С

ба
А
apy

Oth
№

TYLA:
Anan
о
ЗО
Txt
ATOR
LVR TO,
May:
4 yy.

nt CCP
УИ
ORM

HL On
тел
тыл
тЫ
ТЫ,
Уи
CT

Я Bil
И 1
Bali!
№
ВЫ}
манто
у К:

три:
р Om
отвез
ВЕНЫ

у
ep no

pac-
ороч-
оо-

cer
CH
3 10

СТИ
СЯ

RO-
TOM

m1e-
03ах

ты-
) ты-

Ч 20-
mous
Ку

13 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 219 (9990)

РТ т

- re ai -

Чрезвычайной Государственной

ITI

$

Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков
О материальном ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками
государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным

организациям и гражданам СССР

(Окончание. Начало на 2-й cmp. )

Разрушение школ, научных учреждений
и учреждений здравоохранения

Немецко-фаптистекие захватчики призи-
нили огрэмный ущерб культурным учреж-
денням советского нарола. Они разрушили
колы, высшие учебные заведения, науч-
ные институты, библиотеки, больницы, са-
натории, дома отдыха.

На территории Советокого Союза; подвер-
тавшейся немепкой оккупации, к началу
1941 тодз было 82 тые. начальных и
средних школ с 15 миллионами учащихся.
Все срелние школы имели библиотеки. на-
считывавшие от 2 до 25 тысяч томов книг
каждая, те или другие оборудованные фи-
зические, химические, биологические и дру-
гие кабинеты. Для размещения детей, жи-
вущих далеко, при мнегих средних школах
существовали общежития.

_ Немецко-фашистскае захватчики сожгли,
разрушили и разграбили эти школы со всем
пмуществом и оборудованием Миллионы со-
ветских детей вынуждены были прекратить
учение, а после изгнания оккупантов в030б-
новить его в неприспособленных школах,
лишенных необходимого оборудования, книг
и наглядных пособий.

Немецко-фашиетские захватчики полно-
стью или частично разрушили 334 высших
учебных заведения, в которых обучалось

меренно
сжигали и разоряли лаборатории, библио-
теки, расхищали ценнейшее имущество и
оборудование. Всего ими было уничтожено
605 научно-неследовательских. институтов.

Немецко-фашистские захватчики предна-
разрушали учреждения науки,

Воздушными бомбардировками и артил-

лерийскими обстрелами во время блокады
Ленинграда было разрушено 8 зданий науч-
ных учреждений и 32 оранжереи Ботапи-
ческого сала Академии наук с редчайшей
коллекцией тропических и субтропических

растений.
Немпы уничтожили близ Ленинграда

Главную астрономическую обсерваторию в
Пулкове. Она была снабжена редчайшими
инструментами, изготовленными выдающи-
мися мировыми и советскими мастерами.
В обеерваторин находилея первоклассный
солнечный телескоп оригинальной конст-
рукции лауреата Сталинской премии И. По-
номарева.

В Крыму немепко-фашистские захват-

чики разрушили Симеизскую астрономиче-

скую обсерваторию, основанную в 1908

году. а оборудование её — 40-дюймовый
большой отражательный телескоп. измери-
тельные приборы, библиотеку. насчитывав-

233 тысячи студентов: а оборудование ла-   Шую свыше 9 тысяч негативов со снимка-
бораторий и кабинетов, уникальные экспо-   ми неба и спектрами звезд, — вывезли в

наты университетских и институтских
коллекций и библиотеки вывезли в Герма-
HAO.

В результате разрушений сильно по-
‘страдал Киевский Государственный универ-
снтет, в котором ‘уничтожены учебное и на-
учное оборудование. сотни лабораторий и
ценнейшие коллекции.

Ленинградском университете артилле-
ТАЙйским обстрелом повреждено главное зда-
ние, & также здания физического и хими-
ческого’ институтов.

Большой ущерб причинен медицинским
высшим учебным заведениям. В Ленингра-
де от вражеских обетрелов пострадали из-
тестный Медицинский институт имени
Павлова и инетитут усовершенствования
врачей имени С. М. Кирова, на Украине
первый и второй Харьковские, Киевский,
Днепропетровский и Сталинский медицин-
ские институты. В Воронежеком медицин-

ском. институте разрушены. 22 здания... в. .

Смоленском медицинском институте раз-
рушено 17 зтаний.

` Охкунанты разрушили и ограбили 137
педагогических и учительских инетиту-
тов — в Пскове. Новгороде. Смоленске,
Феодосии. Орле, Ростове-на-Дону, Симфе-
рополе, Харькове, Киеве, Ворошиловграде,
Минске, Могилеве, Гомеле и других горо-
зах.

Они вывезли из специальных библиотек
историко-архивные материалы и старинные
рукописи: расхитили и уничтожили в мас-
совых библиотеках свыше 100 миллионов
томов книг.

Германию.
Огромный ущерб немпы‘ причинили ле-
чебным учреждениям СССР. Они разруши-

ли и разграбили 6 тысяч больниц, 33 ты-

сячи поликлиник, диспансеров и змбула-

терий, 976 санаториев, 656 домов отдыха.
Они уничтожили также 60 фабрик и заво-
дов химико-фармацевтической и медико-
инструментальной промышленности и сре-

пи них: Витебскую очковую фабрику, Пол-
тавскую фабрику термометров, Харьков-
ский, Киевский и Одесский химико-фарма-
цектические и другие заводы.

Особенно пострадали от преступных лей-
ствий фапгистов. и. превращены в разваля-
вы многочисленные санаторно-курортные
учреждения всесоюзной здравницы на Юж-
ном берегу Крыма, на Кавказеких Мине-
ральных Водах, в Одеесе и других местах,
где ежегодно лечились н отдыхали несколь-
ко миллионов трудящихся. .

В. Севастополе немцы разрушили Науч-
но-исследовательский институт имени (е-
ченова, являвшийся всесоюзным центром
по разработке и применению в куроотной
практике физических методов лечения.

В помещениях любимого советскими
детьми всесоюзного пионерского °латеря
«Артек» немцы разрушили главный кор-
пус, дачу «Орлиное гнездо», дворец в
Суук-Су и многие другие постройки.

Они вырубили в Крыму леса и парки,
выращенные вблизи санаториев и на Ай-
Цетринской Яйле, а также уничтожили
питомники с посадочным материалом для
лесокультурных работ. -

Разрушение музеев и исторических памятников

Немецко-фашистские захватчики разру-
шили на оккупированной территории
421 музеев из общего числа 992 музеев,
имевшихся в Советском Союзе, в том чис-
Je: B Российской СФСР — 173, в Украин-
ской ССР — 151, в Белорусской ССР —
26, в Литовской ССР — 15, в Эстонской
ССР `— 26, в Латвийской ССР — 30, в
Карело-Финской ССР — 2 и в Молдавекой
ССР — 4 музея.

Погибли богатейшие музеи Смоленска,
Сталинграда, Ленинграда, Новгорода, Пол-
тавы, Чернигова и других городов.

В Херсонесском  историко-археологиче-
ском музее немецкие захватчики разруши-
лн свыше 150 тысяч предметов и коллек-
ций, освещавших историю народов Черно-
морья.

В порту Керчи немпы уничтожили па-
нораму «Штурм Перекопа». выполненную
советскими художниками. Большие повре-
ядения причинены знаменитой панораме
«Оборона Севастополя» академика Рубо.
В Сталинградекой картинной галлерее они
уничтожили все экспонаты — работы ки-
сти Репина, Шишкина, Айвазовского, Се-
Рева, Маковского, Иванова и других. По-
страдали все художественные музеи Крыма,
разграблены коллекции ‘Бахчисарайского
лворца-музея, включая Большой коран
Рахчисарайской ханской мечети со множе-
ством орнаментальных украшений.

Немецко-фашистские захватчики причи-
ннли большой ушерб бывшим царским
дворцам в Пушкине, Павловске, Гатчине,
преврашённым после Октябрьской Социа-
листической революцин в музеи. Из этих
дворцов-музеев они вывезли в Германию
гарнитуры старинной художественной рус-
ской и французской мебели, ценные RHI
дворцовых библиотек, предметы изобрази-
тельного искусства, художественный фар-
фор и другие экспонаты.

С особой ненавистью немцы отнеслись
К наиболее дорогим советскому народу пз-
MATHURAM культуры.

Они. осквернили Пушкинский  заповел-
пик и усадьбу в Михайловском, где вели-
кий поэт писал «Евгений Онегин», «Цы-
таны», «Рорис Годунов»; сожгли дом-му-
зей и разрушили могилу А. С. Пушкина в
Святогорском монастыре, вырубили веко-

вые деревья в парке. Мебель, предметы до-
машнего обихода и библиотеку поэта вы-
Безли в Германию.

Такое же варварство немцы проявили: и
в отношении заповедника «Ясная Поляна»,
где родилея, жил и творил гениальный рус-
ский писатель 1. Н. Толетой. Заняв «Ясную
Поляну» 30 октября 1941 года, они разо-
рили, изгадили и подожгли её. Редчайшие
рукописи, книги и картины разорвали, вы-
бросили или уничтожили, & могилу писа-
теля осквернили. Мебелью и книгами ота-
пливали дом. В ответ на протесты сотруд-
‚ников музея против этих бесчинств герман-
ский офицер Шварп заявил: «Мы сожжем
все, что связано с именем вашего Толсто-
го».

В Клину немецко-фашиетекие захватчики
разрушили дом гениального русского компо-
зитора П. И. Чайковского, в котором OH Cco-
здал всемирно известные оперы «Евтений
Онегин», «Пиковая дама» и много других
прославленных музыкальных произведений.
В самом злании музся немецкие офицеры п
солдаты устроила гараж для мотоциклетов
Ц отапливали этот гараж нотами, книгами,
мебелью и другими экспонатами, находив-
шимися в музее.

Немцы уничтожили также музеи крееть-
янского поэта С Д. Дрожжина — в селе
Завилове. музей народного поэта И. С. Ни-
китина — в Воронеже и музей знаменитого
польского поэта Адама Мицкевича — в Но-
вогрудке Белорусской ССР. В Алагире они
сожгли материалы народного певпа Осетии
Коста Хетагурова.

Немецко-фашистские захватчики paspy-
шили 44 тысячи зданий театров, клубов,
красных уголков. В результате воздушных
налётов и артиллерийского обстрела постра-
лали: в Ленинграде — академический театр
оперы и балета имени С. М. Кирова, акаде-
мический театр имени А. С. Пушкина и ма-
лый опеоный театр; в Москве — Государ-
ственный академический Большой театр и
театр имени Вахтангова. Немцы подожгли
театры Эстонской ССР. разрушили в Виеве
драматический театр Красной Армии и Те-
атр юного зрителя им Горького, а также
уничтожили городские театры в Петрозавот-
ске, Новгороде, Макеевке. Из Смоленского
п Олесских театров они вывезли костюмы,
вотный материал, реквизит и библиотеки.

Разрушение и ограбление монастырей, церквей, костелов,
синагог и других учреждений религиозного культа

За время Отечественной войны немецко-   нагоги и 258 других зданий, принадлежа-

фашистские захватчикя уничтожили и по-
гредили на территории СССР, подвергавитей-
ся оккупации, 1.670 церквей, 237 римско-
католических костелов, 69 часовен, 532 си-

щих учрежлениям религиозных культов.

Они разрушили в Чернигове: древний Бо-
рисоглебский собор, построенный в начале
ХЦ века, церковь Параскевы-Пятницы-

на Торгу-—пеннейший памятник русской ар-
хитектуры ХИ века и собор Полоцкого Ефро-
синиева монастыря, построенного в 1160
году.

В Новгороде немецко-фашиетекие за-
хватчики разрушили Антониев, Хутын-
ский, Зверин, Деревяницкий и другие дрег-
ние монастыри; художественный памят-
ник — знаменитую церковь Спаса Нереди-
цы постройки ХПИ века превратили в разва-
лины; повредили здания Новгородекого
Кремля, в том числе: перковь святого Анд-
рея Стратилата, Покровскую церковь. звон-
ницу Софийского собора постройки ХТУ—
ХУГ веков. В окрестностях Новгорода от.
вражеского обстрела погибли собор Кирил-
лова монастыря и церкви: Николы «на

Разрушение культурно-

Типке», Благовещения «на Городище»,
Спаса «на Ковалеве». Успения «на Боло-
товом поле». Михаила архангела в Сково
родинском монастыре, св. Андрея «на Сит-
ке»— все постройки ХП-—ХТУ веков.

В груды кирпича превращена Успенская
церковь Киево-Печорской лавры, построен-
ная в 1073 году, а вместе с ней и 8 мона-
стыреких корпусов.

Разрушая монастыри, храмы, мечети и
синагоги, расхищая их утварь, немецкие
захватчики  глумились над религиозным
чуветвом людей. Солдаты и офицеры при-
ходили в храмы в шапках, курили здесь,
надевали на себя церковное облачение, дер-
жали в церквах лошадей и собак, из окон
устраивали нары для спанья..

бытовых учреждений,

общественных организаций и коопераций

В потребительской и промысловой  коопа-
рации, в профессиональных ‘союзахои в
других общественных организациях немеп-
кне захватчики разрушали на территории
СССР. подвергавшейся оккупации, пред-
приятия, магазины и лавки. клубы, стз-
дионы, дома отдыха, санатории.

У кооперативных, профсоюзных и дру
гих общественных организаций они унич-
тажили свыше 87 тыс. зданий хозяйствеп-
ного назначения. в том числе: 27 тыс. ма-
газинов, лавок и ларьков, 26 тые. склалов
л торговых баз. 10 тыс. жилых зданий п
1.839  культурно-бытовых учреждений.
Они утащили в. Германию 700 паровых
Ботлов, 636 локомобилей, 16 тысяч элекл-
ромоторов, 12 тысяч металлорежущих,
9 тысяч деревооблелывающих и 8 тысяч
ткацких станков, 7 тысяч автомашин. 70
тысяч швейных и специальных машин.
около 8 миллионов томов книг, а также
отобралн много скота. обуви. тканей п дру-
гих материальных ценностей. В результате
было разрушено свыше 40 процентов всей
торговой сети потребкооперапии СССР и
ликвидировано свыше 17 тыеяч потреби-
тельских- обществ и 1.600 районных сою:
зов. Из владений профессиональных союзов
пемецкие захватчики. полностью уничтожи-
ли 120 санаториев и 150 домов отдыха,
которыми ежеголно  обслуживалось более
3 миллионов рабочих, инженерно-техниче-
склх работников и (служащих. Из этого об-

щего числа в Крыму они разрушили 59
санаториев и домов отдыха на 11.900 мест.
на Кавказских Минеральных Водах-—39. са-
нагория и дома отдыха на 5.400. мест, в

Ленинградской области—33 санатория и до-.

ма отдыха на 7.700 мест, на Украине —
88 санаторнев и домов отдыха на 18.700
мест.

От разрушения пострадали такие извест
ные санатории и дома отдыха, как: Горный
санаторий по ‘лечению туберкулеза «ДЛо-
лоссы» в Симеизе. Институт физических
методов лечения в Феодосии, Алуштинский
дом отдыха, Одесский нервносоматический
санаторий, Пушкинский туберкулезный са-
наторий в Ленинграле и многие другие.

Немецко-фашистекие захватчики разру-
шили здалия 46 пионерских лагерей и дет-
ских оздоровительных учреждений, при-
надлежащих профсоюзам.

Они уничтожили 189 клубов н дворцон
культуры. в том числе: в Ленинграде —
Дом учителя Профсоюза работников на-
чальной п средней школы; в городе Крае-
ный Луч — Дворец культуры ‘профсоюза
рабочих каменноугольной промышленности
Донбасса, ‘одновременно ‘обслуживающий
4.000 человек; в Ростове-на-Дону — Дво-
рец культуры профсоюза рабочих желез-
ных дорог Юга на 3 тысячи человек: двор-
цы культуры и клубы в Сталинграде, Кра-
маторске, Сталино, Горловке, Енакиеве,
Харькове и во многих других местах.

Массовое ограбление немцами советских граждан

Во всех республиках, краях ‘и областях
Советского Союза, подвергавиихея оккупа-
ции, немецко-фапгистекие захватчики гра-
били сельское и’ городское население; отби-
рали имущество, ценные вещи, одежду,
предметы домашнего обихода, облагали мир-
ных жителей штрафами, налогами, контри-
буциями.

Повсеместный грабеж населения являлся
частью общей продуманной программы гит-
леровского правительства — разорить Co-
ветскую страну, подорвать её благосостоя-
ние, превратить советских граждан в ни-
ЩИХ. aoe

Секретной ‘° инструкцией  терманского

командования от 17 июля 1941 года, обна-

руженной при’разгроме штаба 68-й немец-
кой дивизии, указывалось на необходимость
«воспитывать у каждого офицера и солдата
германской армии чувегво личной матери-
альной заинтересованности в войне»...
Гёрманское правительство сознательно
развязывало самые низменные и зверские

инстинкты у офицеров и солдат немецкой
армии.

В распоряжении Чрезвычайной Государ-
венной Комиссии имеется огромное коли-
чество материалов и документов, которые
изобличают немецко-фашистеких захватчи-
ков, как грабителей и варваров, производив-
ших расхищение имущества не только го-
сударственных, колхозных и общественных
организаций, но и личного имущества кол-
хозников, рабочих, интеллигенции и’ слу-
жащих.

В Смоленской области оккупанты ото-
брали у городекого п сельского населения
лично им принадлежавшие 136 тысяч го-
лов крупного рогатого скота, 107 тысяч
свиней, 240 тысяч овец.и коз, 180 тысяч
тонн зернопродуктов, около 409 тысяч тонн
картофеля и овощей. Фашиетские: захватчи-
ви сожгли в 2.265 селах и деревнях 129
тысяч жилых домов и 278 тысяч надворных
построек, составлявших личную собствен-
ность граждан,

В Орловской. области гитлеровцы сожгли
п разрушили у граждан 173 тысячи домов
и 197 тысяч надворных построек. Они ото-
брали у населения 15 тысяч ‘лошадей, 200
тыеяч голов крупного рогатого скота, 112
тысяч свиней, 312 тысяч овец. и коз. около
3 миллионов голов домашней птицы, 96 ты-
сяч тонн зерна, 14 тысяч тонн муки, 133
тысячи тонн картофеля.

Только в 10 районах Ленинградской об-
ласти фашисты уничтожили 25.600 домов,
принадлежавших. рабочим, колхозникам и
служащим. Всё личное имущеетво жителей
в этих районах было немцами разграблено.

В Демянском п Лычковском районах они
отняли у населения 4.800 nap валенок,
2.900 шуб и полушубков, 23 тысячи ов-
чин, 40 тысяч килограммов перети.

В Днепропетровекой ‘области немецкие за-
хватчики отобрали у граждан лично им при-
надлежавших 137 тысяч голов крупного ро-
гатого скота, 3 тысячи лошадей, 67 тысяч
свиней, 16 тысяч овец и коз, свыше мил-
лнона голов разной домашней птицы, 36 ты-
сяч тонн зерна и муки, 35 тысяч тонн ваф-
тофеля и овощей; сожгли и разрушили 57
тысяч жилых домов и 33 тысячи надворных
построек.

В Сумской ‘области титлеровцы сожтли и
разрушили 130 тысяч. жилых и надворных
построек, принадлежавших гражданам: ото-
брали у них 106 тысяч голов крупного ро-
татого скота, 5 тысяч лошадей, 29 тысяч
овец и коз, 52 тысячи свиней, 67 тысяч
тонн зерна и муки, 47 тысяч тонн карто-
феля.

Проводя организованное ограбление ра-
бочих, колхозников и служащих в Черни-
говской области, немепкий карательный
отряд 18 апреля 1943 года окружил село
Загребальная Слобода и открыл пулемёт-
ный огонь. Жители, оставив всё имуще-
ство, бежали в лес. после чего их имуше-
ство было полностью  разграблено, а село
сожжено.

Таким способом немцы уничтожили близ
герода Чернигова села Бобровицу и Ярцево,
районный центр Коюдовку, рабочий поес-
лов Алексеевку. сбла  Елено, ‹ Кувечино,
Возары, Пески, Елубовку и другие. Они с0-
жгли здесь у граждан 30 тысяч жилых
домов, 70 тысяч надворных построек, ото-
брали-у них 140 тысяч голов: крупного po-
гатого скота, 790 тысяч голов птицы. уни-

чтожили сады с 330 тысячами плодовых

деревьев.

У граждан Полоцкой области немецкие
захватчики отобрали 70 тысяч голов круп-
кого рогатого скота, 17 тысяч лошадей,
51 тысячу свиней, 148 тысяч овец и коз.
178 тысяч тонн зерна и муки. Они сожгли
у них 94 тысячи жилых домов и налвор-
ных построек; уничтожили сады © 36 ты-
сячами деревьев многолетних насаждений.
Лишь не многим из пострадавших удалось
спасти свои домашнее имущество, носиль-
ные вещи и одежду.

В Витебокой области немцы отобрали у
граждан 109 тысяч голов крупного рога-
Тото скота, 189 тысяч овец и коз. 820 ты-
сяч голов разной домалтней птицы, 39 ты-
сяч тонн зерна, 156 тысяч тонн картофеля
и овощей. ТЕ

Немецко-фашистские захватчики отобра-
ли у крестьян Латвийской, Литовской и 9с-
тонской советских республик землю, кото-
рой их наделила Советская власть, и’ пере-
дали её немецким баронам и кулакам.

Рейхскомиссар. «Остланд’а» (Прибалтики)
Лозе в приказе от 13 сентября 1941 года
об’явил: «Весь принадлежащий сельскому
хозяйству живой и мёртвый инвентарь пе-
реходит в пользование старых владельцев
или соответственно назначенных управля-
ющих, которые несут ответственность за
всё ведение хозяйства».

Под предлогом исполнения этого приказл
гитлеровцы сгоняли трудовое крестьянетва
Прибалтики < земли, отбирали у него сель-
скохозяйственный инвентарь и оборудова-
ние, отняли даже лес, заготовленный кре-
стьянами для строительства жилых по-
етроек.   :

В Латвийской ССР немецкие захватчики
отобрали у бывших батраков, безземельных
и малоземельных крестьян 600 тысяч гек-
таров земли, весь скот и сельскохозяйствен-
ный инвентарь, на приобретение которого
Латвийское СоБетокое правительство выда-
ло им ссуду в размере 27 миллионов ру0-
лей.

Немцы отобрали у латышских крестьян и
вывезли в Германию 320 тысяч единиц
сельскохозяйственного оборудования и ин-
вентаря, около 2 миллионов голов скота:
уничтожили 500 тысяч плодовых деревьев,
отобрали, разграбили или вывезли свыше
9 миллионов тонн сельскохозяйственных
продуктов.

У литовских граждан немецкие ‘захват-
чики отобрали 620 тысяч голов крупного
рогатого скота, 220 тысяч лошадей, 770
тысяч свиней. 270 тысяч овец и коз. 760
тысяч тонн зерна, 485 тысяч тонн прочих
сельскохозяйственных продуктов,

С целью грабежа и ‘кровавой расправы е
населением фалтистокие захватчики сове»-
шали налёты карательных отрядов на сёла
и деревни.

В сентябре 1942 года офицеры и сол-
латы 15 полицейского полка на теуритория
Белорусской ССР ограбили и расстреляли
поголовно всех жителей деревень Борисов-
ки, Борок п Заблочье, после чего дереваи
сожгли дотла.

Командир роты этого полка обер-лейте-
nant Мюллер после уничтожения деревни
Борки с исключительным цинизмом pamop-
товал своему начальству: «... конфискация
зерна и инвентаря происходила, если не
считать сдвига во времени, планомерно.
Число телег  оказалось достаточным, тах как
количество зерна было невелико и место,
куда складывалось необмолоченное зерно,
нелалеко.

Погонщики скота собрались быстро: ра-
ботали они ловко и усердно. Неблагоприят-
ным оказалось то обстоятельство. что в па-
местьв Мокраны не было слелане никаких
приготовлений, тах что е кормежкой и дое-
нием скота натолкнулись на большие трух-
ности. Следует обсудить вопрос, не явитея
ли целесообразным в будущем произволить
заранее нужные приготовления под каким-
нибудь другим преллогом. я

Домалтняя утварь и сельскохозяйствен-
ный инвентарь были увезены вместе с под-
вотами с хлебом.

Привожу численный итог’ расстрелов.
Расстреляны 705 лиц, из них мужчин 203,
женщин 372, детей 130.

Число собранного скота может быть оп-
ределено лишь примерно, так как на месте
пригона учета не производилось: лошадей
45, рогатого скота 250, телят.65, свиней и
поросят 450 и овец 308.

При действиях в Борках было израсхо-
довано: винтовочных патронов 786 штук,
патронов для автомалов 2.496 штук,

Обер-лейтенант и
исполняющий обязанности
командира роты Мюллер».

Таких озверевших немецких грабителей,
kaw этот Мюллер, было много на оккупи-
рованной немцами советекой земле.

Немецкие оккупанты ‘всюду и безгра-
вично грабили жителей советских горо-
Дов.

В Киеве 6 октября 1942, года, оберштури-
банфюрер Шпацель обязал население сдать
всё золото, серебро, все ценные вещи. Не
рассчитывая на добровольное выполнение
населением этого приказа, гитлеровцы раз-
били город. на. так называемые «боевые з0-
ны», из которых все жители выселялись,
и в покинутых ‘домах производился поваль-
вый грабеж.

После занятия города Артемовека
Сталинской области немецкие солдаты и
офицеры врывались в дома граждан, про-
изводили обыски и грабежи, отбирая у на-
селения всё имущество.

В Новороссийске оккупанты отбирали у
граждан под угрозой расстрела тёплую
одежду, белье, постельные принадлежно-
сти, часы, ковры, картины, ценную ме-
бель. Награбленное имущество ‘гитлеров-
цы отправляли в Германию.

В Сталинграде по приказу начальника
комендатуры генерал-майора. Хенинга Пау-
ля немецкие солдаты и офицеры врывались
в подвалы, в которых укрывались от. бом-
бардировок мирные граждане, и отбирали
у них все ценные вещи.

В Кисловодске в августе 1942 г. воен-
ный комендант Поль и начальник гестапо
Вельдет потребовали от еврейского насе-
ления города сдать Bee ценные вещи. Во

исполнение этого приказа в немецкую ко-

мендатуру было внесено 100 тысяч рублей
деньгами, 530 штук золотых и серебря-
ных колец, портсигаров и часов, 105 дю-
жин серебряных ложек, 230 пар обуви,
кроме того, большое количество пальто, ко-
стюмов, ‘ковров. Все это немпы забрали,
после чего всех евреев расстреляли.

Ограбление советекого населения немец-
кие захватчики производили на всей тер-
ритории Советекого Союза, подвергавшей-
ся оккупации.

Чрезвычайная Госутарственная Комие-
CHA произвела учбт ущерба, причинённо-
то оккупационными властями советским
гражданам, и установила, что немепко-фа-
шиетекие захватчики сожгли и разрушили
около 4 миллионов жилых домов, состав
лявших личную собетвенность колхозни-
ков, рабочих и служащих, конфисковали у
них 1.5 миллиона лошадей, 9 миллионов
голов крупного рогатого скота, 12 мил-
лионов свиней, 13 миллионов овец и коз.
3 также отобрали огромное количество вся-
кого домашнего имущества.

* жи

Немецкие оккупанты. виновные в’ орга-
пизации и осуществлении на территории
Советского Союза разрушений городов и
сёл, фабрик и заводов, колхозов и совхо-
зов.и в ограблении личного имущества
граждан, должны нести полную ответствен-
цость за своп преступные деяния, а ущерб,
причинённый  немецко-фашистскими за-
хватчиками народному хозяйству СОСР и
советским ‘гражданам, должен быть воз-
мещён Германией.   ‘

Помощь железнодорожному
транспорту

КУЙБЫШЕВ, 12. (Корр. «Правды»). Об:
ращение работников горьковских заводов об
организации помощи железнодорожному
транспорту нашло практический отклик на
предприятиях города. Коллективы многих
заводов взяли обязательство помочь желез-
нодорожникам лучше подготовить транспорт
к зиме. Заводы имени Сталина, «КАТЭК»,
станкостроительный и другие выделили
предприятиям Куйбышевского железнодо-
режного узла большое количество различ-
ных материалов —10 тонн стали, 1! тонн
углового и листового железа, 22 гонны
электродов, б тонн лакокрасочных материа-
лов, 6.300 штук шариковых и роликовых
подшипников. °

Лесные и деревообделочные предприятия
выделяют транспортникам 110 кубометров
обшивки для ремонта вагонов и 100 кубо-
метров пиломатериалов.  Кроме того, они
взяли обязательство изготовить мебель для
трех общежитий: стулья, столы, тумбочки
и т. п. Промартели «Ленинский путь» и
«Вторая пятилетка» передали железнодо-
рожникам 21  тонну обтирочного материала,
<Резиносбыт»— 600 пар резиновой обуви.

Коллектив ‘завода имеки Фрунзе взял
шефство над Куйбышевским паровозным де-
по, завод имени Ворошилова — над вагон-
ным депо, завод имени Сталина — над элек-
тродепо.

: : ++ 2

ЧКАЛОВ, 12. (Корр. «Правды»). Чкалов:
ский станкостроительный завод первым cpe-
ди предприятий Чкаловской области взялся
оказать помощь железнодорожному транс-
порту в подготовке к зиме. Он выделяет для
депо станции Оренбург несколько тонн ме
талла, изготовит для него 40 паровозных и
20 тендерных рессорных подвесок, 10 ком-
плектов дышловых стальных втулок и ряд
других запасных’ частей, :

—о_-

Увеличивается добыча
неметаллических ископаемых

Наркоматом промышленности строитель
ных материалов ведутся сейчас большие ра-
бсты по увеличению добычи неметалличе-
ских ископаемых.

В Заполярье, на Урале, в Сибири, в дале-
кой Мамской тайге, в Средней Азии осваи-
ваются новые месторождения асбеста, слю-
ды, графита, ‘талька, каолива. `Разрабатыва-
ются карьеры и рудники, строятся новые
предприятия для обработки этого сырья.

В городе Асбесте пущена вторая секция
крупнейшей в мире асбестовой фабрики «Ги-
гант». Здесь же вскоре вступит в строй
обогатительная асбестовая фабрика № 1.

В Петрозаводске частично сдана в экс-
плоатацию слюдяная фабрика, изготарли-
вающая ценные изделия для электропромы-
шленности. Восстаназливаются слюдяные
рудники в Мурманской сбласти и Карело-
Финской республике. Расположенные в да-
леком Заполярье Енский и Чупинский руд-
ники уже выдали первые партии слюды.

Началась разработка мощных мраморных
рудников на Урале и гранитных карьеров
на Украине. Гниваньский карьер (Винниц-
кая область) уже отправил гранит в Киев
для восстановления Крещатика.

Предприятия  неметаллорудной промы-
шленности перевыполнили августовский
план по добыче слюды,. талька, каолина.
Произведство ‚ асбеста и кристаллического
графита превысило довоенный уровень.

(ТАСС),

Закрытие конференции
станкостроителей Наркомата
миномётного вооружения

Закончила ‘работу конференция станко-
строителей заводов Наркомата минометного
вооружения. Руководители и инженерно-
технические работники заводов в своих вы-
ступлениях поделились опытом освоения
производства новых станков. Участники
конференции приняли обязательство оказать
помошь в возрождении разрушенного не-
мецкими оккупантами крупнейшего ‘пред-
приятия  наркомата —«Ростсельмаш». Все
станки, изготовленные в октябре, передают-
ся «Ростсельмашу». Решено также помочь
этому заводу кадрами квалифицированных
рабочих.

На конференции был. оглашен приказ на-
родного комиссара минометного вооруже-
ния тов. Паршина о присуждении дипло-
мов 1, 2 и 3 степени коллективам передо-
вых заводов — экспонентам 2-й cTaHKO-
строительной выставки неркомата.

В заключение участники конференции с
огромным воодушевлением приняли привет-
ствие товарищу’ Сталину.

Сессия Академии наук УССР

КИЕВ, 12 сентября. (ТАСС). Открылась
юбилейная сессия Академии наук УССР,
посвященная 100-летию со дня рождения
великого украинского драматурга и актера
И. К. Тобилевича (Карпенко-Карого).
Участники сессии заслущали доклады дей-
ствительного члена Академии наук УССР
Возняка — «Тобилевич и украинская лите-
ратура», старшего научного сотрудника Ин-
ститута украинской литературы имени Т. Г.
Шевченко Гозенпуда — «Карпенко-Карый
и западноевропейская драматургия» и дру-
гие. Артисты театра имени И. Франко пока-
зали монтаж пьесы Тобилевича «Безга-

ланна», yee ie
Издание книг
советских писателей
за рубежом

В иностранной комиссии Союза советских
писателей СССР получено сообщение о но-
вых переводах и изданиях книг советских
писателей в Чехословакии и Китае.

Чехословацкая переводчица Мария Мар-
чанова перевела на чешский язык избран-
ные стихи Николая Тихонова и антологию

советской поэзии, в которую вошли 50 про-
изведений русских, украинких п белорус-
ских поэтов. Сейчас переводчица работает
над поэмой Максима. Рыльского «Путеше-
ствие в молодость» и сборником стихов луч-
ших советских поэтов о Великой  Отече-
ственной войне.

На чешекий язык перевотятся книги сти-

хов Маяковского, Пастернака и Симонова.
Готовится также новый перевод комедии
Грибоедова «Горе от ума».

Большой интерес к произведениям рус-

ской классической и советской литературы
наблюдается в Витде. В переводе писателя
Го Бао-цюань вышли в свет статьи Макси-
ма Горького «Как я учился писать» и книга
Роскина «Жизнь Максима Горького». В на-
стоящее время Го Бао-цюань работает над
переводом 3-й части романа Алексея Толсто-
го «Петр Первый» в сборником очерков Си-
монова «Югославская тетрадь».

TACC).