cP
С
pit
ri

(0°
ei
Ke
uct
se
AY
pe
и

4es

3 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 216 (3987)

Мальвы п лом

Торога круто вьется по пригоркам, спус-   земли, не дал сломить, не дал согнуть себя
№гется в долины. Справа, из-за небольших   и живет свободный, между тем как молот
вкладок земли, показывается пгирокая зеле-   тевтонекого Тора валяется в пыли.
пая долина и, как отполнрованный металл, Странное очарование царит на зеленой
блестит Днепр. горе над Каневом и обволакивает душу.

Некогла о какой-то земле былое сказа-   Чувствуется присутствие великого поэта.
но: если взять горсточку ее в руку, поте-   И словно носятся в воздухе мысли и Чув-
чет кровь. Из этой земли тоже потечет   ства тех десятков и сотен тысяч людей, ко-
кровь — и зазвучит песня. Перед нами прз-   торые на протяжении десятков лет прихо-
стирается земля крови, земля песни — ка-   дили сюда. на могилу. отдавать лань 10319.
ждая деревня, каждый поселок, каждый ка-   и плакали злесь горькими слезами. и радо-
мель — это памятник истории. А нал нимо   вались высокой палостью свободы,
шумят крылья поэзии. Не ‘ища в Каневе следов войны — там,

История древняя п история новая. У 10-   где были разрушенные дома. цветут сейчас
роги — могила, обнесенная оградой из   цветы. Там. где валялись орудия и разби-
белой березы, Кто-то безымянный, погиб:   тые танки, теперь зеленеют газоны.” От-
ний за свою землю в страшном пламени   строить-—на это нужно время; но работаю-
войны. А за деревней Обухово вздымается   щие здесь люди догадались. что необяза-
к небу стройный памятник. Заботливые   тельно консервировать оуины и развалины
руки посадили вокруг настурции, цветы   Они убрали их. а пока не строятся новые

сверкают живым огнем. На камне вырезз-
на налипсь, оповещающая, что здесь, пох
яркими цветами настурции, лежат семьсот
человек — стариков, женшин и детей, де-
тей в возрасте от двух до двенадцати лет,
расстрелянных фэшиетами.

Еще недавно по оврагам у дороги разда-
Baloch эхо пулеметной стрельбы и пахали
люди. Семьсот крестьян — стариков. жен-
шин и детей — приняла в себя родная
земля, которой они были верзы. До самой
смертн.

Й опять ограда из белой березы. Здесь
лежит человек, павший с оружием в ру-
ках. :
Но вот перед нами вырастает другая мо-
гила. Над сверканием Днепра, над херевья-
мн, на зеленой горе — Тарас Шевченко. Оз
смотрит на свою землю, на «лани широко-
пол,   Днитро, 1 кручг»...

Мы подымаемея по бесчисленным ступе-
ням в гору. Перел нами открывается цве-
тущая поляна. срели цветов-—серый гранит,
простой и суровый. Тарас Шевченка емот-
рит вхаль. смотрит на свою землю,

И я думаю о другом поэте — о Мицкевя-
че, который мечтал о том, что его книги
«забредут под соломенные кровли», что он
дождется самого желанного для него венка,
He из лавров. а из «васильков и трав».

Но, пожалуй, нет другого поэта, кото-
рый бы до такой степени стал своим пох
«воломенными кровлями». как Тарае Шев-
ченко.

Если ¢ полей хонесется песня — одна,
другая— то слова хоть одной из них на-
верняка будут словами Шевченко. На путях
войны, на фронте, тоской и надежлой. лю-
бовью и верой звучала в землянке и в окопе
песня Шевченко. Никогда не забыть мне
дня. когда. отетупая, пришлось перейти
границу Украины. Я смотрела на лица моих
товарищей-украннпев и понимала, что про-
исходит в их кушах. Многие наклонялись
и брали горсточку земли. В халекий, тяж-
кий, военный путь.

Но в первой же русской деревне, в кото-
рой нам пришлось ночевать в дождливую.
ветреную, тоскливую Октябрьскую ночь,
со стены, с портрета на нас взгля-
нули глазз Шевченко. Они говорили о том,
чта родина не кончается на границе Украи-
ны, что, гле бы ни очутился советский че-
ловек — от Буга ло Камчатки, — веюду его
земля, веюху ето родной ком. его страна.
его братья.

Й я понимаю. почему у всех, кто стоят
У этой гракитной плиты, оповещающей, что
здесь лёжит «поэт, революционер. демо-
крат». такие взволнованные, серьезные
лица, словно они стоят нал могилой очень
близкого человека,

Дух поэта пропизывает всё, что здесь на-
холится. Только великая любовь и великая,
нежная забота могли взлелеять этот 93-
рующий цветник. который радует наши
глаза. Каждый кустик. кажлая тропинка,
каждая клумба свидетельствуют 00 YMHOM,
умелом труде человека — дань тому. кто
пел о своей земле. боролся за свою землю.
кто умер рали своей земли, проницатель-
ным взором видя вдали ее великое, сво-
бодное будущее «в с1м’Т вольн!й. нов».

Под сенью деревьев, в лесу — неболь-
шая, скромная могила. Здесь похоронен че-
ловек, который пятьдесят лет хранил мо-
гилу Шевченко. Он претерпевал жандарн-
ские преследования. издевательства петлю-
ровцев и верно стоял на страже праха веч-
но живого поэта. Он умер в тридпать тре-
тьем году п почиет здесь, по соседству с
тем, кому служил всю свою жизнь.

На вершине горы, около памятника, сто-
ит музей.

Здесь уже успели произвести ремопт,
стереть следы войны со стен и потолков,
испорченных бандитекими лапами немпев.
Но немцы оставили кое-что. образовавшее
новый музей: музей их ужасающего варвар-
ства. На постаментах влоль стены стоят из-
ваяния. изображающие персонажи из про-
изведений Шевченко: у них отбиты рука.
ноги, носы, Мошная фигура крестьянина.
понимающего мельничный жернов. — ва-
сок гпрострелен. И этот крестьянин, — это
каменное изваяние, — в висок которого
пьяный офицер припелилея из автомата.
становится как бы символом.

Скульптурные портреты Шевченко, раз-
битые, изуролованные. И тут же рядом ле-
жит огромный молот. Этим молотом уничто-
жали творения художников. Он сохранился
в соломе на полу и теперь лежит здесь, мо-
лот тевтонекого Тора, бессмыеленный, раз-
рушительный, безхушный.

Но голова Шевченко, лаже и расколотая,
смотрит живыми глазами на прострелен-
ные, разорванные шпорами, порубленные
саблей книги. рисунки и рукописи И там,
за стенами, и внизу. над Днепром, и по
всей Украпне звучит песня Шевченко, —
пееня о дне, когда не будет врага на укра-
инской земле, а будет одна великая. сво-
бодная семья. Песня свободного поэта,
которого не смогли сломить никакие пре-
следования и никакие казематы; песня
поэта, судьба которого была подобна судь-
бе его народа и который так глубоко верил
в день, теперь вилимый нами воочию. Песня
свободного народа, который собственной
кровью заплатил за каждую пядь родной

>=. ~

Семь новых техникумов

ВИЛЬНЮС, 8. (Корр. «Правды»). В теку-
шем учебном году открываегея 7 новых
сельскохозяйственных техникумов — в Виль-
нюсе, Каунасе и других городах Литвы. Тех-
никумы будут готовить полеводов, зоотех-
ников, землеустроителей. мелиораторов, ме-
ханизаторов сельского хозяйства и других
специалистов. Крестьянская молодежь охот-
но идет в новые учебные заведения. За не-
сколько дней поступило до 200 заявлений от
желающих поступить в техникумы.

кома, — пусть на этих местах нестреют
цветы.

Влоль главной улицы городка, по самой
середине тянутся газоны с рядами розовых
мальв. И их легкие, словно бабочкины
крылья, цветы придают улице столько кра-
соты, простой, сельекой и поэтической, что
я невольно задумываюсь: почему это толь-
ко в Каневе люлям пришло в голову так пс-
пользовать деревенский цветок, украшение
хат, и сделать открытие, что он может быть
прекраснейшим украшением городов?

Городок утопает в зелени. Там, по другую
сторону Днепра. за легкой голубоватой хым-
кой, — Полтавщина. Налево руины B30-
рванного немцами моста Это напоминает о
том, что здесь прошла война. Но Канев уже
живет новой, послевоенной жизнью,

Й лить теперь. когда мы смотрим снизу,
бросается в глаза несуразно торчащая
крыша музея. Деревья и небо заслонены
черепицей. Это сделал, должно быть, когда-
то человек, лишенный такта и вкуса, — и
следовало бы теперь. исправить ошибку и
сделать что-нибудь с этой излишне высокой,
крутой, выпирающей в небо крышей.

Тихий вечер опускается на Канев. По ро-
зоваму небу тяжелым, дрожащим лётом ле-
TAT кикие утки на пороешие тростником
озерца, начинающиеся почти в самом горо-
де. Сумрак окутывает хомики в яру, район,
называемый Варшавкой. Высоко-высоко от
четливо выделяется гранитная фигура
поэта...

Утром на базарной площади шум. Все-
ми красками переливается обилие пло-
дов. Груды зеленых и желтых груш. круг-
The сливы, вехра вишен, малины. еморо-
цины, яблок. Чястелькие женщины в белых
платочках приветливо улыбаются у своих
корзин и кувшинов. А там, через Днепр, пе-
ренравляются новые группы женщин, неся
из садов Полтавщины зрелые плоды.

Некогда, сотни лет назад, быть может, в
этом самом месте переправлялись караваны
купцов, тянувшихея на юг, к месту своих
постоянных встреч — Каневу. Когда-то,
быть может. именно здесь шли татарские
орды Батыя. который сжег и разрушил го-
род. И еше столь недавно здесь двигались
более дикие, более. жестокие немецкие орды.

Тепррь Канев пветет розовыми мальва-
ми, благоухает свежим ароматом яблок,
звучит голосами жентин в белых платоч-
ках и шевченковокой речью, и шевчен-
вовекой песней.

Но лорога уже простирается вдаль, и пе-
ред нами возникает город, основанный ве-
ликим князем Ярославом, — Корсунь.

Слышится шум, Это брызжет белой пеной
река Рось. Она бежит в гранитных берегах,
па гранитному руслу, и среди этих беско-
нечных полей. срели волнистых пригорков
вдруг открывается каменное руело реки —
огромные камни и белая кипящая пена на
быстрой волне. Над вепененной водой мост,
за ним—мощные ворота, ведущие к месту,
где стоял корсунекий замок. В извилине Ро-
си зеденый. шумящий деревьями остров.

Корсунь! Сколько раз повторялось эт
название в многовековой истории Польши
и Украины! Это здесь, под Корсунью,
Богдан Хмельницкий разбил войска
Речи Посполитой. Это здесь, в Корсуни,
лет двадцать пять спустя вздымалось к не-
бу пламя подожженного поляками города. a
еще лет хвадцать пять епустя Самусь и Па-
лей резали поляков. Гранитные скалы, ере-
ти которых течет Рось. мнфго раз окрашива-
лись кровью. много раз билось в них
эхо криков отчаяния. КВорсунь... Я знала
этот горел главным образом по Сенкезя-
Чу, и вот я смотрю на реку, на домики, на-
висшие над обрывом, на зелень парка,
на приветливо улыбающиеся лица и хумаю
0 Hallux днях, которые перебросили MOST
межлу двумя народами через бездну обид,
слез, крови, через страшнейшие несчастья
и горе и научили братьев братству.

За Корсунью идет чудеснейшая, живопис-
ная дорога, то и лело открывающая напим
глазам новые неожиданности. Высокие хол-
мы, почти горы, покрытые зеленым лесом.
Небольшие озера. пороснтие тростником, у
плотины мельница, нал озером по зелено-
му холму разбросалась деревня. - Ослепи-
тельно белые хаты. чисто выбеленные пз-
вестью, глинкой, тщательно огороженные
сады. Много вадов. Й так всюду—что ня
озерцо, то новая деревня. У одного берега,
врякая, плавают домашние утки. но чуть
подальше торопливо исчезает в камышах
куличок и ныряет дикая утка.

По дороге, в канавах, на полях множе-
ство разбитых машин, поврежденных ору-
дий, евернувшихся змеями танковых гусз-
нап. Валь это место корсунской битвы,
место сокрушительного поражения немцев,
место гибели десятка их дивизий... На
окраинах деревень братские могилы вовет-
еких воинов, заботливо охраняемые, o0ca-
женные цветами.

В полях молотилки, снопы, сложенные
в высокие стога. Скошенная трава еще ле-
жит на земле. Сенокосилки и косари, по-
брякивающие косами, странно малы и
как будто даже беспомощны перед лицом
этих огромных, простерных полей, кото’,
рые немыелимо обработать одними ру-
ками, В деревнях пусто: все в поле, вве на
уборке.

ан

ПРА

КОЗА ЗЕ РЕ СЕ ПХ Я Е ees ee

Ванда Василевская

За Таганьчей мы в’езжаем в почти дев-
ственный лес. Открывается холина вдоль
холмов, сопные глаза прудов емотрят из-
под зеленых ресниц, огромные деревья шу-
мт гле-то высоко, в самых вершинах, AY-
бовой, сосновой, кленовой песней. Крепко
пахнет нагретой зеленью. Радостным, 30-
лотиетым призывом посвистывает иволга,
Зеленый мох глубокой тенью азжит у Под-
ножий деревьев. Здесь тоже трепещет тем-
ными крыльями дикая утка, и ждешь, что
вот-вот из ароматной, зеленой тишины по-
кажется золоторогий олень и глянет закол-
дованными глазами.

И снова поля, & на полях— могилы. Но-
вые, оставленяые теперешней войной, и
старые-престарые древние могилы. Их мно-
го. В них лежат шведские монеты, и рыцар-
ские кольчуги, и казацкие пики, и камен-
ные топоры, и золотые скифекие украше-
ния. Вея история дремлет в этих огромных
плоских курганах, из которых до сих пов
исследована лишь часть, А © полей, где
идет уборка урожая, доносится шевченков-
ская песня, звеняшая мелодией жаворонка.

Но вот и Умань,

Нет, здесь нет каневеких мальв; Здесь на
улицах по сей день валяются разбитые ма-
шины, в лужах застряли танки, разбросап
неприбранный железный лом. Несмотря
па то, что после изгнания немцев прошло
уже столько времени, в тороде веё еще нет
звета, нет воды, и он выгляхит, будто толь-
ко вчера освобожден.

Й снова возникают ассоциации. Это здесь,
в Умани, окончил гимвазию Северин Го-
щинский, поэт, солдат и революционер,
виднейший представитель того направления
в польской ПОЭЗИн, которое называется «ук-
раинской школой» Он полюбил украинскую
степь, украинскую историю. Й Украина
давала ему вдохновение, как хавала она
его Мальчевскому, Залесскому, Словапкому,
как давала многим польским поэтам.

Под самым городом — Софиевка. Некогда
в гимназии приходилось в принудительном
порядке, е адской скукой читать поэму
польского классика Трембецкого, описываю -
его поочередно вее ee красоты. Некогда в
гимназии приходилось слышать романтиче-
‘кую исторню прекраеной гречанки Софьи,
для которой Щенсны Потоцкий, словно Ma-
новением волшебной палочки, создал этот
парк,

Ho ни строфы Трембецкого, ни эта лю-
бовная история не дают представления 0
том, что такое Софиевка. Ни о ее очаро-
вании, ни о ее истории.

А эта история довольно мрачна, и невоз-
можно не думать о ней в то время, как в0с-

ные сотрудничеством человека и природы.

Это для прекрасной гречанки Софьи кре-
постной крестьянин таскал огромные ска-
лы, чтобы поэтически разбросать их по
парку. Это для нее крепостной крестьянин
копал гроты и выносил ил из прудов. Это
ради нее погибло под огромным обломком
скалы триста человек, тащивших его на
собственных плечах,

Прямо-таки трудно поверить. что все это
совершено одними человеческими силами,
что можно было без кранов, канатов, ма-
шин сдвинуть эти’ глыбы, вырвать их из
земли. перенести сюда. Они выглядят так,
будто веегла тут были. И чтобы их едви-
нуть с места. нужны были силы гигантов.

Из самого высокого, верхнего пруда вы-
рывается подземная река. Она разливается
зеленым озерцом. чтобы затем ринутьея
вниз пенящимея, ревушим водопадом. Вня-
зу, на озере из пасти медного свернувшо-
гося змея бьет высокий фонтан, похожий
нз гигантское серебриетое дерево. Дубы,
грабы, вязы, влены, тесятка различных де-
ревьев образуют аллеи, лабиринты. рощи.
лесочки В Львином гроте ревет вола и п0-
растает зеленью камень, — екамья У Ra-
менного стола, на котором граф Потоцкий
будто бы проиграл Софиевку в карты. Из
чащи выглядывают белые статуи — TO,
что не успели похитить немцы. Волшебные
уголки таят в себе источники. ручейки, вн-
сячие мостики, романтические переходы по
зеленым от старости обломкам скал. С Baty
дикая. буйная. огромная роща — на самом
деле творение рук крепостных мужиков,
политое елезами и кровью, произведение
художников и нечеловеческого крестьянского
` труда.

Здесь, под Уманью, тысячи крепостных
уужиков в поте лица создавали сказку, ко-
торую граф Потоцкий подарил прекрасной
тренанке, Нужно, чтобы теперь Софиевка
дала свободному человеку на этой земле то,
чта она может и должна дать, и радовала
глаза всех своей немеркнущей, необычной
красотой.

Там, где кончается парк. тянутся здания
института. Оранжерей, которых немцы
не успели окончательно разорить, огрэм-
ные сады с четырьмястами вортами яблонь,
цехи по переработке фруктов. лаборзгория
вин. И злесь снова горсточка энтузиаетов
залечивает раны, нанесенные войной, ко-
пается в земле. благодарной, богатой. ето-
кратно отхающей брошенное в нее зерно.
Расцветают экзотические цветы за стеклами
оранжерей п благоухают местные яблоки.
пригибая к земле ветви деревьев

Проходит дождь. Размокает порога, чер-
ная, тучная, богатая земля, земля-сскро-
вище, Доожат капли воды на листьях Ac-
ревьев. Вилно, как на горизонте идет пру-
ливной дождь, — серые полосы от туч хо
земли заслонилн весь мир.

И снова деревни, чистенькие, белые. п
снова в полях бедно. но чисто одетые люди.
Й снова курганы, свидетели того. что по
этой земле непрерывно двигалась история.

В одном из районов мы ветретили пар-
тийного работника. Молодого человека, по-
терявшего в борьбе с немецкими танками
кисти обепх рук. Вместо рук у него черные
протезы. Но это— живой, энергичный pa-
ботник. Это его город цветет розовыми маль-
вами. ;

Наше, настоящее и будущее-—вечно жи-
вой человек, вечно живой народ и вечно
живая поэзия.

75-летие Одесской астрономической обсерватории

ОДЕССА, 8. (Корр. «Правды»). Исполни-
лось 75 лет Одесской астрономической об-
серватории. За это время она проделала
значительную работу. Астрономический от-
дел ее производит интересные исследования
в области переменных звезд. Директор об-
серватории профессор В. П, Цесевич в тече-
ние 23 лет сделал 120.000 наблюдений блес-

ка переменных звезд. Сейчас заканчивается
обработка этих наблюдений.

Научные сотрудники Б. В. Новопашенный
и А. С. Цесюлевич составляют каталог точ-
ных положений 645 звезд.

Коллектив обсерватории отмечает юбилей
научной конференцией. На нее приглашены
астрономы крупнейших обсерваторий Совет-
ского Союза,

хищенные глаза смотрят на чудеса, создал-

BAA

В цехе ширпотреба на авиационном за-
воде, где директором тов. Нестеров. На
снимке: контролёр М. Пучков: принимает

кухонную посуду. Фото Р, Лагранжа.

От’езд из Ленинграда
членов Нонгресса США

ЛЕНИНГРАД, 8 сентября. (ТАСС). От-
сюда выехали в Москву члены Конгресса
США Фрэнсис Болтон, Карл Мундт и со-
провождающие их лица. Гости побывали на
выставке «Героическая оборона Ленингра-
да», посетили завод «Электросила», выез-
жали в город Пушкин, где осматривали
разрушения, причиненные немецко-фашист-
скими варварами.

Перед от’ездом Карл Мундт сделал кор-
респонденту ТАСС следующее заявление:

— У себя в Америке мы слышали, что
Ленинград — это Венеция Севера. Приехав
сюда, мы увидели, что это действительно
так. Мы поражены и очень обрадованы
огромной работой, которая ведется по ре-
конструкции и восстановлению прекрасного
города.

Будучи вроездом в Верлине, мы встрети-
лись с генералом Д. Эйзенхауэром, и он
сказал, чтобы мы в Лэнинграде обязательно
посетили выставку, посвященную обороне
города. Мы были на этой выставке и очень
взвслнованы виденным.

Мы восхищены самоотверженной борьбой
ленинградцев в дни обороны города и ус-
пешным восстановлением его сейчас.

ау

Возвращение делегации
Белорусской ССР из Лондона

МИНСК, 8 сентября. (ТАСС). Сюда вер-
нулась из Лондона делегация Белорусской
ССР, принимавшая участие в 3-й сессии
ЮНРРА («Администрации помощи и восста-
новления Об’единенных наций»), происходив”
шей в Лондоне,

К пребыванию в Ленинграде
_ делегации профсоюза рабочих
автомобильной промышленности
Чехословакии

ЛЕНИНГРАД, 8 сентября. (ТАСС). Вчера
делегация профсоюза рабочих автомобиль-
ной промышленности Чехословакии ознако-
милась с одним. из старейших предприятий
страны — Кировским заводом и женской
средней школой № 359.

На Кировском заводе в кабинете главного
цнженера А. И. Захарьина состоялась бе-
седа с членами. делегации. Тов. Захарьин и
председатель заводского комитета тов. По-
тюков рассказали гостям о самоотвержен-
ном труде кировцев в годы, когда линия
фронта проходила всего в нескольких кило-
метрах и цехи предприятия непрерывно под-
sepradnce артиллерийскому обстрелу.

Затем делегаты в течение нескольких ча-
сов знакомились с работой завода, возрож-
дающего свою былую мошь Во время посе-
щения механического цеха № 3 возник ми-.
тинг, на который собрались рабочие трех.
соседних цехов. Тов. С. Я Зарубаев от
имени заводского коллектива, инженер
Ф. П. Волосевич от технического персо-
нала предприятия горячо приветствовали
чехословацких гостей. С ответным словом
выступили члены делегации А. Краус и
Я. Добр, благодарившие кировцев за раду-
шие и сердечное гостеприимство. Они выра-
зили свое восхишение производственными
успехами советских рабочих, в особенности
женщин, которые овладели сложнейшими
профессиями.

Во время посещения школы № 359 гости
интересовались постановкой учебного про-
цесса, побывали на уроках, в методических
кабинетах, в спортивном зале.

Вечером во Дворце труда состоялась
встреча делегации с профсоюзным активом
города.

8 сентября делегация выехала в Москву.
На вокзале ее провожали представители
общественности города,

ie

«Литературный Ташкент»

ТАШКЕНТ, 8. (Корр. «Правды»). Вышел
в двух изданиях на узбекском и русском
языках альманах «Литературный Ташкент».
В альманахе напечатаны стихи Гафур Гуля-
ма, Уйгуна, отрывок из романа Айбека «На-
вои» и другие произведения узбекских и
русских авторов.

Новые книги для детей

Государственное издательство детской ли
тературы выпустило книгу А. Кононова
«Шалаш», составленную из рассказов о дет-
ских годах В. И. Ленина (в книге 24 стр.,
тираж 45.000 экз.), и ряд книг, рассказываю-
ших об Отечественной войне: П. Игнатова
«Братья-герои» — о славных партизанах,
Героях Советского Союза Евгении и Генна-
дин Игнатовых, отдавших жизнь за совет-
скую отчизну (в книге 96 стр., тираж 30.000
экз.); Маргариты Алигер «Зоя», отрывок из
поэмы (32 стр. тираж 75.000 экз.); фронто-
вые очерки Арк. Гайдара «Храброе сердце»
(32 стр., тираж 75.000 экз.); стихи белорус-
ского поэта Арк. Кулешова «Комсомольский
билет» (32 стр., тираж 75.000 экз.); сборник
рассказов и стихов «Дни боевые», включаю-
ший произведения М Шолохова, А. Толето-
го, Н. Тихонова, С Сергеева-Ценского,
Л. Соболева, А, Суркова, М. Исаковского,

ОБЗОР
ПЕЧАТИ

Говорят: повторение есть мать учения.
Месяц тому назад «Правда» в обзоре печа-
ти указывала на недостатки газеты «Турк-
менская искра». Речь шла о безграмотно-
сти, о порче языка, о забвении редакцией
злободневных тем, об опечатках, о скверной
краске, преврашающей газетную страницу
в нечто невообразимое. Bce эти пороки
«Туркменской искры» свидетельствовали 0
том, что ее редакции недостает чувства
уважения к читателю.

Недостатки туркменской газеты по евое-
му существу не таковы, чтобы на борьбу с
ними потребоваликь и время длительное,
и усилия еверхчеловеческие. В течение ме-
сяца уже можно было бы избавиться от
некоторых из этих недостатков. Для того,
чтобы ставить в газете главные темы дня,
нужно политическое чутье. Это — элемен-
тарное требование в редактору. Таким же
элементарным является требование грамот-
ной литературной правки и толковой кор-
ректуры.

Но за месяц в «Туркменской искре» нет
перемен к лучшему. Номер за 19 августа
попрежнему свидетельствует о незрелости
мысли, о литературной неграмотности, о
слабой культуре оформления газеты.

А ведь своего-то, собственного, материа-
ла в номере лишь одна страница! Казалось
бы, что редакция вполне мотла одну стра-
ницу заполнить более или менее ценным
текстом, тщательно отредактировать и про-
корректировать этот текст. Увы, попреж-
нему вместо русского литературного языка
мы находим в ашхабадской газете сукон-
ную, канцелярокую прозу.

Образец такой прозы--передовая статья
«Партийные организации перед хлопкоубо-
рочной». Тема — большая, но статья лишь
отписка от темы. Статья содержит общие
фразы о значении урожая хлопка и о роли
партийных организаций в борьбе за этот
урожай. Статья никого не критикует, хотя
критиковать есть кого. Ведь есть же в
статье такое место:

«Можно привести ряд примеров, когда
тот или иной колхоз имеет мното трудо-
способных, но на обработку хлопчатни-
ка, на ебор хлопка выходят ежедневно
по 50—60 проц. трудоспособных».

Из «ряда примеров» редакция не выбра-
ла ни одного примера; ее тезисы не проил-
люстрированы фактами.

Фактов вообще мало в туркменской газе-
те. Поражает равнодушие редакции к жизии
своей республики. Что, в самом деле, узнает
06 этой жизни: читатель из номера.за 19 ав-
густа? Он узнает, что «в магазины попа-
дает хлеб помятый, испачканный, выва-
ленный в хлопковом волокне или шерсти».
Затем читателю подробнейптим образом, co
вкусом и емаком рассказывается о жули-
ках на складе ОРС’а Ашхабадекого мехстех-
лозавода. Жулики величаются по имени в
отчеству, приводятся их афоризмы... Вот,
собственно, и вся «жизнь республики».
если не считать пары — другой заметок о
заготовках хлеба.

Девятнадцатое августа, как известно ва-
ждому пионеру, является в нашей стране
Днем авиации. В «Туркменской пекро»
19 августа 06 авиации нет ни одной стро-
ки. Этот факт свидетельствует уже не толъ-
KO 0 литературном провал редакции, тут
уже политический провал. Хотя, как сказа-
но в начале обзора, повторение есть мать
учения, но у нае нет уверенности в том,

Без перемен

что редактору «Туркменской искры» пой
пет впрок повторный обзор.

Впрочем, редактор «Туркменской искры»
тов. В. Питенко, к сожалению, не одинок.
В одной компании е ним 19 августа оказа-
лись исполняющий обязанности редактора
армянской республиканской газеты «Ном-
мунист» тов. 0. Арешян и ответственный
редактор армянской же газеты «Созетакан
Айастан» тов. Мамиконян,

В газете «Коммуниет» нет ни одного
своего материала, посвященного Дню авиз-
ции, В этот день газета не назвала ни од-
ного имени летчика-армянина. Что же ка-
сается газеты «Советакан Айастан», то онз
на День авиации совершенно не откликну-
лась. Вместо этой политической темы газе-
та преподнесла своему читателю пошляти-
ну, названную почему-то «Сатирой п юмо-
ром», ц сумбур. пошедший на газетную
страницу пол обязывающим заголовком
«Наука и техника». В этом отделе простран-
но расписывается, как инспектор по’ пче-
ловодству получает продукты в колхозе для
«лечения пчел» и печет из этих продуктов
«сладкие пироги»...

Недостаток материалов из местной жиз-
ни — этот порок, отмеченный нами в турк-
менской газете, — присущ и армянской га-
зете «Коммунист». Местных материалов в
ней мало — во-первых; они плохи — в0-
вторых. Даже на такую яркую тему, как
строительство на озере Севан, редакция
откликнулась статьей Ал. Хоероева — се-
рой, скучной. неинтересной.

Ал. Хосроев — литературный сотрудние
газеты. У. него хотят учиться газетному
плеьму люди, пишущие в «Коммунист».
Секретарь Дузкендекого райкома партич
А. Асатрян, имея перед собой образец стиля
журналиста, составил свою статью «Аги-
таторы на полях» из таких же серых фраз.

ели aruTaTop станет разговаривать 6
людьми тем языком, каким пишут в 1е2-
публиканской газете, — его слово не най-
дет отклика.

Сказочник Андерсен рассказывал 0 ге-
рое, которому в глаз попал кусочек чер-
пого стекла. Весь мир, на который смотрел
анлерсеновский герой, предетавлялея ему
в искаженном виде. Мы вепомнили 06 этам
персонаже андерсеновской новеллы, читая
материалы газеты «Советская Киргизия»
(редактор Г. Крейтан) в воскресный лень
19 августа. Одни мрачные картины наря-
сованы газетой, Освещены только отрипа-
тельные факты. Нет примеров работы пз-
редовых предприятий и колхозов, которые
имеются в республике. Даже передовая
статья «Выполнить закон о всеобщем,
обучении детей» не содержит ни одного
отрадного факта. Веё и вся изображено в
таком безнадежно унылом тоне, что у лю-
дей, к которым статья обращена, MOTYT
опуститьея руки. Думаем, что этого не
произойдет, что недобатки и трудности,
в которыми придется столкнутьея людям,
призванным учить детей в Киргизии,
вполне преодолимы.

В таком же стиле изобразила газета по*
ложение на межрайонном заготовительном
пункте «Заготзерна».

Мы указали лишь на часть ошибок, не-
достатков, промахов четырех республикан-
ских газет. Они должны быть учтены ре-
дакциями этих газет, привлечь внимание
партийных органов, руководящих печатью.

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Бороду Сулейманов запустил недавна.
Было время, котда этот еще не старый
человек весьма исправно и, можно сказать,
даже © азартом брился, <

Конфликт в парикмахероким мастером
райпромкомбината возник внезапно и
развивалея бурно. как грипп с осложне-
НИЯМИ,

Дело в том, что парикмахерский маетер
Полешук  осмелилась... да, да, именно
осмелилась, предложить ему, народному
судье Сулейманову, человеку, облеченно-
му всей полнотой власти, подождать оче-
реди.

Как низко пали нравы в Буденновском
районе!

В первую минуту судья даже не понял,
что произошло, По привычке широко от-
крыв двери парикмахерской, он шагнул
через чьи-то ноги к креслу и, невидящим
оком уставившись в намыленную щезу
клиента. коротко бросил женщине в белом
халате:

— Побрить...

— Одну минутку, посидите, пожалуй:
ста.— улыбнулась парикмахерша, намы-
ливая мылом дремавшему клиенту вторую
щеку.

Что такое?! Может быть, его не узнали?
Может быть, в маленькой комнатке мало
света?

— Я Сулейманов, — возвысил
вулья.— Па-а-прашу.

— Присядьте, тов. Сулейманов, ждать
недолго...

И тут только взору Сулейманова от:
крылея тайный смысл всего, что проиехь-
лит. Его не уважают. С ним не считаются.
Ему предлагают ждать. Его, народного
судью Буденновского района, ставят на
одну доску со всеми клиентами.

Уже на пороге он, багровея от негодо-
вания, предупредил:

Вы ответите по всей строгости за-

Promo?

Kona.

Полешук не поняла.

— Да, да, за публичное оскорбление
представителя власти при исполнении слу-
жебных обязанностей.

— Что же тут оскорбительного  по-
бриться в порядке очереди. Да вы и че
при исполнении...

Дальше Сулейманов слушать не стал.
Не теряя драгоценного времени, он помчал-

se

Укрощение строптивой

ся в суд, вбежал в кабинет и, едвинув на
край стола все дела, вне всякой очереди,
без веяких материалов, без суда и слелет-
вия, рассмотрел дело «о публичном 06кор-
блении гражданкой Полещук народного
судьи Сулейманова». Наказание соответ-
ствовало преступлению. Обвиняемая была
заочно приговорена к четырем месяцам
исправительно-трудовых работ, но в силу
гуманности судьи эта мера нажазания была
заменена 10 днями лишения свободы.

Кажется, в судебной практике Сулей-
малова это было первое дело, раесмотрен-
ное со столь блистательной оперативно
етью и ловеденное без всяких проволочек
до логического конца.

В тот же лень «строптивую» парик-
махершу арестовали и препроволили в ва-
меру предварительного заключения. „Там
она просилела лва дня. Освободили ее блз-
годаря вмешательству прокурора. Первым
душевным порывом постралавшей женщи=
ны было справиться в органах юстиции;
наделен ли Сулейманов специальными пол-
номочиями нарушать советские законы.
Как выяенилоеь, таких полномочий у него
нет. Больше того. По мнению прокурора
Киргизской республики, «за возмутитель-
ное нарушение социалистической закои-
ности Сулейманов подлежит немедленному
енятлю в. поета народного сульи».

С этни мнением Наркомат юетипия
Киргизии долго не соглашался и на пибь-
мо прокурора республики ничего не отве-`
тил. И тогда Полещук сделала то, что
было в ее скромных женских силах. Она
отказалась брить Сулейманова категоря-
чести. В самой решительной форме.

Говорят, месяца через три  вызван-
ный 10 какому-то делу свидетель
Бзглянул на народного судью и изумленно
воскликнул:

—- Кабы эту бороду расстелить по го-
роду!..

На-днях нарком юстиции внял, нако-
Hen, требованию прокурора. Но, освободив
Сулейманова от должности народного судьи
Буденновского района, он перевел его...
на должность народного судьи Кочкорекого
района. Как-никак, там тоже есть парик-
махерская, И, стало быть, у Сулейманова
найдется поле лля приложения сил.

А. КРИВИЦКИЙ.

Турбина для московского энергоузла

СВЕРДЛОВСК, 8, (ТАСС).

Уральский   новой машины — 25 тысяч киловатт. Боль-

С. Михалкова, А. Твардовского и других   турбинный завод изготовил первую турби-   шинство деталей агрегата изготовлено на
авторов (размер сборника 168 стр., тираж! ну для московского энергоузла. Мощность   Урале. Турбина готова к отправке.

60.000 экз.).

В том же издательстве вышли: С. Маршак
  «Английские народные песенки» (32 стр.,
  тираж 50.000 экз.), две книжки П, Бажова
«Уральские сказы» (168 стр., тираж 50.000
экз.) и «Зеленая кобылка» (64 стр., тираж
30.000 экз.), книги классиков русской лите-
ратуры — И, А, Крылова «Басни» (32 стр.,
тираж 25.000 экз.). М. Ю. Лермонтова «Ta-
мань» (24 стр., тираж 50.000 экз.), А. П. Че-
хова «Рассказы и повести» (176 стр., тираж
50.000 экз.) и «Пьесы» (149 стр., тираж
25.000’ экз.), а также книга С. Аксакова
«Детские годы Багрова-внука» (272 стр.,

тираж 50.000 экз.),

Футбол

К приближающемуся финишу соревнова-
ний на первенство СССР шансы завоевать
звание чемпиона страны сохранили лишь две
футбольные команды — московские спорт-
смены общества «Динамо» и Центрального
Дома Красной Армии. Каждая их встреча с
пругими командами — участницами соревно-
вания—представляет поэтому больной спор-
тивный интерес. .

Несмотря. на дождливую погоду, многие
тысячи зрителей заполнили вчера трибуны

московского стадиона «Динамо». Здесь про-
тив команды Центрального Дома Красной
Армии выступили сталинградские футболи-
сты спортивного общества «Трактор». Ста-
линградцы играли живо, инициативно, сме-
ло атакуя и стойко обороняясь. Однако
команде ЦДКА снова удалось продемон-
стрировать свое превосходство. Она выигра-
ла матч со счетом 3 ; 0, закрепив за собой
второе место в заканчивающемся COpeBHO<
вании.