В

ти

4 Is
exit
ep
BAN
и
NE
И

УХ
ШЬ И
me Be
  it
THU
CTH
ии

rons!
зи

ва
6a pot
о It
sp

e 10
о
Г 10
АСЕ

att?)

Lees Е EE ee

3 OKTABPA -1945>r.,- Ne- 236 (10007)

Е ВЕ ЕЛЕ

Кенигсберг, 30 сентября 1945 года. Открытие памятника героям-гвардейцам, павшим при штурме города и крепости Кенигсберг.
Фото С. Коршунова.

Памятник зероям-вардейиам

Видя этот монумент, испытываешь одно-
временно чувства скорби и гордости. Скорби
38 то, Что не дожили до дня полной победы
славные сыны Родины, отдавшие 3a Hee
самое дорогое — жизнь. Гордости за то,
что богата такими великолепными людьми
вырастившая их наша советская Родина,
что она, одержавшая  всемирно-историче-
скую победу, умеет достойно чтить. память
своих павших героев; гордости за то, что
высится в бывшей столице Восточной
Пруссии этот памятник советским героям-
тварлейцам.

140-метровым полукольцом охватывает
невысокая стена из искристого серого гра-
нита общирную площадку, устланную гра-
нитными плитами. Стена с барельефами —
эмблемами разных родов войск — служит
фоном для расположенных среди’ зелени и
цветов четырёх белых мраморных плит у
братских могил и четырёх надгробий из
Ерасного мрамора. В центре высится
26-метровый гранитный пятигранный 0бе-
лик. Позади — лестницы с террасами,
изящный мостик: спуск к городскому пар-
Ey.

Здесь похоронены 1.200 солдат и офице-
ров 11-й гвардейской армии, павшие при
штурме Кенигсберга.

Читатели «Правды» помнят описавия
славных подвигов этой армии,  кото-
рой командовал генерал-полковник Галип-
кий. 11-я гвардейская армия штурмовала
Кенигсберг с юго-востока, чтобы соеди-
ниТЬься с ударившими с северо-запада вой-
скзми генерала Белобородова. Здесь лежала
главная ось штурма. Гвардейцы Галицкого
прорвали многослойный пояс самой coBep-
менной современной обороны, считавитийся
неприступным, ворвались в город, вышли
через главный вокзал на реку Прегель,
форсировали её, соединились с частями,
наступавшими с северо-запада, штурмом
ринулись в центр города. Ими был взят в
плен генерал от инфантерии Ляш, комен-
дант Кенигсбергской крепости, вместе с его
Штабом. я

Навеки впизаны в историю подвиги
войск гвардии генерал-майора Гурьева,
хравшихся на левом фланге. Всем памятен
ожесточённый их бой за форт № 8 у залива
Фриш Гаф, окончившийся капитуляцией
гарнизона.

Гвардии майор Сергеев доблестно провёл
свой батальон в ожесточённых боях от
Орши до Кенигсберга. В его батальоне был
воспитан такой прославившийся на весь
ap герой, как Юрий Смирнов.

Высокими наградами отмечена боевая
работа санитарки Елены Ковальчук, вы-
несшей с поля боя десятки раненых и, спа-
ая их жизни, отхавшей свою.

Гвардии майор Сергеев и Елена Коваль-
Чук вошли в Кенигсберг уже мёртвыми. Их
#8 руках внесли в город гвардейцы. -

Славны боевые традиции 11-Й гвардей-
ской армии. Из неё вышли такие герой-
ские дивизии, как Панфиловская и другие.
Ее части с беспримерной стойкостью в са-
мые тяжёлые дни обороны Москвы держали
Фронт под Волоколамском. Здесь закалялась
армия. Ее войска, участвовали в знаменитом
прорыве севернее Орла. Зимой 1943 года
Sha наступала южнее Невеля. А 23 июня
1944 года прорвала под Оршей оборону
немцев на участке отборной штурмовой
дивизии генерала Траута. На победном пути
армии лежали города Орша, Борисов, Минск,
Лида, Молодечно. Армия обогнала отету-
павших немцев и © хода форсировала Не-
чан. В октябре того же года она первой
ворвалась в Восточную Пруссию. Зимнее
наступление 1945 года ознаменовалось
для 11-й гвардейской армии взятием Ин-

ss  стербурга, Велау. Талиау и заверпеилось

штурмом и взятием Кенигсберга и выходом
на косу Фриш Нерунг.

Беспримерный по своей стремительностн
и сокрушающей силе штурм города и кре-
пости Кенигсберг — одна из самых ярких
страниц в славной истории русекого ору-
жия. Бессмертную славу стяжала сталин-

й ская гвардия.

Пипгушему. эти строки довелось видеть
тород в огне пожаров и взрывов. Улицы

ail
  были подобны узким ущельям между гора-
ми кирпича и строительных рельсов. Они

были завалены искорбженными остовами
немецких танков, самоходных орудий, авто-

(От специального корреспондента «Правды» Мраморные надгробия возвышаются над

прахом Героя Советского Союза гвардии
майора Сергеева и отважной  санитзоки
Елены Ковальчук.

Золотые надписи на белом мраморе обоз-
начают место погребения героев доблеет-
ных гвардейских дивизий, в чьих наимено-
ваниях — имена городов Москвы, Минска,
Карачева, Городка, Витебска, Инстербурга и
казвания ‘высоких’ орденов Советского
Союза. .

Трогает сердце церемония возложения
венков. Боевые друзья — участники исто-
рического штурма— несут венки на моти-

машин, трупами немецких солдат и лошза-
дей, ворохами брошенного оружия. Среди
этого хаоса, чадящего пламени, взрываю-
щегося бронированного лома бродили обе-
зумэвшие израненные лошади. На одной из
площадей еще трепетал поднятый несколь-
Ко часов тому назад белый флаг. Из под-
залов толпами выводили пленных.

Теперь город расчищен. Ведётся огром-
ная восстановительная работа. Воестанав-
ливается множество предприятий, некото-
рые здания. Горол уже получает свет от
своей электростанции, приволитея в поря-
док водопровод. На железнодорожную стан-
цию регулярно прибывают поезда, работает
автобусная линия. Начал давать продукцию
целлюлозно-бумажный комбинат. Идёт тру-
довая жизнь в речном порту—на-днях вы-
ходит морем в Ленинград караван из 20 сз-
моходных барж. Открыты средняя школа,
Дом офицера, где имеется киноустановка.
Жизнь возвращаетея в город. Это новая
ЖИЗНЬ.  ¢

За ее победу пали в боях герои, погре-
бённые под транитными плитами только
что открытого памятника.

Торжественен был день открытия мону-
мента. В спокойном величии высится он
нал городом. Накануне мы видели этот
скорбный обелиск при свете звёзд, в сосре-
доточенном безмолвии ночи. Теперь мы уви-
тели этот торжествующий обелиск бессмерт-
ной славы при слепящем свете лучей жи-
вотворного солнца. С благородной просто-
тай выражает монументальное архитектур-
ное сооружение величие духа. советского
народа и мощь советской державы.

Перед памятником выстроилиеь части,
построенные для парада в честь его откры-
тия. Все участники парада— герои кенигс-
бергского штурма.

Принимает парад  генерал-полковник
Галицкий. Командует парадом гвардии
генерзл-лейтенант   Иванов.

На трибунах — генералы и офицеры
Красной Армии, представители трудящихся
и общественности Москвы, Советской Лит-
вы, авторы памятника — архитекторы
Нанушьян и Мельчаков.

Генерал-полковник Галицкий обходит я
приветствует части, поднимается на три-
буну.

Он говорит о великой победе Красной
Армии под гениальным  водительством
товарища Сталина, о несокрушимом могу-
ществе советского государства. Он прика-
зывает войскам склонить знамёна над мо-
гилами тех, кому возглашают вечную славу
исторические слова приказов Верховного
Главнокомандующего Генералиссимуса Co-
ветского Союза Сталина: «Вечная слава
героям, павшим в боях за свободу и неза-
висимость напюй Родины!».

— Здесь похоронены 1.200 лучших на-
ших боэвых друзей, славных сынов нашей
великой Родины. Красная Армия навсегда
сохранит светлую память о своих погибших
товарищах. Это были сталинские питомцы.
Им мы обязаны взятием опоясанного желе-
зобетонными фортами и считавшегося не-
приступным Кенигсберга. Памятник, кото-
рый мы открываем сейчас, — знак всена-
родной благодарности и любви гвардейцам-
героям. Е

Склоняются знамёна. Звучит скорбная
и мощная музыка похоронного марша.
Гремят залпы артиллерийского салюта.

Падают полотнища, закрывавшие  па-
мятник. Проглянувшее из-за облаков сэли-
це играет на искристом граните, золоте и
бронзе.

Торжественность момента глубоко  за-
хватывает всех. У боевых командиров вид-
ны на глазах слёзы.

На подножии обелиска пять бронзовых
венков. С волнением читают присутствую-
щие надпись: «От Народного Комиссара
Обороны СССР Генералиесимуса Советско-
го Союза товарища Сталина». Здесь венки
от 11-Й гвардейской армии, от Военного
Совета 3-го Белорусского фронта, от Воен-
ного Совета 1-го Прибалтийского фронта,
от Военного Совета 11-Й твардейской ар-
Mu,

За обелиском открываются на ‘мрамор-
ных постаментах бронзовые бюсты Героев
Советского Союза гвардии генерал-майора
Гурьева и гвардии полковника Полецкого.

возложен венок от трудящихся Свердлов-
ского ‘района города Москвы. У’ моги-
лы гвардии полковника Полецкого в
скорбном молчании склонилась жена по-
койного героя. й

Прочувствованные, взволнованные речи
произносят председатель Президиума Вер-

нерал-майор Кошевой, тов. Кирьянов — от

грардии генерал-майор. Куликов. :

Начинается марш. Движутся колонны
всех родов войск. Грудь героев украшена
многими орденами и медалями.

На площадь вступают моторизованные
части. Идут прогивотанковые пушки, ди-
визионная артиллерия, тяжёлые пушки и
гаубицы. За ними-— славные танки «Т-34»,
самоходные пушки, сверхмощные танки
«Иосиф Сталин»..

Если взглянуть налево и направо от
памятника, видны остатки разбитого фор-
та, впереди, в низине, простираются квар-
талы раскрошенных в коричневую труху
кирпичных домов, каждый из которых был
превращен немцами в дот. Всё это будет
сс временем снесено, и перел памятником
откроются новые улицы и площади с за-
HOBO отстроенными домами, е широкой и
свободной перспективой. А пока могучие
бронированные машины — участницы
штурма — идут на параде посрели вну-
шительных следов своей боевой работы.

В небе проносятся самолёты. Люди, под-
цимая головы к небу, видят . сияюшщую в
облаках радугу. Пусть этот древний символ
мира над памятником нашим гвардейцам
цослужит живым символом вечного торже-
ства народа, ‘в кровопролитных боях и
грозах войны завоевавшего победу во имя
правды и мира между народами всего
мира!

Марш закончен. Герон штурма подходят
к надгробъям почтить память своих боевых
товарищей.

Величественным свидетельством исторн-
ческой победы советского народа, победы
сло Красной Армии, сталинской гвардии бу-
дет отныне навеки выситься в Кенигеберге
памятник славным героям-гвардейцам.

городные черты горола, который будет от-
строен #а месте поверженного в прах опло-
та пруссачества и немецкого ‘империа-
ЛИЗМа.
. Новая жизнь торжествует в Кенигс-
берге,

Поеле парада состоялось открытие ок-
ружной спартакиады спортсменов Красной
Армии. Вечером открылся окружной театр
Красной Армии. Красная Армия принесла
5 Город новую, советскую культуру.

Сломлен фОриост германской агрессии на
Бестоке, вековой очаг разбойничьего прус-
сачества. Строится. новый Кенигсберг.
На обелиске памятника сверкают историче-
ские слова великого Сталина:

«Приятно и радостно знать, за что би-
лись наши люди.и как они добились все-
мирно-исторической победы. Приятно и
радостно знать, что’ кровь, ° обильно
пролитая нашими людьми, ‘не прошла да-
ром, что она дала свои результаты».

Советский народ славит свою Красную
Армию, сталинскую гвардию,  величэй-
Mero полководца всех времён и народов
Генералиссимуса Советского Союза
товарища Сталина — вдохновителя и твор-
ца Победы.

Ю. ЛУКИН.
г. Кенигсберг.

ПРАВДА

лы павших героев. К подножию обелиска.

ховного Совета Литовской CCP Палецкис,
дважды Герой Советекого Союза гвардии ге-

трудящихся Свердловского района Москвы,

Он уже сейчас определяет будущие бла-

Вручение орденов
«Мать-героиня»

Около ста многодетных матерей, коти-
рым Указом Президиума Верховного (Совета
СССР присвоено почетное звание «Мать-
героиня», собрались вчера в’ Московском
областном Созете. депутатов трудящихся.

Красный зал Моссовета заполняют кол-
хезницы, работницы и домашние хозяйки,
чьи заботы и.огромный труд, вложенные
в дело воспитания детей, отмечены высо-
кими правительственными наградами.

Ордена и грамоты. вручает от имена
Президиума Верховного Совета СССР пред-
седатель Мособлеовета тов. Tapacos.
столу подходит Василиса Дмитриевна Рыб-
кина, колхозница Шаховского района. Она
воспитала 11 детей. Четыре ее сына —
участники Великой Отечественной войны.
Сын Дмитрий петурмовал Берлин и награж-
ден двумя орленами.

Ордена «Мать-героиня» и почетные гра-
моты вручаются матерям, родившим и вос-
питавшим десять и более детей — Надежде
Гавриловне Кузнецовой, сыновья которой
сражались в’ Белоруссии и на Украине,
работнице Туголееского торфоенаба Евдо-
кии Сергеевне Баулиной. домашней хозяй-
Бе Анисье Дмитриевне Приваловой, воспи-
тавшей 12 детей, работнице Орехово-Зуев-
ского хлопчатобумажного комбината Евдо-
кии ‘Сергеевне Полковникевой и другим.

Получая награды, многодетные матери
благодарили партию, правительство и то-
варища Сталина за теплую заботу о них.

Председатель исполкома Мособлеовета
тов. Тарасов поздравил награжденных и
пожелал им воспитать сыновей и дочерей,
достойных великой сталинской эпохи.

(ТАСС).
о

Пятилетие государственных
трудовых: резервов

Собрание в Колонном зале Дома союзов

Исполнилось пять лет со дня издания
Указа Президиума Верховного Совета СССР
<О государственных трудовых  резервах
СССР». Этой знаменательной дате было вче-
ра посвящено торжественное собрание, со-
званное Московским городским и областным
управлениями трудовых резервов, МК и
МГК ВЛКСМ.

В Колонном зале Дома союзов собрались
работники и учащиеся ремесленных, желез-
нодорожных училищ и школ ФЗО, молодые
стахановцы и мастера, в недавнем прошлом
воспитанники этих учебных заведений.
Грудь многих из них украшена орденами и
медалями — высокими правительственными
наградами за самоотверженный труд в дни
Отечественной войны. 2

Восторженной овацией встретили собраз-
шиеся предложение избрать в почетный
президиум инициатора создания трудовых
резервов товарища Сталина, членов Полит-
бюро ЦК ВКП(б).

С докладом выступил начальник Главного
Управления трудовых резервов при СНК
СССР. тов. П. Г. Москатов.

С приветствиями на собрании выступили
командир подшефной энской истребитель-
ной ‘авиационной части генерал-майор авиа-
ции Герой Советского Союза Г. В. Зимин,
секретарь ЦК ВЛКСМ тов. Харламов, сек-
petaps МК и МГК ВЛКСМ тов. Красаз-
ченко, заместитель заведующего отделом
кадров МГК ВКП(б) тов. Подлинов.

На собрании была оглашена приветствен-
ная телеграмма тов. М. И. Калинина и пере-
дано приветствие тов. Н. М. Шверника.

Участники собрания с м вооду-
шевлением приняли приветствие товарищу
Сталину. Посланы также приветствия това-
рищам Молотову и Калинину.

В заключение состоялся большой конперт

художественной самодеятельности.
АСС).

К пребыванию в Москве делегации
общества «Финляндия—СССР»

30 сентября члены делегации осмотрели

территорию и некоторые отделы Всесоюз-
ной сельскохсзяйственной выставки. Акаде-
мик Н. В. Цицин провел с членами деле-
гации беседу о выставке.

За последние дни члены делегации посе-
тили также детский сад, цирк, Камерный
театр, Малый театр,`Болышной театр и име-

ли ряд бесед по вопросам культурных свя-

зей СССР и Финляндии в ВОКСе, с пред-
седателем Комитета
зациях.

з
2 октября члены делегации общества
«Финляндия —СССР» во главе с г. Хело
выехали в Ленинград.

Собрание актива Юго-Восточной
железной дороги

ВОРОНЕЖ, 2. (Корр. «Правлы»). Более
500 участников собрания дорожного актива
и стахановцев го-Восточной железной до-

роги два дня обсуждали вопрос о готовно-

сти дороги к зиме. Коллективы некоторых

предприятий уже закончили эту подготовку.

Однако, как выяснилось из доклада началь-
ника дороги тов. Левченко и из прений, в

целом дорога к зиме готовится неудовле-

творительнс. Не выполняется план ремонта
паровозов. Намного завышен против нормы

пробег вагонов,

Выступазшие в прениях передовые люди
дороги внесли ряд ценных предложений об
ускорении подготовки к зиме.

В слете принял участие первый секретарь
обкома ВКП(б) тов. Тищенко.

Участники слета с большим под’емом по-
слали приветствие Генералиссимусу Совет-
ского Союза товарищу Сталину. Они обра-
тились ко всем железнодорожникам Юго-
Восточной ж. д. с призывом широко раз-
вернуть социалистическое соревнование в
честь 28-й годовщины Великой Октябрьской
социалистической революции,

—о-

Опера «Садко» в концертном
исполнении

1 октября в Колонном зале Дома союзов
состоялся концерт, организованный Все-
союзным радиокомитетом. Солисты, хор и
оркестр Большого театра СССР исполнили
сперу-былину Римского-Ксрсакова «Caz-
ко». Партию Садко пел народный артист
республики Н. Ханаёв, Любавы — А. Шер-
бакова, Нежаты — заслуженная артистка
республики Б. Златогорова, Варяжского
recta — народный артист СССР М. Михай-
лов, Индийского гостя — П. Чекин, Веде-
нецкого гостя — народный артист Грузин:
ской ССР Д. Гамрекели, Волховы — на-
родная артистка СССР В. Барсова. Дири-
жировал заслуженный артист республики
В. Небольсин. Концерт транслировался по
радио.

по делам искусств
т. Храпченко, в ВЦСИС и других органи-

Вечера туркмеисколо искусства

В Москве закончилась декада туркмен-
ской литературы. Она вызвала живейший
интерес в самых широких кругах столич-
ной интеллигенций. Мы непосредетвенно
ощутили яркую художественную  одарен-
ность туркменского народа.

В вечерах туркменской литературы при-
няли участие народные певцы-—бахши, му-
зыканты, артисты молодых туркменских
театров — оперного и драматического. Их
искусство, органически связанное с поэзи-
ей туркменского народа, бесспорно, обогати-
ло общее впечатление от декады.

Музыка—ролная сестра поэзии, — гласит
древняя истина. В Туркмении и поныне
очень любимы и популярны народные пес-
ни, воссоздающие образы героев из прослав-
ленных «дестанов» произведений нацио-
нальной эпической поэзии. Многие туркмен-
ские народные песни написаны на слова
известных ипоэтов-классиков Махтумкули,
Зелили, Кемино и др. Известно, что и на-
родные поэты Туркмении — шахиры —
не читают своих стихов, & декламируют их
нараспев, нередко прибегая к музыкально-
му сопровождению.

Салмобытность туркменской музыки ска-
зывается и в певучих выразительных мело-
диях, пленяющих слушателя глубокой co-
средоточенноетью мысли и чувства, и в
оригинальных формах народного многого-
лосья, и в чудесных узорах богатой рит-
MINED.

В дни декады выступали в Москве та-
лантливые представители двух поколений
туркменских народных певцов — маститый
Сахи Джапаров, народный бахши республи-
ки, создатель и руковохитель первого в
Туркмении инструментально-вокального ан-
самбля, и юный Одениаз, сын известного
Нобат-бахши. Сахи Джаларов спел вдохно-
венную «Песню о Сталине» и народную

1 цесню  «Зульпюн». Две туркменские песни

пеполнил Одениаз Нобатов: «Мары — вла-
дыка мира» и «Перламутровый гребень».
В показе народной музыки приняли уча-
стие одаренные инструменталисты — гид-
жакчи Пурли Сарыев (исполнитель на Ha-
родном инструменте — гиджаке) и дутарист
Курбан Ниязов.

На богатой, плодоносной почве нафодно-
то творчества в Советской Туркмении в0з-
никли и успешно развиваются новые жан-

БЕЛГРАД,   октября. (ТАСС). Белграл-
ское радио передаёт сообщение Албанского
телеграфного агентства о том, что на засе-
дании третьей сессии’ Антифашистского
Веча Народного Освобождения Албании
глава празительства генерал-полковник Эн-
вер Ходжа сделал доклад о работе прави-
тельства за период со времени его образо-
вания до настоящего момента. Перечислив
трудности, стоявшие перед страной после
освобождения, и подчеркнув высокий, несо-
крушимый дух народа, он рассказал об ус-
пехах, достигнутых правительством в вос-
становительной работе. .

Что касается нащего международного по-
ложения, сказал Энвер Ходжа, то я могу
только заявить, что оно с каждым днем
становится лучше и прочнее,’ и я считаю,
что нет никаких причин к тому, чтобы по-
пожение складывалось иначе. Мировая вой-
Ha, в которой наш народ. проливал кровь
за общие цели, связывает нас с великимн
и мощными союзниками — Великобританней,
Советским Союзом и США. Мы и впредь
останемся верными нашим союзникам для
того, чтобы сохранить мир, во имя которогс
мы принесли столько жертв. Мы тем более
останемся верны нашим союзникам, что вме-
сте боролись за великую победу, резуль-
таты которой нужно сберечь. Сейчас остат-
ки фашизма пытаются вновь мутить воду,
но я уверен, что им никогда не удастся
достичь своей цели,

НЬЮ-ЙОРК, 28 сентября. (ТАСС). Газе-
та «П. М.» сообщает о до сих пор ешё
неопубликованном распоряжении американ-
ских оккупационных властей относительно
демонтажа предприятий «И. Г.  Фарбенин-
дустри» в американской оккупационной зо-
не. ‘Автор статьи Стоун обвиняет военное
министерство в игнорировании этого прика-
за и в стремлении восстановить «И. Г. Фар-
бениндустри» вместо того. чтобы ликвиди-
ровать его. По словам Стоуна, помощник
военного министра Макклой, заместитель
Эйзенхауэра генерал-лейтенант Клей, поли-
тический советник Мэрфи и начальник от-
деления гражданских дел американской во-
енной администрации в Германии генерал-
майор Хилдринг вразрез с линией государ-
ственного департамента планируют восста-
новление экспорта химикатов и удобрений,
производимых предприятиями «И. Г. Фар-
бениндустри», и посылают в Германию спе-
циалистов для содействия в реконструкции
этих предприятий.

Упомянутое выше распоряжение о демон-
таже предприятий «И. Г. Фарбениндустри»
датировано 5 июля и озаглавлено «Общая
директива № 2». В ней, между прочим, го-
ворится: «Поскольку главной целью Об’еди-
нённых наций является помешать Германии
когда-либо вновь нарушить мир во всём ми-
ре и поскольку «И. Г. Фарбениндустри» ur-
рала видную роль в созидании и сохране-
нии германской военной машины... жизнен-
во необходимым для Об’единенных наций
является взять под контроль «И. Г. Фар-
бениндустри» и из’ять у неё всё её имуше-
ство, дабы завершить её ликвидацию и уни-
чтожить военный потенциал, который она
представляет».

В приказе далее указано, что американ-
ские военные власти должны уничтожить
все оборудование предприятий «И. Г. Фар-
бениндустри», — если только оно не пере-
дано другим странам, — во всех случаях,
когда такое оборудование служило произ-
водству оружия, боеприпасов, отравляющих
и взрывчатых веществ и других средств
войны, поскольку, как правило, это обору-
дование не используется промышленностью,
разрешенной сейчас в Германии. В приказе
также указано, что все руководство «И. Г.
Фарбениндустри» ‘и лица, уполномоченные
‚действовать от её имени, «отныне счита-
ются отстранёнными, уволенными и лишен-
ными права действовать от имени концерна
или распоряжаться его имуществом». Рас-
поряжение временно лишает акционеров
права выбора правления и контроля за ним.

Пребывание   делегации

БЕЛГРАД, 2 октября. (ТАСС). Югослав-
ское радио передает, что в Белграде деле-
гация советской молодёжи посетила универ-
ситет, где её встретили и приветствовали
ректор университета и председатель студен-
ческой организации. Затем делегация напра-
вилась в первую танковую армию. В честь

ры и формы национального ‘искусства —
опера, драма, балет. В прошлом—до Вели-
вой, Октябрьской революции-— туркменский
народ мог лишь мечтать о создании своего
театра: Ныне эта мечта стала живой дей-
ствительностью.

В Ашхабаде основаны театры-—оперный
н драматический, Молодые туркменские му-
зыканты в творческом содружестве с рус-
скими композиторами создали первые на-
циональные спектакли-— оперные, балетные.
В-драматическом тватре с успехом ставятся
сценические произведения туркменских пи-
сателей, русских и мировых классиков. Вы-
росли и кадры талантливых туркменских
исполнителей.

Они показали в Москве сиены и отрывки
из музыкальных и драматических спектак-
лей. Мы услышали ария и дуэт ‘из оперы
«Шах-Сенем и Гариб» Шапошникова и Ове-
зова в выразительном исполнении заслу-
женных артистов республики Аннагюль
Аннакулиевой и Иоломана Хумаева. Арию
из оперы «Абадан» Мейтуса и Кулиева
спела заслуженная артистка республики
Майя Кулиева. Чудесно прозвучала в ее же
исполнении песня Шапошникова-и Овезова
«Ашхабад» (елова. Кара Сейтлиева). Нель-
зя не отметить также туркменские народ-
вые песни: шуточную «Ичмек» (слова Ке-
минэ) и лирическую «Яровджан» (обработ-
ка Корчмарева).

Народный танец «Пиала» был показан
солистками балета Нобат Аннаевой и Ма-
рнам Шафигулиной. Колоритны танцы из
оперы «Шах-Сенем ‘и Гариб» и из первого
туркменского бэлета «Алларкосэ» (музыка
Ксрчмарева), исполненные талантливой
Нобат Аннаевой.

Большое впечатление оставила драмати-
ческая игра народного артиста республики
Амана Бульмамедова и заслуженной артиет-
вн республики Огуль Курбан Дурдыевой.
Они исполнили сцены из пьес’ Берды Керба-
баева. Ярко одаренный А. Кульмамедов вы-
ступил также и в классическом репертуа-
pe — он прочел монолог Отелло из тра-
гедии Шекспира и монолог городничего из
бессмертной комедии Гоголя.

Выступления туркменских — артистов
встретили тёплый приём у москвичей.

Георгий ХУБОВ.

Пт ———Шыиы,—=—_—5.“_“„“_“_<„<“„<„_<_„_„ oy

_ Выступление албанского премьер-министра

Говоря о дружбе с демократической фе-
перативной Югославией, председатель ал-
банского совета министров` сказал, что эта
дружба и впредь будет углубляться и
укрепляться:

Наши торговые и культурные связи ©
Югославией, заявил он, стоят сейчас перел
перспективой болыного ‘развития, и это
должно послужить примером другим. Наши
друзья-югославы никогда не отказывали
нам в том, что мы просили у них. Особенно
ценна была для нас их поддержка в труд:
ную минуту прошлой зимой, когда нам были
посланы пшеница и другие продукты, крайне
необходимые для спасения нашего народа
ст голода. В лице маршала Тито мы имеем
одного из самых лучших и искренних дру-
зей. Югославия — первое государство, ко-
торое признало нас и которое душой и те-
лом защищает наше дело. При этом ‘издо
отметить, что это чувство- дружбы одина-
ково свойственно как нашему народу, ‘так
и всем народам Югославии. Мы и в буду-
щем будем стараться всячески укреплять
эзу дружбу, так как она является одним из
факторов обеспечения мира на. Балканах и
сохранения длительного мира во всём мире.

Перейдя затем к предстоящим выборам
в Албании, Энвер Ходжа сказал, что новым
законом предусмотрено проведение всеоб-
щих выбороз на основе прямого, тайного н
свободного голосования,

Саботаж мер против «И. Г. Фарбениндустри»
со стороны видных американских администраторов

Стоун заявляет, что вместо выполнения
этого приказа «отдел Хилдринга вербовал в
США специалистов по промышленной хи-
мии и посылал их в Германию для содей-
ствия восстановлению предприятий «И. Г.
Фарбениндустри». Все это могло привести
лишь к возрождению немецкой промышлен-
ности». ,

Один из. помощников Хилдринга заявил,
что посылает специалистов в Германию для
того, чтобы демонтировать предприятия
«И. Г. Фарбениндустри», но Стоун’ отвер-
гает такое об’яснение и требует, чтобы Кон-
гресс расследовал это дело. По мнению
Стоуна, «государственный департамент зна-
ет, что специалисты едут восстанавливать
«И. Г. Фарбениндустри», пренебрегая тем
самым директивами военных властей н
Потсдамским соглашением».

Стоун заявляет далее, что военные власти
в США уже используют для содействия вос-
становления «И. Г. Фарбениндустри» ero
американский филиал «Дженерал энилайн
энд фильм компани». Возглавляющий эту
компанию Джозеф Бейтс взял на. себя обя-
занности по реконструкции «И. Г. Фарбен-
индустри», «он вербует в своей компании
специалистов для посылки в Германию».

Стоун указывает, что согласно упомяну-
тому приказу акционеры «И. Г. Фарбенин-
пустри» лишь временно теряют право вы-
бора правления, и предостерегает, что, ко-
тда Германия перестанет быть оккупиро-
занной, акционеры сумеют вновь получить
свое имущество в улучшенном и отремон-
тированном виде, причем это будет произ-
ведено при помощи американцев и на их
счёт. Германия таким образом снова будет
обладать громадным химическим трестом,
который сможет в мирное время доминиро-
зать на мировых рынках, а в случае войны
предоставит многие из необходимых для нее
средств.

Напомнив о том, что «И. Г. Фарбенинду-
стри» занималась разработкой атомной бом-
бы, Стоун заявляет, что контроль со сто-
роны военных властей в настоящее время
цаже выгоден «И. Г. Фарбениндустри», ибо
‚он дает ей возможность получать импорт:
ные материалы и американских специали-
стов для реконструкцин. В заключение Сто-
ун указывает, что глава промышленного от-
дела американских военных властей в
Франкфурте недавно заявил журналистам,
что предприятия «И. Г. Фарбениндустри»
‹будут преобразованы для производства

мирной продукции, а не полностью уничто-
жены».

советской молодёжи

в Югославии

прибывшей делегации был выставлен по-
четный караул, а позднее был устроен бан-
кет. Делегация советской молодёжи посе-
тила могилу павших героев и возложила на
неё венок, а также посетила Дом инвалидов
войны. Делегацию советской молодёжи всю-
ду встречали исключительно тепло.