Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ви
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш).

609 @1

Пятница, 7 ноября 1941 г.

AY TOG

MM,
ts Toeapuuu!

a
} и Прошло 24 года с тех пор, как победила у нас

Ny Октябрьская Социалистическая революция и устано-
®,   вился в нашей стране советский строй. Мы стоим те-
мн перь на пороге следующего, 25-го года существования
1 советского строя.

™ Обычно на торжественных заседаниях в годовщину
1ы Октябрьской революции подводятся итоги наших успе-
a хов в области мирного строительства за истекший год.
le Мы действительно имеем возможность подводить Ta-
н„. Кие итоги, так как наши успехи в области мирного
‘и, Строительства растут не только из года в год, но и из
 „ Месяца в месяц; Что ’это’ за успехи и насколько они

:: велики, — это известно всем, как друзьям, так
у и врагам. :
‹ Но истекший год является не только годом мирного

° строительства. Он является вместе с тем годом войны
1%  с немецкими захватчиками, вероломно напавшими на

т нашу миролюбивую страну. Только в течение: первых

пр
Sout ход ВОЙНЫ
a Я уже говорил в одном из своих выступлений в
зи, ИаЧале войны, что война создала опасную угрозу для
ую‘ Нашей страны, что над нашей страной нависла серьез-
у  Ная опасность, что нужно понять, осознать эту опас-
но» Ность и перестроить всю. нашу работу на военный
лад. Теперь в итоге 4-х месяцев войны я должен
подчеркнуть, что эта опасность не только не ослабла,
CC? а наоборот еще более усилилась. Враг захватил боль-
шую часть Украины, Белоруссию, Молдавию, Литву,
о Латвию, Эстонию, ряд других областей, забрался в
pari Донбасс, навис черной тучей над Ленинградом, угро-
щ, Жает нашей славной столице — Москве. Немецко-
‚ № фашистские захватчики грабят нашу страну, разру-
, № Шают созданные трудами ‘рабочих, крестьян и интел-
18 лигенции города и села. Гитлеровские орды убивают
и насилуют мирных жителей нашей страны, не щадя
‚ и Женщин, детей, стариков. Наши братья в захваченных
щи ( немцами областях нашей страны стонут под игом
0 м немецких угнетателей.
№ Потоки вражеской крови пролили бойцы нашей
pA ; , x
райоеи
Скот,
ля. й  Предпринимая нападение на нашу страну, немецко-
У = фашистские захватчики считали, что они наверняка
‘050 смогут «покончить» с Советским Союзом в полтора—
два месяца и сумеют в течение этого короткого вре-
110: мени дойти до Урала. Нужно сказать, что нёмцы
юм не скрывали этого плана «молниеносной» победы.
тра  Они, наоборот, всячески рекламировали его. Факты,
тих! однако, показали всю легкомысленность и беспочвен-
1” ность «молниеносного» плана. Теперь этот сумасброл-
Ol ный план нужно считать окончательно провалив-
т  шимся. (Аплодисменты). 3

ate Чем об’яснить, что «молниеносная война», удавшаяся
в Западной Европе, не удалась и провалилась на Во-

_ стоке?
ne На что рассчитывали немецко-фашистские стратеги,

утверждая, что они в два месяца покончат с Совет-
Врат ским Союзом и дойдут в этот короткий срок до Урала?
i, Они рассчитывали прежде всего на то, что серьезно
111, °7 надеялись создать всеобщую коалицию против СССР,
Ы, ’ вовлечь Великобританию и США в эту коалицию,
rare предварительно запугав правящие круги этих стран
аи призраком революции, и полностью изолировать таким
образом нашу страну от других держав. Немцы знали,
_= Что их политика игры в противоречия между классами
ЕГМ СТдельных государств и между этими. государствами
и Советской страной уже дала свои результаты во
— > Франции, правители которой, дав себя запугать при-
зраком революции, с перепугу положили под ноги Гит-
лера свою родину, отказавшись от сопротивления. Не-
‚юм мецко-фашистские стратеги думали, что то же самое
‘^х произойдет с Великобританией и США. Небезызвест-
ast ный Гесс для того, собственно, и был направлен в
„‚ Англию немецкими фашистами, чтобы убедить англий-
2” ских политиков примкнуть к всеобщему походу против
‚ М. СССР. Но немцы жестоко просчитались. (А плоди-
„л сменты). Великобритания и США, несмотря на ста-
и _ания Гесса, не только не присоединились к походу
ки” немецко-фашистских захватчиков против СССР, а
‚ли Наоборот, оказались в одном лагере с CCCP npo-
тив гитлеровской Германии.
и оказался изолированным, а наоборот, приобрел но-
she вых союзников в лице Великобритании, США и
‚№ других стран, оккупированных немцами. Оказалось,
ие Что немецкая политика игры в противоречия и в запу-
ys: ТИвВание призраком революции исчерпала себя и уже
 He routed as HOBO обстановки. И не только не го-
-№  дится, но еще чревата большими опасностями для не-
з Мецких захватчиков, ибо она ведет в новых условиях
войны к прямо противоположным результатам.

` Немцы рассчитывали, во-вторых, на непрочность
“ai ‘советского строя, непрочность советского тыла,
полагая, что после первого же серьезного удара

r и первых неудач Красной Армии откроются кон-
st” фликты между рабочими и крестьянами, начнется
драчка между народами СССР, пойдут восста-

о чия и страна распадется на составные части, что

1олжно облегчить продвижение немецких захватчиков
у вплоть до Урала. Но немцы и здесь жестоко просчи-
cnn, тались. Неудачи Красной Армии не только не осла-
м” били, а наоборот, еще больше укрепили как союз
 » рабочих и крестьян, так и дружбу народов СССР.
Аплодисменты). Более того,— они превратили
53%) семью народов СССР в единый, нерушимый лагерь,
м’ самоотверженно поддерживающий свою Красную

i!
rat) ПРИЧИНЫ ВРЕМЕННЫХ
le Все это верно, конечно. Но верно также и то, что

„ наряду с этими благоприятными условиями имертся
. еще ряд неблагоприятных для Красной Армии усло-
‚` вий, в силу которых наша армия терпит временные
неудачи, вынуждена отступать, вынуждена сдавать
врагу ряд областей’ нашей страны.

=.

а ни бнний

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

СССР не только не.

ВН В Сы ЕЕ ЕЕ АННЕ ИН

коп.

Ее а

ОЙ ОИТЯБРЫ

ЦЕНА 6

Л

=
wf

“id

ы Локлад Председателя Государственного Комитета Обороны товариша И. В. СТАЛИНА -
» на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы

6 ноября 1941 года.

шести месяцев истекшего года довелось нам продол-
жать нашу мирную, строительную работу. Вторая по-
ловина года, более 4-х месяцев, проходит в обстановке
ожесточенной войны с немецкими империалистами.
Война стала таким образом поворотным пунктом в раз-
витии нашей страны за истекший год. Война значи-
тельно сократила, а в некоторых областях прекратила
вовсе нашу мирную строительную работу. Она заста-
вила перестроить всю нашу работу на военный лад.
Она превратила нашу страну в единый и всеоб’емлю-
щий тыл, обслуживающий фронт, обслуживающий
нашу Красную. Армию, наш Военно-Морской Флот. _

Период мирного строительства кончился. Начался
период освободительной войны с немецкими. захват-
чиками.

Вполне уместно поэтому поставить вопрос об ито-
гах войны за вторую половину истекшего года, соб-
ственно за четыре с лишним месяца второй половины
года, и о тех задачах, которые мы ставим себе в этой
освободительной войне.

ЗА 4 МЕСЯЦА.

армии и флота; защищая честь и свободу родины,
мужественно отбивая атаки озверелого врага, давая
образцы отваги и геройства. Но враг He останавли-
вается перед жертвами, он ни на иоту не дорожит
кровью своих солдат, он бросает на фронт все новые
и новые отряды на смену выбывшим из строя и на-
прягает. все силы, чтобы захватить Ленинград и Мо-
скву ло наступления зимы, ибо он знает, что зима
не сулит ему ничего хорошего.

За 4 месяца войны мы потеряли убитыми 350 тысяч
и пропавшими без вести 378 тысяч человек, а раненых
имеем 1 миллион 20 тысяч человек. За тот же период
враг потерял убитыми, ранеными и пленными более
4 с половиной миллионов человек.

Не может быть сомнения, что в результате 4-х ме-
сяцев войны Германия, людские резервы которой уже
иссякают, — оказалась значительно более ослабленной,
чем Советский Союз, резервы которого только теперь
разворачиваются в полном об’еме.

ПРОВАЛ «МОЛНИЕНОСНОЙ ВОЙНЫ,.

Армию, свой Красный Флот. Никогда еще советский
тыл не был так прочен, как теперь. (Бурные апло-
дисменты). Вполне вероятно, что любое другое
государство, имея такие потери территории, какие мы
имеем теперь, не выдержало бы испытания и пришло
бы в упадок. Если советский строй так легко выдер-
жал испытание иеще больше укрепил свой тыл, то’
это значит, что советский строй является теперь
наиболее прочным строем. (Бурные ‘аплоди-
сменты).,

Немецкие захватчики рассчитывали, накочец, Ha
слабость Красной Армии и Красного Флота, полагая,
что немецкой армии и немецкому флоту удастся с
первого же удара опрокинуть и рассеять нашу армию
и наш флот, открыв себе дорогу на беспрепятствен-
ное продвижение в глубь нашей страны. Но немцы
и здесь жестоко просчитались, переоценив свои силы
и недооценив нашу армию и наш флот. Конечно, наша
армия и наш флот еще молоды, они воюют всего
4 месяца, они еще не успели стать вполне кадровы-
ми, тогда как они имеют перед собой кадровый флот
и кадровую армию немцев, ведущих войну уже
2 года. Но, во-первых, моральное состояние нашей
армии выше, чем немецкой, ибо она защищает свою
родину от чужеземных захватчиков и верит в правоту
своего дела, тогда как немецкая армия ведет захват-
ническую войну и грабит чужую страну, не имея
возможности поверить хотя бы на минуту в правоту
своего гнусного дела. Не ‘может быть сомнения, что
Идея защиты своего отечества, во имя чего и воюют
наши люди, должна породить и действительно поро-
ждает в нашей армии героев, цементирующих Крас-
ную Армию, тогда как идея захвата и ограбления
чужой страны, во имя чего собственно и ведут войну
немцы должна породить и действительно порождает
в немецкой армии профессиональных грабителей, ли-
шенных каких-либо моральных устоев и разлагающих
немецкую армию. Во-вторых, продвигаясь в глубь
нашей страны, немецкая армия отдаляется от своего
немецкого тыла, вынуждена орудовать во враждеб-
ной среде, вынуждена создавать новый тыл в чужой
стране, разрушаемый к тому же нашими партизанами,
что в корне дезорганизует снабжение немецкой армии,
заставляет ее бояться своего тыла и убивает в ней
веру в прочность своего положения, тогда как наша
армия действует в своей родной среде, пользуется
непрерывной поддержкой своего тыла, имеет обеспе-
ченное снабжение людьми, боеприпасами, продоволь-
ствием и прочно верит в свой тыл. Вот почему наша
армия оказалась сильнее, чем предполагали немцы, а
немецкая армия слабее, чем можно было бы предпо-

хватчиков. Оборона Ленинграда и Москвы, где наши
дивизии истребили недавно десятка три кадровых
дивизий немцев, показывает, что в огне отечествен-
ной войны куются и уже выковались новые советские
бойцы и командиры, летчики, артиллеристы, миномет-
чики, танкисты, пехотинцы, моряки, которые завтра
превратятся в грозу для немецкой армии. (Бурные
аплодисменты).

Нет сомнения, что все эти обстоятельства, взятые
вместе, предопределили неизбежность провала «мол-
ниеносной войны» на востоке.

НЕУДАЧ НАШЕЙ АРМИИ.

Что это за неблагоприятные условия? Где причины
временных военных неудач Красной Армии?

Одна из причин неудач Красной Армии состоит
_в отсутствии второго фронта в Европе против немеп-
ко-фашистских войск. Дело в том,

ложить, судя по хвастливым рекламам. немецких за-°

ких-либо армий Великобритании или Соединенных
Штатов Америки, которые бы вели войну с немецко-
фашистскими войсками, ввиду чего немцам не прихо-
дится дробить свои силы и вести войну на два фрон-
та, на западе и на востоке. Ну, а это обстоятельство
ведет к тому, что немцы, считая свой тыл на западе

‚ обеспеченным, имеют возможность двинуть все, свои

войека и войска’ своих союзников в Европе против
нашей страны. Обстановка теперь такова, что наша
страна ведет освободительную войну одна, без чьей-

‚ либо военной помощи, против соединенных сил нем-

Wes, финнов, румын, итальянцев, венгерцев. Немцы
кичатся: своими временными успехами и расхваливают
свою армию без меры, уверяя, что она всегда может
одолеть Красную Армию в боях один на один. Но
уверения немцев представляют пустое хвастовство,
ибо непонятно, почему же в таком случае немцы при-
бегли к помощи финнов, румын, итальянцев, ‘венгер-
цев против Красной Армии, воюющей исключительно
своими силами, без военной ‘помощи со стороны. Нет
сомнения, что отсутствие второго фронта в Европе
против немцев значительно облегчает положение не-
мецкой ‘армии. Но не’ может быть сомнения и в том,
что появление второго фронта на континенте Евро-
пы, —а‘он безусловно должен появиться в ближай-
шее время (бурные аплодисменты), — суще-
ственно облегчит положение нашей армии в ущерб
немецкой.

Другая причина временных неудач нашей армии
состоит в недостатке у нас танков и отчасти авиации.
В современной войне очень трудно бороться пехоте
без танков и без достаточного авиационного прикры-
тия с воздуха. Наша авиация по качеству превосходит
немецкую авиацию, а наши славные летчики покрыли

Даздлравствует 24-ая годовщина Великой Октябрьской
Сониалистической Революции!

Ла злравствует славная партия Ленина—Сталина,—
организатор борьбы за побелу над неменко-фашистскими
захватчиками!

себя славой бесстрашных бойцов. (Аплодисмен-
ты). Но самолетов у нас пока еще меньше, чем у нем-
цев. Наши танки по качеству превосходят немецкие
танки, а наши славные танкисты и артиллеристы не раз
обращали в ‘бегство хваленые немецкие войска с их
многочисленными танками. (Аплодисменты). Но
танков у нас все же в несколько раз меньше, чем у
немцев. В этом секрет временных успехов немецкой
армии. Нельзя сказать, что наша танковая промышлен-
ность работает плохо и подает нашему фронту мала
танков. Нет, она работает очень хорошо и вырабаты-
вает немало превосходных танков. Но немцы выраба-
тывают гораздо больше танков, ибо они имеют
теперь в своем ‘распоряжении не только свою
танковую промышленность, но и промышленность Че-

‚ хословакии, Бельгии, Голландии, Франции. Без этого

обстоятельства Красная Армия давно разбила бы
немецкую армию, которая не идет в бой без танков
и не выдерживает удара наших частей, если у нее нет
превосходства в танках. (Аплодисменты).

Существует только одно средство, необходимое для
того, чтобы ‘свести к нулю превосходство немцев
в танках и тем коренным образом улучшить положе-
ние нашей армии. Оно, это средство, состоит не только
в том, чтобы увеличить в несколько раз производство
танков в нашей стране, но также и в том, чтобы резко
увеличить производство противотанковых самолетов,
противотанковых ружей и орудий; противотанковых
гранат и минометов, строить побольше. противотанко=
вых рвов и всякого рода других противотанковых

препятствий.

В этом теперь задача.
Мы можем выполнить эту задачу и мы должны ее
выполнить во что бы то ни стало!

КТО ТАКИЕ «НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТЬЬ?

Немецких захватчиков, т. е. гитлеровцев, у нас обыч-
но называют фашистами. Гитлеровцы, оказывается,
считают это неправильным и упорно продолжают на-
зывать себя «национал-социалистами». Следовательно
немцы хотят уверить. нас, что партия гитлеровцев,
партия немецких захватчиков, грабящая Европу и
организовавшая злодейское нападение на наше социа-
листическое государство, является партией социали-
стической. Возможно ли это? Что может быть общего
между соцнализмом и гитлеровскими озверелыми
захватчиками, грабящими и угнетающими народы Ев-
ропы?

Можно ли считать гитлеровцев НАЦИОНАЛИСТА-

что в настоящее   МИ? Нет, нельзя: На самом деле гитлеровцы явля-

время на европейском континенте не существует ка-   Ются теперь не националистами, а ИМПЕРИАЛИСТА-

МИ. Пока гитлеровцы занимались собиранием немец-
ких земель и воссоединением Рейнской области, Ав-
стрии и т. п. их можно ‘было с известным основанием
считать националистами. Но после того, как они за-
хватили чужие территории и поработили европейские
нации — чехов, словаков, поляков, норвежцев, датчан,
голландцев, бельгийцев, французов, сербов, греков,
украинцев, белоруссов, прибалтов и т. д. и стали
добиваться мирового господства, гитлеровская партия
перестала быть националистической, ибо она с этого
момента стала партией империалистической, захватни-
ческой, угнетательской.

—— eee. —O0V0O OU

(Продолжение — на 2-й стр.),