Во исполнение Указа Президиума Вер-
ховного Совета СССР от 2 ноября 1942 ro-
да Чрезвычайная Государетвенная Комис-
сия произвела учет ущерба, причщяенного
пемецко-фашистскими захватчиками граж-
данам, колхозам, общественным организа-
циям, государственным предприятиям 1
учреждениям СССР, и установила, что на
территории Советского Союза, подвергав-
шейся оккупации, враг причинил огромный
ущерб народному хозяйству и населению.

Немецкие армни и оккупационные вла-
сти, выполняя директивы преступного тит-
леровского правительства и верховного Bo-
енного командования, разрушали и грабили
захваченные ими советские города и сёла.
промышленные предприятия и колхозы.
разрушали памятники искусства, уничто-
жали, расхищали и вывозили в. Германию
оборудование, запасы сырья, материалов и
готовой продукции, художественные и ис-
торические ценности, производили всеоб-
щее ограбление городского и сельского на-
селения.

На территории Советского Сотюза, под-
вергавшейся оккупации, проживало до вой-
ны 88 миллионов человек, валовой выпусв
промышленной продукции составлял 46
миллиардов рублей (в неизменных государ-
ственных ценах 1926—27 r.r.), было
109 миллионов голов скота, в том числе
31 миллион голов крупного рогатого скота
и 12 милхионов лошадей, 71 миллион гек-
таров посевов сельскохозяйственных куль-
тур, 122 тысячи километров  железнодо-
рожной колеи.

Немецко-фашистские захватчики полно-
стью или частично разрушили и сожгли
1.110 городов и более 70 тысяч сёл и де-
ревень,. сожгли и разрушили свыше 6 мил-
лионов зданий и лишили крова около
25 миллионов человек. Среди разрушен-
пых и наиболее пострадавших городов —
крупнейшие промышленные и культурные
центры: Сталинград, Севастополь, Ленин-
град, Киев, Минек, Одесса, Смоленск, Нов-
город, Пеков, Орел, Харьков, Воронеж,
Ростов-на-Дону и многие другие.

Немецко-фашистские захватчики разру-

1. Государственным предприятиям и
учреждениям

2. Колхозам

3. Сельеким и городским жителям

4. Кооперативным, профсоюзным и
другим общественным организациям

90)

SE

13 CEHTABPA 1945 r., Nz 219 (98

соо в ЕН ИоЕ
Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков „

О ‘материальном ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками государственный
предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР

шили 31.850 промышленных  предприя-
тий, на которых было занято около 4 мил-
лионов рабочих; уничтожили или вывезли
239 тысяч электромоторов, 175 тысяч ме-
таллорежущих станков.

Разрушили 65 тысяч километров же-
лезнодорожной колеи, 4.100  железнодо-
рожных станций, 36 тысяч почтово-теле-
графных учреждений, телефонных станций
и других предприятий связи.

Уничтожили или разгромили 40 тысяч
больниц и других лечебных учреждений,
84 тысячи школ, тэхникумов, высших
учебных заведений, научно-исследователь-
ских институтов, 43 тысячи библиотек
общественного пользования.

Разорили и разграбили 98 тысяч колхо-
зсв, 1.876 совхозов и 2.890 машинно-
тракторных станций; зарезали, отобрали
или угнали в Германию 7 миллионов л0-
шадей, 17 миллионов голов крупного рогз-
того скота, 20 миллиолов голов свиней,
27 миллионов овец и коз, 110 миллионов
голов домашней птицы.

Преступные действия немецких воен-
ных и гражданских властей неопровержн-
мо доказаны и описаны в тех миллионах
актов 0б ущербе, причиненном немецко-
фашистскими захватчиками гражданам,
Болхозам, общественным организациям, го-
сударетвенным предприятиям и учрежде-
ниям, которые к настоящему времени уже
поступили в Чрезвычайную Государствен-
ную Комиссию. В составлению актов и уста-
новлению ущерба, причиненного немецко-
фашистскими захватчиками, было привле-
чено огромное количество представителей
советской общественности. В работе по co-
ставлению актов приняли участие свыше
7 миллионов человек рабочих, колхозников,
инженеров, техников, людей науки и дру-
гих общественных деятелей.

На основании этих актов Чрезвычайная
Государственная Комиссия определила
ущерб, причиненный народному хозяйству
CCCP и отдельным сельским и городским
жителям в сумме 679 миллиардов рублей
в государственных ценах 1941 года, из них:

— 278 миллиардов рублей

— 181 » »
— 192 » У
— 19 » >»

По союзным республикам ущерб распределяется следующим образом:

1. Российской СФСР
2. Украинской ССР

3. Белорусской ССР

4. Латвийской ССР

5. Шитовской CCP

6. Эстонской CCP

7. Молдавской ССР

8. Карело-Финской ССР.

Приведенные цифры далеко не исчерпы-
вают всего ущерба, причиненного немецко-
фашистскими захватчиками Советскому (0-
зу. Они охватывают только потери от
прямого уничтожения имущества граждап,
колхозов, общественных организаций, госу-
дарственных предприятий и учреждений.

В сумму ущерба не включены такие по-
тери, как снижение народного дохода от
прекращения или сокращения работы госу-
дарственных предприятий, колхозов и грз-
ждан, стоимость конфискованного герман-

— 249 миллиардов рублей

— 285 » ied
— 75 » »
— 20 » »
— 17 » »
— 16 » »
— il » A
— 6 » »

скими оккупационными войсками продо-
вольствия и снабжения, военные расходы
СССР, & также потери от замедления темпов
общего хозяйственного развития страны в
результате действий врага на протяжении
1941—1945 годов.

В сумму ущерба не включены неоцени-
мые потери нашего народа, которые связа-
ны © гибелью миллионов советских людей.
истребленных немецко-фашистскими 3а-
хватчиками на временно оккупированной
ими советской территории.

Разрушение промышленности, транспорта и связи

Гитлеровское правительство и гермзч-
ский генеральный штаб еще до начала
войны разработали подробный план напа-
дения и разгрома Советского Союза, & так-
56 организованного ограбления ето народ-
ного хозяйства.

В секретном немецком документе «Ди-
рективы по руководству экономикой во
вновь оккупированных восточных обла:
стях» (Берлин, июнь 1941 года), подпи-
санном «рейхсмаршалом германской импе-
фии» Герингом, были даны  детальане
указання германской армии и немецекч»

«Рейхсмаршал германской империи
Уполномоченный по четырехлетиему

у. Р, 110(83)1

=.Хозяйственный штаб Востока (Вирт-
шафтештаб ОСТ) несет ответетвенность пе-
редо мной за захват и вывоз запасов сырья
из областей с военными ‘органами влаети.
Также и в областях с гражданскими орга-
нами власти (как я уже отдал распоряже-
ние в моем приказе от 18 июня 1941 г.
У. Р.— 11604).

3. „.назначаю генерал-лейтенанта Bur-

Выполнение этого преступного плана
ограбления народного хозяйства Советского
Союза гитлеровским правительством было
возложено на рейхеминнетра СС (гитлер)в-
ских штурмовых отрядов), на имперских
министров и. представителей немецких
фирм, которым были подчинены различно-
го рода хозяйственные группы, техниче-
ские батальоны, экономические штабы и
хозяйственные инспекции, Особенно актив-
но расхищали имущество Советского Сою-
за немецкие фирмы: «Фридрих Kpyna a
В°», «Герман Геринг», «Сименс Шук-
rept», Горнометаллургическое общество
«Восток», Акционерное общество группа
«Север», «Генрих Лани», «Ландмашинен-
бзуиндустри», «И. Г. Фарбениндустри» и
многие другие.

Стремясь в полной мере осуществить
свой преступный план ограбления промы-
шленности Советского Союза, гитлеровское
правительство и военное командование
не останавливались перед беспощадным
уничтожением шахт, нефтеносных  сква-
жин, заводов, машин и всего промышлен-
ного оборудования в тсх случзях, когда
немецкие войска вынуждены быши отсту-

плану.
Штаб по руководству хозяйством на Востоке.

хозяйственным учреждениям о порялке
планомерного расхищения имущества Co-
ветского Союза и вывоза в Германию про-
мышленного оборудования, сырья, готовей
продукции и полуфабрикатов.

Эти пресловутые «директивы» в даль-
нейшем дополнялись и уточнялись много-
численными инструкциями и распоряже-
ниями различных государственных и воен-
ных инстанций. В качестве примера можно
привести следующий приказ того же Ге-
ринга:

Берлин, 6 сентября
1941 г.
Лейпцигершитрассе, 3.

тинтга генеральным инспектором по захвату
и использованию сырья в оккупированных
Босточных областях.

Область деятельности генерального ин-
спектора распространяется на все оккупи-
рованные области Советского Союза, неза-
висимо от того. существуют ли там воен-
ные или гражданские органы власти...

(Подпись) Геринг

пать под ударами Красной Армии и не име-
ли возможности увезти с еобой это обору-
дование с оставляемой ими территории.
Уничтожение и разрушение заводов, Ma-
шин, станков, шахт и нефтеносных сква-
жин в таких случаях принимали массовый
характер и причинили громадные потери
советскому народному хозяйству. От такой
преступной деятельности немецко-фашист-
ских орд наибольшие потери понесли еле-
дующие отрасли советской промышленно-
сти:

Угольная промышленность. В Донецком
й Подмосковном угольных бассейнах не-
мецко-фапгистские захватчики разрушили
1.135 шахт, нз которых было занято
331 тысяч рабочих и добывалось свыше
100 миллионов тонн угля в год. Они раз-
грабили и вывезли в Германию: 2.400 руд-
ничных электровозов и мотовозов, 2.700
врубовых машин, 15 тысяч отбойных мо-
лотков, 5 тысяч насосов, 2.800 компрес-
соров и вентиляторов, 160 тысяч вагоне-
ток; разрушили и разграбили электриче-
ские станции, обслуживающие угольные
шахты. )

ские армии прилагали все усилия в захва-

менким фашистским оккупантам не удава-
лесь закрепиться в ззхваченных ими неф-
тяных районах и когха они вынуждены бы-
ли оставлять эти районы, они не останав-
ливались перед разрушением и уничтоже-
нием нефтяных. скважин,
мастерских, складов и т. п.

Краснодарском крае
захватчики с помощью воздушных 69м-
бардировок и иными способами разрушили
и уничтожили свыше 3 тысяч нефтяных
скважин с добычей до 5 миллионов тонн
нефти в год.

куумную установку с годовой производи-
тельностью 660 тысяч тонн нефтепродук-
тов и крекинг-установку с годовой перерз-
боткой 227 тысяч тонн нефти,
Одесский и Харьковский крекинговые 33-
воды; разрушили Краснодарский нефтене-
регонный завод: вывели из строя керосино-
провод «Грозный — Трудовая» и ‘уничто-
жили металлические резервуары емкостью
свыше
120 нефтяных базах.

особенно при своем отступлении, немцы
разрушили мощные энергосистемы Днепра,
Донбасса, Ленинграда, Харькова, Ираено-
дарского края. Киева,
Белорусской ССР и Кольского полуострова,
а наиболее ценное оборудование электри-

шили 61 крупнейшую и большое количе-
ство мелких электрических станций, с 0б-
щей мощностью около 5 миллионов кило-
ватт, вывели из строя около 10 тысяч
километров магистральных высоковольтных
линий электропередач, уничтожили более

фашистские

BOTHIOCh

Нефтяная промышленность. Фашистская
Германия придавала исключительно важ-
ное значение захвату нефтяных районов
Советского Союза. В вышецитированных
«Директивах по руководству экономикой
вс вновь оккупированных восточных обла-
стях» указывалось:

«3. 6) В промышленном сырье главным
иродуктом является нефть. Среди меро-
прнятий. не относящихся к продоволь-
ственному енабжению, все вопросы, свя-
занные с лобычей н вывозом нефти, дол-
жны при всех случаях стоять на перком
месте». .

Во исполнение этих указаний герман-

ту нефтеносных районов Кавказа.
Вместе с тем, во всох случаях, когда не-

оборудования,

На нефтяных промыслах Грозного и в
немецко-фапгистекие

Они взорвали в Грозном атмосферно-ва-

a также

2 миллионов кубометров на

Электростанции. За время оккупации и

Воронежа, Крыма,

ческих станций вывезли в Германию.
Они взорвали, сожгли и частично разру-

12 тысяч зданий электростанций и под-
станций и вывезли в Германию 14 тысяч
паровых котлов. 1.400 турбин, 11.300
электрогенераторов.

Черная и цветная металлургия. Немепко-
захватчики полностью или
частично разрушили 37 заводов черной ме-
таллургии, на которых работало 168 тысяч
человек. На этих заводах ежегодно произ-
11 миллионов тонн чугуна.
10 миллионов тонн стали, 8 миллионов
тонн проката. Немцы уничтожили и ча-
стично разрушили 62 домны, 213 марте-
HOBCRHX печей, 248 прокатных станов,
4.140 коксовых печей с годовой произво-
дительностью в 19 миллионов тонн кокса.
Они уничтожили 29 заводов огнеупорных
изделий п 18 рудных предприятий с годо-
вой добычей свыше 20 миллионов тонн
железной руды. В числе разрушенных за-
водов находятся: «Запорожсталь» с 12 ты-
сячами рабочих, Мариупольский завод
с 26 тысячами рабочих, «Азовсталь»
с 9 тысячами рабочих, Макеевский завод
имени Кирова с 18 тысячами рабочих,
«Красный Октябрь» с 13 тысячами рабо-
чих, Криворожекий коксохимический с
2 тысячами рабочих, Мариупольский коксо-
химический с 3 тысячами рабочих, Семилук-
ский огнеупорный с 2 тысячами рабочих,
Часов-Ярские огнеупорные с 6 тысячами
рабочих.

Немецео-фашистские захватчики разру-
шили и вывели из строя 12 крупнейших
предприятий цветной металлургии, в том
числе: Днепровские — алюминиевый, маг-
невый и электродный заводы, Тихвин-
ские — глиноземный завод и бокситовые
рудники.

Химическая промышленность. Немцы раз-
рушили 66 азотно-туковых и химических
заводов, выпускавших химические продук-
ты и туковые удобрения для сельского хо-
зяйства, а также комбинаты по выработке
каучука, резиновых и асбестовых изделий,
в том числе; Сталиногорский и Рубежан-
экий  химкомбинаты, Константиновский,
Перекопский, Сакский и Харьковский хи-
мические заводы; Днепродзержинский, Гор-
ловекий, Лисичанский, Сталинский азотно-
туковые заводы; Одесский, Винницкий су-
перфосфатные заводы.

Машиностроение. Огромный ущерб не-
мецко-фашистекие захватчики нанесли
машиностроительной промышленноети.

Они разрушили 749 заводов тяжелого и
среднего машиностроения, на которых было
занято 919 тысяч рабочих, инженеров,
техников и служащих. Особенно пострада-
ли крупнейшие заводы:  Краматорский
с 25 тысячами рабочих, Ворошиловград-
ский с 23 тысячами рабочих, Бежецкий
се 20 тысячами рабочих, Харьковский
с 5 тысячамя рабочих, Таганрогский с
4 тысячами рабочих, Людиновский с 6 ты-
вячами рабочих, Ленинградский «Русский
дизель» с 3 тысячами рабочих.

Большой ущерб гитлеровцы причинили
предприятиям, производящим тракторы, ав-
томобили, железнодорожные вагоны, мото-
циклы, велосипеды. Они полностью унич-
тожили 21 н частично разрушили 27 таких
заводов; в частности, превратили в груду
развалин крупнейшие Сталинградский и
Харьковский тракторные заводы; разруши-
ли Харьковский, Гомельский, Ростовский
ремонтно-подшипниковые заводы; Калинин-

ленности,
ры, электромоторы, трансформаторы, элек-
тровозы и другое оборудование, немпы при-
чинили большой ущерб. Они разрушили
41 завод, в том числе: Харьковский элект-
ромеханический (ХЭМЗ) и Ленинградские—
«Электросила», «Электропровод», «Красная
заря».

ский,

пуском _ 23

заводы.

шили 64 станкостроительных и абразив-

ных завода, в том числе; Харьковский,

ПКраматорский, Краснодарский,

гие.

Они полностью уничтожили 169 заво-
дов сельснохозяйственного, — химичесного,
дерезообрабатывающего и бумагоделатель-

ного машиностроения и среди них заводы:
имени Коминтерна,

«Красный Аксай»,

«Ростсельмаш». «Коммунар»,  «Больше-

Buk», «Врасная звезда», «Серп и Молот»,
«Октябрьская Революция».

элентротехнической промыш-
выпускавшим электрогенерато-

Заводам

С заводов машиностроительной промыш-

ленности немецкие фирмы вывезли в Гер-
мавню:
оборудования, 34 тысячи молотов с меха-
ническим приводом, прессов и другое куз-
нечно-прессовое и литейное оборудование.

47 тысяч комплектов под’емного

Лесная и бумажная промышленность.

Немецко-фашистские захватчики разруши-
ли
предприятий © годовой производительно-
стью в 64 миллиона кубических метров
древесины, 260 лесопильных и деревообра-

большое число  лесозаготовительных

батывающих предприятий производитель-

ностью в 12 миллионов кубических метров
пиломатериалов в год, 28 фанерных заво-
дов с выпуском 380
метров‘ фанеры в тод.

тысяч кубических

Они уничтожили также 14 спичечных

фабрик с годовым выпуском около 4 мил-
лионов ящиков спичек и 77 бумажно-цел-
люлозных предприятий с годовой произво-
дительностью в 300 тысяч тонн бумаги.

Текстильная и легкая промышленность.

В текстильной и легкой промышленности
оккупанты разрушили 120 фабрик хлопча-
тобумажных тканей, 75 трикотажно-тек-
стильных, 69 льняных, 125 пенькоджуто-
вых, 36 фабрик шерсти, 12 меховых, 8 ис-

кусственного волокна, 160 предприятий
кохевенно-обувной промышленности, свы-
ше 100 стекольных заводов.

В результате разрушений текстильная
промышленность лишилась 3 миллионов
прядильных веретен и свыше 45 тысяч
ткацких станков.

Пищевая и` мясо-молочная промышлен-
ность. В пищевой и мясо-молочной про-
мышленности немецко-фашистские захват-
чикн полностью уничтожили и разрушили
204 сахарных, 649 спирто-водочных заво-
дов. 47 консервных, 29 масложировых з8-
водов, 43 табачных фабрики и фермента-
ционных завода, 157 хлебопекарен, 4.490
мясоколбасных, сыромолочных и маело-
дельных предприятий.

Промышленность строительных материа-
лоз. В премышленностн строительных ма-
териалов неменко-фашистские захватчики
разрушили 409 предприятий. В том чиеле
полностью уничтожены крупнейшие це-
ментные заводы: Енакиевский, Кричев-
ский, Брянский и Новороссийские — «Про-
летарий» и «Октябрь».

Транспорт. В период оккупации частн
территории Советского Союза и в особен-
ности при своем отступлении немецко-фа-
шистские захватчики причинили большой
ущерб железным дорогам, водному и речно-
му транспорту.

Специальными путёрззрушительными ма-
шинами они вывели из етроя 26 и частич-
но повредили 8 магистральных железных
дорог, разрушили 65 тысяч километров же-
лезнохорожной колеи и 500 тысяч проводо-
километров автоблокировки и линий же-
лезнодорожиой связи. Они взорвали 13 ты-
сяч железнодорожных мостов общей протя-
женностью около 300 километров, 4.100
станций, 1.200 насосных станций, 1.600
зодонапорных башен, 3.200 гихроколонок.
Они уничтожили 317 паровозных депо и
129 паровозоремонтных и вагоноремонтных
эзводов, з также заводов железнодорожного
машиностроения.
` Они ‘разрушили, повредили и увезли
15.800 паровозов и мотовозов и 428 тысяч
вагонов.

Враги причинили большой ущерб соору-
жениям, предприятиям, учреждениям и су-
дам морсного транспорта Северного Ледо-
витого окезна, Белого, Балтийского, Черно-
гои Каспийского морей. Они потопили и ча-
стично повредили свыше 1.400 пассажир-
ских, грузовых и специальных судов.

Сильно пострадали оснащенные передо-
вой техникой морские порты — Севасто-
польский, Мариупольский, Керченский, Но-
вороссийский, Одесский, Николаевский,
Ленинградский, Мурманский, Лепая, Тал-
линский и другие.

Оккупанты потопили и захватили 4.280
пассажирских, грузовых и буксирных паро-
ходов речного транспорта и технического
служебно-вспомогательного флота, 4.029
несамоходных судов; разрушили 479 пор-
тово-пристанских хозяйств, в том числе
Ленинградский, Сталинградский, Киевский
порты; сооружения Беломорско-Балтийско-
го канала и канала Москва—Волга; 89-cy-
достроительных верфей, механических
заводов и предприятий.

Отступая под натиском Красной Армии,
немецкие войска подорвали и разрушили
91 тыс. клм. шоссейных дорог и 90 тысяч

дорожных мостов общей протяженностью
930 километров.

Крюковский и Бежецкий  вагоно-
строительные заводы с общим годовым вы-
тысячи товарных вагонов;
уничтожили Лодейнопольский и Вельский
заводы автоприцепов, Харьковский велоси-
педлный и Ленинградский мотоциклетный

Киевский,
Одесский, Минский, Ленинградский и дру-

захватчики отбирали землю,
советским государством в вечное и бесплат-

жавшую совхозам, и раздавали её немецких
генералам и офицерам, помещикам и кула-
кам.

данного в конце февраля 1942 гола импер-
ским министром оккупированных восточных

труд, принуждая колхозников работать бес-
платно на немецких господ. За отказ пли   бали сады; грабили и увозили в Германию
невыход на работу немцы об’являли каждо-
го преступником против германского госу-
дарства и подвергали побоям, тюремному
заключению или расстрелу.

чтожали посевы, в самых широких разме-
лением, истребляли ни в чём неповинных
мецкие” солдаты согнали жителей деревень   п

Замошье, Красуха, Чухонские Заходцы, Ла-
нева Гора, Голованово,

деревень.

ты в Митьковском, Коростельском, Кря-
тинском, Антоновском, Раменском, Зелени-

ветах Ржевского района. В Емельяновеком

Тургиновском 60 процентов домов. В Пого-

вали.

Разрушение колхозов, совхозов
и машинно-тракторных станций

Немецко-фашистские захватчики, по за.   жения, разграбили или поломали сельско-
ранее разработанному плану, проводили на   хозяйственный инвентарь, уничтожили по-
оккупированной территории Советского Со-   севы. Они угнали из’ колхоза 160 лоша-
юза политику уничтожения колхозов, сов-  дей, 200 голов крупного рогатого скота,
X030B и машинно-тракторных станций. 270 свиней, уничтожили 16 гектаров ту-

Для управления сельским хозяйством в   ТОвых насаждений, 5 гектаров фруктовых
так называемых «восточных областях» не-   садов и 1% гектаров виноградников, при»
мецким правительством были созданы сне-   Чинив колхозу ущерб в еумме 15 миллно-
циальные отделы, руководство которыми   Нов рублей.
было поручено рейхсминистру земледелия   Полхозу «За мир и труд»’ Враснодареко-
Дарре; рейхскомиссару Эрих Кох, рейхско-   го’ края оккупанты причинили Ущерб в
миссару «Остланд» Лозе. = сумме 18 миллиопов рублей. Onn paspy-

Гитлеровский ‘министр земледелия Дар-   шили и уничтожили в колхозе 70 m-
ре с циничной откровенностью заявил: «На   строек, угнали 70 голов крупного рога»
всем восточном пространстве только немцы   того скота, 340 свиней, 240 лошадей, ото-
имеют право быть владельцами крупных   брали и вывезли 2 тысячи тонн зерна,
поместий. Страна, населённая чужой расой,   140 тонн подсолнуха и т. д.
должна стать страной рабов, сельскохозяй-   В колхозе «За темпы» Сталинской обла-
ственных слуг и промышленных работни-   сти, по распоряжению коменданта города
ков». - Лиман Пекка, немецкий офицер Швари,

На занятой территории СССР немецкие   возглавлявший специальный отряд, ото-
переданную   брал у колхоза 450 голов крупного рога-
того скота, 205 свиней, 350 овец, 208 з-
шадей.

В октябре 1943 года перед отступле-
нием немцев под натиском Красной Армии
отряд СС но распоряжэнию немецкого сель-
скохозяйственного коменданта — Ганнен-

ное пользование колхозам или принадл®-

Так, например, совхоз «Металлист» Ам-

вросиевского района Сталинской области   камифа поджог все строения колхоза имени
был передан комендантам Боссе и Гамбльох,
конезавод № 72 Олыкского района Волын-
ской области передан барону фон Пепке и   окот, сельскохозяйственные орудия, причи-
Ришарду Тимлер, совхоз имени Фрунзе в   нив колхозу ущерб в сумме свыше 4 мил-
Чистяковском районе Сталинской области   лионов рублей.

передан комендантам Баэр, Айгоф и Зельле.
колхозы — имени Ильича и имени Полит-
отдела со всеми постройками, скатом и из-
вентарем были переданы  комендантам
Вельке и Крейеру. Число подобных приме-
ров можно во много раз увеличить.

«Ильича» Киевской области и уничтожил
запасы  сельскохозяйственных продуктов,

В Могилевекой области Белорусской ССР
немецко-фалтистские захватчики разрушили
2.100 колхозов, уничтожили в них около
40 тысяч строений.

В Житомирекой области оккупанты ото-
брали в 1.920 колхозах свыше 240 тысяч
голов крупного рогатого скота, 195 тысяз
лошадей, 200 тысяч свиней, 230 тысяч
овец и коз. 460 тысяч голов разной птипы,
55 тысяч тонн зерна; разрушили и Унич-
тожили свыше 20 тысяч колхозных cTpoe-
НИЙ.

Подобные разрушения и ограбления кол-
хозов немецко-фашистские захватчики лро-
изводили повсеместно на оккупированной
территории СССР. Они уничтожали по-
стройки, сжигали и травили посевы, выру-

На основании «Земельного закона», из-

областей Альфредом Розенбергом, немецко-
фашистские захватчики вместо колхозов на
оккупированной территории стали созда-
вать так называемые «общинные хозяй-
ства», являвшиеся наиболее удобной фор-
мой для ограбления крестьян. В «общинных
хозяйствах» они вводили крепостнический

скот, запасы продуктов и всякое иное‘ кол
хозное имущество.

Немецко-фаптистекие захватчики причу-
нили огромный ущерб совхозам СССР. Они
вывезли из них запасы сельскохозяйствев-
ной продукции, разрушили хозяйственные
и другие совхозные постройки,

В период оккупации ‘части территорип
Советского Сотоза особенно постралал зерно-
совхоз «Гигант» Ростовской области, рас-
полагавший 28 тысячами гектаров убороч-
ной площади и широко развитым животло-
BOTCTBOM:

Немцы причинили большой ymep6 cexr-
оводчеокому совхозу «Кубань», Красно-
дарокого края, с уборочной площадью в 10
закрыли  дверя И   тысяч гектаров.
сожгли дома вместе с людьми. Тех, кто Бонный завод № 62 Полтавекой облаети
пытался выскочить из огня, они расетре- $ ь и
ливали ‘из автоматов. Так погибли 350 че- ое
Side, Sheba nice, ganiiteeG: siewan-eunsiaice. племенного маточного поголовья pyccKo-

. ‚ Де р американских рысаков. До войны в этом
Педобным же образом в Пековекой обла-
сти было уничтожено свыше 500 сели ера
дей. Так немцы поступили и с другими пле-
менными совхозами.

В зерновых и животноводческих совхозах
немцы истребили или угнали болев 180 ты-
сяч годов крупного рогатого скота, 290 ты-
сяч свиней, 680 тысяч овец, 57 тысяч ло-
шадей, уничтожили более одного миллиона
двести тысяч гектаров посевов всех куль-
тур.

Разрушая колхозы и совхозы, немецко-
фашистекие захватчики уничтожали также
их техническую базу — машинно-трактор-
ные станции.

В’оккупированных областях РОФСР они
уничтожили свыше 1.000 машинно-трак-
торных станций, разрушили или вывезли
из них 46 тысяч тракторов, 18 тысяч вом-
байнов, 23 тысячи сеялок. На Украине
немцы уничтожили, разрушили и сожгли
1.300 машинно-трахторных станций и вы-
везли из них 56 тысяч тракторов и 24 ты-
сячи комбайнов. В Белорусской CCP они
полностью уничтожили 316 машинно-трак-
торных станций, из которых вывезли в [6р-
манию 8 тысяч тракторов, одну тысячу ком-
байнов и другие машины и сельскохозяй-
ственные орудия.

Колхозные крестьяне оказывали сопро-
тивление осуществлению этой фашистекой
«земельной реформы». В ответ. немецкие
захватчики выжигали целые дерсвни, уни-

рах применяли кровавые расправы с насе-

советских людей.
Так, например, в Псковской области не-

В Калининской области гитлеровцы со-
жгли и уничтожили вое населённые пунк-

ченском, Павловском, Гришенском сельсо-
районе они сожгли около 80 процентов, в

рельском районе из 7 тысяч домов, при-
надлежавших колхозникам, сожгли евыше
5 тысяч домов.

Сжигая сёла и дерэвни, немецкие iha-
шисты производили всеобщее ограбление
граждан этих деревень. Крестьян, сопро-
тивлявшихся ограблению, они зверски уби-

В деревне Еремкино Высоковского paito-
на колхозница Перлова пыталась скрыть
от фашистов свою последнюю корову. Ра-
зозленные гитлеровцы выкололи Перловой
глаза, отрезали нос, отрубили руки.

В Рогачевском районе той же области
не осталось ни одной деревни, ни одного
поселка, где бы оккупанты не производили
ограбления колхозников и жестокой раз-

а а Отдельные деревни подвер-   В Латвийской, Литовской, Эстонской рес-
об а Е О Так, быти   пубдиках немецкие захватчики уничтожили

отла деревни:   полностью Bee машинно-трак .
Селец, Фалеево, Мортково, Толчково. {ии oe none ae

В Баменец-Подольской области немец- Во всех колхозах, совхозах и машинно-

ве. захватчики сожгли 33 села и 530 на- тракторных станциях оккупанты разруши-
селенных пунктов, В 1.600 колхозах они ли, захватили и вывезли в Германию 137
о более 16 тысяч колхозных тысяч тракторов, 49 тысяч комбайнов. око
строений; В :
вы 176 tee’ или угнали в Герма-   ло 4 миллионов плугов, борон и других поч-
ozone, He ain Te ies РоГатэго   рообрабатывающих  сельскохозяйственных
у ь $ тысяч 0 ИЙ 2
овец и коз, 687 тысяч голов разной птицы, и к и ani и
в тысяч лошадей, отняли У КолХозуВ   очных ‘машин НА te
тысячи тонн зерна и муки. :
B Kypeeeit wlisdorg sient 06 Разрушая колхозы, совхозы и машинио-
разрушили   трак   к
5.220 колхозов; сожгли и уничтожили в pu Be aan eee Мы
них 80 тысяч строений; отобрали 280 ты- аа а р ats =
сяч голов крупного рогатого скота, 320 шили 137 а т ий
тысяч лошадей, 250 тысяч свиней, скохозяйственных инс а а
420 тысяч овец и коз, зарезали 1.300 ты- 176 инкубато к В : tt
сяч голов разной домашней птицы, п 14 iene Se a tae eas:
‚ снабжа

В колхозе имени Буденного С
» ОТавро-   колхозы
пельского края, немецко-фашистские 3a- ре —

хватчики разрушили и повредили все
сельскохозяйственные постройки и соору- (Окончание на `З-Й стр.)