Gps

on

М. НАГНИБИДА

Бйщш спвають
„Запов!Т“...

Полку на штурм рушати вранц
Уже зорЕ неясний ещд.

Гуртом эбравшись у землянц!
Биц! ошвають «Запов!т».
Блищать штики в TICHOMY коль
Злрига в куточку каганець.
Примружив карт 1 повел!

Про и лани широкопол
Виволить тенором боень.

Мете пурга. В!конце стука,
Зоря в наметах ожива

К. ЧУКОВСКИЙ

i

Есть простое и лёгкое средство изгото-
вать военную книгу: возьми ножницы,
вырежь из разных газет и журналов де-
сятка полтора стишков и очерков, о3а-
главь эту окрошку возможно — звонче,
например: «Вперёд!» или «Слава героям!»
— и военная книга готова.

Конечно, без ножниц в издательском
деле нельзя, Но увлекаться ножницами
трешно и епасно: как бы они не стали
помехой для живого литературного твор-

i серце в — онука чества.
римлять Тарасовт слова. ат
Ме био штувы 7-0, Vestine, Эта-то опасность и угрожает в настоя-

щее время Детгизу. Такие его книги, как

Hilpa окроплена вода.
nin ро «Детям о войне». «Наш старший това-

А чей жива моя дитина?

А чей зустрнеться дружина? рищ», «Коричневый хищник», «В боях»
Чи мати муке заридь? и другие, сняэшь изготовлены ножни-
Гарматя бють Горить в конце. ОВ: . :

Т завмира в землянц! ств. Бообще к ножницам это издательство
Благослови, Тарасе-сонце, питает ‘слишком большое пристрастие.

Звященим THIBOM земляк. Изданные им «Сказки о храбрецих-удаль-

же время автор — из темы. Чтобы это

процесс.

ПРОИЗВЕДЕНИЙ Т. ШЕВЧЕНКО

.. ТОЙ

—
ШЕВЧЕННОВСНИЙ ВЕЧЕР
В МОСНВЕ

10 марта исполняется 129 лет со дня ро-
жления великого украинского поэта Т: Г.
Шевченко. „=

Отмечая эту далу, кафедра истории ли-
тератур народов СССР Московекого госу-
дарственного университета совместно с
лекторием МГУ устраивает болышой лите-

ратурный вечер, посвящённый Тарасу
Шевченко.
С докладом «Шевченко — великий ук-

раинский патриот» выступит Е. Ненадке-
вич. Свои произведения, посвящённые  Бе-
ликому поэту, прочтут украинские писа-
тели А. Копыленко, И. Ле, А. Малышко,
М. Нагнибеда, П. Панч и В. Сосюра.

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Издательство ЦК КП(б)У выпускает
на украинском языке массовым тиражом
«Кобзарь» Т. Шевченко, а также отдель-

ными изданиями — пбэмы «Причинна»,
«Сон» и другие.
«Кобзарь»  иллюстрировая художник

А. Пащенко. Предисловие написано поэ-
том-академиком Павло Тычиной.

В ближайшие дни в издательстве выхо-
дит из печати брошюра И. Назаренко
«Тарас Шевченко — певец свободы сла-
вянских народов».

КИНОЖУРНАЛ
«РАДЯНСЬНА УКРАИНА»

Комитет по делам кинематографии при-
нял решение 0 возобновлении выпуска
хроникального киножурнала «Радянська
Украина». В Харькове во. втором кварта-
ле этого года вновь открывается Украин-
ская студия кинохроники. =

До восстановления производственной
базы Украинской студии в Харькове ки-
ножурнал «Радянська Украина» будет
выпускать Центральная студия хроники.

цах», «Сказки народов Советского Союза»,

_лионную аудиторию Детей, и не пожелал

рали бы, если бы в эту суровую эноху

участвовать в составлении подобных пла-

«Песенки-байки» и еще груда всевозмож-
ных брошюр, вплоть до вырезок из
«Войны и мира», — всё это досталось
ему исключительно при помощи ножниц.

И конечно, это очень хорошо. что Дет-
тиз напечатал «Блиц-фрицев» книгу
антифантиетских сатир Марнгака с рисун-
ками неистощимых Кукрыниксов, но ведь
это опять-таки врырезки: вырезки из газе-
ты, из «Правды». Это создано не в нед-
рах Детгиза.  Гворческой работы издатель-
ства здесь опять-таки нет.

Я отнюдь не хсчу сказать, будто Дет-
гиз начисто уклонился от творчества. Из-
давались им и творческие книги. Вапри-
мер, повесть Заречной «Горячее сердце»,
написанная с большим темпераментом и
в то же время сдержанно, вдумчиво, без
ложнопатетических жестов и фраз. Хоро-
тн также свежие и поэтичные боевые
рассказы Ильенкова, собранные в книжке
«Сила жизни». Увлекательна — и не
только сюжетом, но и свободной манерой
живого рассказа —книжка Л. Плескачев-
ского «Партизанскими тропами». Но, во-
первых, этих книг очень мало. Во-вторых,
сами они так невелики, что каждую мож-
но проглотить в полчаса. А в-третьих.
ничего специфически-детского в них не
имеется. Творчество Детгиза доведено
здесь до минимума.

Другое дело — об’ёмистый томик о
танках «Сухопутные крейсера» 0. Дрожжи-
на или книга Д. Волкоза «Бойцы-неви-
Димки», о применении математики в
современной войне. Но лицо Детгиза ими
определяться не может. Это книги науч-
ные, прикладные, а лицо литературного
издательства раньше всего определяется
его достижениями в области чисто лите-
ратурного творчества: его стихамн, его
беллетристикой.

Й вот здесь, в этой области, Детгиз
оказывается до странности немошным.
Судя по ето тематическим планам, он
словно забыл, что у него есть большая
фаланга ‘замечательных народных худож
ников слова, завоевавштих себе многомил-

или не сумел активизировать этих пиеа-
телей, вовлечь их в творческую, боевую
работу.

И где молодые таланты, выдвивутые в
эти годы Детгизом? Таланты у нас так
и прут нз земли, и в тылу, и на фрон-
те. Но в Детгизе о них не слыхать.

Конечно, выращивать таланты и вдох-
новляюще влиять на их творчество  го-
раздо труднее, чем орудоваль. ножницами,
HO дети нашей страны несомненно выйг-

их жизни Детгизу удалось мобилизовать
для творческого служения им всех своих
лучитих писателей.

2.

Обладая такими богатыми кадрами за-
мечательных авторов. Детгиз воистину
мог бы творить чудеса.

Только представить еебе, что сделал бы
со всей этой плеядой М. Горький!

А Детгиз, словно не замечая её, состав-
ляет какие-то отвлечённые планы, кото-
рые рискуют новиенуть в безвоздунном
пространстве, так как за этими планами
совершенно не чувствуется конкретных
писателей. Е

Излательские планы лишь тогда хоро-
ши, когда онй создаются в живом едине-
нии с авторами. Мне не раз доводилось

‚Это делалось в живом единении с писа-

его гнев. Он требовал, чтобы каждая тема
органически вырастала из автора, и в 10
был творческий, сложный, двусторонний

Детгиз же планирует свои будущие нз-
дания так: «На новом месте». Повесть из
жизни‘ эвакуированного интерната. <«Шо-
весть должна показать творческую
активность советских ребят и педагогов,
сумевших преодолеть трудности эвакуа-
ции», и т. д.

Повесть, что и говорить, превосходная,
но её ‘еще нет. Её еще не начали писать.
Детгиз еще не знает еб автора, но уже
знает её будущие размеры — шесть ли*
eros! — и даже её будущий заголовок.

Таких заказываемых издательством
книг очень много. Вот будущая повесть
«Советская школа» (‹повесть должна по-
казаль, как советокая школа -сплотила
ребят») Вот будущая повесть «Мы заме-
нили отцов» («повесть должна пока
зать»...) :

Темы драгоценные, но именно из ува-
ження к ним мы должны требовать; что-
бы их не трактовали так упрощенно. Нам
нужны вдохновенные, горячие, мускули-
стые книги, способные влиять на целые
поколения детей, а такие книги ешё ни-
когда не писались для заполнения  рубри-
ки в заранее составленном издательском
‘плане.

Здесь опять-таки нужно творчество, то-
есть нечто прихотливое, страстное, сме-
лое, свободное и, раныше всего, неожи-
данное. Кто заказывал Антону Макаречко
ето «Педахтогическую ноэму»? Вто заказы-
вал Эдуарду Багрицкому его «Думу про
Опанаса»? И в какую рубрику предвари-
тельных издательских планов могла бы
вместиться «Страна Муравия» Александ
ра Твардовского, не говоря уже о стихах
Маяковского, о прозе Шолохова и вообще
сбо всём золотом фонде советской словес-
ности. Каждая из этих подлинно творче-
ских книг, прославляющих  по-настояще-
му, а неё для заполнения рубрики, наше
советское дело, — каждая явилась сюрл-
ризом „для всех и всех сшеломила своей
новизной Творчество — всегда изобрете-
ние, и сила ето влияния на массы —вВ
творческой новизне его сюжета и стиля.
Почему же теперь, когда нам особенно
нужно добиться влияния на детскую пси-
хику, мы чураемея творчества и готовимся
пичкать детей какими-то  повестушками,
на заранее заданные темы?

Здесь опять-таки вспоминается Горький.
Заказывал ли он писателям книги? Еще
бы! Постоянно заказывал. Немало есть ©0-
ветских повестей и романов, которые воз
никли по внушению Горького. И’ Пушкин
«заказывал» Гоголю ero «Ревизора». И
Некрасов то и дело «заказыцал» Николаю
Успенскому очерки: Но всё это делалось
с отремным уважением к писателю, к его
творческой личности, к его индивидуаль-
ным стремлениям, вкусам, возможностям.

телем.

Ибо влиятельны лишь творческие кни-
ги, а все эти опусы не только оставя?
детей равнодушными к тем жизненным
задачам, которые мы хотим им внушить;
но надолго отвратят их от этих задач,
то-есть принесут величайший педагогиче»
ский вред. :
: 3.

-B atom a yOequaca Ha coOCTBeHHOM OTH
те, наблюдая один детский коллектив. То
были обнталели обширного детского дома
в Таликенте, срэди которых, между про-
чим, находилась миогочисленная группа
детей, эвакуированных из прифронтовой
полосы.

Эрзац-литература, явилась к ним в ви-
де толетого тома «В огне отечественной
войны», изготорленного при помощи нож-
ниц в тороде Нальчике около года назал.
Книга составлена довольно толково, в ней
попадаются неплохне страницы, но ‘один
отдел этой книги чрезвычайно скоро на-
скучил ребятам, и они на третий же день
потеряли к нему всякий интерес, хотя
тематика этого отдела такая, которая He-
изменно волнует ребдчьи еердца. :

Чуть только, бывало, примешься читать
в литкружке стихи и рассказы, входящие
в этот отдел, дети так и отхлынут от

троих перепуганных
сте сказано,
очевидно, художнику было совестно нари-

ОЛЬЗЕ ТВОРЧЕСТВА

ему темы по рубрикам, чтобы зпослед-
етвии подыскать для этих тем подходя-
щих писателей. Такой канцелярский ме-
тод составления планов всегда вызывал

выражают овоб полное равнодунтие к Ччи-
таемому.

Откуда это происходит? И мы стали

внимательно вникать в эту книгу.

Вот на странице 20-й картинка: стоят
малевький мальчик и бросает гранату в
гитлеровцев. В тек-
что их было шестеро, но,

совать шестерых, и он отраничилея только
тремя. \

На странице 24-й картинка: маленькая
девочка ножиком убивает оторопелого гит-
леровца, а другой стоит, и хоть бы что!
Очевидно, ждёт своей очереди: ножалуй-
ста, пырчи и меня! Причём’ в тексте ска-

зано, что ножик у девочки был перочин-

ный, но художнику опять стало совестно,
и он вооружил её более подходящим. но-
жом.

Вот на вражеском танке стоит младенец
не старше двух лет и торжествует победу
над поверженными гитлеровцами. Это на
странице 44-й, а на 50-й паять немцев
гибнут под пулями двух малышей!

Словом, немонятно, почему Красная: Ар-
MHA в своей титанической борьбе с озве-
релым фалгизмом ведёт такие трудные бои
и преодолевает препятствия, каких не
могла бы пресдолеть ни одна армия в
мире. Нели послушать этих горе-литера-
торов, вполне достаточно сотни ребят.
чтобы сокрушить многомиллионное фаши-
стское полчище! Тем более, что, судя по
рисункам и тексту, враги патологически
глупы. Это — водевильные простофили,
которые ежесекундно попадают впросак.

Мудрено ли, что  трафаретность ‘и
неправлоподобность этих стишков и рас-
сказов скомпрометировала их в глазах
детей, которые своими глазами видели
войну? ;

Как бы для того, чтобы окончательно
отвадить ребят от этой волнующей темы,
в тот же детский дом принесли целую
груду брошюрок под такими монотонно-
хвастливыми заголовками:

«Как мы помогли поймать шииона>,
«Как мы подстрелили кукушку» (т. ®.
фаигистекого снайпера), «Как мы взяли у
фаптистов мотоцикл», «Как мы уничтожи-
ли банду фашистов», «Как мы сбили фа-
знистского мотоциклиста»,

Во всех этих книжках действуют два
мальчугана, из которых, судя по рнсуи-
кам, одному лет семь или восемь, а дру-
тому — три или даже два с половиной.
Для обоих войча —- тру-ля-ля, непрерыв-
ная цепь изумительно-лёгких побед над
смешными дурачишками-гитлеровиами:

Мы всё громче распеваем,
Пляшем лихо, с огоньком,
Вдруг из круга выбегаем
И гранаты достаём.

И тут же картинка: одинналцать нем-
цев стоят полукругом и доверчиво ждут,
скоро ли эти малюточки швырнут в них
транату. Вот какое лёгкое дело война:
стоит только двум мальчуганам «лихо, ©
огоньком» пронлясать перед немцами, и
одиннадцати из них капут. 3
_ Особенно легко, ` оказывается,
шпионов: ь

Меж деревьев человек.
Мы сказали: руки вверх!
Немен пойман. Это он!
Это крупный был шпион.

Можно ли так опошяять святую тему
о героизме советских детей! И подобную
‘однообразную дешёвку дети слушают по
радио, им её читают с0 всевозможных
эстрад, а также в детских домах и садах.
Она становится навязчиве-привычной, она
набивает оскомину, и в конце коннов вы-
зывает реакции, прямо противоположные
тех, Ha которые, видимс, рассчитывал
автор. о

Эту притчу я рассказываю с бесхитро-
‘стной целью: продемонетрировать на кон-
‘кретном примере, как вредна `эрзац-лите-
ралура и как необходимо использовать

ловить

творческие силы тех самобытных народ-
‘ных писателей, которые умеют по-настоя-

щему влиять на детей.
4. 2
В самом деле, какую агитационную о©и-

лу мотут иметь, например, следующие
тривиальные вирши;

Пионер! Ты носишь галстук красный,

Ты присягу помнишь и во сне.

Ты себе представить должен яено,

Что в тылу сейчас, как на войне...

Каждый нас встаёт перед тобою

Беспредельной храбрости пример.

«Дружинница» нов под руководством М. Горького. Горь-  книги. Шушукаются, смотрят в окошко, Будь и ты у нас в тылу героем,
Этюд В. ОДИНЦОВА. Сталинград январь 1943 г.  кий не регистрировал заранее нужные! егозят на скамейках, словом, всячески Если носишь званье — пионер!
=== ; - : : понимают, почему на них KOCHTCA ко-
НОВАЯ ПОВЕСТЬ i

Н. ЗАМОШКИН

«

Панораму грандиозной битвы под Мос-
Евой создаст время. И оно — не за гора-
ми. Немного лет отделяет эпос «Тихого
Дона» от эпохи гражданской войны. Но-
весть Нвг. Габриловича «Под Москвой»,
напечатанная в одиннадцатой книге жур-

нала «Знамя», — не эпос, не панорама —

иролнел всего ведь один roa! Это лишь
разведка в эпос. Писателю-фронтовику
пришлось многое  перевидеть, пережить,
залтисать. Разобраться в событиях, отде-
лить о существенное от несущественного,
связать воедино характерные черты, твор-
ческим воображением охватить наблюде-
ния, другими словами. написать зажон-
ченное произведение — Бот какая задача
стояла перед Евг. Габриловичем. :

Повесть «Под Москвой» имеет две сю-
жетные линии — собственно военную и
любовно-бытовую. Остановимся прежде
на первой. :

Из двух масштабов изображения войны
— генерального и местного — Габрилович
выбрал второй как более соответствую-
щий его писательской манере. В этом ви-
де он и разрабатывает тему разгрома нем-
цев под Москвой. С этой, «ротной», пози-
ции Габрилович сумел увидеть некоторые
явления и, процессы, характерные для
отечественной войны в целом. -

И тут на первом плане — Нетр Котель-
ников. Он является командиром роты
самой сибирской дивизии, которая
в октябре прибыла под Москву, дол-
то, отхоля с боями, изматывала врага,
потом в декабре перешла в наступление
и, наконец, в феврале врезалась клином
в расположение противника. Так рота
Котельникова и остаётся передовой ло
последней страницы повести. Нас не ос-
тавляет мысль о том, что она и сейчас
отважно  дерётоя где-нибудь -запалнее
Курска или Харькова. j г

Пеихология советского командира Ко-
тельникова, шаг за итагом, на опыте боёв
постигающего науку войны,  изображе-
на правдиво. Обстоятельно и расчленбнно
Габрилович описывает переживания
тельникова за первые полтора месяца.
Пётр сильно за это время похудел, но
понял, что в прибмах врага не содержит-
ся ничего исключительного, «чего он сам
не мог бы предуталать» Вначале это его
изумило, а потом вселило уверенность в
своей силе, укак команлира: «Второе, что
пришлось преололеть Петру в боях, —это
постоянное чувство колебания» в том или
ином шаге. «непреололимое желание санк-
пнонировать кажлое ©воё намерение в
высших инстанциях». «Третье, и главное,

ОД

Но-.

что он понял, заключалось в том, что на
войне снарядом является не только
стальной снаряд, но и вся масса войск,
устремлбннзя на ту или иную цель». Он
начал учитывать настроение роты с той
же тшательностью, е какой учитывается
топография местности, количество 60e-
припасов и т. д. Если бойцу Сербгину,
чтобы окончательно убедиться в правоте
порученного ему дела, нужно было опу-
стить свои персты в страшные раны, на-
несённые русскому народу врагом, то
ксмандиру Котельникову приходилось
учитывать и эту психологию бойца к
многие другие обстоятельства, уставом

прямо не предусмотренные.

`Переживания Котельникова стоит отме-
тить. как характеркые для советского
командира. Но переживания эти во мно-
том абстрагированы, обобщены, не связа-
ны с живой личностью, образ командира
кажется подчас ззсушенным. Например,
его невозмутимость при посещении мос-
ковской квартиры, в которой собирается
орудовать злобный обыватель, и его непо-
нятное равнодушие к судьбе родной сест-
ры мало вяжутся с образом подлинно со-
ветекого человека.

Командир дивизии Перемитин  очерчен
в повести скупо. Перед ним лежит Ha
столе испешренная значками оператив-
ная карта. Карту лихорадит, как живое
существо, — на нее ещё не нанесены те
улучшения в диспозиции, которых лобил-
ся Перемнтин в решающие тревожные
дни ноября. 0, эти беспорядочно
бросанные кружки и’ красные дуги со
стрелками. Как они мучительно отзыва-
ются в душе! Кажлое движение мысли
Перемитина перелаётся на бумагу, н%
карту. Это хорошо показано в повести.
Комлив ешё до памятного 5 декабря co-
вершил. свой пробный койтрулар Не-
сколько таких пробных ударов на линии
подмосковной подковы, и великий ле-
кабрьский перелом стал уеальпёстью:
Тут мы воочию наблюдаем. как местный,
локальный масштаб темы переходит в
более широкий. _ S -

Однако не сюда обращен тлавный ин-
терес автора. Его больше занимает пове>
дение простых бойцов роты. В центре но-
вести стоит фигура пулеметчика Тимо-
фея Кройкова. Рядом с ним — Серёгин
и другне Они ame не помышляют о
том, какие они могучие ий сильные, какие
ови самоотверженные труженики. страсто-
rey, тетои. Коойков так и говорит в
письме к Варе’ «Моя жизнь обыкновен-
ная, воюем». Недаром он в прошлом —

ОСЕВОЙ»

раз-

нальностью своего героя, что забыл 06 06-

Е. ГАБРИЛОВИЧА

плотник, представитель, может быть, 03-
мой народной и мирной профессии.
Кройков человек хозяйственный, осно-
вательный, крепкий, непреклонный в CBO-
‘6@м деле мира и войны русский человек,
русский пехотинец. Во вебм, что делазт
Кройков, автор усиленно подчеркивает са-
мобытность своего героя, долженствующе-
го быть воплощением национальных 060-

бенностей русского воина. Образ Кройко-

ва приобретает назидательный оттенок.
Но, странное дело, чем больше ввтор хо-
чет заверить, убедить читателя в TH-
пичности и жизненности’ своего repos,
тем более читатель испытывает  раздра-
жение и неловерие к Вройкову. Кажется,
что не от жизни идёт этот образ, а от
каких-то литературных  реминисценций.
Есть в образе, этого человека явно архаи:
ческне, «мужицкие» черты,
ные из устарелых, до приторности надо-
евитих измышлений о русском человеке.
Черты своеобразной  каратаевщины У
Кройкова возведены Габриловичем в доб-
родетель. И невольно выглядит этот герой
XCTH и кряжистым человеком, но безна-

дежно серым, обезличенным и таким да-.

лёким от своих реальных прототипов, ге-
роев-защитников Москвы, Сталинграда,
Ленинграда, что эта ‘отдалённость неволь-
но ‹ переходит в обидное, предосудитель:
ное искажение реальных характеров.
Кройков до невозможности скромен и
мешковат. И в личной жизни он недо-
тёпа: встречаясь с Bape, которую
любит, GH одно только и делает, что на-
доелливо «думает и думает...» Порой как-
то не верится, чтобы этот неказистый,
смиренный человек способен был, не де
тнув_ навести свой автомат в трува Эи-
нялкина, спокойно прогнать от
страх. непрошенно внолзающий на мгно-
вение в его душу, и т. д.
5 декабря Кройков в блиндаже раз’яс-
вял бойщач приказ вожля о наступлении
Он укоряет себя и их в том, что «плохо
воюем», «затылки чешем», «много разве-
лось, среди нас разных «плясунов», изба-
ловайных советской властью» И всем вдруг
стало. стыдно после его слов. Сцена Эта

написана живо. но содержание вё не’в-

ладу е самой повестью’ ‘бойцы Габрило-
вича прекрасно. отважно воюют! Автор
тут настолько увлекся надуманной ориги-

столтельствах места и времени.

Пэчитрук Парфентьев. как и пулемёт
чик Кройков показан Габриловичем ч2-
ловеком крайне

бивым. Оба они до того наивны, что не

`ваемого, так все измельчено?

заимствован-_

2065:

простолулиным и незло--

миесар Турухин, привыкший  полит-
работу вести только «но форме». Ав-
тор тут не согласен с Турухиным, он на
стороне Парфентьева. — человека, как он
говорит, «штатекого» и на войне, и по-
спенно ставит знак равенства между
«шталским» и большевистеким воспитани-
ем бойцов. Выходит так, что чуткость,
взаимное понимание являются уделом
единственно тех, кто и на фронте сохра-
нил в 66бе некоторую душевную мешко-
ватость, угловатость в поведении и пр.
Не оттого ли на повести Габриловича так

оттого ли так снижены масштабы онисы-
\ Создаётся
даже впечатление, что очень просторно и
вольготно живётся чудаковатому челове-
ку на войне И как, например, не посо-
чувствовать, не улыбнуться милым, не-
ловким Парфентьеву и Кройкову, Korda
они в самый патетический момент, перед
лицом высшего начальства, запутываются
в... собственных портянках!

Габрилович снисходит к «среднему» ч8-
ловеку, к его слабостям, — воё-де утря-
сётся, устроится, уж так создан мир, что
на всякото мудреца довольно простоты:
Немало найдётся в этом его военном про-
изведении и маленьких, даже крошечных
сердечных кон. * актов, как бы  переса-
женных автором из собственных  довоен-
ных произведений. Слишком много разли-
то в повести мягкого юмора, снисходи-
тельносги к разным недостаткам  чело-
веческого характера. Например, Е во-
миесару Турухину, который только и де-
лает, что «не согланвается» с командиром
дивизии Перемитиным, проявляющим 3a-
мечательную инициативу в веленни опе-
раций, автор относится с таким академи-
ческим беспристрастием, что мы вправе
спросить: уже не всё ли равно автору, кто
тут прав и кто вимоват?

Можно, конечно, согласиться с тем, что
«молодость есть молодость, и в
всё смешит и развлекает». но можно так-
ве утверждать и другое, что в те робо-
вые ноябрьские тревожно-велнчавые дин,
когла решалась сульба страны в при’
фронтовой полосе вузовская молодёжь.
которую изображает Габрилович во BTO-
рой сюжетной линни повести, не столько
чабвничала занималась любовными ин-
трижками. письмами. записками и Up.
сколько лопатами и кирками, в упорном
труде заграждала путь врагу. Труду Габ-
риловича только в ремарках, а на перел:
нем плане милая молодость. которая
почему-то только «смешит» Автор wepe-
итрывает невольно нарушает жизненные
пропорнии, когла именно так вводит ли-
рические могивы в повесть, посвящён:

Эти стихи напечатаны на первой стра-
вице детгизовского сборника «Будь ге-
poem!» Стихи гладкие, без сучка и зало`
ринки, написанные с самыми благими.
намерениями, но совершенно никчемные,
ибо в них — ни единого грамма поэзии.
Рифмованная, резонбрекая проза, и кому
неизвестно, что никакого эмоционального
влияния на детокую душу подобные вир-
ши иметь не могут, а если повлияют, то
в обратную сторону.

Нельзя же серьёзно поверить, что, чуть
только ребенок прочитает унылую прось-
бу автора: «будь и ты, пожалуйста, у
нас в тылу героем!»,—юон сейчас же пой-
дёт и наделает подвигов.

Детское мышление образно,
все отвлечённо и бескрасочно:

Ты читаень каждый день в газете
О великих подвигах бойцов.

Ждёт страна, что пионеры-дети
Будут все похожи ‘на отцов!

& здесь

достоинства Детгиза. Выше я перечислял

заметен налёт излишней домашности? He

`нении к рецензируемому

молодости

Дайте детям прочесть десяток Таких
резонёреких нотаций подряд, и самая
илея . геройства, увлекающая их © Ca
мого юного возраста, - покажется им
нудной. Это просто канцелярские отписки
от важной и ответственной темы.

Я отнюдь не хочу отрицать заслуги и

превосходные ккиги, которые он дал в
нынешнем году детворе. Но всё же я не
могу не отметить, что тематика всех его
КНИГ — и плохих и хороших — кажется
мне слишком уж узкой.

Все эти книги. почти все до одной, —
лишь о военном геройстве. А мы He
должны забывать, что есть и другое ге-
ройство, трудное; не показное, неэффект-
ное геройство» повседневной работы, ге-
ройство внутренней дисциплины, терне-
ния, нравственной стойкости, словом, то
геройство,` которое в ‘настоящее время
требуется от советского ребенка в тылу.

Оставлять детей Сибири. Урала. Даль
него Востока, Средней Азии, а также тех,
что эвакуированы из прифронтовой ноло-
сы, оставлять их без книжного воспита-
ния никак невозможно. Но что делает
наша детская литература сейчас для вос-
питания этих детей?

Ничего или очень мало.

У большинства из них отцы на фрон-
те, матери на оборонных заводах, иные
уже второй год как оторвались от семьн,
попали под дурные влияния,  разболта-
лись, отстали от школы, а мы, вместо
того, чтобы воспитывать их, шепелявим
им о Лялях и Васях, швырающех гра-
наты в фашистов И тем внушеаем им
плачевную мысль, будто это чуть ли не
единственная форма. теройства, которого
мы требуем от них Конечно, в огромном
своём большинстве советские дети нока-
зали себя достойными своей великой эно-
хи, но как мизерна та моральная помощь,
которую они получают от нас, от писа-
телей! И может ли Детгиз похвалиться,
что хоть одна ето книга помогает слабей-
шим из них противостоять пагубкым воз-
действиям базара и улицы? К сожалению.

BO  MHOTUX местах эти воздействия
СИЛЬНЫ, HO никакого противоядия
протнв этих таетворных влияний  дет-

ская ‘литература до сих пор не дама
и как будто даже не собирается дать. _

Вообще проблема воспитания ^ детей,
находящихся вдали от прифронтовой по-
лосы, — одна из самых жгучих проблем
нынешней советской пелатогики. Хотелось
бы. чтобы Наркомирос в самом спешном
порядке учёл эту насущную потребность
подрастающих поколений страны и лик-
видировал образовавшийся в Детгизе про-

рыв. :

Пора понять, что моральное BOCHUTA
ние детей и в первую очередь,
тех, которые из-за преврахностей

военного времени оказались оторваыными

от семьи, ор школы, ст нормального бы-

та, является задачей первостепенной  в0-
литической важности. Ведь, именно Hob!
неннему поколению советских детей

предстоит в недалеком будущем взять нА
‘себя колоссальный трул но восстановле-
нию мирной и радостной жизни после нал
зней окончательной победы над гитлеров-
миной.

И мы, детокие писатели, должны по-
нять наконеп, что Halll патриотический
долг — с удесятеренной энергией  при-
няться за создание книг, воспитывающих
`в советекьм ребенке раньше всего нрав>.
ственно-стойкую личность, епособную К
полвигам не только на фронте. нои в
будничной, тыловой обстановке.

ную разгрому немцев под. Москвой. При-
вычная литературная манера незаконно
вхолит в ткань героического по замыслу
произведения. :

Задача правдивой передачи того, Kak
преображались навыки и привычки мир.
ного времени в условиях войны, войны
суровой, тяжелой, требовала от автора
большого углубления в новый материал,
большого политического чутья и такта.

Никак, ни при каких обстоятельствах
такое одноклеточное существо, как Миша.
пустышка и влюбленный «романтик», с0-
шелитий со страниц мещанских романов,
не мог добровольно записаться в лыжный
отряд и ходить по тылам врага, как это
пытается доказать автор. Миша лишен ка-
ких либо патриотических черт. Остается
ето «любовь» к Оле. Но какая жё это лю-
бовь, когда «герой» подло, трусливо пре-
дает любимую? .
` Об этой второй (на наш взглял совсем
зеобязательной в повести) «любовной»
сюжетной линии надо сказать, что она
всобше вне жизненного правдоподобия.

В повести местами бросается в глаза
явное, почти ученическое подражание
Толстому. Может быть, и в самом деле
трудно советскому писателю, участнику
отечественной войны, избегнуть. влиявия
тения, нашедшего ключ к раскрытию ме-
ханизма народной войны? Под его могу-
чей сенью найдётся место для кяждото,
кто, не лукавя, проото захочет правдиво
изобразить нашу победу под Москвой. Но
едва ли можно говорить об этом в приме-
произведению,
композиция которого напоминает нечто,
составленное «с бору да < сосенки». 4
стиль настолько пбстр, что теряется пред-
ставление о ето единстве. Следующие
строки первонсточник которых не трудно
опрелелить, так же случайны в повести,
как и другие её фразеологические оборо:
ты: «Веселое. глубокое чувство  улачной,
лалной работы охватывало обоих нуле
мётчиков по мере того. как длился бой»;
«они ошущали ту горячую и вместе стем
солидную леловитость. которую ошушает
человек. знающий что лелает, и понима-
ещий. что дело его идёт хороп!о>; «всем
было приятно и весело сознавать. что
вст, мол. какие они залорные. боевые ре-
бята. за словом в карман не погезут».

Несвязанностью сюжетных линий, нуб-
линцистических стступлений.  «пристроен-
ных» к сюжету и не вытекающих из него
с художественно-психологической  несбхо-
лимостью. — всем этим страдает повесть.

Но есть в повести Габриловича и под-

№ 0 (62) — ЛИТЕРАТУ

ик ааа иначе вто бущен а Е ВВОЗ НОНО ЧЕ ОСОБЕ ОЕ БУ ОЕ Обо Б Оби СЯ ЕСС НОЖ ЕВАЯ НОНО ВИЗЕУ СЯ seagCeectserdcarxrse4eceasedeeccuscactsuaceeaneeauesSRaKcunnnsnanscenAexananaaniee

«Письмо с фронта»

Скульптурная композиция М. ЭНШТЕЙНА.

г. Фрунзе.

ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ

В Московском Доме архитектора откры-
лась выставка проектов монументов геро-
ям великой отечественной войны, пред-
ставленных Ha конкурсе, организованный
Союзом советских архитекторов и Коми-
тетом по делам яскусств.

Темы, предложенные участникам KOH-
курса, очень разнообразны — от пантео-
на героям войны и партизанам по над-
гробья на братских могилах BOHHOB, OT MO-
нументов защитникам Москвы. Ленингра-
да и Севастополя ло памятников от-
дельным героям: Зое Космодемьянской, 28
панфиловцам и другим. é

Всего на конкурс поступило 160 проек-
тов. Кроме того на выставке показаны по-
лученные вне конкурса работы, посвя-
щённые тероическим защитникам Сталин-
града. На-лнях жюри заканчивает работы
по просмотру и отбору проектов.

1 марта докладом Д Аркина началось
обсуждение экспонированных проектов.
`Докладчик отметил общий высокий ypo-
вень пзелетавленных проектов, их отлич-
ное графическое выполнение. Для лучших
проектов конкурса характерно сочетание
исторической конкретности с символиче-
ским обобщением. Однако рял проектов не
отвечает этому требованию. они отмечены
печатью своеобразного «классического
шаблона» и в них больше чувствуется
прилежное изучение классических архи-
тектурных образцов, чем живой пафое
современности Особенно это сказалось на
ренении таких тем, как «Пантеон героев
великой отечественной войны»: многие ав-
тора варьируют злесь архаичные мотивы
древнеримского пантеона.

В некоторых работах заметно чрезмер-
ное нагромождение разнообразных архи-
тёктурных форм Sie лишает проекты ос-
новного качества героического монумента

— нростоты и яености художественного
образа
> Очень интересны памятники на брат-.

ских могилах. врезанные в холм или ска-
лу, и монументы, органически связанные
с пейзажем местности (бухта Севастополя,
предгорья Кавказа. донские степи).

Выступление акалемика архитектуры
Л. Рулнева было посвящено вопросам ком-
позиционного сочетания монументов с ар-
хитектурой современных городов. -

В заключение академик архитектуры
И. Колля сообщил. что Союз архитекторов
оутанизует детальное изучение вопросов,
связанных е сооружением монументов ге.
роям великой отечественной войны.

ПРЕМЬЕРЫ В ТЕАТРАХ ТБИЛИСИ

ТБИЛИСИ (По телеграфу ot Halu. KOPP).
Е юовиыне установления  советекой
власти в Грузии Театр оперы и балета
им. 3, Палиашвили поставил новую оне-
ру трузинохого композитора Вано Гокие-
ли «Патара Кахи» но олнойменной пьесе
трузинского классика Акакия Церетели.
`В театре им. Руставели Акакий Хорава
возобновил пьесу Сумбатова-Южина «Из-
мена». Начались репетиции пъесы И. Сель-
венского «Генерал Брусилов» в переводе
Симона Чиковани. В роли Брусилова вы
ступит А. Хорава.

` истинно патриотические, BOS-

купающие,

вышающие душу страницы. Они, конечно,
скрашивают недостатки произведения.
Хорошо, самоотверженно, например, Je
рутся за родину Кройков, Котельников,

Варя, Оля, Парфентьев! Сама жизнь тут
выправляла перо автора, склонного Bd
всех иных случаях во что бы то ни CTa-
по подыскивать в людях разные, совсем
необязательные угловатости и странности.

Горячая патриотическая идея повести
чувствуется также в той гневной, призыв-
ной интонации, в том пафосе ненависти
к насильникам, которыми полна картина
воздушной бомбардировки мирного горо-
да, убийства детей, стенаний и плача Ma-
терей. Сильное впечатление производит
спена в освобождённой деревне. Серегин,
всё старавшийся понять, чего же хочет
немен, теперь всё понял: немец хочет
смерти русских. И вот Сербгин слышит
из уст матери-крестьянки страшный, н%
его тлазах рождающийся сказ об убитом
мальчике Саше. «Сынок вчера первый
вас услышал: «Мама, наши!» «Спи,
сынок, лес шумит». «Мама, стреляют!» —
«Спи, слышишь, ставни  стучат...>. A
тут сзади немен и подобрался». Нришел
на русскую землю в образе зверя страш-
ный немецкий «лесной царь», — и Cepe-
тин почувствовал это раз и навсегда. Он
сколачивает гробик для Саши, которого
никогла ло этого не знал, сколачивает и

`раз’яряется великим гневом к врагу. —
«А. ты детей убивать. подле? Детей.
убивать? — бормотал: он, вбивая твозди>.

«Ярость его росла. Всё то огромное, что
передумал он за послелние месяцы. все
то ужасное. что испытал его мир. столк-
нувшись с миром немпа, — выкристалли-
зовалось сейчас в олно всепоглощаюнтее
чувство: в ярость». «Это была ярость рус-
кого человека, бескрайняя. как и ето до-
брота. та ярость. которую не умерить ни-
чем. которая переплывет моря. взберется
на кручи пройдёт сквозь огонъ...»

Тэкая сила ярости родилась не в одном
только Подмосковье Она прокатилась де-
вятым валом по всем фронтам и тылам
великой страны. Это рожление ненависти
к врагу отражено в повести «Под Моск-
вой» Олнако эти и лругие хорошие ме-
ста существуют в ней сами по себе, отор-
ванно. независимо от замысла. который
стоял перел взором писателя. И разве это
не очегилно лля самото автора, приме-
нившего к себе ту же меру «штатокости» и
снисходительности. при помощи которой
он лумал приблизить своих героев к чи-
тателям.

ne rbeeeecentugebnUnendacesusseapeeeedseshueyeenesensyaseianre-cutedseqcesucaeusedisveseceteevestunsecursescureFSUSTGSSESSEESERNUDOESS¢

РА И Искусство 3

минииалавам