное поэтическое дар
ние. Е

пал, например, на долю красноармейца We
хаила Дудина. Хорошо начали ee ae
ческий путь поэт-фронтовик Л. Решетн
ков, краснофлотен М. Гостинов...
было бы назвать и другие имена.
В №№ 1—2 журнала «Знамя» за 1948
TCH было помещено шесть стихотворений
танкиста Центрального фрэнта Л. Решет-
никова из цикла «Дневник войны».
Первое из них является  откликом т
утро 22 июня 1941 г. Начальные ры
звучат, как формула ненависти и ме
и как клятва, Недаром они еще раз пов-
торяются: «Нет! Не забудем, не простим
мы этого рассвета им». В последующих
стихотворениях находим лирическое отра-
жение ряда других моментов ни
включая разгром вражеских орд пол Мо-
сквой в декабре 1941 года. Самое сильное

сле ухода оттуда немцев. ие =
fees TCA

потрясающая: ‹...Дымя а

лежит на месте ‘мирного селенья. И толь-

ко трубы, каменные. трубы! — стоят в

ночи, крича о злодеяньи>.

Автор обнаруживает задатки мастерст-
ва: произведение это, написанное белы-
ми стихами, что очень гармонирует с его
‘содержанием, заслуживает внимания и
по своей архитектонике. Начинается оно
тневной строкой: «Кто скажет нам, что
слишком мы жестоки?». Затем идет при-
веденная картина уничтоженного города,
& за ней опять строка 0 жестокости, но
уже в иной форме: «Нет, никогда мы
не были жестоки». Во второй половине
стихотворения упоминается о сожженных
детях, о молчаливых матерях © сухими,
воспалёнными глазами, о ебетрах, за ночь
поседевигих, о том, что требует воз-
мездия. И в заключение Kak неизбеж-
ный вывод, новая форма ударного стиха
о жестокости: «Пусть окажут нам, что
стали мы жестоки...». Подчеркивание oc-
новной мысли при помощи её повторения
в новых и новых вариантах находим мы
и в стихотворении «Танки идут в атаку».

Боевой подбм, вызванный гневом к
врагу и любовью к родине, чувство това-
рищеското единения (которое характери-
зуется, между прочим, частым употребле-
нием местоимения «мы»: «мы не забу-
дем», «кто скажет нам», «нас ждут...>,
«за нами следит весь мир!› и т. д.) присущи
не одному Решетникозу; они обычны во
всей нашей современной военной ‘лирике
и ничего ешб не говорят о поэтической
индивидуальности Решетникова. По роду
оружия он танкист, и это не могло в ка-
БоЙй-то степени не отразиться на свое
разии ето тематики: Танки и их лвиж
ние он описывает с исключительной изо-
бразительной силой: «на крутых поворо-
тах yee краснозвездные танки cypo-
BO>. Или вепомним последнюю строфу из.
стихотворения «Танки идут в атаку»:

Тогда мы рвазулись к танкам,
И дрогнул под ветром иней.
Рука на стартере. Привычно
К припелу прикован взгляд.
Моторы зваревели. От гусенин
Снег раздвигаетея стний,
Й сосны раздвинулись. Танки
этаку на запад летят.

Однако сводить творческую индивиду-
альность автора этих строк к его уме-
нию хоропю ивображать танки было бы
крайне несправедливо, а присвоить ему
прозвище «поэт-танкист» значило бы су-
зить его творчество. В одном из стихо-
творений. относящихоя к самому началу
войны, он расоказывает, как Ha полу-
станке местные жители провожали отряд:

революцией. Вот откуда то отромное впе-
чатление, которое произвёл он-на револю-
ционную и передовую поэзию BO веём
мире, н глубокое влияние его на поэтов
всех литератур в Советском Союзе. Вот
ночему Сталин назвал Маяковского «луч-.
пгим, талантливейнтим поэтом советской
эпохи>.

О Маяковском можно сказать то же, что

Герцен сказал о Белинском: «Это был «че:
ловек экстремы», человек крайностей, имен-

но по-русски: самых левых, самых край-
стро-
HITCH Ha известном равновесии новаторско-
пере-
росло
макси-
бит фанфарой чи-
овления. превыше
одного размаха в будущее,
жаления о прошлом: «Славлю ote-
ое есть, ‘но трижды, которое

смотре истории е тем, чтобы новое
на здоровых и глубоких корнях. В

сто русская тема стан
без со

будет».
Маяковский неотвратимо ваполняет

на-
растание революции. Вначале его револю-   № В as Egos aoe ace
ционный протест ограничивался рамками о и - ес
эстетической борьбы кружка футуристов. а опеному. берану,
Октябрь дат подлинные размах его тыбр: pou оно в дни войны болеет болью о
foots) Babin = ‘apeds за социализм он    956ИИ и в этой боли находит гнев, и
вырос в наролного поэта-трибума, которо самоотвержение, и богатырскую силу.
MY «улицы — наши кисти, площади —на. / Советокая художественная Пра ив

ин палитры». То, что не дано было ска-

зать рванувшемуся к революции Блоку
сказал Маяковский: мощными ударами пе-
ределаль, перестроить лживый, обезобра-
женный мир. Никто, как Маяковский; так
не выразил дупгу революции.

Байрон наролнил начало XIX   pena
образами мятежного протеста: богоборца,
одинокого овергателя злых демонов мира,
-— вначале ХХ века с иной, но не мень-
шей силой зазвучал голос поэта проле-
тарской революции: «Пускай нам общим
памятником будет построенный в боях
социализм». Маяковский создал новый,
траидиозный стиль революционной поэзии
— огромные полотна, наллисанные pasma-

`истой и разтневанной кистью. Это бы-

ла поэзия восстания, где звучал Mar на-
стунающего ‘пролетариата: «Левой, левой,
левой:..>. Это была поэзия вытянутой впе-

ред, указывающей руки, как ответ на воп-

рос, что делать человеку сегодня, сей-
зас, немедленно, если он—с пролетарской

значительной мере драматургия вышли из

Война рождает тероев. Война рождаети

В Ленинграде незаурядный успех вы-

ожно

из них внушено было видом г. Иетры по“.

ческий под’бм, которы

да» Катаева, пьес
ружьём»

жизни донского казачества.
ограничивает большую тему романа: «Ти
хий Дон» по языку, сердечности, человеч-
ности. пластичности —
щерусское,

НОВОГОДНИЙ ТОСТ

Гост  второй за тех, кто бьётся рядом,
Кто в сраженьях порохом пропах,
Кто не спит с бессонным Ленинградом,
Кто громит врага под Сталинградом,
На Кавказе и в Донских степях,

{

Гретий *тост провозгласИм по праву,
Звоном кружек огласив жилье, —
Мы за нашу боевую славу,

За оружье верное свое,

Чтоб глаза нам не застлало дымом,
Чтоб любой нам вынести поход, —

Вновь наполним кружки и подымем
Мы за’ тех, кто нас с победой ждёт;

Слышит голос наш в железном громе,
В тьму и стужу устремляя взгляд..,
А за нас сегодня в каждом доме,

В каждой хате тост провозгласят,

Ив. РОЗАНОВ Фронт вая Поэзия

«Пветы на молчаливых  хоботах орудий
торели, словно брызги чистой крови», На
менее изобразительно-сильна ‘картина на
шего наступления в Декабре 1941 pom
когла «вновь с боями идет батальон.
на запад», «гул шагов. И морозный.авон,
Тянет трупный с пожарии запах. Куры
лесит метель © утра...› и вбтлы «холодные
злые»... «хлешут серые полы шинедей»,
Наступление не обходится без жертв. «Бой
короткий, без лишнего слова, Кло-нибем
упадет ничком». но отряд идет вое мм
pes.

Больше всего. у Решетникова, Ran ow
обычно бывает, зрительных образов, У,
него «оелолатые ели», а ранним утром у
него «мощные сосны на солнце, к
бронзовые, торят», а чочью. в лесу в.
привале кобтер «тени синих штыков та.
тает». Синий цвет самый излюбленный
на его палитре: «И снег под нотами ся.
ний, и возлух нал снегом синий», и ком
да ему снится осень на Украине, он ви.
дит, что небо синее-синее, и дом «6 синими
наличниками и в синем-синем небе ле
Гтят журавли».

Помимо журнала «Знамя» Решетников
печатался во фронтовых газетах Заладно-
го фронта. Знакомясь. с его лирикой, прихо»
дишь к выводу, что основная тема поз
та суровая правла о войне, войны
как тяжблом иопыталгии. Кто выдержит
это испытание, становится мудрее умом х
чише сердцем. И родина’ становится ему
во сто крат дороже, чем была раньше,

Встречаются стихи, судя. по которым,
можно подумать, что па войне только я
есть, что ‘победы и удачи, что все труд
ности и препятствия ‘преололеваются ту
тя, как в какой-то волшебной сказке. И
враг изображается не только злым и же
стоким, что вполне соответствует Teter
вительности, но и поразительно глупыми
жалким; ‘Это противоречит  неоднокрам
ным напоминаниям товарища Оталинь
что /зраг нали силён, коварен и хитбр,
Забывая о` тяготах войны,  преуменьшыя
препятствия, какие” приходится преодол,
вать, мы тем самым снижаем и ценность
наших побед и самое геройство наших
бойцов. Решетников никогда не забывает
ужасов войны. «В крови‘ вахлебнулась
моя сторона», говорит он, «утонула, как
в море, в огне... Эта война, разметав, ра-
стоптала и душу и землю». В дру
стихотворении он говорит:

Сколько их?. Не считай, дорогая,

Здесь убитых не любят. считалъ.

В этом поле от края до Края

Кровью полита каждая пядь.

Эту землю пришлось не от скуки

Динамитом перенахать.

Будут после и дети и внуки

Плугом кости отцов отрывать.

Если скажет кто’ «Переплатили
Здесь за клок неудобных полей»,

Ты ответь, что у нас не любили
Тортоваться с отчизной своей...

Но рядом с картинами смерти и раяру“
шения поэт видит картины  возрождакю
щейся жизни на освобожденной земле»

то может в мире быть еще острей

И торше нами вынесенной муки?!

Здесь даже ветви чёрных тополей
‚С мольбой воздели раненые руки.
Огнбм сорвало линий провода,
Кричат грачи над выжженным

: гневдовьъем,

-.Но рядом с пушками на поездах

Уже народ спешит к своим становьям.

Нет никакого сомнения, что не оли
Решетников среди начинающих поэтов»
фронтовиков заслуживает внимания. Ты
кие есть и на каждом фронте, есть ив
армии и во флоте Некоторые из них
быть может, со временем станут поете
ми-профессионалами. !

дни войны особенно ярко проявля
ются творческие силы народа, выдватаю-
шего из своей среды несчетное множест
во героев и своих талантливых певцов,

мл

нитании человека—тоже можно отнести в
романтике этих лет.

Существенно отм етить, что

позже, в
тридцатых годах,

героическая тема прак

данекой войны послужила многим совет

оким писателям, чтобы выразить, но уже
В новом идейном повороте, тот патриот
Йй нарастал в нашей
стране в свази с построением обороны, в
предвидении второй мировой войны. Tar
ков, например, роман «Над Кубанью» Пер-/
венцева, «Пархоменко» Вс. Иванова, «Оли:
ночество» Вирты, «Я, сын трудового наро
ы Погодина «Человек ©
и «Кремлёвские куранты»,

Другое замечательное

явление налтей

литературы-—Миханл. ПГолохов. Он цели-
KOM рожден Октябрем и создан советской

эпохой. Он пришел в литературу с темой
рождения нового общества, в муках и тра-
тедиях социальной борьбы. В «Тихом До-

не» он развернул эпическое, насыщенное

вапахами ‘земли,

живописное полотно и

Но это #6

произведение» об
национальное, народное.

Много было литературных споров о пра
вильном или неправильном пуги кадака

темы гражданекой войны.” Первое ALOKOUe- Мелех OBA по страницам толоховскогм®
ние советских писателей, например «Се- а
. м превосходного i MUSH ©
г ie . > HOT романа, сама жизнь разр

пришло в литературу,
в непосредственную школу Максима Горь-
кого, прямо с фронта. Они принесли с со-
бой, как простреленные шинели на
чах, романтику гражданской войны, герои-
By народа, с отчаянной отвагой разметазв-
шего белые армии. ?

Лучигие произведения того первого эта-
па советской литературы напоены поэзией

экаренко — поэму о тероическом перевос-

титаническую борь
внимания не жер

Дона» Мелехов,
ский ботатырь, м
этого романа: от Мелех

lina oT споры.

В наши дни, когда русский народ ведёт
бу ив центре нашего
TBA историческом. пре
является  терой «Тихого
а народный repoti—pye
ы видим и недостатки
ова до воина Крас

цесса, каким j

тероики пролетарской войны: «Чатаев»   НОЙ Армии, бросающегося со связкой гра“
Фурманова, «Железный поток» Серафимо- нат под вражеский танк, чтобы подорватв
вича, «Виринея» Сейфуллиной. обаятель-    0 Своим телом,—ие протянуть  тенети“
ная поэма Banpunxoro «Дума про Опана.   Че0КоЙ линии. Мелехов — лолгко жертва
©&>, «Партизанские повести» и «Bpone- погибтая в противоречиях исторического
поезд» Всеволода Иванова, «Города и po-   ПРОоЦеоса. Но донокое казачество перетаг
лы» Фелина, «Любовь Яровая» Тренева,   НУЛо Через противоречия. и пламенную
«Разгром» Фадеева, «Первая конная» Виш-   ТЮбовь его к советской родине древнюю
невокого, «Улаляевщина» Сельвинокого и   УДАЛЬ и отточенные клинки испытываю
i другое. «Педагогическую поэму»    а Своих шеях соллаты Гятлера.

Продолжение — в следующем доме»

сы, а a La Ба че оба цы Ва ах

==“

ев ие el abt Maal   РИ

С RR аа ОМ ыы