„Конный портрет генерала Белова.
Дипломная работа студента Московского Государственного художественного инети-

тута К. КИТАЙКИ.

МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ

Пятнадцать молодых живописцев, шесть
трафиков и два скульптора защищали с
23 по 29 декабря в Московском государет-
венном художественном институте свои
дипломные работы.

Картины и скульптуры, одна за другой
проходивигие перед Государственной экза-
менационной комиссией, получили высо-
кие оценки. Восемь дипломников — Нико-
лай Денисов. Борис Нреображенский, Кон-
стантин Китайка, Дмитрий Домогацкий,
Виктор Мельников, Людмила Дьякова, Ва-
силий Братищев, Сергей Шапошников. —
окончили институт на «отлично».

Выпуск 1942 г. — первый выпуск живо-
пионото факультета Московского государ-
ственного художественного института, Мо-
сквичи, следуя примеру выпускников Ле:
нинградской академии художеств, дали
композиционные картины на темы отече-
ственной войны.

Торжественным настроением проникну-
та картина Бориса Преображенского «Вру-
чение. гвардейского знамени 3-й Конно-
твардейской дивизии». В центре карти-
ны группа командиров — генерал Доватор
и комиссар Туликов, отдающие честь зна-
мени, генерал Плиев, пелующий ето край.
Сверкают обнажённые шашки конников,
клубятся в небе тучи. Осеннее солнце ос-
вещает родную русскую землю. В деталях
картина Преображенского исполнена еще
робкой кистью. но, её недостатки искуна-
ются ясностью композиции и благород-
ством цветовой гаммы. Удачны также
композиционные портреты Дмитрия Домо-
такого и Константина Китайки. Е

Домогацкий наблюдательный и
острый рисовальщик... В конном портрете
Доватора молодой художник задумал в9-
плотить образ народного героя. Портрет ли-
ён всякой внешней эффектности и все
же проникнут особым чувством торжест-.
венности. Гораздо более ‚репрезентативен
и парален портрет генерала Белова рабо-
ты Китайки. Молодой художник изобра-
зил генерала Белова на вороном коне у
древних стен Зарайского кремля. Бойцам
Красной Армии посвящакт сваи картины
также Василий Братищев и Инвер Ишма-
медов. z

Некоторые из дипломников избрали
исторические темы. Так, скульнтор Ша-
пошников дал очень выразительный и
оригинальный по трактовке образ Алек-
сандра Невского, & Николай Денисов —
эскиз росписи «Взятие Зимнего дворцах

Другая тема дипломных работ — стра
дания народа под ярмом гитлеровских ок-
купантов. К сожалению, эта трагическая
тема оказалась не по плечу молодым ху-
ложникам. Ростислав Горелов в картине
«Наши пришли» изображает освобождение
красноармейцами обречённых Ha казнь
колхозников. Художник не сумел убеди-
тельно показать радость освобожденных,
дать жизненные типы красноармейцев.
Неверна но типажу и картина Николая
Сергеева «Из родных мест». Представлен-
ные вместе с картиной этюды Сергеева
(«В Крымуз, «Баркасы на море») овиде-
тельствуют о незаурядном даровании это-
50 художника, но собрать свои живопис-
ные наблюдения в большое композицион-
ное полотно он ещё не сумел. Теми же
недостатками отмечена картина Виктора
Мельникова «В госпитале». Это скорее вы-
разительный и удачный эёкиз, а не за-
конченная картина. ^

Война нашла отражение также в рабо-
тах дипломников Нины Ватолиной, Гали-
ны Успенской, Варвары  Глазуновой. В
несколько эскизной картине Нины Вато-
линой «На побывку“ — с Фронта» много.
теплоты и лиризма. Теплотой и искрен-
ностью проникнуты также картина Успен-
ской «В новой семье» и литографии Люд-
милы Дьяковой «Женщина в великой оте-
чественной войне».

Молодые художники выходят на труд-
ный путь искусства. Школа дала им серь-
&зные познания. Жизнь вооружит их опы-
том, необходимым для полноценного и са-

мостоятельного творчества.
К. КРАВЧЕНКО.

ВЫСТАВНА В ХАБАРОВСКЕ

ХАБАРОВСК. (0т наш. корр). В клубе
НКВД открыта выставка художников Ха-
баровского края. На выставке, посвящен-
ной темам великой отечественной войны,
представлены произведения ‹ живописи,
скульптуры, графики, архитектуры.

Представлены работы художников  Су-
хова, Кротова. Шишкина, Каданова. В за-
ле трафики выставлены плакаты худож
ников Скепченко, Горбунова, журнальные
карикатуры художника Елкина.

№ 2 (54)

обо чизевоов оз

пристает Жи УИ Жир ПИ ыы———_рр р ——— a. 5
Адрес редакция в излательства: Москва, Спиридоновка, 2 (для телеграмм Москва, Литискусство); телефоны: отв. секретарь — К4-61-45, отделы

самодеятельности
Управлением по делам искусств Мосторие-
полкома и Московским домом художест-
венной самодеятельности, выдвинула ряд
интересных
творческих индивидуальностей.

венной самодеятельности по
нию частей Красной Армии, агитиунктов,
госпиталей?

зерне аку и возит ВОС ОВО БОВ НОВО О УСС ЗЕЕ И ЕВОНЕ ОЕ ОВО Н УВЕ ОТОС О ООО О НОВО СОУСОВ Во Роу ечоо тонут туз УСО ИОВ

ПИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО _

ро ОПЕР ОУ ОУ ЗУ ООО ЕО ооо зо зао зто торе нони

Творческий смотр
ДЕКАДА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Закончившаяся декада художественной
Москвы, проведенная

бригад, ансамблей, ярких
Декада была смотром работы художест-
обелужива-

и оборонных предприятий,
где артисты провели за время отечествен-
ной войны более 4000 ‘концертов, обелу-
жив 1.506.060 зрителей.

Бригады художественной самодеятельно-
сти, построившие свой репертуар, глав-
ным образом, на военной и антифашист-
ской тематике, показали на декаде болв-
ое жанровое разнообразие своих KOH-
цертных программ — от монтажа пьесы
Симонова «Русские люди» (Центральный
телеграф СССР) и дуэта из оперы «Запо-
рожен за Дунаем» (клуб «Каучук») до пе-
сенок «Сынишка» Ильина, «Морячка» Ба-
калова (клуб имени Горького) и звуко-
подражания «Утро в колхозной деревне»
(Дворец культуры имени Сталина).

Болынинство участников бригад худо-
жественной самодеятельности —- передо-
вики производства, стахановцы.

” Как ‘на всей декаде, так и на заключи-
тельном концерте, первое место заняло
хореографическое искусство. Танцовале-
ные сценки «Проводы на фронт», «Синий
платочек» (балетмейстер Н Хлюстина) и
«На гулянке» (балетмейстер Ю. Шторх)
сделаны ©0 вкусом и изобретательностью.

В «Синем платочке» особенно порадова-
ло непосредственное, искреннее дарование

танцовщицы “Лагановой (столовая  тазеты
«Правда»).
За хореографией идет художественное

чтение. И. Нлистратова (рассказ Хорько-
ва «Землянка») и, в особенности, Овчин-
никова (рассказа Ардова  «Телефонпистка
Son») обращают на себя внимание крен-
ким тоном, правдивостью чуветв и хоро-
шей манерой подачи материала.
Разнообразно и интересно представлены
были на декаде многочисленные хоровые
ансамбли. : : \
Несколько слабее обстоит дело с пением
— уровень самодеятельного вокального
мастерства еще невысок. Но в общем де-
кала показала рост самодеятельного ис-
кусства, в дни отечественной войны от-
дающего свои силы обслуживанию фронта,

и тыла. =.
Виктор ЭРМАНС,

ПОДГОТОВКА ТЕАТРАЛЬНЫХ КАДРОВ.

При театрах РСФСР вводится учениче-
ство для производственно-технических це
хов (парикмахеров-гримбров, бутафоров,
костюмёров и рабочих сцены). -

Школа по подготовке актёров- куколь-
ных театров создаётся при Центральном
кукольном театре.

В оокровищнице мирового искусства су-
ществует немало произведений, незаслу-
женно забытых, в то время хак другие,
иногда менее достойные, пользуются все-
общим признанием. К числу «забытых
шедевров» принадлежит и «Орлеанекая
дева» П. И. Чайковского.

° Образ Жанны д’Арк — пастушки из
деревни Домреми, простой французской
крестьянки, в трагический для своей ро-
дины час. ставшей во главе войск Фран-
ции, разгромивших мотучего врага, —
один из наиболее героических образов в
истории человечества. Понятно, почему
Орлеанской деве посвящено такое множе-
ство. произведений. :

Понятно Также, что образ Жанны
д’Арк, проникнутый идеей служения ро-
дине, героической борьбы за свободу от-
чизны, особенно привлекает внимание в
нынешнюю эпоху великих потрясений,
когда народы поднялись на смертный
бой с ордами ненавистных врагов.

«Орлеанская дева» была создана. П:
Чайковским в 1879 г, вокоре после окон-
чания «Евгения Онегина». По своему му-

зыкальному. материалу опера =— произва-
дение чрезвычайно интересное и  слож-
wee.

Написанная в Париже, non бесспорным
‘влиянием впечатлений от парижской
«Grand’Opéra>, она отражает стремление

композитора создать большой  музыкаль-
ный спектакль на историческую тему, пе-

— 5501.

=

также

рерастающий рамки личных, лирических  .

По Советской
стране

ТБИЛИСИ. В частях Действующей армии
больше месяца провела груина грузинских
писателей — К. Каладзе, Е. Аствацатуров, Г.
Кучишвили-Чхеидзе и 0. Тавадзе. Писатели
побывали в Грузинской дивизии. Здесь пи-
сатели и поэты выступали перед бойцами ©
чтением боевых стихов и новелл. Результатом
этой поездки явилобь создание новых про
изведений, посвященных героям бойцам
Грузинской дивизии.

СВЕРДЛОВСК. Отдел искусств и отделение
ВТО организовали творческое обсуждение
премьеры Театра оперы и балета — оперы
Глинки. «Руслан и Людмила», показанной в
день столетнего юбилея первой постановки
оперы. О докладом выступил проф. A. To-
зенпуд. В обсуждении приняли участие кри“
тики и музыковеды проф. М. Пекелис, М.

Гринберг, Jl. Заславский, проф. Л. Гросеман,
В. Чаговец, композитор В. Трамбицкий, худ,
руководитель оперного театра дирижёр
А. Маргуляян и другие.

НИЖНИЙ — ТАГИЛ. В Нижне-Тагильском
драматическом театре состоялись премьеры
двух новых спектаклей: «Осада Лейдена»
И. Пиока (постановка реж. Комаровской,

музыка Загорного) и «Москвичка» В. Гусева
О реж. Томекого, музыка SaropHo-
ro),
ХАБАРОВСК. Хабаровекий отдел искусств
организовал по инициативе дирижёра Ленин-
градекого. Нового тватра Б. Попова сводный
тородекой симфонический оркестр в составе
пятидесяти человек. Это — единственный на
Дальнем Востоке симфонический оркестр. Но-
‘BEI коллектив ставит своей целью популя-
ризировать классическую музыку. Разработа-
на ограмма тематических музыкально-обра-
зовательных концертов. В декабре уже оо-
стоялись два концерта из произведений Чай-

ковского, ‚ Бородина, Римекого-Корсакова и
Мусоргского, : р :
УФА. Башкирский академический театр

драмы показал премьеру пьесы Л. Леонова
«Натиествие» на ‚базкиреком языке в перево-
де Р. Шабукова:: постановщик — заслужен-
ный артист БАССР В. Галимов. Zz

ЛЕНИНГРАД. Большой популярностью поль-
зуются у бойцов и ‘командиров _Ленингоад-
ского фронта сатирические стихи бойца Ива-
на Мухи (Владимира Иванова); онубликован-
ные во фронтовой печати. Отделение Воениз-
дата при МЛенфронте выпустило книжку
фронтовой сатиры Ивана Мухи — &Бей гада».
Книга оформлена рисунками и шаржами ху-
дожника Бориса Лео;

——=—

«АЛЫЕ ПАРУСА»
ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

КУЙБЬИНЕВ. (0т наш. корр.). В Боль-
шом театре СССР состоялась
нового балета композитора В. Юровского
— «Алые паруса» по одноименной по-
вести А. Грина. :

Балет написан за время отечественной
войны и поставлен театром в короткий
срок. Главные роли исполняют: девушки
Ассоль — И. Тихомирнова, капитана
Грэя заслуженный артист УССР
В. Преображенский. В спектакле занята.
молодёжь, в том числе недавно
окончившие балетную школу Большого те-
атра Гурова, Кудрянюва и Левашева.

Балет «Алые паруса» (автор либретто
А. Таланов) поставлен А. Радунским;
В. Поспехиным и С. Нопко. Дирижёр —
лауреат Сталинской премии Ю. Файер.

ГРУЗИНСКИЙ ДЖАЗ

ТБИЛИСИ. (@т наш. корр.}. При Грузинской
тосударственной филармонии. организован
Грузинский джаз-ансамбль. В состав джаза
волили заслуженная артистка Грузинекой CSP
Н. Харадзе, солист Тбилисского театра опе-
ры и балета им. Палиашвили — Бату Кра-
вейшвили, танпоры И. Сухишвили, Н. Ра-
мишвили, П. Терехова и 5B. Плетнев. Хуло-
жественный руководитель джаза — молодой
композитор Peso Габичвадзе.

В работе най первыми двумя программами,
уже показанными новым ансамблем, приняли
участие лучшие литературные и музыкаль-
ные силы Тбилиси. Танцы поставлены Вах-
тангом Чабукиани.
’Грузинские народные мелодии налили удач-
ное претворение в джазовых оркестровках.
Некоторые номера, как, например, музыкаль-
ная картинка композитора Габичвадзе «В сте>
пях НТираки» ; «Грузинская румба» Мандру-
са, «Танго» А. Баланчивадзе и «Лирическая
еценка» А. Кереселидзе, ‘представляют вобою

ценный вклад в репертуар джазовой My-
зыки. р
Программы Грузинского джаза идут на

русском и грузинеком языках. Популярные
тбилисские артисты Кванталиени и Гомела-
ури нашли очень мягкую ‘и приятную мане-
ру для конферанса. Они ‘не только ведут
программу, но и участвуют почти во всех ли-
рических и комических номерах. 5 :

КОНКУРС ИЗДАТЕЛЬСТВА

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» ›

Издательство «Молодая твардия» гото-
вит к печати три больших книги, посвя-
щённые участню советской молодёжи
великой. отечественной войне: «В тылу у
врага» (очерки, рассказы, дневники, ри-
сующие - героическую борьбу . молодых
партизан), «Девушки в отечественной
войне» и «Номсомол в боях за родину»
(вторая книга). : :

На, лучшее произведение. для этих
сборников издательство об’являет откры-
тый конкурс,  предусматривающий три
премий: 3.000, 2.000 и 1.000 рублей.

Обязательным условием конкурса явля-
ется подлинность описываемых в рас-
сказах и очерках людей и событий. В
сборниках могут быть помещены также
документы (дневники, письма и т. ип, 0т-
ражающие мужество,  бесстралие и ге-
роизм молодых советеких патриотов). ,

Последний срок прибма рукописей
25. января 1943 года. Рукопиен и доку-
менты присылать по адресу: Москва, Но-
вая площадь, д. 6/3, издательство ЦК
ВЛКСМ «Молодая гвардия».

проф. М. FYKOBCKMM. «Орлеанская дева»

переживаний и выдвигающий на первый
план мотивы народной борьбы, крупных,
тероических чувств, социальных столкно-
вений: : =

Осуществляя эти стремления со epolicr-
венной ему оригинальностью Hi вырази-
тельностьюх Чайковский создал произведе-

ниё исключительной силы и своеобразия.

Такие симфонические картины, как 09е-
вой марли — вступление к 3-му действию,
или траурный марш — вступление к 4-му
действию, стоят рядом с лучшими стра-
ницами пятой и шестой симфоний комно-
зитора. и —
Замечательны по экспрессии и остроте
психологических характеристик почти все
сольные партии и ансамбли оперы. Не
товоря уже о знаменитой арии Иоанны
«Простите, вы, поля, холмы родные»,
особенно обращает на себя внимание рас-
сказ её во 2-м действии, чем-го’ ритмиче-
ски перекликающийся с взволнованной и
монументальной арией-речитативом короля
во второй картине 3-го действия.
Совершенно особенное место занимает в

опере хор народа, сопутствующего Иоанне.

в трагических перипетиях её судьбы Xo-
ровая молитва o победе над врагом в
первом акте и хор толпы, присутетвую-
щей при сожжении Иоанны, — в послед-
ней спене оперы, создают как бы обрам-
ление всего произведения.

«Орлеанская дева» ставит перед теат-
ром огромные трудности. Опера ни, разу

1 не шла на советской сцене, и исполни-
тельские традиции её давно утрачены. За-

тлавная партия, громадная по количеству

премьера.

В “

1за иенанское наследство.

PAPE

Портрет колхозницы.
Акварель: Г. ВАРНОВИЦНКОЙ.

Из новых работ украинских художников.
д

НОВЫЕ ПЬЕСЫ

Комитет по делам искусств принял ряд
новых пьес, написанных за последнее вре-
мя советскими драматургами по государ-
ственным заказам.

Л. Леонов написал пьесу «Лёнушка»,
Действие пьесы происходит в наши
дни, в селе, оккупированном  немен-

ко-фашистскими войсками, а затем — В
партизанском отряде.

Тема пьесы Фр. Вольфа «Женевьева и
Франсуах — пробуждение сознания насе-
ления оккупированной Франции, реши-
мость ето рести непримиримую борьбу с
немецкими захватчиками.

Действие в пьесе Ю. Германа «За здо-
ровье гого, кто в пути» происходит на
советском судне, перевозящем трузы, иду-
щие в Советский Союз из Англии.

Пьеса И. Сельвинского «Генерал Бруси-
лов» рассказывает о разгроме русскими
войсками немецко-австрийской армии в
1916 году.

Пьеса С. Бородина, «Дмитрий Донской»
написана по мотивам одноимённого рома-
на, удостоенного Сталинской премии. Дей-
ствие происходит в Москве, в стане Дмит-
рия и на Куликовом поле.

Юлиус Гай в своей пьесе «Остров лю-
доедов» показывает тыл титлеровской Гер-
мании. 1 Е >

О тероической борьбе югославских пар-
тизан рассказывает пьеса Радуле Отийен-
ското «Снавянский ветер».

Комитет по делам искусств принял так-

` же пьесу К. Симонова «Жди меня», на-

писанную по мотивам его известного сти-
хотворения, и сделанный Б: Пастернаком
новый перевод тратедии Шекспира «Ро-
мео и Джульетта».

Позма А. Кулешова

В Московском клубе писателей состоял-
ся 7 января творческий вечер молодого
белорусското поэта Аркадия Кулешова,
прочитавшего новую поэму «Crar брига-
ды» С сообщением о творчестве А. Ку-

лешова и о его новой поэме выступия
А. Твардовский. 5

— Поэма <«
сателей CCCP и Всероссийское театральное
обтцество. На вечере после ветупительного
слова П. Скосырева был прочитан стихотвор-
ный перевод пьесы, сделанный Т. Стрепгне-
вой. В обсуждении пьесы приняли участие
критики и театроведы.

\ Творческий отчет М. Эренбурга состоит»
ся М января в Военной комисеии Союза co~
ветских писателей ОСОР. _

+ На заседании Военной и
писателей состоялея творческий отчет писа-
теля-фронтовика К. Горбунова. За 16 меся-
нев работы в одной из фронтовых газет
К. Горбуновым написано более 200 рассказов,
очерков и статей. Часть из них была напе-
чатана в центральных газетах. К, Горбунов
рассказал также о своих встречах и беседах
с жителями освобожденных районов и  про-
читал написанные им на Фронте рассказы
«Маки цветут», «Суд идет» и очерки «Своя
рота», «Шестеро на острове».

% Вечер «Научное кино в дни великой оте-
чественной войны» состоится 12 января В
Доме кино. После вступительного слова на-
чальника Главного управления по производ-
ству научных и учебно-технических. фильмов
С. Бескова будут показаны картины: «Воз-
душный десант», «Дымовые завесьг, «Экс-
плоатация танков зимой», «Вождение танков
по пересечённой местности» и другие. На ве-
чере выступят творческие работники студии
Мостехфильм.

‹ \ Творческий вечер поэта и.

ов Московской
Л. Мирова, Вл.

комиссии Союза

Уткина со-

стоитея сегодня в Клубе Нйсателей. Поэт
прочтёт стихи, написанные за последние oe
ла-

тода. Вступительный доклад сделает Л.
вин. . х

Малый TeaTp B 1943 году.

Комитет но делам искусств утвердил
план постановок Малото театра Ha 1948
тол.

На основной сцене театра пойдут: