бы«
CTH
Hg
00Ts
Tj.

> (he
MMe
  Cl
DBD es
(eer)
Ву.
№
ОН
0.

ee
а
aT
ту.
СВХ

pat
AT
ЦИТЬ
rep
три.
ed
)aH-
5 —
ied,
CR.
ROTO

34.
nig

Но
Ст

=
I-

(bh
e*

pe

pA
il

Fi

por

7 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 214 (9985)

ПРАВДА

`Каменоломни Хобея

(От военного корреспондента «Правды»)

Неприветливы и угрюмы горы, окружаю-
шие Хобейскую долину. Но город е верши-
ны кажется чистеньким и уютным, как на
открытке. Китайские домики, утопающие в
садах, пагоды с высокими изогнутыми и
резными крышами, ровные аллеи парков,
коричневые трубы миниатюрных фабрик—
всё это создает картнну благодатного, без-
мятежного уголка.

Познакомьтесь с этой картиной ближе,
войдите в город, вемотритезь в улицы. Они
изрыты окопами, в зелени скверов скрыты
громадные казармы разгромленной квантун-
ской армии, плацы, полигоны, сторожевые
будки. артиллерийские склады, пороховые
погреба, радиостанция

Железнодорожные линии подходят к са-
мым дворам фабрик. Не верьте вывескам и
плакатам, рекламирующим консервы и сн-
гареты японского производства. Из цехов
предприятий вывозились гранаты и патро-
НЫ. k
Казармы квантунцев сейчас пусты. Сен-
тябрьский ветер бъёт в развитые окна, под
крышей сигнальной вышки безмолвно висит
чугунный колокол. Японская гаубица, ок-
ружённая кучами расстрелянных гильз, ва-
ляется в воронке от авиабомбы.

Японцы почти тринадцать лет хозяйни-
чали в захваченном ими у Китая Хобее.
Офицеры японской армии и биржевые князь-
ки отстроили здесь  пышные особняки и на
эксплоатации  закабаленных китайцев
строили своё благополучие, открывали
предприятия для курильщиков опиума и
другие доходные заведения.

Выбитые из города, захватчики нелегко
расетавались с награбленным добром. Офи-
церы императорской армии сменили свои
доспехи на убогое одеяние китайских рикш,
самурайские мечи — на обычные ножн и
мелкими бандами разбрелись по лесам и
сопкам.

Давно уже затихли бои в Хобейской до-
длине, а на окраинах города и в дальних
предместьях всё еще промышляют эти
бандиты.

В фанзе китайской полиции, поджав под
себя ноги, сидит на цыновке сутулый
оборванен. Он исподлобья смотрит вокруг
себя и нервно теребит пальцами чёрные
щшегольские усики. Серый китель, облогаю-
щий плечи этого человека, пестрит запла-
тами всех расцветок, конусовилная шляпа
испачкана щебнем, ноги обуты в дырязые
ботинки. ,

Таким встретили мы кавалера орлена
«Солнца» капитана японской армпт Нии-
Мало через несколько часов поеле его чре-
ста. Штабной офицер, превратавштйея в
разбойника, много дней из засад стрелял в
спины советским солдатам и китайцам. на-
девшим на рукава красные повязки.

Банду Нии-Мало выловили, & сам он,
‘оставшись в одиночестве. репгил отправить-
ся к предкам.

Мимо хобейских каменоломен проходил
советский танк. Бандит-самоубийна, с под-
вязанной в груди противотанковой миной
выбежал из укрытия, чтобы броситься под
гусенипу -машаны. Олнако последнего сво-
его шага Нии-Мало не стелал.

— Что же вы, господин капитан, разду-
мали так изящно умереть? — спрашивает
через переводчика майор Гоязнов. предета-
витель советской комендатуры.

Японеп долго молчит, плюёт в угол и
скороговоркой отвечает:

— Хочу кушать. Три дня не кушал.

Китайцы приносят ему тарелку 4y-
мизы и чашку чая. Он жадно ест и пьёт.

— Где ваш мундир и оружие?—продол-
жает допрос японца майор.

— Там...

Велед за Нин-Мадо мы идем к хмурым
вершинам Хобейских гор.

РЕ Е

Чёрные пасти тоннелей. У входов —
консервные банки, черепки битой посуды,
сбрывки одежды, винтовочные гильзы и
залитые водой остатки. костров.

Китайские полицейские сделали факелы
и вместе с нашими солдатами вошли в пер-
вый тоннель.

Сзмурай долго рылся в каменном завале,
пока извлёк плащ-палатку и завернутые в
ней офицерский мундир, клинок с длинной
золоченой рукояткой и портфель с докумен-
тами и картами.

Неожиданная экскурсия с пойманным ди-
версантом открыла перед нами историю хо-
бейских каменоломен, мрачную страницу
янонского хозяйничанья в захваченных
провинциях Китая.

Сотни китайских семей были согнаны
сюда на каторжные работы. Здесь незадолго
до прихода Красной Армии умер от голода,
изнурительного труда и нобоев китайский
художник Цзо-Сян. В его картинах японцы
видели призыв к возмущению, и разлучен-
ный с семьей, Цзо-Сян был брошен в ка-
меноломни Хобея, а картивы его уничто-
жены.

На стене тоннеля, в котором работал ху-
ложник, нам показали последний его труз.
Отшлафованный камень сохравил тончай-
шие линин резца. Олень, горло подняв ro-
лову, взбираетея по крутому склону на
вершину горы, где восхолит солнце. Под
рисунком дата. а сбоку скупая надпись:
«Где ты, солнце?»

Измученный Цзо-Сян так пи не дождался
счастливого часа рассвета. Он умер за тя-
желой киркой, н тело его япояцы бросили в
яму. где гнили трупы других мучеников
каменоломен.

В хобейском госпитале мы разыскали
второго узника. измождённого старика-ки-
тайна. Его лицо с резко выдавшимися ску-
лами было мертвенно бледным. Почти без-
звучно шевеля посиневшими губами, боль-
ной рассказал невесёлую повесть.

Он, доктор Ван Лунь-шен, известный
китайский ученый, всю евою жизнь посвя-
тил труду на благо родного народа. В па-
следний день, проведенный на свободе, он
заканчивал свой многолетний труд. посвя-
щенный борьбе с тяжёлой и малоизученной
р носящей в народе название «бери-
ери».

Вепыхивавшая внезапно в густо насе-
ленных китайских деревнях, эта болезнь
Уносила тысачн жизней. Ученый иселело-
вал больных, ходил из деревни в деревню,
полго работал в своей лаборатории и, нако-
нец, нашел средство борьбы со страшным
бедствием.

По зачем это японцам? В их расчеты во
все не входвла забота о китайском насе-
лении захваченных провинций.

Японцы обвиняли ученого в составленил
прокламапий. а его хожления по деревням
раепенили как попытку оргавизовать анти-
японское движение Жандармы ворвались в
тихий помик локтора Лаборатория его пол:
верглась разгрому, а сам ученый был бро-
шен в хобейские каменоломни.

Заботлавые русские врачи оказали по-
мощь освобождённому от каторги Ван Дунь-
шену Онс благодарностью @ сердечной тен-
JOTOH говорит о русских зюдях. раеспрапив
вает о советской науке. о Сталине, и в в0с-
палённых глазах его загорается жизнь

Пал домами Хобея развеваютея напиэ-
нальные флаги йитайской республики fho-
тели освобождённого города празануют свет-
лые дни побэды Солнце повой жизни вз9-
шло пал освобождённым Хобеем Отблески
его золотых лучей лежат на краснозвёзд-
ных ^ касках победителей — освободивших
Маньчжурию от японеких империалиетов

Павел КУЗНЕЦОВ

1-й Дальневосточный фронт,
6 сентября. (По телеграфу).

Новый Орск

Степь, степь, степь... Необ’ятный шатёр
неба с распущенными парусами плывущиях
облаков. Пологие в жиденькой зелени соп-
ки. Бурый каменистый срез ночвы вдоль
железнодорожного пологна Черные вороны,
слетевшиеея в низине; орел. ApeMOTHO Mapa-
щий над бескрайней пустырью: да еще
на пымящей пыльцою дороге одногорбый
верблюд в упряжке надмевно, как триум
фальную колесницу. влекущий обыкновен-
ную повозку е мешками и загорелым возни
цей. Еще один верблюл в упряжке. Сопки
Степь...

...Й где-то в этих целинных местах, —
он уже должен скоро показаться. — ста-
ренький степной городишко Орек. бывший
уездный. в прошлом купеческий. е крепо-
стью, с дубильным, салотопенными и ины-
MH мелкими заводамч. в коих числилось...
190 рабочих #8 всю здешнюю «промышлен-
ность».

Орск. Это в нем; сосланный сюда «без
права писать и рисовать», томился в прош-
лом столетии великий сын украинекого нз-
рода Тарае Григорьевич Шевченко —

Поэт украдвою записывал свой первые

унылые впечатления:
‚ <...Под’езжая ближе к крепости, я думал
(странные думы). поют ли песни в этой
крепости, и готов был бог знает что проза-
кладывать, что не поют».

Поют ли здесь песни?..

Орек встретил нас как раз веселой, за-
дорной комсомольской песней. Мчались по
улипам «ЗИС`‘ы» и «Стулебеккеры», и де-
вушки, стоя в кузове. держась друг за
дружку, смеялись, пели. раловались солнцу
И своей мололости

Прежний приземистый. маленький Орск,
городок на левом «азиатском» берегу Урала,
мы увилели уже после того. как мимо окон
вагона прошла величественная панорама
раскинувшегося на многие хесятки кило-
метров другого. правобережного „Орека —
гороха новых заводов, уникальных в Союзе
комбинатов. города етадионов. домов кулЬ-
туры, прямых кварталов

Старый Орек, словно седой почтенный
старичок. приютился со своими белыми ма-
занками п крохотным центром неподалеку
от реки. Корпуса, краны и вышки нового
большого Орска на другом берегу привольно
встали посреди _ насышенной ценнейшими
рудами — железом. никелем. медью — ор-
ской округи

Орская многообразная индустрия с целой
системой предприятий, выпускающих про-

дДукциЮ всесоюзного значения. еще очень
молода Начала она развиваться в 1933—
35 годах „Мо это был период пробных изы-
сканий. пернод первых еше шагов.

Цервые заводы, которые положили на-
чало орской индустрии. — это завол имени
Чкалова и Мясокомбинат Мясоконеервный
комбинат — это система оборудованных по
послелнему слову техники -механизирован-
ных заволов. вырабатывающих колбасные
изделия. консервы и деликатесы самых
лучших сортов. самого высокого качества.
Орский мясокомбинат овлалел и новой от-
раслью пищевой промышленности — меди-
цинских препаратов.

За эти же голы Отечественной войны пер-
венеп орской промышленности завод им.
Чкалова увеличил свою мощность в три
раза, построил новые пехи очень важной
пля фронта продукции

Южно-Уральский никелькомбинат и 0р-
ская ТЭЦ. вступившие в трой до войны,
тоже приумножили евою мошность в воен-

ное время: никелькомбинат — в два < п0-
ловиной раза, ТЭЦ — в три раза. Быетрыми
темпами шло строительство заводов на базе
заложенных или недостроенных корпусов-
коробок. Й то, что зачиналось здесь до вой.
ны, ни по небольшим мощвостям, ни do
ограниченному числу предиряятий не по-
ходило на ту мошь и разновидность произ-
водетв, с которыми Орск начал работать на
оборону.

Крупнейший в Союзе комбинат «Южурал-
никель» рабстает по наиболее рапиональ-
ной в мировой практике гехнологической
схеме. Й только слабоеть ремонтно-механи-
ческой базы может в дальнейшем помешать
развитию успехов этого признанного лиле-
ра новой орской индустрии.

В первый ряд се этим лидером становится
другой гигант. В 1942 году в Орске нача-
лось строительство завола тяжелого маши-
построения Были высгроены электростале-
литейный цех, цехи кузнечный. модельный,
механосборочный.

Новый промышленный Орск с первых же
дней Отечественной войны получил свой
как бы отправной жезл у Рилины. Живые
нити протянулись от рабочих коллективов
из плавильных й обжаговых горячих пехов.
где льется золотыми °труяма плавка и гу-
INT B печах желтое. оранжевое. багряное
пламя, 5 передзим огневым краям нашаях
фронтов.

На заводы ваивались и там заново выко-
вывалиеь новые кадры. Старый Орск был

На занятиях в первом классе 243-й школы Дзержинского: района: г. Москвы.

Фото М. Калашниковей.

В Академии

Научная деятельность базы Академии в Коми АССР

Вчера под председательством вице-прези-
дента Академии наук СССР академика
И. П. Бардина состоялось. заседание бюро
Совета ‘филиалов и баз при президиуме ака.
демии. С сообщением выступил вернувший-
ся из Сыктывкара академик В. Н. Образцов.

Научная деятельность в Коми АССР была
начата в 1940 году силами архангельской
базы по изучению Севера. Однако лишь
4 года спустя после организации в респуб-
лике этой базы было развернуто системати-
ческое изучение ресурсов и производитель-
ных сил края. Теперь здесь работают 44 на-
учных сотрудника. Они разведывают при-
родные богатства Коми АССР, разрабаты-
вают проблемы языка, литературы и исто-
рии. Уже закончен ряд работ, многие из
которых представляют большую теоретиче-
скую и практическую ценность.

Проведены геологические исследования и
обобщены материалы о Средней Печоре и
Пижме Печорской. Это позволило дать про-
гнозы о залегании нефти, каменного угля,
железных и других ископаемых на терри-
тории республики. Геологи обследовали сер
нокислые источники Удорского района; от-
крыты залежи доломита вблизи Визинги,
установлены соленосные отложения Верхней
Перми на территории Удорского района.

Значительная‘ работа проделана по изуче:

наук СССР

нию растительности, почвы, развития отдель-
ных сельскохозяйственных культур. Это по-
зволило приступить к составлекию почвен-
ной и геобоганической карт республики.

Такие карты уже составлены для всей
трассы Северо-Печорской железной дороги
н для южных районоз Коми АССР.

Научными сотрудниками сектора языка и
литературы базы составлен коми-русский
словарь и полготовлена для издания грам-
матика коми-языка.

Казанский филиал Академий наук СССР

В Казани создан филиал Академии наук
СССР. На последнем заседании президиума
Академии наук утверждена структура фи-
лнала. Он будет об’единять ряд институтов,
в том числе физико-технический, химиче-
ский, биолотический н институт языка, ли-
тературы и истории. При каждом институте
создаются секторы, которые будут рабо-
тать над изучением приролных богатств и
культуры народов бассейна Средней Волги.

В рабогах инстнтутов Казанского фи-
лиала примут участие академик А. Е. Арбу-
зов, члены-корреспонденты Академии наук
Н. Г Чеботарев и Б. А. Арбузов, доктор
геслого-мчнералогических наук Л. Ми-
оспольский, профессор Г. Х. Камай и дру-
гие. (ТАСС).

Выставка школьных
пособий
ВОРОНЕЖ, 6. (Корр «Правды»). Воро-
нежский институт усовершенствования учи
телей организовал выставку наглядных п0со-
бий и приборов, сделанных руками школь-
зикоз и учителей Экспонаты собраны 43
нескольких школ “Воронежа и области.
Здесь — и действующие модели паровой й
водяной турбин, и коллекция растений, в
альбомы счетных таблий для вачальной
школы. Каждый педагог и учащийся, побы:
вавший на выставке, может убедиться, что
любое наглядное пособие можно изготовить
у себя в школе из своих материалов.

—б—

} Новая: гостиница ;
ДНЕПРОПЕТРОВСК, 6. (Корр. «Прав-
ды»). В Днепропетровске открывается новая
гостиница «Победа» Здесь оборудованы
комфортабельные номера. комната отдыха,
читальный зал, созданы максимальные удоб
ства для приезжающих.

=

Санаторий для инвалидов
Отечественной войны
ОДЕССА. 6. (Корр. «Правды»). На побе-
режье Черного моря. в прчгороде Одессы,
открылся санаторий для инвалилов Отечест-
венной войны. Здесь в течение всего года бу
дет производиться лечение инвалидов, нуж*
пающихся в физиотерапии, водо- и грязеле
чении. Кабинеты санатория хорошо обору

дованы. :

тесен. Ё тому же город отдалев от ново-
строек А темпы нового жилищно-бытового
строительетва отетавали потому что вее
вилы Guan брошены на индустриальные
об’екты. Люди всё же мирились с этима
условиямн. погому что время было военное
и потому что в такое время условий не вы-
бирают...

Но именно в эти дни. в эти незабываемые
чесяцы и годы. неугасимо горело пламя ©0-
ревнования на заводах на комбинатах. на
всех предприятиях Орска.

Па механическом заволе развернулось
соревнование по профессиям Началось оно
по инициативе токаря Ивана Головина Ко-
гда немпы полошли к Орлу Головин. ком-
байнер по сйециальносги. покинул в ТУ
черную пору родную Орловшину Й вот он
очутилея на талеком Южном Урале Полу-
чил письмо от земляков: немпы разорили
его село. убили млалшего брата.

В стахановском труде. в труде творче-
ском. который рушит устоявшиеея HOp-
мы. находит ‘токарь Головин выход. CBO-
им чувствам В труде и соревновании:

«Сменщицу-токаря Брытченкову вызы-
ваю на соревнование Головин».

«Токаря Головина вызов принимаю. Смен-
шица-токарь: Брытченкова».

Брытченкова перевыполнила задания. По
примеру токаря и его еменшицы в соревно-
вание ветупает уже весь пер=хол нарезка,
все токарв пеха И цех первым на заводе
в дни Отечественной войны получает пере:
холящее Красное знамя за отличную работу
для страны и фронта Но у токаря Ивана
Головина. орловекого комбайнера, у кото-
рого разорили родную деревню, у которого
убили брата, у которого не выплаканы сле-
зы, у которого сердце горит,— одна мысль“
наступлением в труде еще сильнее помогать
фронту. В соседнем цехе нарезчики не вы-

полняют ‘плана, Прорыв! Отступление!
Головин собирает токарей своего перехода.
и все идут в соседний цех. Е

Не клеится дело?

Не клеится, товарищи...

А вы что же?

Да мы что ж... хотели бы, да не вы-
ходит...

Каждый день после работы Головин и
его токари ходили в отстающий цех № 5
к молодым токарям нарезки, ходили до тех
пор, пока не научили их работать по- стаха-
HOBCRE.

Литейный цех этого завода полжен выда-
вать металл пля Всех пехов основного поо-
изводства. Металл выдавался в обрез. Над.
этим задумались стахановцы Они многое’
сделали, чтобы получить самую большую

Юбилей классика латышской
литературы Яниса Райниса
РИГА, 6. (Корр. «Правды»). Обществен-
ность Советской Латвии готовится широко
этметить 11 сентября 80-летний юбилей со
дня рождения классика латышской литера-
туры — народного поэта Латвии Яниса Рай-

ниса

В городах и селах Латвии будут прове-
дены торжественные заседания партийных,
советских и общественных организаций. В
местах, где жил и творил поэт, устанавли-
ваются мемориальные доски. Будет издан
ABYXTOMHHK избранных произведений поэта.
В Рижском государственном литературном
музее организуется специальная выставка.
Театры Латвии покажут драматические
произведения Райниса.

В д °
Спортивные новости

& Соревнования пловцов на первенство
СССР начались во Львове, в бассейне обще-
ства «Динамо». В соревнованиях участвуют
более 400 спортсменов, в том числе извест-
ные пловцы Семен Бойченко Владимир Ки-
taes, Клавдия Алешина

2 Спартакиада Украины закончилась в
Киеве. В течение 9 дней проходили сорев-
нования по различным видам спорта. В них
участвовало свыше 4.000. физкультурников.

*# Новые всесоюзные рекорды по хольбе
установлены латышским легкоатлетом Пете-
ром Зелтыньш. 10_километров он прошел за
47 минут 8,4 секунды ив 20 километров — за
1 час 42 минуты 57,8 секунлы.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

От светлых криниц’` Беларуси

Недавно в Минске начал BEIXOI4Th HO-
вый ежемесячный  литературно-художе-
ственный журнал «Полымя» ‘). Первый но-
мер журнала открывается больлой поэмой
народного поэта Белоруссии Якуба Коласа
«Адплата». Поэма написана в годы Вели-
кой Отечественной войны и ‘пэсвящена ге-
роической борьбе белорусских партизан
против немецких захватчиков. Ярко и прав-
диво рисует поэт кошмарные картины фа-
шистских зверств. кровавого разгула гит-
леровцев в белорусской деревне. Богатые
колхозные усадьбы сожжены, люди скры-
ваются в лесах. Вот на пожарище бродит
колхозница Марьяна. Из-под обгорелых бре-
вен она откапывает труп мальчика —— ево-
его сына. Немцы сожгли его живьем. Отец
ребенка Кондрат Белавуе — командир пар-
тизанского отряла. Все уцелевшие жители
деревни помогают партизанам — они ак-
тивные участники их борьбы.

Великое горе, страшные муки пришлось
пережить людям. Поэт говорит о силе и
стойкости народа, который в самые мрач-
ные годы своей петории не согнулея, не
надломился.

Але галавы ён не жлщь, *)

Не гнецца лазнаю нщай...

Мой брат беларус! тваёй cine,
Цярпенню твайму -— пакланцца.

Ни на минуту не прекрашах народ бес-
примерной, героической борьбы, не терял
веры в свое избавление,

А што яно будзе здабыта,
Што час яго светлы настане,
Пра тое шумщь табе жыта,
Г дуб 1 трава на кургане: `

Шумщь аб 1м лес 1 дубрава,

Г дрот па слупах аб {м звонщь.
Аб 1м большэвщкае слова

У хвалях) паветра гамонщь *).

Откуда Эта живительная вера в победу,
где светлый, неиссякаемый источние на-
родной силы? И поэт отвечает: в неруши-
MOM единстве, в сплоченности вокруг боль-
шевистской партии залог непобедимости на-
рода. ‘

Як злучаны з рэчкаю хвал]

I 3 дрэвам зялёнае вецце,

Так лёс свой з народным звязал}
Сям’{ большэвщкае дзец},

Таму ты i стойк! 1 дужы

Г горы ск!даеш з дарогь,

Праз5) буры, праз спёк? } сцюжы

Праводзии свой шлях mepamori.

В годину испытаний народ твердо знал,

что он не одинок, не покинут в rope.

З-за лнй фронту, здалёку.

З-пад вежы крамлёускай

На нас глядзщь Стална вока
3 прыязню бацькоускай.

Вядомы яму дасканала
Наш боль 1 пакуты 5),

[Г алы кладзе ён не мала
Для светлай мнуты.

Большое место в поэме занимают кар-
тины чудесной белорусской природы. Ко-
лас по праву считается лучшим мастером
пейзажа в белорусской поэзии, В звоне рек
а шуме лесов слышит он голое родной Бе-
ларуси. Но и свою близость к природе. поэт
ощущает сейчас по-особенному.

Любовь советского народа к своей Родине.

стала еще глубже, полнее. Это ощущаешь,
читая ‘поэму Коласа «Алплата» и напеча-
танные в первом номере «Полымя» стихи
Максима Танка, пьесу А. Кучара «Залож-
ники», очерк Х. Муратова о Герое Совет-
ского Союза Борисе Царикове. В содержа-

1) «Полымя». Штомесячны лЁтаратурна-
мастацк]! часопс. Орган саюза  coBellKix
письменнкау БССР, №№ 1, 2—3. Минск,
1945.

2) Не хилщь — не клонит.

3) Хвал! — волны.

4) Гамонщь — говорит.

5) Праз — сквозь.

6) Пакуты — страдания, муки.

тельном стихотворении «Беларусь» М. Танв
говорит о новых светлых кринипах народ-
ного духа. Тюбовно рисует поэт образ род-
ной Беларуси. Он оглядывает ее славное
прошлое, вилит многообразие духовной жиз-
ни народа. Но только теперь предстала Ро-
дина перед поэтом во всей своей величе-
ственной красоте.

В основе пьесы А. Кучара «Заложни-
кН» —— действительное событие, один из
наиболее героических и драматических эпи-
зодов борьбы белорусских партизан против
оккупантов. Немцы захватили в качестве
заложников детей знаменитого батьки Ми-
ная — командира партизанского отряда.
Они заявили: если Минай не явятся с
повинной, дети будут расстреляны. В ответ
Минай об’являет «ночь немецкой смерти».
Уничтожить немецкий гарнизон и спасти
детей — вот план Миная. Партизаны рас-
правляются с фашистами, но в последнюю
минуту один из немецких офицеров успевает
убить детей.

«Заложники» Кучара следует рассматри-
вать лишь как первый вариант решения
сложной и трудной темы. Пьеса во многом
слишком схематична, в ней немало наив-
ных мест. Так, погоня автора за комиче-
<ким эффектом ставит некоторых героев в
нелепое положение (колхозник Шабанок,
«лоцент литературы» Миколайчик). Непо-
HATHOH кажется фигура Зины — племян-
ницы Минчая — с ее безразличным отно-
шением к событиям ив своей собственной
судьбе. Однако, несмотря на. эти и другие
недостатки, в целом пьеса оставляет силь-
ное, волнующее впечатление.

Напечатанные в № 2—3 «Полымя» сти-
хи М. Лужанина свидетельствуют о серь-
езной работе над поэтическим словом и о
возросшем мастерстве автора. Хороши’ сти-
хи В. Витки.

Слабее в журнале проза. Если не счи-
тать пьесы «Заложники», в первых номе-
рах «Полымя» нет ни одного значительного
прозаического произвеления.

В рассказе В. Кравченко «В вагоне»
речь идет о трагической судьбе белорус-
ской девушки, утнанной в немецкое раб-
ство. Хозяйка-немка; у которой работала
девушка, в припадке ярости выжгла ей
глаза кипятком.

_Более опытный и взыскательный худож-
НИЕ мог бы создать на эту тему яркое, вол-
нующее произведение. Но В. Кравченко ог-
раничился беглым, поверхностным опиеа-
нием фактов. В других рассказах Кравчен-
ко’ («Талисман» и «0 счастьи») яветвен-
ней чувствуется стремление автора овла-
деть искусством художественного изобра-
жения действительности.

Йз рассказов, помешенных в первых но-
мерах  «Полымя», следует отметить
«Встречу» И. Мележа и рассказ молодого
писателя-фронтовика Й. Грамовича «Мой
земляк».

Чтобы сделать содержание «Полымя» бо-
гаче и разнообразнее, редакция должна
привлечь Е активному сотрулничеетву в
нем всех лучших писателей Белоруссии.
Журналу следует больше уделять вни-
мания творчеству молодых, начинающих
поэтов и писателей. Выращивание новых
литературных кадров — важнейшая за-
дача белорусской литературной обществен-
ности. Недавно ЦИК комсомола Белоруссии
предпринял большую работу по созданию.
литературных 0б’единений молодых поэтов
п писателей. В центральных белорусских
газетах и, в особенности, в белорусской
литературной газете («Л!таратура ! Мастац-
тва») всё чаще появляются произведения
поэтов и писателей, впервые выступающих
в печати. В эту работу лолжен активно
ВЕЛЮЧИТЬСЯ И Журнал «Полымя».

. Дело чести всех белоруеских писателей
сделать журнал более значительным и ин-
тересным. 7
, Евг. МОЗОЛЬКОВ.

*
выплавку. какую только по своим техни-
ческим возможностям могут дать электро-
печи «Аякс» Горновой Капуткин заявил
Ha производственном совещании;

— Мы можем работать гораздо произво-
дительнее За нами дело не станет, но огра-
ничивают печи Больше металла, чем поло-
жено. в одну изложнипу не выльешь А от
каждой плавки в печи остается металл
Если хотя бы немного переделать печь, она
за одну плавку хаст отливку в две излож-
НИЦЫ.
` Эту мыель горнового Капуткина и других
передовиков цеха инженеры разработали. Иа
заволе сконзтруировали спаренную излож-
НиЦу и частично модернизировали печь.
Большинство печей литейного цеха начз-
ло рабогать на спаренных изложнипах, и
это сразу повысило проязводительность пе-
чей на 30 процентов. На 25 процентов со-
кращена рабочая сила, обслуживающая
печи.

Семпадцать раз держал в своих руках за
время войны коллектив «Южуралникеля»
переходящее Красное Знамя Государствея-
ного Комитета Обороны. од шелковой
сенью знамен в те месяпы следовало на-
чертать имена лучших награжденных
орденом Ленина мастеров никеля Егорова
и Тюрина. которые по нескольку суток
подрял не выходили из комбината, пока не
валаживался процеес и не обеспечивалась
бэсперебойная работа агрегатов: старшего
горнового Ченчика, который и сам учился.
и учил евой коллектив я в сложных. про-
цессах производства добивался замечатель-
ных показателей работы, и еше многих и
многих рабочих, мастеров, инженеров,
всех, кто беззаветно работаег на комби-
HaTe.

Мы стоим у ватержакетной печи пла-
вильного цеха никелькомбинага в момент
притыкания шпура. Это трудный и опас-
ный пропесе Фронтовики, когда побывали
здесь, у печи, сказали рабочим, которые
держали жаркую вахту в своих войлочных
шляпах и. сетезх:

— Ау вас здесь, товарищи, пожалуй,
как на передовой!

Огонь, жарища, гул конвертора... Ho
всё слаженно. Движения как будто не-
торопливы. но полны ритма и уверенности

Мы — в пехах ордена Ленина механи-
ческого заводз в дни сталинской вахты в
честь Победы, Надо видеть, с какой четко-
стью и слаженноетью, с какой неповтори-
мой плавностью движений работают, под-
брасывая валки на холодном прокате, ста-
хановекие бригады Косенкова и Яковенко
или как ходят евегящиеся брусья в черных
зажимах горячих станов.

Орский ордена Ленина механический
завод, который вступал в ряды действую-
щих заводов в начале войны, созилали
коллективы всех уже дойсгвующих Ha
правобережье предприятий. Горком ВКП(б}
возглавил распределение внутренних pe-
сурсов всех заводов города. Работники гор-
кома, раскрепленные по заводам, хорошо
знали, какимн ресурсами располагают
предприятия, какое оборудование лежит
без использования на одном заводеком дво-
ре, в то время как это самое оборудование
пеотложно нужно другому смежному пред-
приятию, строящемуся или уже всту-
паюшему в строй. Для механического за-
вода краны мостовые, кабельную  про-
дукцию. масляные выключатели достави-
ли с: никелькомбината. и это значительно
ускорило пуск завода.

Весна 1942 гола принесла веему горолу
стихийное белетвие — разлилея Урал, воха
затопила огромную территорию заводов,
новостроек. рабочего жилья, вода подету-
пила лаже к холму в старом городе. где в
прошлом стояли валы крепости...

Тяжелые были и зимы, и весны, суро-
выми булнями шли годы. Но не угасала
техническая мысль, не сгибались мастер-
ство и воля заводских умельцев.

Маптиностроители Орска изготовили но-
вую конструкпию квереэкстрактора — од-
ного из важнейших агрегатов в коксовом
производстве, и первые свои агрегаты от-
правили на Сталинский и Кемеровский за-
волы. Газгольлеры для газопровола Capa-
тов-—Москва, большепролетные мосты —
вот какие исключительные по своей техно-
логии и значению заказы получил, освоил
и уже выполняет Орский завод металлокон-
струкций! !

Орек — сегодня. На отдельных 6apay-
ного типа строениях, которые в скором
времени снесут, на закутках с кривыми
заборами остаются еще следы недавнего
бивуачного быта. Все это должно как мож-
но скорее сползти с новых широких и пря-
мых кварталов большого Орска, как шелу-
ха с созревшего плода. По решению прави-.
тельства, в пополнение к тому, что уже
построено, 55 тысяч кв. метров новой
жилой плошади в капитальных зданиях
должно быть сдано в пользование еще в
этом году.

13 километров трамвайного пути, свя-
зываюшего промыщленные предприятия и
поселки с новым городом,— это не только
ближайшая задача и не только планы, про-
екты, рабочие чертежи, — это уже разра-
батываемая на всем протяжении трасса,

возведенная восьмиметровая дамба, по-
строенные мосты.
С треском п грохотом идут по грунту

тракторы «ЧТЗ», воздух напитан запахом
раетопленного асфальта: прокладывается
километр за километром зефальтированная
магистраль. которая пачинается у поселка
завода им. Чкалова. широкой лентой вли-.
вается в кварталы нового города, огибает
заводы, комбинаты, новостройки, идет вдоль
железнодорожного полотна, дальше — мимо
лымящейся ТЭЦ, мимо труб. корпусов.

Строятся из кирпича своего изделия и
шлакоблоков новые кварталы красивых
двухэтажных домов с колоннами. высокой
крышей, широкими окнами, но, как места-
ми примечаешь, со «скоростной» отделкой
квартир Строителям не терпится Они хо-
TAT сейчас me убедиться, как будет выгля-
деть перспектива рождающейся улицы.
‘Они уже заодно посадили п деревца и те-
перь. прищурившись. любуются новым жи-
лым комплексом, маленьким отрезком боль-
шого Орска Но строители обязаны думать
не только о внешнем виде города, но и о
внутреннем — 0 жилищах, которые дол-
HAL быть удобными и но-современному
благоустроеннымн.

Что такое «большой Орск»? Это новые
насаждения, новые парки, которые уже
нокрылись зелеными кудряшками, новые
школы, новые техникумы, новый Дом
культуры в новом городе, новое «0р-
ское море» — водохранилище, сооружае-
мое вверх по течению Урала, поверхно-
стью в 360 кв. километров Нова сама
жизнь с` техническими конференциями мчо-
готысячной инженерии. е вечерами писа-
телей из Чкалова, «Платоном Кречетом» в
пабочем клубе. курсами киномехаников,
библиотеками, читальнями, детской спор-
тивной школой, домами отдыха и пионер-
лагерями в ущелье над извилистым бере-.
гом Урала.

Как узнать тебя в твоем новом облике,
маленький Орск, о котором в энциклопе-
дин сказано, что лежишь ты на каком-то
стыке между Средним Заволжьем и Южным
Уралом, на путях в Среднюю Азию. что
был ты в прошлом городком скотопромы-
шленников, не зная, не ведая, сколь не
схоже с твоим прошлым будет твое буду-
mee!

Орск сегодня — это второй день Побе-
ды, это город, который великая наша
сталинская эпоха поднимает, закаляет и
дает ему путевку в большую прекрасную

ЖИЗНЬ.
Л. МИТНИЦКИЙ.
(Спец. корр. «Правды»),
г. Орск, Чкаловской области.