С. НАГОРНЫЙ

“Ha Сталинградском фронте мне дове-
ось встречаться © кинооператорами и
трястись с ними в полуторке, и лететь в
одном самолёте, и вилеть, как они сни-
мают, и говорить с ними о фронтовых
лелах, и курить из олного кисета.. Люди
киногрупны, которой руководит т. Кузне-
пов, оставили _внечатление двужильной
неутомимости, отваги и професенлнально-
го энтузиазма. Но как можна было су-
дить 06 их работе? Взтромоздив на иле-
ч6 бывалый аппарат, кинокорреспоцдент
уносил тайну своей плёнки. — a
Теперь стало ясно, что эти люди. заго-
релые, пропыленные и проморожевные,
люди, видавшие все фронтовые
снимали хорошо, здорово и что слелан-
ные ими кадры составили замечательный
фильм о Сталинграде, фильм о величай-
зем сражении отечественной войны.

Многими причинами можно ‘об’яснить
селу влияния Такого фильма на зрителя
и одна из них `— ощущение неносредет-
венности, сродное с тем, которое возни-
хает при чтении нисьма. написанного ру-
Бой, только что державшей согретый пу-
лями ствол автомата, — письма, начина-
ющегося словами: «Сейчас  окончался
бой...>.

Фильм нохож на дневник свидетеля й
участника громадных событий, на такой
дневник, в котором широкие картины ис-
торического плана свободно чередуются с
неожиданными и драгопенвыми для чита-
теля записями O TOM, как это виделось
автору и чтб он при этом чувствовал.

Когда летом прошлого года фронт при-
близился к Волге, в Сталинграде приба-
вилось жителей Новые горожане — тан-
кисты, артиллеристы, лбтчики, нехотин-
пы — все те, кому предстояло защищать
город, елинолушно в него влюбились.
Каким приветливым был в июле Сталин-
трад, разотретый щедрым солнцем и ове-
янный свежим дыханием Волги, Сталин-
град белых и розовых домов центра и
уютных окраин, Сталинград, напоминав-
Umi ленинграднцу — северную столицу,
киевляничу — Киев и одесситу — род-
ную Одессу Город был весблым — по
вечерам в салах и у берега реки много
собиралось народу. Город был суровым—
работзли заводы танков, орудий, мото-
ров, работала армия женшин, подростков
и стариков, строивних укрепления.  Го-
род был полон воспоминаний о славном
своем прошлом, о’ том, как в боях восем:
надцатого года завоевал он новое гордое
имя...

«Сталинград».
Вверху: на заседании Военного совета
Сталинградского фронта, Командующий

Кадры из фильма

фронтом генерал-полковник тов. Ере-

менкс и член Военного совета тов.

Хрущев. Ниже: уличные бои в Сталин-
граде.

Н. ЩЕКОТОВ

Установившийся ещё до войны отлич-
ный обычай — отмечать юбилейные даты
Красной Армии художественными выюстав-

`ками — соблюдён и в наши дни

Нынешняя выставка содержательна. И
это — свилетельство её современности, её
живого отклика на события войны

Главная её тема — грандиозные сраже-
ния, в которых народ развёртывает- свои
еялы, очищая советскую землю от захват-
чиков. Нё особенность в том, что наиболее
полно и систематично тема выставки вос-
принимается не в живописи, как обычно,
а в рисунках.

Это — от фронта, от близости к сфере.

бобв, которую мы ощущаем, расематривая
фронтовые зарисовки, сделанные часто в

пылу сражений — под Великими Лука-
ми, на Дону и больше всего под Сталин-
тралом.

Пол  трохот артиллерии художник

зарисовывает с натуры боевые действия,
работает быстро. жално весь захваченный
невиланными событиями и притом хоро-
но понимая, каких явлений он стал оче-
вилнем Этот путь позволяет ему достиг
нуть хуложественной нравлы.

Зарисовки подобного рола несомненно
должны служить подсобными матерналами
для композиции картин. но во многих
случаях имеют
ность. притом ценность не толька локу-
ментально-историческую. но и художест-
зенную. В этом нетрудно убелиться здесь
же. на выставке 5

Олин вил земли на полетупах к Ста-
лингралу нашей земти. за которую при
помощи всей своей военной техники изо
всех сил пыталея уцетиться враг. застязв-
ляет учатённо биться ваши сердиа

Вот овраги и овражки. умело и
тщательно зарисованные К Финотеновым
— балка Караватка. Западная Кузнечиха
балка Старолубовка. овраг Таловый и
другие знаменитые места бовв.

кич иене куньи epee

No 10 (62)

seuyinNuaas SEEAUREREAREAUGXENRSAEAESES £950 202 0ENHAHEEUARRASERAEASRESEESAGESS!

и

ьнлы, :

‘наступлению. Но

ЗАРИСОВК

и самостоятельную Цен+,

guaposvavateoescereveussnesesssac2era2esseevdeuecenearercavestspevepsonscnhansevespsspnosanwnraeasennsexs©

ЛИТЕРАТУРА и Искусство

uRNRREHERQUUENRAGRRAGEEES CS TERRERSRERA TT RAG TeADeconenApADaRNseEs an

Закончен новый художественно-до-

кументальный фильм  «Сталинград»—©
геронческой обороне волжской  твер-
дыня, 06. одной из величайших битв
в истории,
Картину снимали
групн  Сталинградского
фронтов: В. Орлянкин, i
Б. Ракар, Д. Ибрагимов, A, Казаков,
А. Кричевский, Е. Мухин, М, Голь-
брих. Н, Вихирев. И. Гольдштейн,
М. Посельский, Б. Шадронов, И. Кац-
ман, РЁ. Островский. И. Малов.
План фильма Л. Варламова
А. Кузнецова. Текст написан В. Грос-
сманом. Монтаж Л. Варламова. Произ-
водетво Центральной студии кинохро-
ники,

онераторы KAHO-
и Донского
А, -Софьин,

еек аниечачя

aNaWenGeMeraniaunhnweennnenareonsa¥eueutvenensueanenriusenteveniit

SauenhautaceceDnecnaarenb dus sntiee si

Eddpescaceeessseanexene

ea dneedy ch dubeneasescedeseecnorenadsssnsenmsaneussedesaa¥esns

Bee полюбили город. Когда смотришь
первые кадры фильма — широкие про-
спекты, музей, танки, сползающие с кон

1вейера среди цветов и зелени заводокого

двора, привольную ширь Волги, — Bei
минаешь, что так именно эт0 и было,
так мы радовались красоте нашего го-
рода.

‘Кроме душевного личного ощущения,
которое передаётся от автора к зрителю,
и само по себе даёт право назвать фильм
художественным, укажу еще и на то, что
«Сталинград» — вещь, несомненно, сюжет-
ная. Не только судьба города ведет ли
нию от одного эпизода к другому- Cy ab-
ба гитлеровского замысла, который грозил
рабством и гибелью всей нашей стране,-
судьба похороненного в руинах Сталин-
града немецкого стратегического  пла-
на, — здесь, в фильме, показана итироко

и выразительно. И, с другой стороны, —

победоносное выполнение  ниального
плана Сталина, наглядно показанная оме-
лость и мудрость этого плана и четкое
его осуществление. Две карты, две схемы
боевых действий, две воли. Авторам филь-
ма удалось выявить на экране crparera-
ческий смыел и размах великой битвы.
Тактические эпизоды (например, штурм
олинокого дома) сделаны с использовани-
ем разносторонних возможностей кинотех-
НИКИ. :

Война выглядит в фильме такой, какой

мы её знаем.

Медленные волы тянут печальный 0603.
Нескончаемая ныль на дорогах отступле-
ния. Сладкий и торький запах горящих
хлебов: Мальчик белотоловый со страхом
в глазах. Мать простоволосая‘ спешит, за-
дыхается, уносит мальчика от надвигаю-
щейся гибели: :

Потом горят и рушатся те самые дома,
иопепеляетея та красота и уют, которым
мы радовались в Сталинграде.

И дым простёр над руинами тяжелые,
чёрные крылья. : =

Сэлёры роют подкоп в непокорной, мерз-
лой земле. Автоматчики отвобвывают шах
за шагом пролёт заводекого цеха, переу-
лок, лестничную плошадку. Артиллерист
совершает с удивительной быстротой и
точностью всё одни и те же движения.
On в белой маскировочной куртке, кото-
рая похожа на спецовку. Он- работает. И
командир дивизии легендарный Родимцев
с озабоченным и, вместе, спокойным вы-
ражением лица — работает. И штурман
на самолёте, производящий  математиче-
ский расчёт над целью, за одно мгновенье
перед тем, как обросить бомбы, — рабо-
тает. И бесстрашные паромшики на зна
менитых. сталингралских переправах —
работают.

Война — великий труд.

Летом прошлюто’ года напги войска’ от-^

ходили. Где-то они должны были остано-
виться для обороны. В  полководческом
искусстве одна из труднейших залач —
выбор момента и места для перехода в
активной обороне. Эта задача была рене-
на. Стратегический гений, руководящий
нами в отечественной войне, указал на
Сталинград. Когда-нибудь будут написа-
ны сотни страниц 06 этом моменте вой-
ны, о том, почему именно под Сталин-
тралом был положен предел неменкому
мы, современники и
участники событий, свежо помним всеоб-
шее ощущение необходимости и неиз-
бежности сталинтрадской обороны. Тут
слилось всё: и влияние исторического
протлото, и‘ то, что означает для налнего
народа Волга, и чувство тревоги за роди-

ну.. Помимо чисто военных факторов,
сделавших возможной сталинградскую
оборону, необыкновенно большую роль

сыграло то, что замысел полководца COB-
пал в это критическое мгновение войны с
велением народного чувства. : :

И второй переход, требующий ещё
большего искусства, — переход от оборо-
ны в наступлению, прыжок к победе, ка-
жущийся чудом, но подготовленный тер-
пеливым накапливанием сил и проница-
тельной оценкой сил врага, измотанного
казней обороной.

Война — великое иекусство.

Труднее всего изобразить именно

эту
сторону явления войны. -

На небольшом листке из полевого аль-
бома художника изображен, например,
«Зали по Стародубовке», где притаились
титлеровцы. Смертоносен шквал -нашего
артогня, нанравленный прямо в лоб врата.
Слелующий рисунок: «Окружение сужает-
ся. Овраг Таловый» Третий: «Последний
рубеж немецкого сопротивления; пол Cra-
лингралом». Так, шаг за шагом {мы вопут-
ствуем ‘побелному продвижению наших
бойцов и вместе с ними торжествуем. -

Пейзаж-— невиданный, небывалый до
нангих дней, настоящий батальный пей-
sam. Создан он современным боем, теми
оралствами, какими этот бой располагает,
средствами современной батальной техни-
KE

Прекрасно сделал К. Финогенов. что по:
святил ему так много зарисовок. Расомат-
ривая их, думаешь одновременно о людях,
о наших людях. Какой отватой, какой
сверхестественной смелостью надо  обла-
дать. чтобы на таком открытом простран-
стве, гле каждая точка вилна на громал-
ном расстоянии. гле за всей местностью
непрестанно следят злобные- глаза из В?а-
жеских нор. итти вперёд. наступать. про-
рываться в эти искусно сделанные укре-
пления врагов, выкуривать их из подзе-
мелий! Кто они, эти герои?

И тут же, в этом же выставочном” зале
— «Портрет развелчика Малявина» рабо-
ты того же художника.

Суровое внутренне сосрелоточенное.
словно. из бронзы отлитое лино. Черты
тверло «вылеплены».  моршины резко

«врезаны» Характер утверждён и углуб-
лён. главным образом. самой войной
Злесь. пол Сталингралом. закалилась его
воля его ненависть к врагу Е

Дальше — портреты генерял-лейтеначта
ууилова генерал-лейтенанта Скворцова.
полковника Авлюхина. майора Герасимова
и других героев великой сталинградекой
эпопеи

уаннае мены

BO ae

1 НА ПО

Ни кинематограф, ни, даже литература
наша пока еще не запечатлели происхо*

дящего Ha полях отечественной войны

формирования новой военной науки, -прая
вила которой созилаются в огне сраже-:

ний:

Межлу тем этот процессе принёс свои
дпрагопенные плоды и в ноябре, когда на»
чалось наступление пол Сталинградом;
ий нозже, котла войска Красной Армии

тромили немцев на Дону, на Кавказе, на.

Украине. Оперативное творчество ‘и таке
тическая инициатива наших командиров
блестяще себя проявили в прошлом. меся»
це при освобождении Курска и Харькова
и на-лнях — при штурме Ржева. _ =

К чести авторов «Сталинграда» следует.

отметить. что они в этом смысле слелалй
болыше, чем кто-либо друтой, p=

Документальный фильм может остаться
на уровне фототеки и он же способен
возвыситься до энонеи. = CS

Картину о Сталинграде делали талант-
ливые люди. Они пройвили много изобре-
талельности и
тлубоко осмыслены такие монтажные при-
мы. как, например, переход от гусенины
сталинерадекого трактора на тусеницы
танка — переход от «мирного». вступле-
ния к военным эпизодам. Остроумно мон-

тажное сопоставление немцев, марширую-

ших на параде в Берлине, © теми же’
немцами, ковыляющими по  сталинград-
еким дорогам в лагери для военноплен-

ных. В монтаже и в диктореком тексте
много удачных находок: \

«Сталинерад» прекрасная картина,
сменяющиеся кадры которой, об’елинён-
ные больной художественной идеей. с0-
здают слитное внечатление как будто
был создан ещё в июле предварительный
план. как будто операторы знали. наперёд.
неринетии. великой борьбы, как будто они
зкали. что сторят ати дома и разрушат-

CH эти цехи. и придут из-за Волги под-.

крепления, и наступит блистательный миг

победы, и на’ площали города среди до--

мов, насквозь пронизываемых солнцем,
соберутся на митинг бойцы и горожане ве-
ликого Сталинграда. А, может быть, дей-
ствительно знали онм веб наперёд? Да,
знали, потому что были вместе с зашит-
никами Сталинграда и делили с ними
их труд, бедетвия и веру.
в будущем и взволнованность воина —
BOT что нужно для создания эпоса.

Кадры из фильма «Сталинград».
Вверху: жители Сталинграда выходят
из бомбоубежища. В центре: групна \
пленных немецких солдат и офицеров.
Внизу: бойцы-автоматчики на торжест-
венном митинге, посвященном разгрому
немецко-фашистских войск в районе
Сталинграда. :

ЛЕ БОЯ

остроумия. Интересны и.

- блюдать твердый

Уверенность:

\

С. ЦИМБАЛ
Лесная
филармония

По обороне
нанести мощный удар.

рия, перебивая друг друга, со всех ото-

рон застучали пулеметы, и, тревожно
взвизгивая, одна за другой полетели Ha
вражебкие траншеи и блиндажи мины.
Сонный посблок, в котором окопался враг,
всполошился, фашистские солдаты мета-
лись по ходам сообщения, выскакивали
из ломов и неловко шлепались наземь,
подстреленные нашими снайперами. Гарь
и дым, кирпичная пыль и мелкий шебень
тучей встали над вражеской обороной, и
тогда откуда-то сверху,’ с уступов отром-
ного бетонного сооружения, прикрывавше-
то наш передний край, грянуя торжест-
венный И радостный марш артиллерии,
музыка наступления, за которой — так
учит вознная тралиция — должен после-
` довать могучий бросок пехоты.

Противник стал отвечать. Один за дру-
тим выдавал он свои огневые секреты,
выбалтывал артиллерийские тайны, 06-
наружизал батареи.

Й чем больше злился враг, тем точнее
`обозначалась на картах наших артилле-
ристов огнывая оборона противника.

.B небольшой землянке после короткого
отдыха состоялась очередная репетиция.
Руководитель оркестра командир музы-
кантского взвола Лев Гиммельфарб требо-
вателен и настойчив. Оркестр должен ©0-
произволетвенный  ре-
жим, и не может быть никаких причин
для его нарушения. В назначенное время
командир встанет на место, гле положено
быть дирижёрскому пульту, взмахыёт ру-
кой, и репетиция начнется.

Землянка музыкантского взвода распо-
ложена в непосредственной близости от
вражеской линии обороны; противника
стала беспокоить методичность, © Ко
торой музыканты тотовили свой реперту-
ар. Финны, как говорится, «засекли» их и
стали подвергать столь же ” методичному
артиллерийскому обстрелу. Посокрушались
музыканты, — и тут же подыскали себе
новое жильб.

о

Рано утром, растянувшись цепочкой,
они становятся на лыжи, люди этой He-
обыкновенной «лесной филармонии», Ко-
торая сама, со всем своим хозяйством, в
полном составе движется к землянке пе-
реднего края, несёт им напевы чулесных,
надолго запоминающихся песен, веселую
ттутку и танец. Они идут глухими Удесны-
ми просеками, несутся по пуптистой снеж-
ной целине и на правах старых друзей
запросто заходят в землянки, тде их уже
давно ждут и где в темноте светятся ра-
достным нетерпением глаза бойцов. Музы-
кантекий командир спокойно выходит вие-
рёл и спрашивает, обралцаясь ко всем вме-
сте’и к каждому в отдельности — что же
вам сегодня сыграть? «Темную ночь», —
кричат из одното угла, «Вечер на рей-

де», — фаздабтся из другого, «Турецкий

мари» давайте, — настойчиво требуют
третьи. Заявок много, и вое они, в меру
пселоженното времени, булут уловлетворе-
‘ны. Будет исполнена и «Темная ночь», и
«Чардаш» Монти. будет разыгран веселый
сатирический раёк и, руками задевая зри-
телей,  обступивших импровизированную
«оцену», пронесется в огненной «кабардин-
‘ке» лихой танцор Чакмазьян. —- :
Слушать бы и слушать, смотреть да

зыкантов уже ждут в соселних землянках
и в лрутих ротах. Дирижёр, он же скрипач
и аккорлеонист, снова становится коман-
лиром, строго подаёт команду, и через ми-
нуту музыканты исчезают где-то за хол-
MOM. Так из землянки в землянку, из од-
ного взвода в другой, тде можно — на
лыжах, где нельзя —- пешком; а иногла
‘и «по-иластунски» кочует «лесная филар-
мония». Одну из глав «Василия Телкина»
с отличным юмором и вкусом прочтёт
санинструктор Кульков, песенку о драна-
ющем фашиетском тенерале Птраусе спо-
@т под аккомпанемент аккотлеона Егоров,
соло на кларнете исполнит Лияков. Bee
они каждый раз будут это лелать © ув-
лечением и радостью, с тем особым чув-
ством близости к своей аудитории, которое
может возникнуть только здесь, непосрел-
ственно у линии огня.

Эта великая дружба «Меча и липы» о3а-
ряет своим светом музыкантов пепедиево
края. и поздней ночью, только чтй вер-
нувшись домой, усталые и равзторячённые,
опи уже размыпгляют о том, как бы раз-
лобыть ноты новых музыкальных номеров,
как бы достать лля исполнения новые ве-
щи, которыми можно было бы порадовать
бойцов на ближайших выстунлениях.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

„Новая серия рисунков К. Фпнотенова—
её можно назвать «Бои в городе» — на-
чинается с зарисовки «Дивизия вошла в
:Оталинград? ° и завершается рисунком

Художник хоротно выразил индивилуаль-   «Штурм в центре города, тде укрылся со

ный характер кажлого из них. В портре-

тах этих он сумел передать общезначи-
мое, — то; что делает изображение ба-
тальным, если Tak можно выразиться,

портретом. хотя каких-либо прямых ука-
заний на баталию здесь нет. Это тлубекая.
печать суровости, твёрдости, особенный
налёт боевого духа, войной, боями «офор-

-мляенные» воля и сознание.

Возможно, что перенесённые отсюда. 3
полей сражений, в обстановку мирного
быта, т6 же герои покажутся в этом отно-
шений менее выразительными. Ho тут,
где зарисовал их К. Финогенов, печать 60-
евой миссии окавалась настолько ясной,
что художник ухватил её лаже в быстрых
своих рисунках почти набросках, слелан-
ных, можно сказать. на ходу. F

Как раз вот эти-то особенности, столь
волнующие зрителя, этя атмосфера боя—
её не изобретёнь у себя в мастерскойлеё
надо почувствовать в жизни. — и свиде-
тельствуют о том. что перел нами в ри-
сунках не просто’ снимки фактов Сквозь
документальность. сквозь об’ективность их
проевечивает живая мысль художника: та
чувства его в той или другой мере оказы-
ваются отзвуком великих событий. si

И ‘всё, что здесь на выставке в набро-
сках или более завершенных рисунках, 60-
держит этот отзвук. ценно и значительно
не только как история. но и как искусе
BO. Е

Илём. однако, дальше. Следуем за на.
шими воинскими частями Входим в Ста.
линграло Здесь нашим. путеводителем   бу:
дет не только К Финотенов, но и Е. Ко
маров. И Лукомский С. Годына, В.   Са-
венков, С, Хинский, В: Медведев, Г. Про
копьенский. Н. Васильев. £

Характер их рисунков несколько пру-

штабом немецкий фельдмаршал Пзулюс».
Рисунок этот помечен знаменательным в
эпопее Оталинграда числом — 29 января
1943 Toda.

- Обстановка боя друтая, чем мы виде-
ли на подступах к городу. Иной здесь и
«пейзаж»: причудливо рисуются на фоне
неба обгрызанные снарялами верхи до-
MOB; бессмысленно зияют пролёты окон
в отдельно стоящей фасадной стене —
самого дома уже нет; завалы кирпичейи
камня. И тут же, у подножия этих ру-
ин, — черные лыры блиндажей и враже-
CRUX дотов.

Среди гигантекой кучи обломков видим
большую вазу, каким-то чудом уцелев-
шую от разрушения: «Здесь был бульвар,
чудный парк на берегу Волгн!..».

И опять, как раньше, стучит сердце и
опять горячо лумается о людях, 0. Ha-
ших людях. О людях войны и мира.

Прежле всего о людях войны. о мсти-

телях 8a BCE это неслыханное . варвар-
ство.

«Прямой наводкой» — называется один
из рисунков Прямой наводкой бьют на-
ши терои артиллеристы по шелям и но-
рам фашистов. Группы бойцов. — одна.
другая. третья Смельчаки вперели — про-
сачиваются умно. умело. осторожно. но
упорно с разных сторон в до-неёльзя Bar
путанные лабиринты развалин. Мы вя-
AMM, как происходит сражение в самих
стенах большого горола, чувствуем, чего
стоит такое сражение. какие требования
оно прел’являет бойпам...

Почти одновременно вспоминаются
люди мирного времени —
линграла. Да и как же
нить?! Это они строили и

и
жители Ста-
их не веном-
украшали го-

той. Они больше. проработаны. завершены род: Они возвратятся. Они придут. «0

Они` сделаны по наброскам с натуры. а 6е-   уже пришли! — отвечает ви ong
ли и по памяти. или даже «от себя». то  ник: под двумя ето рисункамн м аа
— очевилцами Правливость. как правизо, иись: «Митивг в ссвобожлённом ее oo
сохранена. — рисунки убедительны, ин- Эти ‘рисунки, как и остальные oan

тересны, увлекательны.

с натуры. 5

противника решено было
В действие была

приведена всея многообразная система Ha-
шего отня, загрохотала тяжелая артилле-

смотреть этот концерт, но нельзя, — му-

«Трофейные орудия».

Выставка «Красная Армия в борьбе ©

КЕ

А. ТВАРДОВСКИЙ

с a

Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина когда-то;
Не подарок, так белье
Собрала, быть может...
И! что долыше без нее,
То она дороже.
И дороже этот час,
Памятный, особый. *
Взгляд последний этих глаз,
Что забудь — попробуй.
Обойдись в пути большом,
Глупой славы ради,
Без любви, что видел в нем,
В том прошальном взгляде.
С губ шершавых не сойдёт,   é
Cepauem He yTpauex
Поцелуй последний тот
Губ, от слёз горячих.
Бедных тех, родимых губ,
 Слабых и печальных,
Как он памятен и люб
Поцелуй прощальный.
В трудный час, в весёлый час,
Пред бедой любою — —
Он у каждого: из нас
При себе, с собою.
Он у каждого из нас —
Самый сокровенный :
И бесценный наш запас
Неприкосновенный:
Он про всякий день, друзья,
Бережно хранится.
И с товарищем нельзя
Этим поделиться.
Не проси. Он мой. Он весь —
Мой, святой и скромный.
У тебя он тоже есть,
Ты подумай, вспомни.
`Воех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина когда-то.
И приходится сказать,
Что из всех тех женщин,
Как всегда, родную мать
Вспоминают меньше.
И не принято родной
Сетовать напрасно. =
В-ерок ‘иной, в любви иной z
Мать сама была женой
С тем же правом властным
Да, друзья, любовь жены, —
Кто не знал —, проверьте, —
На войне сильней войны
Vi, быть может, смерти.
Та любовь сквозь всё . прошла,
Силы не теряя, у
И, глядишь, тебя нашла
`На переднем крае.
Ты ей только не перечь
Той любви, что. вправе
Ободрфить, предостеречь,
Осудить, прославить.
Вновь достань листок письма,
Перечти сначала,
Пусть в землянке полутьма, —
Ну-ко, где она сама
То письмо: писала.
При каком на этот раз
Примостилась- свете.
То ли спали в этот час,
То ль мешали дети.
То ль болела голова
Тяжко не впервые,
Оттого, брат, что дрова
Не разжечь сырые.
Недосый н недоед —
Всё, брат, ей знакомо,
На посту им смены нет —

Отрывок из ноэмы «Василий Тёркин».

Так  развёртывается = перед нами
великая, глубоко волнующая и поднима-
ющая наш. дух энопея Сталинграда.”

Но это ещё не веё. В рисунках apy-
тих художников раскрывается ©щё олна
сторона великого сражения, Korma бои
идут не под открытым небом, а внутри:
самих строений, в этажах, в полвалах^ на
лестницах, в комнатах, в цехах, в нел-
pax жилищ, Это можно назвать баталь-
ным интерьером Таковы, например, от-
личные работы Комарова — «Корректи-
ровка отня (завод-цех)», затем, «Огневая
точка в Г-образном доме» или «В завод-
ском посёлке». Таковы рисунки Годыны-—
«У Г-образного дома», или «Наши ворва-
лись в ДОМ», «Здание заводской — конто-
ры». Рисунок Медведева — «Бой в рабо-
чем поеблке» и др.

Лучшие портреты этого раздела выпол-
нены художником Лукомеким. Интересен
ето рисунок. изображающий мололого бой-
на Заболотного, Участника бобв в Одессе,
Севастополе И Сталинграле. Но ещё вы-
разительнее ‘и вышь по художественному

мастерству портреты  тенералов, руково-
ливших обороной Сталинграда. Злесь
MBI

енова встречаемся с той же своеоб-
разной печатью стялинградлоких бобв. ка-

кая уже была ваметна в портретах К. Фи:
HOPeHOBA.

Портреты-рисунки Н. Васвльева исжус-
но сработаны, повилимому. точны. доку-
ментальны, но этого-то духа, этой-то ипе-
чати героическое хуложнику ‘уловить не
удалось. Сказывается это и в зарисов-
ках Г Савинкого В. Ефанова и Г. Ряж-
ского. которые они привезли из своей
команлировки на Олалингралскай фронт.

Художниками собран огромный матери-
вл о великой сталингралекой эпопее, Ри-
сунок — вот первая форма отражения
этого исторического события.

Из фронтовых варисовок А. ЛАПТЕВА. 14

неменко-фалаистсекими захватчиками»,

НЩИНА

Тем, что нынче дома.
Впряжена в тот воз одна — г
‘Разве не устанет? 2
Да зачем тебе жена
Жаловаться станет?
Жены думают, любя,

Что иное слово

Все ж скорей найдет тебя
На войне живого,

Только б цел ты. Не беда,
Если даже ранен.

Все равно ты ей всегда
Дорог и желанен.

Нынче жены все добры,
Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры
Были ведьмы просто.

Смех weer смех. Случалось мне
С женами встречаться,

От (которых на войне
Только и спасаться.

Чем томиться день за днем
С той женою-крошкой,
Лучше ползать под огнём
“Или под бомбёжкой. —
Лучше, пять пройдя атак,
Ждать шестую в сутки...
Впрочем, это только так,
Только ради шутки.

Да, друзья, любовь жены, —
Вновь ее проверьте, —

На войне сильней войны

И, быть может, смерти.

И одно сказать о ней

Мы б могли вначале:

Что короче, что длинней —
Та любовь, война ли?

На обычвом языке

Это означает,

Что иные вдалеке

Жены не скучают...

Но бестрепетно в лицо
Глядя всякой правде,

Я замолвил бы словцо

За любовь, представьте,
Как война на жизнь ни шла,
Сколько ‘ни пахала,

Но любовь пережила

Срок её немалый.

И недаром нету, друг,
Письмеца дороже, `

Что из тех далёких рук,
Дорогих, усталых рук

В трещинках по коже.
И не зря взываю я

К женам настоящим:

— Жены, милые друзья,
Вы пишите чаще.

Не ленитесь к письмецу
Приписать, что надо,
Генералу ли, бойцу

Это — как награда.

Нет, товарищ, не забудь
На войне жестокой:

У войны — короткий путь,
У любви — далекий.

И в большому дню

Сроки близки ныве.

А к чему я речь клоню?
Bot к чему, родные.

Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила’ хоть одна
Женщина когда-то.

er i

фронтовой литературный
конкурс

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (бт ны
‚спец. корр.). Нелавно армейская 145%
*оа честь родины» провела конкую Hl

POP OP PLP LOP PPP PPA PPP PPP oo ЛУ ЧШее литературное произведение: В №

кцию было прислано более ota стих
творений, очерков в рассказов, свыше ®
авторов приняло участие в конкур, А№
торы эти бойцы и командиры ри
ковых, ‘артиллерийских, минометных 1
танковых частей, В их творчестве бы

прелставлены ‘всеводаможные жанры 7
стихи, рассказы, фельетоны,  частушм
Все произвеления об‘’елинены общей 1
мой — темой любви к родине и нева

оти к врагу.

Сержант Ф Чернышев,  вспомнная !
стихотворении «Жизнь вернется» о р
ном крае. о своей деревне «У реки Uy
ти», ныне разорбнной и сожжбнной п
черовскими бандитами, призывает бой

Бей фашиста злого,

Спуску не давай!

Жиань вернется снова
этот тихий край.

Метить врагу! Иагнать его из предето
родной земли! таков основной MoT

всех литературных проиаведений, №00
цивигих на конкурс:
Убей врага! — к тебе взывает

Векормившая тебя земля.

нишет краснойрмеен Греков в’ стихов
нии «Убей врата»

Не все стихи совершенны по форме,

все вполне самостоятельны, во Maori
ясно ошущаетея -влияние поэзии Колы
ва. Никитииа в лругих поэтов Н№ м

всех произведений характерны final
правливость и искренность чувства

Лучшие стихи и рассказы был 0

ликованы в газете «За честь  волины’!
исполнялись янсамблем фгонтового До
Красной Армии 25 Февраля в Л
Красной Армии SHA правелен  титерату
НЫЙ Зечер вы котором писатель Г.Ю

бельников BCT VITA в локлачом оо КИ
ноармейсном творчестве, Он летально №
зобрал — ппоиавел я
звеления, тоступивние
конкурс ee

На вечере выступили также пи

тие. На этот участок Фронта пибатезый
па Л. Сейфуллина. комполитор В.
мин и работаюитий в а ae
ates поэт П. Железнов. — Vyacrsit
т с красноармейцы тт. Кирово
Певелев, Николаев п Пуньков  10й

ИР

пронзвелени я,
К. ПЛАТОН: