$

15 СЕНТЯБРЯ 1945 г,, № 221 (9992)

Советские войска вошли в глубь Мань-
 Ry pan.

Й открылась им страна трагической ни-
щеты, страна беспредельного горя, Каза-
лось, японцы выпили из народов Маньчжу-
рии самоё кровь.

В каких-то черных вонючих ямах юти-
лись люди. Эти ямы были еле прикрыты,
а то п совсем без кровли. Голые люди, худые
и истощенные, как скелеты. Многие ‘из них
были одеты в траву. Стебли хлинной травы
прикрывали их спины и бедра. Эти суще-
ства походили из пещерных люлей. Нельзя
было смотреть вз них без содрогания.

Они елн что-то черное. Это оказалась
земля, так называемая «с’едобная глина».

Там, где они жили, властвовал голод. Еле
теплилась жизнь. Призрак смерти витал нах
этими жилищами, и, кажется, он уже об’ял
их, и ее дыхание уже пахнуло в лица этих
людей. А по долинам — пветущие, чудно
возделанные ими же поля. Они полны пло-
лов и злаков. Но это все было для японцев.
Их изящные каменные коттеджи стоят над
этой невероятной, неиз’яснимой нищетой.

Китайские крошечные села обнесены cre-
нзми, по углам стен туры © бойницами —
памятники борьбы. Они полуразрущены. Но
зато там, где живут японцы, — там настоя-
щие железобетонные лоты в пять и восемь
амбразур кругового обстрела.

Где японец-—там дот...

Кптайпы, корейпы, маньчжуры —= все
от мала до великз стоят на дорогах, встре-
чая Красную Армию. Они ждут сутками,
ночуют на дорогах, боясь пропустить ветре-
чу. Они восторжеено кричат:

— Здравствуйте! Спасибо! Шанго-0-0!

Они рукоплещут и плачут от радости.
На улицы своих ниших сел они вынесли
чистую воду. расставили столы © белной
пишей — всё, что есть, от чистого сердда.

Й мгновенно эти нищие села расцветают
красными и национальными китайскими
флагами... Вилели советские солдаты, что
это народ великий. что это люти большого
сердца, и не у олного нашего бойца навер-
тывались нз глаза непослушные елезы. и
не один думал: «Мы пришли во-время. Во-
время подоспели!»

Велик китайский народ, и велико было
его горе. Но слава его народному величию,
его большому серлпу, его безграничному
чувству братства! :

Советские войска двигались вперед.

Г +»

От Мулина до Муданьцзяна — 50 кило-
метров.

Ha ‘Этих километрах разоазились кризие-
ные бои войск генерала Николая Крылова
с японскими войсками. Японское команло-
вание решило во что бы то ни стало задер-
жать и остановить продвижение наших чз-
стей.

Они двигались вдоль КВЖД.

Расчет японекого командования имал
смысл. Весь путь от Мулина до Мудань-
пзяна был прегражден четырьмя заранее
подготовленными рубежами. оборэны — до-
ты и три — четыре линии траншей на каж-
лом рубеже. Заслон перед Муданьцзяном
был озобенно крепок.

Генерал Крылов принял решение:

— Прорывать!

Другой дороги не было.

Борьба продолжалась с новым ожесточе-
пием. Было развернуто большое количество
ертиллерии, грохот ее катилея по горам.
Фронт развернулся, уплотнилея. Японцы
тоже перестраивали свой фронт и меняли

Победа

(От военного корреспондента «Правды»)

—

вочно. Вес это походило на какую-то желез-

ную лавину, которая не знала преград.

С севера по Муданьпзяну ударили вой-
ка `генерала Белобородова. Они ворвались
в город. Но слишком неравяы были силы.
Наши батальоны, обливаясь кровью, ото-
шли. Но затем снова двинулись на штурм.

Японцы, зажатые с двух сторон, дра-
лись, как дьяволы. Город горел. В дыму

слышалось одинаково яростно:
— Ура! Ура-а1
— Банзай! Банза-ай!

Й в этот момент маршал Мерецков пред-
принял смелый и дерзкий маневр: левый
фланг и центр войск генерала Крылова бы-
ли круто повернуты на юго-запад. Комму-
никации японцев с юга были рассечены.

Это был прекрасный хол. Судьба Мудань-
Отрезанные с юга,
японцы отступали в беспорядке, под угро-

цзяна была решена.

зой окружения.

Генерал Николай Ерылов показался в
войсках, густо прихлынувших к переправе
через реку Муданьпзян. Запыленный, обли-
вающийся потом, генерал — участник Cra-
линградз снял фуражку, и его знакомая
солдатам седина мелькнула среди танков.

Он восторженно смотрел на солдат.

— Мы прорубили доты,.и теперь перед
нами простор! — крикнул он, указывая на

равнину за рекой Муданьпзян.

Мост был взорван, во солдаты уже пере-
правлялись на ту сторону. Они карабкались

по разорванным металлическим фермам мо-
ста, спускались вниз на канатах и по ше-
стам, как пожарники. Перебравшиеся нз ту
сторону махали пилотками.

А тем временем далеко-далеко от этого
района двигалась кавалерия генерала Деде-
оглу. Она переваливала хребет Ласэлин и
шла по необитаемсй тайге.

Это была левая заходящая группа.

6.

Генерал Александр Лучинский участво-
вал в атаке и взятии Берлина. Человек ка-
менного упорства, он никогда не останавли-
вался на середине дороги.

Генерал Лучинский приказал блокпровать
Хайлар и продолжать неослабный удар

в глубь Маньчжурии-—через грозный Хия-
ran.

бетонные катакомбы укреплений.

чаша  дымилась.

город сыпался гранитный дождь.
калиберные самоходы.

оружения лотов 0бо-ту.

снесена сплошь.

Укрепленный район Хайлара был блоки-
рован силами генерала Замахаева. Полки
подполковника Огурцова и подполковника
Григорьяна преодолели пустыню и вошли
в Хайлар. Японский гарнизон города был
раздавлен, остатки его бросились в железо-

Бой в Хайларе продолжался. Каменная
Твардейские минометы
заливали доты огнем, эскадрильи бомбардя-
ровщиков разгружались на укрепленные
высоты, беспощадно и методично долбила
артиллерия. С вершин сопок скатывались
обломки железобетона, рушился камень, па

- Медленно поднимались. в дотам  Ерупно-
Уже были начисто снесены наземные со-

Японцы ушли в подземелья и сопроти-
влялись там. Наши штурмовые группы под-
бирались к ним и выжигали огнем... Вид
хайларской чапи изменился неузнаваемо—
сопки оскалились железобетонными клыка-
ми развороченных лотов, земля с них была

А передовые войска генерала Лучинекого

продолжали свой путь. Они были уже дале-
ко за Хайларом.

Танки ‘полнолковника Курносова, мото-
пехота и зенитная артиллерия твигались на
Якэши — кв подонве Хинганского хребта.
Оян с боем взяли Якэши, рэссеяв его гар-
низон. И встал перед ними Большой Хин-
rag.

Под’ем начался.

Дорога, высеченнзя в скалах, вилась
вверх причудливо. узко. Со скрежетом бра-
ли ее танки. В темноте летели из-под гузе-
нип искры. А кругом — леса. Веё гуше и
мрачнее они становились. Личала природа,
и первозтанная тишина об’яла солдат.

От Хайлата войска прошли уже 120 кп-
леметров. Впереди стоял Мянлухэ — но-
вый гарнизон японцев. Злесь никто не ждал
наших танков. Почти весь гарнизон попал
под огонь и гусенипы танков и погиб ..
Только теперь танисты мотли передохнуть,
пбо устало железа. Следом за броней караб-
кались по камню бензозаправщики. Они
брали горючее прямо с транепортных само-
летов, опускавшихся на апонекие посадоз-
ные плошалки в горах.

Ветлу была беспредельная перзость и
беспредельная решимоеть..

Танкисты отдыхали в Мяплухэ. И вдруг
они услышали рокот моторов Какие-то
странные машичы поднимались вверх, при-
ля сюда совеем другой дорогой. Это были
амфибии.

— Свой! Своп!.. — закричали те п дру-
гие.

Да, то были свои — полк подполковника
Елочкова и артиллерия майора Ветрова. Очи

тактику. Они подтягивали вилы к Мудань-
цзяну, закладывали минные поля, выдви-
нули в тыл советских войск диверсионные
десанты, подняли на вершины сопок артил-
лерию прямой наводки.

Трое суток шли ожесточенные бои.
Они были необычны.

Первый рубеж на западном берегу Мулин-
хэ был прорван, войека продвинулись ко
второму — восточным отрогам хребта Кэн-
тей Алин, а за их спиной продолжалась
битва. На наши войска внезапно сбрасы-
вались с вершин сопок диверсионные отряды
по 100 человек. Они летели вниз камнем,
Деко крича, сверкая штыками. Их прияи-
мали автоматным огнем, за некоторые успе-
вали докатыватьея и 20 нашего штыка.

Тогда генерал Крылов решил бить веером:
одновременно е Франтальным ударом на
японцев обрушивалиеь удары е флангов. И
войска шаг за шагом продвигалиеь вперэд.
Сопротивление усиливалось. Японпы пошли
в контратаку. Им улалось ловко еманеври-
ровать и достать огнем нашу основную 5о-
лонну. Огонь хлестнул по войскам.

Артиллерийский пливизион майора Фир-
сова принял удар. Пушки развернулись.
Капитан Апполинарий Иванов открыл огонь
из орулий своей батареи. Били прямой
НАВОДКОЙ.

Старший сержант Николай Шекин п
старший сержант Петр Шишкин пришили
своими снарядами япснпев в земле и больше
не дали им подняться. Шехота навалилась
огнем и движением. Японцы были сметены.

И — снова вперед. шаг за шагом.

Танки таранили путь. В пыли были пло-
хо различимы цели, но уже чуветвовалея
огонь из Муданьпзяна. Эскадрильн совет-
ских бомбарлировшиков показалиеь в в93-
духе. Оня шли на Муданьизян одна за дру-
гой весь лень Стал падать на наши войска
пепел города. Ревела тяжелая артиллерия.

Войска продолжали лвигаться безостанэ-

* Продолжение. См. «Правлу» за 12 и 14
сентября.

сточнее и вышли на Мянлухэ по камени-
стым щелям. Здесь те и другие соединились.
Приказ был выполнен точно...

Веками считалось, что Большой Хинган
недоступен лля мас“евых соединений войск.
Японпы думали, что здесь могут пройти
лишь мелкие пехотные подразделения, и

начали под’ем на Хинган далеко CeBepo-B0-

-

в Маньчжурии“

кикогда не предполагали, что советские вой-
ска пойдут по этой горной дороге — всей
своей массой, с танками, самоходной артил-
лерией. В штабе же маршала Малиновского
была составлена с большой точностью рель-
ефная карта Большого Хингана. После rma-
тельного и длительного изучения ‘были из-
браны направления...

Передовые части войек генерала Лумин-
евого продолжали пол’ем.

Начались муссоны. Ложли, как из ведра!
С неба внезапно обрушивалиеь такие лото-
ки, что вода заливала дорогу на глазах.
Туманы ползли по вершинам. Войска двл-
гались в сырой, белюй мгле. Так они полня-
лись к горе Хунлу-ула — новому укреплен-
ному пункту. Японцы, видно, закрылиеь в
своих дотах. Внизу, на дороге, етояли пушг-
RH, поставленные ва огневые позипии. Ча-
ши танки с хода ринулись в чодошве Хун-
ду-ула. Прислуга японских орудий в ужасе
бросилась прочь. С ревем и ‘хрустом танки
подмяли под себя вражеские пушки. Пова-
тились вниз колеса, полетели лафеты. Бро-
ня, амфибии, артиллерия — всё промчалось
вперед и мимо, как видение.

Войска вышли из муссонов, оставив их
внизу.

Там, внизу, плавали тучи, где-то буше-
вал ливень, и еловно етуднем были залиты
ущелья. А здесь светило яркое солнце.

Приближалась высшая точка перевала:
станция Хинган, знаменитая Петля. Здесь
должна была решитьея сульба Хингана.
Японцы решили держаться. Железная дото-
га здесь была разобрана, рельсы сняты. Ли-
ния обороны, высеченная в камне, опоясы-
вала этот наивысший пунЕт перевала.

Генерал Лопатин отдал приказ — к бою.

И начался бой.

Он длился 18 часов. Где-то далеко внизу,
под тучами п муссонами, двигались главные
силы, Они очищали дорогу,. прочесываля
фланги, & на перевале еще была «японская
целина». Ее надо было взорвать. Соесредото-
ченно били пушки, искусно маневрируя,
двигались танки, пехота подбиралаеь к про-
тивнику. Перебегали цепи.

Генерал Лопатин — учаетник штурма
Кенигсберга—знал препятствия более силь-
ные. И он повел сокрушительную атаку на
японский гарнизон. Японцы испытали силу
советского огня. Броня налвигалась на них
пеумолимо. снаряды ложились в самые уяз-
вимые места, пехота наступала нззримо.
Японцы, охваченные ужасом, не знали, что
с ними делается. В гарнизоне поднялась па-
ника. Над японским рубежом появился
белый флаг.

— Прекратить ‘огонь! — приказал гене-
рал Лопатин, — узнать, чего они хотят.

Мотоцикл © японскими парламентерами
показалея на полотне железной дороги.
Японский капитан, бледный, стуча зубами,
заявил, что япояекие еоллаты и офицеры
хотят жить и готовы сдаться в плен.

Им была лана почь ва разминирование.
Гарнизон сложил оружие и сдался в плен.
Их было 6.000 человек. Длинной колонной
они начали спускатьея внутрь Маньчжу-
рии, на Бухэду.

Перевал через Хинган был свободен.
Главные силы войск генерала Лучинского
двигались в перевалу. Медленно и тяжко
поднимались на его вершину полки. Два
километра в час давались большим потом.
Камень, кручи, безволье. Кружились головы
и мутнели глаза... Так главные силы до-
стигли вершины перевала, спустились н8
Чжаланьтунь-и устремились на Цицикар.

Хинган был преодолен — 300 кпломет-
рав от начала под’эма NO низшей точки епу-
ска.

Тем временем правое крыло войск Забай-
кальского фронта двигалось вперел свопм
путем. Через Хинган пла танковая армада
генерала Кравченко. Бесконечные массы
танков подчялиеь на высоту 1.200 метров.
тостигли Лубэя. затем вошли в Тунляо.
Транепортные самолеты лоставляли им го-
пючее, спускаясь на японские аэродромы
Лубэй и Тунляо.

Это был небывалый похол тяжелой тех-
вики. Никто п никогла из врагов Красной
Армии не допускал его возможноети. Япон-\
ское команлование было потрясено: Его ар-
мия была поражена словно громом, наблю-
лая движение бронированной советекой ла-
ВИНЫ.

Японские еоллаты молились.

А советские воины даже не задумывались
вал величием своего подвяга. Когда танки
на третьи сутки спустились @ RBICO-
ты 1.200 метров в район Лубэй —
Кайлу,. — 150 метров над  ур0в-
нем моря, — и когла солдаты тлянули
ва пройленпый путь, то изумлению их не
было границ. Там, откула они спустились,
мирно епали тучи на каменных вершияах.
[pemaza Большог Хингана высилаеь над
землею. как железная стена. Й казалось,
что танковая армала словно бы вошла с
неба.

Танки двинулись дальше. на Мукден. Ra-
чались в зыбучих песках тяжелые машины,
словнэ существа, явившиевея сюда из како-
го-то неведомого мпра.. Веё вражеекое пе-
пенело перед величием Красной Армии.

Танковая армада вошла в Мукден по по-
лотну железвой лороги.

Город е миллионным населением пережи-
вал великое изумление. У веех были на
устах олни слова:

— Они прошли через Хинган!.. Через

Хинган!
Гвардии подполковник

В. ВЕЛИЧКО.
Маньчжурия,

(Экончание следует).

Завкрылась сессия Академии педагогических наук РСФСР

Вчера закончила работу сессия Акалемии  тор философии М. Фальский и профессор

педагогических наук РСФСР. На заключи-
тельном заседзвии были заслушаны сообше-
ния академиков И. А. Каирова, А. Я. Хин-
чина, К. Н. Корнилова о работе. руководи-
мых ими отделений.

Участники сессии приняли развернутое
постановление об очередных задачах педа-
гогической науки.

С горячим приветствием к участникам
сессии эбратились представители делегаций
ученых славянских стран. Председатель
ученого совета при министерстве просвеше:
ния Болгарии профессор Т. Самодумов, до-
цент Пражского университета В. Пржигода,
представитель польской делегации — док-

Белградского университета Б. Стеванович
сердечно благодарили’ руководство акале-
мии за приглашение участвовать в работе
сессии. Они выразили уверенность в том.
что в дальнейшем их связь с педагогами
Советского Союза еше более расширится.

Закрывая заседание сессии, президент
Академии педагогических наук академик
В. П. Потемкин сообщил, что вопросы,

стоявшие на заседаниях сессии, подвергнут-
ся дальнейшей детальной разработке в науч.
ных педагогических учреждениях.

Сессия академии обратилась с привет-
ствиями к товарищу. И. В. Сталину и к
товаришу В. М. Молотову.

Мощная киспородная
установка

КИЕВ, 14. (Корр. «Правды»). На Киев-
ском автогеннсм заводе пушена мощная
кислородная установка  производительно-
стью 400 баллонов. кислорода в сутки. Много
кислорода требуется в связи с восстанови-
тельными работами, ведушимися в Киеве в
Киевской области.. Кислород нужен также
для строигельства мостов, водопроводов и
других сооружений. С пуском установки все
предприятия и стройки города Киева и
Киевской области, МТС и мастерские полу-
чат в достаточном количестве кислород,

ПРАВДА

В Совнаркоме СССР

———

0 75-летии со дня смерти
К. Д. Ушинского

Совет Народных Помиссаров Союза ССР
постановил:

1. В связи с леполняющимея 3 января
1946 г. 75-летием со дня емерти веллкого
русского педагога Констаятина Дмитриевича
Ушинского, учредить Веесоюзный Комитет
по. проведению 75-летия со дня смерти
К. Д. Ушинского в следующем составе: По-
темкин В. П. (Председатель), Волгин B. U.,
Галкин И. (., Гладков Ф. В., Головин Н. М..
Греков Б. Д., Еголин А. М., Жураковский
Г. Е., Капров И. А., Вафтанов С. В.. Кон-
стантинов Н. А., Корнилов №. Н., Марков
В. Н., Медынский Е. Н., Мешанинов И. И.,
Обнорский С. П., Свадковекий И. Ф., Стру-
минский В. Я., Чехов Н. В., Яковлев Н. И.

2. Возложить на Веесоюзный Комитет
по’ проведению 75-летия со лия смерти
К. Д. Ушинского разработку мероприятий по
увековечению памяти К. Д. Ушинского и
проведение в гг. Москве и Ленинграде тор-
жественных засетаний в день 75-летия со
дня смерти Н. Д. Ушинского.

3. Издать собрание сочинений К. Д.
Ушинского, понурочив выход первого тома
к 3 января 1946 г.

4. Воздвигнуть в г. Ленинграде памят-
пик К. Д. Ушинекому,

Броз-Тито выступал

участие все активно боровшиеся в рядах
партизанских отрядов и народно-освоболи-
тельной армии, независимо от их возраста.
Это будут выборы на основе самого справед-

выборах,
Югославии.
На выборах не будут иметь права голоса

сструдники оккупантов, т. е. те, кто в самый
критический момент нашей истории измеяил
своей стране. К счастью, таких очень мало,
но я считаю, что лишение права участвовать
в окончательном определении судьбы нашей

—о— страны всех тех, кто прелал свою родину,
вполне справедливо и полностью отвечазт
Совещание работников законным требованиям наших народов.
искусств Народный фронт, в котором об’единились
зсе. демократические силы Югославии, т. е.

МИНСК, 14. (Корр. «Правды»). Состоя-
лось республиканское совещание работни-
ков искусств, в котором приняли учаегиг
начальники областных отделов искусств,
директора театров и музыкальных училищ,
писатели, артисты, художники, композиторы,
скульпторы.

Начальник управления по делам искусств
при Совнаркоме БССР тов. Михейчик mou-
вел итоги деятельности работников искузстз
Белоруссии за последний год.

В республике уже восстановлены и рабо-
тают 12 геатров, разрушенных немцама.
Возобновились занятия в Белорусской госу-
дарственной консерватории, в 6 музыкаль-
ных школах, 4 музыкальных и хореографи-
ческом училищах. Начался прием студентов
во вновь организованный Белорусский гэсу-
дарственный театральный институт.

Театры осуществили ряд новых поетано-
вок, в том числе — оперу «Алеся», напи-
санную композитором Я. Тикотским по либ-
ретто Петруся Бровки, комедию Кондрата
Крапивы «Милый человек», пьесу А. Ку-
чера «Заложники». Новые произведения со-
здаля белорусские художники и скульп-
торы.

Совещание обсудило также вопрос о вы-
полнении. театрами’ республики репертуар-
ного плана в 1944—45 гг.

—о—

Для шахт Всесоюзной кочегарки

ТУЛА, 14. (ТАСС). Коллектив Лаптевско-
го завода горного оборудования в текущем
году отправил шахтам Донецкого бассейна
более 300 насосов для откачки воды из шахт,
57 под’емных машин, 1.000 вагонеток. Завод
освоил производство различного оборудова-
‚ния для пусковых шахт: копровые шкивы,
транспортёры ит. д.

На заводе ширится сорезнование в честь
Победы. Все рабочие кузнечно-прессового,
деревообделочного и сборочного цехов пере-
выполняют нормы выработки. Стахановец
Панасенко выполнил 3 годовых нормы.

О
Приём в BOKC’e
в честь Джона Б. Пристли

Вчера во Всесоюзном обществе’ культур-
ной связи с заграницей (ВОКС) состоялся
прием в честь находящегося в Москве из-
вестного английского писателя Дж.
Пристли.

На приеме присутствовали: поверенный в
делах Великобритании в СССР г-н Робертс,
заместитель председателя ВОКС а А. В. Ка-
раганов, председатель Комитета по делам
кинематографии при Совнаркоме СССР
И. Г. Большаков, В. В. Парин, Ф. Ф. Молоч*
ков, М. Шолохов, Н. Тихонов, С. Маршак,
кннорежиссеры, артисты, писатели, худож-
ники, представители советской и иностран-
ной печати.

Г-н Лж, Пристли сердечно благодарил за
искреннюю встречу и выразил глубокий ин-
терес к творчеству советских писателей, в
частности Михаила Шолохова, которому
он «просто завидует», как писателю, соче-
таюшему широту темы с глубиной и образ-
востью мысли.

Для гостей был дан концерт, в котором
приняли участие: народный артист !ру-.
зинской ССР Д. Гамрекели, заслужезцые
артистки республики В. Давыдова и Л. Рус-
ланова, лауреаты всесоюзных конкурсов
Нина Емельянова и Даниил Шафран.

О

все демократические партии, группы и от-
лельные лица, выступит на выборах еди-
ным списком. При этом в выборах булет
иметь возможность участвовать и оппозиция,
находящаяся вне фронта, которая сможет
свободно выступить перед народом. В свою
очередь народ сможет свободно решить,
&ому он окажет доверие,

Народный фронт Югославии должен под-
готовиться к этим выборам со всей сарь-
езностью, диктуемой его теперешним поло-
жением в стране. Его обязывают к этому не-
исчислимые жертвы и страдания, перенесен-
ные нашими народами в течение народно-
эсвободительной войны, и те необычайно
трудные задачи, которые стоят перед ним в
деле восстановления разрушенной страны».

Тито отметил, чго Народный фронт lOre-
славни не является временной предвыборной
коалицией, образованной для достиженая
лищь некоторых политических целей. Нарол-
ный фронт возник ещё до войны, когда Ha-
роды Югославии почувствовали необходи-
мость организации против сил внутренней
реакции, против величайшей опасности, гро-
зившей Югославии со стороны фашизма и
его пособников, германских и итальянсках
ямпериалистсв,

«He приходится особо подчеркивать, —
сказал Тито,—что именно Народный фронт
сыграл историческую роль в освобождениа
нашей страны и не только вышел победите-
лем из этой войны, но стал главной оснозой
братства и единства нащих народов. Те, кто
составляет Народный фронт,— рабочие, кое-
стьяне, честная интеллигенция, коммунисты,
сторонники других партий демократическо-
го направления, преимущественно призер-
женцы демократической партии, независимой
демократической партии, республиканской
партии, сторонники бывшей хорватской кре-
стьянской партии, теперь — крестьянской
республиканской хорватской партии, мусуль-
манской партии, сторонники почти всех пар-
тий Словении, Сербии, Хорватии, Босния и
Герцеговины, Черногории и Македонии, —
представляют огромное большинство народов
Югославии. Они вступили в борьбу, имзя
перед собой одну, ясно определенную прэ-
грамму: беспощадно бороться против захваг-
4HKOB до их полного изгнания 43 Halli
страны, бороться против всех изменнико
внутри страны и против реакции за истан-
ную демократизацию Югославии. Они Go-
ролись за новую Югославию, страну брат-
ского содружества равноправных нарсдов.
Сегодня можно сказать, что эта программа
Народного фронта выполнена.

После освобождения всех частей нашей
страны, благодаря материальной помощи Со-
ветского Союза_и поддержке, оказанной
Англией и Америкой, Народный фронт дэ-
полнил свою программу новыми большими
задачами восстановления нашей разоренной
страны, издания законов и устройства го2у-
дарственного аппарата. Таким образом, по-
мимо задач военного и политического значе.
ния, которые фигурировали в программе На.
родного фронта во время войны, сейчас п0-
явились и задачи чисто экономического по-
рядка, которые ничуть не легче предыдущих
и которые требуют для своего выполнения
мобилизации всех передовых сил народа.

Само собой понятно, что Народный фронт
сознает, что все эти задачи можно выпол:
нить, только осуществив внутреннее пере-
устройство государства, предусмотренное
программой Народного фронта, т. е. созлав
республиканский образ правления, оснозаз-
ный на федеративном содружестве вполче
равноправных народов Югославии, и уста-
новив истинную демократию, основанную за
зопиальных и политических правах самых
шаяроких народных масс. Всё это оконча-
тельно решит сам‘ народ при выборах в Уз-
редительное собрание».

Подчеркнув, что за короткий срок, про-
шедший с момента освобождения страны,
Наролный фронт достиг больших успехов,
Тито сказал:

«Я считаю, что существование Народного
фронга не полжно прекратиться после эгах
выборов. Народный фронт должеы будет су-
шествовать и в будущем с тем, чтобы 102-
нять нашу страну на высшую ступень экс-

Спортивные новости

$ Новая победа одержана вчера футбо-
листами Центрального Дома Красной Армии.
На московском стадионе «Динамо» они вы-
играли со счетом 3:1 матч у команды
тбилисских динамовцев.

3 Всесоюзные сорезнования легкоатле-
тоз проходят в Киеве. Первенство’ стразы
оспаривают 750 сильнейших советских
спортсменов. Второй день соревнозаний
ознаменовался новым всесоюзным рекордом.
Его установила москвичка Татьяна Сэврю-
кова, толкнувшая ядро на 14 метров 31 хан-
тиметр.

2 Розыгрыш «Кубка СССР»— перехоля-
шего приза для лучших футбольных команд
страны — начался матчами в Баку и Крас-
нодаре. Право на обладание кубком оспари-
вают 32 команды. По условиям copeszona-
ния, команда; потерпевшая поражение, вы-
бывает из дальнейших: игр. Первые победы
одержаны динамовнами Баку и Алм1-Ата,
выигравшими встречи у футболистов спэр-
тивных обществ «Зенит» (Свердловск) и
«Трактор» (Челябинск).

# Сорезнования на первенство СССР по
плаванию и прыжкам в воду закончались
во Львове, Победу одержала команда мэск-
вичей, оперелившая спортсменов Ленивгра-
да, Горького, Куйбышева, Украины. Гру-
зии, Азербайджана и Эстонии.

№ Около 400 лучших мотоциклистов
страны примут участие в соревнованиях на
первенство СССР и бронетанковых и меха-
низированных войск Красной Армии. Со-
ревнования сосгоятся ва шоссе под Мозхвой
16—22 сентября

#& Шахматный турнир на первенство
Ленинграда начался в Доме Красной Армии
имени С. М. Кирова. В турнире участвуют 22
мастера, кандидата в мастера и шахматиста
первой категории — победители полуфиналь-
ных отборочных соревнований.

НЬЮ-ЙОРК, 12 сентября. (ТАСС). Ра-
диокомментатор Стил выступил вечером
  ] сентября с резкой критикой англо-аме-
риканского нажима на Балканы и, в часлно-
сти, в Румынии пол влиянием‘ англо-амери-
канских коммерческих интересов. Стил ука-
зал, что румынский вопрос создается искус-
ственно, подобно польскому, и приведет к
аналогичным результатам. Стил предупре-
дил, что антисоветская агитация усилит-
ся в целях оправдания создания запааво:
гвропейского блока, подобного тому, кото-
рый защишают де Голль и реакционные эле-
менты из американского государственного
департамента. Стил предсказал, что агитз-
ция примет форму усиленной антисоветской
пропаганды на тему о том, что Советский
Союз создает марионеточные правительст;а
на Балканах.

«Может быть, и верно,— сказал Стил,-—
что эти правительства получали некоторую
помошь из Москвы со времзна своего при-
хода к власти, но они представляют стое-
мления балканских наролов, в то время кая
многие правительства, поддерживаемые
Соединенными Штатами и Англией, как, на-
пример, правительство де Голля и нынешнее
греческое правительство, явно являются
вепредставительными.

БЕЛГРАД, 14 сентября. (ТАСС). Глава
правительства и министр обороны — пред.
седатель Народного фронта маршал Иосии
12 сентября по безл-
градскому радио с речью, в которой заягип:

«11 ноября этого года состоятся выборы
в Учредительное собрание. Это будут самые
цемократические выборы, которые когда-ли-
50 знала Югославия. Прежде всего они ог-
личаются от всех прежних выборов тем, gro
в них впервые примут участие самые широ-
кие народные массы. В выборах впервые бу-
дут, участвовать женщины Югославии, ко-
торые заслужили это право своей борьбой
и работой во время великой освободитель-
ной войны. В выборах в первый раз будет
участвовать и армия, народная армия, кото-
рая приобрела это право своей героической,
самоотверженной борьбой за освобождение
нашей страны. В выборах будут принимать

ливого и самого демократического закона о
когда-либо существовавшего в

только предатели своей родины, открытые

Речь маршала Тито
в связи с предстоящими выборами

номического развития, чтобы создать в Hef
все условия для благополучия народных
масс».

Перейдя к вопросам внешней политики;
Тито заявил:

«Правительство Народного фронта решиз
тельно пошло по пути твёрдой и последо=
вательной внешней политики, отбросив ме-
тоды колебания, которые привели прежнюю
Югославию к ужасной катастрофе. Договор
о дружбе, взаимной помощи и послевоен-
ном сотрудничестве с великим братским Со-
ветским Союзом является крупным успехом
для нашей страны и свидетельствует о п>-
следовательности нашей внешней политики.
Правительство Народного фронта установи“
ло также сердечные братские отношения со
всеми славянскими государствами и сотруд-
ничает с Албанией, Болгарией и Румынией,
с которыми у нас существуют самые лучшие
отношения,

Такая политика югославского правительз
ства является вместе с тем наилучшей га=
рантией против всевозможных внешних ина
триг, имеющих целью разрушить конголи-
дацию демократических сил. Наши отнсз
шения с великими союзниками — Англией;
США и Францией — становятся всё более
прочными и приобретают характер экономи-
ческого и культурного сотрудничества, что
особенно важно с точки зрения восстанови:
тельных работ в нашей разрушенной и опу-
стошенной стране. Все это свидетельствует
о том, что в области внешней политики но-
вая Югославия нашла правильный путь;
обеспечивающий нашим народам безопася
ность и возможность мирного строительства: °

Существует лишь кучка беженцев, peak-
ционеров за рубежом и в стране, всеми сиз
лами старающихся испортить наши отношез
ния с великими союзниками. Распростране+
нием лжи и клеветы эти враги народа стое-
мятся представить новую  федератаввую
Югославию в глазах внешнего мира в сл-
мом чёрном свете. Однако мы твердо вез
рим, что вскоре нам удастся и на этот раз,
как это нам удалось в первые годы войны;
разоблачить этих господ и показать их ис-
тинное лицо всему миру.

Несколько слов об оппозиции. Теперь
часто спрашивают о том, что представляет
Собой эта оппозиция, находящаяся вне На-
родного фронта, из кого она состоит? Мы
видели, из кого состоит Народный фронт.
Но возникает вопрос о том, каков характер
оппозиции: оппозиция ли это против сокер-
шаемых ошибок или же это оппозиция пс
отношению к программе Народного фронта?
Руководители оппозиции говорят, что ови
не согласны со способом проведения в
жизнь некоторых законов, т. е. что они бэ-
рются против ошибок. Я же знаю, что эзо
неверно. Не оппозиция борется против отия-
бок, это делаем мы внутри Народного pons
та иногда с большим, иногда с менешим
успехом. А что касается оппозиции, то она
только и ждет появления этих ошибок, что-
бы использовать наши промахи для своих
тёмных целей, т. е. для борьбы против про=
граммы Народного фронта».

«В то время, — продолжал Тито,— вогла
за рубежом в некоторых странах ведется
работа с тем, чтобы помешать Югославьи
эсуществить свои права в вопросе об оправ-
данных территориальных требованиях, сппо-
зиция, в свою очередь, всеми силами ста-
рается вызвать любым способом кризис,
чтобы затруднить выборы. При этом она
приглашает некоторые союзные силы вме?
шаться в это дело и тем самым помешать
укреплению внутренних сил страны. Чтс это
может означать? Это значит, что оппозипия
об’ективно работает против интересов нашей
страны, не считаясь ни с чем, для того, что-
бы при чьей бы то ни было помоши я люз
бым способом дорваться до власти, npere-
брегая в данном случае территориальным
или другого рода ущербом, который могла
бы потерпеть наша страна».

Отметив, что оппозиция в Югославии опнз
рается на вс8, что есть в стране реакцчон-
ного и антинародного, Тито заявил, что «вез
которые господа из оппозиции увлекаются
мыслью о том, что лучше было бы найти
какие-нибудь отговорки и не пойти на вы=
боры, дабы таким путём вызвать вмешательз
ство некоторых союзных великих держав».

Лидеры оппозиции «забывают, — по сло-
вам маршала Тито,—одну простую вещь, ко-
торая, тем не менее, имеет очень большое
значение, а именно, что Югославия-—незави-
симое государство, которое завоевало эту
независимость, будучи’ равноправной сэюзз
ницей в войне на стороне Об’единённых наз
ций. Югославия заплатила за свою своболу
и независимость потоками крови и сотвями
тысяч жизней, что прекрасно известно всем.
Вдобавок, эту свободу и независимость за-
воевали те, против кого борется сейчас оп-
позиция. А где была оппозиция в то время;
что она делала, пока шла народно-освобо-
дительная борьба, наши народы также очень
хорошо знают».

В заключение Тито сказал:

«Наши цели ясны и понятны каждему
честному” гражданину нашей страны. Мы
никогда не обешали народам золотые горы
в не делаем этого теперь. Мы всегда обра-
щаем внимание на стоящие перед нами
трудности и говорим о том, чего можно до-
стигнуть путём больших усилий и упорства,
потому что верим в творческие силы наших
народных масс, показавшие себя во время
четырехлетней тяжёлой борьбы.

Когда я говорил с том, что надо самым
серьёзным образом приступить к полготовке
выборов, то имел в виду и то, что необхо-
димо самым строжайшим образом соблюлать
законы, опубликованные в связи с выбора-
ми. Я заявляю, что нарушение этих законсв
со стороны народных властей причинило
бы нам только вред».

Американский комментатор о политике
Англии и США на Балканах

В отношении Румынии необходимо поз
мнить, что король Михай официальна з2-
явил, что он поднял вопрос о составе пра-
вительства Гроза лншь в силу англо-зме
риканского нажима, а не потому, что пра-
вительство Гроза не представляет стремле-
ний румынского народа. Правительство
Гроза пришло к власти на смену фатиет-
ской администрации Антонеску и продела-
ло большую работу. Правительство Гроза
сохранило внутренний мир, ввело демокра-
твю, честно выполнило условия перемирия,
принесло мир в Трансильванию и осущест-
вило широкую программу аграрной рефор-
мы, крайняя необходимость в которой чув-
ствовалась уже на. протяжении полувека.
Конечно, американские нефтяные и финан-
совые круги, возможно, считают это вред-
ным для своих интересов, но невозможно
утверждать, что это вредно для интерессв
румынского народа, Поэтому возникает во-
прсс, до каксй степени англо-американские
капиталовложения в Румынии, Болгарки н
пругих балканских странах должны вообще
определять англо-американский нажим на
соответствующие правительства, нажчм;
который, несомненно, вызовет столкновение
с русскими».