колхозников и колхозниц, работников совхозов и МТС,
специалистов сельского хозяйства Херсонской области
_© досрочном выполнении государственного плана хлебозаготовок

из урожая 1945 года и своевременном высококачественном
проведении озимого сева

Героическая Красная Армия под руко-
Водетвом гениального полководца, Генера-
лиссимуса Советского Союза товарища
Сталина разгромила гитлеровскую Герма-
нию и совместно с войсками союзников по-
ставила на колени империалистическую
Японию. «Наступил долгожданный мир для
народов всего мира» (Сталин).

Воодушевленные блестящими победами
Ерасной Армии, мы, колхозники, рабочие
совхозов и МТС, специалисты сельского хо-
зяйства Херсонской области, стремимся еа-
моотверженным трудом быстрее восстано-
вить хозяйство, разрушенное немецкими
варварами, еделать еще более могучей нз-
ту великую социалистическую Родину,
еще более богатой, очастливой и радостной
нашу жизнь.

В ответ на призыв колхозников Кубани
мы вступаем во Всесоюзное социалистиче-
ское соревнование в честь победы Красной
Армии и берем на себя следующие обяза-
тельства:

1. Досрочно к 1 октября выполнить го-
сударетвенный план хлебозатотовов и рас-
ечитаться по натуроплате за работы МТС,

Чтобы справитьея е этой ответственной
задачей, мы организуем в каждом колхозе
и совхозе круглосуточную работу моло-
тильных агрегатов. Организуем вывозку
зерна машинами, живым тяглом, использу-

ем все средства и возможности, чтобы вы-
полнить график вывозки зерна государству,
установленный на каждый день, не допу-
ская оседания зерна на токах.

2. Проведем посев озимых культур В
лучшие агротехнические сроки. В целях
обеспечения высокого урожая озимых в
1946 году не менее 70 процентов посева
проведем по хорошо обработанным парам и
сортовыми семенами.

3. Имея в виду, Что в условиях нашей
засушливой области высокий и устойчи-
вый урожай можно получить только при
наличии своевременно поднятой зяби, мы
обязуемся до 1 ноября этого года поднять
зяби не менее 300.000 гектаров,

Мы приложим все силы к тому, чтобы
успешно и без потерь закончить уборку
урожая и своевременной и полной сдачей
хлеба государству выполнить свой священ-
ный долг перед Родиной.

Да здравствует наша могучая Советская
Родина!

Да здравствует наша славная победо-
носная Красная Армия!

Слава коммунистической партии боль-
шевиков!

Слава вдохновителю побед нашего наро-
да, великому вожлю и другу трудяцеихся,
Генерзлиссимуеу Советского Союза Иосифу
Виссарионовичу Сталину!

Обсуждено и принято во всех колхозах, совхозах и МТС Херсонской области.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

крестьян и крестьянок, колхозников и колхозниц,
работников совхозов и МТС, специалистов сельского
хозяйства Тернопольской области
о досрочном выполнении плана хлебозаготовок из урожая
1945 года и о своевременном высококачественном проведении
озимого сева

Теперь, когда Великая Отечественная
война завершена и настал период мирного
развития, перед всем советским народом
стоят задачи-——быстрее залечить раны, на-
несенные войной, сделать нашу страну
еще могущественней. Мы хорошо понимаем,
что хлеб — это оружие в борьбе за быет-
рейшую ликвидацию ущерба, нанесенного
войной, и дальнейшее укрепление народ-

ного хозяйства нашей страны.
Мы принимаем вызов колхозников
Краснодарского края — включаемея во

Всесоюзное социалистическое соревнование
в честь Победы и берем на себя такие
обязательства:

1. До 10 октября е. г. выполнить 06я-
зательства по сдаче хлеба государству
каждым районом, селом, колхозом, совхо-
зом, каждым крестьянским хозяйством.

2. Успешно завершить уборку урожая,

Обсуждено и принято на собраниях крестьян,
МТС Тернопольской области.

совхозов И

оказать помощь в уборке урожая хлеба и
проведении озимого сева инвалидам Отече-
ственной войны, семьям воинов Красной
Армии и безлошадным хозяйствам.

3. Озимый сев провести в лучигие сроки
на высоком агротехническом уровне.

4. Вепашку под зябь закончить до
25 октября.

Взятые обязательства мы выполним
с честью.

Да здравствует наша любимая советская
Родина!

Да здравствует Всесоюзная коммунисти-
ческая партия большевиков — партия

`Ленина— Сталина!

Да здравствует сталинская дружба на-
родов Советекого Союза!

Слава нашему мудрому вождю, Генера-
лиссимусу Советского Союз» великому
Сталину!

колхозников, работников

: %
Успехи сибирских комбайнеров

НОВОСИБИРСК, 14. (Корр. «Правды»).
о всей Кулунде идет слава о лучших води-
телях степных кораблей Чистоозерного
района. Мастера комбайновой уборки Ново-
краснинской и Мироновской МТС с честью
выполняют обязательства, взятые во Bee-
союзном социалистическом соревновании.
Комбайновые агрегаты Федора Мосина, Ни-
колая Левина, Констачтина Рулева и Егора
Ковалева оспаривают первенство в област-
ном соревновании.

Комбайновый агрегат Федора Мосина из
Мироновской МТС убрал на ецепе двух
«Сталинцев» 1.700 гектаров хлебов и сэко-
номил 18 центнеров горючего. Хороший

ние агрегата обеспечивают бесперебойную
работу комбайнов. В отдельные дни Федор
Мосин убирает по 80—100 гектаров. Вачз-
ство уборки в колхозе имени ХУШ парг-
cesta, где работает Мосин, признано от-
ЛИЧНЫМ.

Хорошо работает в колхозе «Путь вре-
стьянина» агрегат Николая Левина. С на-
чала косовицы Левин убрал на сцепе двух
«Сталинцев» 1.659 гектаров. Комбайновый
агрегат Константива Рулева из Миронов-
ской МТС убрал 1.610’ гектаров.

Сибирские мастера комбайновой уборки
борются за то, чтобы убрать за сезон не ме-
нее чем по 2.500 гектаров.

Хлеб — государству. Красный обоз колхоза «Путь Ленина», Садовского. района,
Воронежской области, направляется на государственный заготовительный пункт.

Фото М, Королева, (ТАСС).

Александр ЯШИН

По проселкам на большаки,

К ближним станциям, даже ночами,
Мчатся с хлебом грузовики

Под брезентовыми чехлами;

За обозом обоз идёт.

Ветер листья метет по следу.
А на станциях ждут подвод
Возвращающиеся с победой.

На осенних дороах

Рады воины порожнякам.
Любы им и леса и тропы,
Едут с песнями — из Европы,
Из Маньчжурии — по домам.

На порожних мешках сидят,
Зерна свежие пробуют нА-зуб,
На родные поля глядят —
Сладко сердцу, отрадно глазу.

Пусть обозы скорей идут,
Их не только солдаты ждут.

Быстрее закончить косовицу!

В большинстве районов Вологодской об-
ласти предпочитают работать на уборке
хлеба одними сернами. В начале уборки в
Череповецком районе, имеющем большое
количество жаток и лобогреек, на педях
видны были одни жнеи с серпами. Водите-
ли машин в это время сидели дома. Пред-
седатели колхозов в один голос твердили:

— Рожь сильно полегла, машиной не
ВЗЯТЬ.

— А косами?

— Непривычно.
применить трудно.

Правда, и серп-нужное орудие, особен-
но при жнитве полегших хлебов, но нель-
зя же ориентироваться только на серпы.
Ведь не случайно Череповецкий район за 25
дней убрал только 65 процентов колосо-
ВЫХ.

Еще меныше убрано в Вожегодеком райо-
не. Здесь тысячи колхозниц жнут серпами,
а косарей в ноле не видать. Между тем е
первых же дней уборки была возможность
выставить до 2.500 косцов. которые смот-
ли бы ежедневно убирать до 750 гектаров.

Секретарь Вожегодского райкома партии
т. Казачинский говорит: :

— Мы не сумели преодолеть привычви.
Колхозники по традиции предпочитают р3-
ботать серпами.

Наверное, «по традиции» плохо исполь-
зуются в районе и машины. Из 103 жаток
на полях работает восемьдесят. Производи-
тельность их очень низкая: веего по 1,6
гектара на машину,

° Веё это привело к тому, что 15.000 гек-
таров хлеба здесь не убраны или не заскир-
дованы. Зерно прорастает в суслонах и
бабках, особенно упавших от ветра. В кол-

В наших краях воеу

х0зо «Луч» из каждых 10 суслонов восемь
прорастают.

Вся беда в том, что райком партии и рай-
исполком не доходят до каждого колхоза.
Секретарь райкома т. Казачинекий и пред-
седатель райисполкома т. Кузьминский дают
указания и графики «в разрезе сельсове-
тов», предпочитая заниматься сельсовета-
ми «в целом». а не отдельными колхозами.
Хлебозаготовки выполняются за счет пере-
довых колхозов, a свыше 100 колхозов от-
стали со сдачей хлеба.

Недооценивают косы и машинную убор-
ку ив Устюжонском районе. Здесь скошено
немногим больше половины всех зерновых,
На полях бывает всего 400 косарей, хотя
их количество можно увеличить в четыре
и даже в пять раз. Имеющимися в районе
19 Северными комбайнами убрано за все
время уборочной только 45 тектаров.

Колхозы области сильно затянули убор-
ку зерновых. Задерживается и расетил льна
на стлищах. Дальнейшая затяжка с убо-
рочными работами может привести к огром-
ным потерям урожая.

В области есть замечательные примеры
работы на ‘косовице хлебов. Велико-Уетюг-
ский район полностью закончил уборку
зерновых, теребление льна, озимый сев.
Десять колхозов этого района выполнили
план ‘хлебозаготовок. Начались обработка и
сдача льна. Близки к выполнению плана
уборки Кичменгеко-Городецкий и Уломекий
районы, Равняясь на передовиков, вологод-
ские колхозы имеют все возможности в бли-
жайшие дни выправить положение на убор.

ке урожая.
ГИ В. СИТОВ.

(Корр. «Правды»).

За ширмой «дождливой погоды»

Мехленно идут хлебозатотовки в Boa Колхоз «Красная поляна» из 750 mente

ховском  районе, Тамбовской области. №   перов по плану сдал, государству Beerd
10 сентября район выполнил план лишь 48 центнеров, Почему? Нет намолоченно-

тхлзов   Го Зерна,
оцентов. Более десяти колхозов aay
a = aa BEIBO3ITh thes — Комбайны нае подводят, ~~ говорит
>. У 2.

SOEUR   cop, Трунов. — Плохо они работают. И
ству.

чо алоай ний молотилки простаивают.
График срывается потому, р Проетаиваюг же они потому, что в рай-

не торопятся с хлебозаготовками. Охотники оне не руководят как следует обмолотом
попридержать хлеб чувствуют себя за шир-   хлебов, Молотилки ежедневно. перебрасы-
мой «дождливой погоды», как’за каменной   заются из колхоза в кслхоз в Поисках
стеной. А руководители района относятся  скирд. Побудот молотнакз день в колхозе,
в ним примиренчески. обмолотит скирду, затем ее перетаскивают

В колхоз «13 лет РККА» во время убор- в другой колхоз. В пяти колхозах Озер-
ки не раз наведывались представители   ского сельсовета находитея и моло-
райкома партии. Они бывали на поле и на   ТИЛОК и комбайнов, а ре и
току, уговаривали председателя Утгарэва chat потому что He 2
«быстрее сдавать хлеб». Дело, однако, ne 7 Ц Е ”
сдвинулось с места. В колхозе работают Волчковский район не одинок в Там

° Viéxait бовской области. В соседнем с ним Покро-
сложная молотилка ни комбайн. Урожай Марфинском районе’ хлебозатотовки
обмолочен © площади в [90 гектаров. На

также организованы плохо. Мы побывали
току скопилось большое количество зерна.   ца токах многих артелей, но редко тде
Геть полная возможноеть быстро вывезти   встречали хозяйскоз беспокойство за ско
его на пункт Заготзерна, находящийся   рейшее выполнение первой колхозной за-
в трех километрах от колхоза. Но на вы-   поведи. В сельхозартели «Веходы социа-
возко зерна тут занята лишь одна подво-  Лизма» на току скопилось более 400 цент-

ла, и та движется со ексростью улиты. Она нерв — зерна. ррелини хлеб
делает за сутки но более двух рейсов и оставляется на яочь в мешках без веса,
ы 1 хотя пункт Затотзерна находится в

вывозит только 8—9 центнеров хлеба. 100 метрах от тока

Задерживая сдачу хлеба, руководители   Задержку хлебозаготовск председатель
колхоза создают условия для хищения э6р-   колхоза Петрунин об’ясняет ноуправкой с
на. Хлеб лежит на току без учета. Заве-   сортировкой зерна. В то же время из двух
дующий током Чаркии но знает, сколько   сортировок, имеющихся в колхозе,  рабо-
ссыпано хлеба из-под комбайна и моло-   тает только одна, да и то в одну смену.
пилки. Возле амбара стоят исправные ве-   Зерноочистительная машина «ВИМ» так-
сы, а хлей с тока отправляется в глубинху   Же простаивает ночью. Ha
без веса. Количество отправленного хлеба Медленно сдает хлоб колхоз «Волна ре-
измеряется ведрами. В каждом ведре, по   волюции». Молотилкл здесь работает лишь
словам Чаркина—12 килограммов зерна.   несколько часов в сутки, чтобы намоло-
Утром 8 сентября было отправлено 42 вед-   тить зерно для посэва, а выполнение обя-
ра, или 504 килограмма. На поверку ока-   зательств перед государством  отклады-
залось, что возчик Трухин сдал 436 кило-   вается ео дня на день. Председатель арте-
граммов. Где остальное зерно, никто  ли тов. Сорокин говорит, что из-за He-
этим не интересуется. хватки людей он не может одновременно

—- Мы не раз говорили, что зерно пе-   веетя молотьбу, косовицу п едачу хлеба.
ред отправкой наду взвешивать, — заяв- Так ли это? В колхозе белее ста трудосто- ‘

ляет председатель колхоза Угаров. —   собных колхозников. Многие из них к ра-
Это заведующий током по-своему все   ботг не привлечены. Не участвует на ра-
делает. - боте так называемый  административно-

Но заведующий током Чаркин не хочет   хозяйственный персонал, насчитывающий
брать греха на свою душу. Он резонно отве-   свыше 30 человек.
чает председателю: Аналогичные факты забвения  госу-
— Вы говорили, а я ни разу не слы-   дарственных интересов можно встретить в
max. Не при мне, выходит, разговоры   колхозах «Верный путь», «Вторая боль-
вели, у шевистская весна», имени Крупской и
По данным видовой оценки урожая,   др. Десятки зртелей ежедневно выпа-
колхоз должен был получить © обмоло-   дают из графика — нет. намолоченного
ченной площади 760 центнеров. По сло-   зерна. И это в условиях, когда район пол-
вам же ечетовода Кретовсй и предеедате-   ностью обеспечен молотилками. Недостает
ля Угзрова намолочено не более ` 360   лишь контроля за их работой. Крытые то-
центнеров. Такое несоответствие нимало   Ка до сих пор не оборудованы, стоит брыз-
не беспокоит руководителей района. нуть дождичву, как молетьба приостанав-
Не лучше положение в колхозе «Тре-   ЛИвается.
вога». Он сдает хлэб в глубинку, нахо- В уеловиях ненастной осени от партий-
дящуюся на его территории, Тем не ме-   Ной организации требуется исключитель-
нее план хлебозаготовок выполнен лишь   Но маневренное руководство уборкой и
на 15 проц. Вначале председатель кол-   сдачей хлеба. Но не так понимает свою
хоза тов. Севастьянов об’яснял это тем,   роль Покрово-Марфииский райком  пар-
что нет намолоченного зерна, ‘что’ дожди   ТНИ. Вместо оперативного... вмешательства
мешатт молотить. Но это неверно. В кол- в дела колхозов он чрезмерно увлекается
хозе имеется хороший крытый TOR, на   заседаниями, возлагает все издежды Ha
котором при желании можно вести мо-   «магическую силу» бесчисленных  реше-
лотьбу в условиях любой погоды. Eern и   ний. Достаточно сказать, что только с 5
конная молотилка. Так в чем же дело?   Mo 9 сентября райком провел три заседа-
— Сложную бы молотилку нам, весе-   НИЯ бюро с участием секретарей парторга-
ло бы пошло дело с хлебозаготовками, —   Пизации, уполномоченных райкома и пред-
говорил Севастьянов. седателей сельсоветов. На каждом заседа-
Поверив ему на-елово, директор Волч-   (ИИ Речь идет об усилении  хлебозагото-

ксвской МТС тов, Шеваяков направил из  0 & хлеб попрежнему сдается в два
молотьбу комбайн. И что же? Около 300 р медленней, чем в. прошлом году,
центнеров  намолоченного хлеба лежит Уместно спросить Тамбовский обком
сейчае под открытым небом. Колхоз ве   П®РТИИ: долго ли он будет мириться с на
спешит сдавать его государству. При на-   РУением графика хдебозаготовок?

личии двух веялок зерно не сортируется. А. БАХАРЕВ.
0 количестве намолоченного хлеба никто (Корр. «Правды»),
в колхозе точно сказать не может. Тамбовская область.

Письма из дефевни

2. О настояшем и будушем

`Случись такое чудо — воскресни Пиме-
ны, ведшие в свое время летопись сара-
товской земли,—они были бы весьма порз-
жены тем, что на историческую арену на-
шего века вышли все эти села, имена кото-
вых раньше фигурировали лишь в подат-
ных ведомостях и в приходских записях:
Булгаковка, Полдомасово, Черный Затон,
Широкий Буерак и Широкий Карамыш,
Ивановка и Степная-Нееловка... Да что там
древние Пимены, даже земцы, доходивигие
до этих сел в неурожайные и холерные
годы начала века и заносившие названия
этих сел п фамилии их обитателей в свои
записки, вряд ли думали, что настанет по-
ра, когда села эти, забытые богом и людь-
ми, заявят о своем существовании не толь-
ко на свой уезд, но вся страна узнает о них,
и обитатели этих сел проелавятся перед
всем миром делами исторического значения
и масштаба.

В наше, советское, время деревня выходит
из былого безвестия и уже не представляет -
ся ee летопиецу, как раньше, безбрежным
крестьянским морем, в котором одна волна
похожа на другую, а мужик Иван неотли-
чим от мужика Алексея. Наступило время,
когда деревня приобретает то чудесное раз-
нообразие, ту индивидуальность, которые
присущи новому общественному—воциали-
стическому строю. Этот строй, помощь
социалистического города дали возможность
деревне развернуть все материальные и
духовные силы ее.

Вее лучшее, передовое в отечественном
земледелии, всё, что носит на себе печать
ума и таланта, —дело не помещиков и ку-
лаков, а дело рук простого крестьянина.
Вводили высокие урожайные сорта ржи и
пшеницы, сеяли чудеснейший лен-долгу-
Hell, коноплю и махорку. создавали свои,
отечественные породы скота именно мужи-
кии бабы, оставшиеся безвестными, не УЧ-
ленные летописнами той поры, котда Рос-
сия не дошла до благородной идеи ставить
памятники землеробам, награждать их ор-
денами, избирать их в верховные органы
власти...

И посмотрите, Kak засверкала в нашу
Шору всеми красками бывшая серая волж-
рае а

Окончание, Начало в № за 5 сентября.

ская деревня, какие характеры разверну-
лись в ней, какие яркие индивидуальности
заявляют о себе! В селе Ивановке, Балаков-
ского района, предеедатель колхоза Богма,
работающий на землях, принадлежавших
раньше княгине Ливен, снимает такие бо-
гатые урожаи, каких не снимал управляю-
щий, выписанный княгиней из Пруссии.
В Надеждинке, под городом Пугачевом, рабо-
тают братья Санжеревские — тракторист и
комбайнер; они показали, какой могучей
силой стала машина в крестьянских руках.
Из села Улыбовки родом Герой Советского
Cosa Александр Раков, летчик, сбивший
спесь с немецкого асса. В Усть-Курдюме по-
ложено начало всенародному сбору средств
па строительство самолетов для Действую-
щей армии: в сельскохозяйственной артели
«Стахановец» работает Ферапонт Голова-
тый, патриотический пример которого был
поддержан всей деревней... Да, почитай,
каждое село по обоим берегам Волги ныне
имеет что-нибудь свое, интересное, яркое,
красноречиво свидетельствующее о том, что
советская деревня творит историю изуми-
тельной нашей современности.

Гвардии рядовой Василий Гордеев, вер-
нувшийся по демобилизации в Булгаковку,
был поражен переменами, которыми озна-
меновано военное время в родном селе. Нет
никакой хитрости в его заявлении о том,
что булгаковским  колхозникам нечему
учиться у тех земледельцев, хозяйства ко-
торых Гордеев видел за рубежом. Говоря
это, человек имеет в виду не только коллек-
тивные, социалистические основы, на ко-
торых зиждется земледелие нашей деревни
я уже только в силу которых оно является
самым передовым в мире. В словах Гордеева
высказано изумление делами и подвигами его
земляков в военное время. Нет, конечно,
советские крестьяне в этом смысле не име-
ют равных себе, и, естественно, что их
друзья за рубежом отдают нашим колхоз-
никам и колхозницам должное, когда гово-
рят 0 «советском чуде».

Булгаковка — рядовое село волжского
правобережья. Разумеется, и на правом, и
на левом берегу наряду © более богатыми и
известными селами есть деревни, где в
военную пору не вся земля была засеяна,

дачи колхозникам на трудодни. Но мы име-
ем право писать о положении в Булгаковке,
как о характерном для Поволжья. На при-
мере этого села виден процесс количест-
венного и качественного роста колхозного
земледелия в последние годы.

Мы уже писали, что колхоз ни на один
гектар не сократил размеров довоенной по-
севной площади. Быстро справившиеь с
трудностями первого года войны, колхоз не
только стал засевать всю свою землю, не
только восстановил десятипольный сево-
оборот, но и агротехнику он стал применять
более сложную, чем до войны: обязательное
снегозадержание, почти сплошная яровиза-
ция семян, тщательная прополка посевов.
Колхоз имеет свои семена, и преотличные:
шиеница «саррубра», овес «победа», рожь
«елисеевская», просо «саратовское». Ce-
менным делом в колхозе ведает старик
Алексей Аверьянов. «В части семян он —
Академия наук»,— так в шутливой форме
представляет старика председатель колхоза
Григорий Марьин. В этой шутке есть доля
истины,— во всяком случае из Института
зернового хозяйства Юго-Востока научные
работники приезжают к старику за сове-
том и опытом.

В суховейных здешних местах особое
значение имет чистые пары и ранняя глу-
бокая зябь. Без таких паров и без такой
зяби не бывать бы добрым урожаям, и кол-
х0з не поставлял бы каждый год государ-
ству девять тысяч центнеров зерна, не рас-
ширил бы артельного животноводства, не
выдавал бы людям на трудодень по два с
половиной и по три килограмма хлеба и
сверх того картофель, мед, сыр, шерсть...

Картину роста сельского хозяйства села
дополняет статистика артельного животно-

водства.
Было в 1940 Есть в 1945
. году году
Крупного рога-
того скота — 190 голов — 320
Свиней — 54 » — 105
Овец — 500 » — 1.000
Пчел — — — 60 ульев.

Улои, опоросы, настриги шерсти тоже
увеличились. Раньше корова давала 1.200
литров; в этом году она даст не менее двух
тысяч,

Марьин говорит:

«Особенно ясно увидели мы свои возмож-
ности во время войны. Сейчас одних дой-
ных коров уже не двадцать, как до войны,
a больше ста, и нет речи, что трудно ©
ними. Двести голов заведем — и то упра-

снизилась урожайность, уменьшились вы-   вимся. Тут что главное? Организация тру-

да. Еели все по-настоящему обдумать, то
один человек вполне справится с работой,
которую раньше делали четверо. Теперь
рядовой колхозник стал давать стаханов-
скую выработку. Это у нас уже факт; один
работает за троих, за четверых...»

Марьин продолжает:

«Понятно, что по нашему многоземелью
нам с оставшимся живым тяглом (37 рабо-
чих лошадей да 6 быков) пришлось бы ту-
го. Выручила машина. Очень выручают ма-
шины, хотя ‘и старенькие. Старенькие
трактора и комбайны, пожалуй, работают
лучше, чем даже некоторые новые машины
в прежние годы. Загадка? Да, если хотите.
тгадка есть: областной комитет партии
призвал саратовских рабочих помогать де-
ревне. В сверхурочное время рабочие рабо-
тали да и сейчае еще работают на МТС,
запасные детали им готовят. Машины, по-
вторяю, очень, очень выручают. И вот смо-
трите — вот пары, вот ранняя глубокая
зябь. Это все трактора сделали...»

Колхозные вожаки, учитывая возможно-
сти артели, строят планы на будущее. В
этих планах: более совершенная агротех-
ника, полезатитные полосы, свой агроном,
своя хата-лаборатория, смелые опыты на
семенных участках, племенной скот, элек-
трификация...

Слушая колхозных вожаков, порой за-
бываешь, что разговор идет вот в эти дпи,
котла только что закончилась мировая вой-
на, когда многие пахари и конюхи, агро-
номы, плотники еще не вернулись к мир-
ному труду. Но в планах нет маниловщи-
ны. Они опираются на трезвый учет сил
и средств, они реальны.

В старой деревне у большинства кре-
стьян не было настоящего. Люди жили
лирическими воспоминаниями о прошлом
(«в старину живали деды веселей своих
внучат») или надеждой на лучшее будущее
для своих детей. Ныне крестьяне хотят
лучшей жизни сегодня — для себя, для сво-
его поколения. Они знают, что лежат в
развалинах сотни городов и тысячи дере-
вень, что от народа потребуются большие
усилия и жертвы, что первая послевоенная
пятилетка не будет легкой. Но они знают
также, что колхоз достаточно силен для того,
чтобы сделать новые шаги не только по пути
своего экономического развития, но и в де-
ле благоустройства и даже украшения де-
ревни.

Вот почему колхозные вожаки, касаясь
неотложных нужд деревни, говорят о своей

потребности не только в таких фигурах, как
агроном, ветеринар, библиотекарь, но и 96
инженере по электрификации, 06 архитек-
тере, о гидротехнике.

Деревня хочет строиться по-новому. Че-
ловеку, вернувшемуся с войны к родному
ечагу, конечно, этот очаг предетавляется
милым, если он даже и далек еще от идез-
ла. Но Марьин считает, что участник ве-
ликой войны ‘может и должен жить не в
старой хате, доставшейся ему по наследст-
ву от отца, а в новом, просторном, светлом
доме. По Марьину, новая Булгаковка должна
строиться из кирпича и черепицы. Он про-
извел геологические разведки местности.
Глина здесь под ногами, ее хватит для то-
го, чтобы загрузить доотказа кирпичный
завод. Марьин уже приематривалея к кол-
хозному кирпичному заводу в селе Елшан-
ке, заводик ему очень понравился, такой
бы вот и Булгаковке...

Колхозный вожак ворчит: где-то соетав-
ляются или составлены уже типовые про-
екты построек в деревне, в городах шумят
какие-то витии насчет стройки новой де-
ревни, & сюда, в сельскую глубинку, не до-
ходят ни проекты, ни инженеры с архитек-
торами. Ему хотелось бы встретиться, но-
толковать с ними вот так же обстоятельно,
как он толкует с агрономами и зоотехни-
ками.

Электрификация, лампочка Ильича—она
для нынешней деревни уже не роскошь, а
жизненная необходимость, назревшая по-
требноеть развивающегося хозяйства. Элек-
тростанцию надо ставить сегодня, иначе
колхоз не сможет осуществить замыслы во-
жаков о дальнейшем увеличении стада, об
облегчении труда колхозников, о благо-
устройстве села.

Вот еще проблема водоснабжения. Уже
сейчас есть дефицит в воде для етада, летом
скоту приходится довольствоваться мутной
водой из ставков. Вода нужна также и для
поливз овощей. Что делать? И эту проб-
лему вожаки хотят решить не как-нибудь,
He полумерами, У них вот есть план «ре-
конструкции реки». Рекой громко назы-
вается безымянный ручей, протекающий по
территории села. Вода в ручье чудесная,
ключевая—ею даже форель не побрезгует,
Но ев мало. Марьин подсчитал: ключи без-
имянной речки сегодня дают не больше 75
литров в секунду. Хорошо, если бы они да-
вали 150. Для этого и надо осуществить
реконструкцию: очистить дно речки, вы-
брать с этого дна ил, «добраться до мате-
рика». Марьин уже обращался в областной

отдел ирригации, и люди из этого отдела
были здесь, в Булгаковке. Будуте ставить
центробежный насос, 150 тысяч рублей
цредположено израсходовать на «реконст-
рукцию реки».

— 0 форели пока мысли не было, хотя
почему бы и не завести эту рыбку,—а две
тысячи семьсот толов скота, которые мы

будем иметь через два года, поить будет
чем...

Григорий Марьин, Алексей Аверьянов,
бригадиры Григорий Ваничкин и Петр 30-
лотов, заведующий молочно-товарной фер-
мой Григорий Хижов, заведующая овечьей
фермой` Анастасия Мордвинова, пчеловод
Андрей Артюшин, активисты, большевики,
люди, взявшие на свои плечи всю тяжесть
ответственности за судьбы колхоза и за
судьбы односельчан, уже видят Булгаковку,
какой она будет завтра, — новую, пере-
строенную в соответствии с повышенными
требованиями крестьян и запросами жизни,
(ело справляет обычные сезонные дела —
заканчивает уборку, ведет молотьбу, сдает
государству хлеб нового урожая. Осенние
будни, осенние заботы! Василий Гордеев,
вернувшись из армии домой, делит эти 38-
боты с вожаками, и конный двор колхоза
снова, как до войны, отдан под его руко-
водство. Обычные сезонные дела, но новым
теплом и светом полны осенние дни в селе,
и новые идеи зовут практиков вперед, и
жизнь раскрывается перед ними такая, что
каждому хочется жить, работать, творить...

И как о деле решенном, реальном, гово-
рят люди в Булгаковке о реке, которую они
заставят течь по-новому, об электростан-
ции, о новых общественных зданиях, о но-
вом строительстве, о скоте лучшей поро
ды, о пасеке с полтысячей ульев, о садах,
которые украсят местность, © всем, что
задумано ими в светлую пору мира после
тяжелой и победной войны.

Их ум, их русский характер, их руки—
верный залог того, что все задуманное сего-
дня будет завтра явью.

Простившись с Булгаковкой, мы vepes
час плывем по Волге. Ободряющая, живи-
тельная ширь, светлая, манящая даль
реки, веселый цвет ев берегов — то чисто
песчаных, то заросших кудрявым лесом,
голубое небо, сливающееся на горизонте 6
голубой водой. Простор, мир, жизнь...

А. КОЛОСОВ, И. РЯБОВ,
Колхоз имени Калинина,
село Булгаковка,
Саратовской области,