>

OR ое PS Se ee I) a Pe

nero.

OR ea RR ee ams ae
х

ся
га»

a

А. ДЕРМАН

Стихи

Популярность поэта Исаковското чрез-
Вычайно широка. Во всем нашем необ’:
ятном отечестве не сыскать уголка, где
стар и млад не знали бы наизусть его
стихов, не распевали бы таких его песен,
как «Песня о Сталине», «Вдоль деревни»,
«Й кто его знает», «Катюша» и многое
множество других.

Несоответствие внимания, уделяемото
тому или иному литературному язлению
нашей критикой, с одной стороны, и на-
шим читателем, — с друтой, нигде, ка-
жется, не достигает таких поразительных
размеров, как в случае с Исаковекны.
При исключительной популярности ‘его
стихов В ›‚ читательской среде, критика
чрезвычайно редко занимается их обеуж-
дением. Между тем, соверчненно ясно, что
ее прямая обязанность об’яснить, чем
4 BHISBAH огромный интерес к поэту у мил-
” пнонов читателей.

Интерес этот обусловлен не только тем,
Ето по форме ин содержанйю стихи Иса-
ROBCKOTO доступны пониманию ‘любого чи-
тателя. В современной нашей поэзии o6-
щедоступных, всем понятных стихов
сколько угодно, но много ли среди них
таких, которые властно притягивают к се-
бе читателей, которым выпадает счастье
сделаться любимыми? А стихи Исаков-
ского именно таковы. Они заключают в
с6бе не только чисто пассивный признак
&понятности», они идут прямо к сердцу
й сердцем же, не только толовой, зано-
минаются. ae.

В чем секрет этого очарования?

Конечно, в совокупности признаков, а
не’ в чем-либо одном, но, мне кажется,
прежде всего в том 0собенном аромате
внутренней чистоты, которым проникнута
ето поэзия. Невозмежно указать поэта
такой безупречной верности себе и свое-
му призванию, как Исаковский. Он неж-
ный лирик, в его стихах много возлуш-
ности и легкости, но в его нежном лириз-
„Ме нет ни единого трана расслабленно-
° сти, расплывчатости, беспредметности, бес-
хребетности. Посмотрите, с какою твердо-
стью и уверенностью, с юных лет и по
сей день, ведет он свою собственную и
особенную линию творчества и как пов-
тому она ясна и в 10 же время строю
индивидуальна. Да, стихи Исаковското
чрезвычайно просты, но ведь вот ни ©
какими другими их не смешаешь и при
внимательном чтении всегда узнаець на-
писавшую их руку, хотя бы под ними и
не было подписи автора. И об’ясняется
это тем, что в стихах Исаковского, со
всей неподкупной чистотой,  отражаетея
внутренний мир автора,

Исаковский занял свое особенное, толь-
ко ему одному принадлежащее и пользу-
ющееся всеобщим уважением, место в CO-
ветской поэзии и светит в ней своим
ровным и чистым светом. В его книгах
нет ослепительных вопышек, но нет и
ничего заемного, ничего фальшивото, ни-
него рассчитанного на эффект, ничего ис-
кусственного. На строгую искренность
поэта, на его задушевность читатель 01-
вечает внимательностью и любовью. Ка
раз это и есть та самая связь с читате-
пем, о которой только может мечтать ни-
pagers.

Дар душевной открытости и редок, и
дратоценен в поэте. Он мотому именно
редок, что труден. Тут нужна большая
смелость лирического движения, но He-
пременно в соединении © тонким и 0евз-
ошибочным чувством меры. Не дойдешь
в этом движении на какой-то волосок,
— доверчивость поэта обратится в же-
манную позу. Нереступишь на волосок
6a какую-то грань, — получитея  сенти-
ментальная болтливость. А ступинь на
самое острие грани, — в восприятии чи-
тателя мгновенно ‘отзовутея созвучные
HOTHI.

Поясним это примером. В величайпем
шедевре мировой лирики, в стихотворе-
нии Пушкина «Для берегов отчизны даль-
ней», первая. строфа заканчивается такой
строкой: :

Я долго плакал над тобой.

_ Эти слова кажутся произнесенными ре-
бенком. Нужна была предельная откры-
тость лирического движения души, чтобы
произнести их без обиняков, `без каких
бы то ни было словесных замен и смят-
чений, без страха перед наивностью их
ввучания. И они сразу-хватают -за серд-
де

Поэт Исаковский в меру своего таланта
обладает этим даром душевной открыто-
сти. Беру первый попавшийся пример —
стихотворение «В прифронтовом лесу»,
напечатанное в «Правде». Гармонист иг-

рает в лесу перед. собравшимися бойца-

ми старинный вальс «Осенний лист»:

Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,:

Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.

С. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ к.

>
Последние месяцы характеризуются. зна-
чительным «увеличением в программах
наших исполнителей числа произведений
русских композиторов. С большим узне-
хом прошли снециальные концерты, по-
свящённые русской народной песне, рус-
; ской опере, -русокому балету, творчеству
__ отдельных крупных русских комнозиторов
‚и писателей (Чайковский, Глазунов, Рах-
манинов, Пушкин, Лермонтов, Чехов, Оет-
ревский и мнотие другие).

Многие. талантливые музыканты дали
ва 910 время вечера, неликом посвящён-
ные русской музыке. В этой евязи сле-
дует 06060 отметить концерты В. Софро-
ницкого, Г. Бариновой, М. Юдиной, Л. 0б0-

epuna, JI. Ofierpaxa, С. Степановой, 3. Гай-.

Дай, квартета им. Бетховена. Творчески
выросли наши молодые исполнители, ра-
ботакчцие в области русского романса и
песни (А. Высирева, Е.  Ельчанинова
и ap.). 3

Однако, несмотря на эти несомненные
достижения, на нашей концертной эстра-
де до сих пор далеко не в полной мере
использованы сокровища русской музыки.
Остаются нетронутыми Целые разделы.
Для примера можно указать на 01-
сутствие в концертных программах про-
извелений руеских музыкантов доглин-
Кинского пепиода — композиторов ХУШ
и начала XIX века, внесших ценией-

тиий вклад в сокровищницу нашей куль-
туры. Эти произведения представляют не
только историчееки познавательный, но и
чисто художественный интерес.

В ренертуарном плане Московской
филармонин на 1943 год (который сейчас
подтотовляется) русская музыка занимает
место значительно большее, чем в прош-
лые толы. В этом направлении дириже-
рам, солисфам и артистам наших музы-
кальных жоллективов придется основа-
тельно поработать. Большое внимание
уделяется композиторам, незаслуженно за-
бытым и, в силу этого, почти совершенно
неизвестным слушателю. Имена таких рус-
ских музыкантов, как Бортнянский, Тетп-

лов, Козловский, Ханлошнин, Дегтярёв и.

их произведения, должны ‘и могут стать
популяриыми среди нашей аудитории.
Творчество Бортнянского вообще достой-
но пристальнейшего внимания, Это один
из крупнейших композиторов своего вре.

Исаковского

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,

И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом.

Вглядитесь повнимательней в-эти две
стрефы, и вы сразу заметите, из какого
опасного материала они построены, Мож-
но ли представить себе что-либо более
нзбитое и затрепанное, чем грусть под
звуки старинного вальса, исполняемого
вдобавок на гармонике! Того же порядка
и словесный состав этих строф: «свет
очей», «мы трустили под вальс», «мол:
чали о чем-го доротом». Казалось бы, что
ни слово, то банальность. Но sor подите
же — хватает за сердце.

Всё дело в том, что старый мотив, при-
вычные словь и фразы — освежены здесь
в своей первоначальной чистоте безбояз-
ненной и доверчивой открытостью выска-
зывания, искренним волнением ясного до
прозрачности душевного пронёсса.

Вс8, что мы до сих пор говорили; от-
носится, однако, к «средствам» поэта
Исаковского. Без них он не завоевал бы
своей исключительной популярности, но
точно так же не завоевал бы они в
том случае, если бы средства эти быля
У него по-иному. направлены. В самом
предмете своих мыслей и чувств он, свя-
зан прочными узами со своей страной и
народом, потому что никогда эти мысли
и чувства не носят у него печати мелоч:
ности, замкнутости, комнатности. Даже
в стихах на первый вагляд строго лично-
го характера Исаковский всегда товорит
лишь о том, что близко тысячам и мил-
лионам. Но, с другой стороны, и о темах,
волнующих всею страну, он говорит так,
что вы чувствуете: не только для чита-
теля написаны эти строки, но и для са-
мого поэта, для удовлетворения внутрен-
ней нотребности откликнуться на то, что
его лично глубоко волнует.

Недавно ‘выпущенная издательством
«Советокий писатель» книжка Исаковеко-

ченнями состоящая из произведений па
роенные темы, несмотря на свои скром-
ные размеры, дает совершенно полное
представление об этой счастливой слиян-
ности личного с всенародным. Нроиллю-
стрируем ее на одном лишь примере, на
стихотворении «Отцовский дом разграб-
лен и разрушен» (приводим, его в BBI-
держках):

Отцовский дом разграблен и разрушен,
В отне, в дыму Смоленщина моя.
Кругом война. И, в руки взяв оружье,
Спешат на фронт и братья, и друзья.
И торько мне, что я больной и хворый,
Что без меня идут они на Gol, _
На бой за родину; судьба которой
Навеки стала нашею судьбой.

Глаза мои померкли раньше срока,
Слабей, слабей заря моя горит.

Й тяжелее тяжкого упрека
Нерадостное слово — инвалид...

..А дни бегут. А сила не вернется.
А старость’ бродит по моим следам...

Пусть будет так. Но в06 же сердце
Е С бъется,
Й это сердце — 0ез остатка — там...

Назвать это стихотворение ‘совершен-
ным никак нельзя. Оно, несомненно, вы-
играло бы в выразительности от некото-
рого сжатия; оно не свободно от стили-
стичёских шероховатостей. Например, в
его общем печальном и суровом тоне
строка «Чтобы врагу ни охнуть, ни вздо-
XHYTb> звучит слишком по-домашнему и
`реждает ощущение диссонанса. В книж-
ке «Новые стихи» OHO далеко не из луч-

нем-та ‘особенность: творческого лица“ Иса-
KOBCKOFO, 0 которой мы выше говорили:
органическая связь личного с всенарод-
ным, естественный переход одного в
другое. С покоряющей доверчивостью и
безбоязненностью он просто-напросто
вслух скорбит о своей физической не-
полноценности, о том, что глаза ето «по-
меркли раньше срока». Ho со всей сира-
ведливостью, се полным правом Ha это
он заявляет, что даже из этой обиды,
нанесенной ему судьбой, питается ero
поэтический родник, его «слово мести —
жгучей, непреклонной»,  слово,- обращен-
ное к бойцам, ко всему народу русскому.

И народ чуток к этому слову, в0с-
‚приимчив к его искренности. Не услева-
‘ет выйти из-под пера Исаковского то или
иное стихотворение, как ужего расневают
в тылу и на фронте; Лишь год назад на-
писано стихотворение «До свиданья, го-
рода и хаты», а это уже любимая всена-
родная песня.

Таково творчество повта Исаковского.
смысле этого слова, потому что в самых
истоках своего поэтического чуветва Иса-
ковеокий неотделим от страны, его родив-
шей, от народа, его воопитавшего. .

ЛТАВНО

мени, профессионал в полном и широком

смысле этого слова, автор большого коли-

чества инструментальных и вокальных
сочинений. Оперы Бортнянокого с боль-
шим успехом ставились в ©в0е время на
итальянской сцене. Не он один, многие
русские композиторы уже тогда пользо-
вались европейской известностью. Песня
и романс того времени — ‘великолепный
художественный материал как для иопол-
нителей, так и для слушателей.

Если мы обратимся к знаменитейшим
представителям русского музыкального,
искусства — таким даже, как Глинка И

Даргомыжокий, то увидим, что много6 В
их творчестве, по существу, полузабытб.
Инструментальные произведения Тлинки
(квартет, секстет, патетическое трио, фор-
тепианные пъесы) почти не появляются в
концертных программах. Из
произведений Глинки и Даргомыжекого
исполняется лишь небольшая их часть.
Почти в полном вабвении вокальные ан-

самбли этих композиторов и в том числе
такие шедевры, как цикл вокальных трио

Дергомыжского на тексты Пушкина (под
заглавием «Петербургские  серенады»).

Слелует оказать о совершенно непонятной

нелюбви наших вокалистов к ансамблево-
му пению. Этот раздел камерной музыки

нужно всячески культивировать, тем Ca-
мым открывая дорогу на эстраду целому

ряду прекрасных произведений.

Совегаценно необ’яснимо игнорирование _
одной из лучших русских omep — «Ка-

менный гость» Даргомыжского. Вероятнее
восго. что это произведение, гениальное
по своему проникновению в пункинский
текст, по завершённости декламационно-
мелодического стиля (для’ того времени
совершенно нового), — просто до сих пор
не было но-нестоящему понято и раскры-
то исполнителями. Думается, что нало
искать новый стиль воплощения «Камен-
ного гостя» и, может быть, новых фори
концертного исполнения.

Больше места в программах наших кон-
цертов займут произведения современии-
ков Глинки и Дартомыжекото — Варламо-
ваз Афанасьева, Алябъева, Титова, Гури-
лева, Верстовского, Львова и других. Их
инструментальная музыка находится 0-
ка в полном забвении. До сих пор толь-

го «Новые стихи», за немногими WeKAD-

ших. Но тем характернее выступает В-

Оно патриотично в точном и полнейшем

вокальных

x

Выставка картин, этюдов и трафики
художников-фронтовиков энской армни
расположена в первом эшелоне, в бывшем
сарае-сушилке лесопильного завода.

Прежде чём попасть на выставку, мы
проходим по чудесной лесной просеке.
Выставка — как бы продолжение того,
что создала природа. Здесь — суровая
правда, правда чкизни, запечатленная в
каждой картине, в каждом отюде, рисун-
ке и наброске, Здесь нет ничего выдуман-
ного. В этом — ценность выставки, 6
впечатляющая сила.

Из 110 выставленных работ большая
часть — эскизы и рисунки Ведущая их
тема — любовь к родине, ненависть к
врагу. Художники — непосредственные
участники великих сражений: красноар-
меёйцы и младшие командиры. Они писа-
ли свои картины на привалах во время
походов и в краткие часы затишья между
боями, примостившись на ине или В
блиндаже у «коптилки». Они писали TO,
что видели, опешили занести в свои те-
тради неповторимые явления наших, дней,

Особенно выделяются работы художни-
ка-палешанина  красноармейца Алексея
Блохина, участника Нью-Иоркской выстав-
ки 1939 года. Это врелый ‘мастер. У He-
то своя, оригинальная манера. В преж-
них работах он решал темы  совре-
менности в сказочном плане. А его KOM-
позиция «Великая отечественная война»,
исполненная темперой на бумаге, — под-
линно реалистическое произведение.

Тема композиции — единство фронта
и тыла, боевое содружество народов Совет-
кото Союза в борьбе с ненавистным вра-
гом. У стен Кремля могучей‘ когортой
встали народы Советского Союза. Тут
представители всех национальностей; ря-
дом с ними — красноармейцы, моряки,
партизаны. Их осеняет непобедимое зна-
мя Ленина и Сталина. Впереди идет
жаркий бой. Фашисты бегут от Москвы,
оставляя после себя зарево пожаров.

Глубокое впечатление оставляют плени-
тельные палехокие миниатюры на папье-
маше: «Отстоим родную Москву», «Вперед
на разтром врага», «Поединок», «Вперед
на запад». :

Композиция на тему поэмы Пушкина
«Руслан и Людмила» хотя и He связана
с планом выставки, но необходима для
полноты творческой характеристики ху-
дожника. Оказочное ренение современных
сюжетов явно не удовлетворяет художни-
ка, и ой ищет новые формы выражения.
Искания эти отражены в серии карандаш-
ных и акварельных портретов боевых дру-
зей художника: «Снайпер Василий Вих-
ров», «Минометчик Петр Пригаев» и др.
Перед нами — живые люди. На новом
творческом пути Алексей Блохин сумел
проявить свое незаурядное дарование.

До 40 работ предоставил на выставку
красноармеец Г. Плят. Это, главным 00-
разом, портреты бойцов, зарисовки красно-
армейского быта, места’ сражений. В 0е-
рии рисунков и набросков утольным ка-
рандашом художник сумел показать
жизнь своей части, митинг енайперов,
изучение оружия разведчиками-автома:-
чиками, досуг красноармейцев, Pures
фию дивизионной газеты, пейзаж войны—
блиндажи, траншей и ходы сообщений,
природу этих мест... _

Плят — думающий художник У него
зоркий глаз. После просмотра его работ
невольно товоришь: «Как 10 просто!»

В

Вручение знамени 3-й гвардейской кавалерийской дивизии.

тута B. ПРЕОБРАЖЕНОКОГО. (С

ко Государственный квартет им. Бетхо-
вена включил в свой репертуар квартет
Афанасьева «Волга». Да и вокальные с0-
чинения этих композиторов использованы
слабо, хотя мы находим в них лучшие
черты народно-песенного стиля. 5

Мусоргский, Вородин, Балакирев, Рим-
ский-Корсаков, Лядов, Глазунов.. Нужно
ли подробно перечислять произведения
этих композиторов, отсутствующие или
появляющиеся федко в концертном ре-
\  пертуаре? Достаточно упомянуть хотя бы
два хора Мусоргского — «Иибус Навин»
и «Поражение Синнахериба», его же от-
рывки из «Саламбо» и даже оперу

Концерт продолжался далеко за полночь:
й ни зловещий свист ветра в ущельях, ни
валом набегающий грохот торных орудий
не мешал” артистам, не мешал их невиди-.
мым слушателям. ь

Из части в часть, но горным перёвалам:
путешествовала эта маленькая трупиа” 60-
ветских артистов. За 26 дней в частях
Действующей армии было дано 29 концер-
тов.

В одной из записок, переданной арти-
стам, боепельжнию Halincait: ss

‘«л.Здесв, ‘на одной из вершин  Кавказ-

‘ ското хребта, мы имели  возможность убе-
диться в том, что в нашей стране искуе-
ство —и буквально, и в переносном смыс-
ле — стоит на недосягаемой высоте. ».

твилиси. Январь. :

Во вражеском тылу

десятки пушенных, под откос ошелонов
противника с войсками, самолётами, тан-
ками и автомашинами. Во всех боевых
операциях учитель-командир Всегда ви
реди; личным примером сн влехновляет
за подвиги своих боевых товарищей.

Много времени пробыл в одном парти-
занском отряде художник т. Влинов. Не-
сколько раз он участвовал в боевых опе-
рациях и с автоматом в руках тремил
фашистские гарнизоны в двух  населён-
ных пунктах.

В свободное от боёв время
сделал ряд замечательных эскизов, за-
рисовок, портретов  партизан-тероев и
картин о теройческой борьбе народ-
ных мотителей. .
Ленинградские кинооператоры тт. Борие
и Лазарь, принимая ‘активное участие в
многих сражениях, отобразили Ha кино-
плёнкё отважные подвиги партизан, их
боевые дела и быт.

Во многих партизанских отрядах нахо-
дятся артисты. Они участвуют в боях и
ведут большую культурно-массовую рабо-
ту среди партизан и населения.

В одном партизанском отряде, действу
ющем в Орловской области, создан пер-
вый партизанский ансамбль песни и пля-
ски. 3% 2 месяца своей работы ансамбль
обслужил 20 отрядов.

В лесах, в землянках, на коротких нри-
валах партизаны с большим волнением
слушали песни о великом Сталине, о ро-
дине и её героях.

Часто ансамблю нехватает художествен-
ных Материалов для пополнения очеред-.
ното репертуара. Тогда артисты сами с0-_
чиняют частушки и песни, в которых
воспевают боевые дела партизан, едко
высменвают фрицев й гансов. :

„Лихие танцы, массовые песни — рус-
ские, украинбкие и др. весёлая музыка
воодушевляют народных мотителей на но-

вые подвиги в священной борьбе с екку-
пантами.
у Бывают случаи, котла артисты, не ус-
пев разгримироваться, идут на поле боя
и мужественно сражаются с немецкими
разбойниками. т

Много раз участвовал в боях артист
Черниговского областного театра т. Ва-
силий, Во главе небольшой группы пар-
тизан OH недавно пустил под oTKoC
3 эшелона с живой силой и техникой про-
тивника. В свободное от б06в время
т. Василий организует культурный досуг
партизан, читает им произведения совет-
ских писалелей, =

Артист Гомельското драматического те-
атра т. Александр — активный  учает-
ник смелых налётов на коммуникации
противника, на вражеские гарнизоны.

Отважно сражаются с врагом находя-
щиеся в партизанских `отрялах Смолен-
ской области учителя Михаил, Иван, Ва-
силий, студент Петр, журналист Скрипка,
методист Нина и многие другие.

В великой отечественной войне на фрон:
те и во вражеском тылу самоотверженно,
не щадя своей жизни, быются с ненавист-

ным врагом лучшие представители н8-
шей народной интеллигенции, . =

художник

О О ОСКЯ зева тов яве ково вочиеь

и Искусство 3

jsuagsn saaadansvaudgeuasantnendqnanansenannantronvanasstansnungnpsgetnsnnatyAnsaragstaxassiaeqex snyeennysnaganapepancerscacuraerssesegcentenagteaangpenenannynnaanennsnny seg

a aa a er a ee ean, RM ARC he x све ^^